Главные вкладки
Проект по STEM-образованию в средней группе «Маленькие исследователи».
проект (средняя группа)
Проект по STEM-образованию в средней группе «Маленькие исследователи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stim.docx | 94.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по STEM-образованию в средней группе
«Маленькие исследователи».
Образовательная область: познание.
Вид проекта: среднесрочный.
Срок реализации проекта: январь-май 2022-2023 г.
Участники проекта: воспитатели дети средней группы, родители.
Актуальность. Вариативность образования - это один из основополагающих принципов и направлений развития современной системы образования. Именно вариативная часть программы обеспечивает качество образовательного процесса и создает оптимальные условия для социально-личностного развития детей дошкольного возраста с учетом его физического и психического здоровья, индивидуально-творческой траектории развития, для реализации психолого- педагогической готовности к обучению в школе и адаптации к окружающему социуму. Ориентируясь на образовательные запросы воспитанников и их родителей (законных представителей) мы сделали акцент на STEAM-образование.
STEAM – проекты – это проекты инженерно – научного творчества. Это современная и одна из наиболее перспективных концепций образования.
Программы построены по принципу «от простого – к сложному», связаны игровой сюжетной линией и опираются на предыдущий материал. У всех программ есть 3 главных стратегических направления:
- Построение на основе математической логики;
- Реализация серии междисциплинарных проектов;
- Сюжетно – ролевые формы изучения материала.
Весь материал в целом охватывает большинство сфер жизнедеятельности современного человека и основные перспективные направления.
В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей раннего возраста технического мышления, развитие исследовательских, инженерно – конструкторских навыков. Эффективным инструментом развития технологической компетентности будущих инженерных кадров в стенах современного дошкольного учреждения является STEAM – образование (S – science – естественные науки, T – technology – технология, E – engineering – инженерное искусство, A – art – искусство, творчество, M – mathematics (математика).
Таким образом, реализовывая STEAM – образования в нашем детском саду, мы решили начать знакомство со STEAM – лабораторией, так как цель такой лаборатории – это создание благоприятных условий для практических исследований, проведении научных и технических опытов, заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации и умении анализировать её.
Занятия с дошкольниками – это большой труд и огромное удовольствие. Для ребят занятия – это настоящая игра. Задачи, которые поставлены перед ними,
увлекательные, в духе их любимых фильмов и мультиков. А возможность проявлять самостоятельность, инициативу и делать свой выбор, очень подогревает их интерес
Цель проекта: Создание модели мотивирующей образовательной среды с использованием STEAM – технологий для развития интеллектуальных способностей детей в процессе познавательной деятельности и вовлечения их в научно – техническое творчество на всех этапах дошкольного детства.
Задачи проекта:
Обучающие задачи:
- Формировать у детей дошкольного возраста современную образовательную среду, в которой осуществляется интеграция содержания различной деятельности дошкольников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов;
- Учить приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям: овладевать появляющимися вновь профессиями, использовать технологии, которые предстоит изобрести.
Развивающие задачи:
- Формировать развитие материально-технической базы дошкольной организации, разработка программно - методического сопровождения по использованию STEAM
- технологий в работе с детьми дошкольного возраста;
- создать условия для развития интеллектуальных способностей детей, критического мышления, формирования навыков коллективной работы в процессе познавательно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества; Воспитательные задачи:
- Воспитать основы личности, когда ребенок является более осведомленным и лучшие адаптированным к жизни в цифровом обществе;
- воспитать поколение успешных экспертов в области науки, технологии, математики, картографии.
Научно-методические задачи:
- Создать преемственные связи ДОУ, семьи;
- использовать инновационные технологии, направленные на развитие у старших дошкольников интерес к чему – то новому;
- отслеживать результативность работы всех участников образовательного учреждения с помощью системы мониторинговой деятельности;
- повысить инновационную активность педагогов (разработка дидактических материалов, методических разработок, участие в мероприятиях по данной проблеме).
Вид проекта: познавательный, исследовательский, групповой, творческий, практико – ориентированный, в течение 1 года. Сентябрь2020 – май 2021
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели группы.
Ожидаемые результаты:
- Создание модели мотивирующей образовательной среды для развития предпосылок научно – технического творчества и интеллектуальной активности дошкольников;
- уровень материально – технического оснащения соответствует требованиям STEAM - образования;
- дошкольники проявляют инициативу и самостоятельность в разной деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др., обладают развитым воображением, имеют навыки научно – технического творчества;
- сформирование профессиональных компетенции педагогических кадров по моделированию образовательной среды для интеллектуальной активности и развития предпосылок научно – технического творчества детей.
