Конспект организованной образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей подготовительной группы. "Река времени".
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Кемерова Любовь Александровна

Способствовать формированию у детей представлений о свойствах времени. Систематизировать знания детей о временных представлениях. Воспитывать способность ценить время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по организации образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей подготовительной группы.

«Река времени.»

                                                                             

Цель: способствовать формированию у детей представлений о свойствах времени (текучесть, необратимость, о единицах исчисления времени).

Задачи:

 -  систематизировать знания детей о временных представлениях (неделя, месяц, год, времена года, количество месяцев в каждом времени года);

 - развивать логическое мышление, сообразительность;

 - развивать коммуникативные качества через умение работать в группах;

 - воспитывать способность ценить время и тратить его с пользой;

 - воспитывать активность и самостоятельность.  

Демонстрационный материал: иллюстрация реки, песочные часы, река «времени» (рисунок или слайд).

 Раздаточный материал: фломастеры, цветные карандаши, восковые карандаши на выбор).

Методические приёмы:

 - Игровой;

 - Словесный (отгадывание загадки, вопросы, беседа, чтение пословиц, логические задачи);

 - Наглядный (демонстрационный материал);

 - Анализ организационной образовательной деятельности.

Предварительная работа:

 - разучивание физ. минуток;

 - работа с числовой прямой;

 - работа с календарём (последовательность дней недели, знакомство с названиями месяцев);

 - знакомство с часами (механическими, электронными, песочными); определение времени по часам.

 

Ход организационной образовательной деятельности:

1.Игра с мячом «Скажи правильно». Дети вместе с воспитателем встают в круг, воспитатель бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос, бросает мяч воспитателю и садится на своё место за стол.

 - Назови соседей числа 7 (5, 8, 3, и т.д.);

 - Назови на один меньше числа 5 (7, 3, 9, 6 и т.д.);

 - Какие число находится между числами 8 и 10 (2 и 4, 5 и 7 и т.д.);

 - Назови дни недели от среды до воскресенья и т.д.;

 - Какое сейчас время суток?

 - Сколько дней в недели?

 - Назови первый месяц года?

 - И т.д.

2. Ребята, отгадайте загадку: Вьется, словно лента,

В дымке голубой,

Может быть спокойной,

Может бить волной

Темной и глубокой,

Что не видно дна.

Мелкой и прозрачной

Может быть она,

А в жару купает

Нас в своей волне.

Что это такое,

Подскажите мне.

 - Река!

 - Правильно. Посмотрите на неё.

(Дети рассматривают картину, на которой изображена река.)

 -  Посмотрите, у вас на столах лежат листочки, на них тоже изображена река. Но это необычная река – это река времени. По ней плывут дни, из которых получаются недельки. Давайте их нарисуем. Каждый из вас придумает, как это можно сделать. Время работы 5 минут. Я ставлю песочные часы.

(После обсуждения одна подгруппа -  рисует дни недели как «радугу», используя семь цветов; вторая – цветными цифрами, третья – цветными римскими цифрами).  

 - Как вы думаете, сколько времени вы рисовали реку? Вы успели уложиться в пять минут или вам потребовалось больше времени?

 -  Успели!

 - А всем понадобилось одинаковое количество времени?

 - Нет. Кто раскрашивал реку в семь цветов радуги, тому понадобилось больше времени.

 -  Молодцы! Потрудились, можно и отдохнуть.

Физминутка.

Жили-были лягушата озорные, как ребята.

(дети выполняют махи руками впереди себя: вправо – влево)

Ох, любили они плавать (имитируют плавание)

Силу лапок показать (сжимают пальцы рук в кулак и разжимают)

И комариков ловили: 1, 2. 3, 4, 5.

(поочерёдно смыкают пальцы рук – «ловля»)

А потом себя хвалили: ква – ква – квак! Ква – ква - квак!

(поглаживание себя по голове).

 (Беседа с детьми по вопросам):

• Почему вы все разделили реку на семь частей?

• Где твоя неделька? Покажи пятницу.

• Как называется день, который показывает Денис?

• Назови соседей среды.

 -  Что получится, если мы к нашей недельке нарисуем ещё три недельки?

 -  Месяц.

 -  А если мы к нашему месяцу нарисуем ещё одиннадцать месяцев, что получится?

 -  Год.

 -  Давайте назовём с вами все двенадцать месяцев.

(Дети отвечают все вместе, хором.)

 - А в году сколько времён года?

 -  Четыре.

 -  А в каждом времени года сколько месяцев?

 - Три.

 -  Давайте придумаем нашей реке времени название, ведь и реки, и люди имеют имена.

(Ответы детей. Если не пришли к единому мнению, выбираем название реки используя считалку).

 -  Что делает вода в реке?

 -  Течёт, бежит.

 -  Вода в реке останавливается?

 -  Нет.

 - А недельки останавливаются или следуют одна за другой?

(Ответы детей: нет, они идут одна за другой).

 -  Можно сказать, что время идёт, бежит?

 -  Да.

