Открытое занятие в подготовительной группе «Экскурсия в картинную галерею»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к миру изобразительного искусства

Задачи:

Развивающие: развивать эстетическое восприятие через художественное слово, творческое воображение, желание высказаться по поводу увиденного и переживаемого.

Воспитательные: вызвать интерес к произведениям изобразительного искусства русских художников Третьяковской галереи, эмоциональный отклик на настроение живописных полотен

Образовательные: учить видеть художественные средства создания образа, различать цветовые оттенки; закрепить у детей представления о том, что такое живопись, об особенностях ее жанров и средств выразительности.

 

Словарная работа: жанр, живопись, натюрморт, пейзаж, портрет, палитра (богатая  - сдержанная, теплая - холодная)

 

Предварительная работа:

  1. рассматривание репродукций картин разных жанров;
  2. составление описательных рассказов по картинам;
  3. проведение дидактических игр «Составь натюрморт», «Нарисуй пейзаж», «Найди картину по палитре»;
  4. чтение стихотворений о природе;
  5. наблюдение за природой на участке детского сада,

Материал для занятия:     

  1. репродукции картин каждого жанра;
  2. отрывки из музыкальных произведений;
  3. материал для дидактических игр: «Собери натюрморт», «Составь портрет» .
  4. Демонстрация видео с изображением картин «Третьяковской галереи»

 

 

Ход занятия

 

Мотивационный момент.

Воспитатель:

Это место так чудесно,

Здесь всё очень интересно,

Здесь картины в ряд стоят,

Посмотреть на них велят

Как же место то зовётся?

Есть ответ у нас один,

Это выставка ….(картин)

-Дети, сегодня я хочу пригласить Вас на экскурсию в картинную галерею.

-Как вы думаете, что там можно увидеть?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Верно, картины.

Картинная галерея – это помещение, дом-музей, где хранятся картины. Туда люди приходят ими любоваться.

- Кто работает в картинной галерее?

Ответы детей.

(Экскурсоводы, хранители музейных ценностей, реставраторы)

Воспитатель:

Мы на выставку идём

Как себя мы там ведём?

 

 Воспитатель: Помните правила поведения в выставочном зале?

Ответы детей:

(не шуметь, громко не разговаривать, ходить тихонько, не топать, картины руками не трогать, внимательно слушать экскурсовода). 

Воспитатель: Кто же создает картины?

Ответы детей.

Правильно, художник.

-А как еще можно назвать картины?

Ответы детей.

-Произведения живописи.

Воспитатель:

- Давайте вспомним, что такое живопись?

Ответы детей.

Воспитатель:

Живопись – это один из видов изобразительного искусства.

Секрет живописи в том, что художник с помощью кистей и красок создает как бы живой, видимый нами словно через окно, мир. Под его кистью оживают деревья, цветы, море. Но краски в руках настоящего художника, могут рассказать не только о том, что он увидел, но и о том, что он в это время чувствовал: радость или печаль, тревогу или спокойствие. Краски могут создавать настроение. Одни цвета радуют, другие волнуют.

Рисование на ту или иную тему называется «Жанр». Мы сегодня повторим разные жанры живописи.

- Давайте создадим себе хорошее настроение перед экскурсией.

 

Психогимнастика «Я – солнышко».

«Я - маленькое солнышко. Я просыпаюсь, умываюсь. Я расчесываю свои лучики и поднимаюсь над горизонтом.

Я – большой шар. У меня много тепла и света. Я дарю тепло всей земле и всем людям. Я – вдыхаю тепло, я лечу над землей и освещаю ее».

Воспитатель:

- Приглашаю Вас в первый зал.

- Ребята, посмотрите, сколько красивых картин. Рассмотрим внимательно каждую картину и вспомним, к какому жанру живописи она относится?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Ребята, как вы поняли, что это натюрморты?

Ответы детей.

Ребенок читает стихотворение:

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу ,или торт

Или все предметы сразу-

Знай, что это - натюрморт.

Воспитатель:

Замечательная картина Евгения Владимировича Зуева «Дары леса». Полюбуйтесь ею. Как вы думаете, почему автор так её назвал? Что здесь изображено?

