Программа дополнительного образовательного кружка по ознакомлению с правилами дорожного движения для детей 6-го года жизни «Азбука дорожной безопасности»
рабочая программа по обж (старшая группа)

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_azbuka_db.docx76.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска

детский сад №61 «Соловушка»

Принято        Утверждаю

На педсовете №                 Протокол №        


Врио МАДОУ г.Нижневартовска ДС №61

От «        »        2021г.        «Соловушка»

        О.Н.Латыпова

«        »        2021г.

Программа дополнительного образовательного кружка по ознакомлению с правилами дорожного движения

для детей 6-го года жизни

«Азбука дорожной безопасности»

Составитель:

Рахматуллина Г.В.

Нижневартовск

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Закон 273 ФЗ «об образовании в РФ» 2015 Глава 1 Статья 2

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

  1. образовательная программа –комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин(модулей), иных компонентов, а так же оценочных и методических материалов

 1.Содержание

наименование

страницы

1

Содержание

3

2

Паспорт программы

4

3

Пояснительная записка

5

3.1

Цели и задачи программы

6

3.2

Планируемые результаты

7

3.3

Объём образовательной нагрузки

8

4

Содержание программы « Азбука дорожной безопасности»

9

5

Организационно- педагогические условия

21

5.1

Учебный план

21

5.2

Расписание занятий

22

5.3

Календарный учебный график

23

5.4

Программно- методические обеспечения

25

5.5

Материально-технические обеспечения

26

6

Мониторинг

26

7

Список литературы

31

  1. Паспорт программы

Наименование программы.

Программа кружка по ознакомлению с правилами дорожного движения детей старшего дошкольного возраста МАДОУ ДС № 61« Соловушка» «Азбука дорожной безопасности»

Разработчики программы

Воспитатель: Рахматуллина Гульсина Валиулловна

Целевая группа.

Дети группы общеразвивающей направленности, дети 6-го года жизни, группа №9

 Нормативно-правовые основы разработки программы.

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • ФЗ «Об образовании»        ст.26        п. 1        «Обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования»;
  • Конвенция модернизации российского образования на период до 2010 г.
  • Постановление правительства РФ № 666 от 12.09.2008 г.
  • Программа развития образования города Нижневартовска 2007 – 2011 г.
  • Устав дошкольного образовательного учреждения.

 Цель программы.

  • Формирование у дошкольников осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.

  Задачи программы.

  • Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.
  • Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными знаками и знаками сервиса.
  • Закреплять навыки поведения в общественном транспорте.
  • Расширять знания о городском транспорте.
  • Продолжать знакомить с дорожными знаками.
  • Познакомить с правилами поведения на железной дороге.
  • Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте.

Ожидаемые результаты.

  • овладели базовыми правилами поведения на дороге;
  •  готовы решать дорожно-транспортные ситуации;
  •  у детей сформированы навыки самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
  •  сформирован устойчивый познавательный интерес - воспитано сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
  •  воспитана культура поведения и дорожная этика в условиях дорожного движения.

Сроки реализации программы

1год.

                         3.Пояснительная записка к программе кружка «Азбука дорожной безопасности»

В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика показывает: ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.

            Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др. Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.

             Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно. Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Для нас данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна приносить ощутимые результаты.

               Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение-потребностью человека.

               Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

               Настоящая программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения.

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во вторую половину дня.

Продолжительность занятия:

25 минут – старшая группа.

Общее количество учебных занятий в год – 67.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговой – в    мае.

  1. Цели и задачи программы

                  Цель программы: Формирование у дошкольников осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.

               Задачи:

  • Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.
  • Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными знаками и знаками сервиса.
  • Закреплять навыки поведения в общественном транспорте.
  • Расширять знания о городском транспорте.
  • Продолжать знакомить с дорожными знаками.
  • Познакомить с правилами поведения на железной дороге.
  • Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте.

Воспитанники будут знать:


  1. Планируемые результаты
  • переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
  • не играть на дороге или около проезжей части;
  • переходить улицу только по пешеходному переходу;
  • при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;
  • знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.

Воспитанники будут уметь:

  • с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;
  • различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;
  • называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;
  • отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.
  1. Объём образовательной нагрузки.

Настоящая программа описывает курс подготовки по ознакомлению с правилами дорожного движения детей 6-го года жизни. Она разработана на основе обязательного минимума содержания данной темы для МАДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во вторую половину дня.

Продолжительность занятия:

25 минут –старшая группа.

Общее количество учебных занятий в год – 69.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговой – в мае.

4.Содержание программы.

Тема занятия

Задачи

Методические приёмы

Сентябрь

1

 «Знаешь ли ты правила дорожного движения?»

Изучить особенности представлений дошкольников о правилах дорожного движения, особенности                                                 мотивации поведения в экстремальных ситуациях

 Инструментарий к диагностике стр.28

2

 «Знаешь ли ты правила дорожного движения?»

