Конспект занятия подготовительной группы «Путешествие по реке времени». Водный транспорт
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Опыт моей работы заключается в том, что подход к построению заданий позволяет любому ребенку занимать на занятиях позицию активного творца, созидателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_podgotovitelnoy_gruppy_puteshestvie_po_reke_vremeni.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия подготовительной группы
«Путешествие по реке времени».
Водный транспорт
Актуальность проблемы.
В современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Именно поэтому образование на современном этапе развития невозможно представить без использования современных технологий активного обучения, которые позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу; учитывают и используют закономерности развития, позволяют приспосабливаться к уровню и особенностям индивидуума. Поэтому я в работе достаточно интенсивно адаптирую технологии активного обучения для своих воспитанников.
Дошкольный возраст уникален, поскольку это наиболее благоприятный период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом» Творчество во всем!».
В центре внимания ТРИЗ-педагогики, как отмечает целый ряд исследователей (С. В. Железнова, Б. И. Коротяев и др.), - человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель.
Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой- поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения.
Совершенствование речи детей – развитие связной речи, речевого творчества, выразительности речи – главные направления в работе по развитию речи старшего дошкольного возраста во всех современных образовательных вариативных программах.
Стремление творчески организовать речевую деятельность детей. Чтобы она была радостной и желанной и обеспечивала «психологический фундамент для подготовки детей к развивающему начальному обучению» (В. В. Давыдов), характерно для работы МАДОУ № 171.
Опыт моей работы заключается в том, что подход к построению заданий позволяет любому ребенку занимать на занятиях позицию активного творца, созидателя. Наиболее ярко этот метод выявляется на примере игры «Чудесные вещи» (Л. Е. Белоусова), по условиям которой дети самостоятельно придумывают необычные дома, удивительные машины, чудесных животных и пр. Это хорошо развивает не только речевое творчество и креативность маленького человека, но и способствует его психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания, вырабатывает смелость в фантазии. В этой игре используются модели, отражающие способы передвижения, материалы, запахи, звуки. На основе моделирования дети придумывают необыкновенные предметы.
Использование на занятиях элементов ТРИЗ, позволяет реализовать главное кредо тризовцев: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта» (Г. С. Альтшуллер).
Для успешного решения поставленных задач мною используется принцип социо-игровой педагогики, а именно: организация занятия как игры – жизнь между микрогруппами детей (6 человек). Именно работа в микрогруппах таит в себе корни успеха учебного процесса. Дети здесь либо уже связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. А все это является очень плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его. Внутри такой группы возникают по-человечески благоприятные и эмоционально само собой разумеющиеся условия для сравнения своих знаний, умений, возможностей с возможностями, умениями и знаниями своего друга. Возникновение такой ситуации, когда ребенок, как член группы сравнивает себя с каждым ее членом, крайне необходимо. В такой ситуации происходит скачок в развитии самосознания.
И, конечно же, достичь высоких результатов в процессе обучения помогает умение детей читать и выполнять арифметические действия.
Литература
Белоусова Л.Б. Удивительные истории
Издательство: Детство-пресс. Год выпуска: 2003. Страниц: 128.
Цель: развитие творческих способностей детей, через активизацию речевой деятельности. Задачи:
1.Преодоление инертности мышления путем творческого решения поставленных задач.
2.Учить видеть единство и противоположность рассматриваемых объектов.
3.Совершенствовать рассматриваемый объект, перенося свойства одного объекта на другой.
4.Развивать элементарные формы знакового мышления с помощью чтения и арифметических действий.
5.Развивать коммуникативные способности детей, совершенствуя навыки общения и умения работать в микрогруппах.
6.Развивать речь детей с помощью образного мышления.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Уж так устроен человек, что его всегда влекло неведомое. Что было там, в далеком прошлом, что будет в будущем? Для этого люди отправляются в научные экспедиции. Сегодня я предлагаю вам тоже отправиться в путешествие по « реке времени», цель которого вы узнаете, выполнив задание.
Прочтите инструкцию.
ИНСТРУКЦИЯ.
1.Решите примеры.
2.Найдите на таблице букву, соответствующую ответу вашего примера.
3.Составьте слово из этих букв, расположив их, опираясь на числа от большего к меньшему.
