ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности («Познавательное развитие») в средней группе на тему: «Путешествие в Волшебную страну: воды, камней и песка»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Кузьмина Людмила Валерьевна

Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширять кругозор детей. Способствовать познавательной активности каждого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_nezhivaya_priroda_srednyaya_gr.docx146.47 КБ

Предварительный просмотр:

 

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА»

ГБОУ СОШ №2 ИМ.В.МАСКИНА Ж.-Д. СТ.КЛЯВЛИНО

ПЛАН-КОНСПЕКТ

непосредственно-образовательной деятельности

по познавательно-исследовательской деятельности

(«Познавательное развитие»)

в  средней  группе

на тему: «Путешествие в Волшебную страну:

воды, камней и песка»

Составили:

воспитатель

первой квалификационной категории

Шкарина Л.Г.

воспитатель

первой квалификационной категории

Кузьмина Л.В.

Клявлино, 2019 г.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Возраст детей: 4 - 5 лет.

Формы организации: подгрупповая.

Задачи:

  1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширять кругозор детей. Способствовать познавательной активности каждого ребёнка. («Познавательное развитие»)
  2. Развитие диалогической речи, обогащение словарного запаса детей.

(«Речевое развитие»)

  1. Развитие игровой деятельности, свободного общения со взрослыми и детьми. Формирование умения делать выводы на основе опытов.

(«Социально-коммуникативное развитие»)

Методы и приёмы: 

практические: действия с пластиковыми бутылками, мозаика из камней, двигательная пауза;

наглядные: рассматривание картинок с водой, камнями, песком.

словесные: рассуждения, беседа, загадка, вопросы, ответы.

Материалы и оборудование: проектор, экран, ноутбук, 3 мольберта, картинки, с изображением камней, песка, воды, прозрачные пластиковые бутылки с водой по количеству детей; тарелочки с камнями, цветной картон по количеству детей; тазик с песком, мельница, савок, ведёрко; аудиозапись шума моря, спокойная музыка, «Волшебный сундучок», медали-смайлики.

Предварительная работа: знакомство со свойствами воды, камней и песка, правилами поведения с водой, камнями и песком; рассматривание иллюстраций «Чудеса неживой природы».

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая деятельность

Игры с природными материалами (камни, песок)

Познавательно-исследовательская

Экспериментирование с водой и песком

Коммуникативная

Беседа, вопросы, ответы, рассуждения, загадка

Продуктивная

Мозаика из камней

Двигательная

Двигательная пауза «Ты похлопай вместе с нами хлоп и хлоп…»

Музыкальная

Музыкальное сопровождение

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Мотивационно-ориентировочная

Воспитатель вовлекает детей в образовательную деятельность.

- Ребята, сегодня мы с вами побываем в Волшебной стране: воды, камней и песка. Хотите? Тогда давайте закроем руками глазки и посчитаем до трёх.

 - Один, два, три.

- Дети подходят к воспитателю.

- Закрывают глаза руками.

- Считают: один, два, три.

Сформирована мотивация образовательной деятельности.

2.

Основная

Сюрпризный момент

- Перед нами полянки Волшебной страны, отправимся на первую из них?

- Отправляемся в страну Воды.

- Дети открывают глаза и видят около стола волшебницу.

- Дети подходят к столу вместе с воспитателем.

Средствами игровой деятельности и сюрпризного момента вызвать интерес у детей к НОД.

Совершенствуется умение слушать.

3.

Около стола стоит волшебница.

- Здравствуйте, ребята!

Я волшебница Волшебной страны: воды, камней и песка.

- И я хочу узнать, что вы знаете о воде, какая она?

Предполагаемые ответы детей:

- вода прозрачная, светлая, не имеет запаха, цвета.

- Она жидкая, льётся, может превращаться в лёд, снег, пар, дождь, росу.

Созданы условия для закрепления свойств воды.

Совершенствуется умение слушать и отвечать на вопросы, рассуждают. Развивается связная речь, речевое общение.

4.

Познавательно-исследовательская деятельность

Волшебница экспериментирует вместе с детьми.

- Ребята, вода ещё может окрашиваться в различные цвета. Хотите узнать, как?

- Я для вас приготовила волшебные бутылочки с водой, и, если сказать волшебные слова, вода в бутылочках окрасится.

- Попробуем?

«Ты вода – водица,

Друг ты мой студёный.

Стань вода – водица,

Не светлой, а разноцветной!»

- Подуйте теперь на свои бутылочки.

- А теперь потрясите хорошенько бутылочки, что мы видим?

- Каким цветом она стала?

- Правильно. Значит, вода может ещё окрашиваться в разные цвета.

- Что может делать вода?

- Вот это вода – Волшебница!

Дети слушают, повторяют слова и движения за воспитателем, в соответствии с текстом.

Дети выполняют движения за воспитателем.

- Вода окрасилась.

- Жёлтая, красная, синяя, зелёная.

- Дети делают вывод: вода может окрашиваться в разные цвета.

Дети рассматривают бутылки с разноцветной водой.

Сформировано умение повторять движения по тексту.

Активно и доброжелательно взаимодействуют с воспитателем.

Положительные эмоции.

Закреплено умение детей самостоятельно делать выводы.

5.

(Аудиозапись «Шум моря»)

Воспитатель предлагает детям отправиться на следующую полянку. 

(Просмотр презентации)

- А сейчас мы с вами отправимся на следующую полянку, в волшебную страну Камней.

1 слайд

- Ребята, расскажите Волшебнице, какие бывают камни?

2 слайд

- Где можно найти камушки?

3 слайд

- Ребята, скажите, а что вы видите на этом слайде?

- А как вы думаете, из чего они сделаны?

- Правильно. Оказывается, из камней можно выполнить целую картину.

