Проект по STEM-образованию в средней группе «Маленькие исследователи».
проект (средняя группа)

Гусейнова Кристина Игоревна

Проект по STEM-образованию в средней группе «Маленькие исследователи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stim.docx94.29 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по STEM-образованию в средней группе

«Маленькие исследователи».

Образовательная область: познание.

Вид проекта: среднесрочный.

Срок реализации проекта: январь-май 2022-2023 г.

Участники проекта: воспитатели дети средней группы, родители.

Актуальность. Вариативность образования - это один из основополагающих принципов и направлений развития современной системы образования. Именно вариативная часть программы обеспечивает качество образовательного процесса и создает оптимальные условия для социально-личностного развития детей дошкольного возраста с учетом его физического и психического здоровья, индивидуально-творческой траектории развития, для реализации психолого- педагогической готовности к обучению в школе и адаптации к окружающему социуму. Ориентируясь на образовательные запросы воспитанников и их родителей (законных представителей) мы сделали акцент на STEAM-образование.

STEAM – проекты – это проекты инженерно – научного творчества. Это современная и одна из наиболее перспективных концепций образования.

Программы построены по принципу «от простого – к сложному», связаны игровой сюжетной линией и опираются на предыдущий материал. У всех программ есть 3 главных стратегических направления:

  • Построение на основе математической логики;
  • Реализация серии междисциплинарных проектов;
  • Сюжетно – ролевые формы изучения материала.

Весь материал в целом охватывает большинство сфер жизнедеятельности современного человека и основные перспективные направления.

В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей раннего возраста технического мышления, развитие исследовательских, инженерно – конструкторских навыков. Эффективным инструментом развития технологической компетентности будущих инженерных кадров в стенах современного дошкольного учреждения является STEAM – образование (S – science – естественные науки, T – technology – технология, E – engineering – инженерное искусство, A – art – искусство, творчество, M – mathematics (математика).

Таким образом, реализовывая STEAM – образования в нашем детском саду, мы решили начать знакомство со STEAM – лабораторией, так как цель такой лаборатории – это создание благоприятных условий для практических исследований, проведении научных и технических опытов, заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации и умении анализировать её.

Занятия с дошкольниками – это большой труд и огромное удовольствие. Для ребят занятия – это настоящая игра. Задачи, которые поставлены перед ними,

увлекательные, в духе их любимых фильмов и мультиков. А возможность проявлять самостоятельность, инициативу и делать свой выбор, очень подогревает их интерес

Цель проекта: Создание модели мотивирующей образовательной среды с использованием STEAM – технологий для развития интеллектуальных способностей детей в процессе познавательной деятельности и вовлечения их в научно – техническое творчество на всех этапах дошкольного детства.

Задачи проекта:

Обучающие задачи:

  • Формировать у детей дошкольного возраста современную образовательную среду, в которой осуществляется интеграция содержания различной деятельности дошкольников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов;
  • Учить приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям: овладевать появляющимися вновь профессиями, использовать технологии, которые предстоит изобрести.

Развивающие задачи:

  • Формировать развитие материально-технической базы дошкольной организации, разработка программно - методического сопровождения по использованию STEAM

- технологий в работе с детьми дошкольного возраста;

  • создать        условия        для        развития        интеллектуальных        способностей        детей, критического мышления, формирования навыков коллективной работы в процессе познавательно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества; Воспитательные задачи:
  • Воспитать основы личности, когда ребенок является более осведомленным и лучшие адаптированным к жизни в цифровом обществе;
  • воспитать поколение успешных экспертов в области науки, технологии, математики, картографии.

Научно-методические задачи:

  • Создать преемственные связи ДОУ, семьи;
  • использовать инновационные технологии, направленные на развитие у старших дошкольников интерес к чему – то новому;
  • отслеживать результативность работы всех участников образовательного учреждения с помощью системы мониторинговой деятельности;
  • повысить инновационную активность педагогов (разработка дидактических материалов, методических разработок, участие в мероприятиях по данной проблеме).

Вид проекта: познавательный, исследовательский, групповой, творческий, практико – ориентированный, в течение 1 года. Сентябрь2020 – май 2021

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели группы.

Ожидаемые результаты:

  • Создание модели мотивирующей образовательной среды для развития предпосылок научно – технического творчества и интеллектуальной активности дошкольников;
  • уровень материально – технического оснащения соответствует требованиям STEAM - образования;
  • дошкольники проявляют инициативу и самостоятельность в разной деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др., обладают развитым воображением, имеют навыки научно – технического творчества;
  • сформирование профессиональных компетенции педагогических кадров по моделированию образовательной среды для интеллектуальной активности и развития предпосылок научно – технического творчества детей.

