Проект по STEM-образованию в старшей группе «Маленькие исследователи».
проект (старшая группа)
Проект по STEM-образованию в старшей группе
«Маленькие исследователи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_stem-obrazovaniyu_malenkie_issledovateli_.docx | 31.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по STEM-образованию в старшей группе
«Маленькие исследователи».
Авторы проекта: Чуприна Е.Н.
Образовательная область: познание.
Вид проекта: среднесрочный.
Срок реализации проекта: январь-май 2023г.
Участники проекта: воспитатели дети старшей группы, родители
Актуальность. Вариативность образования - это один из основополагающих принципов и направлений развития современной системы образования в Казахстане. Именно вариативная часть программы обеспечивает качество образовательного процесса и создает оптимальные условия для социально-личностного развития детей дошкольного возраста с учетом его физического и психического здоровья, индивидуально-творческой траектории развития, для реализации психолого-педагогической готовности к обучению в школе и адаптации к окружающему социуму. Ориентируясь на образовательные запросы воспитанников и их родителей (законных представителей) мы сделали акцент на STEAM-образование.
В условиях динамично меняющегося мира во все области жизнедеятельности человека внедряются новые технологии. Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. В перспективе молодым специалистам потребуются навыки и умения из разных технологических областей, как естественных наук, так и инженерии.
Что на данный момент может заинтересовать наших воспитанников в условиях дошкольной организации? STEAM-технологии. Именно они позволят педагогам новой формации вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.
Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе программы STEАM образования. STEAMобразование один из основных мировых трендов.
Как в условиях дошкольной организации можно реализовать STEAM образование? Через организацию проектной и экспериментальноисследовательской деятельности. Обязательным условием успешной работы является создание актуальной предметно пространственной среды, соответствующей целевым установкам. STEAM образование дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное.
Цель проекта: Создание актуальной предметно-пространственной среды и организация
целенаправленной работы по STEAM образованию.
Задачи:
Воспитание интереса к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Развиитие поисковой деятельности, умения аргументировать свои высказывания.
Формирование представлений об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность.
Ожидаемый результат.
Развитие любознательности и познавательной активности; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы.
Этапы реализации проекта
1 этап. Организационно-подготовительный
- Изучение научно методической литературы по вопросам формирования у детей конструктивномодельной деятельности и развития детского технического творчества.
- Разработка плана мероприятий совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
- Создание условий, необходимых для внедрения и осуществления проекта.
2 этап. Основной: практический
- Работа с детьми.
Месяц | Неделя | Модуль | Вид деятельности, тема, цель |
ДЕКАБРЬ | 1 | «LEGO- конструирование» | Знакомство с LEGOконструктором. Цель: Познакомить с LEGOконструктором, дать простейшие названия деталей (кирпичик, пластина). Закреплять знания цвета и формы. |
«Математическое развитие» | «Найди предмет» Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Почему не получился куличик?» Цель: ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики Опыт «Делаем дорожки и узоры из песка» Цель: продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет. | ||
2 | «LEGO- конструирование» | Знакомство с LEGOконструктором. Игра «Чудесный мешочек». Цель: Закрепление знаний детьми простейших названий деталей LEGO конструктора. Знакомство с видами соединения деталей между собой. | |
«Математическое развитие» | «Найди предмет» Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Определение цвета». Опыт « Из чего состоит песок?» | ||
3 | «LEGO- конструирование» | Башенка, мост. Цель: Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору. | |
«Математическое развитие» | «Справа как слева» Цель: освоение умений ориентироваться на листе бумаги. | ||
«Экспериментирование» | «Движение песка». Цель: ознакомление со свойствами песка. | ||
4 | «LEGO- конструирование» | Мы в лесу построим дом. Цель: Учить подражать звукам и движениям персонажей (медведя, лисы, зайца). Учить строить дом из LEGOконструктора. Развивать творческое воображение. | |
«Математическое развитие» | «Подбери фигуру» Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Вода – жидкость», «У воды нет запаха» Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая). Опыт «Вода прозрачная». Цель: выявить свойства воды (прозрачная). | ||
