Конспект по "Познавательное развитие" в старшей группе по тем: "Деревья"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект по "Познавательное развитие" в старшей группе по теме: "Деревья" с использованием ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательное развитие в старшей группе по теме деревья | 36.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема конспекта непосредственно организованной образовательной деятельности
Дата проведения:
ФИО педагога: Крохина Н.Г.
Возрастная группа воспитанников: старшая группа: старшая группа общеразвивающей направленности.
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: Представление живой природы посредством «Деревьев»
Цель: Увеличение объёма представлений о многообразии мира деревьев.
Психолого-педагогические задачи:
Образовательные:
Формировать у детей умение анализировать объекты природы: деревья.
Закреплять названия деревьев, их строение, внешние признаки, умение различать деревья по внешним признакам.
Систематизировать знания детей об особенностях строения дерева (корень, ствол, ветки, крона, листья).
Рассказать о значении деревьев в жизни животных.
Развивающие:
Развивать слуховое восприятие, воображение, мышление, память, любознательность детей.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать стиль партнерских отношений. Формировать навыки ответственности, человека за сохранение природы.
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально –коммуникативное», «Речевое развитие»
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации непосредственно организованной образовательной деятельности:
коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная.
Форма организации детей: групповая.
Форма организации обучения: Непосредственно образовательная деятельность.
Материал и оборудование: Сюжетные картинки: дерево, куст, насекомые, животные, грибы, ягоды, птицы. Картинки: ель, сосна, дуб, берёза, клён, липа. рябина; листья берёзы, клёна, дуба, липы, рябины, жёлуди, шишки, ягоды рябины; столы, доска, поднос. Игрушка – птичка, маски деревьев: дуб, берёза, осина, липа, клён, ель, сосна.
Планируемый результат: дети знают, выделяют существенные признаки.
Предварительная деятельность с воспитанниками: Наблюдения на прогулке за деревьями. Сбор опавших листьев, веточек. Рассматривание гербариев с листьями деревьев; картинок: береза, дуб, клён, липа, тополь, осина, рябина, сосна, ель. Дидактические игры «Что лишнее?», «С какого дерева листок?». Подвижная игра «Раз, два, три - к дереву беги!», «Раз, два, три – листочек найди!» «Птичка летела на дерево села…»
Части НООД | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Способы поддержки детской инициативы | |
1 часть – вводная | Цель: мотивировать детей на включение в игровую деятельность. | |||
Создание образовательной ситуации | К детям подходит воспитатель. Здравствуйте, дети, как вы думаете, что такое лес? В: ЛЕС, природный комплекс, обязательной составной частью которого является древесная растительность.В лесу очень много деревьев, они стоят близко друг к другу. Их верхушки соприкасаются, а где-то даже смыкаются.Ученые называют его природным сообществом. Лес помогает дышать всему живому, выделяя кислород, очищая воздух от грязи, пыли и вредных для здоровья людей веществ. | Дети стоят врассыпную. Несколько детей поднимают руки.. -ЛЕС – это множество деревьев, кустарников.. | Да, Молодцы | |
Мотивация детей на предстоящую деятельность: игра с детьми | В.: Для кого служит лес домом? Дети, присаживайтесь на стулья. Выберите на столе те картинки, которые подходят к определению лес. А сегодня мы поговорим с вами о деревьях в лесу. | - Это дом: для трав, грибов, кустарников и деревьев, зверей, птиц и насекомых. (Дети по очереди выбирают и прикрепляют картинки на доску.) | Хорошо, Правильно. | |