Ответы детей: - Всё то, что изображено на картине растет в лесу и всё это нам дарит лес.

Воспитатель:

- А что означает слово «дар»?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Правильно, дар – это значит доставить радость, найти что-нибудь красивое, нарядное, нужное, вкусное и подарить тому, кого ты любишь. Речь здесь идет о лесе

Воспитатель:

 - Художник обращает наше внимание на обилие, богатство, естественную красоту и разнообразие форм, цветов и оттенков природных даров. Художник прославляет щедрость лесов, красоту осенних лесных даров.

Воспитатель: Глядя на картину, что мы видим?

Ответы детей.

Предполагаемое описание (художник предлагает нам полюбоваться тому, как много вырастил лес, какое разнообразие ягод. Вот в туеске лежит спелая сочная смородина, рядом кисловато-красноватая клюква, сверкают рассыпанные гроздья рябины. А какое обилие грибов. Тут и белые грибы, и маслята, разноцветные сыроежки, рыжие лисички)

 

 

Воспитатель: Яркая ткань и коромысло дополняют натюрморт. Картина как живая, глядя на все, ощущаешь себя в лесу. Автор не только дает нам возможность любоваться дарами, но и задумываться, что надо бережно относится к лесу.

Воспитатель: Следующая картина художника Петра Петровича Кончаловского «Яблоки на столе у печи». О чем же здесь нам хотел рассказать художник?

Ответы детей.

Предполагаемое описание (Художник хотел рассказать нам о красоте яблок, о том, как их много, какие они разные по цвету и форме)

Воспитатель: А еще?

Ответы детей:

 Предполагаемое описание (Пётр Петрович предлагает нам полюбоваться и восхититься их разноцветьем, красотой округлых форм, разной величиной, их спелостью, сочностью)

Воспитатель:

- А о чем же интересно хотел нам рассказать художник Фёдор Петрович Толстой в своей картине «Букет цветов, бабочка и птичка»?

Ответы детей:

Предполагаемое описание (О красоте живого мира. О растениях, цветах и живых существах – птицах, бабочках, мушках, гусеницах, которые все вместе, и составляют этот живой мир).

Воспитатель:

Как вы думаете, ребята, о чем еще думал художник, когда писал эту картину?

Ответы детей.

Предполагаемые ответы (Федор Петрович своей картиной говорит нам: будьте внимательны к природе, и она щедро откроет вам свою красоту, свои тайны).

Воспитатель:

 Такие красивые картины можно рассматривать часами и любоваться ими. Их так много.

Что же такое натюрморт?

Ответы детей.

Натюрморт - это композиция, составленная из природных предметов и вещей сделанных руками человека.

Воспитатель: Ребята, хочу сказать, что натюрморт писать не так-то легко.

Почему?

Ответы детей.

Предполагаемые ответы (Все художники, натюрморты, которых были размещены на выставке, сначала рассматривали предметы, затем выбирали понравившиеся им и составляли из них композицию, расставляли красиво, как им нравилось. При этом обращали внимание на то, чтобы среди предметов выделялся какой-то главный: более крупный или более яркий по сравнению с остальными предметами. После чего начинали писать натюрморт, глядя на композицию, а самое главное старались точно передать форму, цвет, место расположения предметов)

Воспитатель: Несмотря на кажущуюся простоту данного жанра, натюрморт стал достаточно многогранным направлением. Нужно было передать форму предметов с максимальной точностью, отразить натуральность. В результате фрукты на картинах выглядели вкусными и сочными, ткани хотелось потрогать на ощупь, а цветы выглядели настолько натурально, что казалось, что они благоухают.

- А что изображают художники этого жанра?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Художники рассказывают красками, как прекрасен  наш мир, славят богатство и изобилие природы, труд людей, создавших эти предметы и предлагают нам  полюбоваться этими вещами, увидеть их красоту.

- Найдите самый вкусный натюрморт.

- Самый спелый натюрморт.

- Самый необычный.

Ребята, я предлагаю вам создать свой натюрморт, из предложенных предметов, и придумать название своей картине.

 

Д/И «Составь натюрморт».

 

Воспитатель:

- Переходим в следующий зал.

