Технологическая карта занятия по экологическому воспитанию
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Технологическая карта занятия по экологическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx | 40.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
Образовательные области: познавательно – исследовательская, коммуникативная, экспериментирование, игровая
Тема занятия: «Внимание! «Экологическая проблема леса!»
Возрастная группа: Старшая группа
Цель занятия: Формирование навыков исследовательского поведения дошкольников при освоении правила существования животного и растительного мира «Пищевая цепочка»
Задачи:
Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
1)создать условия для понимания детьми взаимосвязи существования животного и растительного мира 2)способствовать освоению способа составления модели «Пищевая цепочка». 3)побуждать детей к анализу и синтезу возможных ситуаций экологических проблем леса | Способствовать развитию наглядно-образного мышления; зрительного внимания; умения устанавливать причинно-следственные связи; мыслительных операций: синтез, анализ. умений читать схему; составлять модель 3 - х составляющих; использования речи для выражения своих суждений | -воспитывать чувства гордости за выполненное дело и помощь взрослым; -воспитывать положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе |
Планируемый результат занятия: дети усвоят условия взаимосвязи существования животного и растительного мира и освоили способ составления модели «Пищевая цепочка».
Подготовительная работа: Проведение тематической недели «Дикие животные средней полосы России»
Материалы и оборудование: Компьютер, проектор, фрагмент видео фильма, презентация
Демонстрационный материал Презентация для занятия, Видео «Лесная рапсодия»
Раздаточный материал Макеты размещения животных по типу питания, напечатанные на бумаге – 4 шт., Карточки с изображением животных леса, Карточки с изображением растительности, Стрелки
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы,формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап | • Переключить внимание детей на предстоящую деятельность. • Стимулировать интерес к ней. | Ребята, подойдите ко мне, встаньте в круг. -Ребята, скажите, как называется город, в котором мы живем? -Правильно. Посмотрите, пожалуйста, это карта нашей Ленинградской области. Какие на карте присутствуют цвета? -Какого цвета больше? -Как вы думаете, что обозначает на карте зеленый цвет? -Правильно, это леса, луга. К Ребята, как вы думаете, природе нужно столько лесов и лугов? - Почему? | Вопросы | Двигательная деятельность (заинтересовываются) Коммуникативная деятельность (слушают) (отвечают) | Дети переключение внимание и заинтересовались в занятии |
2. | Основной этап | |||||
2.1. | Этап постановки проблемы | • Поставить проблему перед детьми или поставить цель предстоящей деятельность • Мотивировать (процесс вовлечения в деятельность). | Правильно, ребята, молодцы. Вы знаете, к нам в детский сад, в нашу группу пришло письмо. Прочтем его? Читает письмо: -«Ребята, я ученый – зоолог Соколова Наталья Петровна. Ко мне поступает очень много писем от жителей деревень, которые расположены рядом с лесом. Они жалуются на то, что зайцы нападают растения деревни, в том числе на плодовые деревья садов. Ребята, я предлагаю вам приехать ко мне на передвижную научную станцию и помочь мне разобраться с этой проблемой». Ребята, как Вы считаете сможете ли помочь Наталье Петровне? | Постановка проблемного вопроса | Коммуникативная деятельность (ответы) | Дети высказали предположения |
2.2 | Этап ознакомления с материалом | •Актуализировать имеющиеся знания, представления. •Сформировать новые представления | - Для этого нам нужно отправиться в путь…. Готовы? Тогда вперед, на самолет. Самолёт Руки в стороны — в полёт Отправляем самолёт, Правое крыло вперёд, Левое крыло вперёд. Раз, два, три, четыре — Полетел наш самолёт - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Петровна, я - ученый-зоолог. Спасибо, что согласились помочь мне. В этом лесу происходят непонятные события. От этого страдают животные. (Показ фото через проектор экологических проблем животных леса). Подойдите, пожалуйста, к столу. - Здесь лежат изображения животных этого леса. Я знаю, что вы много знаете. | Вопросы Показ иллюстрации | Смотрят фото с помощью ЭОР Подходят к столу Распределяются по парам и выполняют задание Самостоятельная работа детей | |
2.3 | Этап практического решения проблемы | •Актуализировать сформированные представления | Помогите распределить этих животных по типу питания на группы и соответственно этого разместить их на макетах. На зеленое поле вы поместите травоядных животных, на красное - хищников, на синее - всеядных животных (в перечне изображений животных нет заведомо не предлагается изображение хищников) Работать предлагаю в парах. Выберете себе пару, для того, чтобы вам было удобно и комфортно работать. Приступайте! - Вы заметили что-нибудь необычное? - Как вы думаете, ребята, что это означает? - Правильно. С моими коллегамизоологами мы так же имели предположение, что в этом лесу нет хищников. Нам предстоит вместе с Вами разобраться в этом вопросе. - Скажите, к каким источникам информации необходимо обратиться для того, что бы справиться с этой проблемой? Какой источник нам поможет в этом случае? -Правильно. Для того, что бы разобраться в этом вопросе нужна научная информация, я её нашла в интернете (информация считывается воспитателем со слайда) - В природе существуют последовательные связи, возникающие в экосистеме между хищниками их жертвами. - Ребята перед вами находятся карточки с изображением составляющих пищевой цепочки. Скажите, что изображено на них? - Какие