Проект в средней группе "Мы исследователи. Изменения в природе осенью."
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Устинова Яна Алексеевна

Актуальность

            Сухомлинский В.А. писал: «Мир, окружающий ребёнка,- это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться».

         Учитывая, что представление детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчиво, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Экологическое воспитание дошкольников – это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Осень – одно из богатейших времён года, сочетание красок, урожай, возможность выйти и наслаждаться видом и звуками природы. Правильно спланированные экскурсии и наблюдения позволяют обогатить детей знаниями и взаимосвязями, существующими в природе.

         Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность.

 

Цель

         Развивать любознательность в процессе познавательно-исследовательской деятельности по изучению природы в осенний период времени.

Задачи

  • Расширить представления об изменениях в природе осенью;
  • Развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
  • Формировать обобщенные способы умственной деятельности и 
    средства построения собственной познавательной деятельности;
  • Приобретать опыт исследовательской деятельности;
  • Привлечь внимание к окружающей природе и её объектам;
  • Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • Способствовать творческому выражению своих впечатлений в создании декоративных композиций и рисунков;
  • Привлекать родителей к жизни группы, содействовать сближению родителей и детей над решением общей задачи;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Изменения в природе осенью33.32 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  Детский сад №143 Невского района

Проект

в средней группе

Тема: «Мы исследователи.

Изменения в природе осенью.»

подготовили воспитатели

Устинова Я.А.

Кузнецова С.В.

г. Санкт-Петербург

2018

Актуальность

        Сухомлинский В.А. писал: «Мир, окружающий ребёнка,- это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться».

        Учитывая, что представление детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчиво, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Экологическое воспитание дошкольников – это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Осень – одно из богатейших времён года, сочетание красок, урожай, возможность выйти и наслаждаться видом и звуками природы. Правильно спланированные экскурсии и наблюдения позволяют обогатить детей знаниями и взаимосвязями, существующими в природе.

        Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность.

Цель

        Развивать любознательность в процессе познавательно-исследовательской деятельности по изучению природы в осенний период времени.

Задачи

  • Расширить представления об изменениях в природе осенью;
  • Развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
  • Формировать обобщенные способы умственной деятельности и 
    средства построения собственной познавательной деятельности;
  • Приобретать опыт исследовательской деятельности;
  • Привлечь внимание к окружающей природе и её объектам;
  • Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • Способствовать творческому выражению своих впечатлений в создании декоративных композиций и рисунков;
  • Привлекать родителей к жизни группы, содействовать сближению родителей и детей над решением общей задачи;

Ожидаемые результаты

  • дети активны в потребности узнать новое, интересное в окружающем мире;
  • дети научились делать простейшие причинно – следственные связи;
  • расширись представления о сезонных изменениях в городе, на огороде, в лесу ит.п.;
  • сформирован интерес у детей к исследовательской деятельности по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени;
  • дети творчески выражают свои впечатления в создании декоративных 
    композиций;
  • дети отражают знания, полученные опытным путём, в различных видах деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, 
    познавательно–исследовательской;
  • организация непосредственно образовательной деятельности и 
    режимных моментов, направленных на воспитание экологического 
    сознания.

Продукт проектной деятельности

  • оформление дневника наблюдений за изменениями в неживой природе;
  • конкурс на выразительное чтение стихов об осени;
  • макет "Осенний лес";
  • выставка поделок из природного материала.

Формы деятельности

        Наблюдения, беседы, загадки; работа с родителями; рассматривание иллюстраций, плакатов; дидактические, коммуникативные, подвижные, сюжетно-ролевые  игры; художественное творчество; чтение художественной литературы.

Участники проекта

         Дети средней группы ГБДОУ Детский сад № 143 Невского района г.Санкт-Петербурга, родители (законные представители) детей, воспитатели  группы Устинова Я.А., Кузнецова С.В.

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный

  • Методическая разработка проекта.
  • Консультация в уголке для родителей "Как развивать познавательные интересы у детей через наблюдения", "Как сохранить здоровье детей осенью".
  • Ознакомление родителей с проектом.
  • Оформление папки-передвижки "Люби и охраняй окружающую природу".
  • Выбор оформления дневника наблюдений за неживой природой, познакомить детей с использованием условных обозначений в дневнике.

