НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «Путешествие в деревню к бабушке»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
расширение представлений детей о домашнем животном кошке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_ekologii_1.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе № 4, воспитателя Вокуевой Н.Д..
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Путешествие в деревню к бабушке»
Цель: расширение представлений детей о домашнем животном – кошке.
Задачи:
- формировать умение узнавать и называть в игрушке и на картинках кошку и ее детенышей, передавать выразительность движений, передавать простейшие действия кошки;
- отмечать особенности поведения кошки;
- учить детей правильно называть части тела кошки;
- уточнить представления детей о питании кошки;
- формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы;
- развивать речь детей;
- формировать предпосылки доброго отношения к домашним животным;
- воспитывать желание слушать загадки, песенки, стихотворения;
- совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, менять движения с изменением содержания песни.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Предшествующая работа: наблюдение на прогулке за кошкой (котом); разучивание пальчиковой гимнастики «Котята умываются», «Кошка выпускает когти»; разучивание музыкальной игры «Котята – поварята» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсон); игры с игрушечными домашними животными; просмотр презентации «Кошки»; чтение произведений С.Я. Маршака «Сказка об умном мышонке», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый - полосатый»; чтение и инсценировка потешек «Как у нашего кота…», Кисонька – мурысенька…», рассматривание иллюстраций, картинок о кошках и ее детенышах.
Приемы работы: игровой; показ; рассматривание игрушки; беседа; вопросы детям; повтор слов, фраз за воспитателем; художественное слово; пальчиковая гимнастика; музыкальная игра; дидактическая игра; слушание песенки; имитация движений; звукоподражание; помощь; пояснение; напоминание; поощрение.
Материалы: панорама деревенской избы; костюм бабушки; мягкие игрушки: кошка, котенок, бычок, щенок, поросенок, ягненок; муляжи продуктов для кошки; картинки котят; фломастеры; аудиозапись с песенкой «Серенькая кошечка» (муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой), с песенкой «Котята – поварята» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсон); мольберт; маски – шапочки котят; деревянные расписные ложки; прянички.
Ход деятельности
1.Организационный момент
Воспитатель обращается к детям:
- Ребята! Подойдите, пожалуйста, все ко мне. Я рада вас видеть. Давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем: «Доброе утро», а теперь скажем шепотом.
Воспитатель сообщает детям, что встретилась с бабушкой, которая пригласила в гости в деревню. Предлагает детям отправиться в деревню к бабушке, проведать ее, посмотреть как и с кем она живет. Воспитатель проводит детей по импровизированной тропинке «к деревне».
2.Основная часть
Воспитатель с детьми подходят к деревенскому домику, в котором живет бабушка и стучатся в дверь. К детям выходит воспитатель в костюме бабушки.
Б а б у ш к а. Проходите, ребятушки малые, ко мне в гости. Буду с вами играть, стишки рассказывать. Есть у меня печка-матушка. Она всем в доме правит: и накормит, и напоит, и обогреет. А уж как хочется рассказать мне, кто еще со мной в доме живет! Ребятушки, хотите узнать? (Ответы детей.) Тогда отгадайте бабушкину загадку:
В доме встает она спозаранку,
Пьет молоко и лижет сметанку,
Песни мурлычет мне у окошка,
Бантик на шее. Кто это?
(Кошка)
Б а б у ш к а. Моя кошка Мурка любит на печке погреться. Сейчас с моей кошечкой мы поближе познакомимся. Я посажу свою Мурку на колени и поглажу. Посмотрите, как я глажу кошку: начинаю от головы и глажу к хвостику. А почему я глажу кошечку именно так? (Ответы детей. ) Животным нравится, когда их гладят по шерстке, а не против шерстки. Если гладить кошку неправильно, то ей не понравится. Кошечка будет фырчать, помахивать хвостиком, может убежать и даже поцарапать. Ребятушки, как вы думаете, кошечке нравится сидеть у меня на коленях? (Ответы детей.) Хотите погладить кошечку? Только нужно правильно общаться с животным, надо гладить по шерстке. Дети гладят кошку, а воспитатель читает:
- Мур-мур-мур, - мурлычет кошка,-
Ты погладь меня немножко.
