Проект по STEM-образованию в средней группе «Мы - исследователи».
проект по окружающему миру (средняя группа)
Целью проекта является развитие у детей навыков, необходимых для проведения исследовательской деятельности и активности используя STEM технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
стем | 35.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по STEM-образованию в средней группе
«Мы - исследователи».
Автор проекта: Сементина Т.Б.
Организация. МБОУ «Центр образования № 9 им. Маршала Жукова Г.К.»
Населенный пункт. г. Ногинск, Московская область.
Образовательная область: познание.
Вид проекта: среднесрочный.
Срок реализации проекта: январь-май 2022 г.
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители
Актуальность. В современном мире очень актуальна проблема становления творческой личности, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. Этого можно достичь посредством познавательно исследовательской деятельности, так как потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской активности, направленной на познание окружающего мира. Одним из значимых направлений познавательно-исследовательской деятельности является детское научно-техническое творчество, а одной из наиболее инновационных областей в этой сфере — образовательная робототехника, объединяющая классические подходы к изучению основ техники и информационное моделирование, программирование, информационные технологии. Таким образом, данный проект актуален, носит инновационный характер, так как он предполагает внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ новой STEM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников базовых личностных компетенций – развитие критического мышления, креативности, лидерства, командной деятельности, умение решать нестандартные задачи. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе программы STEM образования. STEM образование дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Проект направлен на развитие у дошкольников интереса к науке, образованию, культуре, формирования у них творческого мышления, инициативности. Реализация проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень.
Новизна состоит в том, что работа представлена в системе и в соответствии с современными требованиями образовательного законодательства. ФГОС ДО определены задачи познавательного развития: развитие познавательной мотивации, воображения и творческой активности; формирование познавательных действий, становление сознания.
Цель проекта: Развитие у детей навыков, необходимых для проведения исследовательской деятельности и активности используя STEM технологии.
Задачи:
- Развивать поисковую деятельность, умение аргументировать свои высказывания.
- Формировать основы программирования пчелки – робота; представления об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность.
- Воспитывать интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.
- Формировать у родителей заинтересованность в проведении экспериментальной деятельности с детьми, путем проведения бесед, консультаций.
Ожидаемый результат. В результате реализации проекта воспитанники ДОУ будут:
-активно проявлять любознательность, как во взаимодействии с взрослыми и
сверстниками, задавая вопросы, так и самостоятельно, устанавливая причинно-следственные связи.
-проявлять интеллектуальные способности в умении самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы или поступкам людей.
-уметь наблюдать, экспериментировать, активно формируя элементарные представления из области живой природы, естествознания, математики и т. п.
- проявлять умения к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
В результате реализации проекта у педагогов ДОУ будут:
-сформированы профессиональные компетенции по моделированию образовательной среды для интеллектуальной активности и развития предпосылок научно-технического творчества детей.
-сформированы основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества.
-распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применение полученных знаний на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности с детьми.
Этапы реализации проекта.
1 этап. Организационно-подготовительный
Изучение научно-методической литературы по вопросам формирования у детей конструктивно - модельной деятельности и развития детского технического творчества.
Разработка плана мероприятий совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
Создание условий, необходимых для внедрения и осуществления проекта.
2 этап. Практический. Деятельность по проекту.
3 этап. Оценочный. Обобщение результатов работы, оформление материалов проекта. Презентация проекта.
Мероприятия по проекту. Тематическое планирование.
ЯНВАРЬ
1.«LEGO- конструирование».
«Зимний лес». Цель: Совершенствование навыков конструирования.
«Берлога для медведя». Цель: Формирование умения выделять основные части конструируемого предмета.
«Кормушка для птиц». Цель: Сборка фигуры по образцу.
2 .Игры с пчелкой BI-BOT.
«Угадай сказку». Цель: Совершенствование навыка построения алгоритма до нужной картинки.
«Лето и зима». Цель: Закрепление знаний сезонных изменений в природе.
«Любимые забавы». Цель: Программирование робота с помощью кубиков.
3. «Экспериментирование».
«Вода может литься, а может брызгать». Цель: Выявление свойств воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
«Что в коробке?» Цель: Ознакомление со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа).
«Почему льда больше, чем воды?» Цель: Показать детям, что при замерзании вода расширяется.
4. «Дары Фребеля».
«Зеркало». Цель: Развитие общения и взаимодействия со сверстниками; воображения, творчества.