- Что изображено на этих картинах?

Ответы детей.

Воспитатель.

- Верно, природа.

- Ребята, вспомните, как называются картины с изображением природы?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Ребята, скажите, как вы поняли, что это пейзажи?

 

Ребенок: Если видишь на картине, нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Воспитатель:

Люди начали изображать пейзаж еще в далекие времена, но почти всегда эти изображения были лишь фоном для портрета или какой-нибудь сцен. И только 300 лет тому назад появились пейзажи - картины, в которых изображение природы было главным.

-О чем художники хотят нам рассказать, когда пишут пейзаж?

Ответы детей.

Предполагаемые ответы ( О красоте дикой природы – лес, море, горы и о природе, измененной руками человека – парк, сквер, аллея. О разнообразии ее состояний: утро, вечер, ночь, закат, зима, осень, весна и лето. И здесь художники передают свое настроение, состояние – то, что происходит в душе человека, когда он видит солнце, ощущает холодный ветер, дождь или снег)

Воспитатель: - С помощью чего художники передают свое настроение?

Ответы детей.

Воспитатель: - Какое настроение передают теплые тона? (Бледные тона)?

Ответы детей

 Предполагаемые ответы (яркие, теплые тона передают веселое, радостное настроение. Бледные холодные тона вызывают грусть, заставляют задуматься).

Физкультминутка «Краски»

Яркими красками с кистью в руке

Буду писать на таком языке.

Листья на дереве – краской зеленой (рисуем контуры листьев в воздухе);

Краской коричневой – горные склоны (обеими руками показываем громадные горы);

Краской оранжевой – жаркое солнце (очерчиваем круг);

Желтой – колосья созревшего хлеба (маховыми движениями имитируем колыхание колосков);

Синею краской – прозрачное небо (правая рука водит справа налево, потом левая);

Белого голубя белым оставлю (взмахи руками)

Целый рассказ я из красок составлю

 

Воспитатель: На выставке представлены 4 пейзажа - лето, осень, зима, весна. Посмотрите, как изображали художники разные времена года.

- Из какой же картины пахнет весной? (подходим к картине А.Саврасова «Грачи прилетели»)

Ответы детей.

Воспитатель:

- Эту картину написал русский художник А.Саврасов. Он очень любил рисовать раннюю весну: земля еще под снегом, лишь кое-где видны первые проталины. Для Саврасова весна - образ праздничного пробуждения природы.

Воспитатель: Если встать вот здесь, около пруда, около старых кривых берез, что можно услышать?

Ответы детей

Воспитатель:

  • А если пройти дальше, в деревню. Что там?

Ответы детей

Воспитатель:

  • А еще дальше, в поле? Какого цвета снег?

Ответы детей

Воспитатель:

  • Какие цвета в картине, праздничные яркие или наоборот?

Ответы детей

Воспитатель:

  • Какое настроение вызывает картина?

Ответы детей

Воспитатель:

  • Как интересно! Посмотрите, краски неяркие, неброские, а ощущение предпраздничное. Как же этого добился художник? (Грачи весело копошатся, солнце пробивается из-за облаков, белая колоколенка светится.)
  • Как бы вы назвали эту картину?

Ответы детей

Воспитатель:

  • А.Саврасов назвал ее «Грачи прилетели».
  • Какое время года идет за весной? Конечно лето. Найдите в нашей галерее лето.

подходим к картине А.Саврасова «Водопад»

  • А вот еще одна картина А.Саврасова - это «Водопад».

Воспитатель:

-Что изображено на картине?

Ответы детей

          Воспитатель: Слышите - хрустальная вода весело журчит, перекатывается через серые валуны. Деревья будто тянутся к воде, хотят искупаться знойный день. А в прохладной глубине леса, в полумраке, две озорные козочки. Как вы думаете, что они там делают?

 Ответы детей

Воспитатель:

  • Посмотрите, какая глубокая картина, как далеко-далеко можно зайти в нее. Пойдемте вдоль лесной речки. Что еще вы видите? А что слышите? Чувствуете?

