Модифицированная программа дополнительного образовательного кружка в ДО
материал по окружающему миру
Модифицированная программа дополнительного образовательного кружка в ДО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа кружка
«Маленькие исследователи»
для детей второй младшей и среднего дошкольного возраста
«Почемучки»
для детей старшего и подготовительного к школе возраста
Воспитатель МБДОУ № 53 «Радуга»
Фукалова Татьяна Николаевна
г. Канск
Пояснительная записка.
Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном возрасте имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе. Дети, дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, ребёнок, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, постучать им. Подрастая, многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и т.д. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности. В ходе поисково - исследовательской деятельности создаются такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключения, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
Обоснование темы:
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной активности. Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Конечно, ребенок познает мир в процессе своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочить свои представления о мире.
В связи с этим в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы;
- развивается речь;
- происходит накопление фонда умственных умений;
- формируется самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения результата;
- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности;
Цель: создание условий для формирования у дошкольников поисково- познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность детям через эксперимент развивать исследовательскую деятельность.
Задачи:
- создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- формировать умение собственного исследовательского и познавательного опыта;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
- активизировать у детей коммуникативность, наблюдательность, элементарный самоконтроль своих действий;
- совершенствовать у детей представления о возникновении приборов в истории человечества.
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
- привлекать родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на реализацию от 2-ой младшей до подготовительной к школе группы. На 4 года. Для успешного освоения программы в кружке, количество детей составляет численность детей в группе.
Форма организации:
- непосредственно-организованная деятельность
- совместная деятельность
-самостоятельная деятельность
Место проведения: групповая комната
Кружок организуется во второй половине дня, проводится в течение 15-30 минут (в зависимости от возраста детей), два раза в месяц с октября по май в соответствии с требованиями САН ПиНа 2.4.1.3049-13, от 15. 05.2013г. №26.
Сроки работы кружковой деятельности
1 этап (сентябрь) – планирование работы: изучение литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы, мониторинг;
2 этап (октябрь) – внедрение и вовлечение в кружковую деятельность детей, корректировка программы работы;
3 этап (сентябрь – май) – анализ результатов работы, мониторинг.
Методы и приемы:
- экспериментирование
- воссоздание опытов
- практические
- моделирование
Организация поисково-познавательной работы с детьми дошкольного возраста идет по взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
1. Неживая природа: вода, воздух, почва, земля, песок их свойства. Планета Земля – её рельеф, климат, природные явления. Космос и Солнечная система
2. Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д
3. Человек (человек – живой организм, человек – пользователь природы).
4.Физические явления (цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество и т.д.)
5.Рукотворный мир (материалы и их свойства, предмет – результат деятельности человека, преобразования предметов и т.д.)
Оборудование:
- приборы: микроскоп, компас, магниты, лупы, песочные часы, зеркало, весы, линейки, мерные стаканчики;
- предметы из разных материалов: бумаги, дерева, железа, пластмассы и др; коллекции природных материалов: семена, камни, песок, глина, земля, гербарии;
- оборудование для опытов: пипетки, ложки, пробирки, прозрачные емкости, полиэтиленовые бутылки, трубочки и т.д.;
- иллюстративный, наглядный материал, глобус, детская картотека опытов, детские энциклопедии;
Мини – лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей. Постоянным руководителем нашей мини-лаборатории является сказочные персонажи – куклы: Капелка «Любознайка», учёный «Знайка». Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию. После проведения эксперимента у детей возникает множество вопросов, и я считаю, что не всегда необходимо сразу давать на них ответ, а надо способствовать тому, чтобы дети находили его самостоятельно. Часто детские вопросы становятся темой для следующего эксперимента
Основываясь на практику, утверждаю, что дети очень любят экспериментировать.
Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, я рекомендую и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи. Кроме этого, родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций, экспонаты, которые они собирают во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес.
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование кружка « Маленькие исследователи» (вторая младшая группа.)
воспитатель: Фукалова Т.Н.
