Конспект по познавательному и экспериментированию «Дождевые черви» Опыты: «Как дождевые черви создают плодородную землю»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Ирина Сподарева

Конспект

по познавательному и экспериментированию

«Дождевые черви»

Опыты: «Как дождевые черви создают плодородную землю»

 

 

Цель: Продолжать знакомство с особенностями строения и поведения подземных обитателей, показать их приспособляемость (на примере дождевых червей) к почвенной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dozhdevye_chervi.docx424.92 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  « Детский сад №15» города Алейска Алтайского края

Конспект

по познавательному и экспериментированию

«Дождевые черви»

Опыты: «Как дождевые черви создают плодородную землю»

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/14/s_5bc35c889a751/969592_1.jpeg

                                                                             

                                                                          Воспитатель:        .

                          Сподарева Ирина Валентиновна

                                                                         

                                                                             

г.Алейск

Конспект

по познавательному и экспериментированию

«Дождевые черви»

Опыты: «Как дождевые черви создают плодородную землю»

Цель: Продолжать знакомство с особенностями строения и поведения подземных обитателей, показать их приспособляемость (на примере дождевых червей) к почвенной среде.

I Опыт : Выяснить причину выхода червей на поверхность земли.

Задача: Установить, почему во время дождя черви выходят на поверхность.


II Опыт: Как дождевые черви создают почву?

Задача: Установить чем питаются черви.

Развивающая среда: Выставка книг, рисунки с изображением дождевого червя, живые черви находящиеся во влажной земле, трехлитровая банка, огородная земля, речной песок, сухие потемневшие (прошлогодние) листья, стенд на нем изображения ( птица грая, лиса, лягушка. ящерица, крот, машина и т.д.) .

Предварительная работа: Наблюдение на прогулки после дождя за дождевыми червями.

Оборудование: Книги, картинки с дождевыми червями, банка с почвой, лейка, во влажной земле живые дождевые черви, лупа, трех литровая банка с землей сверху песок и листья.

Ход занятия

Ребята посмотрите, какая интересная у нас выставка книг.

- Как вы думаете, зачем нужны книги?

- Из книг мы узнали что-то новенькое. Вот интересная книжка – это сказка

Н. Павловой «Большое чудо». Сейчас я почитаю отрывок: «Дождевой червяк родился на земле, под гнилушкой, и целый год прожил в темноте, прокапывая норки. На волю, он выглядывал только в сумерки, чтобы забирать и утаскивать под землю опавшие листья. Это была его любимая еда».

Воспитатель показывает картинку, где нарисованы черви.

- Это дождевые, или их еще называют, земляные черви. После дождя, когда в почве много воды, червям становиться душно, и они выползают на поверхность. За это их называют еще и «выползками».

Опыт. Вот банка с почвой, мы уже знаем, что в почве есть что?

– Правильно воздух.

- Вот и представите, что там живет червяк. Но пошел дождь (дети поливают почву из лейки водой). И что стало с почвой? С воздухом?

Вывод: червяку нечем дышать и он выходит на поверхность.

Вот у меня во влажной земле есть черви, давайте их рассмот внимательно, за ними наблюдать очень интересно( воспитатель раздает детям лупы). Положите червей на газету и рассмотрите.

Дети рассказывают что увидели:

- Его дело состоит из колец;

- Красноватое тельце с двух сторон одинаково заострено;

- На одном конце есть утоление;

- Вот медленно вытягивается вперед головной конец;

- К нему подтягивается середина. А задний конец пока неподвижен, но затем и он продвигается.

Воспитатель задает вопросы:

- Хорошо ли видит червяк? ( под землей нет света, зрение ему ни к чему).

- Можно ли червяк жить без земли? (он погибнет, высохнет без влаги).

Воспитатель предлагает положить червяка на мокрое стекло. Бедняга беспомощно барахтается. извивается, скользит, но с места сдвинуться не может. В чем дело?

Дети дают сваи предположения.

Воспитатель предлагает переложить червя на бумагу. Если осторожно, одним пальцем провести по нему сначала от головного конца к заднему, а потом в обратном направлении, то его тело сначала покажется гладком и скользким, а потом – шероховатым.

На самом деле по телу проходят четыре ряда двойных щетинок, направленных назад.

Вывод.

