Программа дополнительного образовательного кружка «Компьютерная грамота» (познавательное развитие детей 4-5 лет)
компьютерная программа (информатика, средняя группа) по теме
Цель программы данного кружка: развитие логического мышления и познавательной активности детей путем применения компьютера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompyuternaya_gramota_piven_g.a.docx | 35.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образовательного кружка
«Компьютерная грамота»
(познавательное развитие детей 4-5 лет)
Пояснительная записка
Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Не утонуть в этом информационном море, а точно ориентируясь, решать практические задачи человеку помогает компьютер. «Завтра» наших детей - это информационное общество. Если сегодня еще есть сферы жизни, где можно обойтись без компьютера, то в информационном обществе неумение пользоваться компьютером будет означать социальную инвалидность. В сегодняшних условиях информации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок скорее всего столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе.
Хотя школьный курс информатики ставит одной из своих задач формирование навыков работы на компьютере и освоение популярных компьютерных технологий, самое главное для эффективного применения компьютера – это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление.
Проанализировав свою работу по обеспечению условий развития познавательной деятельности, пришла к выводу, введение компьютера в ткань традиционного педагогического процесса детского сада позволяет переложить на него часть дидактической нагрузки, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Компьютер не заменяет традиционное занятие, а только дополняет его.
Использовались компьютерные обучающие программы:
1. Серия дисков “Маленький гений”, “Новый диск”.
2. Серия дисков “Развиваем память”, “Новый диск”.
3. Програмно – методический комплекс «Фантазёры», Туййчиева И.Л., Горницкая О.Н., Воробьёва Т.В.
4. Развивающие раскраски «Что такое? Кто такой?» Арсенина Е.Н.
5. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет, Габдуллина З.М.
Актуальность программы:
Цели и задачи
Цель программы данного курса: развитие логического мышления и познавательной активности детей среднего дошкольного возраста путем применения компьютера.
Задачи
Образовательные задачи:
Закрепление знаний и умений детей по основным разделам «Информатика», в рамках Программы развития и воспитания дошкольников в образовательной системе
Развивающие задачи:
Развитие произвольности психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания.
Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл знаний, уметь задавать вопросы, отвечать на них.
Воспитательные задачи:
Кроме образовательных целей обучения информатике, конечно, ставятся и воспитательные. В рамках предмета, я считаю, основная воспитательная цель – это формирование информационной культуры. Для детей дошкольного возраста – это понимание того, для чего нужен компьютер, в каких сферах жизни он используется, сколько можно работать по времени, как правильно обращаться с техникой. Если эти задачи выполняются, то в дальнейшем ребенок не будет воспринимать компьютер только как приставку для игр, а как многогранное устройство с бесконечными возможностями для образования, для творчества.
Воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.
Форма В педагогической деятельности кружка предполагается широко использовать игры( имитационные, игры-упражнения, для рационального сочетания обучающих, развивающих и развлекательных компонентов компьютерных игр), проблемные ситуации и развлечения
Методы и приемы
- практические (игровые);
- экспериментирование;
- моделирование;
- воссоздание;
- преобразование;
- конструирование.
Развивающая среда:
- Игры на составление плоскостных изображений предметов.
- Обучающие настольно-печатные игры
- Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
- Геометрические мозаики и головоломки;
- Логические блоки Дьенеша;
- Цветные счетные палочки Кюизенера;
- Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;
- Простой карандаш; набор цветных карандашей;
- Компьютерные развивающие игры
Ожидаемые результаты
В результате проведения занятий по информатике дети будут уметь:
знать:
- названия и функции основных частей компьютера;
- технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе;
- понятие истинного и ложного высказывания;
- понятие симметрии;
уметь:
- использовать в работе клавиатуру и мышь;
- осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;
- называть части компьютера;
- определять истинные и ложные высказывания;
- сравнивать предметы, объединять в группу по признакам;
- находить закономерности в изображении предметов;
- соотносить элементы двух множеств по признаку;
- составлять целое из частей;
- составлять симметричный узор;
- расставлять предметы в определенной последовательности;
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ
(Разработана специалистами Института возрастной физиологии РАО)
Упражнение со зрительными метками № 1
В компьютерно-игровом комплексе заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать так, чтобы они составляли единый игровой сюжет. И время от времени менять их. Например, в центре стены помещается машина (или бабочка). В углах под потолком - цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Бабочка может перелетать с цветка на цветок.
Методика проведения упражнения:
1. Поднять детей с рабочих мест. Упражнение проводится у рабочего места.
2. Объяснить детям, что они должны делать: по команде воспитателя, не поворачивая головы, одним взглядом глаз проследить движение машины в синий гараж, затем в зеленый и т.д. Очень важно сделать акцент на то, чтобы дети не поворачивали головы.
3. Воспитатель предлагает переводить взор с одной метки на другую под счет 1-4.
4. Целесообразно показывать детям, на каком предмете необходимо каждый раз останавливать взгляд. Можно направлять взор ребенка последовательно на каждую метку, а можно - в случайном порядке.
