"Зачем зайцу длинные уши" конспект НОД.стимулирует детей к
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие предназначено для детей 5-6 лет. в конспект составлен с элементами эксперисентирования.в процессе занятия дети ставят познавательную задачу, проводят опыт и делают вывод по поставленно проблеме. Цель: способствовать формированию представлений детей о функции длинных ушей у зайца.
Задачи: Образовательные1.Формировать представления детей о функциях длинных ушей у зайца.
Развивающие:1. Развивать умение находить причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения.2. Развивать умение строить сложноподчиненные предложения, отвечать полным предложением.
Воспитательные:1. Воспитывать умение работать в микрогруппе.Воспитывать доброжелательные отношения между детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Зачем зайцу длинные уши?»
Деятельность: познавательно-исследовательская
Форма: экспериментирование
Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: способствовать формированию представлений детей о функции длинных ушей у зайца.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представления детей о функциях длинных ушей у зайца.
Развивающие:
- Развивать умение находить причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения.
- Развивать умение строить сложноподчиненные предложения, отвечать полным предложением.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в микрогруппе.
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Материалы и оборудование: Мультимедийная установка, аудиосказка «Зачем зайцу длинные уши», плоскостные фигуры диких животных, мерные стаканы, 2 емкости с узким горлышком, заготовки для изготовления конуса, клей – карандаш.
ХОД:
- Ребята, сегодня у нас в группе опять новость. Наш знаменитый Незнайка прислал нам новое задание. Хотите узнать какое?
- Как вы думаете, почему около ушей зайчика стоит знак вопроса?
- Что он имел в виду, когда ставил вопрос? (предположения детей: Незнайка хочет знать, что услышал заяц, что он хочет или зачем зайцу длинные уши).
Совместно сделать вывод о том, что Незнайка хочет узнать, зачем зайцунужны длинные уши.
- Сможем ли мы дать ему точный ответ?
- Как же нам об этом узнать? (можно прочитать в энциклопедии, посмотреть фильм, спросить у взрослых)
(аудиосказка)
- Я знаю одну сказку. Она называется «Почему у зайца длинные уши», может с ее помощью мы узнаем о том, зачем зайцу длинные уши.
- Послушайте:
«Застрял Заяц в болоте. Стал кричать, звать на помощь: Ай- ай-ай! Помогите, тону! Подошел к болоту Ежик. Протянул Зайцу палку: - Хватайся за палку, я вытяну тебя! Заяц в ответ: Не могу достать до палки. Ай-яй-яй!
Лапы зайца совсем в болоте увязли, одна голова торчит. Кричит заяц, зовет на помощь. Подошел медведь: Держись, я тебя вытяну! Хватил Медведь Зайца за уши. Еле-еле вытянул. Только уши у Зайца с тех пор длинные»
Поисковый этап
Беседа по сказке (Полные ответы.)
- Где застрял Заяц?
- Что он стал делать?
- Кто первым подошел к болоту?
- Почему Ежик не смог помочь Зайцу?
- Как Медведь стал выручать Зайца?
- Что случилось с заячьими ушами?
- Как вы думаете, мы можем рассказать эту сказку Незнайке?
- Что благодаря ей узнает Незнайка? (почему у зайца длинные уши).
- Дает ли нам сказка ответ на вопрос о том, зачем зайцу такие длинные уши?
- Значит, нам надо найти самим правильный ответ.
- Как вы думаете, длинные уши это необходимость или они нужны зайцу для красоты?
Дети, вероятно, скажут, чтобы лучше слышать.
Давайте порассуждаем.
- Если предположить, что зайцу нужны уши для того, чтобы лучше слышать, то сразу возникает вопрос. - А зачем ему нужен хороший слух?
- Где живут зайцы?
Игра: «Друг-враг»
Дети делятся на две команды и размещают животных в разные части доски.
-Какой же вывод мы из этого можем сделать?Уши помощники - они помогают зайцам услышать приближение хищных животных и птиц.
Обобщение с сообщением нового познавательного материала:
-У зайца много врагов: лиса, и волк, и рысь, да ещё хищные птицы: совы и коршуны. Правда с взрослыми зайцами не всегда легко справиться – он и отбиться может. Да, этот трусишка умеет сражаться за свою жизнь: опрокинется на спину и отбивается мощными лапами с длинными когтями. Зайчиха защищает своих зайчат не хуже других зверей, а ведь ей для этого нужно, пожалуй, больше храбрости, чем волчице или львице.
-Но как нам точно определить, что размер ушей действительно влияет на остроту слуха.
- Кто знает, как можно доказать это?( ответы детей)
Воспитатель: - Чем больше уши, тем животное лучше слышит. Доказать это можно проводя простой опыт. Хочу обратить ваше внимание на то, что форма ушей у зайца по своему строению очень похожа на рупор. У рупора один из концов широкий, а другой узкий Так и у зайца верхний кончик уха широкий, а другой узкий. Высота этого рупора такая же как и высота уха зайца. Что это дает зайцу, мы установим опытным путем.
Опыт.
Мне в помощники понадобятся две пары детей. Возьмем две одинаковые лейки с равным количеством воды, конус и две емкости с узким горлышком. Один из детей первой пары будет лить воду из лейки, а другой будет пытаться собрать ее в емкость. Другая пара детей будет проделывать тоже самое, но собирать воду в емкость им будет помогать конус. Сравним количество воды в емкости: у второй пары воды в емкости оказалось больше. Почему? (ответы детей). Воспитатель подводит итог: в широкий конец конуса сразу попадает очень много капель воды, все они стекают в узкий конец, вот и бежит из рупора в емкость вода как из водопровода. А без конуса собрать воду в емкость было очень трудно. Так и в верхний кончик уха зайца попадает много звуков и все они собираются в нижнем кончике уха. Вот поэтому, заяц слышит много звуков, иногда неслышимые человеком. Говорят, что заяц очень чуткий
- Ребята, вы хотите узнать, как можно еще проверить, что большое ухо слышит лучше?
(На столах лежат заготовки для изготовления конуса).
- Я вам сейчас покажу, как сделать конус, чтобы увеличить ухо.
- Разделитесь на пары и приступайте к работе.
- Все сделали? Посмотрите у своих соседей.
- Теперь нужно проверить, как вы слышите лучше: с маленьким ухом или когда его увеличили. Для этого вы друг другу по очереди тихонько шепнёте своё имя.
-Молодцы!
- Ребята, какой вывод мы можем сделать? Какое ухо слышит лучше?
( спрашивает детей, стараясь спрашивать тех, которые еще не отвечали) А знаете почему? У рупора один конец широкий, звука в него попадает много, и весь он собирается в ухе. Значит у зайца уши тоже как две рупора. И поэтому заяц хорошо слышит.
- Какой мы можем сделать из этого вывод: - Чем больше уши, тем слух острее.
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами можем теперь дать точный ответНезнайке?
Зайцу нужны длинные уши ……(чтобы быстро слышать приближение врагов);
- Кому вы можете об этом рассказать? А кому вы можете показать, как проводить эксперимент? Кроме родителей, кому еще можно показать? (детей старшей группы, друзей)
- Вы у меня молодцы, много знаете, были внимательными в лаборатории и запомнили, как можно проверить интересные факты о животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Почему у зайца длинные уши"
Примерный конспект занятия по речевому развитию. Старший дошкольный возраст....