Месяц | Тема | Программное содержание |
сентябрь | диагностика (наблюдение воспитателя)
«Экскурсия в лабораторию» |
- определить уровень познавательной активности детей в процессе экспериментирования на начало года - познакомить детей центром экспериментирования, с куклой « капелькой – любознайкой» - провести инструктаж : правила поведения и техникабезопасности, во время проведения опытов на занятиях кружка |
октябрь |
«Какая вода?» (наблюдение в умывальной комнате) «Тонет - не тонет» | - формировать элементарные навыки, связанные с экспериментированием - познакомить со свойствами воды (текучесть, прозрачность, без запаха)
- познакомить детей с простейшими способами обследования предметов - формировать умение следить за ходом опыта, делать простейшие выводы |
ноябрь |
«Куда делась лужица?» Игра «Рыбалка» | -дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами (губкой, салфеткой, грушей) - вызвать желание у детей экспериментировать - формировать любознательность - закрепить знания о свойствах воды - воспитывать аккуратность |
декабрь | «Разноцветная водичка» «Хрустальные льдинки» Игра «цветные льдинки» | - формировать представление о свойстве воды – растворимость, возможность окрашивания - познакомить со свойствами воды (замораживание) - способствовать развитию внимания, любознательности |
январь | «Чистый ли снег?» | - показать процесс таяния воды, вода получается грязная - формировать умение делать простейшие выводы (снег есть нельзя) |
февраль | «Вода наша помощница» Игра «Стираем бельё» | - формировать навыки аккуратности и чистоплотности |
март | «Удивительный песок»
«Сказка о камешке» Игра «Чудесный мешочек» | - познакомить детей со свойствами песка посредством исследовательской деятельности (сыпучий, влажный) - развивать познавательную активность через простейшие опыты - умение соблюдать правила безопасности при проведении опыта
- на примере опыта показать, что предметы могут быть легкими и тяжелыми - формировать умение определять вес предметов, группировать предметы по весу - определять на ощупь самый твердый предмет |
апрель |
«Игры с соломинкой» « Что в пакете?» |
- дать представление о значении воздуха в жизни человека, его свойствах (увидеть, почувствовать) - формировать знания детей о воздухе, его свойствах (холодный, теплый, влажный) |
май | «диагностика» | - определить уровень познавательной активности детей в процессе экспериментирования на конец года
|
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование кружка « Маленькие исследователи» (средняя группа)
воспитатель: Фукалова Т.Н.
Месяц | Тема | Программное содержание |
сентябрь | диагностика (наблюдение воспитателя)
«Экскурсия в лабораторию» |
- определить уровень познавательной активности детей в процессе экспериментирования на начало года - провести инструктаж , правила поведения и техника безопасности, во время проведения опытов на занятиях кружка |
октябрь |
«Волшебная водичка» (растворимость сахарного песка, стирального порошка, масла в воде) «Кто такие маленькие человечки» | - формировать элементарные навыки, связанные с экспериментированием - способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; - развивать логическое мышление детей путем создания проблемных ситуаций и их решений.
- подвести детей к понятию о разных состояниях воды – жидком, твердом и газообразном – с позиции «маленьких человечков»; - формировать умение следить за ходом опыта, делать простейшие выводы |
ноябрь |
«Мы фокусники»
«Необычная скрепка» | - помочь детям выявить свойства магнита: происхождение магнитных сил через различные материалы; - вызвать желание у детей экспериментировать - определить способность металлических предметов намагничиваться; - формировать любознательность |
декабрь | «Игры со льдом» «Цветные кубики» | - стимулировать самостоятельное формирование выводов детьми; - развивать логическое мышление детей путем создания проблемных ситуаций. - развивать способность к сравнению, умению обследовать предметы с разных сторон, выявлять нужные свойства. |
январь | «Песочные часы» | - познакомить детей со свойствами песка и глины. |
февраль |
«Песчаный конус» | - развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций; - умение соблюдать правила безопасности при проведении опыта |
март | «Свет вокруг нас»
«Когда это бывает?» | - развивать логическое мышление , речь, умение выдвигать гипотезы и доказывать свою правоту;
- подвести к понятию, что источники света могут принадлежать и к природному и рукотворному миру: классификация источников света. |
апрель |
«Нужен ли корешкам воздух» «Что такое звук?» |
-выявить потребность растений в воздухе, дыхании; подвести к понимаю процесса дыхания комнатных растений, процесса всасывания воды и необходимости рыхления почвы. - подвести детей к умению различать на слух изменения звуков и шумов, к понимаю причин возникновения звуков; - актуализировать знания детей о шумовых свойствах предметов. |
май | «диагностика» | - определить уровень познавательной активности детей в процессе экспериментирования на конец года
|
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование кружка « Почемучки»
(старшая группа.)
воспитатель: Фукалова Т.Н.
