Модифицированная программа дополнительного образовательного кружка в ДО
материал по окружающему миру

Фукалова Татьяна Николаевна

Модифицированная программа дополнительного образовательного кружка в ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                               

Программа кружка

«Маленькие исследователи»

для детей второй младшей и среднего дошкольного возраста

«Почемучки»

для детей старшего и подготовительного к школе   возраста

   

                                                                   

                                                                     Воспитатель МБДОУ № 53 «Радуга»

                                                                      Фукалова Татьяна Николаевна

 

                                                  г. Канск

                                        Пояснительная записка.

         Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном возрасте имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе. Дети, дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, ребёнок, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, постучать им. Подрастая, многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и т.д. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности. В ходе поисково - исследовательской деятельности создаются такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключения, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

                                  Обоснование темы: 

       Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной активности. Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Конечно, ребенок познает мир в процессе своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочить свои представления о мире.

В связи с этим в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы;

- развивается речь;

- происходит накопление фонда умственных умений;

- формируется самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения результата;

- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности;

Цель: создание  условий для формирования у дошкольников поисково- познавательной  деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность детям через эксперимент развивать исследовательскую деятельность.

Задачи:

- создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста способность видеть         многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- формировать умение  собственного исследовательского и познавательного опыта;

- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность,         самостоятельность;

- активизировать у детей коммуникативность, наблюдательность, элементарный       самоконтроль своих действий;

- совершенствовать у детей представления о возникновении приборов в истории человечества.

- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

- привлекать родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

                       Условия реализации программы

        Программа рассчитана на реализацию от 2-ой младшей до подготовительной к школе группы. На 4  года. Для успешного освоения программы в кружке, количество  детей составляет численность детей в группе.

Форма организации:

 - непосредственно-организованная деятельность

 - совместная деятельность

 -самостоятельная деятельность

Место проведения: групповая комната

Кружок организуется во второй половине дня, проводится  в течение 15-30 минут (в зависимости от возраста детей), два  раза  в месяц  с октября  по май в соответствии с требованиями САН ПиНа 2.4.1.3049-13, от 15. 05.2013г. №26.

                    Сроки работы кружковой деятельности

1 этап (сентябрь) – планирование работы: изучение литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы, мониторинг;

2 этап (октябрь) – внедрение и  вовлечение в кружковую деятельность  детей, корректировка программы работы;

3 этап (сентябрь – май) –  анализ результатов работы, мониторинг.

Методы и приемы:

- экспериментирование

- воссоздание опытов

- практические

- моделирование

Организация поисково-познавательной работы с детьми дошкольного возраста идет по взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

1. Неживая природа: вода, воздух, почва, земля, песок их свойства. Планета Земля – её рельеф, климат, природные явления. Космос и Солнечная система

2. Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д

3. Человек (человек – живой организм, человек – пользователь природы).

4.Физические явления (цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество и т.д.)

5.Рукотворный мир (материалы и их свойства, предмет – результат деятельности человека, преобразования предметов и т.д.)

Оборудование:

 - приборы:  микроскоп, компас,  магниты,  лупы, песочные часы, зеркало,  весы, линейки,  мерные стаканчики;

 - предметы из разных материалов:  бумаги, дерева, железа, пластмассы и др; коллекции природных материалов: семена, камни, песок, глина, земля, гербарии;

 - оборудование для опытов: пипетки, ложки, пробирки, прозрачные емкости, полиэтиленовые бутылки, трубочки и т.д.;

 - иллюстративный, наглядный материал, глобус, детская картотека опытов, детские энциклопедии;

Мини – лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей. Постоянным руководителем  нашей мини-лаборатории является сказочные персонажи – куклы: Капелка «Любознайка», учёный  «Знайка». Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию. После проведения эксперимента у детей возникает множество вопросов, и я считаю, что не всегда необходимо сразу давать на них ответ, а надо способствовать тому, чтобы дети находили его самостоятельно. Часто детские вопросы становятся темой для следующего эксперимента

Основываясь на  практику, утверждаю, что дети очень любят экспериментировать.                                                    

Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, я рекомендую и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи.  Кроме этого, родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций,  экспонаты, которые они собирают во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес.



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование кружка « Маленькие исследователи» (вторая младшая  группа.)

воспитатель: Фукалова Т.Н.

