Конспект итогового занятия «Путешествие в осень» по развитию познавательных способностей в старшей группе для детей с ТНР
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сваткова Лариса Александровна

Занятие по развитию познавательных способностей "Путешествие в осень" проводится в конце осени, как итоговое. Цель занятия систематизировать представления детей о некоторых характерных признаках осени в живой и не живой природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_osen.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  итогового занятия «Путешествие в осень»

 по развитию познавательных способностей в

старшей группе для детей с ТНР

Цель: систематизировать представления детей о некоторых характерных признаках осени в живой и не живой природе.

Задачи:

  1. Образовательные:

- обобщить представления детей об осени как времени года, некоторых ее признаках, знание осенних месяцев и осенних периодов;

- обобщить представления о дарах природы: что называют дарами природы, их форма, внешние и вкусовые особенности;

- обобщить представления о некоторых деревьях и их плодах;

- совершенствовать умение узнавать породы деревьев по листьям и плодам;

- обобщить представления о перелетных птицах: как называют, почему улетают, их внешних особенностях;

-  совершенствовать грамматический строй речи: умение согласовывать слова во фразах и предложениях в роде, падеже и числе;

-  формировать умение высказывать и обосновывать свои высказывания.

2. Коррекционно - развивающие:                                                                        

- развивать, познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную активность;

-        активизировать речевую деятельность, развивать связную речь;

-  развивать общую координацию и тонкую моторику рук;

- развивать психические процессы: слуховое и зрительное внимание, воображение, память, логическое мышление;

-  развивать умение проводить элементарный самоанализ.

3.  Воспитательные:

- воспитывать любовь к природе, видеть прекрасное вокруг себя;

- воспитывать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Материал к занятию: корзина от Осени, в которой: письмо,  конверты с заданиями и играми, корзиночка с шишками, с плодами, фонарик, шапочки птиц, смайлики – эмоции, гербарий; компьютер, запись песни-игры «Вот летали птички».

Используемые технологии: здоровьесберегающие, коррекционные,  личностно-ориентированные, игровые.

Ход занятия:

Воспитатель: - Сегодня мы с вами совершим путешествие, а куда вы попробуете угадать сами.

- Сегодня, прейдя в группу, я увидела, что на нашей доске написано много слов. Давайте я вам их прочитаю, а вы попробуете угадать, кто же нас приглашает в гости.

Воспитатель читает слова.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, кто о себе так мог сказать?

Дети угадывают, что к нам приходила Осень.

Воспитатель: - А давайте мы с вами  добавим слова, какая осень.

Дети подбирают слова.

За доской дети видят корзину.  

Воспитатель: - Ребята, а здесь лежит письмо. Как вы думаете для чего?

Дети: - Давайте прочитаем его.

Воспитатель читает

«Дорогие ребята!

Все три месяца мы были вместе: гуляли, играли, узнавали, что-то новое. Я старалась вам доставить радость, угостить вкусными своими дарами. Мне было хорошо с вами, но пришла пора уступить место зиме. А сегодня я хочу с вами вспомнить, как хорошо нам было вместе, и посмотреть всё ли вы запомнили об осенней поре. Я для вас приготовила интересные задания, и конечно же подарки.

Ваша Осень!»

Воспитатель: - Ну, что мы принимаем предложение Осени.

Дети: - Да

Воспитатель: - Ребята, назовите, какие месяцы осени вы знаете!

Дети: - Сентябрь, октябрь, ноябрь!

Воспитатель: - Молодцы, вы правильно назвали месяцы! А как вы думаете, все периоды осени одинаковые?

Дети: - Нет.

Воспитатель: - Какие периоды осени вы знаете?

Дети: - Ранняя, золотая, поздняя!

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, в корзине есть конверты, давайте посмотрим, что там?

Дети достают конверты, рассматривают их и подбирают к каждому периоду свой конверт.

1 конверт (изображены Дары природы) 

2 конверт (изображена Золотая осень)

3 конверт (изображены перелетные птицы) 

1 конверт (изображены Дары природы) 

Воспитатель: - Ребята, какие дары природы вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: - Ребята, Осень нам предлагает игру «Назови и расскажи»

Вы выбираете любые две картинки из предложенных даров природы, по схеме описываете и выбираете в какую корзину их отправить.  

Дети выполняют задание.

Воспитатель: - Молодцы ребята! Мы выполнили первое задание Осени.

Воспитатель: - А теперь пришла пора отдохнуть и поиграть.

Игра «ДА или НЕТ»

- Я буду читать вопросы, а вы мне будите мне отвечать «да» и хлопать в ладоши или «нет» и топать ногами. Готовы?

- Осенью цветут цветы?

- Осенью растут грибы?

- Тучи солнце закрывают?

- Колючий ветер прилетает?

- Морозы сильные осенью бывают?