Месяц | Тема | Программное содержание |
сентябрь | диагностика |
- определить уровень сформированности развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования на начало года. |
октябрь | «Экскурсия в лабораторию»
«Всё обо всём» | - инструктаж и повторение правил поведения и технике безопасности во время проведения опытов на занятиях кружка; -познакомить детей с новыми материалами, которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте; - создать максимальные условия для развития познавательной активности детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, формулирование выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
|
ноябрь |
«Мы дышим воздухом. У нас есть вдох и выдох»
«Подводная лодка» | - Познакомить детей со свойствами воздуха, выявить потребность дыхания. - помочь выяснить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду. |
декабрь |
«Фартук для Почемучки» «Почему не выливается?» (фокус) | - актуализировать знания детей о свойствах воды проникать через ткань. - помочь детям понять, что такое атмосферное давление, и вместе с ними обнаружить его - совершенствовать умение выдвигать гипотезы и предсказывать ожидаемый результат |
январь | «Магнитные силы» | - определить способность металлических предметов намагничиваться. |
февраль | «Как распространяются звуки?» | - помочь понять, как распространяются звуковые волны. |
Месяц | Тема | Программное содержание |
март | «Где больше воды» «Какую форму принимает вода?» | - подвести детей к понимаю того, что жидкость принимает форму сосуда, в котором находится. |
апрель |
«Радуга на свете» «Сильная газета» | - познакомить с механизмом возникновения цвета; - развивать наблюдательность, умение схематично вести запись. - познакомить детей с новыми свойствами бумаги; - развивать умение рассуждать, сравнивать результаты. |
май | диагностика | - определить уровень сформированности развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования. |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование кружка « Почемучки» (подготовительная к школе группа.)
воспитатель: Фукалова Т.Н.
Месяц | Тема | Программное содержание |
сентябрь | диагностика |
- определить уровень сформированности развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования на начало года. |
октябрь | «Экскурсия в лабораторию»
«Всё обо всём» | - инструктаж и повторение правил поведения и технике безопасности во время проведения опытов на занятиях кружка; -познакомить детей с новыми материалами, которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте; - создать максимальные условия для развития познавательной активности детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, формулирование выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
|
ноябрь |
«Живые камни» « Выложи картинку» - игра с камешками | - познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми (мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы) - показать детям возможность использования камней в игровых целях; |
декабрь | « Мир материалов» «Стекло.Таинственные картинки» «Пластмасса» | - познакомить с производством и разновидностями стекла, где и как его используют. -познакомить детей с разнообразием пластмассовых изделий, как изготавливают и используют; |
январь | «Резина» | - познакомить с производством и разновидностями резины, где и как её используют; |
февраль | «Мир ткани» | - познакомить с названиями тканей, формировать умение сравнивать их по свойствам и способам использования для пошива вещей; |
Месяц | Тема | Программное содержание |
март | «Угадайка» «Подушка из пены» | - показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала;
- дать детям представление о плавучести предметов; |
апрель | «Сила тяготения» «Почему в космос летают на ракете?» |
- дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле; - уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета; |
май | «Секретные записки»
диагностика | - выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления;
- определить уровень сформированности развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образовательного кружка «Компьютерная грамота» (познавательное развитие детей 4-5 лет)
Цель программы данного кружка: развитие логического мышления и познавательной активности детей путем применения компьютера....
Рабочая программа дополнительного образовательного кружка. «Маленький художник».
рабочая программа...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/26/picture-111945-1574756944.jpg)
Модифицированная программа дополнительной образовательной услуги по обучению грамоте "Букваренок"
Дополнительные образовательные услуги...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/26/picture-111945-1574756944.jpg)
Модифицированная программа дополнительной образовательной услуги по обучению основам компьютерной грамотности "Мышка"
Компьютерный кружок "Мышка"...
Программа дополнительного образовательного кружка по ознакомлению с правилами дорожного движения для детей 6-го года жизни «Азбука дорожной безопасности»
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...
Программа дополнительного образовательного кружка по ознакомлению с правилами дорожного движения для детей 6-го года жизни «Азбука дорожной безопасности»
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/20/picture-49788-1555760260.jpg)
Программа дополнительного образовательного кружка «Робототехника» для детей старших и подготовительных групп
Конструирование нового поколения предназначено для того, чтобы положить начало формированию у ребенка целостного представления о мире техники, устройстве конст...