Конспект НОД по патриотическому воспитанию "По реке времени"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
НОД в старшей группе
«История Русского народного костюма»
«По реке времени»
Цель: знакомство с историей русского народного костюма через освоение временных отношений (представление о времени – от прошлого к настоящему)
Задачи:
• Закрепить знания детей о женском и мужском национальном костюме;
• Дать детям элементарные представления о времени, его текучести.
• Продолжить работу по приобщению к русскому фольклору.
• Развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем и друг с другом.
• Развивать процессы мышления (анализ, сравнение)
• Воспитывать интерес к истории русского народа посредством знакомства с историей русского национального костюма.
• Ход занятия.
Вводная часть.
Дорогие мои ребята!
Встанем рядышком по кругу,
Скажем, здравствуйте друг другу,
Всем привет и добрый день,
Нам здороваться ни лень,
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется!
(Воспитатель привлекает внимание детей к рюкзачку.)
Воспитатель: Ребятки, в нашей группе появился рюкзачок путешествий, значит нас ждет, что-то интересное! Заглянем в рюкзачок! (Картинка, рассматриваем). Как вы думаете, что бы это значило? (дети высказывают предположения).
(Воспитатель делает вывод из предположений детей, при необходимости направляет).
- Вы молодцы, столько интересных предположений высказали. Да, похоже, вы правы и рюкзачок предлагает нам сегодня отправиться в путешествие под названием «русский народный костюм»
-. Каким бы вы хотели, чтобы получилось наше путешествие? (дети:- веселое, интересное, познавательное).
2. Основная часть.
Воспитатель: - И чтобы все наши пожелания сбылись, Я предлагаю вам отправиться в путешествие по реке времени. А на чем можно отправиться по реке? (корабле, лодке).
-Люди часто сравнивают реку со временем. Как вы думаете почему? (потому что оно точно также течет вперед, не останавливаясь, как и река).
Когда мы с вами будем путешествовать, то будем останавливаться в разных речных портах ДРЕВНОСТЬ, СТАРИНА, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ.
-Приглашаю вас занять места в нашем волшебном корабле. А чтобы переместиться во времени, предлагаю вам закрыть глаза ладошками. Давайте послушаем, как тикают волшебные часы.
Тик-так, тик-так.
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведём
И сразу в далекое- далекое прошлое попадем.
Открывайте глаза и посмотрите, где мы с вами оказались? Кто это?
Слайд 1
Дети : -Это Древняя Русь и наши предки.
Воспитатель : -А что это такое Древняя Русь? А кого мы называем предками? (Ответы детей)
-Давайте рассмотрим их одежду? (Льняные рубахи, штаны – порты, вышитые).
Одежда очень ценилась, ее носили подолгу и берегли. А носилась одежда долго еще и потому, что была сделана изо льна.
Посмотрите внимательно на рубахи! Что вы на них увидели? (УЗОРЫ – орнаменты)
Где вышивали их? (на вороте, рукавах и подоле). Считалось, что вышивка – это оберег. Как вы думаете, что такое оберег? (он предохранял от злых сил).
Воспитатель: - Вот мы с вами и побывали в первом порту под названием. (Древняя Русь).
Воспитатель: - Ребята, а напомните мне, пожалуйста, где трудились наши предки?
Дети: Летом - в поле, на огороде; зимой шили одежду.
Воспитатель: И отдыхали в те времена как то по особенному, кто-то, может быть, знает как?
Дети: - Пели, играли, водили хороводы.
Воспитатель: - Ребята, хочу вас спросить, а вы хотите представить себя в том времени и как они завести хоровод? (Воспитатель и дети заводят хоровод «Стой, мил хоровод»).
Воспитатель: Молодцы, мне очень понравилось водить с вами хоровод!
-Ну что, ребята отправляемся дальше? Замечательно! Предлагаю вам снова занять свои места и еще раз воспользоваться волшебными часами. Закрывайте глаза.
Тик-так, тик-так.
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведём
И сразу в старину попадем
(Выходят девочка и мальчик, одетые в русские народные костюмы.)
Дети: Здравствуйте, люди добрые!
-Низкий вам поклон!
Воспитатель: Какие странные, гости к нам пожаловали! Здороваются по особенному. Откуда же вы прибыли, гости дорогие?
Дети: Из прошлого, из России – матушки.
Воспитатель: - А как же зовут вас, гости дорогие?/
Дети: - Машенька, Иванушка.
Воспитатель: - Какие у вас красивые, ласковые и нежные имена. И наряд – то на вас необычный.
Дети: - Да! Так одевались наши предки, русичи.
