Конспект занятия «Вода - наш друг» по развитию познавательных способностей в старшей группе для детей с ТНР
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Занятие для детей старшего возраста по изучению свойств воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_voda-nash_drug.docx | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 компенсирующего вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
Конспект занятия «Вода – наш друг»
по развитию познавательных способностей в
старшей группе для детей с ТНР
Автор - составитель
воспитатель
Сваткова Лариса Александровна
1. Образовательные:
Совершенствовать и закрепить знания детей:
- об основных свойствах воды: прозрачная, без формы, цвета, запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества, отражает предметы;
-о значении воды в жизни людей и животных;
- о глобусе, как модели Земли;
- совершенствовать грамматический строй речи: умение согласовывать слова во фразах и предложениях в роде, падеже и числе;
- формировать умение высказывать и обосновывать свои высказывания.
2. Коррекционно - развивающие:
- развивать, познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную активность, умение анализировать и делать выводы;
- активизировать речевую деятельность, развивать связную речь;
- развивать общую координацию и тонкую моторику рук;
- развивать психические процессы: слуховое и зрительное внимание, воображение, память, логическое мышление;
- развивать умение проводить элементарный самоанализ.
3. Воспитательные:
- воспитывать осознанное, бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу;
- умение работать в минигруппах, в коллективе;
- воспитывать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость;
Материал к занятию: глобус, картинка озера, грязные капли, чистые капли, картинки-символы о свойствах воды, стаканчики, блюдца, мелкие игрушки, вода, молоко, растительное масло, краска, лимонный сок, соль, сахар, варенье, мука, песок, земля, одноразовые ложки, миска с водой, капельки улыбающиеся и грустные.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, коррекционные, личностно-ориентированные, игровые.
Ход занятия:
В группе оборудована лаборатория для исследования воды.
Педагог: Ребята, посмотрите, что необычного вы видите в группе?
Дети подходят к лаборатории и перечисляют, что видят.
Педагог: Как вы думаете, о чем мы сегодня будет говорить?
Ответы детей.
Педагог читает стихотворение
Кто знает, откуда берется вода?
Из снега, из крана, иль изо льда?
Хочу получить я четкий ответ
На свете есть жизнь без воды, или нет?!?
Вода, где живет? В морях, в стакане?
В колодце, в реке, может быть в океане?
В луже, в ручье, в ушате, в лохани?
Может в болотце иль в тазике в бане?
Кто скажет, откуда берется вода?
И почему так прозрачна она.
И почему состояние разное:
Твердое, жидкое, газообразное?
Вода дает жизнь, все об этом мы знаем.
Только порой в суете забываем.
Что люди и птицы, и звери любые
Лишившись воды бы, и дня не прожили.
Люди!!! Будем же воду беречь.
Давайте воде не позволим зря течь.
А то ведь закончиться может вода,
И жизнь на Земле прекратится тогда!
Педагог: А сейчас я хочу вам загадать загадку (глобус прикрыт салфеткой)
Он - это модель Земли,
Сам возьми и посмотри.
Все моря и океаны, страны, горы, города.
Все покажет, что захочешь, отгадали вы, друзья?
Дети: Глобус
Педагог: Совершенно верно – глобус.
А как вы понимаете – модель Земли?
Ответы детей.
Педагог: Правильно, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Что мы можем увидеть на глобусе?
Ответы детей.
Педагог: Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?
Ответы детей.
Педагог: На нашей Земле 4 океана и 30 морей. Как вы думаете это много или мало?
Ответы детей.
Педагог: А подскажите, какие водоемы ещё можно встретить на нашей планете.
Ответы детей.
Педагог: Да ребята, конечно воды на нашей планете очень много. Поэтому водоёмы можно загрязнять, воду из крана не выключать, вообщем, беречь её не к чему.
Дети: Нет. Надо беречь, не загрязнять реки и озера…
Педагог: Какие вы молодцы!
Педагог: Ребята, когда раньше мы говорили о рыбах, мы говорили, что вода в водоемах разная. Давайте вспомним в океане и море вода, какая на вкус? (соленая)
Педагог: А где мы можем взять пресную воду? (в реке, озере, пруду)
Педагог: А какой воды больше: пресной или соленой? (соленой, потому что объем воды в реках меньше, чем в океанах и морях)
Педагог: А как вы думаете, что с нашей планетой может случиться, если вся вода исчезнет?
Ответы детей.
Педагог: Зачем нужна вода?
Ответы детей.
Педагог: Как мы люди используем воду?
Ответы детей.
Педагог: Молодцы, ребята!
Педагог: Посмотрите, что изображено у меня на картинке? (изображение озера с темными пятнами)
Ответы детей.
Педагог: Как вы думаете, почему на озере темные капли?
Ответы детей.
Педагог: Ребята, я предлагаю вам сегодня поработать в лаборатории, изучить некоторые свойства воды и ответить на интересные вопросы, получить за это чистые капли и подлечить наше озеро. Вы готовы?
Педагог: Перед тем, как мы приступим к работе, предлагаю размять наши ручки.
Гимнастика с колючим мячиком
Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)
И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)
Помассируем бока. (катаем между ладошек)
«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)
Педагог: Итак, приступаем к работе.
Опыт 1. Какой формы вода?
Педагог: Ребята, что вы видите на столе.
Дети: Кубик и шарик.
