Модифицированная программа дополнительного образовательного кружка в ДО
материал по окружающему миру
Модифицированная программа дополнительного образовательного кружка в ДО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа кружка
«Маленькие исследователи»
для детей второй младшей и среднего дошкольного возраста
«Почемучки»
для детей старшего и подготовительного к школе возраста
Воспитатель МБДОУ № 53 «Радуга»
Фукалова Татьяна Николаевна
г. Канск
Пояснительная записка.
Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном возрасте имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе. Дети, дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, ребёнок, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, постучать им. Подрастая, многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и т.д. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности. В ходе поисково - исследовательской деятельности создаются такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключения, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
Обоснование темы:
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной активности. Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Конечно, ребенок познает мир в процессе своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочить свои представления о мире.
В связи с этим в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы;
- развивается речь;
- происходит накопление фонда умственных умений;
- формируется самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения результата;
- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности;
Цель: создание условий для формирования у дошкольников поисково- познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность детям через эксперимент развивать исследовательскую деятельность.
Задачи:
- создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- формировать умение собственного исследовательского и познавательного опыта;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
- активизировать у детей коммуникативность, наблюдательность, элементарный самоконтроль своих действий;
- совершенствовать у детей представления о возникновении приборов в истории человечества.
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
- привлекать родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на реализацию от 2-ой младшей до подготовительной к школе группы. На 4 года. Для успешного освоения программы в кружке, количество детей составляет численность детей в группе.
Форма организации:
- непосредственно-организованная деятельность
- совместная деятельность
-самостоятельная деятельность
Место проведения: групповая комната
Кружок организуется во второй половине дня, проводится в течение 15-30 минут (в зависимости от возраста детей), два раза в месяц с октября по май в соответствии с требованиями САН ПиНа 2.4.1.3049-13, от 15. 05.2013г. №26.
Сроки работы кружковой деятельности
1 этап (сентябрь) – планирование работы: изучение литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы, мониторинг;
2 этап (октябрь) – внедрение и вовлечение в кружковую деятельность детей, корректировка программы работы;
3 этап (сентябрь – май) – анализ результатов работы, мониторинг.
Методы и приемы:
- экспериментирование
- воссоздание опытов
- практические
- моделирование
Организация поисково-познавательной работы с детьми дошкольного возраста идет по взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
1. Неживая природа: вода, воздух, почва, земля, песок их свойства. Планета Земля – её рельеф, климат, природные явления. Космос и Солнечная система
2. Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д
3. Человек (человек – живой организм, человек – пользователь природы).
4.Физические явления (цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество и т.д.)
5.Рукотворный мир (материалы и их свойства, предмет – результат деятельности человека, преобразования предметов и т.д.)
Оборудование:
- приборы: микроскоп, компас, магниты, лупы, песочные часы, зеркало, весы, линейки, мерные стаканчики;
- предметы из разных материалов: бумаги, дерева, железа, пластмассы и др; коллекции природных материалов: семена, камни, песок, глина, земля, гербарии;
- оборудование для опытов: пипетки, ложки, пробирки, прозрачные емкости, полиэтиленовые бутылки, трубочки и т.д.;
- иллюстративный, наглядный материал, глобус, детская картотека опытов, детские энциклопедии;
Мини – лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей. Постоянным руководителем нашей мини-лаборатории является сказочные персонажи – куклы: Капелка «Любознайка», учёный «Знайка». Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию. После проведения эксперимента у детей возникает множество вопросов, и я считаю, что не всегда необходимо сразу давать на них ответ, а надо способствовать тому, чтобы дети находили его самостоятельно. Часто детские вопросы становятся темой для следующего эксперимента
Основываясь на практику, утверждаю, что дети очень любят экспериментировать.
Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, я рекомендую и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи. Кроме этого, родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций, экспонаты, которые они собирают во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес.
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование кружка « Маленькие исследователи» (вторая младшая группа.)
воспитатель: Фукалова Т.Н.