ЯНВАРЬ | 1 | «LEGO- конструирование» | «Теремок для снегурочки» Учить устанавливать детали, делать устойчивыми и обыгрывать постройку. |
«Математическое развитие» | «Три квадрата» Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький». | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Вода – растворитель». Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества). | ||
2 | «LEGO- конструирование» | Замок для принцессы. Цель: Учить применять при строительстве полученные ранее навыки и умения. Учить строить сообща. | |
«Математическое развитие» | «Какие бывают фигуры» Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником давая их в паре уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал. | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Снеговик», «Мы снежинки» Цель: В процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой. | ||
3 | «LEGO- конструирование» | Игра «Собери модель». Цель: Учить детей под диктовку собирать модель из 3-4 деталей, используя предлоги «на», «сверху», «посередине». | |
«Математическое развитие» | «Сбор урожая» Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Снег холодный и белый » Цель: выявить свойства снега. | ||
4 | «LEGO- конструирование» | Разные домики. Цель: Закреплять умение строить домики. Продолжать развивать конструктивные умения и навыки детей. | |
«Математическое развитие» | «Широкое - узкое» Цель: формировать представление «широкое - узкое». | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Откуда сосулька». Цель: Познакомить детей об образовании льда. Опыт «Цветные льдинки» Цель: В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с признаком «температура»; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления. | ||
ФЕВРАЛЬ | 1 | «LEGO- конструирование» | Мебель для комнаты. Цель: Развивать способности выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать образец. |
«Математическое развитие» | «Угости зайчат» Цель игры: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну». | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Ледяная избушка» Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает, плавает, состоит из воды, принимает форму емкости, в которой находится.). | ||
2 | «LEGO- конструирование» | Печка Цель: Познакомить с русской печкой. Развивать воображение, фантазию. Учить выделять основные части конструируемого предмета. Учить строить печку из конструктора. | |
«Математическое развитие» | «Сложи геометрическую фигуру» Цель: уточнить знание геометрических фигур, упражнять в выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур по образцу; логическое мышление, мелкую моторику; | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Как вода гулять отправилась». Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. | ||
3 | «LEGO- конструирование» | Конструирование по замыслу Цель: Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
«Математическое развитие» | «Угости мышек чаем» Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Воздух невидимка». Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство-невидимость. Дать детям представление, что воздух может двигать предметы. | ||
4 | «LEGO- конструирование» | Утята в озере. Цель: Учить анализировать образец, изображенный на карточке, внимательно слушать стихотворение. Учить строить из конструктора утят. | |
«Математическое развитие» | «Найди пару» Цель: учить детей находить расположение фигур на рисунке; различать круг, квадрат, треугольник; последовательно анализировать и описывать узор, составленный из геометрических фигур: сначала называть фигуру в центре, а затем слева и справа; закрепить определение: геометрические фигуры, расположенные в одном и том же порядке на двух карточках, составляют пару; развивать наблюдательность, внимание; активизировать словарь (похожие,разные, одинаковые). | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Как образуются мыльные пузыри?» Цель: Формировать представления детей о том, как образуются мыльные пузыри (при попадании воздуха в каплю мыльного раствора). Развивать умение пускать мыльные пузыри, пользоваться пространственными понятиями, различать пузыри по величине. Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира. | ||
МАРТ | 1 | «LEGO- конструирование» | Конструирование по замыслу. Цель: Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
«Математическое развитие» | «Красивый узор» Цель: учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату -ритмичному чередованию величин. | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Как заставить лодочку плыть?» Цель: Познакомить детей с одним из свойств воздуха- движением( движение воздуха- это ветер), помочь образовать ветер, различать его силу. Активизировать словарь детей по теме (плывёт, дуем, быстрый, капитан), развивать мыслительные процессы. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками. | ||
