Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности 5 - 6 лет «Воздушные шары для Пятачка»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Леонтьева Елена Викторовна

Развитие любознательности и познавательной мотивации детей в совместной познавательно-исследовательской деятельности со взрослым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozdushnye_shary_st.gr_.docx32.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности 5-6 лет

«Воздушные шары для Пятачка»

Выполнила:

Леонтьева Е.В.

Воспитатель

МБДОУ «Рябинушка»

Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации детей в совместной познавательно-исследовательской деятельности со взрослым.

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнять представления детей о свойствах воздуха (невидимый, прозрачный, бесформенный,  легче воды), ощутимый;
  2. Продолжать знакомить детей с частями тела и органами человека (нос, горло, легкие), необходимостью заботиться о своем здоровье;
  3. Побуждать к овладению некоторыми способами обнаружения воздуха, самостоятельному «добыванию» знаний;

Развивающие:

  1. Развивать детскую инициативу, активность по изучению свойств предметов, явлений;
  2. Развивать мышление, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие;

Воспитательные:

  1. Воспитывать познавательный интерес, желание исследовать окружающее доступными и безопасными способами;
  2. Воспитывать доброжелательное отношение  детей друг к другу, желание оказывать помощь.

Словарная работа: воздух, легкие, горло, бесцветный, бесформенный, ощутимый, слышимый, исследователи, энциклопедия.

Предварительная работа.

  1. Беседы «Что такое воздух», «Где можно найти воздух»; «Ветер – это движение воздуха», «Воздух в моей жизни», «Строение тела человека».
  2. Отгадывание загадок;
  3. Наблюдения на прогулке за природой и во время экскурсий;
  4. Чтение энциклопедии «Я познаю мир», «Тело человека».

Оборудование. Одноразовые стаканчики, салфетки, трубочки, таз с водой, картинки, мольберт, воздушные шары, аудиозапись песни из мультфильма, видеофрагмент мультфильма, детская энциклопедия.

Методы и приемы:

Наглядные:

  1. Просмотр фрагмента из мультфильма «Винни Пух»;
  2. Рассматривание иллюстрации о строении тела человека;
  3. Использование картин для обозначения свойств воздуха;

Словесные:

  1. Вопросы к детям;
  2. Объяснения выполнения опытов-экспериментов;
  3. Художественное слово;

Практические:

  1. Проведение опытов-экспериментов с воздушными шарами; с помощью стаканчиков и трубочек;
  2. Наблюдение за процессом дыхания человека.

Ход образовательной деятельности

Вводная часть.

Слышится песня из мультфильма «Винни-Пух и все-все-все».

В: Друзья, вы слышите, кажется, к нам сказка спешит. Вы готовы встретить ее?

Д: Да

В:

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.

- Устраивайтесь поудобнее и давайте послушаем, что же они хотят нам  сказать?(дети садятся на ковер перед экраном).

Включается отрывок из мультфильма «Винни-Пух и все-все-все» («Пятачок спешит поздравить Иа и подарить воздушный шарик»).

Основная часть.
В: Мальчишки и девчонки, какая беда приключилась с Пятачком и чем мы можем ему помочь?

Д: Он спешил поздравить друга с днем рождения и подарить шарик, но он лопнул. Мы можем помочь ему (предлагают варианты): надуть и подарить новые шарики (купить шарики, нарисовать их, вылепить и т.д.)

В: Какие вы добрые, друзья мои, готовы помочь Пятачку! У меня как раз есть несколько воздушных шариков, которые могут обрадовать его. Вот они! (показывает сдутые воздушные шары).Как вы думаете, понравятся наши шарики Пятачку?

Д:(предлагают варианты): Понравятся/не понравятся, потому что они не надутые.

В: А что значит – надуть шарик?

Д: Мы в него дуем и он становится большим.

В: Верно. Мы заполняем шарик воздухом, он становится красивым и большим.  Вы готовы сегодня не только помочь Пятачку, но и узнать много нового о воздухе?  Тогда я предлагаю стать настоящими исследователями. Согласны?

Д: Да.

В: Для начала предлагаю встать в кружок.  Каквы думаете, есть ли внутри нас воздушные шарики?

Д: нет/да

В: Давайте проверим. Повторяйте за мной.

Воздух я вдыхаю (руки поднимаем )

Воздух  выдыхаю (руки опускаем)

Воздухом дышу (держим руками грудную клетку)

Из-за воздуха живу (шагаем на месте).

- Что вы почувствовали, когда положили руку на грудь?

Д: Грудь поднимается и опускается.

В: Верно, друзья. Что же нам поможет узнать, отчего наша грудь поднимается и опускается?

Д: Может быть, книги (телевизор, интернет, родители)? (дети подходят к книжному уголку и находят книгу-энциклопедию о строении тела человека).