Ответы детей

Воспитатель:

  • Сколько оттенков зеленого, коричневого, голубого увидел художник в природе и передал в картине. Хорошо летом, правда? Но вот прошло, пролетело лето красное. Пожелтела травка, «высохли цветы, и глядят уныло голые кусты». Наступила...? Осень, (подходим к картине И.Левитана «Золотая осень»)
  • Посмотрите, какая красивая осень - светлая, задумчивая, как в стихах.

Ребенок: «Лес - точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной. ...

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье...» Н.Бунин

Воспитатель:

  • Прекрасные стихи и прекрасная картина! Как будто художник и поэт вместе любовались красотой осеннего дня.
  • Какое настроение вызывает у вас картина?

Ответы детей

Воспитатель:

Написал эту картину И.Левитан и назвал ее «Золотая осень». Посмотрите, какие яркие и насыщенные краски на переднем плане и мягкие приглушенные на заднем. Благодаря этому контрасту картина кажется глубокой. А еще почему? (речка, уходящая вдаль; холмы, леса вдалеке;)

  • Между прочим, Левитан учился у Саврасова и очень любил его как учителя и как человека.
  • Хороша осень, но и она проходит. Свинцовые серые тучи закрывают холодное небо, голые деревья одеваются в пушистые белые шубы, наступает...? Зима, (переходим к картине Н. Марковой «Дуб в Коломенском»)

          Воспитатель: Какое настроение вызывает у вас картина?

 Ответы детей

-Чем еще кроме красок можно передать свое настроение?

Ответы детей

Воспитатель:- Многие музыканты, любуясь красотой природы, сочиняли музыку.

- Давайте послушаем отрывки из музыкальных произведений, и представим, какому пейзажу соответствует музыка. (Звучат отрывки из муз. произведений)

- Найдем радостный, грустный, тревожный пейзаж.

 

Воспитатель:

- Переходим в следующий зал.

- Какой жанр живописи представлен здесь?

Ответы детей:

Воспитатель:

- Кто обычно изображен на портрете?

Ответы детей

 Предполагаемые ответы (Это человек или группа людей, это и взрослые, и дети, иногда мы можем увидеть, кто они по профессии: врачи, строители, музыканты)

Воспитатель:

- На что похож портрет?

Ответы детей

(На фотографию)

Воспитатель:

И здесь художники изображают не только их лица, позу, одежду, но и их настроение: грустное или радостное, спокойное или взволнованное.

- Давайте рассмотрим портреты. Какие из них Вам понравились больше всего? Почему? (обсуждение)

- А сейчас я приглашаю Вас в художественную мастерскую. Мы ненадолго превратимся в настоящих реставраторов. В нашей помощи нуждаются портреты, которые от времени пришли в непригодность, нам необходимо их восстановить.

 

 Д/И «Собери портрет»

Рефлексия.

-  Ну  вот, и подошла к концу наша экскурсия.

  •  Существует такая легенда. Однажды один греческий художник, Апеллес, написал на холсте гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг прилетели птицы и стали клевать нарисованный виноград. Это говорит о том, что художник с помощью красок может очень живо, похоже передать мир, который мы видим вокруг себя. Вот и мы с вами как будто побывали в гостях у времен года, отведали сочных яблок, благодаря искусству великих художников.
  • Запомнили каких? Назовите

Ответы детей

Воспитатель:

- Появилась ли у Вас любимая картина в нашей галерее?

Ответы детей

Воспитатель:

Предлагаю во второй половине дня, каждому из вас нарисовать тот жанр живописи, который больше всего понравился! А потом мы оформим свою картинную галерею и пригласим родителей и детей из других групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_na_konkurs_tretyakovskaya_galereya.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

                УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИНСКОГО РАЙОНА

«ДЕТСКИЙ САД № 63»

353211, Краснодарский край, Динской район, станица Новотитаровская, улица Степная, 21/2

Конспект НОД

в подготовительной группе

«Экскурсия в картинную галерею»

                                                       воспитатель Великохацкая Д.И.

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к миру изобразительного искусства

Задачи:

Развивающие: развивать эстетическое восприятие через художественное слово, творческое воображение, желание высказаться по поводу увиденного и переживаемого.