2 | «LEGO- конструирование» | Волшебные рыбки. Цель: Расширять представления о морских обитателях. Учить строить рыб из конструктора, выделяя при этом основные части конструируемого объекта. | |
«Математическое развитие» | «В лес за грибами» Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много». | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Разноцветные лоскутки» Цель: Познакомить детей с тканью разной фактуры, активизация словаря Опыт «Из чего состоит ткань» Цель: Объяснить детям, что ткань состоит из ниток. | ||
3 | «LEGO- конструирование» | Мостик через речку. Цель: Учить строить мостик, точно соединять строительные детали. Продолжать совершенствовать конструктивные умения и навыки детей. | |
«Математическое развитие» | «Наш день» Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь». | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Свойства ткани» Цель: Познакомить детей со свойствами ткани (ткань мнется, намокает). | ||
4 | «LEGO- конструирование» | Игра «Собери модель по памяти» (Педагог показывает ребенку в течение нескольких секунд модель, собранную из 3-4 деталей, а затем убирает ее). Цель: Учить собирать модель по памяти и сравнивать ее с образцом. Развивать внимание, зрительную память и логическое мышление детей. Закреплять умение анализировать чертеж конструкции с целью запоминания и дальнейшего воспроизведения. | |
«Математическое развитие» | «Украсим платок» Цель: учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости. | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Волшебная бумага» Цель: Познакомить детей с разной бумагой и некоторыми ее свойствами. | ||
АПРЕЛЬ | 1 | «LEGO- конструирование» | Построим загон для коров. Цель: Знакомить детей с новыми простыми архитектурными формами. Закреплять понятия «высокий», «низкий».Учить выполнять задания по условиям. Развивать творчество, воображение, фантазию. |
«Математическое развитие» | «Домики для медвежат» Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Свойства бумаги» Цель: Познакомить детей со свойством: бумага рвется, намокает, непрозрачная. | ||
2 | «LEGO- конструирование» | Грузовая машина. Цель: Учить создавать простейшую модель грузовой машины. Учить анализировать предмет, изображенный на картинке, выделяя основные части и детали предмета. | |
«Математическое развитие» | «Подбери дорожки к домикам» Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий». | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Какие следы оставляют фрукты и овощи?» Цель: Дать детям представление о свойстве некоторых овощей и фруктов окрашивать бумагу, ткань и руки. Развивать умение обозначать действие словом, различать и правильно называть фрукты и овощи. | ||
3 | «LEGO- конструирование» | Ракета. Цель: Расширять представления детей о космосе. Познакомить с понятиями «космос», «космонавт», «ракета».Учить строить ракету, используя уже имеющиеся конструктивные навыки. | |
«Математическое развитие» | «Соберем бусы» Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур. | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Где прячутся семена?» Цель: Показать детям, где образуются семена растений; их отличие друг от друга по размеру, форме, окраске, издаваемым звукам в баночках; помочь овладеть способами сбора семян. Активизировать речь детей словами « семена, лёгкий, тяжёлый, разлетаются, прячутся», развивать слуховое восприятие. Воспитывать гуманное отношение к объектам природы. | ||
4 | «LEGO- конструирование» | Робот для исследования космоса. Цель: Продолжать знакомить с космосом.Учить строить робота по замыслу, передавать характерные особенности конструируемого объекта. | |
«Математическое развитие» | «Доползи до игрушки» Цель: учить воспринимать расстояние, показать, что от него зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве; обратить внимание на направление движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направление. | ||
«Экспериментирование» | Опыт « Свойства камней» Цель: Познакомить детей с разнообразием камней,их свойствами, особенностями. Развивать мышление, речь, интерес к камням, обогатить словарный запас (твёрдый, гладкий, шершавый).Воспитывать бережное отношение к неживой природе, умение работать сообща. | ||
МАЙ | 1 | «LEGO- конструирование» | Кораблик. Цель: Рассказать о кораблях. Учить выделять в предмете существенные свойства и устанавливать связь между ними. Учить строить более сложную постройку. Развивать внимание, навыки конструирования. |
«Математическоеразвитие» | «Собери целое из частей» Цель: формировать представления геометрических фигурах, умение составлять целое из частей; закреплять знание основных цветов, умение сопоставлять предметы по цвету; развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление. | ||
«Экспериментирование» | «Тонет-не тонет» Цель: познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут) | ||