- А вы хотите попробовать?

Подходят к экрану.

Предполагаемые ответы детей со зрительной опорой на экран:

- Камни бывают: большие, маленькие, чёрные, белые, тяжёлые, лёгкие, твёрдые, мокрые, сухие.

- Их можно найти на дороге, в речке, в море, в поле, в песке.

- Картины.

- Из камней.

- Да.

Систематизируются знания детей о свойствах и качествах камней.

Рассуждают, развивается связная речь детей и речевое общение.

Положительные эмоции.

6.

Продуктивная деятельность

- Тогда проходите к столу, присаживайтесь.

- Перед вами листы цветного картона и тарелочки с камушками. Выложите из них свою картину.

(Музыкальное сопровождение)

- Какие красивые и необычные картины у вас получились.

- Что выложил ты …..

(Рассматривают работу каждого ребёнка)

- Ребята, так какие бывают камни?

- А что можно делать из камней?

Дети подходят к столу, садятся на стулья. 

Выкладывают свои картины.

Отвечают на вопрос воспитателя.

Дети делают вывод:

- камни бывают разной формы, разного цвета.

- Из них можно делать картины.

Созданы условия для продуктивной деятельности.

У детей появляется желание экспериментировать. Развиваются тактильные ощущения от прикосновения с камнями.

Закреплено умение детей самостоятельно делать выводы.

Положительные эмоции.

7.

Двигательная деятельность

Волшебница:

- А сейчас мы с вами немного отдохнём и проведём двигательную паузу. Для этого давайте встанем в круг.

- Теперь вместе со мной будем выполнять движения под музыку.

«Ты похлопай вместе с нами хлоп и хлоп, (2р)

Ты похлопай вместе с нами (3р) хлоп и хлоп,

Ты потопай вместе с нами топ и топ, (2р)

Ты потопай вместе с нами (3р) топ и топ.

Ты попрыгай вместе с нами прыг и прыг (2р),

Ты попрыгай вместе с нами (3р) прыг и прыг.

А теперь ты будешь с нами танцевать, (2р)

А теперь ты будешь с нами (3р) танцевать.

Ты похлопай вместе с нами хлоп и хлоп, (2р)

 Ты похлопай вместе с нами (3р) хлоп и хлоп,

Ты потопай вместе с нами топ и топ, (2р)

Ты потопай вместе с нами (3р) топ и топ».

Дети выходят из-за стола.

Встают, образуя круг.

Повторяют движения по тексту.

Обеспечена

потребность детей в

движении.

Сформировано умение выполнять действия по тексту.

Положительные эмоции.

8.

Воспитатель:

- Молодцы! Как здорово вы танцевали!

- Ребята, отгадайте загадку.

«Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже».

- Что это?

- Молодцы, ребята! И я вас приглашаю на следующую полянку в Волшебную страну Песка.

- Посмотрите, перед нами песок. Какой он: влажный или сухой?

- Правильно.  А как можно играть в песок?

Дети стоят в кругу, слушаю загадку.

- Песок!

Подходят вместе с воспитателем к третьему столу.

Встают вокруг стола.

- Сухой.

Ответы детей:

- Мы можем копать песок, насыпать в ведёрки, формочки, просеивать через сито, лепить пирожки, куличики.

Сформировано умение слушать и отвечать на вопросы, отгадывать загадку.

9.

Познавательно-исследовательская деятельность

Игра «Мельница-вертельница»

Волшебница:

- А хотите поиграть с песком?

- У меня для вас есть игрушки – это мельница и совочек.

(Достаёт игрушки из мешочка)

- Давайте поиграем в игру «Мельница-вертельница».

- Я ставлю мельницу в тазик с песком, придерживаю рукой и аккуратно насыпаю совочком песок.

- Что происходит, ребята?

Просит одного – двух детей поиграть самостоятельно.

- Да!

Наблюдают за происходящем.

- Мельница крутиться, вращается.

У детей появляется желание экспериментировать.

Положительные эмоции.

Развивается логическое мышление.

10

Заключительная

Воспитатель предлагает вернуться из Волшебной страны.

- Нам, ребята, пора прощаться с Волшебницей и возвращаться в детский сад.

- Давайте закроем глаза и посчитаем в обратном порядке: три, два, один!

- Откройте глазки. Мы снова в нашей группе.

Дети прощаются.

Дети закрывают глаза, считают: 3, 2,1!

Открывают глаза.

Закреплены и систематизированы знания детей о неживой природе.

Развита любознательность, стремление экспериментировать, исследовать.

Активизирован словарь по теме: «Чудеса неживой природы».

11

Рефлексия «Волшебный сундучок»

- Ребята, скажите, куда мы с вами сегодня путешествовали?

- Какая из Волшебных стран вам понравилась больше всего?

- У меня в руках «Волшебный сундучок», в котором медали-смайлики с улыбкой и грустью.

- Если вам понравилось возьмите весёлого смайлика, а если не очень – грустного.

Ответы детей:

- В Волшебную страну: воды, камней и песка.

Ответы детей.

Внимательно слушают.

Дети выбирают медаль-смайлик, которая подходит их настроению, и одевают на шею.

Активно и доброжелательно взаимодействуют с воспитателем.

Положительные эмоции.

IMGA0029


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности и развитию мелкой моторики "Камни бывают разные"

Тема: «Камни бывают разные»Цель: Закрепить знания детей о разнообразии мира камней .Программные задачи:Обучающие:Расширить знания о разнообразии камней, познакомить детей с их свойствами, особенностям...

Примерный план – конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Дары осени» (Осень)

Примерный план – конспектнепосредственно образовательной деятельностипо познавательно-исследовательской деятельностиТема: «Дары осени» (Осень)...

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...