Конспект итоговой образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Лариса Анасовна Шамсутдинова

Конспект итоговой образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий средств языка в старшей группе  для детей с ТНР по теме: "Транспорт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итоговой образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР

Направление:

  1. Познавательно-речевое развитие
  2. Социально-личностное развитие
  3. Физическое развитие

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.

Ведущая образовательная область:

  1. Коммуникация

 Коррекционно-образовательные  задачи:

  1. Обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт»;
  2. Активизировать в речи прилагательные и закреплять навык согласования прилагательных с существительными;
  3. Закреплять умение образовывать существительные множественного числа;
  4. Закреплять усвоение категории творительного падежа с педлогом «с»;
  5. Закреплять усвоение глагола «ехать» с различными приставками;

Коррекционно-развивающие  задачи:

  1. Развивать связную речь, развивать умение грамотно отвечать на поставленные вопросы;
  2. Развивать общую и мелкую моторику;
  3. Стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;
  4. Развивать ассоциативное мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Воспитывать коммуникативные навыки, уважение к труду шофера;
  2. Воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу;
  3. Совершенствовать умение слушать и слышать педагога.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор и экран;
  2. Видеоролик про автомобили;
  3. Игрушечные автомобили;
  4. Картинки на тему «транспорт»;
  5. Мнемотаблица;
  6. Листы бархатной бумаги с контурами разных машин;
  7. Клубки ниток на каждого ребенка;
  8. Мяч;
  9. Сигнальный кружок на каждого ребенка.

Организационный момент.

Логопед обращает внимание детей на экран. Дети смотрят  видеоролик про автомобили.

  1. Объявление темы занятия.

Логопед:  Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?

Дети: О транспорте.

Логопед: Правильно, о транспорте.

Логопед: Ребята, посмотрите на экран (слайд №1). А как вы думаете, какой бывает транспорт?

Дети: Транспорт бывает наземным, водным и воздушным.

Логопед: Верно, транспорт бывает наземным,  водным и воздушным. Посмотрите внимательно на картинку и назовите воздушный транспорт, наземный,  водный. (Индивидуальные ответы детей.)

  1. Логопед обращает внимание детей на экран.

Проводится игра «Дружит или не дружит». На экране по  три картинки.

Машина «дружит» с автобусом или глобусом? (слайд № 2)

Самолет «дружит» с ракетой или котлетой? (слайд № 3)

Корабль «дружит» с лодкой или ложкой? (слайд № 4)

Трамвай «дружит» с поездом или домом? (слайд № 5)

Мотоцикл «дружит» с машиной или малиной? (слайд № 6)

Поезд «дружит» с ракетой или котлетой? (слайд № 7)

Дети должны сказать правильно и аргументировать свой ответ.

  1. Развитие фонематического восприятия.

Логопед:  Ребята, сейчас мы с вами отправимся в город и послушаем какой транспорт ездит по улицам нашего города.

Проводится игра «Город» из компьютерной программы «Развитие речи. Учимся правильно говорить». Дети угадывают транспорт по издаваемым  звукам на слух.

  1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Логопед: А сейчас я вам предлагаю произнести звуки различного транспорта, но сначала нам нужно размять наш язычок, губки.                                  

Упражнения для щек и губ: 

«Пыхтит паровоз», «Лодочка качается на волнах», «Шторм на море».

Упражнения для укрепления мышц языка:

«Лодочка», «Гудит пароход», «Самосвал высыпает груз».

Упражнения дыхательной гимнастики:

«Прокололась шина у машины». Произнесение звука ш-ш-ш-ш.

«Насос». Произнесение звука с-с-с-с.

«Машины едут по мостовой».Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».

«Гудит поезд». Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту»

«Сигналит машина». Произнесение слога би на одном выдохе: «Би-би-би-би».

  1. Знакомство с многозначными словами.

 На экране картинки:

Логопед: Обратите внимание  на экран, что вы видите на картинке?

Дети: Хвост самолета и  лисий хвост (слайд № 8)

Логопед: правильно это хвосты, эти предметы имеют одно название, но разное значение. Как вы думаете для чего  лисе и самолету хвост?

Дети: Лисе нужен хвост, чтобы следы заметать, а самолету чтобы удерживать самолет в воздухе.

