Конспект по познавательному развитию: " Что такое мука" " Опыты и эксперименты"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Вильмова Ольга Александровна

Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.

Образовательные задачи:

– Познакомить со свойствами муки.

- Продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия действий.

- Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах.

Развивающие задачи :

Развивать познавательный интерес к экспериментированию, умение делать выводы.

Развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы.

Развивать внимание, мышление, память, речь.

Воспитывающие задачи:

- Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimenty_s_mukoy.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Эксперименты с мукой» в старшей группе


Конспект занятия по познавательному развитию «Эксперименты с мукой» в старшей группе.

Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.

Образовательные задачи:

– Познакомить со свойствами муки.

- Продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия действий.

- Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах.

Развивающие задачи :

Развивать познавательный интерес к экспериментированию, умение делать выводы.

Развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы.

Развивать внимание, мышление, память, речь.

Воспитывающие задачи:

- Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Предварительная работа:

- Просмотр презентации «ПРОИЗВОДСТВО ХЛЕБА. ПРОФЕССИИ», беседы о производстве хлеба.

Словарная работа:

хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, ингредиенты, зерновые культуры, щепотка, сито, дрожжи.

Демонстрационный материал:

слайды с изображением мучных изделий, слайды с изображением профессий, сахар, дрожжи, чашка с теплой водой, мяч

Раздаточный материал:

Глубокие мисочки с мукой, ложка, влажные салфетки, стакан с водой, тарелочки для готовых изделий, доска для лепки, стеки, фартуки - комплект на каждого ребенка.

Оборудование: Кофемолка электрическая, мультимедийный проектор, экран, ноутбук

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся!

Ребята, посмотрите, у меня на столе стоит тарелочка, накрытая салфеткой. Хотите узнать, что я скрываю? Я обязательно вам покажу, если вы угадаете загадку.

Мельник взял мешок зерна,

Положил на жернова.

Завертелась мельница -

Зёрна перемелются,

И получится тогда -

Вместо зёрнышек.

Дети: Мука

Воспитатель: Правильно. А для чего нужна мука?

Дети: Для того чтобы выпекать хлеб, батон, булки, печенье

Воспитатель: Молодцы! Вы все ответили правильно. Мука нужна для того, чтобы выпекать хлебобулочные, кондитерские, макаронные изделия. А чтобы это сделать, нужно хорошо знать свойства муки.

Практическая часть

Воспитатель: Предлагаю изучить свойства муки.

Пройдите в нашу лабораторию, наденьте фартуки. Посмотрите, что у нас на столах.

Дети: Тарелочки с мукой, ложки, стаканчики, ситечки, салфетки.

Воспитатель: Ребята, все это нам надо для того, чтобы изучить свойства муки. Садитесь за столы.

ОПЫТ №1 «Запах»

Воспитатель: Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах?

Дети: Да, у муки есть запах, но он какой-то особенный.

(Ставим обозначение «Мука имеет запах»)

Опыт № 2 «Сыпучая»

Воспитатель: Возьмите ложечку муки, просейте через ситечко. Что происходит с мукой?

Дети: Сыплется.

(Ставим обозначение «Мука сыпучая».)

Опыт № 3 «Мягкая»

Воспитатель: Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали? Мука какая?

Дети: Легкая, мягкая, пышная, гладкая, воздушная

(Ставим обозначение «Мука – мягкая, пушистая».)

Опыт № 4 «Растворяется в воде»

Воспитатель: Давайте этот опыт сделаем вместе. Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой?

Дети: Растворилась

(Ставим обозначение «Растворяется в воде»)

Воспитатель: Добавьте еще две ложечки. Размешайте и определите, что получилось?

Дети: Получилось жидкое тесто.

Воспитатель: Какое стало тесто?

Дети: Тесто тягучее, липкое, плотное, густое.

Воспитатель: Таким образом, замешивают тесто для выпечки.

(Ставим обозначение «Мука + вода = тесто»)

Опыт № 5 «Как сделать дрожжевое тесто»

Воспитатель: Для того чтобы испечь пышные булки, в тесто добавляют разные ингредиенты: масло, соль, сахар, яйца, дрожжи.

Давай те пройдем за другой стол.

Ребята, я замесила такое тесто как у вас в двух стаканчиках.

Сейчас, в стаканчик №1 добавим немножко сахара и дрожжей. И оба стаканчика поставим в чашку с теплой водой. И немножко подождем.

Физкультминутка.

Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)

Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)

Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)

Закачался колосок.

Мы в поле придем, (Ходьба на месте)

Колоски соберем, (Наклон)

Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)

Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)

Гостей приглашаем,

Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)

Воспитатель: Правильно, ребята! Выращивают много зерновых культур и из них выпекают различные мучные изделия – кондитерские, хлебобулочные, макаронные. Назовите, какие вы знаете кондитерские изделия.

Дети: торт, пирожное, вафли, печенье, пряники.

Воспитатель: А какие знаете хлебобулочные изделия?

Дети: Хлеб, батон, булочка, ватрушка, рогалики, бублики.

Воспитатель: Какие знаете макаронные изделия?

Дети: вермишель, рожки, ракушки, спагетти, лапша, салма.

Воспитатель: Молодцы, все правильно назвали.

