Конспект занятия «Вода - наш друг» по развитию познавательных способностей в старшей группе для детей с ТНР
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Сваткова Лариса Александровна

Занятие для детей старшего возраста по изучению свойств воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_voda-nash_drug.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 компенсирующего вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект  занятия «Вода – наш друг»

 по развитию познавательных способностей в

старшей группе для детей с ТНР

Автор - составитель

воспитатель

 Сваткова Лариса Александровна

1. Образовательные: 

Совершенствовать и закрепить знания детей:

- об основных свойствах воды: прозрачная, без формы, цвета, запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества, отражает предметы;

-о значении воды в жизни людей и животных;

- о глобусе, как модели Земли;

-  совершенствовать грамматический строй речи: умение согласовывать слова во фразах и предложениях в роде, падеже и числе;

-  формировать умение высказывать и обосновывать свои высказывания.

2. Коррекционно - развивающие:                                                                        

- развивать, познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную активность, умение анализировать и делать выводы;

-        активизировать речевую деятельность, развивать связную речь;

-  развивать общую координацию и тонкую моторику рук;

- развивать психические процессы: слуховое и зрительное внимание, воображение, память, логическое мышление;

-  развивать умение проводить элементарный самоанализ.

3.  Воспитательные:

- воспитывать осознанное, бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу;

- умение работать в минигруппах, в коллективе; 
- воспитывать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость;

Материал к занятию: глобус, картинка озера, грязные капли, чистые капли, картинки-символы о свойствах воды, стаканчики, блюдца, мелкие игрушки, вода, молоко, растительное масло, краска, лимонный сок, соль, сахар, варенье, мука, песок, земля, одноразовые ложки, миска с водой, капельки  улыбающиеся и грустные.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, коррекционные,  личностно-ориентированные, игровые.

Ход занятия:

В группе оборудована лаборатория для исследования воды.

Педагог: Ребята, посмотрите, что необычного вы видите в группе?

Дети подходят к лаборатории и перечисляют, что видят.

Педагог: Как вы думаете, о чем мы сегодня будет говорить?

Ответы детей.

Педагог читает стихотворение

Кто знает, откуда берется вода?

Из снега, из крана, иль изо льда?

Хочу получить я четкий ответ

На свете есть жизнь без воды, или нет?!?

Вода, где живет? В морях, в стакане?

В колодце, в реке, может быть в океане?

В луже, в ручье, в ушате, в  лохани?

Может в болотце иль в тазике в бане?

Кто скажет, откуда берется вода?

И почему так прозрачна она.

И почему состояние разное:

Твердое, жидкое, газообразное?

Вода дает жизнь, все об этом мы знаем.

Только порой в суете забываем.

Что люди и птицы, и звери любые

Лишившись воды бы, и дня не прожили.

Люди!!! Будем же воду беречь.

Давайте воде не позволим зря течь.

А то ведь закончиться может вода,

И жизнь на Земле прекратится тогда!

Педагог: А сейчас я хочу вам загадать загадку (глобус прикрыт салфеткой)

Он - это модель Земли,

Сам возьми и посмотри.

Все моря и океаны, страны, горы, города.

Все покажет, что захочешь, отгадали вы, друзья?    

Дети: Глобус

Педагог: Совершенно верно – глобус.

А как вы понимаете – модель Земли?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Что мы можем увидеть на глобусе?

Ответы детей.

Педагог: Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

Ответы детей.

Педагог: На нашей Земле 4 океана и 30 морей. Как вы думаете это много или мало?

Ответы детей. 

Педагог: А подскажите, какие водоемы ещё можно встретить  на нашей планете.

Ответы детей.

Педагог: Да ребята, конечно воды на нашей планете очень много. Поэтому водоёмы можно загрязнять, воду из крана не выключать, вообщем, беречь её не к чему.

Дети:  Нет. Надо беречь, не загрязнять реки и озера…

Педагог: Какие вы молодцы!

Педагог:  Ребята, когда раньше мы говорили о рыбах, мы говорили, что вода в водоемах разная. Давайте вспомним в океане и море вода, какая на вкус? (соленая)

Педагог: А где мы можем взять пресную воду? (в реке, озере, пруду)

Педагог: А какой воды больше: пресной или соленой? (соленой, потому что объем воды в реках меньше, чем в океанах и морях) 

Педагог: А  как вы думаете, что с нашей планетой может случиться, если вся вода исчезнет?

Ответы детей.

Педагог:  Зачем нужна вода?

Ответы детей.

Педагог: Как мы люди используем воду?

Ответы детей.

Педагог:  Молодцы, ребята!

Педагог: Посмотрите, что изображено у меня на картинке? (изображение озера с темными пятнами)

Ответы детей. 

Педагог: Как вы думаете, почему на озере темные капли?

Ответы детей. 

Педагог: Ребята, я предлагаю вам сегодня поработать в лаборатории, изучить некоторые свойства  воды и ответить на интересные вопросы, получить за это чистые капли и подлечить наше озеро. Вы готовы?

Педагог: Перед тем, как мы приступим к работе, предлагаю размять наши ручки.

Гимнастика с колючим мячиком

Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик) 

И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему) 

Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое) 

Помассируем бока. (катаем между ладошек) 

«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик) 

Поиграть я с ним хочу. 

Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках) 

Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе) 

Педагог: Итак, приступаем к работе.