Значить, первый раз мы гладили червя «по шерстки» , а во второй – «против». И обнаружили замечательное приспособление, благодаря которому дождевые черви передвигаются. Это же щетинки помогают им проникать, в глубь земли. И твердую почву пропускать через себя.

Когда по утрам на дорожках появляются маленькие катышки. Это работают ночные труженики, черви.

Катышки потом смешиваются с почвой и обогащают ее перегноем.

Давайте наших червей возвратим в их подземное царство.(червей помещают в банку с влажной землей).

Физкультминутка

Приплыли тучи дождевые;

- Лей, дождик, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

- Пей земля, пей!

И из земли червячки выползли.

И стали ползать;

А теплый дождик неугомонный,

Льет, льет, льет.


Можно попытаться увидит собственными глазами, как дождевые черви создают почву, плодородную землю – условие нормального развития большинства растений.

Для этого опыта надо запостись терпением.

Опыт. На дно трехлитровой банки насыпаем огородной почвы, сверху – слой чистого речного песка. На песок положим несколько сухих листьев и 3-5 дождевых червей. Слегка польем содержимое банки водой из лейки и поставим банку в темное прохладное место.

Через два- три дня рассмотрим, что произошло в банке.

А теперь поговорим намного о пользе червей.

- Чем питаются черви? (питаются они остатками гниющих листьев, растениями, заглатывают комочки земли).

- На какой земле лучше растут травы и деревья ( там где работают черви, они превращают ненужные остатки, отходы в очень нужную для всех почву, роют ходы, рыхлят землю, по этим ходам к корням, растений, легко проходят вода и воздух).

- Как часто мы встречаем дождевых червей? (видится с ними редко, и лишь во время дождя, когда норки наполняются водой и нечем дышать, и они вынуждены выползать на поверхность.)

- Радуются ли люди возможности увидеть червей? (нельзя презирать живые существа только за то, что они не похоже на нас).

Как вы думаете червей можно назвать нашими помощниками?

Вывод.

Можно сказать, что дождевые черви наши помощники.

Подойдите к стенду и найдите врагов наших помощников. И расскажите почему они мешают им жить (дети рассказывают)

Как вы теперь относитесь, к поземным жителям?

C:\Users\Юрий\Saved Games\Desktop\Earthworm-Animal-Totem.jpg

Конспект занятия по экспериментированию в природе с детьми старшего дошкольного возраста

«Наши друзья - дождевые червяки»