Месяц | Тема | Программное содержание |
сентябрь | диагностика (наблюдение воспитателя)
«Экскурсия в лабораторию» |
- определить уровень познавательной активности детей в процессе экспериментирования на начало года - познакомить детей центром экспериментирования, с куклой « капелькой – любознайкой» - провести инструктаж : правила поведения и техникабезопасности, во время проведения опытов на занятиях кружка |
октябрь |
«Какая вода?» (наблюдение в умывальной комнате) «Тонет - не тонет» | - формировать элементарные навыки, связанные с экспериментированием - познакомить со свойствами воды (текучесть, прозрачность, без запаха)
- познакомить детей с простейшими способами обследования предметов - формировать умение следить за ходом опыта, делать простейшие выводы |
ноябрь |
«Куда делась лужица?» Игра «Рыбалка» | -дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами (губкой, салфеткой, грушей) - вызвать желание у детей экспериментировать - формировать любознательность - закрепить знания о свойствах воды - воспитывать аккуратность |
декабрь | «Разноцветная водичка» «Хрустальные льдинки» Игра «цветные льдинки» | - формировать представление о свойстве воды – растворимость, возможность окрашивания - познакомить со свойствами воды (замораживание) - способствовать развитию внимания, любознательности |
январь | «Чистый ли снег?» | - показать процесс таяния воды, вода получается грязная - формировать умение делать простейшие выводы (снег есть нельзя) |
февраль | «Вода наша помощница» Игра «Стираем бельё» | - формировать навыки аккуратности и чистоплотности |
март | «Удивительный песок»
«Сказка о камешке» Игра «Чудесный мешочек» | - познакомить детей со свойствами песка посредством исследовательской деятельности (сыпучий, влажный) - развивать познавательную активность через простейшие опыты - умение соблюдать правила безопасности при проведении опыта
- на примере опыта показать, что предметы могут быть легкими и тяжелыми - формировать умение определять вес предметов, группировать предметы по весу - определять на ощупь самый твердый предмет |
апрель |
«Игры с соломинкой» « Что в пакете?» |
- дать представление о значении воздуха в жизни человека, его свойствах (увидеть, почувствовать) - формировать знания детей о воздухе, его свойствах (холодный, теплый, влажный) |
май | «диагностика» | - определить уровень познавательной активности детей в процессе экспериментирования на конец года
|
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование кружка « Маленькие исследователи» (средняя группа)
воспитатель: Фукалова Т.Н.
Месяц | Тема | Программное содержание |
сентябрь | диагностика (наблюдение воспитателя)
«Экскурсия в лабораторию» |
- определить уровень познавательной активности детей в процессе экспериментирования на начало года - провести инструктаж , правила поведения и техника безопасности, во время проведения опытов на занятиях кружка |
октябрь |
«Волшебная водичка» (растворимость сахарного песка, стирального порошка, масла в воде) «Кто такие маленькие человечки» | - формировать элементарные навыки, связанные с экспериментированием - способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; - развивать логическое мышление детей путем создания проблемных ситуаций и их решений.
- подвести детей к понятию о разных состояниях воды – жидком, твердом и газообразном – с позиции «маленьких человечков»; - формировать умение следить за ходом опыта, делать простейшие выводы |
ноябрь |
«Мы фокусники»
«Необычная скрепка» | - помочь детям выявить свойства магнита: происхождение магнитных сил через различные материалы; - вызвать желание у детей экспериментировать - определить способность металлических предметов намагничиваться; - формировать любознательность |
декабрь | «Игры со льдом» «Цветные кубики» | - стимулировать самостоятельное формирование выводов детьми; - развивать логическое мышление детей путем создания проблемных ситуаций. - развивать способность к сравнению, умению обследовать предметы с разных сторон, выявлять нужные свойства. |
январь | «Песочные часы» | - познакомить детей со свойствами песка и глины. |
февраль |
«Песчаный конус» | - развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций; - умение соблюдать правила безопасности при проведении опыта |
март | «Свет вокруг нас»
«Когда это бывает?» | - развивать логическое мышление , речь, умение выдвигать гипотезы и доказывать свою правоту;
- подвести к понятию, что источники света могут принадлежать и к природному и рукотворному миру: классификация источников света. |
апрель |
«Нужен ли корешкам воздух» «Что такое звук?» |
-выявить потребность растений в воздухе, дыхании; подвести к понимаю процесса дыхания комнатных растений, процесса всасывания воды и необходимости рыхления почвы. - подвести детей к умению различать на слух изменения звуков и шумов, к понимаю причин возникновения звуков; - актуализировать знания детей о шумовых свойствах предметов. |
май | «диагностика» | - определить уровень познавательной активности детей в процессе экспериментирования на конец года
|
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование кружка « Почемучки»
(старшая группа.)
