Конспект НОД по патриотическому воспитанию "По реке времени"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кадочникова Светлана Николаевна

Русский народный костюм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_patriot.vospit.2022.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в старшей группе

«История Русского народного костюма»

«По реке времени»

Цель: знакомство с историей русского народного костюма через освоение временных отношений (представление о времени – от прошлого к настоящему)

Задачи:        

• Закрепить знания детей о женском и мужском национальном костюме;

• Дать детям элементарные представления о времени, его текучести.

• Продолжить работу по приобщению к русскому фольклору.

• Развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем и друг с другом.

• Развивать процессы мышления (анализ, сравнение)

• Воспитывать интерес к истории русского народа посредством знакомства с историей русского национального костюма.

• Ход занятия.

Вводная часть.

Дорогие мои ребята!

Встанем рядышком по кругу,

Скажем, здравствуйте друг другу,

Всем привет и добрый день,

Нам здороваться ни лень,

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется!

(Воспитатель привлекает внимание детей к рюкзачку.)

Воспитатель: Ребятки, в нашей группе  появился рюкзачок путешествий, значит нас ждет, что-то интересное! Заглянем в рюкзачок! (Картинка, рассматриваем). Как вы думаете, что бы это значило? (дети высказывают предположения).

(Воспитатель делает вывод из предположений детей, при необходимости направляет).

- Вы молодцы, столько интересных предположений высказали. Да,  похоже, вы правы и рюкзачок предлагает нам сегодня отправиться в путешествие под названием «русский народный костюм»

-. Каким бы вы хотели, чтобы получилось наше путешествие? (дети:- веселое, интересное, познавательное).

2. Основная часть.

Воспитатель: - И чтобы все наши пожелания сбылись, Я предлагаю вам отправиться в путешествие по реке времени.  А на чем можно отправиться по реке? (корабле, лодке).  

-Люди часто сравнивают реку со временем.  Как вы думаете почему? (потому что оно точно также течет вперед, не останавливаясь, как и река).

Когда мы с вами будем путешествовать, то будем останавливаться в разных речных портах ДРЕВНОСТЬ, СТАРИНА, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ.

-Приглашаю вас занять места в нашем волшебном корабле. А чтобы переместиться во времени, предлагаю вам закрыть глаза ладошками. Давайте послушаем, как тикают волшебные часы.

Тик-так, тик-так.

Время отмеряет шаг.

Стрелки мы переведём

И сразу в далекое- далекое прошлое попадем.

Открывайте глаза и посмотрите, где мы с вами оказались? Кто это?

Слайд 1

Дети : -Это Древняя Русь и наши предки.

Воспитатель : -А что это такое Древняя Русь? А кого мы называем предками? (Ответы детей)

-Давайте рассмотрим их одежду? (Льняные рубахи, штаны – порты, вышитые).

Одежда очень ценилась, ее носили подолгу и берегли. А носилась одежда долго еще и потому, что была сделана изо льна.

Посмотрите внимательно на рубахи! Что вы на них увидели? (УЗОРЫ – орнаменты)

Где вышивали их? (на вороте, рукавах и подоле). Считалось, что вышивка – это оберег. Как вы думаете, что такое оберег? (он предохранял от злых сил).

Воспитатель: - Вот мы с вами и побывали в первом порту под названием. (Древняя Русь).

Воспитатель: - Ребята, а напомните мне, пожалуйста, где трудились наши предки?

Дети: Летом - в поле, на огороде; зимой шили одежду.

Воспитатель: И отдыхали в те времена как то по особенному, кто-то, может быть, знает как?

Дети: - Пели, играли, водили хороводы.

Воспитатель: - Ребята, хочу вас спросить, а вы  хотите представить себя в том времени и как они завести хоровод? (Воспитатель и дети заводят хоровод «Стой, мил хоровод»).

Воспитатель: Молодцы, мне очень понравилось водить с вами хоровод!

-Ну что, ребята отправляемся дальше? Замечательно! Предлагаю вам снова занять свои места и еще раз воспользоваться волшебными часами. Закрывайте глаза.

Тик-так, тик-так.

Время отмеряет шаг.

Стрелки мы переведём

И сразу в старину попадем

(Выходят девочка и мальчик, одетые в русские народные костюмы.)

Дети: Здравствуйте, люди добрые!

-Низкий вам поклон!

Воспитатель: Какие странные, гости к нам пожаловали! Здороваются по особенному. Откуда же вы прибыли, гости дорогие?

Дети: Из прошлого, из России – матушки.

Воспитатель: - А как же зовут вас, гости дорогие?/

Дети: - Машенька, Иванушка.

Воспитатель: - Какие у вас красивые, ласковые и нежные имена. И наряд – то на вас необычный.