- Ну а птицы гнезда вьют?

- Звери норки закрывают?

- Урожай все собирают?

- А букашки прилетают?

- Птичьи стаи улетают?

- Часто-часто льют дожди?

- Солнце светит очень жарко?

- Можно детям загорать?

- Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Воспитатель: - Молодцы!

Воспитатель предлагает взять следующий конверт.

2 конверт (изображена Золотая осень) 

Воспитатель: - Ребята, следующее задание необычное. Мы должны узнать, под каким деревом дворник убирал листья.

Игра с фонариком «С какого дерева листья». Дети называют породу дерева и какие листья на нём. Например: дуб – дубовые, береза - березовые и т.д.

Воспитатель:- Молодцы, ребята!

Воспитатель: - А теперь немного отдохнем и сделаем массаж нашим ручкам.

Массаж при помощи сосновых шишек.

Эта шишка не простая

Вся колючая такая.

Меж ладошками кладем

И ладошки разотрем.

Вверх и вниз её катаем

Свои ручки развиваем!

Шишку я в руке держу,

То сожму, то разожму.

Поиграю с нею –

Ладошки разогрею.

Вот сжимаю правую,

Вот сжимаю левую…

Буду шишки я сжимать,

Буду ручки укреплять.        

Воспитатель: - Молодцы, посмотрите на ладошки, кто хорошо делал массаж?

Воспитатель: - Вы знаете, вам Осень приготовила загадки. Хотите узнать какие?

Дети: - Да

Воспитатель: - Загадка – игра называется «Угадай и назови плод». Вам предлагается на ощупь узнать плоды некоторых деревьев и назвать их.

На подносе под салфеткой лежат шишки еловые, сосновые, желудь, яблоко, груша, слива, каштан. Дети на ощупь должны узнать плоды некоторых деревьев и назвать их.

Воспитатель: - Да ребята, задние очень сложное, но вы молодцы!

Воспитатель предлагает взять следующий конверт.

3 конверт (изображены перелетные птицы) 

Воспитатель: - Каких птиц вы увидели на конверте?

Дети: - Ласточка, скворец, грач и т.д.

Воспитатель: - А как всех этих птиц можно назвать одним словом?

Дети: - Перелетные

Воспитатель: - Куда они летят? Почему?

Ответы детей: в теплые края; холодно, голодно.

Воспитатель: - Ребята, Осень вам приготовила игры с птицами. Вы сможете сами выбрать, какие вам понравятся. Для этого разделитесь парами.

Детям предлагаются игры, «Подбери птицу по тени и назови».

Дети выполняют задания, и затем мы все вместе называем и рассматриваем птиц.

В играх «Подбери хвост для птицы» уловка, есть карточки с перелетными птицами, а есть с зимующими, дети должны это заметить и сказать.

Воспитатель: - Молодцы ребята! 

Воспитатель: - А что же еще в корзине у Осени лежит.

Дети находят маски с птицами.

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, для чего она нам их принесла.

Ответы детей.

Воспитатель: - Вы знаете, это подарок для вас, чтобы вы могли играть в различные игры. Давайте немного повеселимся и потанцуем.

Под музыку проходит физминутка «Вот летали птички»

III.        Рефлексия

Воспитатель: - Ребята, вы молодцы! Вы выполнили все задания Осени.

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось наше путешествие в осень?

- А что вам понравилось?

- Какие задания для вас были легкими, а с какими было тяжело справиться?

Воспитатель: - Я предлагаю вам выбрать осенние смайлики, выложить их на мольберт, и мы узнаем, как вы оценили наше путешествие.

Воспитатель: - А еще я вам осень подготовила в подарок Гербарий и несколько игр, в которые вы сможете играть в любое время год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по развитию познавательных способностей в старшей группе

занятие направлено на развитие мышления, зрительного внимания, мелкой моторики рук, развитие умения действовать по образцу....

Итоговое занятие по развитию познавательных способностей в старшей группе

занятие направлено на развитие мышления, зрительного внимания, мелкой моторики рук, развитие умения действовать по образцу....

Конспект итоговой образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР

Конспект итоговой образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий средств языка в старшей группе  для детей с ТНР по теме: "Транспорт"...

Конспект итогового занятия « Путешествие в научный парк»Сириус»» в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ и ТРИЗ технологий

Цель: формировать интерес к учебной деятельности с помощью инновационных методик и технологий....

Конспект итогового занятия «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЧИТЛАНДИЯ» с детьми подготовительной к школе группы.

Цель занятия. Дать возможность детям показать свои знания,  умения и навыки по обучению грамоте...

Конспект по развитию познавательных способностей в старшей группе на тему: «Путешествие по заколдованному лесу».

Конспектпо развитию познавательных способностей в старшей группе на тему: «Путешествие по заколдованному лесу»....