Проект по STEM-образованию в средней группе «Мы - исследователи».
проект по окружающему миру (средняя группа)

Сементина Татьяна Борисовна

Целью проекта является развитие у детей навыков, необходимых для проведения исследовательской деятельности и активности используя STEM технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл стем35.62 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по STEM-образованию в средней группе

«Мы -  исследователи».

Автор проекта: Сементина Т.Б.

Организация.  МБОУ «Центр образования № 9 им. Маршала Жукова Г.К.»

Населенный пункт. г. Ногинск, Московская область.

Образовательная область: познание.

Вид проекта: среднесрочный.

Срок реализации проекта: январь-май 2022 г.

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители

Актуальность. В современном мире очень актуальна проблема становления творческой личности, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. Этого можно достичь посредством познавательно исследовательской деятельности, так как потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития  исследовательской активности, направленной на познание окружающего мира.  Одним из значимых направлений познавательно-исследовательской деятельности является детское научно-техническое творчество, а одной из наиболее инновационных областей в этой сфере — образовательная робототехника, объединяющая классические подходы к изучению основ техники и информационное моделирование, программирование, информационные технологии. Таким образом, данный проект актуален, носит инновационный характер, так как он предполагает внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ новой STEM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников базовых личностных компетенций – развитие критического мышления, креативности, лидерства, командной деятельности, умение решать нестандартные задачи.  Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать  полученную информацию и лежит в основе программы STEM образования.  STEM образование дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику  происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для  себя новое, необычное и очень интересное.  Проект направлен на развитие у дошкольников интереса к науке,  образованию, культуре, формирования у них творческого мышления, инициативности. Реализация проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень.

Новизна  состоит в том, что работа представлена в системе и в соответствии с современными требованиями образовательного законодательства. ФГОС ДО определены задачи познавательного развития: развитие познавательной мотивации, воображения и творческой активности; формирование познавательных действий, становление сознания.

Цель проекта: Развитие у детей навыков, необходимых для проведения исследовательской деятельности и активности используя STEM технологии.

Задачи:

- Развивать  поисковую деятельность, умение  аргументировать свои высказывания.

- Формировать основы программирования пчелки – робота;   представления об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность.

- Воспитывать  интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.

- Формировать у родителей заинтересованность в проведении экспериментальной деятельности с детьми, путем проведения бесед, консультаций.

Ожидаемый результат. В результате реализации проекта воспитанники ДОУ будут:

-активно проявлять любознательность, как во взаимодействии с  взрослыми и

сверстниками, задавая вопросы, так и самостоятельно, устанавливая причинно-следственные связи.

-проявлять интеллектуальные способности в умении самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы или поступкам людей.

-уметь наблюдать, экспериментировать, активно формируя элементарные представления из области живой природы, естествознания, математики и т. п.

- проявлять умения к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В результате реализации проекта у педагогов ДОУ будут:

-сформированы профессиональные компетенции  по моделированию образовательной среды для интеллектуальной активности и развития предпосылок научно-технического творчества детей.

-сформированы  основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества.

-распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применение  полученных  знаний  на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности с детьми.

Этапы реализации проекта.

1 этап. Организационно-подготовительный

Изучение научно-методической литературы по вопросам формирования у детей  конструктивно - модельной деятельности и развития детского технического творчества.

Разработка плана мероприятий совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

Создание условий, необходимых для внедрения и осуществления проекта.

2 этап. Практический. Деятельность по проекту.

3 этап. Оценочный. Обобщение результатов работы, оформление материалов проекта. Презентация проекта.

Мероприятия по проекту. Тематическое планирование.

ЯНВАРЬ

1.«LEGO- конструирование».

«Зимний лес». Цель: Совершенствование навыков конструирования.

 «Берлога для медведя». Цель: Формирование умения выделять основные части конструируемого предмета.

«Кормушка для птиц». Цель: Сборка фигуры по образцу.

2 .Игры с пчелкой BI-BOT.

«Угадай сказку». Цель: Совершенствование навыка построения алгоритма до нужной картинки.

«Лето и зима». Цель: Закрепление знаний сезонных изменений в природе.

«Любимые забавы». Цель: Программирование робота с помощью кубиков.

3. «Экспериментирование».

 «Вода может литься, а может брызгать». Цель: Выявление свойств воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

 «Что в коробке?» Цель: Ознакомление со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа).

 «Почему льда больше, чем воды?» Цель: Показать детям, что при замерзании вода расширяется.

4. «Дары Фребеля».