Цель: Формировать представление детей о дождевом черве и приносимой им пользе, понятие о том, что в природе все взаимосвязано.
Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные признаки объекта, углублять и конкретизировать представления об условиях жизни дождевых червей.
Активизировать словарь детей (растительный опад, сегменты, сокращение мускулатуры тела, шероховатость тела, гниющие вещества, щетинки, отделенные кольца, перегной), учить составлять рассказ- описание по наглядным моделям.
Воспитывать интерес ко всему живому, бережное отношение и заботу.
Оборудование: аквариум с дождевыми червяками, поднос, пинцет, влажные салфетки, стакан с камешками, банка с водой, модели «Живое» , «Дождевой червяк»,кувшин, мольберт, «ковер- самолет».
По количеству детей: лист белой бумаги, веревочка, поднос с землей, палочка, лупа, дощечка, цветная бумага, влажные салфетки.
Предварительная работа: наблюдение за дождевыми червями, чтение художественной литературы, сказок и рассказов ( «Сказка про червяков» Т.Н.Мизина; «Большое чудо» Н. Павлова, стихотворение« Где попался дождевой червячок под ноги» Ю. Богодист), рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедий, рисование рисунков «Дождевые червячки» ,беседы на темы: «Как живет червяк», «Удивительный мир подземных пахарей», просмотр видеофильмов.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я зашла сегодня в группу и вижу, на столе стоит вот этот дивный кувшин. Вы не знаете, кто его сюда принес? Воспитатель берет сосуд, показывает и слегка трет. Гром, музыка. Появляется джин.
Хоттабыч. О, моя повелительница! Слушаю тебя и повинуюсь! Падает на колени.
Воспитатель. Что, ты дедушка, встань!
Хоттабыч. Я не дедушка! Я старик Хоттабыч! Зачем вы меня побеспокоили?
Воспитатель. Да не хотели мы, правда, дети? Это я нечаянно потерла одну сторону вот этого кувшина, ты и появился.
Хоттабыч. Эх, говорил Магомеду третьему, потопи кувшин в морской пучине, а он - нет, отдам его детям, пусть позабавятся.
А ведь я, со своим другом, занимался одним очень интересным делом!
Воспитатель. Не расстраивайся так, Хоттабыч! Посмотри сколько здесь замечательных ребят, и они очень рады тебя видеть!
Правда, ребята?
Дети. Здравствуй, Хоттабыч! А как зовут твоего друга? Познакомь нас с ним!
Хоттабыч. До моего дома путь не близкий. Добраться нам поможет вот этот «ковер-самолет». Давайте попрощаемся с воспитателем, а когда вернетесь - не забудьте рассказать о своем путешествии.
Воспитатель. До свидания, ребята, возвращайтесь скорей!
Хоттабыч. Садитесь на ковер, держитесь крепче, закрывайте глаза и в путь!
Колдует с бородой: «Лети ковер ко мне домой, чтоб не угнаться за тобой!»
Звучит музыка.
Хоттабыч. Вот мы и долетели! Здесь я живу.
Дети. А где твой друг, Хоттабыч, мы ни кого не видим!
Хоттабыч. Прежде чем познакомить вас с ним, я бы хотел прочесть вам его послание.
Здравствуйте!
Я бы очень хотел сказать: «Здравствуйте, дорогие друзья!», но боюсь вам это не очень понравится, ведь не всем хочется дружить с обыкновенным червяком. А мне очень хочется найти друзей. Смею вас заверить, что мы, дождевые черви, заслуживаем если не любви, то уважения за свой неустанный труд. Мы помогаем вам, людям, вырастить урожай - рыхлим почву, съедаем старые листья.
Некоторые говорят: «Скользкий, как червяк!», «Извивается, как червяк». А что тут плохого? Мы скользкие и длинные, потому что это помогает нам ползать под землей. Не можем же мы летать! Если бы мы не извивались, то не смогли бы ползать.
Дорогие дети! Если вы захотите со мной дружить, то с помощью моего верного друга - Хоттабыча, легко меня найдете!
С уважением, подземный житель – дождевой червяк.
Хоттабыч. Ребята, хотите ли вы подружиться с дождевым червяком? Прежде всего, вам необходимо как можно больше узнать о нем. Я вам предлагаю стать маленькими исследователями и провести ряд наблюдений.
Надевает шапочки детям, подходит к аквариуму.
Хоттабыч. Напомню вам, ребята, что дождевой червь – это подземный житель. Живет он у меня в аквариуме, во влажной земле.
Достает червя, кладет на поднос с землей.
Давайте внимательно его рассмотрим, поздороваемся с ним.
Это, ребята, обыкновенный дождевой червяк. В длину он достигает 40 см. В тропических же странах водится огромный червяк, более метра длиной, голубого цвета. В природе дождевой червь живет только во влажной земле, где содержится много гниющих растительных веществ. Червь натаскивает себе в норку кусочки соломы, перья, обрывки бумажек, остатки листьев, таким образом, приготавливая себе корм. Дождевой червь улучшает почву, пропуская ее через себя. Зиму червь проводит в спячке, зарывшись в землю, иногда черви собираются обществами и зимуют, свившись клубком. Активны черви ночью, днем редко появляются на поверхности и то только после дождя. 11 видов червей охраняются и занесены в Красные книги.
Как вы думаете, ребята, можем ли мы червяка отнести к живой природе? Обоснуйте свой ответ, опираясь на модели.
Обратим свое внимание вновь на червяка. Можно ли определить, где у червяка голова, а где хвост?
Головной конец он медленно вытягивает вперед, к нему подтягивается середина, а задний конец в это время неподвижен - служит упором. Затем задний конец расслабляется и подтягивается.
Отпускает червя в аквариум.
Запомните движения червяка. Я вам сейчас покажу различные линии. Какая из них больше всего напоминает путь этого подземного жителя? (Показ картинок)
Сядьте за столы и попробуйте выложить эту «дорожку» самостоятельно. На что она похожа?
Хоттабыч. Дождевой червяк живет не один в своем доме, а с друзьями. Я думаю, они не будут против знакомства с вами.
Но прежде прослушайте стихотворение о червячке и повторите движения за мной.
Расту червяком,
Питаюсь листком,
Зимой отдыхаю,
Никому не мешаю,
Не ем, не ползу,
Неподвижно лежу.
Весной оживаю,
Свой дом покидаю,
На поверхность выползаю.
Раздает каждому по червяку на поднос с землей.
1. Рассмотрим, ребята, тело червя. Используем для этого лупы. Мы видим, что тело состоит из отделенных колец. Между кольцами находятся сегменты или части. Движение происходит за счет сокращения мускулатуры тела.
2. Погладим червяка от головного конца к заднему. Какое тельце червяка? (гладкое). А теперь погладим червя в обратном направлении. Какое теперь тельце? (слегка шероховатое). Ребята, шероховатость создают щетинки. При движении в почве они упираются в стенки прорытого хода, не позволяя червю скользить.
3. Как вы думаете, хорошо ли видит червяк? Есть ли у него глаза? Давайте поставим перед ним препятствие, например, палочку. ( червь обогнет ее).
Вывод: У этого подземного жителя нет глаз, но зато он хорошо чувствует все, что его окружает.
4. Осторожно положим червя на бумагу разного цвета: сначала на коричневую, затем на красную и желтую. На какой из них он наиболее незаметен? (на коричневой).
Вывод: Червяк имеет окраску цвета земли, в почве темно, яркая окраска не нужна, ее никто не увидит.
5. Обратите внимание, что на подносе у вас лежит земля. Попробуйте ее на ощупь. Она влажная. Черви живут только во влажной земле. Поместим наших новых знакомых в их привычное место обитания. Используем салфетки, чтобы вытереть руки.
6. Как вы думаете, почему черви выползают на поверхность земли после дождя. Проведем такой опыт: наполним стакан с мелкими камушками водой. Вы видите, что вверх поднимаются пузырьки воздуха. Затем они перестают появляться. Так и под землей – во время дождя норки подземных жителей заливает вода, червячкам становится нечем дышать, и они поднимаются на поверхность.
Итак, ребята, сегодня вы узнали много интересного о дождевых червяках. Давайте обобщим наши знания с помощью моделей.
Работа с моделями.
Хоттабыч. Я, надеюсь, вам понравилось общение с моим молчаливым другом. На память каждому я вручаю вот такое свидетельство:
Свидетельство
Выдано….,собственноручно воплотившему в жизнь проект «Наши друзья – подземные жители дождевые червяки». За неоценимые заслуги в области изучения дождевых червяков вышеозначенному присваивается звание «Заслуженный друг дождевых червяков».
А теперь вам пора домой. (Снимает шапочки). Садитесь на «ковер самолет», держитесь крепче, закрывайте глаза и …
Вырывает волосы из бороды, колдует: «Лети ковер скорей домой, чтоб не угнаться за тобой!» Звучит музыка. Детей встречает воспитатель.