«Цветные фигуры». Цель: Развитие зрительно – моторной координации, творческих и речевых способностей.
«Куб из брусков». Цель: Формирование умения самостоятельно решать технические задачи.
5. «Блоки Дьенеша».
«Найди ключик». Цель: Закрепление знаний о форме, цвете и величине геометрических фигур.
«Продолжи узор». Цель: Развитие способностей нахождение закономерностей.
«Подбери фигуру». Цель: Закрепление представлений детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
6. «Палочки Кюизинера».
«Разноцветные палочки». Цель: Сравнение палочек по длине и цвету.
«Пирамида». Цель: Развитие координации движений, соотношение палочек по длине.
«Построение по схеме». Развитие умения сопоставлять изображение на картинке с элементами на столе.
Февраль
1.«LEGO- конструирование».
«Пожарная машина». Цель: Ознакомление с профессией пожарного. Учить строить пожарную машину.
«Страус». Цель: Развитие воображения, конструктивного мышления.
«Ракета». Цель: Закрепление навыков конструирования по образцу. Обыгрывание постройки.
«Танк». Цель: Развитие умения конструировать, соблюдение пропорций частей.
2 .Игры с пчелкой BI-BOT.
«Мои любимые игрушки». Цель: Закрепление понятие «шаг», «вперёд», «назад».
«Отгадай загадки». Цель: Формирование основ программирования пчелки до нужной картинки.
«Куда придет пчелка?». Цель: Развитие пространственной ориентировки, порядкового счета.
«Сосчитай и найди цифру». Цель: Соотношение цифр и количества предметов.
3. «Экспериментирование».
«Почему, кажется, что звёзды движутся по кругу». Цель: Развитие логического мышления.
«Древесина, ее качества и свойства». Цель: Совершенствование навыка узнавать вещи, изготовленные из древесины, вычленять её качества.
«Зубная паста для слона». Цель: Формирование у детей познавательного интереса.
«Что такое пар?». Цель: Расширение знаний о свойстве воды.
4. «Дары Фребеля».
«За окном». Цель: Развитие любознательности, воображения, знакомство с основами композиции.
«У нас в квартире». Цель: Закрепление названий предметов мебели.
«Теремок из кубов». Цель: Закрепление названия геометрической фигуры куба. Поощрение интереса к совместным игровым действиям.
«Приглашаем в гости». Цель: Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения и творческой активности.
5. «Блоки Дьенеша».
«Собери грузовик». Цель: Развитие ориентировки на плоскости, координации движений.
«Что изменилось». Цель: Совершенствование знаний детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине.
«Найдем сходства и отличия». Цель: Развитие умения анализировать, сравнивать похожие предметы.
«Волшебный мешочек». Цель: Развитие тактильных ощущений, закрепление знаний о форме, размере фигур.
6. «Палочки Кюизинера».
«Сушим полотенца». Цель: Сравнение предметов по длине.
«Выложи по схеме». Цель: Совершенствование навыка выкладывания по схеме, закрепление цвета и длины.
«Создание простейших фигур». Цель: Развитие логики, закрепление знаний о длине и цвете.
«Выкладывание узоров с опорой на схему». Цель: Развитие логического мышления, анализ и синтез.
Март
1.«LEGO- конструирование».
«Цветы для мамы». Цель: Развитие навыков конструирования, воображения.
«Печка». Цель: Совершенствование навыков моделирования.
«Мост». Цель: Развитие способностей сооружать постройку в соответствии с размером игрушки.
«Пирамида». Цель: Закрепление навыков конструирования по образцу.
«По замыслу». Цель: Мотивация детей к самостоятельному усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
2 .Игры с пчелкой BI-BOT.
«Домашние животные». Цель: Совершенствование навыков программирования. Воспитание целеустремленности, сосредоточенности.
«Скажи где». Цель: Развитие речевых умений: правильно использовать слова, обозначающие пространственные отношения «ближе – дальше», «впереди – сзади».
«Весенние приметы». Цель: Закрепление знаний о приметах весны, работы с пчёлкой.
«Перелётные птицы». Цель: Совершенствование навыка программирования, набирать команды на пчёлке, глядя на схему.
3. «Экспериментирование».
«Как движется сухой песок». Цель: Осознание причинно – следственных связей.
«Музыка или шум?». Цель: Развитие мышления.
«Веточка березы». Цель: Уточнение и дополнение знаний детей об условиях жизни и роста растений.