Вот в такой чудной одежде
Русичи ходили прежде
И бояре и дворяне,
Горожане и крестьяне
Кто в сорочках и в портах,
Кто в коротких зипунах
А зимой, в мороз трескучий
Надевали шубу, две,
А боярыня бывало,
По три шубы надевала.
Воспитатель: - А во что одеты вы?
Дети: /Каждый описывает свой наряд/
Воспитатель: - Спасибо, гости дорогие. Хотите с нами отправиться в путешествие?
-Ребята, а как вы думаете? На гостях у нас праздничная или будничная одежда? Почему?
Дети: праздничная, потому что красивая и яркая.
Воспитатель: Давайте с вами посмотрим, какая же одежда была будничная.
Слайд 2
(Рассматриваем на слайдах женскую и мужскую одежду (ежедневную и праздничную)
Воспитатель: - Вот ребята, это была вторая остановка. Давайте подумаем, как она может называться? (Старина)
В нашем рюкзаке есть вот такие картинки, на которых изображена одежда. Чтобы дальше отправиться, нам нужно описать ее, какая она? Кто может это сделать?
Молодцы!
Воспитатель: Ну, что же ребятки наша река времени продолжает свое течение дальше и мы вместе с ней …. Давайте пройдем и займем свои места на корабле.
(Закрываем глаза ладошками и открываем).
Слайд 3 детского сада.
Воспитатель: - Где же мы теперь оказались?
Дети: В нашем детском саду.
Воспитатель: А это значит, в какое время мы попали?
Дети: Настоящее
Воспитатель: Я немного озадачена, знаете чем? Вот, мы, с вами проплывая по реке времени видели как меняется русский народный костюм. Видели взрослых и детей одетых в сарафаны, расшитые узорами рубахи мы в настоящем времени и что же? Русскому народному костюму нет места в настоящем времени? Посмотрите на себя, на взрослых в нашей группе, кто то из нас одет в такие одежды, о которых мы говорили? Нет? Давайте рассуждать, какие будут мнения? (Дети рассуждают, предполагают: где мы можем в настоящее время увидеть русские народные костюмы) Молодцы.
Слайды 4,5,6
(Рассматриваем слайды: музей, концерт, иллюстрация к сказке).
Воспитатель: Мы в детском саду. А чем вы больше всего любите здесь заниматься?
Дети: Играть!
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть.
Слайд 7- четвертый лишний (головные уборы)
Слайд 8- четвертый лишний (обувь)
Слайд 9 – найди русскую национальную одежду.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Очень хорошо отвечали
Воспитатель: Ребята, так в каком времени мы сегодня были?
Дети: - Древность, старина, настоящее.
Воспитатель: А река дальше течет? А в какое время она продолжает свое течение?
Дети: Будущее.
Воспитатель: Мы не знаем, что ждет русский народный костюм в будущем, а можем лишь высказать свои предположения об этом? Кто хочет сказать? Я рада, что вы уверены в том, что русский народный костюм и в будущем будет существовать, как отличительная черта или особенность русского народа.
3. Рефлексия.
Воспитатель: Река времени потекла дальше, а мы с вами остаемся в настоящем времени и я хочу вас спросить о ваших впечатлениях (дети высказываются). Что было нового для вас? Как вы считаете, наше путешествие удалось? Да, ребята и это во многом благодаря вам, вы сегодня были такими взрослыми, любознательными, как будущие школьники отвечали на вопросы. А я приготовила вам сюрприз. Любите сюрпризы?
(Сюрприз – дидактическая игра «Народные костюмы»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия подготовительной группы «Путешествие по реке времени». Водный транспорт
Опыт моей работы заключается в том, что подход к построению заданий позволяет любому ребенку занимать на занятиях позицию активного творца, созидателя....
Конспект НОД в подготовительной группе "Река времени"
В процессе проведения НОД успешно формируются представления о времени, единицах его измерения, развивается чувство времени, способность планировать свою деятельность во времени, определять объём работ...
План-конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие по реке времени в прошлое города Сызрани»
План-конспект об истории города Сызрани,об основных видах ремесел ,о бережном отношении к хлебу и о любви к родному краю....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Занятие-исследование «Путешествие по «реке времени» «Животные разного времени»
Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности. Познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в ни...
Конспект НОД с детьми старшей группы на тему: "Поплывем по реке времени"
Для того, чтобы повысить знание детей о прошлом родного города и было разработано это занятие...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе. Речевое развитие. Тема «Путешествие по реке времени. История жилища и бытоустройства»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе....
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей подготовительной группы. "Река времени".
Способствовать формированию у детей представлений о свойствах времени. Систематизировать знания детей о временных представлениях. Воспитывать способность ценить время....