 - А можем мы вернуться назад, в прошлый вторник? Почему?

(Ответы детей: нет, можем только вспомнить, что было в этот день, чем занимались).

 -  Правильно, мы с вами можем только вспомнить, что было: посмотреть фотографии, видео, а вернуться в прошлое нельзя.

Итак, время течёт только вперёд, а по нашей реке плывут наши недельки, четыре недельки превращаются в месяц, а из двенадцати месяцев получится год. А теперь мы с вами отправимся в путь по нашей реке времени. Поплыли! (дети выходят на ковёр.)

Физминутка.

     Речка.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

(Движения выполняются согласно тексту).  

Дети остаются на ковре, сидят на подушечках.

 -  Сейчас я вам прочитаю пословицы, а вы подумайте и скажете, какая из них подходит к нашей ситуации.

  1. Делу время – потехе час.  
  2. Семеро одного не ждут.

Беседа по вопросам:

 - Какую пословицу выбираете? Почему?

 - Потому что там есть слово «время».

 - Как вы её понимаете?

 - Надо сначала сделать нужное, а потом отдыхать.  

 - Чему нас учат пословицы?

 -  Плывём дальше. Предлагаю вам решить задачи.

(задачи могут быть как на наглядной основе, так и в вербальной форме).

  1. Никита отдыхал у бабушки в деревне три недели, а Дима месяц. Кто из мальчиков отдыхал в деревне дольше?
  2. Лиза с папой пошли в поход в воскресенье и сказали маме, что вернуться через неделю. В какой день недели вернуться Лиза и папа?

 - Молодцы! Ребята, вам понравилось путешествовать по реке времени? Давайте вспомним, чем мы с вами сегодня занимались?

(ответы детей: рисовали реку, играли, отвечали на вопросы и т.д.).

 - Сложные были задания? Какие задания вам показались трудными?

(ответы детей)

 - Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, правильно решили задачи. Сейчас предлагаю поиграть.

(Дети предлагают игру, связанную с темой организационно образовательной деятельностью, все вместе в неё играют, но вначале вспоминают правила игры.  Если дети затрудняются в выборе игры, воспитатель может предложить свою.)

Столы сдвигаются и проводится подвижная игра.

Игра «Месяц, соберись!»

Цели: развивать внимание, координацию и ловкость движений, логику мышления; совершенствовать у детей навыки счета, упражняя их в счете до 100 (наизусть); закрепить названия дней недели и их последовательность.

Содержание: гном-часовщик (воспитатель) сообщает детям о том, что время можно определять и по календарю (единица его измерения- день, неделя, месяц, год…). Он предлагает детям в игре вспомнить все дни недели и сколько их, выполнив это движением с цифрами в руках. Дети, называя себя днями недели, строятся в 4 колонны, соблюдая последовательность, выражая ее цифрами до 7, находят свое место в ряду.

Воспитатель с помощью секундомера определяет, кто быстрее справился с заданием.

Вопросы:

-Назови свой день недели.

-Как вы думаете, что быстрее движется- минута или секунда?

Гном-часовщик (воспитатель) просит детей выполнить столько прыжков, сколько в минуте секунд и определить, как движется секундная стрелка за 1 минуту.

Правила: обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания: бег, ходьбу и построение в колонны осуществлять быстро, не наталкиваясь друг на друга; при построении в колонны соблюдать последовательность цифр, занимая свое место в одном из рядов, быстро называя день недели. Нацелить остальных детей проверять правильность выполнения задания. Побуждать детей самостоятельно производить счет, не пропуская идущие по порядку числа.  

Игра «Вчера, сегодня, завтра»

Цели: развивать внимание, память, связную речь, ловкость движений; поддерживать интерес детей к совместным играм, обращая внимание на дружеские занятия- увлечения; закреплять понятия «вчера», «завтра» в играх с мячом.

Материалы: мяч

Содержание: детям предлагают, сидя или стоя в кругу (перебрасывая мяч любому ребенку), помочь другу продолжить фразу, называя предлагаемое действие- занятие друга: «Сегодня я…»; «Вчера я…»; «Завтра я…».

Движение: дети, сидя или стоя в кругу, перебрасывают мяч друг другу и ловят его.

Правила: напомнить детям, что бросок и ловля мяча осуществляются двумя руками, стараясь не уронить мяч и не отбирая его у товарища. Побуждать детей вспоминать любимые занятия друг друга, продолжая фразы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе «Здоровое питание – здоровая жизнь"

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе компенсирующей направленности....

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию математических представлений в первой младшей группе. Тема: «Сварим вкусный компот»

Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе...

Конспект обязательной образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей подготовительной к школе группы

Занятие проведено  новой игровой форме -квеста ,что способствовало развитию у детей логического мышления,поисковой деятельности,умению формировать предположения,делать выводы.Во время прохождения...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни на тему "В гости к доктору Айболиту"

Формировать у детей представления о зависимости здоровья человека от правильного питания. Расширять представления о роли гигиены и режима дня....