От тепла и ласка
Я зажмур-рю глазки!
Бабушка просит детей показать, как поет кошка (звукоподражание). Бабушка вместе с детьми рассматривают кошку.
Б а б у ш к а. Все тело кошечки покрыто шерсткой. Какая шерстка у кошки Мурки? (Мягкая, пушистая, рыжая.) А еще она всегда чистая. Все кошки очень любят чистоту. Они часто умываются, вылизывают лапки, мордочку, все тело. Хотите узнать, как кошечка умывается? (Ответы детей.)
Пальчиковая гимнастика «Кошка умывается».
Вот, убрав царапки, («Моем руки».)
Кошка моет лапки.
Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)
На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.)
Б а б у ш к а. У кошки круглая голова. Ребятушки, а что есть на голове у кошки? (Ушки.) Какие ушки? Большие или маленькие? (Маленькие, треугольной формы.) Хоть у кошки ушки маленькие, она хорошо слышит, реагирует на любой шорох. Если мышка где-то зашуршала, она услышит, даже если дремлет. Вот она как насторожила ушки и к вам прислушивается. А что на мордочке у кошки есть? (Круглые глазки, нос, рот.) Зачем нужны глазки? (Ответы детей.) Правильно, глазами кошка видит. Зачем нужен нос? (Ответы детей.) Носом кошка дышит и нюхает пищу. А зачем нужен кошке рот? (Ответы детей.) Ртом кошка ест. А что еще вы видите на мордочке у кошки? (Ответы детей.) Усы. «Усы удивительной красы». Зачем кошке такие длинные усы, которые торчат в разные стороны? (Ответы детей.) С помощью усов кошка чувствует все вокруг. Даже ночью, когда на улице очень темно, кошка знает, где она, что около нее и кто рядом с ней. Усики у кошечки надо очень беречь. Где находятся у кошки глаза, нос, рот, усы? (Ответы детей.) Правильно, на мордочке.
Сколько лапок у кошки? (Ответы детей.) У кошки четыре лапки. «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки». Лапки мягонькие, потому что на них есть подушечки, чтобы кошка могла незаметно подкрадываться к добыче.
Бабушка предлагает детям походить тихо, как кошечка на мягких лапках, не слышно ступать по полу (имитация движений.)
В мягких лапках есть острые коготки. Кошка прячет коготки, чтобы они не стучали. Зачем кошке нужны острые загнутые коготки? (Ответы детей.) Коготки нужны для того, чтобы защищаться, быстро залезать на дерево, крепко держать добычу. С кошкой нужно играть и обращаться осторожно. Ребятушки, хотите узнать как кошка выпускает когти? (Ответы детей.)
Пальчиковая гимнастика «Кошка выпускает когти».
«Ш-ш-ш». (Поджимаем подушечки пальцев к ладоням.)
«Мяу». (Быстро выпрямляем и растопыриваем пальцы.)
Дети повторяют игру, всякий раз «превращаясь» в рассерженную или добродушную кошку.
Б а б у ш к а. А про что мы забыли поговорить? Что еще есть у кошки Мурки? (Ответы детей.) Правильно, хвост. Какой хвост, длинный или короткий? (Ответы детей.) У кошки длинный хвост. Когда кошка злится, она начинает вилять хвостом. А когда довольна, хвостик у нее приподнят вверх, и она начинает мурлыкать.
Дети вместе с бабушкой имитируют движения рассерженной кошки, «виляют хвостиком».
Б а б у ш к а. Вот какое интересное домашнее животное живет вместе со мной. Ребятушки, а почему кошку называют домашним животным? (Ответы детей.) Кошка Мурка живет рядом с человеком, с хозяйкой. Я ухаживаю за ней, кормлю ее, пою, лечу, убираю. А Мурка мне отвечает тем же, благодарит меня и пользу приносит. Кошечка мне песенки поет, ласкается, еду от мышей сберегает. Я очень люблю свою кошку Мурку.
Дидактическая игра «Покормим кошечку».
Бабушка сообщает, что перепутала весь корм и просит детей помочь накормить кошку Мурку. Бабушка просит детей собрать в миску только те продукты, которые любят кушать кошки. Бабушка поправляет ответы детей по мере необходимости.