Пройдемте за другой стол

Воспитатель: В тарелочках лежат разные зерна. Давайте их рассмотрим и определим, как они называются.

Дети: Овес, пшеница, рис, кукуруза, гречка, рожь.

Воспитатель: А как будет называться мука

из пшеницы (пшеничная)

из овса (овсяная)

из риса (рисовая)

из гречки (гречневая)

из кукурузы (кукурузная)

из ржи (ржаная)

Ребята, в нашей стране самая распространенная мука это пшеничная и ржаная. Посмотрите, вот такой хлеб выпекают из этих видов муки. Как вы думаете, а мука будет какого цвета, такого же, как хлеб?

Воспитатель: Давайте сами попробуем сделать муку из пшеницы и ржи. Посмотрите, что за прибор на столе?

Дети: Это кофемолка.

Воспитатель: Правильно, это кофемолка. Ребята на мельнице мелят зерно почти также как и в кофемолке.

Давайте посмотрим, какая мука у нас получилась, как она называется?

Дети: пшеничная, ржаная.

Воспитатель: А давайте сравним пшеничную и ржаную муку.

Дети: Разного цвета.

Воспитатель: Посмотрите, у меня на 2 тарелочках разные виды хлеба, как вы думаете в какой из них пшеничный, а в какой ржаной.

Давайте попробуем эти два вида хлеба.

Понравился? А какой больше понравился?

Особенно полезен ржаной хлеб грубого помола, в нем содержится много микроэлементов, необходимых для нашего организма.

ВоспитательНедаром в народе говорят:

Хлеб – всему голова

Хлеб да вода – здоровая еда.

Худой обед, коли хлеба нет.

Чтобы хлеб пришел к нам на стол, много людей над этим трудятся. Давайте посмотрим на экран и назовем эти профессии. Это – трактористы, комбайнёры, мельники, пекари, водители, продавцы. (Показ слайдов)

Нужно беречь их труд, с хлебом обращаться бережно.

Хлеб наш – берегите,

Хлебом не сорите!

Хлеб наш уважайте,

С хлебом не играйте.

Хлеб выбрасывать нельзя!

Берегите хлеб, Друзья!

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что произошло с нашим тестом, которое мы оставили в теплой воде. Что мы видим?

Дети: В первом стаканчике, куда мы добавили дрожжи, тесто поднялось, а во втором нет.

Воспитатель: Ребята, какой вывод можем сделать?

Дети: Именно дрожжи и сахар делают тесто пышным и воздушным.

(Ставим обозначение «Тесто+дрожжи+сахар= дрожжевое тесто»

Воспитатель: Тесто, в которое добавляют дрожжи, называется….

Дети: дрожжевое

Воспитатель: Из него пекут пироги, пирожки, хлеб.

Ребята, давайте посмотрим на наши схемы и вспомним все свойства муки, которые мы узнали.

Дети: Мука имеет запах, мука сыпучая, мука мягкая, мука растворяется в воде, из муки и воды получается тесто.

А еще можно приготовить соленое тесто? Как вы думаете, что в него добавляют?

Дети: Соль.

Воспитатель: Правильно, в него кладут очень много соли. А как вы думаете, можно такое тесто есть?

Дети: Нет, оно слишком соленое.

Воспитатель: Из этого теста можно слепить что угодно. Его не нужно печь, нужно только положить в теплое место для просушки. Когда изделие высохнет, его можно покрасить красками и использовать для игр, например в " Магазин".

Я приготовила для вас соленое тесто, сейчас мы с вами будем лепить мучные изделия. Но сначала вспомните правила работы со стекой.

Слепить можно разные мучные изделия. Для того чтобы получить бублик, нужно раскатать цилиндр и соединить два конца (показ). А если скатать длинный цилиндр, то получится рулет.

Возьмите тесто, подумайте, что вы будете лепить, и можете приступать к работе.

Дети раскладывают изделия на тарелочки.

Воспитатель: Теперь нужно положить наши изделия на теплое место, когда они высохнут, ими можно будет играть.

Рефлексия

Ребята, вам понравилось наше занятие?

А что было самым интересным?

Вы довольны своей работой?

Вы мне очень понравились, за любознательность, за внимательность, за старательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие - "Что такое хорошо и что такое плохо"

Цель: формирование опыта критической оценки хороших и плохих поступков....

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты) средняя группа

Задачи :      - развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;- подвести к пониманию, что воздух есть...

План-конспект открытого занятия по реализации ОО "Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира" Эксперимент "Волшебные свойства воздуха" для детей старшей группы.

План - конспект открытого  занятия по реализации ОО "Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира" Эксперимент "Волшебные свойства воздуха" для детей старшей группы.Цели: Формиров...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Эксперименты с воздухом".

В данной методической разработке представлен конспект занятия  по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект по познавательному развитию: " Эксперименты с мукой"

Цель:Ознакомление детей со свойствами муки  через детское экспериментированиеЦель познакомить детей со свойствами муки через детское экспериментирование...

Конспект по познавательному развитию в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Цель: формировать умения у детей анализировать поступки и поведение литературных героев и оценивать их в соответствии с  принятыми нормами общества. Задачи:образовательная: продолжать знаком...