именно животные, если делитьих по типу питания? - Правильно. Эту пищевую цепочку вам предстоит выстроить. -Ребята, у вас получилось составить пищевую цепочку? - Как вы думаете, почему? Что вы делаете, когда испытываете затруднение? Правильно, но сейчас я предлагаю справится с затруднением нам вместе- Для начала давайте рассмотрим карточки: 1) сколько составляющих в пищевой цепочке; 2) какой знак помогает понять зависимость питания?; 3) с какой стороны читается цепочка. Растения травоядное животное хищник Как вы думаете, какая карточка будет первая? Правильно, начать надо с растения. Растения обязательно кому – то нужны в качестве питания. Назовите этого обитателя природы! Правильно, травоядное животное в свою очередь тоже служит для кого – то пищей. Подумайте и ответьте для кого? Вот это и есть последовательность связей, возникающих в экосистеме между хищниками и их жертвами. Это правило существования животного и растительного мира. Называется «Пищевая цепочка». Глядя на эту последовательность, можно сделать предположение. Начните его со следующих слов: «Если исчезнет …» Продолжите фразу! Если дети не сделают вывод, то одну из составляющих пищевой цепочки, обозначенной на экране исключить (с помощью ЭОР) и задать вопрос: «Смогут ли животные жить друг без друга?» - Теперь вы сможете правильно, в нужной последовательности составить пищевую цепочку? - Приступайте - Теперь у вас получилось выполнить задание? Почему? -Я вместе с учёными зоологами горжусь вами . Вы справились с заданием. -Ребята, теперь вы сможете выстроить пищевые цепочки животных этого леса. Приступайте. - Справились? -Уверена у вас получилось. Каким правилом Вы пользовались, решая экологическую проблему? Каким источником информации вы воспользовались для того, чтобы получить это правило? Обладая такими знаниями, вы сможете объяснить, почему гибнет растительность в этом лесу? - Какой же выход из сложившейся ситуации в этом лесу вы сможете предложить? - Правильно, ребята. Что будет когдахищников станет достаточно в лесу? Спасибо, ребята, что помогли разобраться в нашей экологической проблеме. А сейчас я предлагаю Вам посмотреть видео, которое сняли мои коллеги из жизни животных. - За вашу помощь я сделаю вам подарок, вот вам диск с этим видео, для того чтобы вы смогли посмотреть его с вашими товарищами в группе. А теперь вам пора обратно в детский сад. До свидания. Занимаем места в самолёте Самолёт Руки в стороны — в полёт Отправляем самолёт, Правое крыло вперёд, Левое крыло вперёд. Раз, два, три, четыре — Полетел наш самолёт | Проблемный вопрос | Коммуникативная деятельность (ответы) (слушают) Рассматривают Рассматривают лежащие на столе картинки животных (выполняют задание индивидуально) Смотрят видео (…) Берут диск и отправляются в детский сад. | Умение анализировать собственную деятельность, необходимую для разрешения проблемы Умение строить модель «Пищевая цепочка» через анализ её составляющих и синтез, как способ её получения Умение пользоваться при помощи взрослых источниками информации. Умение применять знания для построения пищевой цепочки для конкретных животных леса |
3. | Заключительный этап | • Закрепить сформированные представления (умения). • Обобщить сформированные представления. • Формировать элементарные навыки самоконтроля и самооценки. | - Вам понравилось путешествие, ребята? -Скажите, где мы с вами были сегодня? -Что вы делали на станции? Кому помогали? Ребята, скажите, где может пригодится информация, которую вы сегодня узнали? -Ребята, я горжусь вами! Вы молодцы! | Вопросы Прием подведение итогов Рефлексия Поощрение | Коммуникативная деятельность (отвечают) | закрепили полученные знания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта НОД по экологическому воспитанию «В гостях у Лесовичка»
Продолжать формировать у дошкольников представления о жизни растений и животных, о взаимосвязи между поведением людей в природе и состоянием окружающей среды, педагогу необходимо на протяжении всего в...
Технологическая карта НОД по экологическому воспитанию "Дикие животные и их детёныши" для детей раннего возраста
Технологическая карта НОД по экологическому воспитаниюТема занятия: «Дикие животные и их детеныши»Приоритетная образовательная область: познавательное развитиеМетоды и приемы: Словесный - ...
Технологическая карта занятия по экологическому развитию «Юные экологи»
Технологическая карта занятия по экологическому развитию«Юные экологи»Цель: Расширение представлений детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи ч...
Технологическая карта занятия "Внимание! Экологическая проблема!"
Образовательная(ые) область(и): познавательное развитие.Возрастная группа: старшая группа, 5-6 лет.Цель занятия: Формирование навыков исследовательского поведения дошкольников при освоении правила сущ...
Методическая разработка: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА "Подводный мир". (экологическое воспитание)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАОрганизованной образовательной деятельностиТема: Подводный мир. (экологическое воспитание)Возраст: подготовительная группаЦель: закрепление знаний детей о море и морских обитателя...
Технологическая карта занятия по экологическому воспитанию Квест "Кладоискатели"
Технологическая карта занятия по экологическому воспитаниюТема занятия: «Кладоискатели»Образовательная область: Познавательное развитиеВозрастная группа: СтаршаяЦель занятия: Развитие у де...
Технологическая карта НООД по экологическому воспитанию в младшей группе с помощью моделирования
Цель: Познакомить детей с частями и строением растения (Стебель, лист, цветок). Задачи:Образовательные:- Закрепить знание названий частей растения с помощью модели;Развивающие:...