Воспитательные: вызвать интерес к произведениям изобразительного искусства русских художников Третьяковской галереи, эмоциональный отклик на настроение живописных полотен

Образовательные: учить видеть художественные средства создания образа, различать цветовые оттенки; закрепить у детей представления о том, что такое живопись, об особенностях ее жанров и средств выразительности.

Словарная работа: жанр, живопись, натюрморт, пейзаж, портрет, палитра (богатая  - сдержанная, теплая - холодная)

Предварительная работа:

  1. рассматривание репродукций картин разных жанров;
  2. составление описательных рассказов по картинам;
  3. проведение дидактических игр «Составь натюрморт», «Нарисуй пейзаж», «Найди картину по палитре»;
  4. чтение стихотворений о природе;
  5. наблюдение за природой на участке детского сада,

Материал для занятия:      

  1. репродукции картин каждого жанра;
  2. отрывки из музыкальных произведений;
  3. материал для дидактических игр: «Собери натюрморт», «Составь портрет» .
  4. Демонстрация видео с изображением картин «Третьяковской галереи»

Ход занятия

Мотивационный момент.

Воспитатель:

Это место так чудесно,

Здесь всё очень интересно,

Здесь картины в ряд стоят,

Посмотреть на них велят

Как же место то зовётся?

Есть ответ у нас один,

Это выставка ….(картин)

-Дети, сегодня я хочу пригласить Вас на экскурсию в картинную галерею.

-Как вы думаете, что там можно увидеть?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Верно, картины.

Картинная галерея – это помещение, дом-музей, где хранятся картины. Туда люди приходят ими любоваться.

- Кто работает в картинной галерее?

Ответы детей.

(Экскурсоводы, хранители музейных ценностей, реставраторы)

Воспитатель:

Мы на выставку идём

Как себя мы там ведём?

 

 Воспитатель: Помните правила поведения в выставочном зале?

Ответы детей:

(не шуметь, громко не разговаривать, ходить тихонько, не топать, картины руками не трогать, внимательно слушать экскурсовода). 

Воспитатель: Кто же создает картины?

Ответы детей.

Правильно, художник.

-А как еще можно назвать картины?

Ответы детей.

-Произведения живописи.

Воспитатель:

- Давайте вспомним, что такое живопись?

Ответы детей.

Воспитатель:

Живопись – это один из видов изобразительного искусства.

Секрет живописи в том, что художник с помощью кистей и красок создает как бы живой, видимый нами словно через окно, мир. Под его кистью оживают деревья, цветы, море. Но краски в руках настоящего художника, могут рассказать не только о том, что он увидел, но и о том, что он в это время чувствовал: радость или печаль, тревогу или спокойствие. Краски могут создавать настроение. Одни цвета радуют, другие волнуют.

Рисование на ту или иную тему называется «Жанр». Мы сегодня повторим разные жанры живописи.

- Давайте создадим себе хорошее настроение перед экскурсией.

Психогимнастика «Я – солнышко».

«Я - маленькое солнышко. Я просыпаюсь, умываюсь. Я расчесываю свои лучики и поднимаюсь над горизонтом.

Я – большой шар. У меня много тепла и света. Я дарю тепло всей земле и всем людям. Я – вдыхаю тепло, я лечу над землей и освещаю ее».

Воспитатель:

- Приглашаю Вас в первый зал.

- Ребята, посмотрите, сколько красивых картин. Рассмотрим внимательно каждую картину и вспомним, к какому жанру живописи она относится?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Ребята, как вы поняли, что это натюрморты?

Ответы детей.

Ребенок читает стихотворение:

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу ,или торт

Или все предметы сразу-

Знай, что это - натюрморт.

Воспитатель:

Замечательная картина Евгения Владимировича Зуева «Дары леса». Полюбуйтесь ею. Как вы думаете, почему автор так её назвал? Что здесь изображено?

Ответы детей: - Всё то, что изображено на картине растет в лесу и всё это нам дарит лес.

Воспитатель:

- А что означает слово «дар»?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Правильно, дар – это значит доставить радость, найти что-нибудь красивое, нарядное, нужное, вкусное и подарить тому, кого ты любишь. Речь здесь идет о лесе

Воспитатель:

 - Художник обращает наше внимание на обилие, богатство, естественную красоту и разнообразие форм, цветов и оттенков природных даров. Художник прославляет щедрость лесов, красоту осенних лесных даров.