2 часть – основная | Цель: Увеличение объёма представлений о многообразии мира деревьев. | |||
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми | Какие деревья вы знаете? Сейчас мы рассмотрим деревья. (Презентация «Деревья»)(Слайд2) Что это за дерево? Как вы догадались? А какой формы лист у берёзы? В виде удлинённого сердечка. К осени лист становится жёлтым. Что это за дерево? (Слайд 3) Дуб — мощное, величественное дерево. Ствол толстый, покрыт коричнево-серой корой с извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем глубже трещины. Дуб считают олицетворением богатырской силы. Цветут дубы в мае. Плоды — желуди — созревают осенью. Полакомиться желудями любят многие лесные жители: кабаны, олени, полевые мыши, белки. А какой формы лист у дуба? Да, и к осени становится коричневого цвета. А это дерево вы узнали? (Слайд 4) Особенно красив клён осенью. Листочки на клёне окрашиваются в разные цвета: желтый, красный, оранжевый, багряный, золотистый. На что похожи листья клёна? А это дерево вы узнали? (Слайд 5) Рябина небольшое дерево, листья состоят обычно из мелких листочков на основном черешке, с острыми зубчиками по краям. Листочки удлинённые, напоминают форму пёрышек. Кора гладкая и серая. Осенью листья рябин окрашиваются в оранжевый и багряный цвет и гроздями плодов красных ягод. А это какое дерево? (Слайд 6) Ствол у осины имеет серо – зелёный оттенок. Листья у осины — особенные. При малейшем дуновении ветерка они дрожат, колышутся. В народе про это дерево говорят: «Осина и без ветра трепещет». Черешок у осинового листочка длинный, сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому и дрожит лист при самом легком ветерке. Лист имеет яйцевидную форму с зубчатовыемленными краями, может быть слегка вытянутым овальным. Расскажите стихотворение об осине? А это дерево вы узнали? (Слайд 7) А как вы догадались? Какой формы листья липы? По краям мелко зубчатые. Липа — стройное дерево с густой кроной. Какую пользу приносит липа? Липа — лучший медонос. Пчелы целыми днями летают вокруг неё, собирая сладкий нектар. Обладают целебными свойствами и цветки липы. Липовый чай пьют при простудах. Липовые плоды остаются зимовать на дереве. Вот и спешат лесные обитатели полакомиться. Липа — хорошая соседка для других деревьев. Под липой никогда не бывает старых опавших листьев, они быстро перегнивают и возвращают в почву питательные вещества, в том числе необходимый растениям кальций. К нам прилетела птичка и приглашает вас поиграть. (На столе выберите каждый себе маску, наденьте её и встаньте в круг.) Игра «Птичка прилетела» Воспитатель берёт птичку – игрушку и говорит слова: - Птичка прилетела – на дубок села.(Отдаёт птичку ребёнку в маске – дуба.) Поиграли с птичкой. Давайте её отпустим. А мы присядем на стулья. Деревья на нашей планете бывают самых разных видов. Они бывают лиственные и хвойные. У лиственных деревьев на ветках листья, которые к концу осени опадают. А что происходит с хвойными деревьями? Вместо листьев у них хвоинки, которые не опадают осенью. Рассмотрим модель дерева. | - Дуб, берёза, клён, ель, сосна.. - Берёза. - Белый ствол. - Треугольной. - Дуб. - Похож на ёлочку. - Клён. - На раскрытую ладошку. - рябина. - Осина. Зябнет осинка, - Липа… - По листьям. - Виде широкого сердечка. - Из цветков заваривают целебный чай, липовый мёд… Они остаются зелёными. (Ребёнок в маске – дуба отвечает:) - На дубу не сидела – на берёзу улетела. (Передаёт птичку ребёнку в маске – берёзы.) (Ребёнок в маске – берёзы отвечает:) - На берёзе не сидела – на ель улетела. (Передаёт птичку ребёнку в маске – ель.) (Ребёнок в маске – ель отвечает:) - На ели не сидела на осину улетела. (Передаёт птичку ребёнку в маске – осины.) и т.д. - Они остаются зелёными. Дети рассматривают модель. | ||
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым.