C:\Users\Юрий\Saved Games\Desktop\image002_47.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательной деятельности (экспериментирование) Тема: «Водичка, водичка…..»

Вы слыхали о воде?Говорят, она везде!В луже, море, океанеИ в водопроводном кране.Как сосулька замерзает,В лес туманом заползает.На плите у нас кипит.Паром в чайнике шипит.Без нее нам не умыться,Не нае...

Конспект открытого просмотра ННОД для педагогов МКДОУ д/с № 215 по Познавательному развитию «Помощники – дождевые черви» (подготовительная группа)

Цель: показать детям на опыте, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям. Задачи: Дать детям представление о дождевом черве, его приспособление к жизни под землей и его роли в созд...

Конспект по познавательному развитию (экспериментирование) 2 младшая группа.

Конспект по познавательному развитию (экспериментирование) 2 младшая группа....

Конспект занятия с использованием экспериментирования «Дождевые облака» в подготовительной группе.

Развитие интереса у дошкольников к опытно - экспериментальной деятельности....

Конспект по познавательному развитию: " Что такое мука" " Опыты и эксперименты"

Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.Образовательные задачи:– Познакомить со свойствами муки.- Продолжать формировать у детей умение предвидеть...

Конспект по познавательному развитию "Весёлая математика" из опыта работы

Продолжать учить, самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10; развивать внимание, память, логическое мышление....