Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе на тему: "Стекло и его родственники"
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Гавриленко Оксана Владимировна

Занятие  о свойствах стекла, хрусталя и фаянса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл стекло и его родственники16.08 КБ

Предварительный просмотр:

           Конспект занятия по экспериментированию                                            

               во второй младшей группе на тему:

«Стекло и его родственники»

Задачи:

  • познакомить детей со свойствами стекла (прозрачное, твердое, хрупкое, гладкое, водонепроницаемое, холодное, звучащее);
  • развивать умения узнавать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, хрусталя, сравнивать их качественные характеристики и свойства;
  • развивать любознательность, наблюдательность, внимательность; воспитывать бережное отношение к вещам.

Материалы и оборудование: небольшие стеклянные предметы, фаянсовый, стеклянный и хрустальный бокалы, стеклянная ваза мелкие мягкие игрушки, карандаши, камушки.

                                   Ход занятия-экспериментирования

    Воспитатель подходит к столу, на котором лежат предметы из стекла, накрытые салфеткой. Воспитатель убирает салфетку, и дети видят различные предметы из стекла.

    Назовите, что за предметы лежат у меня столе? (Ваза, лампочка, стакан, бокал). Все эти предметы сделаны из стекла. Посмотрите, что у нас в группе есть еще стеклянное? (Окна)                                                                              

     Сегодня поговорим о стекле, о его свойствах, то есть какое оно. Предметы, сделанные из стекла, называются стеклянными. Повторите это слово – стеклянные.

   Что случится, если вдруг уронить или бросить стеклянную вещь? (Разобьется) Значит, стекло очень хрупкое, оно легко бьётся. К нему нужно относится очень аккуратно и бережно.

    У нас два бокала: один стеклянный, а другой фаянсовый. Они по свойствам очень похожи, они- родственники, но есть и различия. Что лежит в фаянсовом бокале? Не видно. Почему? Потому, что он непрозрачный.                            Ребята посмотрите на стеклянный бокал? Что в нем лежит? (камушки) А как вы узнали, что в стакане камушки? Почему мы видим, что лежит в стакане? Потому, что стекло прозрачное.  Стекло прозрачное, поэтому из него делают оконные стёкла. Посмотрите через окно, что вы там видите? Почему мы видим, что у нас на улице? (Потому, что стекло прозрачное).  Где ещё используют это свойство? (Стёкла в машинах, градусниках, аквариумах и т. д.)

  Ребята давайте возьмем эти предметы в руки. Стекло твердое или мягкое? Как проверить? Давайте чуть-чуть надавим на стекло, оно мнется? (Нет) Значит стекло твердое. А вот эти игрушки мнутся? (Да, они мягкие)

Какое стекло на ощупь?

(Берут стеклянные изделия в руки, определяют, какое стекло на ощупь: гладкое, холодное, скользкое и т. д.)

  Назовите изделия из стекла, в которые мы можем налить воду. (Воспитатель предлагает детям налить воду в стакан.) Пропускает ли стакан воду? Значит стекло – водонепроницаемое, то есть в любую стеклянную посуду мы можем налить воду.

  Ребята, а если я налью горячую воду в бокалы, что произойдет с ними? (Они нагреются). Правильно, значит они проводят тепло.  Это называется теплопроводностью.

У стекла есть родственники: фаянс и хрусталь. Они похожи по свойствам, но есть и различия. Давайте сравним.

Воспитатель предлагает детям слегка ударить карандашом по стеклянному бокалу и послушать, как он звучит. Сравнивают фаянсовый бокал и хрустальный. (Стекло издаёт звонкий звук. У хрусталя звук долгий, звонкий, тонкий, чистый как колокольчик. У фаянса звук глухой, тяжелый).

Далее дети сравнивают свойства прозрачность (стекло и хрусталь прозрачные, а фаянс нет) и твердость (все предметы твердые)

Ребята обратите внимание, зеркало – это тоже стекло, только одной стороны покрасили серебристой краской, поэтому она отражает предметы. Это еще одно свойство стекла.

Молодцы, справились с заданиями. Итак, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей.) Что вы всегда должны помнить при работе со стеклом? (Ответы детей.) Это правило всегда будет находиться в нашей лаборатории как многие другие.

Вывод. Предметы, изготовленные из стекла, хрусталя и фаянса обладают одинаковыми свойствами: твердость, хрупкость, водонепроницаемость, теплопроводность.

 Спасибо всем за работу.

А сейчас отгадайте загадки.

Звучащее, прозрачное,

Воды не боюсь,

А ударь — разобьюсь. (стекло.)

Стеклянный домик на окне,

С прозрачною водой.

С песком и камешком на дне

И с рыбкой золотой. (аквариум)

Вот стеклянный пузырек,

А живет в нем – огонек

Днем он спит, а вечером проснется,

Ярким пламенем зажжется. (лампочка)

Вот стеклянный карандаш-

Он в беде помощник наш.

Определит без докторов,

Кто заболел, а кто здоров. (градусник)

Гляди в меня

Хоть целый день,

Коль на себя

Смотреть не лень. (зеркало)

Молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе.

Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе....

Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе «Волшебная водичка»

Познакомить детей со свойствами воды; развить внимание, наблюдательность, логическое мышления во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы....

Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе «Волшебная капелька».

Данный материал предлагается для проведения экспериментальной деятельности с детьми 3-4 лет. В нем дети в игровой форме знакомятся с основными свойствами воды.Материал эмоционально насыщен.Перед детьм...

Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе «Веселый день рождения»

Экспериментирование с детьми важно начинать как можно раньше. Воздух, вода - это первое, что должен исследовать ребенок....

конспект открытого занятия по экспериментированию во второй младшей группе

Известно, что дети любят возиться с песком, водой. А как мы на это реагируем? «Не подходи, не бери, брось сейчас же». Так и не успевает маленький исследователь удовлетворить свое любопытст...