«Как песок и вода определяют тяжесть предметов». Цель: Формирование представлений об окружающем мире.
4. «Дары Фребеля».
«Зеркало». Цель: Развитие внимания, воображения.
«Закономерности изменения геометрических фигур». Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений; памяти, внимания.
«Волшебная змея». Цель: Формирование и воспитание нравственно-волевых качеств.
«Одень дерево». Цель: Развитие мелкой моторики рук, воображения и фантазии.
5. «Блоки Дьенеша».
«Поиск клада». Цель: Развитие тактильных ощущений, воображения, мелкой моторики.
«Что изменилось». Цель: Развитие памяти, внимания, сообразительности.
«Выкладывание узоров с опорой на схему». Цель: Развитие логического мышления, анализа.
«Найди общее». Цель: Совершенствование умения классифицировать предметы по общим признакам.
« По замыслу». Цель: Развитие способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, проявления инициативы и самостоятельности.
6. «Палочки Кюизинера».
«Кто под солнышком тёплым греется». Цель: Развитие самостоятельности детей, придумывая фигуры, опираясь на полученные знания.
«Составь поезд». Цель: Закрепление умений анализировать, выкладывать элементы в правильной последовательности.
«Составь узор». Цель: Стимулирование творчества.
«Построй домик». Цель: Формирование умения действовать нестандартно.
«Составление лестницы». Цель: Способствование развитию интереса к математике.
Апрель
1.«LEGO- конструирование».
«По замыслу». Цель: Закрепление способов соединения деталей, умение обыгрывать свою постройку.
«Веселая уточка». Цель: Развитие слухового и зрительного внимания, умения доводить начатое до конца.
«Поезд». Цель: Развитие способностей к планированию, поощрение интереса к совместным игровым действиям.
«Деревья и кустарники». Цель: Уточнение и дополнение знаний детей о природе. Совершенствование навыков моделирования.
2 .Игры с пчелкой BI-BOT.
«Назови дерево и проведи пчёлку к нему». Цель: Развитие умения ориентироваться на плоскости.
«Знакомство с эко-системой «Лес». Цель: Формирование основ программирования пчелки до нужной картинки.
«Космос». Цель: Знакомство детей с космической системой, с планетами.
«Найди картинку». Цель: Развитие ориентировки на плоскости.
3. «Экспериментирование».
« «Какие особенности у тёплой и холодной воды?». Цель: Развитие умения размышлять, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Содействовать положительному отношению к опытнической деятельности.
«Зачем нужна земля?». Цель. Формирование представлений детей о свойствах земли. Содействовать доброжелательному отношению к объектам природы.
«Огород на окне». Цель: Наблюдение за луком, показать значение воды в жизни растений, дать представление о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать условия.
«Танец горошин». Цель: Ознакомление детей с понятием «сила движения». Развитие наблюдательности, смекалки.
4. «Дары Фребеля».
«Украсим весенний коврик». Цель: Совершенствование умения составлять из фигур изображение.
«Три поросенка». Цель: Отображение характера героев сказки.
«Космический полет». Цель: Развитие конструктивных умений, социальных навыков: умение работать в группе, договариваться.
«Красивый домик мышки». Цель: Украшение домика по своему желанию, воспитание целеустремленности.
«Волшебный мешочек». Цель: Развитие тактильного восприятия, внимания.
5. «Блоки Дьенеша».
« Поиграем вместе». Цель: Варьирование заданий с учетом возможностей детей.
«Торт для Лунтика». Цель: Выявление свойств в объектах, оперирование 3 свойствами.
«Мой подарок». Цель: Развитие воображения, мелкой моторики, повторение форм.
«Рассели жильцов». Цель: Развитие памяти, внимания, ориентировки на плоскости.
6. «Палочки Кюизинера».
«Кроватка для мышат». Цель: Формирование представлений о величине, составление постройки в соответствии с размером игрушки.
«Составление квадрата». Цель: Формирование представления о направлениях: верх, низ, право, лево.
«Ракета для космического полета». Цель: Совершенствование навыка выкладывания по схеме, закрепление цвета и длины.
«Насекомые». Цель: Развитие способности выкладывать по схеме.
Май
1.«LEGO- конструирование».
«Что ты можешь построить?» Цель: Развитие способностей к моделированию, нахождению закономерностей.
«Рыбки». Цель: Совместное конструирование с педагогом. Совершенствование конструктивных способностей, выделяя основные части объекта.