Воспитатель: Глядя на картину, что мы видим?

Ответы детей.

Предполагаемое описание (художник предлагает нам полюбоваться тому, как много вырастил лес, какое разнообразие ягод. Вот в туеске лежит спелая сочная смородина, рядом кисловато-красноватая клюква, сверкают рассыпанные гроздья рябины. А какое обилие грибов. Тут и белые грибы, и маслята, разноцветные сыроежки, рыжие лисички)

Воспитатель: Яркая ткань и коромысло дополняют натюрморт. Картина как живая, глядя на все, ощущаешь себя в лесу. Автор не только дает нам возможность любоваться дарами, но и задумываться, что надо бережно относится к лесу.

Воспитатель: Следующая картина художника Петра Петровича Кончаловского «Яблоки на столе у печи». О чем же здесь нам хотел рассказать художник?

Ответы детей.

Предполагаемое описание (Художник хотел рассказать нам о красоте яблок, о том, как их много, какие они разные по цвету и форме)

Воспитатель: А еще?

Ответы детей:

 Предполагаемое описание (Пётр Петрович предлагает нам полюбоваться и восхититься их разноцветьем, красотой округлых форм, разной величиной, их спелостью, сочностью)

Воспитатель:

- А о чем же интересно хотел нам рассказать художник Фёдор Петрович Толстой в своей картине «Букет цветов, бабочка и птичка»?

Ответы детей:

Предполагаемое описание (О красоте живого мира. О растениях, цветах и живых существах – птицах, бабочках, мушках, гусеницах, которые все вместе, и составляют этот живой мир).

Воспитатель:

Как вы думаете, ребята, о чем еще думал художник, когда писал эту картину?

Ответы детей.

Предполагаемые ответы (Федор Петрович своей картиной говорит нам: будьте внимательны к природе, и она щедро откроет вам свою красоту, свои тайны).

Воспитатель:

 Такие красивые картины можно рассматривать часами и любоваться ими. Их так много.

Что же такое натюрморт?

Ответы детей.

Натюрморт - это композиция, составленная из природных предметов и вещей сделанных руками человека.

Воспитатель: Ребята, хочу сказать, что натюрморт писать не так-то легко.

Почему?

Ответы детей.

Предполагаемые ответы (Все художники, натюрморты, которых были размещены на выставке, сначала рассматривали предметы, затем выбирали понравившиеся им и составляли из них композицию, расставляли красиво, как им нравилось. При этом обращали внимание на то, чтобы среди предметов выделялся какой-то главный: более крупный или более яркий по сравнению с остальными предметами. После чего начинали писать натюрморт, глядя на композицию, а самое главное старались точно передать форму, цвет, место расположения предметов)

Воспитатель: Несмотря на кажущуюся простоту данного жанра, натюрморт стал достаточно многогранным направлением. Нужно было передать форму предметов с максимальной точностью, отразить натуральность. В результате фрукты на картинах выглядели вкусными и сочными, ткани хотелось потрогать на ощупь, а цветы выглядели настолько натурально, что казалось, что они благоухают.

- А что изображают художники этого жанра?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Художники рассказывают красками, как прекрасен  наш мир, славят богатство и изобилие природы, труд людей, создавших эти предметы и предлагают нам  полюбоваться этими вещами, увидеть их красоту.

- Найдите самый вкусный натюрморт.

- Самый спелый натюрморт.

- Самый необычный.

Ребята, я предлагаю вам создать свой натюрморт, из предложенных предметов, и придумать название своей картине.

Д/И «Составь натюрморт».

Воспитатель:

- Переходим в следующий зал.

- Что изображено на этих картинах?

Ответы детей.

Воспитатель.

- Верно, природа.

- Ребята, вспомните, как называются картины с изображением природы?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Ребята, скажите, как вы поняли, что это пейзажи?

