Конспект итоговой образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект итоговой образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий средств языка в старшей группе для детей с ТНР по теме: "Транспорт"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_zanyatie.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект итоговой образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР
Направление:
- Познавательно-речевое развитие
- Социально-личностное развитие
- Физическое развитие
Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.
Ведущая образовательная область:
- Коммуникация
Коррекционно-образовательные задачи:
- Обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт»;
- Активизировать в речи прилагательные и закреплять навык согласования прилагательных с существительными;
- Закреплять умение образовывать существительные множественного числа;
- Закреплять усвоение категории творительного падежа с педлогом «с»;
- Закреплять усвоение глагола «ехать» с различными приставками;
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать связную речь, развивать умение грамотно отвечать на поставленные вопросы;
- Развивать общую и мелкую моторику;
- Стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;
- Развивать ассоциативное мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать коммуникативные навыки, уважение к труду шофера;
- Воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу;
- Совершенствовать умение слушать и слышать педагога.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор и экран;
- Видеоролик про автомобили;
- Игрушечные автомобили;
- Картинки на тему «транспорт»;
- Мнемотаблица;
- Листы бархатной бумаги с контурами разных машин;
- Клубки ниток на каждого ребенка;
- Мяч;
- Сигнальный кружок на каждого ребенка.
Организационный момент.
Логопед обращает внимание детей на экран. Дети смотрят видеоролик про автомобили.
- Объявление темы занятия.
Логопед: Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?
Дети: О транспорте.
Логопед: Правильно, о транспорте.
Логопед: Ребята, посмотрите на экран (слайд №1). А как вы думаете, какой бывает транспорт?
Дети: Транспорт бывает наземным, водным и воздушным.
Логопед: Верно, транспорт бывает наземным, водным и воздушным. Посмотрите внимательно на картинку и назовите воздушный транспорт, наземный, водный. (Индивидуальные ответы детей.)
- Логопед обращает внимание детей на экран.
Проводится игра «Дружит или не дружит». На экране по три картинки.
Машина «дружит» с автобусом или глобусом? (слайд № 2)
Самолет «дружит» с ракетой или котлетой? (слайд № 3)
Корабль «дружит» с лодкой или ложкой? (слайд № 4)
Трамвай «дружит» с поездом или домом? (слайд № 5)
Мотоцикл «дружит» с машиной или малиной? (слайд № 6)
Поезд «дружит» с ракетой или котлетой? (слайд № 7)
Дети должны сказать правильно и аргументировать свой ответ.
- Развитие фонематического восприятия.
Логопед: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в город и послушаем какой транспорт ездит по улицам нашего города.
Проводится игра «Город» из компьютерной программы «Развитие речи. Учимся правильно говорить». Дети угадывают транспорт по издаваемым звукам на слух.
- Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
Логопед: А сейчас я вам предлагаю произнести звуки различного транспорта, но сначала нам нужно размять наш язычок, губки.
Упражнения для щек и губ:
«Пыхтит паровоз», «Лодочка качается на волнах», «Шторм на море».
Упражнения для укрепления мышц языка:
«Лодочка», «Гудит пароход», «Самосвал высыпает груз».
Упражнения дыхательной гимнастики:
«Прокололась шина у машины». Произнесение звука ш-ш-ш-ш.
«Насос». Произнесение звука с-с-с-с.
«Машины едут по мостовой».Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».
«Гудит поезд». Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту»
«Сигналит машина». Произнесение слога би на одном выдохе: «Би-би-би-би».
- Знакомство с многозначными словами.
На экране картинки:
Логопед: Обратите внимание на экран, что вы видите на картинке?
Дети: Хвост самолета и лисий хвост (слайд № 8)
Логопед: правильно это хвосты, эти предметы имеют одно название, но разное значение. Как вы думаете для чего лисе и самолету хвост?
Дети: Лисе нужен хвост, чтобы следы заметать, а самолету чтобы удерживать самолет в воздухе.
Как вы думаете для чего крыло самолета? крыло птицы? (слайд № 9)
Как вы думаете для чего нос у теплохода? нос у волка? Нос у человека? (слайд № 10)
- Упражнение «Из чего-какой?» Закончи предложения.
