Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности 5 - 6 лет «Воздушные шары для Пятачка»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Развитие любознательности и познавательной мотивации детей в совместной познавательно-исследовательской деятельности со взрослым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozdushnye_shary_st.gr_.docx | 32.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности 5-6 лет
«Воздушные шары для Пятачка»
Выполнила:
Леонтьева Е.В.
Воспитатель
МБДОУ «Рябинушка»
Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации детей в совместной познавательно-исследовательской деятельности со взрослым.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнять представления детей о свойствах воздуха (невидимый, прозрачный, бесформенный, легче воды), ощутимый;
- Продолжать знакомить детей с частями тела и органами человека (нос, горло, легкие), необходимостью заботиться о своем здоровье;
- Побуждать к овладению некоторыми способами обнаружения воздуха, самостоятельному «добыванию» знаний;
Развивающие:
- Развивать детскую инициативу, активность по изучению свойств предметов, явлений;
- Развивать мышление, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие;
Воспитательные:
- Воспитывать познавательный интерес, желание исследовать окружающее доступными и безопасными способами;
- Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, желание оказывать помощь.
Словарная работа: воздух, легкие, горло, бесцветный, бесформенный, ощутимый, слышимый, исследователи, энциклопедия.
Предварительная работа.
- Беседы «Что такое воздух», «Где можно найти воздух»; «Ветер – это движение воздуха», «Воздух в моей жизни», «Строение тела человека».
- Отгадывание загадок;
- Наблюдения на прогулке за природой и во время экскурсий;
- Чтение энциклопедии «Я познаю мир», «Тело человека».
Оборудование. Одноразовые стаканчики, салфетки, трубочки, таз с водой, картинки, мольберт, воздушные шары, аудиозапись песни из мультфильма, видеофрагмент мультфильма, детская энциклопедия.
Методы и приемы:
Наглядные:
- Просмотр фрагмента из мультфильма «Винни Пух»;
- Рассматривание иллюстрации о строении тела человека;
- Использование картин для обозначения свойств воздуха;
Словесные:
- Вопросы к детям;
- Объяснения выполнения опытов-экспериментов;
- Художественное слово;
Практические:
- Проведение опытов-экспериментов с воздушными шарами; с помощью стаканчиков и трубочек;
- Наблюдение за процессом дыхания человека.
Ход образовательной деятельности
Вводная часть.
Слышится песня из мультфильма «Винни-Пух и все-все-все».
В: Друзья, вы слышите, кажется, к нам сказка спешит. Вы готовы встретить ее?
Д: Да
В:
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
- Устраивайтесь поудобнее и давайте послушаем, что же они хотят нам сказать?(дети садятся на ковер перед экраном).
Включается отрывок из мультфильма «Винни-Пух и все-все-все» («Пятачок спешит поздравить Иа и подарить воздушный шарик»).
Основная часть.
В: Мальчишки и девчонки, какая беда приключилась с Пятачком и чем мы можем ему помочь?
Д: Он спешил поздравить друга с днем рождения и подарить шарик, но он лопнул. Мы можем помочь ему (предлагают варианты): надуть и подарить новые шарики (купить шарики, нарисовать их, вылепить и т.д.)
В: Какие вы добрые, друзья мои, готовы помочь Пятачку! У меня как раз есть несколько воздушных шариков, которые могут обрадовать его. Вот они! (показывает сдутые воздушные шары).Как вы думаете, понравятся наши шарики Пятачку?
Д:(предлагают варианты): Понравятся/не понравятся, потому что они не надутые.
В: А что значит – надуть шарик?
Д: Мы в него дуем и он становится большим.
В: Верно. Мы заполняем шарик воздухом, он становится красивым и большим. Вы готовы сегодня не только помочь Пятачку, но и узнать много нового о воздухе? Тогда я предлагаю стать настоящими исследователями. Согласны?
Д: Да.
В: Для начала предлагаю встать в кружок. Каквы думаете, есть ли внутри нас воздушные шарики?
Д: нет/да
В: Давайте проверим. Повторяйте за мной.
Воздух я вдыхаю (руки поднимаем )
Воздух выдыхаю (руки опускаем)
Воздухом дышу (держим руками грудную клетку)
Из-за воздуха живу (шагаем на месте).
- Что вы почувствовали, когда положили руку на грудь?
Д: Грудь поднимается и опускается.
В: Верно, друзья. Что же нам поможет узнать, отчего наша грудь поднимается и опускается?
Д: Может быть, книги (телевизор, интернет, родители)? (дети подходят к книжному уголку и находят книгу-энциклопедию о строении тела человека).