Месяц

Неделя

Модуль

Вид деятельности, тема, цель

СЕНТЯБРЬ - ДЕКАБРЬ

1

«LEGO-

конструирование»

Знакомство с LEGO конструктором.

Цель: Познакомить с LEGO конструктором, дать простейшие названия деталей (кирпичик, пластина). Закреплять знания цвета и формы.

«Математическое развитие»

«Найди предмет»

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

«Экспериментирование»

Опыт «Почему не получился куличик?» Цель: ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики

Опыт «Делаем дорожки и узоры из песка»

Цель: продолжать знакомить со свойствами песка:

из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет.

2

«LEGO-

конструирование»

Знакомство   с    LEGO    конструктором.    Игра

«Чудесный мешочек».

Цель: Закрепление знаний детьми простейших названий деталей LEGO конструктора. Знакомство с видами соединения деталей между собой.

«Математическое развитие»

«Найди предмет»

Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

«Экспериментирование»

Опыт «Определение цвета».

Цель: ознакомление со свойством  песка (цвет).

Опыт « Из чего состоит песок?»

Цель: ознакомление со свойствами песка.

3

«LEGO-

конструирование»

Башенка, мост.

Цель: Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору.

«Математическое развитие»

«Справа как слева»

Цель: освоение умений ориентироваться на листе бумаги.

«Экспериментирование»

«Движение песка».

Цель: ознакомление со свойствами песка.

4

«LEGO-

конструирование»

Мы в лесу построим дом.

Цель: Учить подражать звукам и движениям персонажей (медведя, лисы, зайца).

Учить строить дом из LEGO конструктора. Развивать творческое воображение.

«Математическое развитие»

«Подбери фигуру»

Цель:        закрепить        представления        детей        о геометрических формах, упражнять в их назывании.

«Экспериментирование»

Опыт «Вода – жидкость», «У воды нет запаха» Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая).

Опыт «Вода прозрачная».

Цель: выявить свойства воды (прозрачная).

ЯНВАРЬ

1

«LEGO-

конструирование»

«Теремок для снегурочки»

Учить устанавливать детали, делать устойчивыми и обыгрывать постройку.

«Математическое развитие»

«Три квадрата»

Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами:

«большой»,        маленький»,        «средний»,        самый большой», «самый маленький».

«Экспериментирование»

Опыт «Вода – растворитель».

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

2

«LEGO-

конструирование»

Замок для принцессы.

Цель: Учить применять при строительстве полученные ранее навыки и умения. Учить строить сообща.

«Математическое развитие»

«Какие бывают фигуры»

Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником давая их в паре уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

«Экспериментирование»

Опыт «Снеговик», «Мы снежинки»

Цель: В процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.

3

«LEGO-

конструирование»

Игра «Собери модель».

Цель: Учить детей под диктовку собирать модель из 3-4 деталей, используя предлоги «на», «сверху»,

«посередине».

«Математическое развитие»

«Сбор урожая»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

«Экспериментирование»

Опыт «Снег холодный и белый » Цель: выявить свойства снега.

4

«LEGO-

конструирование»

Разные домики.

Цель: Закреплять умение строить домики. Продолжать развивать конструктивные умения и навыки детей.

«Математическое развитие»

«Широкое - узкое»

Цель:        формировать        представление        «широкое        - узкое».

«Экспериментирование»

Опыт «Откуда сосулька».

Цель: Познакомить детей об образовании льда.

Опыт «Цветные льдинки»

Цель: В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода

замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с признаком «температура»; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание

оберегать и создавать красивое; учить выражать

словами свои впечатления.

ФЕВРАЛЬ

1

«LEGO-

конструирование»

Мебель для комнаты.

Цель: Развивать способности выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать образец.

«Математическое развитие»

«Угости зайчат»

Цель игры: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну».

«Экспериментирование»

Опыт «Ледяная избушка»

Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает, плавает, состоит из воды, принимает форму емкости, в которой находится.).

2

«LEGO-

конструирование»

Печка

Цель: Познакомить с русской печкой.

Развивать воображение, фантазию. Учить выделять основные части конструируемого предмета.

Учить строить печку из конструктора.

«Математическое развитие»

«Сложи геометрическую фигуру»

Цель: уточнить знание геометрических фигур, упражнять в выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур по

образцу; логическое мышление, мелкую моторику;

«Экспериментирование»

Опыт «Как вода гулять отправилась».

Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой,

пипеткой, грушей, салфеткой.

3

«LEGO-

конструирование»

Конструирование по замыслу

Цель: Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать        творческую        инициативу        и самостоятельность.

«Математическое развитие»

«Угости мышек чаем»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

«Экспериментирование»

Опыт «Воздух невидимка».

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство-невидимость. Дать детям представление, что воздух может двигать предметы.