Изучить особенности представлений дошкольников о правилах дорожного движения, особенности                                                 мотивации поведения в экстремальных ситуациях

 Инструментарий к диагностике стр.28

3

 «Мы знакомимся с улицей»

Познакомить детей с улицей, её особенностями; закрепить правила поведения на улице: надо быть внимательным, идти только по тротуару, по правой его стороне, переходить улицу только по «зебре», если нарушить эти правила, можно попасть под машину.

 Беседа по картине «Моя улица»,
работа в рабочей тетради,

П/и «Светофор»

4

«Кто есть кто на дороге»

Расширять знания детей о том, что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определённые правила. Закрепить с детьми понятие «пешеход»

Беседа по картине из комплекта «Правила дорожного движения для дошкольников»: мальчик перебегает на другую сторону улицы.

5

Проблемная ситуация «Как найти свой дом»

Закрепить домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей. Учить воспитанников свободно ориентироваться на плане микрорайона.

рассматривание иллюстрации улиц города, работа в тетрадях

Д/и «Можно – нельзя»

6

Коллективная работа «Изготовление макета улицы»

Закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности. Активизировать мышления детей посредством:

- развития способности к определению задач на основе поставленной проблемы,

- развития у детей способности к созданию задуманного продукта,

- совершенствования уровня накопленных практических навыков (создание макета улицы, дополнение его деталями).

Игра «Передай жезл»

Работа с макетом

Решение задач

Д/и «Будь внимателен»

Физминутка «Мы шофёры»

7

  Чтение худ.   литературы А. Иванова «Как неразлучные друзья дорогу переходили»

 На примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасных ситуаций.

Чтение худ. литературы;

Д/и «Что изменилось»;

П/и «передай жезл»

8

 «Улица»

Закрепить знания «пешеход», «тротуар», «проезжая часть», «водитель». Формировать навык правостороннего движения по тротуару, положительный образ пешехода.

 Беседа по картине;

Д/и «Если ты переходишь улицу»

Психогим-ка «Улыбка пешехода»

Октябрь

1

Наблюдение за работой светофора

Уточнить представление о работе светофора. Учить решать проблемные ситуации, в которых оказались невнимательные пешеходы. Воспитывать внимание.

Беседа, рассказ «Как появился светофор»

 Д/и «Если ты переходишь улицу»
Д/и «Найди свой цвет»

2

«Зелёный, жёлтый, красный»

Познакомить детей с историей появления светофора, объяснить почему были выбраны определённые цвета, рассказать какие бывают светофоры. Закрепить знания детей о назначении светофора, уметь определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено движение транспорта и людей.

Макет светофора, презентация «Возникновение светофора», картинки с иллюстрациями улиц города

Д/и «Собери светофор»

3

«Наш друг-светофор»

аппликация

 Учить детей путём продуктивной деятельности создавать изображение светофора, учить понимать значение сигналов светофора, систематизировать знания по ПДД.

Макет светофора, картинки с изображением улицы, дорожных знаков, ножницы, клей, салфетка, цветная бумага, картон.  

4

 «Как устроен светофор»

Закреплять знания о сигналах светофора и о правилах поведения на улице.

Беседа

Чтение    художественной литературы «Мой приятель-светофор»

 С. Прокофьев.
«Светофор»

 И. Пляцковская.

Беседа

 Физминутка «Светофор»

5

«Зачем нужны дорожные знаки»

 Закрепить знания детей о правилах поведения на улице, вспомнить известные дорожные знаки, познакомить с новыми знаками.

Дорожные знаки («Пешеходный переход», предупреждающие знаки, запрещающие, указательные), работа в тетрадях 

6

«Дорожная азбука»

Знакомить со знаками «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!», «Телефон» и др. Развивать умение дифференцировать цветовые сигналы светофора.

Беседа: «Зачем нужны дорожные знаки» Чтение: О. Бедарев «Азбука безопасности», В. Семернин «Запрещается – разрешается», загадки о дорожных знаках.

 Д/и «Покажи такой же знак»,

П/и «Дорожные знаки»

7

Дидактическая игра «Угадай, какой знак»

 Учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными и знаками сервиса «Составь такой же знак»,

8

Дорожные знаки (запрещающие)

 Расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного движения; познакомить детей с дорожными знаками («Движение пешеходов запрещено»; «Движение на велосипедах запрещено»)

В. Семернин «Запрещается – разрешается», загадки о дорожных знаках.

Д/и «Покажи такой же знак»

П/и «Красный, зелёный»»

Ноябрь

1

Дорожные знаки (указательные)

 Расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного движения; познакомить детей с дорожными знаками: указательные («Пешеходный переход»; «Подземный пешеходный переход»),

Д/и «Дорожное лото»

Д/и «Дорожный узелок»

Игра «Машина»

2

Дорожные знаки (знаки сервиса)

Расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного движения; познакомить детей с дорожными знаками: знаки сервиса («Больница»; «Пункт питания»; «Автозаправка»);закрепить полученные знания о дорожных знаках через игру ;воспитывать культуру поведения на улице, вырабатывая потребность в соблюдении правил дорожного движения.