Педагог: Какой формы эти предметы?
(ответы детей).
Педагог: А как вы думаете, имеет ли форму вода?
Дети наливают воду в стаканчики и в блюдце.
Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
Дети получают карточку с указанием – нет формы и чистую каплю.
Опыт 2. Какого цвета вода?
Педагог: Ребята, у вас есть стакан с водой, я предлагаю вам взять стакан с молоком.
Педагог: У нас есть стаканы с водой, молоком и игрушки. Давайте подумаем, как нам подтвердить, что у воды нет цвета?
Дети: Бросить игрушки в воду и молоко.
Вывод: В молоке игрушку не видно, а в воде видно. Значит вода прозрачная жидкость.
Дети получают карточку с указанием – нет цвета и чистую каплю.
Опыт 3. Имеет ли вода запах и вкус?
Педагог: Ребята, а как нам узнать есть ли запах и вкус у воды?
Дети пробуют воду и делают вывод, что вода не имеет вкуса и запаха.
Педагог: А сейчас, я предлагаю в воду добавить немого лимона и еще раз попробовать её.
Педагог: Что-то изменилось?
Дети: Она стала кислая и ароматная.
Вывод: Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды вкус и запах.
Дети получают карточку с указанием – нет запаха, нет вкуса и чистую каплю.
Опыт 4. Могут ли вещества растворяться в воде?
Педагог: Ребята, перед вами разные продукты и вещества: масло растительное, мука, песок, сахар, земля, варенье, краска.
Что мы будем делать, как определим, растворятся они?
Ответы детей.
Педагог: А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? Ответы детей.
Вывод: Вода хороший растворитель, но не все вещества могут растворяться в воде.
Дети получают карточку с указанием – растворяется и нет.
Опыт 5. Может ли вода отражать предметы?
Педагог: Ребята, подойти ко мне, пожалуйста. Что вы видите?
Дети: Таз с водой.
Педагог: Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели?
Дети: Своё лицо, отражение.
Педагог: А где ещё можно увидеть своё отражение?
В зеркале, в витрине магазина и т.д.
Педагог: Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение?
Дети: Очень плохо, оно размытое.
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
Дети получают карточку с указанием – предметы в воде отражаются и чистую каплю.
Педагог: Мы с вами, как настоящие ученые, исследователи, вспомнили и узнали многое о воде. Собрали чистые капли для нашего озера.
Педагог: Давайте очистим наше озеро.
Дети по очереди заменяют грязные капли чистыми.
Педагог: Молодцы, ребята!
А сейчас, я предлагаю вам поиграть.
Игра «Согласен - не согласен».
Педагог: Я буду произносить фразу. Если вы согласны – то вы хлопаете в ладоши и говорите да, да, да, если не согласны – то говорите нет, нет, нет и топаете ногами.
1. На земле много морей, рек, озёр и океанов.
2. Для питья годится соленая вода.
3. Вода – это и дождь, и туман, и снег, и иней, и град, и лёд.
4. Вода может растворять некоторые вещества.
5. Чтобы чистой была река, нужно мусор бросать туда.
6. В воду можно посмотреть и увидеть себя.
7. Вода может быть только в жидком виде.
8. Без воды нет жизни.
Рефлексия:
Педагог: Ребята, что вы сегодня узнали нового?
Педагог: Какой опыт вам показался интересным больше всего?
Педагог: Что вы узнали из опытов о воде?
Педагог: А теперь, я предлагаю вам выбрать капельки, с эмоцией вашего настроения после занятия.
Дети выбирают капельки и объясняют, почему выбрали именно такую.
Педагог: Молодцы ребята, вы дружно работали, много узнали интересного, были очень внимательны и активны.
Педагог: Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.
Воду попусту не лей,
Дорожить водой умей,
Закрывай покрепче кран,
Чтоб не вытек океан.
Педагог: На этом наше занятие подошло к концу. Мы с вами ещё много узнаем о воде, круговороте воды в природе. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по развитию познавательных способностей в старшей группе
занятие направлено на развитие мышления, зрительного внимания, мелкой моторики рук, развитие умения действовать по образцу....
Итоговое занятие по развитию познавательных способностей в старшей группе
занятие направлено на развитие мышления, зрительного внимания, мелкой моторики рук, развитие умения действовать по образцу....
Конспект занятия с использованием фонетической ритмики по теме:"Насекомые" в старшей группе для детей с ОНР.
Прием фонетической ритмики используется не только для развития диафрагмального и речевого дыхания, но и для развития фонематического слуха у детей с ОНР....
Конспект занятия по конструированию из геометрических фигур «Домашние птицы» в старшей группе для детей с интеллектуальной недостаточностью
Данное занятие подойдет для детей с ЗПР и УО старшей/ подготовителной группы....
Конспект занятия "Экспериментальная деятельность как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников"
Конспект занятия "Экспериментальная деятельность как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников"...
Конспект итогового занятия «Путешествие в осень» по развитию познавательных способностей в старшей группе для детей с ТНР
Занятие по развитию познавательных способностей "Путешествие в осень" проводится в конце осени, как итоговое. Цель занятия систематизировать представления детей о некоторых характерных ...
Конспект по развитию познавательных способностей в старшей группе на тему: «Путешествие по заколдованному лесу».
Конспектпо развитию познавательных способностей в старшей группе на тему: «Путешествие по заколдованному лесу»....