Месяц | Неделя | Модуль | Вид деятельности, тема, цель | |
СЕНТЯБРЬ - ДЕКАБРЬ | 1 | «LEGO- конструирование» | Знакомство с LEGO конструктором. Цель: Познакомить с LEGO конструктором, дать простейшие названия деталей (кирпичик, пластина). Закреплять знания цвета и формы. | |
«Математическое развитие» | «Найди предмет» Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. | |||
«Экспериментирование» | Опыт «Почему не получился куличик?» Цель: ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики Опыт «Делаем дорожки и узоры из песка» Цель: продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет. | |||
2 | «LEGO- конструирование» | Знакомство с LEGO конструктором. Игра «Чудесный мешочек». Цель: Закрепление знаний детьми простейших названий деталей LEGO конструктора. Знакомство с видами соединения деталей между собой. | ||
«Математическое развитие» | «Найди предмет» Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. | |||
«Экспериментирование» | Опыт «Определение цвета». Цель: ознакомление со свойством песка (цвет). Опыт « Из чего состоит песок?» Цель: ознакомление со свойствами песка. | |||
3 | «LEGO- конструирование» | Башенка, мост. Цель: Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору. | ||
«Математическое развитие» | «Справа как слева» Цель: освоение умений ориентироваться на листе бумаги. | |||
«Экспериментирование» | «Движение песка». Цель: ознакомление со свойствами песка. | |||
4 | «LEGO- конструирование» | Мы в лесу построим дом. Цель: Учить подражать звукам и движениям персонажей (медведя, лисы, зайца). Учить строить дом из LEGO конструктора. Развивать творческое воображение. | ||
«Математическое развитие» | «Подбери фигуру» Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. | |||
«Экспериментирование» | Опыт «Вода – жидкость», «У воды нет запаха» Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая). Опыт «Вода прозрачная». Цель: выявить свойства воды (прозрачная). |
ЯНВАРЬ | 1 | «LEGO- конструирование» | «Теремок для снегурочки» Учить устанавливать детали, делать устойчивыми и обыгрывать постройку. |
«Математическое развитие» | «Три квадрата» Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький». | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Вода – растворитель». Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества). | ||
2 | «LEGO- конструирование» | Замок для принцессы. Цель: Учить применять при строительстве полученные ранее навыки и умения. Учить строить сообща. | |
«Математическое развитие» | «Какие бывают фигуры» Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником давая их в паре уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал. | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Снеговик», «Мы снежинки» Цель: В процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой. | ||
3 | «LEGO- конструирование» | Игра «Собери модель». Цель: Учить детей под диктовку собирать модель из 3-4 деталей, используя предлоги «на», «сверху», «посередине». | |
«Математическое развитие» | «Сбор урожая» Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Снег холодный и белый » Цель: выявить свойства снега. | ||
4 | «LEGO- конструирование» | Разные домики. Цель: Закреплять умение строить домики. Продолжать развивать конструктивные умения и навыки детей. | |
«Математическое развитие» | «Широкое - узкое» Цель: формировать представление «широкое - узкое». | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Откуда сосулька». Цель: Познакомить детей об образовании льда. Опыт «Цветные льдинки» Цель: В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с признаком «температура»; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать |
словами свои впечатления. | |||
ФЕВРАЛЬ | 1 | «LEGO- конструирование» | Мебель для комнаты. Цель: Развивать способности выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать образец. |
«Математическое развитие» | «Угости зайчат» Цель игры: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну». | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Ледяная избушка» Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает, плавает, состоит из воды, принимает форму емкости, в которой находится.). | ||
2 | «LEGO- конструирование» | Печка Цель: Познакомить с русской печкой. Развивать воображение, фантазию. Учить выделять основные части конструируемого предмета. Учить строить печку из конструктора. | |
«Математическое развитие» | «Сложи геометрическую фигуру» Цель: уточнить знание геометрических фигур, упражнять в выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур по образцу; логическое мышление, мелкую моторику; | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Как вода гулять отправилась». Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. | ||
3 | «LEGO- конструирование» | Конструирование по замыслу Цель: Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
«Математическое развитие» | «Угости мышек чаем» Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Воздух невидимка». Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство-невидимость. Дать детям представление, что воздух может двигать предметы. | ||