Просмотр презентации «Дорожные знаки»

Д/и «Дорожное лото»

Д/и «Подбери символ к дорожному знаку»

3

Коллективная работа: изготовление книжки- малышки «Дорожные знаки»

 Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения. Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналов, довести до детей важность сигналов светофора. Знать и уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса. Развивать наблюдательность, самостоятельность мышления, внимательность на дорогах.

Д/и «Распредели знаки по группам»

Раскраска «Дорожные знаки»

П/и «Светофор»

4

«Как у наших у ворот очень важный знак живёт»

Закреплять правила дорожного движения; учить применять свои знания на практике; пропаганда правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста.

Д/и «Найди по описанию»; «Что изменилось»; «Путаница»

П/и «Мы шофёры»

5

 «Пешеходный переход»

 Закрепить понятия «светофор», «пешеход», «тротуар», «проезжая часть». Развивать умение определять пешеходный переход по его признакам. Формировать навык перехода через проезжую часть по нему (переключения внимания на дорогу).

П/и «Пешеходный переход»

Рисование «Мы по улице идём»

Разучивание пословицы «Семь раз погляди, а потом иди»

6

 «Перекресток. Подземный переход»

 Закреплять правила перехода улицы по пешеходному переходу. Формировать модель безопасного поведения на перекрестке.

 П/и «Перейди улицу»

Чтение: А. Дорохова «Подземный переход»

7

«Мой друг – велосипед»

Познакомить с правилами безопасности на дороге при езде, учить правильно оценивать ситуацию на дороге.

Беседа «Знай и выполняй правила уличного движения»

Д/и «Можно – нельзя»

Рисование «Я люблю кататься на велосипеде»

8

 «Безопасный  перекрёсток»

Дополнить представления детей о движении машин на перекрестке; закрепить знания детей об особенностях движения транспорта и пешеходов на регулируемом перекрестке; знакомить со знаком «Регулируемый перекресток»; совершенствовать знания детей о значении сигналов регулировщика; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью четырехстороннего светофора

Просмотр презентации «Улицы города»

Чтение рассказа Н. Носов «Автомобиль»

9

 Досуговая развлекательная игра «Перекрёсток»

Дать детям понятие «перекрёсток», регулируемый и нерегулируемый перекрёсток. Закрепить умения различать дорожные знаки

Беседа

Загадывания загадок

Д/и «Что я вижу в городе»

Д/и «Не зевай, быстро отвечай»

П/и «Красный, зелёный»

Декабрь

1

«Знакомство с транспортом»

Дать детям представление о транспорте разного вида (грузовом, пассажирском, воздушном, водном); закрепить правила поведения на улицах города.

Рассматривание иллюстраций, беседа, разгадывание загадок, работа в тетрадях

Д/и «Собери машину по образцу»

Д/и «Поставь машину в гараж»

2

«Как появился автомобиль»

Знакомить с историей развития транспорта. Расширять знания ПДД. Воспитывать чувство ответственности.

 Просмотр презентации «Как появился автомобиль»

 Д/и «Собери машину по образцу»

П/и «Передай жезл»

3

«Машины специального назначения»

Закрепить знания детей о машинах спецназначения. Уточнять назначение некоторых видов транспорта. Развивать внимание, выразительность речи

Чтение А. Барто «Жил на свете самосвал»

Д/и «Помоги собрать машину»

П/и «Мы шофёры»

4

«Труд водителя»

Уточнять представления детей об одностороннем и двустороннем движении, о видах транспорта. Углублять знания о труде водителя

Беседа

Рассматривание иллюстраций

Чтение: Цыферов Г. «Сказки на колесиках»

П/и «Мы шофёры»

5

«На чем люди ездят»

Расширять знания о грузовом и пассажирском транспорте. Знакомить с историей автомобиля. Развивать умение находить сходства и различия.

Беседа: «Каким пассажирским транспортом дети пользуются вместе с родителями»

Разгадывание загадок

Д/и «На чём едут пассажиры»

6

«Мы путешествуем в метро»

Закрепить знания о городском транспорте – метро; продолжать знакомить детей с правилами поведения и культурой общения в метро; дать детям элементарные знания о безопасности при поездке в метро.

Просмотр презентации «Станции метро», беседа «Что общего у лестницы и эскалатора»   разгадывание загадок

7

Сюжетно – ролевая игра «Водитель автобуса»

Закрепить знания детей о городском транспорте (автобусе), о правилах дорожного движения, воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.

Решение логических задач

Чтение М. Приходкина «По улицам города»

8

Квест – игра  «Дети и ГИБДД за соблюдение ПДД»

Закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности.