«Мебель для комнаты». Цель: Развитие способности выделять в предметах их функциональные части.
«Мостик через речку». Цель: Обыгрывание постройки и связь ее с предметным и социальным окружением.
2 .Игры с пчелкой BI-BOT.
«Угадай сказку». Цель: Повышение интереса детей к программированию через придумывание «бродилок» - заданий друг для друга.
«Мои любимые игрушки». Цель: Способствование развитию коммуникативных навыков, созданию дружеских взаимоотношений.
«Куда придет пчелка?». Цель: Развитие ориентировки на плоскости.
3. «Экспериментирование».
«Солнечные зайчики». Цель: Демонстрирование появления солнечного «зайчика», сопровождая свои действия словами.
«Ткань, её качества и свойства». Цель: Ознакомление детей с тканью разной фактуры.
«Как образуются мыльные пузыри?». Цель: Формирование представления детей о том, как образуются мыльные пузыри (при попадании воздуха в каплю мыльного раствора).
« Свойства камней». Цель: Ознакомление детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.
4. «Дары Фребеля».
«Соберем бусы». Цель: Формирование умения группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
«Укрась весеннее дерево». Цель: Поощрение детей в придумывании и описании, что получилось.
«Волшебный мешочек». Цель: Развитие тактильного восприятия, внимания.
«Волшебники». Цель: Обогащение активного словаря, развитие фантазии, формирование грамматически правильного строя речи»
5. «Блоки Дьенеша».
«Солдат». Цель: Развитие воображения, мелкой моторики, повторение названий форм.
«Собери целое из частей». Цель: Совершенствование умения составлять целое из частей; сопоставлять предметы по цвету; развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.
«Продолжи узор». Цель: Развитие способностей нахождение закономерностей.
6. «Палочки Кюизинера».
«Звезда». Цель: Самостоятельная деятельность ребенка в силу уже имеющегося опыта.
«Летняя картина». Цель: Формирование чувства красоты, симметрии. Развитие внимания, терпения
«Кораблик». Цель: Выделение в предмете существенных свойств и установление связи между ними.
«Нарисуй картинку палочками». Цель: Упражнение в выкладывании силуэтов предметов, развитие внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики.
Работа с родителями:
Анкетирование "Исследовательская активность вашего ребенка в семье".
Консультации для родителей «Что такое STEM технология?».
Консультация "Организация детского экспериментирования в домашних условиях".
Консультация "Памятка для родителей «Экспериментирование с водой».
Консультация «Веселая математика дома».
Консультация «Математические игры по дороге домой».
Консультация «Как влияет LEGO на развитие детей».
Консультация «LEGO-нужная игра!».
Консультация «LEGO-конструирование в детском саду и дома».
Оформление фото - выставки «Чему мы научились».
Заключение
По сравнению с традиционными методами обучения, STEM подход в дошкольном учреждении поощряет детей к проведению экспериментов, конструированию моделей, воплощению своих идей в реальности и созданию конечного продукта. Этот учебный подход позволяет детям эффективно совместить теорию и практические навыки и облегчает дальнейшую учебу в школе. Решение поставленных в проекте задач позволит организовать в группе условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников. В результате, создаются условия для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в средней группе "Мы исследователи. Изменения в природе осенью."
Актуальность Сухомлинский В.А. писал: «Мир, окружающий ребёнка,- это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлени...
Проект в средней группе "Мы исследователи. Вода."
Актуальность Развивать познавательный интерес у детей наблюдениями, беседами не достаточно, ведь ребѐнку необходимо самому пощупать, потрогать, по...
Проект в средней группе "Юные исследователи"
Проект был написан для средней группы детского сада. Тип проекта - познавательно - исследовательский, долгосрочный. Каждый месяц имеет свою тему и подтемы недели. Дополнительные занятия по проект...
Презентация: Проект по STEM- образованию (исследование)в средней группе
Познание – мыслительная деятельность, направленная на приобретение новых знаний. Инструментом познания является исследовательская деятельность и исследовательская активность. В процессе исс...
КТП по "STEM-образованию дошкольников" в подготовительной группе
Календарно-тематическое планирование в подготовительной коррекционной группе по внедрению парциальной программы "STEM-образование дошкольников"...
Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»
Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...
Проект по STEM-образованию в старшей группе «Маленькие исследователи».
Проект по STEM-образованию в старшей группе«Маленькие исследователи»....