Дети: - Да! Так одевались наши предки, русичи.

Вот в такой чудной одежде

Русичи ходили прежде

И бояре и дворяне,

Горожане и крестьяне

Кто в сорочках и в портах,

Кто в коротких зипунах

А зимой, в мороз трескучий

Надевали шубу, две,

А боярыня бывало,

По три шубы надевала.

Воспитатель: - А во что одеты вы?

Дети: /Каждый описывает свой наряд/

Воспитатель: - Спасибо, гости дорогие. Хотите с нами отправиться в путешествие?

-Ребята, а как вы думаете? На гостях у нас праздничная или будничная одежда? Почему?

Дети: праздничная, потому что красивая и яркая.

Воспитатель: Давайте с вами посмотрим, какая же одежда была будничная.

Слайд 2

(Рассматриваем на слайдах женскую и мужскую одежду (ежедневную и праздничную)

Воспитатель: - Вот ребята, это была вторая остановка. Давайте подумаем, как она может называться? (Старина)

В нашем рюкзаке есть вот такие картинки, на которых изображена одежда. Чтобы дальше отправиться, нам нужно описать ее, какая она? Кто может это сделать?

Молодцы!

Воспитатель: Ну, что же ребятки наша река времени продолжает свое течение дальше и мы вместе с ней …. Давайте пройдем и займем свои места на корабле.

(Закрываем глаза ладошками и открываем).

Слайд 3 детского сада.

Воспитатель: - Где же мы теперь оказались?

Дети: В нашем детском саду.

Воспитатель: А это значит, в какое время мы попали?

Дети: Настоящее

Воспитатель: Я немного озадачена, знаете чем? Вот, мы, с вами проплывая по реке времени видели как меняется русский народный костюм. Видели взрослых и детей одетых в сарафаны, расшитые узорами рубахи мы в настоящем времени и что же? Русскому народному костюму нет места в настоящем времени? Посмотрите на себя, на взрослых в нашей группе, кто то из нас одет в такие одежды, о которых мы говорили? Нет? Давайте рассуждать, какие будут мнения? (Дети рассуждают, предполагают: где мы можем в настоящее время увидеть русские народные костюмы) Молодцы.

Слайды 4,5,6

(Рассматриваем слайды: музей, концерт, иллюстрация к сказке).

Воспитатель: Мы в детском саду. А чем вы больше всего любите здесь заниматься?

Дети: Играть!

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть.

Слайд 7- четвертый лишний (головные уборы)

Слайд 8- четвертый лишний (обувь)

Слайд 9 – найди русскую национальную одежду.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Очень хорошо отвечали

Воспитатель: Ребята, так в каком времени мы сегодня были?

Дети: - Древность, старина, настоящее.

Воспитатель: А река дальше течет?  А в какое время она продолжает свое течение?

Дети: Будущее.

Воспитатель: Мы не знаем, что ждет русский народный костюм в будущем, а можем лишь высказать свои предположения об этом? Кто хочет сказать? Я рада, что вы уверены в том, что русский народный костюм и в будущем будет существовать, как отличительная черта или особенность русского народа.

3. Рефлексия.

Воспитатель: Река времени потекла дальше, а мы с вами остаемся в настоящем времени и я хочу вас спросить о ваших впечатлениях (дети высказываются). Что было нового для вас? Как вы считаете, наше путешествие удалось? Да, ребята и это во многом благодаря вам, вы сегодня были такими взрослыми, любознательными, как будущие школьники отвечали на вопросы. А я приготовила вам сюрприз. Любите сюрпризы?

(Сюрприз – дидактическая игра «Народные костюмы»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия подготовительной группы «Путешествие по реке времени». Водный транспорт

Опыт моей работы заключается в том, что подход к построению заданий позволяет любому ребенку занимать на занятиях позицию активного творца, созидателя....

Конспект НОД в подготовительной группе "Река времени"

В процессе проведения НОД успешно формируются представления о времени, единицах его измерения, развивается чувство времени, способность планировать свою деятельность во времени, определять объём работ...

План-конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие по реке времени в прошлое города Сызрани»

План-конспект об истории города Сызрани,об основных  видах ремесел ,о бережном отношении к хлебу и о любви к родному краю....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Занятие-исследование «Путешествие по «реке времени» «Животные разного времени»

Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности.  Познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в ни...

Конспект НОД с детьми старшей группы на тему: "Поплывем по реке времени"

Для того, чтобы повысить знание детей о прошлом родного города и было разработано это занятие...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей подготовительной группы. "Река времени".

Способствовать формированию у детей представлений о свойствах времени. Систематизировать знания детей о временных представлениях. Воспитывать способность ценить время....