Чтение стихотворений, разгадывание загадок,  д/и «Не зевай, быстро отвечай»

физминутка

«Светофор», П/и «Дорожные знаки»

Январь

1

 «Мы пассажиры»

 Расширять знания детей о пассажирском транспорте; о том, что автобусы, троллейбусы останавливаются на специальных остановках около тротуаров, трамвай останавливается на середине улицы; познакомить с правилами поведения при ожидании транспорта.

Пальчиковая гимнастика «Автобус, машина, троллейбус, трамвай»

Д/и «Угадай транспорт»

2

 «Наблюдение за автобусом»

 Расширять знания детей о пассажирском транспорте; о том, что автобусы останавливаются на специальных остановках около тротуаров,

познакомить с правилами поведения при ожидании транспорта.

Чтение П/и «Цветные автомобили»

Д/и «Играй – да смекайка»

3

С/р игра

«Путешествие на автобусе»

Уточнить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Чтение стих-я Я. Пишумов «Азбука города»

4

Конкурс художественного творчества «Создаём пассажирский транспорт»

Закреплять представления о видах транспорта, общественном транспорте, правилах пользования и поведения в нем; учить различать грузовой и легковой транспорт, называть части машин.

Беседа «Какие бывают машины»,

П/и «Трамвай»

Рисование по замыслу

5

«Наблюдение за работой сотрудника ГИБДД»

Уточнить знание детей о работе сотрудника ГИБДД, объяснить значение его жестов; воспитывать внимание, сосредоточенность, умение ориентироваться на сигналы регулировщика.

Чтение стихотворения С. Яковлева «Автоинспектор»

Игра «Весёлый жезл»

6

«Сигналы регулировщика»

 Познакомить детей с сигналами регулировщика. Воспитывать умение ориентироваться на сигналы регулировщика

Д/и «подумай-отгадай»;

«Весёлый жезл»;

Психогимнастика «Жезл регулировщика»

Февраль

1

Сюжетно- ролевая игра «Автозаправочная станция»

 Формировать умение играть у детей старшего возраста играть в игру «Автозаправочная станция». Расширять представление об автозаправочной станции, знаке, указывающей на нее. Воспитывать уважение к труду людей данной профессии.

Оборудования: Бензоколонка, касса, машины, деньги, одежда.

Д/и «Назови транспорт»

2

«Мы по улице идем»

Закреплять знания дорожного движения, сигналы светофора; развивать речь детей, развивать внимание и логическое мышление, воспитывать дисциплинированного пешехода.

 Игра «Ловкий пешеход»

Рисование «Рисуем знаки дорожного движения»

3

Игра «Можно – нельзя»

Закреплять правила безопасного поведения на дорогах. Продолжать закреплять умения детей находить правильные решения в затруднительных ситуациях, обосновывать свои действия. Учить обосновывать свои действия

Психогимнастика «Машины»

4

Коллективная лепка из пластилина «Участники Дорожного движения»

Прививать чувство удовлетворенности от коллективного труда, закреплять знания детей о безопасном поведении на улице, на дороге, развивать воображение, мелкую моторику.

Д/и «Пословица «Дорожный знак не говорит, правилу учит»

Физкультминутка

5

Игра «Поле чудес»

 Пропагандировать среди детей правила дорожного движения и прививать твердые навыки безопасного поведения на дорогах. Учить четко выражать свои мысли, говорить верно. Воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественном транспорте и автомобиле, укреплять дружеские отношения во время игры.

Чтение А. Северный «Три чудесных цвета»;

загадывание загадок о транспорте, дорожных знаках;

П/и «Перейди улицу»

4

 Просмотр мультфильма по ПДД «Тетушка Сова»

Закрепить знания детей о ПДД, развивать логическое мышление, память, связную и диалогическую речь; формировать умение делать вывод из просмотренного мультфильма; формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам; воспитывать уважение друг к другу и к собственному здоровью.

Психогимнастика «Улыбка пешехода»;

Физкультминутка «Весёлый жезл»

7

 «Пешеходный переход»

 Закрепить понятия «светофор», «пешеход», «тротуар», «проезжая часть». Развивать умение определять пешеходный переход по его признакам. Формировать навык перехода через проезжую часть по нему (переключения внимания на дорогу).

П/и «Пешеходный переход»

Рисование «Мы по улице идём»

Психогим-ка «Улыбка пешехода»

8

 «Перекресток. Подземный переход»

 Закреплять правила перехода улицы по пешеходному переходу. Формировать модель безопасного поведения на перекрестке.

 Д/и «Верно- неверно», «Говорящие дорожные знаки»

П/и «Перейди улицу»

Чтение: А. Дорохова «Подземный переход»

Март

1

 «Транспорт»

  Закрепить с детьми знания о пассажирском транспорте, основных частях автомобиля. Познакомить с правилами поведения на остановке.

Чтение рассказа Г. Юрмин «Любопытный мышонок»

2

«Правила обхода транспорта»

Закрепить знания о пассажирском транспорте, сформировать знания о правилах обхода транспортных средств

игра «Большое и маленькое «НЕТ»

Чтение стих-я А. Усачева «Правила дорожного движения...»,

П/и «Светофор"

3

«Поведение на остановках при посадке в транспорт»

Закрепить знания о пассажирском транспорте, помочь сформировать правильное поведение на остановке при посадке в транспорт.