2 | «LEGO- конструирование» | Домик фермера. Цель: Формировать обобщенные представления о домах. Учить сооружать постройки с перекрытиями, делать их прочными. Развивать умение выделять части (стены, пол, крыша, окно, дверь). Познакомить с понятием «фундамент». | |
«Математическое развитие» | «Почини коврик» Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». | ||
«Экспериментирование» | Опыты «Деревянные предметы и их свойства» Цель: Учить определять свойства деревянных предметов. | ||
3 | «LEGO- конструирование» | Детская площадка. Цель: Показать детскую площадку на картинке. Вспомнить, что находится на территории детской площадки. Учить строить песочницу, лесенки и располагать их согласно замыслу. Учить действовать сообща. | |
«Математическое развитие» | Упражнение «Делай как я» Цель: упражнять в выкладывании из счетных палочек силуэтов предметов по образцу, развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику. | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Солнечные зайчики» Цель: дать представление, что «солнечный зайчик» - это луч солнца, отражающий в зеркале. | ||
4 | «LEGO- конструирование» | Конструирование по замыслу. Цель: Закреплять полученные навыки.Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
«Математическое развитие» | «Найди предмет такой же формы» Цель: учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые геометрические фигуры; развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую моторику, речь. | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Огород на окне» Цель: показать значение воды в жизни растений, дать представление о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать условия. Предварительная работа: наблюдение за луком, поставленным в банку с водой и еще в одну банку без воды. |
- Работа с родителями:
Анкетирование "Исследовательская активность вашего ребенка в семье".
Консультации для родителей «Что такое STEM технология?»
Консультация "Организация детского экспериментирования в домашних условиях".
Консультация "Памятка для родителей «Экспериментирование с водой».
Консультация «Веселая математика дома»
Консультация «Математические игры по дороге домой»
Консультация «Как влияет LEGO на развитие детей»
Консультация «LEGO-нужная игра!»
Консультация «LEGO-конструирование в детском саду и дома»
3 этап. Заключительный: рефлексивно-аналитический
- Обработка и оформление материалов проекта.
- Презентация проекта
Заключение
По сравнению с традиционными методами обучения, STEAM подход в дошкольном учреждении поощряет детей к проведению экспериментов, конструированию моделей, воплощению своих идей в реальности и созданию конечного продукта. Этот учебный подход позволяет детям эффективно совместить теорию и практические навыки и облегчает дальнейшую учебу в школе. Решение поставленных в проекте задач позволит организовать в группе условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников. В результате, создаются условия для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт проекта по правовому воспитанию детей старшей группы «Маленьким детям – большие права»
Паспорт проекта по правовому воспитанию детей старшей группы «Маленьким детям – большие права» содержит мероприятия с детьми и родителями по ознакомлению с правами детей...
Проект для детей старшей группы «Маленькие исследователи. Воздух - фокусник»
Цель проекта:развитие творческих способностей ребенка, активизация мышления в процессе расширения специально-моделируемых проблемных ситуаций с воздухом;обогащение личного опыта ребенка и создание усл...
Презентация: Проект по STEM- образованию (исследование)в средней группе
Познание – мыслительная деятельность, направленная на приобретение новых знаний. Инструментом познания является исследовательская деятельность и исследовательская активность. В процессе исс...
Проект по развитию речи в старшей группе «Маленькие сказочники»
Родная культура и речь должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Знакомство с устным народным творчеством пробуждает в детях интерес к родному языку, его истокам, к...
Проект по трудовому воспитанию в старшей группе «Маленькое дело лучше большого безделья»
Проект по трудовому воспитаниюв старшей группе«Маленькое дело лучше большого безделья»Актуальность: Интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в раннем детстве. Важно ...
Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе "Маленькие патриоты с большими мечтами"
Воспитание является неотъемлемой составляющей общественного развития и имеет огромное значение для будущего России. Уровень воспитанности, патриотическое развитие и гражданское становление подрастающе...
Календарно-тематическое планирование в старшей группе "Маленькие исследователи. Наши помощники"
Календарно-тематическое планирование в старшей группе "Маленькие исследователи. Наши помощники"...