воспитатель: Фукалова Т.Н.
Месяц | Тема | Программное содержание |
сентябрь | диагностика |
- определить уровень сформированности развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования на начало года. |
октябрь | «Экскурсия в лабораторию»
«Всё обо всём» | - инструктаж и повторение правил поведения и технике безопасности во время проведения опытов на занятиях кружка; -познакомить детей с новыми материалами, которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте; - создать максимальные условия для развития познавательной активности детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, формулирование выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
|
ноябрь |
«Мы дышим воздухом. У нас есть вдох и выдох»
«Подводная лодка» | - Познакомить детей со свойствами воздуха, выявить потребность дыхания. - помочь выяснить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду. |
декабрь |
«Фартук для Почемучки» «Почему не выливается?» (фокус) | - актуализировать знания детей о свойствах воды проникать через ткань. - помочь детям понять, что такое атмосферное давление, и вместе с ними обнаружить его - совершенствовать умение выдвигать гипотезы и предсказывать ожидаемый результат |
январь | «Магнитные силы» | - определить способность металлических предметов намагничиваться. |
февраль | «Как распространяются звуки?» | - помочь понять, как распространяются звуковые волны. |
Месяц | Тема | Программное содержание |
март | «Где больше воды» «Какую форму принимает вода?» | - подвести детей к понимаю того, что жидкость принимает форму сосуда, в котором находится. |
апрель |
«Радуга на свете» «Сильная газета» | - познакомить с механизмом возникновения цвета; - развивать наблюдательность, умение схематично вести запись. - познакомить детей с новыми свойствами бумаги; - развивать умение рассуждать, сравнивать результаты. |
май | диагностика | - определить уровень сформированности развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования. |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование кружка « Почемучки» (подготовительная к школе группа.)
воспитатель: Фукалова Т.Н.
Месяц | Тема | Программное содержание |
сентябрь | диагностика |
- определить уровень сформированности развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования на начало года. |
октябрь | «Экскурсия в лабораторию»
«Всё обо всём» | - инструктаж и повторение правил поведения и технике безопасности во время проведения опытов на занятиях кружка; -познакомить детей с новыми материалами, которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте; - создать максимальные условия для развития познавательной активности детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, формулирование выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
|
ноябрь |
«Живые камни» « Выложи картинку» - игра с камешками | - познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми (мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы) - показать детям возможность использования камней в игровых целях; |
декабрь | « Мир материалов» «Стекло.Таинственные картинки» «Пластмасса» | - познакомить с производством и разновидностями стекла, где и как его используют. -познакомить детей с разнообразием пластмассовых изделий, как изготавливают и используют; |
январь | «Резина» | - познакомить с производством и разновидностями резины, где и как её используют; |
февраль | «Мир ткани» | - познакомить с названиями тканей, формировать умение сравнивать их по свойствам и способам использования для пошива вещей; |
Месяц | Тема | Программное содержание |
март | «Угадайка» «Подушка из пены» | - показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала;
- дать детям представление о плавучести предметов; |
апрель | «Сила тяготения» «Почему в космос летают на ракете?» |
- дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле; - уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета; |
май | «Секретные записки»
диагностика | - выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления;
- определить уровень сформированности развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образовательного кружка «Компьютерная грамота» (познавательное развитие детей 4-5 лет)
Цель программы данного кружка: развитие логического мышления и познавательной активности детей путем применения компьютера....
Рабочая программа дополнительного образовательного кружка. «Маленький художник».
рабочая программа...
Модифицированная программа дополнительной образовательной услуги по обучению грамоте "Букваренок"
Дополнительные образовательные услуги...
Модифицированная программа дополнительной образовательной услуги по обучению основам компьютерной грамотности "Мышка"
Компьютерный кружок "Мышка"...
Программа дополнительного образовательного кружка по ознакомлению с правилами дорожного движения для детей 6-го года жизни «Азбука дорожной безопасности»
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...
Программа дополнительного образовательного кружка по ознакомлению с правилами дорожного движения для детей 6-го года жизни «Азбука дорожной безопасности»
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...
Программа дополнительного образовательного кружка «Робототехника» для детей старших и подготовительных групп
Конструирование нового поколения предназначено для того, чтобы положить начало формированию у ребенка целостного представления о мире техники, устройстве конст...