Беседа по иллюстрации;

Д/и «Что можно, что нельзя»

П/и «Автомобили и пешеходы»

4

«Поведение при высадке из транспорта

Закрепить знания о пассажирском транспорте, познакомить с правильным поведением при выходе из транспорта, сформировать навык осторожного и внимательного перехода улицы.

Классификация картинок;

Психогимнастика «Машина»

Рисование автобуса

5

 «Автомобильная аптечка»

Познакомить детей с назначением и 9 - пластыри разного размера - бинты стерильные (нестерильные) - кровоостанавливающий жгут - марлевые салфетки - устройство для искусственного дыхания - медицинские перчатки - ножницы содержимым автоаптечки. Продемонстрировать, как оказывается первая помощь пострадавшим в ДТП. При помощи дидактической игры закрепить знания о содержимом автоаптечки.

Чтение стихотворения Г. Титов «Скверная история»

Беседа «Зачем нужна аптечка»

Д/и «Можно-нельзя»

Упражнение «Окажи первую помощь»

6

Заучивание стихотворения «Запрещается – разрешается»

 В. Семурина

Закреплять правила дорожного движение через худ.литературу. Продолжать учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, запоминать последовательность развития сюжета; развивать память, умение выслушивать ответы других детей (взрослых)

Рассматривание иллюстрации, Беседа по произведению,

Заучивание стихотворения,

Физкультминутка «Весёлый жезл»

7

Коллективная работа: оформление папки-передвижки «Правила дорожного движения»

Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения. Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналов, довести до детей важность сигналов светофора. Знать и уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса. Развивать наблюдательность, самостоятельность мышления, внимательность на дорогах.

Чтение стихотворения О. Коба «Безопасный островок»,

Раскраска дорожных знаков, разгадка ребуса,

П/и «Передай жезл»

8

Викторина «Знатоки ПДД»

Обобщить, закрепить знания детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения.

Игры «Кто быстрее соберёт дорожный знак»;

«Кто больше назовёт дорожных знаков»;

«Дорожный баскетбол»

Апрель

1

Показ презентации «Инструкция по ПДД»

Расширять знания детей о пассажирском транспорте; о том, что автобусы, троллейбусы останавливаются на специальных остановках около тротуаров, трамвай останавливается на середине улицы; познакомить с правилами поведения при ожидании транспорта.

Психогимнастика «Улыбка пешехода»

П/и «К своим флажкам»

2

Чтение худ. Литературы С. Волков

«Правила дорожного движения»

Закреплять правила дорожного движение через худ.литературу. Продолжать учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, запоминать последовательность развития сюжета; развивать умение выслушивать ответы других детей (взрослых)

Чтение худ. лит - ры

П/и «Грузовики

Раскраска «Дорожные знаки»

3

«Посмотри налево, посмотри направо»

Закрепить знания детей о том, как правильно переходить улицу.

Чтение стих-я С. Яковлева «Лево –право»

Решение проблемной ситуации;

пословица «На дороге шутить — себе навредить».

4

«Опасности во дворе»

Учить детей быстро реагировать в чрезвычайных ситуациях. Формировать общественное сознание гражданской позиции об опасностях на дороге, в детском парке и около дома. Воспитывать у детей внимание, чуткость, отзывчивость, умение оказывать помощь другому.

Просмотр презентации «опасности во дворе»

Пословица «Опасностей много, а жизнь одна»

П/и «К своим флажкам»

5

Просмотр мультфильма «Торопыжка. Правила дорожного движения»

Продолжать изучать правила дорожного движения

Игра «Где мы были , мы не скажем, на чём ехали, покажем»

6

«Быть примерным пешеходом разрешается»

Закреплять у детей знание правил дорожного движения; формировать умение адекватно реагировать на дорожные ситуации, правильно вести себя в тех или иных обстоятельствах; воспитывать внимание, сосредоточенность.

П/и «Зебра»

7

«Опасности и шалости»

Формирование у детей умения быстро реагировать в чрезвычайных ситуациях. Формировать общественное сознание гражданской позиции об опасностях на дороге и около дома. Воспитывать у детей внимание, чуткость, отзывчивость, умение оказывать помощь другому человеку

Чтение худ. лит -ры«Сказка о ПДД»

П/и «Умелый пешеход»

Психогимнастика «Улыбка пешехода»

8

Игра-викторина

 «Знаки на дорогах»

Определить, как дети усвоили правила безопасности движения; закрепить знания о сигналах светофора; уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД; закрепить значение его жестов; воспитывать у детей внимательность, сообразительность, умение выполнять правила безопасности движения; быть взаимовежливыми между собой и окружающими.