Создание мотивационной ситуации для поиска способа помощи | В,: Дети, это что? ДЕРЕВО – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону. Что есть у дерева? -Какую пользу приносят корни дереву? Корень снабжает дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами.Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности. А для чего нужны боковые корни? Конечно, боковые корни удерживают ствол с кроной. Ребята, а что вы знаете о стволе дерева? По нему вверх идут питательные вещества. Ствол растет и в высоту и в ширину. А чем покрыт ствол у деревьев? Зачем нужна кора деревьям? Как вы думаете, от чего кора защищает дерево? А как вы думаете, почему осенью деревья сбрасывают листья? Это происходит из-за нехватки воды. Вода в грунте замерзает и не попадает в корни растений, в то же время с поверхности листа испаряется столько же воды, сколько и летом. Поэтому растения сбрасывают листву, чтобы не засохнуть. Давайте пройдём к столам. На столах лежат картинки с деревьями. Какие деревья изображены на картинках? | Дерево. Показывают: Корень, ствол, ветки, крона, листья. -КОРНИ прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Дети рассуждают. (-Чтобы удерживать дерево, и др.) СТВОЛ – это основа дерева. Ствол деревьев покрывает кора. Она защищает ствол от поедания личинок. От высыхания, от насекомых. - Дуб, берёза, клён, ель, сосна.. | Отлично, вы правильно поняли, что ствол- основа дерева Конечно. Это так. Верно. | |
Этап осуществления самостоятельной деятельности детей | Проводится игра «С какой ветки детки». В.: Встаньте вокруг стола, посмотрите внимательно на поднос. На подносе лежат листья: дуба, берёзы, клёна, осины, рябины и плоды дуба, рябины, ели, сосны. В.: Найдите, с какого дерева эти листочки и плоды-детки. Теперь мы с вами знаем все деревья в лесу и их плоды. Давайте, присядем и послушаем звуки леса. Что вы слышали? Даша расскажет нам стихотворение об осеннем лесе. | Дети относят листья и плоды к соответствующим деревьям. - Шелест листьев, звук дождя, ветра.. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный. Стоит над солнечной поляной, Заворожённый тишиной. И. Бунин. | . | |
3 часть – заключительная | Цель: Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей. | |||
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей. | Как вы думаете, какую пользу приносят деревья? Что делают из древесины? то мы с вами можем сделать доброго и полезного для деревьев? (Вывесить схему подсказку) Если мы будем соблюдать эти правила, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья. | Деревья помогают дышать всему живому, выделяя кислород, очищая воздух от грязи. Деревья дают древесину; они служат топливом; из дерева делают мебель, бумагу; плодами деревьев питаются люди, животные, птицы; предохраняют почву от высыхания и помогают выжить птицам и животным. Не вырубать, не ломать деревья; не разжигать в лесу костры; не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты; поливать плодовые деревья, окапывать их. | ||
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность | В лесу мы собрали много природного материала. Давайте сделаем осеннюю композицию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе ДОУ Тема: «Волшебное дерево» Интеграции ОО: Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
«Волшебное дерево»(нетрадиционное рисование) Интеграция оо: Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социаль...
Конспект занятия в старшей группе «Сравнение веток деревьев и кустарников»
Программное содержание : уточнить знания детей о знакомых деревьях и кустарниках. Учить рассматривать и сравнивать ветки, составлять загадки – описания, узнавать ве...
Конспект занятия "Осеннее дерево» по ОО "Художественно-эстетическое развитие" (старшая группа)
Конспект занятия по дополнительному образованию в старшей группе дошкольного возраста рисование в нетрадиционной форме «Осеннее дерево»....
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе аппликация «Весеннее дерево»
В данном конспекте представлена не только основная часть занятия, но и мотивация детей к занятию. Данная работа с детьми помогает развивать у детей связь задумки и результата своей работы....
Конспект прогулки в старшей группе "Наблюдение за деревьями".
Цель: Продолжать знакомить с характерными особенностями деревьев, по которым можно выделить среди других деревьев.Задачи:- Закрепить знания детей об изменениях, происходящих с деревьями в осенний пери...
Конспект образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в старшей группе на тему: « Деревья зимой».
Учить детей создавать в рисунке образ дерева, находит красивое композиционное решение ( два-три дерева на всем листе) Закреплять умение использовать разный нажим на восковый мелок для передачи более с...
Конспект занятия на тему «Деревья нашего двора.» (Познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие) Старшая группа
Конспект занятия на тему «Деревья нашего двора.»(Познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие) (Познавательное развитие, художественно- эстетическое разви...