Ребенок: Если видишь на картине, нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Воспитатель:

Люди начали изображать пейзаж еще в далекие времена, но почти всегда эти изображения были лишь фоном для портрета или какой-нибудь сцен. И только 300 лет тому назад появились пейзажи - картины, в которых изображение природы было главным.

-О чем художники хотят нам рассказать, когда пишут пейзаж?

Ответы детей.

Предполагаемые ответы ( О красоте дикой природы – лес, море, горы и о природе, измененной руками человека – парк, сквер, аллея. О разнообразии ее состояний: утро, вечер, ночь, закат, зима, осень, весна и лето. И здесь художники передают свое настроение, состояние – то, что происходит в душе человека, когда он видит солнце, ощущает холодный ветер, дождь или снег)

Воспитатель: - С помощью чего художники передают свое настроение?

Ответы детей.

Воспитатель: - Какое настроение передают теплые тона? (Бледные тона)?

Ответы детей

 Предполагаемые ответы (яркие, теплые тона передают веселое, радостное настроение. Бледные холодные тона вызывают грусть, заставляют задуматься).

Физкультминутка «Краски»

Яркими красками с кистью в руке

Буду писать на таком языке.

Листья на дереве – краской зеленой (рисуем контуры листьев в воздухе);

Краской коричневой – горные склоны (обеими руками показываем громадные горы);

Краской оранжевой – жаркое солнце (очерчиваем круг);

Желтой – колосья созревшего хлеба (маховыми движениями имитируем колыхание колосков);

Синею краской – прозрачное небо (правая рука водит справа налево, потом левая);

Белого голубя белым оставлю (взмахи руками)

Целый рассказ я из красок составлю

Воспитатель: На выставке представлены 4 пейзажа - лето, осень, зима, весна. Посмотрите, как изображали художники разные времена года.

-        Из какой же картины пахнет весной? (подходим к картине А.Саврасова «Грачи прилетели»)

Ответы детей.

Воспитатель:

-        Эту картину написал русский художник А.Саврасов. Он очень любил рисовать раннюю весну: земля еще под снегом, лишь кое-где видны первые проталины. Для Саврасова весна - образ праздничного пробуждения природы.

Воспитатель: Если встать вот здесь, около пруда, около старых кривых берез, что можно услышать?

Ответы детей

Воспитатель:

  • А если пройти дальше, в деревню. Что там?

Ответы детей

Воспитатель:

  • А еще дальше, в поле? Какого цвета снег?

Ответы детей

Воспитатель:

  • Какие цвета в картине, праздничные яркие или наоборот?

Ответы детей

Воспитатель:

  • Какое настроение вызывает картина?

Ответы детей

Воспитатель:

  • Как интересно! Посмотрите, краски неяркие, неброские, а ощущение предпраздничное. Как же этого добился художник? (Грачи весело копошатся, солнце пробивается из-за облаков, белая колоколенка светится.)
  • Как бы вы назвали эту картину?

Ответы детей

Воспитатель:

  • А.Саврасов назвал ее «Грачи прилетели».
  • Какое время года идет за весной? Конечно лето. Найдите в нашей галерее лето. 

подходим к картине А.Саврасова «Водопад»

  • А вот еще одна картина А.Саврасова - это «Водопад».

Воспитатель:

-Что изображено на картине?

Ответы детей

        Воспитатель: Слышите - хрустальная вода весело журчит, перекатывается через серые валуны. Деревья будто тянутся к воде, хотят искупаться знойный день. А в прохладной глубине леса, в полумраке, две озорные козочки. Как вы думаете, что они там делают?

 Ответы детей

Воспитатель:

  • Посмотрите, какая глубокая картина, как далеко-далеко можно зайти в нее. Пойдемте вдоль лесной речки. Что еще вы видите? А что слышите? Чувствуете?

Ответы детей

Воспитатель:

  • Сколько оттенков зеленого, коричневого, голубого увидел художник в природе и передал в картине. Хорошо летом, правда? Но вот прошло, пролетело лето красное. Пожелтела травка, «высохли цветы, и глядят уныло голые кусты». Наступила...? Осень, (подходим к картине И.Левитана «Золотая осень»)
  • Посмотрите, какая красивая осень - светлая, задумчивая, как в стихах.

Ребенок: «Лес - точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной. ...