Д/и «Да – нет»

П/и «К своим знакам»

«Передай жезл»

Май

1

 Сюжетно – ролевая игра «Автоинспектор и водители»

 Формировать умение играть у детей старшего возраста играть в игру «Автоинспектор и водители». Через игру закреплять знания дорожных знаков. Расширять представление о работе инспектора. Воспитывать уважение к труду людей данной профессии.

Оборудование: машины (стулья), талоны (водительские удостоверения), таблички с дорожными знаками, ножницы.

2

«Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»

Закреплять представления детей о правильном поведении на улице, о необходимости соблюдать правила дорожного движения.

С. Михалкова «Шагая осторожно»

П/и «Пешеходы и автомобили»

Физкультминутка «Автомобили»

3

Развлечение для детей

«Правила дорожного движения выполняй без возражения»

 Закрепить знания о правилах дорожного движения, о дорожных знаках.

 Продолжить учить различать запрещающие, информационно-указательные и предупреждающие знаки. Закрепить умение детей собирать из частей целое – пазлы. Закрепить в речи детей новое слово «регулировщик». Развивать связную речь, умение отвечать на поставленные вопросы четко. Развивать зрительную память, логическое мышление, мелкую моторику рук. Воспитывать уважительное отношение к работе регулировщика и друг к другу, 

Беседа с детьми «Где можно играть»

Игровое упражнение «Самокат»

П/и «Автобусы» «Красный – зелёный»;

Д/и «Кто больше назовёт дорожные знаки»; «Можно-нельзя»

4

Проблемная ситуация

О дорожных «ловушках»

Развивать умение дошкольников осуществлять элементарную поисковую деятельность, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные проверки предположений. Развивать активность, самостоятельность при решении проблемных и житейских задач, решении нравственных ситуаций. Добиваться, чтобы ребенок имел версию решения проблемы, оригинальный ответ. Развивать умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки.

Рассматривание иллюстраций по теме, беседа по ним, решение проблемы;

П/и «Красный, желтый, зелёный»

5

Педагогическая диагностика

Изучить особенности представлений дошкольников о правилах дорожного движения, особенности                                                 мотивации поведения в экстремальных ситуациях.

Инструментарий к диагностике стр.28

6

Педагогическая диагностика

Изучить особенности представлений дошкольников о правилах дорожного движения, особенности                                                 мотивации поведения в экстремальных ситуациях.

Инструментарий к диагностике стр.28

  1. Организационно- педагогические условия
  1. Учебный план

Направления работы

Месяц

Количество занятий

1

Мониторинг

сентябрь

2

2

Знакомство с улицей

сентябрь

6

3

  Светофор

октябрь

4

4

Дорожные знаки

октябрь

4

ноябрь

4

5

Перекрёсток

ноябрь

5

6

Знакомство с транспортом

декабрь

8

7

Общественный транспорт

январь

4

8

Правила пользования общественным транспортом

январь

2

9

Регулировщик

февраль

8

10

Поведение на остановке и в транспорте

март

8

11

Опасные шалости

апрель

6

12

Опасности во дворе

апрель

2

13

Закрепление ранее изученных правил дорожной безопасности

май

4

14

Мониторинг

май

2

  1. Расписание занятий

Дни недели

Время

понедельник

16.30-16.55

четверг

16.30-16.55

  1. Календарный учебный график

Тема

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Мониторинг

2

-

-

-

-

-

-

-

-

Знакомство с улицей

6

-

-

-

-

-

-

-

-

Светофор

-

4

-

-

-

-

-

-

-

Дорожные знаки

-

4

4

-

-

-

-

-

-

Перекрёсток

-

-

5

-

-

-

-

-

-

Знакомство с транспортом

-

-

-

8

-

-

-

-

-

Общественный транспорт

-

-

-

-

4

-

-

-

-

Правила пользования общественным транспортом

-

-

-

-

2

-

-

-

-

Регулировщик

-

-

-

-

-

8

-

-

-

Поведение на остановке и в транспорте

-

-

-

-

-

-

8

-

-

Опасные шалости

-

-

-

-

-

-

-

6

-

Опасности во дворе

-

-

-

-

-

-

-

2

-

Закрепление ранее изученных правил дорожной безопасности

-

-

-

-

-

-

-

4

Мониторинг

2

Итого занятий

8

8

9

8

6

8

8

8

6

Итого: 69 занятий

  1. Программно-методическое обеспечение

Наименование услуги

Наименование программы

На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована

«Азбука дорожной безопасности»

Программа дополнительного образовательного кружка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения «Азбука дорожной безопасности»

  Разработана воспитателем 1    категории Рахматуллиной Г.В. на основании программы Т. И. Данилова  «Светофор» - СПб.,2009г., утверждена заведующей ДОУ Латыповой О.Н.

  1. Материально-техническое обеспечение

Организация занятий осуществляется в групповой комнате, расположенной на 2-м этаже МАДОУ города Нижневартовска ДС№61 «Соловушка».

Группа оснащена мультимедийным оборудованием, столами, методическим комплектом.