2 этап - реализация

  • Привлечение родителей к проведению совместных наблюдений вместе с детьми во время прогулок.
  • Привлечение родителей к сбору природного материала.
  • Участие родителей в изготовлении поделок из природного материала вместе с детьми.
  • Участие родителей в субботнике.
  • Рассматривание иллюстраций осенней природы в исполнении разных художников.
  • Заполнение дневника наблюдений совместно с детьми.
  • Оформление выставки детских работ по теме.
  • Создание макета "Осенний лес".
  • Проведение конкурса на выразительное чтение стихов об осени.
  • Проведение квест-игры "Причуды осени".

3 этап - итоговый

  • Рефлексия родителей, принявших участие в проекте.
  • Анализ и обобщение результатов проекта.
  • Оформление фото отчёта, презентации.

План реализации проекта

Формы работы с

детьми и родителями

Содержание

Художественное творчество

  • Рисование: «Золотая осень», «Сказочное дерево»
  • Аппликация:  «Осенний ковер», «Наша грибная полянка»
  • Лепка: «Грибное царство»

Беседы

«Листопад».

«Сезонные изменения осенью в городе, в лесу».

Беседы по ОБЖ.

  • «Почему в лесу нельзя ничего пробовать».
  • «Как вести себя в лесу».
  • «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья».

Дидактические

игры и упражнения

  • «Найди такой же листок». Цель: учить находить по образцу листья, закреплять названия деревьев.
  • «С какой ветки эти детки?». Цель: закрепить знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников.
  • Рассматривание альбома «Дары леса»», рассматривание сюжетных картинок по теме «Осень»
  • Словесные игры: «Один – много», «Хорошо – плохо», «Подбери признак», «Назови ласково»
  • Игры с речевым сопровождением: «Листья», «Дождик»
  • Отгадывание загадок.

Игры-драматизации

  • «Репка».
  • «Под грибом».

Двигательная

деятельность

  • п/и: «Гуси – лебеди»
  • «Огуречик – огуречик»
  • «У медведя во бору»
  • «Листопад»
  • Пальчиковая гимнастика: «Осень», «Осенние листья», «Вышел дождик погулять», «1,2,3,4,5, в лес идем гулять», «Хозяйка однажды с базара пришла»

Чтение

  • Ю. Тувим «Овощи»
  • Г. Снегирев «Как звери и птицы готовятся к зиме».
  • Н. Сладков «Осень на пороге»
  • В. Сутеев «Под грибом»
  • Г. Юдин «Как варить компот»
  • Р.Н.С. «Мужик и медведь»
  • А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
  • А. Барто «Осенью»
  • А. Майков «Осенние листья по ветру кружат»

Слушанье музыки

  • П.И. Чайковский «Времена года» (октябрь).
  • А. Вивальди «Осень».

Сюжетно – ролевые игры

  • «Путешествие в лес» - повторить правила поведения в лесу.
  • «Магазин». Сюжет «Купи ягоды».

Работа с

Родителями

  • Консультация в уголке для родителей "Как развивать познавательные интересы у детей через наблюдения".
  • Привлечение родителей к проведению совместных наблюдений вместе с детьми во время прогулок.
  • Привлечение родителей к сбору природного материала.
  • Участие родителей в субботнике.
  • Проведение конкурса на выразительное чтение стихов об осени.

Авторы проекта

Устинова Яна Алексеевна, воспитатель первой квалификационной категории,

Кузнецова Светлана Викторовна, воспитатель.


Список используемых источников

  1. Анищенкова Е.С. "Пальчиковая гимнастика", Издательство "Астрель", 2006 год.
  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
  2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
  3. Воронкович О.А. "Добро пожаловать в экологию",  Детство-пресс, Санкт Петербург, 2004 год.
  4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
  5. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: методическое пособие. – М.: МОЗАИКА – СИТНЕЗ, 2012
  6. Лыкова И.А."Изобразительная деятельность в детском саду", Издательский дом «Цветной мир»,2014 год.
  7. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

Приложение

Игры с речевым сопровождением:

«Листья»

Листья осенние тихо  кружатся,     (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся        (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят,             (Движения руками вправо-влево.)