В: Присаживайтесь на ковер (показывает иллюстрацию).Вокруг нас – воздух. Посмотрите, когда мы вдыхаем, воздух попадает сначала в нос (попробуйте, чувствуете?), а затем в горло. После этого воздух попадает в легкие – правое и левое. Когда мы делаем вдох, легкие наполняются воздухом и расширяются, как воздушные шарики. При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере (шарики сдулись) (убирает книгу). Очень важно беречь свое здоровье, и легкие – не дышать холодным или загрязненным воздухом, не вдыхать запах сигарет. Итак, мы исследователи, что выяснили?
Д: Мы надуваем шарики и заполняем их воздухом. Мы сами дышим воздухом с помощью легких. Здоровье и легкие нужно беречь.
В: Молодцы! Теперь попробуем воздух спрятать в шарик. Вы воздух видите?
Д: нет
В: Значит, воздух какой?
Д: Невидимый.
В: Невидимый и бесформенный - нет формы (машет руками в воздухе). Теперь возьмите шарики и спрячьте в него воздух – надуйте.
Дети пробуют надуть шарики.
В: Что теперь можно сказать о форме воздуха?
Д: Воздух принял форму шарика – стал круглым.
В: Проверим, действительно ли воздух внутри шарика – направьте на себя кончик воздушного шарика и чуть-чуть ослабьте пальцы. Что вы слышите и чувствуете?
Д: Слышим шипение. Чувствуем ветерок.
В: Значит, какой делаем вывод?
Д: Воздух невидимый, т.е. прозрачный, бесформенный (принимает форму предмета). Можем его слышать и чувствовать.
В:(На мольберте воспитатель отмечает свойства воздуха).
Давайте, завяжем наши шарики (помощник воспитателя помогает и ребята кладут их в корзину). Мы сказали, что воздух невидимый. Но иногда его все-таки можно заметить. Хотите попробовать? Проходите к столам.
Дети подходят к столам, на которых по количеству детей стаканчики с водой и трубочка.
В: Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.
На воде появились пузырьки.
- Откуда взялись пузырьки?
Д: Это воздух, который мы выдыхали
В: Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?
Д: Воздушные пузырьки поднимаются вверх.
В: Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет. Можно сделать вывод: воздух легче воды. Хотите проверить это по - другому?
Д: Да
В: Тогда возьмите свои шарики и подойдите к тазу с водой. Попробуйте их полностью погрузить в воду. Получается?
Д: Нет.
В: Как вы думаете, почему?
Д: Воздух в шарике не дает утонуть.
В: Верно. Воздух легче воды. Помните, как в стихотворении:
Таня, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
- Устраивайтесь поудобнее на ковре, ребята.Давайте подумаем, что какой предмет тоже можно надуть и он может спасти жизнь человеку?
Д: Спасательный круг.
В: Молодцы! Мы сегодня были настоящими исследователями, и многое узнали о воздухе, помогая Пятачку с воздушными шарами. Так что же мы узнали?
Подведение итогов.
Д: Внутри воздушных шаров есть воздух. Мы дышим воздухом с помощью легких. Воздух невидимый, прозрачный, бесформенный (может принимать форму предмета), можем его слышать и чувствовать. Воздух легче воды.
В: Сегодня вы были настоящими исследователями и сами узнали много нового. Как же нам отправить воздушные шары Пятачку?
Д (предлагают варианты): Отправить посылкой, отпустить в небо.
В: А это хорошая идея – отправить воздушные шары по воздуху (ведь надутые шарики в посылку не поместятся). Сейчас мы их соберем в одно целое, свяжем, и получится настоящий букет из шаров. Когда пойдем на прогулку, мы отправим его в полет, согласны? (Ответы детей)
Литература:
Библиотека журнала «Дошкольная педагогика» Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»
Санкт-Петербург, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности и развитию мелкой моторики "Камни бывают разные"
Тема: «Камни бывают разные»Цель: Закрепить знания детей о разнообразии мира камней .Программные задачи:Обучающие:Расширить знания о разнообразии камней, познакомить детей с их свойствами, особенностям...
Примерный план – конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Дары осени» (Осень)
Примерный план – конспектнепосредственно образовательной деятельностипо познавательно-исследовательской деятельностиТема: «Дары осени» (Осень)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе « Путешествие в страну Знаний»
Тема: « Путешествие в страну Знаний»Цель: Поддержать интерес детей к познавательно – исследовательской деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием.Задачи: ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности во 2 младшей группе. Тема: «Господин лук ». Воспитатель: Федотова Ольга Павловна МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин.
Конспект занятия во второй младшей группе Тема: "Господин лук"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно исследовательской деятельности с использованием технологии проектной деятельности «Водная лаборатория»
Образовательная область: Познавательное развитиеОбласти интеграции: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей и «Коммуникация».Используемые педагогические технологии:...
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности («Познавательное развитие») в средней группе на тему: «Путешествие в Волшебную страну: воды, камней и песка»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширять кругозор детей. Способствовать познавательной активности каждого ребёнка....
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе
Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...