  1. Мониторинг.

         Цель: изучить особенности представлений дошкольников о правилах дорожного движения, особенности                                                 мотивации поведения в экстремальных ситуациях.

Мониторинг детского развития проводится два раза в год: вводный - в сентябре, итоговый -мае.

 Методика и критерии диагностического обследования по программе «Азбука дорожной безопасности»

       Диагностика составлена на основе материалов книг: В.А.Деркунская «Диагностика культуры здоровья дошкольников», М., 2006г., Т.И.Данилова «Программа «Светофор»» - СПб., 2009г.

        Дети отвечают на вопросы, представленные в таблице. Шкала оценки по одному вопросу варьируется от 0 до 3 баллов. Максимальный балл по опросу – 30 баллов.

Уровни знаний детей по вопросам правил дорожного движения:

Высокий уровень 24-30 б.

Средний уровень 15-23 б.

Низкий уровень 0 -14б. 

Характеристика уровня представлений по ПДД:

Высокий: ребёнок владеет представлениями по содержанию беседы, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы. На предложенные вопросы и задания даёт адекватные, однозначные ответы, часто проявляя эрудированность. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребёнку продемонстрировать использование знаний и умений в решении конкретных задач. Представления носят целостный характер.

Средний: ребёнок частично владеет представлениями по содержанию беседы, отдельные вопросы позволяют ему проявлять активность в общении с воспитателем. Не на все вопросы ребёнок даёт ответы, допускает ошибки, затрудняется с ответом. Большая часть ответов всё же сопровождается детским исчерпывающими комментариями, иногда проявляется эрудированность. Представления избирательны, разрозненны.

Низкий: ребёнок слабо владеет представлениями по содержанию беседы, периодически проявляя активность в общении с воспитателем, но чаще активность ребёнка инициирует педагог, поддерживая интерес к разговору. На большинство вопросов даёт неадекватные заданию ответы, допускает множество ошибок, затрудняется отвечать или не отвечает совсем. Некоторые ответы сопровождаются комментариями, попытками объяснить свою мысль. Развёрнутость отдельных ответов указывает на избирательность ребёнка, разрозненность представлений.

 

 

Диагностика по безопасности дорожного движения

Для детей старшей группы №9

Ф.И. ребёнка

Что такое «дорога», «проезжая часть», «тротуар»?

Кто управляет машиной?

Как нужно ходить по тротуару?

Почему нельзя  ходить по проезжей части?

Для чего нужен светофор?

Какие сигналы подаёт светофор  и что они  обозначают?

Как перейти проезжую часть там, где нет светофора?

Какие знаки дорожного движения ты знаешь? (предметные картинки)

Что означает каждый знак?

Общее количество баллов

Инструментарий к диагностике по ПДД для детей 5 -6 лет.

Номер задания

Форма

Критерии оценки

1

Беседа «Что такое дорога, проезжая часть, тротуар?» Материал: иллюстрация с изображением дороги: проезжая часть, тротуар. Содержание диагностического материала: Педагог задаёт вопросы: - что такое проезжая часть? (место, где ездят автомобили) - что такое тротуар (место, где ходят пешеходы) - что такое дорога? (проезжая часть и тротуар вместе)

0- ребёнок отказывается отвечать; 1-ребёнок делает более 2 ошибок; 2-ребёнок делает не более 1 ошибки;

 3-ребёнок ответил правильно

2

Беседа «Кто управляет машиной?» Содержание диагностического материала: Педагог задаёт вопрос «Кто управляет машиной? что он должен», ребёнок отвечает Предполагаемый ответ: Водитель. Он должен знать устройство машины и ПДД. Во время езды водитель следит за дорогой, движущимися машинами, дорожными знаками, пешеходам.

0- ребёнок отказывается отвечать ; 1-ребёнок ответил неправильно; 3-ребёнок ответил правильно

3, 4

Беседа «Как нужно ходить по тротуару?» Содержание диагностического материала: Педагог задаёт вопрос «Как нужно ходить по тротуару?», ребёнок отвечает Предполагаемый ответ: с правой стороны     Беседа – рассуждение «Почему нельзя ходить по проезжей части?» Содержание диагностического материала: Педагог задаёт вопрос «Почему нельзя ходить по проезжей части?», ребёнок рассуждает Предполагаемый ответ: тебя могут сбить, мешаешь движению транспорта, создаёшь опасную ситуацию

0- ребёнок отказывается отвечать; 1-ребёнок называет правила поведения в общественных местах, на вопрос «с какой стороны» не даёт ответ; 2-ребёнок называет правила поведения в общественных местах, на вопрос «с какой стороны» даёт правильный ответ ; 3-ребёнок ответил правильно.  0- ребёнок отказывается отвечать;  1-ребёнок назвал не более 1 причины; 2-ребёнок назвал более 2 причин; 3-ребёнок назвал более 3 причин

5

Беседа «Для чего нужен светофор?» Содержание диагностического материала: Педагог задаёт вопрос, ребёнок отвечает. Предполагаемый  ответ: регулировать движение транспорта и пешеходов.