В: Присаживайтесь на ковер (показывает  иллюстрацию).Вокруг нас – воздух. Посмотрите, когда мы вдыхаем, воздух попадает сначала в нос (попробуйте, чувствуете?), а затем в горло. После этого воздух попадает в легкие – правое и левое. Когда мы делаем вдох, легкие наполняются воздухом и расширяются, как воздушные шарики. При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере (шарики сдулись) (убирает книгу). Очень важно беречь свое здоровье, и легкие – не дышать холодным или загрязненным воздухом, не вдыхать запах сигарет. Итак, мы исследователи, что  выяснили?

Д: Мы надуваем шарики и заполняем их воздухом.  Мы сами дышим воздухом  с помощью легких. Здоровье и легкие нужно беречь.

В: Молодцы! Теперь попробуем воздух спрятать в шарик. Вы воздух видите?

Д: нет

В: Значит, воздух какой?

Д: Невидимый.

В: Невидимый и бесформенный - нет формы (машет руками в воздухе). Теперь возьмите шарики и спрячьте в него  воздух – надуйте.

Дети пробуют надуть шарики.

В: Что теперь можно сказать о форме воздуха?

Д: Воздух принял форму шарика – стал круглым.

В: Проверим, действительно ли воздух внутри шарика – направьте на себя кончик воздушного шарика и чуть-чуть ослабьте пальцы. Что вы слышите и чувствуете?
Д: Слышим шипение. Чувствуем ветерок.

В: Значит, какой делаем вывод?

Д: Воздух невидимый, т.е. прозрачный, бесформенный (принимает форму предмета). Можем его слышать и чувствовать.

В:(На мольберте воспитатель отмечает свойства воздуха).

Давайте, завяжем наши шарики (помощник воспитателя помогает и ребята кладут их в корзину). Мы сказали, что воздух невидимый. Но иногда его все-таки можно заметить. Хотите попробовать? Проходите к столам.

Дети подходят к столам, на которых по количеству детей стаканчики с водой и трубочка.

В: Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.

На воде появились пузырьки.

 - Откуда взялись пузырьки?

Д: Это воздух, который мы выдыхали

 В: Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?

Д: Воздушные пузырьки поднимаются вверх.

 В: Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет. Можно сделать вывод: воздух легче воды. Хотите проверить это по - другому?

Д: Да

В: Тогда возьмите свои шарики и подойдите к тазу с водой. Попробуйте их полностью погрузить в воду. Получается?

Д: Нет.

В: Как вы думаете, почему?

Д: Воздух в шарике не дает утонуть.

В: Верно. Воздух легче воды. Помните, как в стихотворении:

Таня, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

- Устраивайтесь поудобнее на ковре, ребята.Давайте подумаем, что какой предмет тоже можно надуть и он может спасти жизнь человеку?

Д: Спасательный круг.

В: Молодцы! Мы сегодня были настоящими исследователями, и многое  узнали о воздухе, помогая Пятачку с воздушными шарами. Так что же мы узнали?

Подведение итогов.

Д: Внутри воздушных шаров есть воздух. Мы дышим воздухом с помощью легких.  Воздух невидимый, прозрачный, бесформенный (может принимать форму предмета), можем его слышать и чувствовать. Воздух легче воды.

В: Сегодня вы были настоящими исследователями и сами узнали много нового. Как же нам отправить воздушные шары Пятачку?

Д (предлагают варианты): Отправить посылкой, отпустить в небо.

В: А это хорошая идея – отправить воздушные шары по воздуху (ведь надутые шарики в посылку не поместятся). Сейчас мы их соберем в одно целое, свяжем, и получится настоящий букет из шаров. Когда пойдем на прогулку, мы отправим его в полет, согласны? (Ответы детей)

Литература:

Библиотека журнала «Дошкольная педагогика» Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»

Санкт-Петербург, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности и развитию мелкой моторики "Камни бывают разные"

Тема: «Камни бывают разные»Цель: Закрепить знания детей о разнообразии мира камней .Программные задачи:Обучающие:Расширить знания о разнообразии камней, познакомить детей с их свойствами, особенностям...

Примерный план – конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Дары осени» (Осень)

Примерный план – конспектнепосредственно образовательной деятельностипо познавательно-исследовательской деятельностиТема: «Дары осени» (Осень)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе « Путешествие в страну Знаний»

Тема: « Путешествие в страну Знаний»Цель:  Поддержать интерес детей  к познавательно – исследовательской деятельности,  желание играть в игры с математическим содержанием.Задачи:  ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно исследовательской деятельности с использованием технологии проектной деятельности «Водная лаборатория»

Образовательная область: Познавательное развитиеОбласти интеграции: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей и «Коммуникация».Используемые педагогические технологии:...

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...