Конспект открытого просмотра ННОД для педагогов МКДОУ д/с № 215 по Познавательному развитию «Помощники – дождевые черви» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Скосырская Елена Валерьевна
Цель: показать детям на опыте, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям. Задачи: Дать детям представление о дождевом черве, его приспособление к жизни под землей и его роли в создании плодородной почвы; Воспитывать бережное отношение к живым организмам; Развивать любознательность, память, словарный запас. Материалы и оборудование: интерактивная доска, иллюстрации подземных жителей земли и кто живёт на поверхности; мяч, живые черви, лупа, ватная палочка, зелёнка, салфетки, мольберт. Ход занятия. Воспитатель: Ребята, на нашей земле живёт множество живых существ. Дети: это и насекомые, и птицы, и рыбы, и животные. Воспитатель: А вы знаете, что есть и подземные жители, которые живут «у нас под ногами»? (Ответы детей.) Кто может назвать подземных жителей? (Крот, муравей, мокрица, многоножки, слепыш, дождевой червяк и т.д.) Дети называют животных обитающих в почве и демонстрируют иллюстрации с их изображением. Воспитатель: С одним из подземных жителей, мы сегодня, с вами, и познакомимся. (Дождевой червяк) Сейчас, я прочитаю сказку Т. А. Шорыгиной «Помощники». « Жили-были брат и сестра - Володя и Наташа. Володя хоть и младше сестры, но смелей. А Наташа - такая трусиха! Всего боялась: мышей, лягушек, червяков, пауков. Летом дети отдыхали в деревне у бабушки Поли. Однажды они играли в прятки возле дома, как вдруг небо потемнело, нахмурилось, сверкнула молния, на землю сначала упали крупные тяжелые капли, а потом хлынул проливной дождь. Дети спрятались от дождя на веранде и стали смотреть, как по дорожкам побежали пенистые ручьи. Вскоре ливень стих, небо посветлело, выглянуло солнце, и сотни маленьких радуг заиграли в дождевых капельках. Дети надели резиновые сапоги и отправились на прогулку. Они бегали и прыгали по лужам. На мягкую влажную землю выползли дождевые черви. Ведь дождь залил их подземные домики, и червям стало в них сыро и неуютно. Володя поднял червяка, положил его на ладонь и стал рассматривать, а потом захотел показать червяка сестрёнке. Но та от страха отшатнулась и закричала: -Володька! Брось сейчас же эту гадость! Как ты можешь брать червяка в руки, они такие противные – скользкие, холодные, мокрые. Девочка расплакалась и убежала домой. Володя вовсе не хотел обидеть или напугать сестру, он швырнул червяка на землю и побежал за Наташей. Дождевому червяку по имени Верми стало больно и обидно. «Какие глупые дети! – подумал Верми. – Они даже не догадываются, как много пользы мы приносим их огороду». Недовольно ворча, Верми пополз на грядку с кабачками, где под большими ворсистыми листьями собирались поболтать дождевые черви со всего огорода. - Чем ты так взволнован, Верми? – заботливо спросили его друзья. - Вы даже не представляете, как обидели меня дети! Трудишься, стараешься, рыхлишь землю – и никакой благодарности! Верми рассказал о том, как Наташа назвала его противным и гадким. -Какая неблагодарность! – возмутились дождевые черви. Ведь мы не только рыхлим и удобряем землю, но через прорытые нами подземные ходы к корням растений поступают вода и воздух. Без нас растения будут хуже расти, а могут и совсем засохнуть. - Давайте все вместе уползем в соседний сад. Там живёт настоящий садовод, дядя Паша, он знает нам цену и в обиду не даст! Черви прорыли подземные туннели и через них попали в соседний сад. Сначала люди не заметили отсутствие червей, а вот цветы на клумбе и овощи на грядках почувствовали беду сразу. Их корешки стали задыхаться без воздуха, а стебельки – вянуть без воды. - Не пойму, что случилось с моим огородом? – вздыхала бабушка Поля. – Земля стала чересчур твердой, все растения сохнут. В конце лета папа стал перекапывать огород и с удивлением заметил, что в комьях земли нет ни одного дождевого червя. - Куда же подевались наши подземные помощники? – огорчённо размышлял он. – Может быть, дождевые черви уползли к соседям? - Папа, почему ты назвал червяков помощниками, разве они полезные? – удивилась Наташа. - Конечно, полезные! Через прорытые дождевыми червями ходы к корешкам цветов и трав попадает воздух и вода. Они делают почву мягкой и плодородной! Папа пошёл посоветоваться с садоводом дядей Пашей и принёс от него большущий ком земли, в котором жили дождевые черви. Верми и его друзья вернулись в огород бабушки Поли и принялись помогать ей выращивать растения. Наташа и Володя стали относиться к дождевым червям бережно и уважительно, а Верми и его товарищи забыли прошлые обиды» Физ. Минутка: Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо… Возле берега червяк Извивается вот так, Рыбка подплывает, Червяка хватает. А червяк та был удал От рыбёшке убежал. Воспитатель: 1 Где ребята отдыхали летом? 2 Кто появился после дождя на грядке? 3 Почему после дождя дождевые черви выползли на поверхность земли? 4 Как звали дождевого червя? 5 Почему Верми обиделся на ребят? 6 Что случилось, когда дождевые черви уползли из огорода? 7Почему отец назвал дождевых червей помощниками? 8 Как стали относиться дети к дождевым червям после их возвращения в огород? Воспитатель: Как вы думаете, у червя хорошее зрение? (Ответы детей.) Вы правы, все подземные жители слепые, потому что под землёй нет света и солнца. Воспитатель: А почему червяк такого неприметного цвета, невзрачной окраски? (Ответы детей.) Совершенно верно, в почве темно, поэтому яркая окраска не нужна, её никто не увидит. (Не надо повторять за детьми их ответы) Воспитатель: Как вы думаете, червяк умеет нюхать? (есть ли обоняние). Сейчас мы с вами узнаем. Садимся за стол. Что вы видите на столе? Для чего нам лупа? Открываем коробки. Строение червя. Какая поверхность у дождевого червяка? (Ответы детей.) Воспитатель: Я задавала вопрос умеет ли дождевые черви нюхать. Давайте узнаем. Возьмите ватную палочку, обмакните в зелёнку и поднесите к червям, но не задевая их. Что вы заметили. (Ответы детей.) Воспитатель: Червяк начинает отворачиваться от резкого запаха. Он чувствует всем телом. Дождевого червя не следует долго держать без земли, т.к. его поверхность может высохнуть, и он погибнет. Поэтому весной, летом и осенью, когда тепло, жарко, мы не увидим на поверхности земли дождевого червяка. Давайте его отпустим. Воспитатель: А мы с вами поиграем, разделимся на две команды, вы должны будите заселить обитателей леса (картинки) заселить в свои дома. Итог: Назови подземных жителей? Какую сказку мы сегодня читали? Почему черви ушли в соседний огород? Какую пользу приносят черви? Какой опыт мы сегодня проводили? Что мы узнали из опыта? Почему в жаркий день мы не видим на поверхности червей? В какую игру мы играли. Воспитатель: Ребята, вы молодцы я вам вручаю медаль «Знатоку окружающего мира».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.1.pptx370.94 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого просмотра ННОД для студентов Новосибирского педагогического колледжа № 1 им. А. С. Макаренко «Показ сказки теремок с элементами конструирования» старшая группа