5. Скорость перевода взора не должна быть большой. Переводить взор надо так медленно, чтобы за все упражнение было не больше двенадцати фиксаций глаз.
6. Продолжительность упражнения - 1 минута.
7. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети во время выполнения упражнения не поворачивали головы.
Упражнение со зрительными метками и поворотами головы № 2
Выполняется так же, как предыдущее, но с поворотами головы.
Игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки и зверушки дети должны отыскивать по всему компьютерному залу.
Методика выполнения упражнения:
1. Воспитатель просит детей подняться с рабочих мест и стоять около стула, лицом к нему.
2. Объясняется задача: "Вот елочка (она стоит на столе или ее большое изображение висит на стене), ее нужно нарядить".
3. Воспитатель просит соблюдать следующие условия: "Стойте прямо, не сдвигая с места ног, поворачивая одну лишь голову, отыщите в компьютерном зале игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку, и назовите их".
4. Темп выполнения упражнения - произвольный.
5. Продолжительность - 1 минута.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Средняя группа
№ п/п | Месяц | Программное содержание | Название темы | Кол-во занятия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Сентябрь | Адаптация к компьютерному классу. Правила поведения в кабинете информатике. Применение компьютеров. Знакомство с многообразием компьютерной техники; развивать интерес и воспитывать бережное отношение к ней. | Здравствуй, класс компьютерный! | 1 |
2 | 1.Что входит в состав компьютера? (Иллюстрированный рассказ); 2.Развивающие игры: «Поезд»; Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой(занятие1; задание 1-2) | 1 | ||
3 | Цветные счетные палочки Кюизенера. Игра-конструктор «Пирамидка и лесенка». Развивающая игра: «Разыщи котят» Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой(занятие1; задание 3-4) | 1 | ||
4 | Логические блоки Дьенеша. Игра «Второй ряд». Развивающая игра: «Собери игрушку» Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой(занятие2; задание 1-2) | 1 | ||
Итого: | 4 | |||
5 | Октябрь | Познакомить детей с мышкой, показать, что она умеет делать. Учить детей щелкать на каждый предмет, а также производить двойные щелчки на каждом предмете, «перетаскивать» предмет | Инструмент «мышь». Цветные счетные палочки Кюизенера Игра-конструктор «Мосты через реку». Развивающая игра: «Парочки» Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой(занятие2; задание 3-4) | 1 |
6 | Цветные счетные палочки Кюизенера Игра-конструктор «Поезд». Развивающая игра: «Я тебя найду» Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие3) | 1 | ||
7 | Игра «Волшебный мешочек». Игра «В гостях у Петрушки». Развивающая игра: «Кто срятался?» Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой(занятие 4) | 1 | ||
8 | Логические блоки Дьенеша. Игра «Домино». Развивающая игра: «Формочки» Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 5) | |||
Итого: | 4 | |||
9 | Ноябрь | Знакомство детей с графикой. Учить детей из составляющих элементов головоломки собирать различные картинки. Развивать пространственное воображение, конструктивное мышление, сообразительность и сенсорные способности | Цветные счетные палочки Кюизенера Игра-конструктор «Лесенка широкая и узкая». Развивающая игра: «Что откуда видно?» Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 6) | 1 |
10 | Логические блоки Дьенеша. Игра «Найди все фигуры» (по толщине). Развивающая игра: «Заплатки» Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 7) | 1 | ||
11 | Логические блоки Дьенеша. Игра «Найди все фигуры» (по размеру) Развивающая игра: «Разноцветье» Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 8) | 1 | ||
12 | Логические блоки Дьенеша. Игра «Угощение для медвежат». Развивающая игра: «Помоги маме собрать малышей» Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 9) | 1 | ||
Итого: | 4 | |||
13 | Декабрь | Дать понятия «звуковая система компьютера». Учить детей правильно воспроизводить очередность музыкальных партий, запоминать героев и их имена, роли; развивать музыкальный слух, внимание, память | Звуковая система компьютера; Цветные счетные палочки Кюизенера Игра «Длинные и короткие ленточки для куколки». Развивающая игра: «Кто не спрятался?» Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 10) | 1 |
14 | Цветные счетные палочки Кюизенера Игра «Моделируем квадрат». Развивающая игра: «Парочки». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 11) | 1 | ||
15 | Логические блоки Дьенеша. Игра «Цепочка». Развивающая игра: «Кто кому звонил?» Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 12) | 1 | ||
16 | Цветные счетные палочки Кюизенера Игра «Моделируем прямоугольник». Развивающая игра: «Собери пары». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 13) | 1 | ||
Итого: | 4 | |||
17 | Дать понятие «клавиатура», «назначение клавиш». Развивать внимание, пространственное восприятие, память, логическое мышление, навыки владения компьютерной мышкой | Что такое клавиатура? Цветные счетные палочки Кюизенера Игра «Подбираем к домику крышу». Игра «лыжные гонки». Развивающая игра: «Снеговик». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 14) | 1 | |
18 | Январь | Цветные счетные палочки Кюизенера Игра-конструктор «Дом и мебель для матрешки». Развивающая игра: «Расставь!». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 15) | 1 | |
19 | Логические блоки Дьенеша. Игра «Найди все фигуры» (по размеру). Развивающая игра: «Чья это тень». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 16) | 1 | ||
20 | Цветные счетные палочки Кюизенера Игра-конструктор «Разноцветные заборы». Развивающая игра: «Наблюдатель». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 17) | 1 | ||
Итого: | 4 | |||