0- ребёнок отказывается отвечать; 1-ребёнок даёт неправильный ответ;  2-ребёнок называет только 1 причину; 3-ребёнок называет все причины

6

Беседа «Какие бывают светофоры?» Материал: иллюстрация с изображением светофоров. Содержание диагностического материала: Педагог задаёт вопрос «Какие бывают светофоры?», ребёнок отвечает. Предполагаемый ответ: для транспорта, для пешеходов

0- ребёнок отказывается отвечать;  1-ребёнок даёт неправильный ответ, даже используя картинку; 2-ребёнок назвал виды светофоров, используя картинку; 3-ребёнок назвал виды светофоров без картинки

7

Беседа «Какие сигналы подаёт светофор и что они означают?» Содержание диагностического материала: Педагог задаёт вопрос «Какие сигналы подаёт светофор и что они означают?», ребёнок отвечает.

0- ребёнок отказывается отвечать; 1-ребёнок даёт неправильный ответ; 2-ребёнок называет сигналы светофора, но путается в их назначении, требуется небольшая помощь; 3-ребёнок ответил правильно без помощи взрослого

8

Беседа – рассуждение «Как перейти проезжую часть там, где нет светофора?» Материал: иллюстрация с изображениями: «зебра», знак «Пешеходный переход», нерегулируемый переход. Содержание диагностического материала: Ребёнку предлагается рассмотреть иллюстрацию и ответить на вопрос «Как перейти проезжую часть там, где нет светофора?» Предполагаемый ответ: проезжую часть можно переходить в специальных местах. Если вблизи переходов нет, нужно убедиться, что нет движущегося транспорта, и только тогда переходить улицу.

0- ребёнок отказывается отвечать 1-ребёнок называет не более 1 правила даже с помощью взрослого 2-ребёнок называет правила с помощью взрослого 3-ребёнок ответил правильно без помощи взрослого

9

Дидактическая игра «Какие знаки дорожного движения ты знаешь?» Материал: иллюстрация с изображением дорожных знаков: автобусная остановка, пункт медицинской помощи, велосипедная дорожка, столовая, подземный переход, пешеходам хода нет, стоянка.  Содержание диагностического материала: Ребёнку предлагается рассмотреть иллюстрации и ответить на вопрос «Какие знаки дорожного движения ты знаешь?» .

0- ребёнок отказывается отвечать; 1-ребёнок называет не более 2 знаков самостоятельно или с помощью взрослого; 2-ребёнок называет более 3 знаков самостоятельно или с помощью взрослого; 3-ребёнок называет 5 знаков самостоятельно без помощи взрослого

10

Практическое задание «Что означает каждый знак?» Материал: иллюстрация с изображением переходов, дорожные знаки «Наземный переход», «Подземный переход», «Пешеходный переход». Содержание диагностического материала: Ребёнок рассматривает иллюстрацию и раскладывает знаки, называет их.

0- ребёнок отказывается отвечать; 1-ребёнок раскладывает знаки неправильно, не называет, что он означает; 2-ребёнок допускает не более 1 ошибки, путается, требуется помощь педагога; 3-ребёнок не сделал ни одной ошибки.

7. Список литературы

    1. В. А. Деркунская «Диагностика культуры здоровья дошкольников», М., 2006г.

    2. Т. И. Данилова «Программа «Светофор»- СПб.,2009г.

    3. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» ТЦ Сфера, 2007г.

    4. Кобзева Т.Г. «Правила дорожного движения» /Система обучения дошкольников. Серия: «Методическая работа в ДОУ»

    5. А. Линёв «У развилки трёх дорог»

    6. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009г

    7  Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009г

    8  Романова Е. А., Малюшкина А. Б. «Занятия по правилам дорожного движения.

    9  Т.Ф. Саулина «Три сигнала светофора»

    10 Под ред. Кирьянова В.Н. «Дорожная безопасность»

    11 Черепанова С.Н. Правила дорожного движения – М.: «Издательство Скрипторий 2003»

    12  Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического

          образования, 2007г.

    13.Г.Н. Элькин «Правила безопасного поведения на дороге», 2009г.            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы формирования основ безопасного поведения в сфере дорожного движения у детей 7 - ого года жизни

В последние десятилетия проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности детей приобрела чрезвычайную актуальность. В числе этих проблем – безопасность дошкольников на улицах города. Число транспор...

Развлечение по правилам дорожного движения для детей 6-го года жизни «Красный, жёлтый, зелёный»

В игровой форме закрепить представления детей о правилах дорожного движения, расширять представления о правилах поведения на улице, способствовать развитию осторожности внимания, осмотрительности, сос...

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада. Тема: «Азбука дорожного движения»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Цель занятия.  Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание...

Программа дополнительного образовательного кружка по ознакомлению с правилами дорожного движения для детей 6-го года жизни «Азбука дорожной безопасности»

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...