Месяц

Тема

Программное содержание

сентябрь

  диагностика

(наблюдение воспитателя)

 

«Экскурсия в        лабораторию»

 

 

- определить уровень  познавательной активности детей в процессе экспериментирования на начало года

- познакомить  детей  центром экспериментирования, с куклой « капелькой – любознайкой»

-  провести инструктаж :  правила поведения и техникабезопасности, во время проведения опытов на занятиях кружка 

октябрь

 

«Какая вода?»

(наблюдение в умывальной комнате)

«Тонет - не тонет»

-  формировать элементарные навыки, связанные  с экспериментированием

- познакомить со свойствами воды  (текучесть, прозрачность, без запаха)

 

-  познакомить детей с простейшими способами обследования предметов

- формировать умение следить за ходом опыта, делать простейшие выводы

ноябрь

 

«Куда делась лужица?» 

 Игра «Рыбалка»

-дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами (губкой, салфеткой, грушей)

- вызвать желание у детей экспериментировать 

- формировать любознательность

- закрепить знания о свойствах воды

 - воспитывать аккуратность

декабрь

«Разноцветная водичка»

«Хрустальные льдинки»

Игра «цветные льдинки»

- формировать представление о свойстве воды – растворимость, возможность окрашивания

-  познакомить со свойствами воды (замораживание)

- способствовать развитию внимания, любознательности

январь

     «Чистый ли снег

- показать процесс таяния воды, вода  получается грязная

- формировать умение делать простейшие выводы (снег есть нельзя)

февраль

 «Вода наша помощница»

Игра «Стираем бельё»

- формировать навыки аккуратности и чистоплотности

март

  «Удивительный песок»

   

«Сказка о камешке»

Игра

 «Чудесный мешочек»

- познакомить детей со свойствами песка посредством исследовательской деятельности (сыпучий, влажный)

- развивать познавательную активность через простейшие опыты

-  умение соблюдать правила безопасности при проведении опыта

 

- на примере опыта показать, что предметы могут быть легкими и тяжелыми

- формировать умение  определять вес предметов, группировать предметы по весу

- определять на ощупь самый твердый предмет

апрель

   

   «Игры с соломинкой»

« Что в пакете?»

 

- дать представление о значении воздуха в жизни человека, его свойствах (увидеть, почувствовать)

-  формировать знания детей о воздухе, его свойствах

(холодный, теплый, влажный)

май

«диагностика»

- определить уровень  познавательной активности детей в процессе экспериментирования на конец года

 



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование кружка « Маленькие исследователи» (средняя группа)

воспитатель: Фукалова Т.Н.

Месяц

Тема

Программное содержание

сентябрь

  диагностика

(наблюдение воспитателя)

 

«Экскурсия в        лабораторию»

 

 

- определить уровень  познавательной активности детей в процессе экспериментирования на начало года

-  провести инструктаж , правила поведения и техника безопасности, во время проведения опытов на занятиях кружка 

октябрь

 

«Волшебная водичка» (растворимость сахарного песка, стирального порошка, масла в воде)

«Кто такие маленькие человечки»

-  формировать элементарные навыки, связанные  с экспериментированием

- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды;

- развивать логическое мышление детей путем создания проблемных ситуаций и их решений.

 

 - подвести детей к понятию о разных состояниях воды – жидком, твердом и газообразном – с позиции «маленьких человечков»;

- формировать умение следить за ходом опыта, делать простейшие выводы

ноябрь

 

«Мы фокусники»

 

«Необычная скрепка»

 - помочь детям выявить свойства магнита: происхождение магнитных сил через различные материалы;

- вызвать желание у детей экспериментировать 

 - определить способность металлических предметов намагничиваться;

- формировать любознательность

декабрь

«Игры со льдом»

«Цветные кубики»

- стимулировать самостоятельное формирование выводов детьми;

 - развивать логическое мышление детей путем создания проблемных ситуаций.

- развивать способность к сравнению, умению обследовать предметы с разных сторон, выявлять нужные свойства.

январь

  «Песочные часы»

- познакомить детей со свойствами песка и глины.

февраль

 

«Песчаный конус»

 - развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций;

 - умение соблюдать правила безопасности при проведении опыта

март

  «Свет вокруг нас»

   

«Когда это бывает?»

- развивать логическое мышление , речь, умение выдвигать гипотезы и доказывать свою правоту;

 

- подвести к понятию, что источники света могут принадлежать и к природному и рукотворному миру: классификация источников света.

апрель

   

«Нужен ли корешкам воздух»

«Что такое звук?»

 

 -выявить потребность растений в воздухе, дыхании; подвести к понимаю процесса дыхания комнатных растений, процесса всасывания воды и необходимости рыхления почвы.