«Зеркало». Цель: Развитие общения и взаимодействия со сверстниками; воображения, творчества.

«Цветные фигуры». Цель: Развитие зрительно – моторной координации, творческих и речевых способностей.

«Куб из брусков». Цель: Формирование умения самостоятельно решать технические задачи.

5. «Блоки Дьенеша».

«Найди ключик». Цель: Закрепление знаний о форме, цвете и величине геометрических фигур.

«Продолжи узор». Цель: Развитие способностей нахождение закономерностей.

«Подбери фигуру». Цель: Закрепление представлений  детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

6. «Палочки Кюизинера».

«Разноцветные палочки». Цель: Сравнение палочек по длине и цвету.

«Пирамида». Цель: Развитие координации движений, соотношение палочек по длине.

«Построение по схеме». Развитие умения  сопоставлять изображение на картинке с элементами на столе.

Февраль

1.«LEGO- конструирование».

«Пожарная машина». Цель: Ознакомление с профессией пожарного. Учить строить пожарную машину.

«Страус».  Цель:  Развитие воображения, конструктивного мышления. 

«Ракета». Цель: Закрепление навыков конструирования по образцу. Обыгрывание постройки.

«Танк». Цель:  Развитие умения конструировать, соблюдение пропорций частей.

2 .Игры с пчелкой BI-BOT.

«Мои любимые игрушки». Цель: Закрепление  понятие «шаг», «вперёд», «назад».

«Отгадай загадки». Цель: Формирование основ  программирования пчелки до нужной картинки.

«Куда придет пчелка?». Цель: Развитие пространственной ориентировки, порядкового счета.

«Сосчитай и найди цифру». Цель: Соотношение цифр и количества предметов.

3. «Экспериментирование».

«Почему, кажется, что звёзды движутся по кругу». Цель: Развитие логического мышления.

«Древесина, ее качества и свойства». Цель: Совершенствование  навыка узнавать вещи, изготовленные из древесины, вычленять её качества.

«Зубная паста для слона». Цель: Формирование у детей познавательного интереса.

 «Что такое пар?». Цель: Расширение знаний о свойстве воды.

4. «Дары Фребеля».

«За окном». Цель: Развитие любознательности, воображения, знакомство с основами композиции.

«У нас в квартире». Цель: Закрепление  названий  предметов мебели.

«Теремок из кубов». Цель:  Закрепление  названия геометрической фигуры куба. Поощрение интереса к совместным игровым действиям.

«Приглашаем в гости». Цель: Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения и творческой активности.

5. «Блоки Дьенеша».

«Собери грузовик». Цель: Развитие ориентировки на плоскости, координации движений.

«Что изменилось». Цель:  Совершенствование  знаний  детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине.

«Найдем сходства и отличия». Цель: Развитие  умения  анализировать, сравнивать похожие предметы.

«Волшебный мешочек». Цель:  Развитие тактильных ощущений, закрепление знаний о форме, размере фигур.

6. «Палочки Кюизинера».

«Сушим полотенца». Цель: Сравнение  предметов по длине.

«Выложи по схеме». Цель: Совершенствование навыка выкладывания по схеме, закрепление цвета и длины.

«Создание простейших фигур».  Цель: Развитие логики, закрепление знаний о длине и цвете.

«Выкладывание узоров с опорой на схему». Цель: Развитие логического мышления, анализ и синтез.

Март

1.«LEGO- конструирование».

«Цветы для мамы». Цель: Развитие  навыков конструирования, воображения.

«Печка». Цель: Совершенствование навыков моделирования.

«Мост». Цель: Развитие способностей сооружать постройку в соответствии с размером игрушки.

«Пирамида». Цель: Закрепление навыков конструирования по образцу.

«По замыслу». Цель: Мотивация детей к самостоятельному усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.

2 .Игры с пчелкой BI-BOT.

«Домашние животные». Цель: Совершенствование  навыков программирования. Воспитание целеустремленности, сосредоточенности.

«Скажи где». Цель:  Развитие  речевых  умений: правильно использовать слова, обозначающие пространственные отношения «ближе – дальше», «впереди – сзади».

«Весенние приметы». Цель: Закрепление знаний о приметах весны, работы с пчёлкой.

«Перелётные птицы». Цель: Совершенствование навыка программирования, набирать команды на пчёлке, глядя на схему.

3. «Экспериментирование».

«Как движется сухой песок». Цель: Осознание причинно – следственных связей.

«Музыка или шум?». Цель: Развитие мышления.

«Веточка березы». Цель: Уточнение и дополнение знаний детей об условиях жизни и роста растений.