Слушание песенки «Серенькая кошечка» (муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой.):
Серенькая кошечка Где ж мои ребятки,
Села на окошечко, Серые котятки
Хвостиком махала, Спать пора ребяткам,
Деток поджидала: Сереньким котяткам.
Б а б у ш к а. Ребятушки, посмотрите, моя кошка Мурка даже к миске с едой не подходит, отвернулась. Послушала нашу песенку и тоже загрустила. Почему загрустила моя рыжая кошка Мурка? (Ответы детей.) Да, она тоже своего детеныша – котенка потеряла. Поможем кошке найти маленького котенка?
Бабушка с детьми идут во двор и среди других детенышей домашних животных находят в корзинке котенка. Рассматривают котенка и находят внешние признаки сходства детеныша с мамой кошкой.
Продуктивная деятельность. Рисование. «Дорисуй усы котенку».
Бабушка просит детей подарить кошке Мурке еще рыженьких котят, чтобы им не было скучно. Бабушка предлагает детям картинки котят. Дети рассматривают картинки и определяют, что у котят на мордочке нет усов. Дети с помощью фломастеров дорисовывают усы котятам. Бабушка напоминает детям о правилах рисования фломастером. Вместе с детьми бабушка оформляет на мольберте выставку рисунков котят около кошки Мурки. Бабушка хвалит детей.
3.Рефлексия
В о с п и т а т е л ь. Ребята, вам понравилось у бабушки в гостях? (Ответы детей.) О каком домашнем животном вам рассказала бабушка? (Ответы детей.) Какая кошка Мурка? (Ответы детей.) Почему она вам понравилась? (Ответы детей.) Какие правила нужно соблюдать при общении с домашним животным? (Ответы детей.) Давайте скажем кошке Мурке и ее котятам самые добрые слова. (Ответы детей.)
Б а б у ш к а. Ребятушки, домашних животных нужно любить, заботиться о них и соблюдать правила безопасного общения с ними.
В о с п и т а т е л ь. Бабушка, а наши дети хотят на прощание подарить веселую игру про чудесных котят – поварят.
Музыкальная игра «Котята – поварята» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсон).
Бабушка благодарит детей, угощает пряничками. Дети приглашают бабушку с кошкой Муркой в детский сад, чтобы рассказать о своих домашних питомцах. Дети вместе с воспитателем возвращаются по импровизированной тропинке «из деревни» в детский сад.
Литература
1. Миронов А.В.. Экологическое образовании дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности. – Волгоград: Учитель.
2. Мосягина Л.И. Парциальная программа по курсу «Экологическое воспитание» для детей группы младшего дошкольного возраста (от 3 до4 лет). – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016.
3. Сержантова Ю.Б., Елоева А.В., Батова И.С., Небыкова О.Н.. Комплексные занятия по программе «Детство». Вторая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2016.
4. Соломенникова О.А.. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность"Путешествие в Чистюляндию"
игры,художественное слово,сказочные персонажи помогающие детям усвоить и сделать нормой жизни культурно-гигиенические навыки и другие полезные привычки....
Конспект непосредственно- образовательной деятельности «Путешествие Капельки» (интеграция образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество»)
Данный материал - это конспект интегрированного занятия о роли воды в жизни человека для старших дошкольников в игровой форме....
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности «Путешествие Улыбки и Удивлялки» с детьми старшей группы с интеграцией образовательной области «Социально-коммуникативная». (С использованием технологии ТРИЗ)
Формировать у детей старшего дошкольного возраста интегративное качество эмоциональный, отзывчивый. Воспитывать дображелательное отношение к окружающим. Развивать речь детей....
Конспект Непосредственно образовательной деятельности «Путешествие по сказкам» Образовательная область «Речевое развитие» Приобщение детей к художественной литературе
Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь....
«План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в страну сказок.» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе»
quot;Путешествие в страну сказок"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие по реке времени" Образовательная область «Познавательное развитие»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7»152150 Ярославская область, г. Ростов, Микрорайон...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие по ферме" по образовательной области "Речевое развитие" ранний возраст
Данный материал направлен на закрепление знаний о домашних животных и их рационе питания....