21 | Февраль | Учить объединять предметы в группы по признакам; определять истинные и ложные высказывания; находить «лишний» предмет в группе однородных предметов. Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность и быстроту реакции | Цветные счетные палочки Кюизенера Игра-конструктор «Веселые человечки». Развивающая игра: «Где что лежало?». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 18) | 1 |
22 | Логические блоки Дьенеша. Игра «Художники». Развивающая игра: «Повтори узор». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 19) | 1 | ||
23 | Игра «В стране геометрических фигур». Игра «Найди фигуру». Развивающая игра: «Что откуда видно». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 20) | 1 | ||
24 | Цветные счетные палочки Кюизенера Игра «Коврик для кошки». Развивающая игра: «Формочки». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 21) | 1 | ||
Итого: | 4 | |||
25 | Март | Продолжать знакомить детей с составляющими компьютера(системный блок, монитор, мышь, клавиатура и др.). Учить выполнять задания по инструкции. Развивать внимание, память, логическое мышление, глазомер, координацию движений, сообразительность и ловкость. Продолжать знакомить с новыми инструментами «художника» из компьютера. | Логические блоки Дьенеша. Игра «Строю сам». Развивающая игры из программы Фантазёры : «Сказки природы». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 22) | 1 |
26 | Логические блоки Дьенеша. Игра «Магазин». Развивающая игры из программы Фантазёры: « Цветочная фантазия». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 23) | 1 | ||
27 | Цветные счетные палочки Кюизенера Игра «Коврик для собачки». Развивающая игры из программы Фантазёры : «Строитель». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 24) | 1 | ||
28 | Цветные счетные палочки Кюизенера Игра-конструктор «Конструирование плотов». Развивающая игры из программы Фантазёры : «Художник». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 25) | 1 | ||
Итого: | 4 | |||
29 | Апрель | Закрепить известные игры, знания об инструментах «художника», составе компьютера. Учить детей пользоваться «выбором», создавать картинки, используя различные инструменты. Развивать творческие способности, фантазию. | Игра «В стране геометрических фигур». Игра «Найди фигуру». Развивающая игры из программы Фантазёры : «Архитектор». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 26) | 1 |
30 | Игра «Волшебный квадрат». Развивающая игры из программы Фантазёры : «Театр из бумаги». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 27) | 1 | ||
31 | Игра «Загадки». Игра «Столько же». Развивающие раскраски «Что такое? Кто такой?» Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 28) | 1 | ||
32 | Игра «Машинисты». Игра «Четвертый лишний». Развивающие раскраски «Что такое? Кто такой?» Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 29) | 1 | ||
Итого: | 4 | |||
33 | Май | Выявить знания, приобретенные детьми в течение учебного года. Совершенствовать навыки необходимых операций при работе в различных программах. Закрепить с детьми понятие о том, что входит в состав компьютера | Логические блоки Дьенеша. Игра «Домино». Развивающая игра: «Измени картинку». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 30) | 1 |
34 | Цветные счетные палочки Кюизенера Игра-конструктор «Мосты через реку». Развивающая игра: «Под водой». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 31) | 1 | ||
35 | Игра «Фантазеры». Игра «Волшебные точки». Развивающая игра: «Букварик». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 32) | 1 | ||
36 | Логические блоки Дьенеша. Игра «Второй ряд». Развивающая игра: «Машина загадок». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 33) | 1 | ||
Итого: | 4 | |||
Всего: | 36 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительной образовательной услуги "Юный книголюб"(познавательной и художественно-эстетической направленности) Для детей дошкольного возраста 4-5 лет. На 2015-2016 учебный год
Рабочая программа литературно-творческого кружка "Юный книголюб" на 2015-2016 учебный год....
Программа дополнительной образовательной деятельности проведения занятий по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
Содержание программы направлено на развитие мелкой мускулатуры рук, повышение координации и точности движений, а так же способствует развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эс...
Программа: «Умелые ладошки». Оказание родителям и законным представителям платной дополнительной образовательной услуги по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста с 4 до 5 лет.
Программа: «Умелые ладошки». Оказание родителям и законным представителям платной дополнительной образовательной услуги по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного во...
Программа дополнительной образовательной услуги проведения занятий по развитию танцевальных способностей у детей
Отличительной особенностью программы "Движение и фантазия" является развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка в движении и танце во взаимосвязи со сферой нравственной и интеллектуально...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Разноцветный мир» (возраст детей 4-5 лет)
Кружок (далее программа) «Разноцветный мир» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развития у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомл...
Программа по дополнительной образовательной деятельности «Эколята-дошколята» (познавательное развитие)
ОглавлениеI.Целевой раздел…………………………………………………..……&hel...
Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности "Эколята-дошколята" (познавательное развитие)
Подготовительная группаДанная программа построена на основе природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возрас...