4 | «LEGO- конструирование» | Утята в озере. Цель: Учить анализировать образец, изображенный на карточке, внимательно слушать стихотворение. Учить строить из конструктора утят. | |
«Математическое развитие» | «Найди пару» Цель: учить детей находить расположение фигур на рисунке; различать круг, квадрат, треугольник; |
последовательно анализировать и описывать узор, составленный из геометрических фигур: сначала называть фигуру в центре, а затем слева и справа; закрепить определение: геометрические фигуры, расположенные в одном и том же порядке на двух карточках, составляют пару; развивать наблюдательность, внимание; активизировать словарь (похожие,разные, одинаковые). | |||
«Экспериментирование» | Опыт «Как образуются мыльные пузыри?» Цель: Формировать представления детей о том, как образуются мыльные пузыри (при попадании воздуха в каплю мыльного раствора). Развивать умение пускать мыльные пузыри, пользоваться пространственными понятиями, различать пузыри по величине. Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира. | ||
МАРТ | 1 | «LEGO- конструирование» | Конструирование по замыслу. Цель: Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
«Математическое развитие» | «Красивый узор» Цель: учить осуществлять выбор величин по слову- названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату -ритмичному чередованию величин. | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Как заставить лодочку плыть?» Цель: Познакомить детей с одним из свойств воздуха- движением (движение воздуха- это ветер), помочь образовать ветер, различать его силу. Активизировать словарь детей по теме (плывёт, дуем, быстрый, капитан), развивать мыслительные процессы. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками. | ||
2 | «LEGO- конструирование» | Волшебные рыбки. Цель: Расширять представления о морских обитателях. Учить строить рыб из конструктора, выделяя при этом основные части конструируемого объекта. | |
«Математическое развитие» | «В лес за грибами» Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много». | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Разноцветные лоскутки» Цель: Познакомить детей с тканью разной фактуры, активизация словаря Опыт «Из чего состоит ткань» Цель: Объяснить детям, что ткань состоит из ниток. |
3 | «LEGO- конструирование» | Мостик через речку. Цель: Учить строить мостик, точно соединять строительные детали. Продолжать совершенствовать конструктивные умения и навыки детей. | |
«Математическое развитие» | «Наш день» Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь». | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Свойства ткани» Цель: Познакомить детей со свойствами ткани (ткань мнется, намокает). | ||
4 | «LEGO- конструирование» | Игра «Собери модель по памяти» (Педагог показывает ребенку в течение нескольких секунд модель, собранную из 3-4 деталей, а затем убирает ее). Цель: Учить собирать модель по памяти и сравнивать ее с образцом. Развивать внимание, зрительную память и логическое мышление детей. Закреплять умение анализировать чертеж конструкции с целью запоминания и дальнейшего воспроизведения. | |
«Математическое развитие» | «Украсим платок» Цель: учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости. | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Волшебная бумага» Цель: Познакомить детей с разной бумагой и некоторыми ее свойствами. | ||
АПРЕЛЬ | 1 | «LEGO- конструирование» | Построим загон для коров. Цель: Знакомить детей с новыми простыми архитектурными формами. Закреплять понятия «высокий», «низкий». Учить выполнять задания по условиям. Развивать творчество, воображение, фантазию. |
«Математическое развитие» | «Домики для медвежат» Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Свойства бумаги» Цель: Познакомить детей со свойством: бумага рвется, намокает, непрозрачная. | ||
2 | «LEGO- конструирование» | Грузовая машина. Цель: Учить создавать простейшую модель грузовой машины. Учить анализировать предмет, изображенный на картинке, выделяя основные части и детали предмета. | |
«Математическое развитие» | «Подбери дорожки к домикам» Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий». |
«Экспериментирование» | Опыт «Какие следы оставляют фрукты и овощи?» Цель: Дать детям представление о свойстве некоторых овощей и фруктов окрашивать бумагу, ткань и руки. Развивать умение обозначать действие словом, различать и правильно называть фрукты и овощи. | ||
3 | «LEGO- конструирование» | Ракета. Цель: Расширять представления детей о космосе. Познакомить с понятиями «космос», «космонавт», «ракета».Учить строить ракету, используя уже имеющиеся конструктивные навыки. | |
«Математическое развитие» | «Соберем бусы» Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур. | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Где прячутся семена?» Цель: Показать детям, где образуются семена растений; их отличие друг от друга по размеру, форме, окраске, издаваемым звукам в баночках; помочь овладеть способами сбора семян. Активизировать речь детей словами « семена, лёгкий, тяжёлый, разлетаются, прячутся», развивать слуховое восприятие. Воспитывать гуманное отношение к объектам природы. | ||