 Будто опять закружиться  хотят.              (Поднимаются, кружатся.)

«Дождик»

Приплыли тучи дождевые:

 Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:        

- Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет.

А теплый дождь неугомонный

 Льет, льет, льет.

Дети  стоят, вытянув руки вперед, ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз.

Пальчиковая гимнастика:

Пальчиковая гимнастика «Осень».

Ветер по лесу летал,                            Плавные, волнообразные движения ладонями.

Ветер листики считал:                         Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.                 Укладывают ладони на коленки  

Н.Нищеева

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,              (Загибают пальчики, начиная с  большого.)

Будем листья собирать.                     (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы,                                  (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)                                                                                       Н.Нищева

"Вышел дождик погулять".

Раз, два, три, четыре, пять,        Удары по коленям пальцами обеих рук. Левая   — начиная с мизинца, правая — с большого пальца. 
Вышел дождик погулять.            
Беспорядочные удары. 
Шел неспешно по  привычке,  
"Шагают" средним и указательным пальцами.
А куда ему спешить? 
Вдруг читает на табличке:  
Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками. 
"По газону не ходить!" 
Дождь вздохнул тихонько:"Ох!" 
Часто и ритмично бьют в ладоши. 
И ушел. Газон засох.                    
Ритмичные хлопки по коленям. 

 

«1,2,3,4,5, в лес идем гулять»

Раз, два, три, четыре, пять       (пальчики обеих рук "здороваются", начиная с

                                                         больших пальцев)

В лес идем гулять.                       (обе руки "идут" указательными и средними

                                                          пальцами по столу)

За черникой,                                 (загибать пальчики, начиная с большого)

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем

"Хозяйка однажды с базара пришла".

Хозяйка однажды с базара пришла,            "Шагают" пальчиками. 
Хозяйка с базара домой принесла 
Картошку, капусту, морковку, горох,          
Загибают по одному пальнику. 
Петрушку и свеклу. Ох!..                              
Хлопок. 
Вот овощи спор завели на столе — 
Кто лучше, вкусней и нужней на земле. 
Картошка? Капуста? Морковка? Горох?     
Загибают по одному пальчику.
Петрушка иль свекла? Ох!..                          
Хлопок. 
Хозяйка тем временем ножик взяла 
И ножиком этим крошить начала 
Картошку, капусту, морковку, горох,          
Загибают по одному пальчику. 
Петрушку и свеклу. Ох!..                              
Хлопок. 
Накрытые крышкою, в душном горшке 
Кипели, кипели в крутом кипятке             
Ладони складывают крест накрест. 
Картошка, капуста, морковка, горох,         
Загибают по одному пальчику. 
Петрушка и свекла. Ох!..                             
Хлопок.
И суп овощной оказался неплох!               
"Едят" суп.
                                                                                      Ю. Тувим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей 2 младшей группы с сезонными изменениями в природе .Осень

Чтобы правильно  подойти к изучению сезонных изменений в природе в младшем дошкольном возрасте было разработано планирование...

Консультация для родителей "наблюдаем за изменениями в природе осенью и развиваем речь своего ребёнка"

консультация  поможет  наблюдать  изменения  в  природе,  видеть  красоту,  развивать  речь....

Консультация «Учимся наблюдать за изменениями в природе осенью»

Консультация «Учимся наблюдать за изменениями в природе осенью»...

Консультация для родителей и педагогов. Учимся наблюдать за изменениями в природе ОСЕНЬЮ.

Рекомендации для наблюдений и занятий с детьми 4-5 летНа прогулке с ребенком отмечайте изменения, происходящие в природе осенью:• небо все чаще становится серым, пасмурным; небо плотно закрыто ту...

Наблюдение "Сезонные изменения в природе осенью"

Конспект наблюдения на прогулке «Сезонные изменения в природе осенью».Задачи: образовательные: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; формировать умение выделять изменени...