Опыт 1. Какой формы вода?

Педагог:        Ребята, что вы видите на столе.

Дети: Кубик и шарик.

Педагог:        Какой формы эти предметы?

(ответы детей).

Педагог: А как вы думаете, имеет ли форму вода?

Дети наливают воду в стаканчики и в блюдце.

Вывод:  Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.

Дети получают карточку с указанием – нет формы и чистую каплю.

Опыт 2. Какого цвета вода?

Педагог: Ребята, у вас есть стакан с водой, я предлагаю вам взять стакан с молоком. 

Педагог: У нас есть стаканы с водой, молоком  и игрушки. Давайте подумаем, как нам подтвердить, что у воды нет цвета?

Дети: Бросить игрушки в воду и молоко.

Вывод: В молоке игрушку не видно, а в воде видно. Значит вода прозрачная жидкость.

Дети получают карточку с указанием – нет цвета и чистую каплю.

Опыт 3. Имеет ли вода запах и вкус?

Педагог: Ребята, а как нам узнать есть ли запах и вкус у воды?

Дети пробуют воду и делают вывод, что вода не имеет вкуса и запаха.

Педагог: А сейчас, я предлагаю в воду добавить немого лимона и еще раз попробовать её. 

Педагог: Что-то изменилось?

Дети: Она стала кислая и ароматная.

Вывод: Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды вкус и  запах.

Дети получают карточку с указанием – нет запаха, нет вкуса и чистую каплю.

Опыт 4. Могут ли вещества растворяться в воде?

Педагог: Ребята, перед вами разные продукты и вещества: масло растительное, мука, песок, сахар, земля, варенье, краска.

Что мы будем делать, как определим, растворятся они?

Ответы детей.

 Педагог: А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? Ответы детей.

Вывод: Вода хороший растворитель, но не все вещества могут растворяться в воде.

Дети получают карточку с указанием – растворяется и нет.

Опыт 5. Может ли вода отражать предметы?

Педагог:  Ребята,  подойти ко мне, пожалуйста. Что вы видите?

Дети: Таз с водой.

Педагог:   Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели?

Дети: Своё лицо, отражение.

Педагог:  А где ещё можно увидеть своё отражение?

В зеркале, в витрине магазина и т.д.

Педагог:   Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение?

Дети: Очень плохо, оно размытое.

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Дети получают карточку с указанием – предметы в воде отражаются и чистую каплю. 

Педагог:  Мы с вами, как настоящие ученые, исследователи, вспомнили и узнали многое о воде. Собрали чистые капли для нашего озера.

Педагог:  Давайте очистим наше озеро.

Дети по очереди заменяют грязные капли чистыми.

Педагог:  Молодцы, ребята!

А сейчас, я предлагаю вам поиграть.

Игра «Согласен - не согласен».

Педагог:  Я буду произносить фразу. Если вы согласны – то вы хлопаете в ладоши и говорите да, да, да, если не согласны – то говорите нет, нет, нет и топаете ногами.

1. На земле много морей, рек, озёр и океанов.

2. Для питья годится соленая вода.

3. Вода – это и дождь, и туман, и снег, и иней, и град, и лёд.

4. Вода может растворять некоторые вещества.

5. Чтобы чистой была река, нужно мусор бросать туда. 

6. В воду можно посмотреть и увидеть себя.

7. Вода может быть только в жидком виде.

8. Без воды нет жизни.

Рефлексия:

Педагог:  Ребята, что вы сегодня узнали нового?

Педагог:  Какой опыт вам показался интересным больше всего?

Педагог:  Что вы узнали из опытов о воде?

Педагог:  А теперь, я предлагаю вам выбрать капельки, с эмоцией вашего настроения после занятия.

Дети выбирают капельки и объясняют, почему выбрали именно такую.

Педагог:  Молодцы ребята, вы дружно работали, много узнали интересного, были очень внимательны и активны.

Педагог: Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

Воду попусту не лей,

Дорожить водой умей,

Закрывай покрепче кран,

Чтоб не вытек океан.

Педагог: На этом наше занятие подошло к концу. Мы с вами ещё много узнаем о воде, круговороте воды в природе. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по развитию познавательных способностей в старшей группе

занятие направлено на развитие мышления, зрительного внимания, мелкой моторики рук, развитие умения действовать по образцу....

Итоговое занятие по развитию познавательных способностей в старшей группе

занятие направлено на развитие мышления, зрительного внимания, мелкой моторики рук, развитие умения действовать по образцу....

Конспект занятия с использованием фонетической ритмики по теме:"Насекомые" в старшей группе для детей с ОНР.

Прием фонетической ритмики используется не только для развития диафрагмального и речевого дыхания, но и для развития фонематического слуха у детей с ОНР....

Конспект занятия "Экспериментальная деятельность как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников"

Конспект занятия "Экспериментальная деятельность как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников"...

Конспект итогового занятия «Путешествие в осень» по развитию познавательных способностей в старшей группе для детей с ТНР

Занятие по развитию познавательных способностей "Путешествие в осень" проводится в конце осени, как итоговое. Цель занятия систематизировать представления детей о некоторых характерных ...

Конспект по развитию познавательных способностей в старшей группе на тему: «Путешествие по заколдованному лесу».

Конспектпо развитию познавательных способностей в старшей группе на тему: «Путешествие по заколдованному лесу»....