- подвести детей к умению различать на слух изменения звуков и шумов, к понимаю причин возникновения звуков;

-  актуализировать знания детей о шумовых свойствах предметов.

май

«диагностика»

- определить уровень  познавательной активности детей в процессе экспериментирования на конец года

 



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование кружка « Почемучки»

 (старшая группа.)

воспитатель: Фукалова Т.Н.

Месяц

Тема

Программное содержание

сентябрь

        диагностика

 

 

- определить уровень  сформированности  развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования на начало года.

октябрь

«Экскурсия в лабораторию»

     

«Всё обо всём»

- инструктаж и повторение правил поведения и технике безопасности во время проведения опытов на занятиях кружка;

-познакомить  детей с новыми материалами, которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте;

-  создать максимальные условия для развития познавательной активности детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, формулирование выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления  и собственные предположения;

 

ноябрь

 

«Мы дышим воздухом. У нас есть вдох и выдох»

 

«Подводная лодка»

- Познакомить детей со свойствами воздуха, выявить потребность дыхания.

- помочь выяснить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду.

декабрь

     

«Фартук для Почемучки»

«Почему не выливается?» (фокус)

- актуализировать знания детей о свойствах воды проникать через ткань.

 - помочь детям понять, что такое атмосферное давление, и вместе с ними обнаружить его

- совершенствовать умение выдвигать гипотезы и предсказывать ожидаемый результат

январь

«Магнитные силы»

 - определить способность металлических предметов намагничиваться.

февраль

 «Как распространяются звуки?»

- помочь понять, как распространяются звуковые волны.

Месяц

Тема

Программное содержание

март

«Где больше воды»

«Какую форму принимает вода?»

 -  подвести детей к понимаю того, что жидкость принимает форму сосуда, в котором находится.

апрель

 

«Радуга на свете»

«Сильная газета»

 - познакомить с механизмом возникновения цвета;

 - развивать наблюдательность, умение схематично вести запись.

- познакомить детей с новыми свойствами бумаги;

-  развивать умение рассуждать, сравнивать результаты.

май

    диагностика

- определить уровень  сформированности  развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование кружка « Почемучки» (подготовительная к школе группа.)

воспитатель: Фукалова Т.Н.

Месяц

Тема

Программное содержание

сентябрь

        диагностика

 

 

- определить уровень  сформированности  развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования на начало года.

октябрь

«Экскурсия в лабораторию»

     

«Всё обо всём»

- инструктаж и повторение правил поведения и технике безопасности во время проведения опытов на занятиях кружка;

-познакомить  детей с новыми материалами, которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте;

-  создать максимальные условия для развития познавательной активности детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, формулирование выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления  и собственные предположения;

 

ноябрь

 

«Живые камни» 

« Выложи картинку» -   игра с камешками

- познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми (мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы) 

- показать детям возможность использования камней в игровых целях;

декабрь

     « Мир   

 материалов»   

«Стекло.Таинственные    картинки»

«Пластмасса»

-  познакомить с производством  и разновидностями стекла, где  и как его используют.

-познакомить детей с разнообразием пластмассовых изделий, как изготавливают и используют;

январь

     «Резина»

- познакомить с производством  и разновидностями резины, где  и как её используют;

февраль

 «Мир ткани»

- познакомить с названиями тканей, формировать умение сравнивать их по свойствам и способам использования для пошива вещей;

Месяц

Тема

Программное содержание

март

        «Угадайка»

   «Подушка из пены»

- показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала;

 

- дать детям представление  о плавучести предметов;

апрель

    «Сила тяготения»

  «Почему в космос   летают на ракете?»

 

- дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле;

- уточнить  представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета;

май

«Секретные записки»

   

    диагностика

- выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления;

 

- определить уровень  сформированности  развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образовательного кружка «Компьютерная грамота» (познавательное развитие детей 4-5 лет)

Цель программы данного кружка: развитие логического мышления и познавательной активности детей путем применения компьютера....

Программа дополнительного образовательного кружка по ознакомлению с правилами дорожного движения для детей 6-го года жизни «Азбука дорожной безопасности»

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...

Программа дополнительного образовательного кружка по ознакомлению с правилами дорожного движения для детей 6-го года жизни «Азбука дорожной безопасности»

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...

Программа дополнительного образовательного кружка «Робототехника» для детей старших и подготовительных групп

         Конструирование нового поколения предназначено для того, чтобы положить начало формированию у ребенка целостного представления о мире техники, устройстве конст...