«Как песок и вода определяют тяжесть предметов». Цель: Формирование представлений об окружающем мире.

 4. «Дары Фребеля».

«Зеркало». Цель: Развитие  внимания, воображения.

«Закономерности изменения геометрических фигур». Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений; памяти, внимания.

«Волшебная змея». Цель: Формирование  и воспитание  нравственно-волевых  качеств.

«Одень дерево». Цель: Развитие  мелкой  моторики рук, воображения  и фантазии.

5. «Блоки Дьенеша».

 «Поиск клада». Цель: Развитие тактильных ощущений, воображения, мелкой моторики.

«Что изменилось». Цель: Развитие памяти, внимания, сообразительности.

«Выкладывание узоров с опорой  на схему». Цель: Развитие логического мышления, анализа.

«Найди общее». Цель: Совершенствование  умения классифицировать предметы по общим признакам.

« По замыслу».  Цель: Развитие способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, проявления инициативы и самостоятельности.

6. «Палочки Кюизинера».

«Кто под солнышком тёплым греется». Цель: Развитие  самостоятельности детей, придумывая фигуры, опираясь на полученные знания.

«Составь поезд». Цель:  Закрепление умений  анализировать, выкладывать элементы в правильной последовательности.

«Составь узор». Цель: Стимулирование творчества.

«Построй домик». Цель: Формирование умения действовать нестандартно.

«Составление лестницы». Цель: Способствование  развитию интереса к математике.

Апрель

1.«LEGO- конструирование».

«По замыслу». Цель: Закрепление способов соединения деталей, умение обыгрывать свою постройку.

«Веселая уточка». Цель: Развитие слухового и зрительного внимания, умения доводить начатое до конца.

«Поезд». Цель: Развитие способностей к планированию, поощрение интереса к совместным игровым действиям.

«Деревья и кустарники». Цель: Уточнение и дополнение знаний детей о природе. Совершенствование навыков моделирования.

2 .Игры с пчелкой BI-BOT.

«Назови дерево и проведи пчёлку к нему». Цель: Развитие умения ориентироваться на плоскости.

«Знакомство с эко-системой «Лес». Цель:  Формирование основ  программирования пчелки до нужной картинки.

«Космос». Цель: Знакомство детей с космической системой, с планетами.

«Найди картинку». Цель: Развитие ориентировки на плоскости.

3. «Экспериментирование».

« «Какие особенности у тёплой и холодной воды?».  Цель:  Развитие умения размышлять, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Содействовать положительному отношению к опытнической деятельности.

«Зачем нужна земля?». Цель. Формирование  представлений  детей о свойствах земли. Содействовать доброжелательному отношению к объектам природы.

 «Огород на окне». Цель: Наблюдение за луком, показать значение воды в жизни растений, дать представление о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать условия.

«Танец горошин». Цель: Ознакомление детей с понятием «сила движения». Развитие наблюдательности, смекалки.

4. «Дары Фребеля».

«Украсим весенний коврик». Цель: Совершенствование умения составлять из фигур изображение.

«Три поросенка». Цель: Отображение характера  героев сказки.

 «Космический полет». Цель: Развитие конструктивных умений, социальных навыков: умение работать в группе, договариваться.

«Красивый домик мышки». Цель: Украшение домика по своему желанию, воспитание целеустремленности.

«Волшебный мешочек». Цель: Развитие тактильного восприятия, внимания.

5. «Блоки Дьенеша».

« Поиграем вместе». Цель: Варьирование заданий с учетом возможностей детей.

«Торт для Лунтика». Цель: Выявление свойств в объектах, оперирование 3 свойствами.

«Мой подарок». Цель: Развитие воображения, мелкой моторики, повторение форм.

«Рассели жильцов». Цель: Развитие памяти, внимания, ориентировки на плоскости.

6. «Палочки Кюизинера».

«Кроватка для мышат». Цель: Формирование представлений о величине, составление постройки в соответствии с размером игрушки.

«Составление квадрата». Цель: Формирование представления о направлениях: верх, низ, право, лево.

«Ракета для космического полета». Цель:  Совершенствование навыка выкладывания по схеме, закрепление цвета и длины.

«Насекомые». Цель: Развитие способности выкладывать по схеме.

Май

1.«LEGO- конструирование».

«Что ты можешь построить?» Цель: Развитие способностей к моделированию, нахождению закономерностей.

«Рыбки». Цель: Совместное конструирование с педагогом. Совершенствование  конструктивных способностей, выделяя  основные части объекта.