Логопед: Ребята, посмотрите на экран. (слайд № 11). Дверца из металла (какая?)
Дети: Металлическая.
Логопед: Руль из пластмассы (какой?)
Дети: Пластмассовый.
Логопед: Сиденье обшитое кожей (какое?)
Дети: Кожаное.
Логопед: Колесо из резины (какое?)
Дети: Резиновое.
- Дети стоят около логопеда полукругом.
Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Летит, едет, плывет». Поднять сигнальный кружок, если прозвучавшее слово относится к транспорту и назвать действие, совершаемое этим транспортом (самолет, пароход, такси, велосипед, лодка, лыжник, электричка, машина, конькобежец, трамвай, воздушный шарик)».
- Физкультминутка «Шофер» (проводит один из детей)
Едем, едем на машине,
(движения рулем)
Нажимаем на педаль,
(сгибать и вытягивать ногу)
Газ включаем, выключаем, (тянуть «рычаг» к себе, от себя)
Смотрим пристально мы вдаль.
(ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли:
Влево, вправо - чистота.
(руки перед собой, сгибать их в локтях, ладони раскрыть, наклонять руки влево, вправо)
Волосы ерошит ветер.
(шевелить пальцами)
Мы шоферы хоть куда!
(поднять большой палец)
10. Закрепление усвоения глагола «ехать» с различными приставками. Логопед: А сейчас заведем моторчики: «Р-р-р». Поехали. Едем, едем, не спешим прямо в автомагазин. (На витрине стоят игрушечные машины).А кто знает, что такое автомагазин?
Дети: Автомагазин - это магазин, где продаются машины.
11. Повторение шуточного стихотворения с использованием мнемотехники.
Ехали мы, ехали, до горки... (доехали),
(Въехали, съехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали и до ямы... (доехали),
Яму... (объехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали, до речки... (доехали),
Мост... (переехали) и дальше... (поехали).
От моста... (отъехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали, до дома... (доехали),
Во двор... (заехали), вот и... (приехали).
12. Логопед пороводит игру с мячом «Один-много».
- На витрине грузовик, а в магазине... (грузовики).
- На витрине микроавтобус, а в магазине... (микроавтобусы).
- На витрине легковой автомобиль, а в магазине... (легковые автомобили).
- На витрине милицейская машина, а в магазине... (милицейские машины).
- На витрине спортивный самолет, а в магазине... (спортивные самолеты).
- На витрине мотоцикл, а в магазине... (мотоциклы).
13. Развитие мелкой моторики.
Логопед: Мы с вами задержались в автомагазине. Наверное, ваши родители ждут вас. Давайте сделаем им подарки. Нужно выложить машину по контуру нитью аккуратно, быстро.
Дети на листе бархатной бумаги с нарисованными контурами разных машин выкладывают нитью машину по контуру.
14. Итог занятия. Оценка детей на занятии.
Логопед: Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился: Эдик, Лена знают, что транспорт бывает наземным, водным и воздушным. Правильными, интересными были ответы на вопросы у Софьи, Игоря, Жени. Дима провел физкультминутку. Трофим знает, что такое автомагазин и был там с папой. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку. Подарки готовы. Давайте позвоним нашим родителям и расскажем, что вам понравилось, что интересного вы узнали.
Дети прижимают кулачок к уху. Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развития речи по теме:"Растения луга "(с использованием мнемотехники)
конспект непосредсвенно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Растения луга"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Материал представляет собой конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР. Поставлена цель, описаны дидактические игры, игров...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка. Тема: «Зимующие птицы»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка. Тема: «Зимующие птицы» p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; font: 14.0px H...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности по теме "Путешествие в деревню к бабушке Кате"
НОД с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Домашние животные" по развитию лексико-грамматических категорий:образование существительных с уменьшительно-ласкательными суфф...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. Тема «Наше тело. Предметы личной гигиены.» (подготовительная группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.Тема «Наше тело. Предметы личной гигиены.» ...
Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Предлог «НА».
Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленност...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Домашние птицы"
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка для детей средней группы...