4 | «LEGO- конструирование» | Робот для исследования космоса. Цель: Продолжать знакомить с космосом.Учить строить робота по замыслу, передавать характерные особенности конструируемого объекта. | |
«Математическое развитие» | «Доползи до игрушки» Цель: учить воспринимать расстояние, показать, что от него зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве; обратить внимание на направление движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направление. | ||
«Экспериментирование» | Опыт « Свойства камней» Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Развивать мышление, речь, интерес к камням, обогатить словарный запас (твёрдый, гладкий, шершавый).Воспитывать бережное отношение к неживой природе, умение работать сообща. | ||
МАЙ | 1 | «LEGO- конструирование» | Кораблик. Цель: Рассказать о кораблях. Учить выделять в предмете существенные свойства и устанавливать связь между ними. Учить строить более сложную постройку. Развивать внимание, навыки конструирования. |
«Математическое развитие» | «Собери целое из частей» Цель: формировать представления геометрических фигурах, умение составлять целое из частей; закреплять знание основных цветов, умение |
сопоставлять предметы по цвету; развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление. | |||
«Экспериментирование» | «Тонет-не тонет» Цель: познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут) | ||
2 | «LEGO- конструирование» | Домик фермера. Цель: Формировать обобщенные представления о домах. Учить сооружать постройки с перекрытиями, делать их прочными. Развивать умение выделять части (стены, пол, крыша, окно, дверь). Познакомить с понятием «фундамент». | |
«Математическое развитие» | «Почини коврик» Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». | ||
«Экспериментирование» | Опыты «Деревянные предметы и их свойства» Цель: Учить определять свойства деревянных предметов. | ||
3 | «LEGO- конструирование» | Детская площадка. Цель: Показать детскую площадку на картинке. Вспомнить, что находится на территории детской площадки. Учить строить песочницу, лесенки и располагать их согласно замыслу. Учить действовать сообща. | |
«Математическое развитие» | Упражнение «Делай как я» Цель: упражнять в выкладывании из счетных палочек силуэтов предметов по образцу, развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику. | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Солнечные зайчики» Цель: дать представление, что «солнечный зайчик» - это луч солнца, отражающий в зеркале. | ||
4 | «LEGO- конструирование» | Конструирование по замыслу. Цель: Закреплять полученные навыки.Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
«Математическое развитие» | «Найди предмет такой же формы» Цель: учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые геометрические фигуры; развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую моторику, речь. | ||
«Экспериментирование» | Опыт «Огород на окне» Цель: показать значение воды в жизни растений, дать представление о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать условия. Предварительная работа: наблюдение за луком, поставленным в банку с водой и еще в одну банку |
без воды. |
- Работа с родителями:
Анкетирование "Исследовательская активность вашего ребенка в семье". Консультации для родителей «Что такое STEM технология?»
Консультация "Организация детского экспериментирования в домашних условиях". Консультация "Памятка для родителей «Экспериментирование с водой».
Консультация «Веселая математика дома»
Консультация «Математические игры по дороге домой» Консультация «Как влияет LEGO на развитие детей»
Консультация «LEGO-нужная игра!»
Консультация «LEGO-конструирование в детском саду и дома»
3 этап. Заключительный: рефлексивно-аналитический
- Обработка и оформление материалов проекта.
- Презентация проекта
Заключение
По сравнению с традиционными методами обучения, STEAM подход
в дошкольном учреждении поощряет детей к проведению экспериментов, конструированию моделей, воплощению своих идей в реальности и созданию конечно го продукта. Этот учебный подход позволяет детям эффективно совместить теорию и практические навыки и облегчает дальнейшую учебу в школе.
Решение поставленных в проекте задач позволит организовать в группе условия,
способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников. В результате, создаются условия для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Платковая кукла Стим
Платковые куклы – яркие и зрелищные, они могут стать не только настоящим украшением любой театральной постановки, игры, досуга детей, но, и ярким сюрпризом любого занятия.Они ...
Презентация «Детская универсальная стим – лаборатория как средство развитие логики и алгоритмического мышления»
стим технология...
СТИМ лаборатория. "Микибот - хочет кушать"
quot;МИКИБОТ хочет кушать" А мы продолжаем создавать условия для принятия решений детьми. В этом месяце ребята из старшей группы познакомились с понятия...
"Стим - лаборатория"
Программа...
Презентация "Детская универсальная СТИМ - лаборатория - как средство развития логики и алгоритмического мышления"
Развить логическое мышление у ребенка возможно: на помощь приходят особые, “детские” языки программирования. Первое знакомство детей с программированием у нас в детском саду произошл...