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье...» Н.Бунин

Воспитатель:

  • Прекрасные стихи и прекрасная картина! Как будто художник и поэт вместе любовались красотой осеннего дня.
  • Какое настроение вызывает у вас картина?

Ответы детей

Воспитатель:

Написал эту картину И.Левитан и назвал ее «Золотая осень». Посмотрите, какие яркие и насыщенные краски на переднем плане и мягкие приглушенные на заднем. Благодаря этому контрасту картина кажется глубокой. А еще почему? (речка, уходящая вдаль; холмы, леса вдалеке;)

  • Между прочим, Левитан учился у Саврасова и очень любил его как учителя и как человека.
  • Хороша осень, но и она проходит. Свинцовые серые тучи закрывают холодное небо, голые деревья одеваются в пушистые белые шубы, наступает...? Зима, (переходим к картине Н. Марковой «Дуб в Коломенском»)

        Воспитатель: Какое настроение вызывает у вас картина?

 Ответы детей

-Чем еще кроме красок можно передать свое настроение?

Ответы детей

Воспитатель:- Многие музыканты, любуясь красотой природы, сочиняли музыку.

- Давайте послушаем отрывки из музыкальных произведений, и представим, какому пейзажу соответствует музыка. (Звучат отрывки из муз. произведений)

- Найдем радостный, грустный, тревожный пейзаж.

Воспитатель:

- Переходим в следующий зал.

- Какой жанр живописи представлен здесь?

Ответы детей:

Воспитатель:

- Кто обычно изображен на портрете?

Ответы детей

 Предполагаемые ответы (Это человек или группа людей, это и взрослые, и дети, иногда мы можем увидеть, кто они по профессии: врачи, строители, музыканты)

Воспитатель:

- На что похож портрет?

Ответы детей

(На фотографию)

Воспитатель:

И здесь художники изображают не только их лица, позу, одежду, но и их настроение: грустное или радостное, спокойное или взволнованное.

- Давайте рассмотрим портреты. Какие из них Вам понравились больше всего? Почему? (обсуждение)

- А сейчас я приглашаю Вас в художественную мастерскую. Мы ненадолго превратимся в настоящих реставраторов. В нашей помощи нуждаются портреты, которые от времени пришли в непригодность, нам необходимо их восстановить.

 Д/И «Собери портрет»

Рефлексия.

-  Ну  вот, и подошла к концу наша экскурсия.

  •  Существует такая легенда. Однажды один греческий художник, Апеллес, написал на холсте гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг прилетели птицы и стали клевать нарисованный виноград. Это говорит о том, что художник с помощью красок может очень живо, похоже передать мир, который мы видим вокруг себя. Вот и мы с вами как будто побывали в гостях у времен года, отведали сочных яблок, благодаря искусству великих художников.
  • Запомнили каких? Назовите

Ответы детей

Воспитатель:

- Появилась ли у Вас любимая картина в нашей галерее?

Ответы детей

Воспитатель:

Предлагаю во второй половине дня, каждому из вас нарисовать тот жанр живописи, который больше всего понравился! А потом мы оформим свою картинную галерею и пригласим родителей и детей из других групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с природой на тему "Экскурсия по временам года"

Программное содержание: •    Систематизировать знания детей о сезонных изменениях; •    Уметь узнавать по голосу животных и птиц, выделяя яркие отличительные признаки и...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с природой на тему "Экскурсия по временам года"

Программное содержание:Систематизировать знания детей о сезонных изменениях;Уметь узнавать по голосу животных и птиц, выделяя яркие отличительные признаки из внешнего вида;Воспитывать заботливое...

Конспект занятия в подготовительной группе "Экскурсия в картинную галерею"

«Экскурсия в картинную галерею»   Цели:     - рассказать о музее и его роли в жизни общества;     - дать представление о способах отражения в искусств...

Сюжетно - ролевая игра с детьми старшей группы "Экскурсия в картинную галерею"..

Сюжетно - ролевая игра "Экскурсия в картинную галерею"...

Конспект занятия в старшей группе "Путешествие в картинную галерею"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие в картинную галерею»

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие в картинную галерею»...