«Мебель для комнаты».  Цель: Развитие способности выделять в предметах их функциональные части.

«Мостик через речку».  Цель: Обыгрывание постройки и связь ее с предметным и социальным окружением.

2 .Игры с пчелкой BI-BOT.

«Угадай сказку». Цель: Повышение интереса детей к программированию через придумывание «бродилок» - заданий друг для друга.

«Мои любимые игрушки». Цель: Способствование  развитию коммуникативных навыков, созданию дружеских взаимоотношений.

«Куда придет пчелка?». Цель: Развитие ориентировки на плоскости.

 3. «Экспериментирование».

«Солнечные зайчики».  Цель: Демонстрирование появления солнечного «зайчика», сопровождая свои действия словами.

 «Ткань, её качества и свойства». Цель: Ознакомление детей с тканью разной фактуры.

«Как образуются мыльные пузыри?». Цель: Формирование  представления детей о том, как образуются мыльные пузыри (при попадании воздуха в каплю мыльного раствора).

« Свойства камней».  Цель: Ознакомление  детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.

4. «Дары Фребеля».

 «Соберем бусы».  Цель: Формирование  умения группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

 «Укрась весеннее дерево». Цель: Поощрение детей в придумывании и описании, что получилось.

«Волшебный мешочек». Цель: Развитие тактильного восприятия, внимания.

«Волшебники». Цель: Обогащение активного словаря, развитие фантазии, формирование грамматически правильного строя речи»

5. «Блоки Дьенеша».

«Солдат». Цель: Развитие воображения, мелкой моторики, повторение названий форм.

«Собери целое из частей».  Цель: Совершенствование умения составлять целое из частей; сопоставлять предметы по цвету; развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

«Продолжи узор». Цель: Развитие способностей нахождение закономерностей.

6. «Палочки Кюизинера».

«Звезда». Цель: Самостоятельная деятельность ребенка в силу уже имеющегося опыта.

«Летняя картина». Цель: Формирование чувства красоты, симметрии. Развитие внимания, терпения

«Кораблик». Цель: Выделение  в предмете существенных свойств и установление связи между ними.

«Нарисуй картинку палочками». Цель: Упражнение в выкладывании  силуэтов предметов, развитие  внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики.

Работа с родителями:

Анкетирование "Исследовательская активность вашего ребенка в семье".

Консультации для родителей «Что такое STEM технология?».

Консультация "Организация детского экспериментирования в домашних условиях".

Консультация "Памятка для родителей «Экспериментирование с водой».

Консультация «Веселая математика дома».

Консультация «Математические игры по дороге домой».

Консультация «Как влияет LEGO на развитие детей».

Консультация «LEGO-нужная игра!».

Консультация «LEGO-конструирование в детском саду и дома».

Оформление фото -  выставки «Чему мы научились».

Заключение

По сравнению с традиционными методами обучения, STEM подход  в дошкольном учреждении  поощряет детей к проведению экспериментов,  конструированию моделей,  воплощению своих идей в реальности и созданию конечного  продукта. Этот учебный подход позволяет детям эффективно совместить теорию и  практические навыки и облегчает  дальнейшую учебу в школе. Решение поставленных в проекте задач позволит организовать в группе условия,  способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников.  В результате, создаются условия  для расширения границ социализации ребёнка в  обществе,  активизации  познавательной деятельности, демонстрации своих успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в средней группе "Мы исследователи. Изменения в природе осенью."

Актуальность            Сухомлинский В.А. писал: «Мир, окружающий ребёнка,- это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлени...

Проект в средней группе "Мы исследователи. Вода."

Актуальность         Развивать познавательный интерес у детей наблюдениями, беседами  не достаточно, ведь ребѐнку необходимо самому пощупать, потрогать, по...

Проект в средней группе "Юные исследователи"

Проект был написан для средней группы детского сада. Тип проекта - познавательно - исследовательский, долгосрочный. Каждый месяц имеет свою тему и подтемы недели. Дополнительные занятия по проект...

Презентация: Проект по STEM- образованию (исследование)в средней группе

Познание – мыслительная деятельность, направленная на приобретение новых знаний. Инструментом познания является исследовательская деятельность и исследовательская активность. В процессе исс...

КТП по "STEM-образованию дошкольников" в подготовительной группе

Календарно-тематическое планирование в подготовительной коррекционной группе по внедрению парциальной программы "STEM-образование дошкольников"...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Проект по STEM-образованию в старшей группе «Маленькие исследователи».

Проект по STEM-образованию в старшей группе«Маленькие исследователи»....