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе Тема: Иллюстрации к сказке Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца Длинные уши, косые глаза и короткий хвост»
Рисование иллюстраций к сказке Д.Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца Длинные уши, косые глаза и короткий хвост»...

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки Д.Мамина - Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, короткий хвост, косые глаза»
Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи в старшей группе...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по речевому развитию. пересказ «Почему у зайца длинные уши»
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по речевому развитию. Старший дошкольный возраст.Тема: «Почему у зайца длинные уши»Цель: закреплять умение пересказывать текст....

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности в форме экспериментирования в подготовительной группе "Зачем зайцу длинные уши"
Деятельность: познавательно-исследовательскаяФорма: экспериментированиеИнтеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.Цель: способствовать формированию пр...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «ПОЧЕМУ У ЗАЙЦА ДЛИННЫЕ УШИ»
совершенствование навыков звукового анализа методом составления схемы слова «заинька»; совершенствование грамматического строя речи с использованием образования существительного с уменьшит...

Образовательные области развитие речи, социально-коммуникативное развитие Тема занятия Выразительное чтение по сказке народов Западной Африки в переводе О. Кустовой «Чудесные истории про зайца по имени Лёк» история «Почему у зайца длинные уши и короткий х
Образовательные области развитие речи, социально-коммуникативное развитие Тема занятия Выразительное чтение по сказке народов Западной Африки в переводе О. Кустовой «Чудесные истории про зайца по име...