4

«LEGO-

конструирование»

Утята в озере.

Цель: Учить анализировать образец, изображенный на карточке, внимательно слушать стихотворение. Учить строить из конструктора утят.

«Математическое развитие»

«Найди пару»

Цель: учить детей находить расположение фигур на рисунке;        различать        круг,        квадрат,        треугольник;

последовательно анализировать и описывать узор, составленный из геометрических фигур: сначала называть фигуру в центре, а затем слева и справа; закрепить определение: геометрические фигуры, расположенные в одном и том же порядке на двух карточках, составляют пару; развивать наблюдательность, внимание; активизировать словарь (похожие,разные, одинаковые).

«Экспериментирование»

Опыт «Как образуются мыльные пузыри?» Цель: Формировать представления детей о том, как образуются        мыльные        пузыри        (при        попадании воздуха в каплю мыльного раствора). Развивать умение пускать мыльные пузыри, пользоваться пространственными понятиями, различать пузыри по величине. Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.

МАРТ

1

«LEGO-

конструирование»

Конструирование по замыслу.

Цель: Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

«Математическое развитие»

«Красивый узор»

Цель: учить осуществлять выбор величин по слову- названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату -ритмичному чередованию величин.

«Экспериментирование»

Опыт «Как заставить лодочку плыть?»

Цель: Познакомить детей с одним из свойств воздуха- движением (движение воздуха- это ветер), помочь образовать ветер, различать его силу. Активизировать словарь детей по теме (плывёт, дуем, быстрый, капитан), развивать мыслительные процессы. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками.

2

«LEGO-

конструирование»

Волшебные рыбки.

Цель: Расширять представления о морских обитателях. Учить строить рыб из конструктора, выделяя при этом основные части конструируемого объекта.

«Математическое развитие»

«В лес за грибами»

Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».

«Экспериментирование»

Опыт «Разноцветные лоскутки»

Цель: Познакомить детей с тканью разной фактуры, активизация словаря

Опыт «Из чего состоит ткань»

Цель: Объяснить детям, что ткань состоит из ниток.

3

«LEGO-

конструирование»

Мостик через речку.

Цель: Учить строить мостик, точно соединять строительные детали. Продолжать совершенствовать конструктивные умения и навыки детей.

«Математическое развитие»

«Наш день»

Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро»,

«день», «вечер», «ночь».

«Экспериментирование»

Опыт «Свойства ткани»

Цель: Познакомить        детей        со        свойствами        ткани (ткань мнется, намокает).

4

«LEGO-

конструирование»

Игра «Собери модель по памяти» (Педагог показывает ребенку в течение нескольких секунд модель, собранную из 3-4 деталей, а затем убирает ее).

Цель: Учить собирать модель по памяти и сравнивать ее с образцом. Развивать внимание, зрительную память и логическое мышление детей. Закреплять умение анализировать чертеж конструкции с целью запоминания и дальнейшего воспроизведения.

«Математическое развитие»

«Украсим платок»

Цель: учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости.

«Экспериментирование»

Опыт «Волшебная бумага»

Цель: Познакомить        детей        с        разной        бумагой        и некоторыми ее свойствами.

АПРЕЛЬ

1

«LEGO-

конструирование»

Построим загон для коров.

Цель: Знакомить детей с новыми простыми архитектурными формами. Закреплять понятия

«высокий», «низкий». Учить выполнять задания по условиям. Развивать творчество, воображение, фантазию.

«Математическое развитие»

«Домики для медвежат»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

«Экспериментирование»

Опыт «Свойства бумаги»

Цель: Познакомить детей со свойством: бумага рвется, намокает, непрозрачная.

2

«LEGO-

конструирование»

Грузовая машина.

Цель: Учить создавать простейшую модель грузовой машины. Учить анализировать предмет, изображенный на картинке, выделяя основные части и детали предмета.

«Математическое развитие»

«Подбери дорожки к домикам»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий».

«Экспериментирование»

Опыт «Какие следы оставляют фрукты и овощи?» Цель: Дать                детям        представление        о                свойстве некоторых овощей и фруктов окрашивать бумагу, ткань        и        руки.        Развивать        умение                обозначать

действие словом, различать и правильно называть фрукты и овощи.

3

«LEGO-

конструирование»

Ракета.

Цель: Расширять представления детей о космосе. Познакомить с понятиями «космос», «космонавт»,

«ракета».Учить строить ракету, используя уже имеющиеся конструктивные навыки.

«Математическое развитие»

«Соберем бусы»

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

«Экспериментирование»

Опыт «Где прячутся семена?»