79-68=11 80-69=11 16*5=80 29+25=54 18*3=54 6 * 7=42 58+19=77 12* 3=36 62+28=90 43-17=26 98-72=26 27+18=45
42 77 36 90 53 11 45 80 95 66 48 26 78 54
И Н П Т О Р Л А Ш Я З Е В К Какие слова у вас получились? Что же это такое – танкер, клипер? (водный транспорт). Да, сегодня мы будем говорить о водном транспорте. Ребята, а каким водным транспортом пользовались первобытные люди? Почему не могли построить большие суда? Когда появились железные орудия труда, каким стал водный транспорт?(галеры, биремы, триремы, ладьи, шхуна, бриг, клипер пароход). Какие современные суда вы знаете? (катер, теплоход, яхта, лайнер, авианосец, балкер, танкер, подводная лодка, судно на воздушной подушке).
Вот мы с вами и проследили, как изменялся водный транспорт в зависимости от прогресса.
А без чего мы не можем представить все перечисленные вами суда? (без воды). Ну, конечно же. Ведь вода занимает 2/3 площади нашей планеты. И вы знаете, вода – это жизнь. С водой связанны мифы, легенды, предания. Да и сейчас мы часто используем в речи фразы, пришедшие к нам из прошлого, связанные с водой. Попробуем их объяснить.
- Капля в море – очень малое, ничтожное количество.
- Вывести на чистую воду – разоблачить темные дела, махинации; уличить кого-либо в неправде.
- Вилами по воде писано – маловероятное, сомнительное, вряд ли возможное событие.
- Как в воду глядеть – верно, предсказанные грядущие события.
- Попутного ветра – пожелание доброго пути.
- Семь футов под килем – пожелание удачи.
Молодцы, ребята! А теперь на машине времени мы отправляемся в будущее! Приготовиться к полету! ( физминутка – песня « до чего дошел прогресс…» ) Я предлагаю вам построить корабль будущего.
Игра « Чудесные вещи».
Вам нужно выбрать материал, из которого будет построен наш корабль (картинки: стеклянная банка, гвозди, деревянная бочка, паутина).
Способ передвижения: едет, ползает, летает, ходит ( картинки: автомобиль, змея, крыло, курьи ножки )
Запах: хвойный, цветочный, фруктовый, запах пирога ( картинки: ель, розы, фрукты, пирог ).
Звуки: пианино, труба, колокольчик, пение птиц.
Дети выставляют на планшете картинки, обозначающие материал, способ передвижения, аромат, звуки. По каждой картинке идет обсуждение
Что хорошего? А что плохо? Как сделать так, чтобы все было хорошо?
Вот теперь у нас получился настоящий корабль будущего! Вы совершили открытие! И я уверенна, что когда вы станете взрослыми, то сможете воплотить эти идеи в жизнь.
Пора возвращаться в наше время.
О чем мы сегодня говорили? Что понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развития в подготовительной к школе группе "Путешествие по реке времени: история происхождения первого человека"
Данная образовательная деятельность познавательного цикла носит ознакомительный характер по лексической теме "Человек". Оно построено в форме игры-путешествия, что соответствует ведущнму виду деятельн...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Путешествие по реке Времени"
Формировать у детей представление о свойствах времени (текучесть, необратимость), о единицах исчисления времени....
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие по реке времени»
Тема: «Символика флага Чувашской Республики»Цель: Познакомить детей с национальной символикой флага Чувашской Республики.Программное содержание:·...
Занятие по позновательно-исследовательской деятельности – технология в подготовительной группе «Путешествие по Реке Времени»
Занятие по позновательно-исследовательской деятельности – технология в подготовительной группе «Путешествие по Реке Времени»...
Конспект интегрированного ООД по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе "Путешествие по реке времени: история транспорта"
Конспект интегрированного занятия "Путешествие по реке времени: история транспорта" ст. гр....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром дошкольников подготовительной группы «Путешествие по реке времени» История жилища человека
Возраст детей: подготовительная группаПриоритетные образовательные области: познавательное развитие.Цель:создание условий для развития у детей познавательной активности и представлений об истори...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром дошкольников подготовительной группы «Путешествие по реке времени» «Как жили люди на Руси»
Интеграция образовательных областей:социально-коммуникативная, речевая, познавательная, физическая, художественно-эстетическая.Виды деятельности:— познавательно-исследовательская;— коммуни...