Как вы думаете для чего  крыло самолета? крыло птицы? (слайд № 9)

Как вы думаете для чего  нос у теплохода? нос у волка? Нос у человека? (слайд № 10)

  1. Упражнение «Из чего-какой?»  Закончи предложения.

Логопед:  Ребята, посмотрите на экран. (слайд № 11). Дверца из металла (какая?)

Дети: Металлическая.

Логопед: Руль из пластмассы (какой?)

Дети: Пластмассовый.

Логопед: Сиденье обшитое кожей (какое?)

Дети: Кожаное.

Логопед: Колесо из резины (какое?)

Дети: Резиновое.

  1. Дети стоят около логопеда полукругом.

Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Летит, едет, плывет». Поднять сигнальный кружок, если прозвучавшее слово относится к транспорту и назвать действие, совершаемое этим транспортом (самолет, пароход, такси, велосипед, лодка, лыжник, электричка, машина, конькобежец, трамвай, воздушный шарик)».

  1.  Физкультминутка «Шофер» (проводит один из детей)

Едем, едем на машине,
(движения рулем)
Нажимаем на педаль,
(сгибать и вытягивать ногу)
Газ включаем, выключаем, (тянуть «рычаг» к себе, от себя)
Смотрим пристально мы вдаль.
(ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли:
Влево, вправо - чистота.
(руки перед собой, сгибать их в локтях, ладони раскрыть, наклонять руки влево, вправо)
Волосы ерошит ветер.
(шевелить пальцами)
Мы шоферы хоть куда!
(поднять большой палец)

10.  Закрепление усвоения глагола «ехать» с различными приставками. Логопед: А сейчас заведем моторчики: «Р-р-р». Поехали. Едем, едем, не спешим прямо в автомагазин. (На витрине стоят игрушечные машины).А кто знает, что такое автомагазин?

Дети: Автомагазин - это магазин, где продаются машины. 

11.  Повторение шуточного стихотворения с использованием мнемотехники.

Ехали мы, ехали, до горки... (доехали),
(Въехали, съехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали и до ямы... (доехали),
Яму... (объехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали, до речки... (доехали),
Мост... (переехали) и дальше... (поехали).
От моста... (отъехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали, до дома... (доехали),
Во двор... (заехали), вот и... (приехали). 

12.  Логопед пороводит игру с мячом «Один-много».

- На витрине грузовик, а в магазине... (грузовики).
- На витрине микроавтобус, а в магазине... (микроавтобусы).
- На витрине легковой автомобиль, а в магазине... (легковые автомобили).
- На витрине милицейская машина, а в магазине... (милицейские машины).
- На витрине спортивный самолет, а в магазине... (спортивные самолеты).
- На витрине мотоцикл, а в магазине... (мотоциклы). 

13.   Развитие мелкой моторики. 

Логопед: Мы с вами задержались в автомагазине. Наверное, ваши родители ждут вас. Давайте сделаем им подарки. Нужно выложить машину по контуру нитью аккуратно, быстро.

Дети на листе бархатной бумаги с нарисованными контурами разных машин выкладывают нитью машину по контуру.

14.   Итог занятия. Оценка детей на занятии.

Логопед: Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился: Эдик,  Лена  знают, что   транспорт бывает наземным, водным и воздушным. Правильными, интересными были ответы на вопросы у Софьи, Игоря, Жени. Дима  провел физкультминутку. Трофим знает, что такое автомагазин и был там с папой. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку. Подарки готовы. Давайте позвоним нашим родителям и расскажем, что вам понравилось, что интересного вы узнали.

Дети прижимают кулачок к уху. Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развития речи по теме:"Растения луга "(с использованием мнемотехники)

конспект непосредсвенно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Растения луга"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Материал представляет собой конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР. Поставлена цель, описаны дидактические игры, игров...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка. Тема: «Зимующие птицы»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка. Тема: «Зимующие птицы» p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; font: 14.0px H...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности по теме "Путешествие в деревню к бабушке Кате"

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Домашние животные" по развитию лексико-грамматических категорий:образование существительных с уменьшительно-ласкательными суфф...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. Тема «Наше тело. Предметы личной гигиены.» (подготовительная группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.Тема «Наше тело. Предметы личной гигиены.» ...

Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Предлог «НА».

Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленност...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Домашние птицы"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка для детей средней группы...