Цель: Показать детям, где образуются семена растений; их отличие друг от друга по размеру, форме, окраске, издаваемым звукам в баночках; помочь овладеть способами сбора семян. Активизировать речь детей словами « семена, лёгкий, тяжёлый, разлетаются, прячутся», развивать слуховое восприятие. Воспитывать гуманное отношение к объектам природы.

4

«LEGO-

конструирование»

Робот для исследования космоса.

Цель: Продолжать знакомить с космосом.Учить строить робота по замыслу, передавать характерные особенности конструируемого объекта.

«Математическое развитие»

«Доползи до игрушки»

Цель: учить воспринимать расстояние, показать, что от него зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве; обратить внимание на направление движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направление.

«Экспериментирование»

Опыт « Свойства камней»

Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.

Развивать мышление, речь, интерес к камням, обогатить словарный запас (твёрдый, гладкий, шершавый).Воспитывать бережное отношение к неживой природе, умение работать сообща.

МАЙ

1

«LEGO-

конструирование»

Кораблик.

Цель: Рассказать о кораблях. Учить выделять в предмете существенные свойства и устанавливать связь между ними. Учить строить более сложную постройку. Развивать внимание, навыки конструирования.

«Математическое развитие»

«Собери целое из частей»

Цель: формировать представления геометрических фигурах, умение составлять целое из частей; закреплять знание основных цветов, умение

сопоставлять предметы по цвету; развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

«Экспериментирование»

«Тонет-не тонет»

Цель: познакомить детей с легкими и тяжелыми

предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

2

«LEGO-

конструирование»

Домик фермера.

Цель: Формировать обобщенные представления о домах. Учить сооружать постройки с перекрытиями, делать их прочными. Развивать умение выделять части (стены, пол, крыша, окно, дверь). Познакомить с понятием «фундамент».

«Математическое развитие»

«Почини коврик»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

«Экспериментирование»

Опыты «Деревянные предметы и их свойства» Цель:        Учить        определять        свойства        деревянных предметов.

3

«LEGO-

конструирование»

Детская площадка.

Цель: Показать детскую площадку на картинке. Вспомнить, что находится на территории детской площадки. Учить строить песочницу, лесенки и располагать их согласно замыслу. Учить

действовать сообща.

«Математическое развитие»

Упражнение «Делай как я»

Цель: упражнять в выкладывании из счетных палочек силуэтов предметов по образцу, развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.

«Экспериментирование»

Опыт «Солнечные зайчики»

Цель: дать представление, что «солнечный зайчик»

- это луч солнца, отражающий в зеркале.

4

«LEGO-

конструирование»

Конструирование по замыслу.

Цель: Закреплять полученные навыки.Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

«Математическое развитие»

«Найди предмет такой же формы»

Цель: учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые геометрические фигуры; развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую моторику, речь.

«Экспериментирование»

Опыт «Огород на окне»

Цель: показать значение воды в жизни растений, дать представление о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать условия.

Предварительная работа: наблюдение за луком,

поставленным в банку с водой и еще в одну банку

без воды.

  • Работа с родителями:

Анкетирование "Исследовательская активность вашего ребенка в семье". Консультации для родителей «Что такое STEM технология?»

Консультация "Организация детского экспериментирования в домашних условиях". Консультация "Памятка для родителей «Экспериментирование с водой».

Консультация «Веселая математика дома»

Консультация «Математические игры по дороге домой» Консультация «Как влияет LEGO на развитие детей»

Консультация «LEGO-нужная игра!»

Консультация «LEGO-конструирование в детском саду и дома»

3 этап. Заключительный: рефлексивно-аналитический

  • Обработка и оформление материалов проекта.
  • Презентация проекта

Заключение

По сравнению с традиционными методами обучения, STEAM подход

в дошкольном учреждении поощряет детей к проведению экспериментов, конструированию моделей, воплощению своих идей в реальности и созданию конечно го        продукта. Этот учебный подход позволяет детям эффективно совместить теорию и практические навыки и облегчает дальнейшую учебу в школе.

Решение поставленных в проекте задач позволит организовать в группе условия,

способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников. В результате, создаются условия для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Платковая кукла Стим

Платковые куклы – яркие и   зрелищные, они могут стать не только  настоящим украшением любой театральной  постановки, игры, досуга детей, но, и  ярким сюрпризом любого занятия.Они ...

СТИМ лаборатория. "Микибот - хочет кушать"

quot;МИКИБОТ хочет кушать"        А мы продолжаем создавать условия для принятия решений детьми. В этом месяце ребята из старшей группы познакомились с понятия...

Презентация "Детская универсальная СТИМ - лаборатория - как средство развития логики и алгоритмического мышления"

Развить  логическое мышление у ребенка возможно: на помощь приходят особые, “детские” языки программирования. Первое знакомство детей с программированием у нас в детском саду произошл...