Цель: Развитие интереса к конструктивной деятельности. Задачи: Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям. Закреплять умение делать свой выбор. Совершенствовать умение вести диал...

Конспект открытого просмотра ННОД для педагогов МКДОУ д/с № 215 по Познавательному развитию «Перелётные птицы» (старшая группа»

ЦЕЛЬ: расширение и углубление знаний дошкольников о жизни перелётных птиц в осенний период. Задачи: 1. Образовательные - изучать особенности отлёта перелётных птиц 2. Развивающие - формировать н...

Конспект открытого просмотра ННОД для педагогов МКДОУ д/с № 215 по Познавательному развитию «Маленькие герои большой войны» (подготовительная группа)

Цель: Формирование чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну, за свой народ на примере героических поступков детей в военное время. Приоритетная образовательная область: «...

Конспект открытого просмотра ННОД для педагогов МКДОУ д/с № 215 по Познавательному развитию «Как хлеб на стол попал» (средняя группа)

Цель: расширять кругозор детей. 1. Образовательные задачи: Закреплять знания детей о процессе «выращивания» хлеба. О том, как хлеб попал на наш стол. 2. Развивающие задачи: Развивать связн...

Конспект открытого просмотра ННОД для педагогов МКДОУ д/с № 215 по Художественно – эстетическому развитию "Подводный мир" (старшая группа )

Цель: Развитие продуктивной деятельности детей через рисование научно-исследовательского батискафа. Задачи: Формировать умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги (вблизи, вд...

Конспект открытого просмотра ННОД для педагогов МКДОУ д/с № 215 по Художественно – эстетическому развитию "Лебедь" (старшая группа )

Цель: Продолжать расширять знания о разнообразных материалах и техниках рисования. Задачи: Приобщать детей к нетрадиционной технике рисования. Развивать у детей любовь к птицам...