Технологическая карта занятия по экологическому воспитанию
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Технологическая карта занятия по экологическому воспитанию 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Образовательные области: познавательно – исследовательская, коммуникативная, экспериментирование, игровая

Тема занятия: «Внимание! «Экологическая проблема леса!»

Возрастная группа: Старшая группа  

Цель занятия: Формирование навыков исследовательского поведения дошкольников при освоении правила существования животного и растительного мира «Пищевая цепочка»

Задачи:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

1)создать условия для понимания детьми взаимосвязи существования животного и растительного мира

2)способствовать освоению способа составления модели «Пищевая цепочка».

3)побуждать детей к анализу и синтезу возможных ситуаций экологических проблем леса

Способствовать развитию

наглядно-образного мышления;

зрительного внимания;

умения устанавливать причинно-следственные связи;

мыслительных операций: синтез, анализ.

умений

 читать схему;

 составлять модель 3 - х составляющих;

 использования речи для выражения своих суждений

-воспитывать чувства гордости за выполненное дело и помощь взрослым;

-воспитывать положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе

Планируемый результат занятия: дети усвоят  условия взаимосвязи существования животного и растительного мира и освоили способ составления модели «Пищевая цепочка».

Подготовительная работа: Проведение тематической недели «Дикие животные средней полосы России»

Материалы и оборудование: Компьютер, проектор, фрагмент видео фильма, презентация

Демонстрационный материал Презентация для занятия, Видео «Лесная рапсодия»

Раздаточный материал Макеты размещения животных по типу питания, напечатанные на бумаге – 4 шт., Карточки с изображением животных леса, Карточки с изображением растительности, Стрелки

Этапы,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Методы,формы,

приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

•  Переключить внимание детей на предстоящую деятельность.

•  Стимулировать интерес к ней.

Ребята, подойдите ко мне, встаньте в

круг.

-Ребята, скажите, как называется город,

в котором мы живем?

-Правильно. Посмотрите, пожалуйста,

это карта нашей Ленинградской области.

Какие на карте присутствуют цвета?

-Какого цвета больше?

-Как вы думаете, что обозначает на

карте зеленый цвет?

-Правильно, это леса, луга. К

Ребята, как вы думаете, природе нужно

столько лесов и лугов?

- Почему?

Вопросы

Двигательная деятельность

(заинтересовываются)

Коммуникативная деятельность

(слушают)

(отвечают)

Дети переключение внимание и заинтересовались в занятии

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

•         Поставить проблему перед детьми или поставить цель предстоящей деятельность

•        Мотивировать (процесс вовлечения в деятельность).

Правильно, ребята, молодцы. Вы

знаете, к нам в детский сад, в нашу

группу пришло письмо. Прочтем его?

Читает письмо:

-«Ребята, я ученый – зоолог Соколова

Наталья Петровна. Ко мне поступает

очень много писем от жителей

деревень, которые расположены рядом

с лесом. Они жалуются на то, что зайцы

нападают растения деревни, в том

числе на плодовые деревья садов.

Ребята, я предлагаю вам приехать ко

мне на передвижную научную станцию

и помочь мне разобраться с этой

проблемой».

Ребята, как Вы считаете сможете ли

помочь Наталье Петровне?

Постановка проблемного вопроса

Коммуникативная деятельность

(ответы)

Дети высказали предположения

2.2

Этап ознакомления с материалом

•Актуализировать имеющиеся знания, представления.

•Сформировать новые представления

- Для этого нам нужно отправиться в

путь…. Готовы? Тогда вперед, на

самолет.

Самолёт

Руки в стороны — в полёт

Отправляем самолёт,

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре —

Полетел наш самолёт

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут

Наталья Петровна, я - ученый-зоолог.

Спасибо, что согласились помочь мне.

В этом лесу происходят непонятные

события.

От этого страдают животные. (Показ

фото через проектор экологических

проблем животных леса).

Подойдите, пожалуйста, к столу.

- Здесь лежат изображения животных

этого леса. Я знаю, что вы много

знаете.

Вопросы

Показ иллюстрации

Смотрят фото с

помощью ЭОР

Подходят к столу

Распределяются по

парам и выполняют

задание

Самостоятельная

работа детей

2.3

Этап практического решения проблемы

•Актуализировать сформированные представления

Помогите распределить

этих животных по типу питания на

группы и соответственно этого

разместить их на макетах. На зеленое

поле вы поместите травоядных

животных, на красное - хищников, на

синее - всеядных животных (в перечне

изображений животных нет заведомо

не предлагается изображение

хищников) Работать предлагаю в парах.

Выберете себе пару, для того, чтобы

вам было удобно и комфортно

работать.

Приступайте!

- Вы заметили что-нибудь необычное?

- Как вы думаете, ребята, что это

означает?

- Правильно. С моими коллегамизоологами мы так же имели

предположение, что в этом лесу нет

хищников. Нам предстоит вместе с

Вами разобраться в этом вопросе.

- Скажите, к каким источникам

информации необходимо обратиться

для того, что бы справиться с этой

проблемой?

Какой источник нам поможет в этом

случае?

-Правильно. Для того, что бы

разобраться в этом вопросе нужна

научная информация, я её нашла в

интернете (информация считывается

воспитателем со слайда)

- В природе существуют

последовательные связи, возникающие

в экосистеме между хищниками их

жертвами. - Ребята перед вами

находятся карточки с изображением

составляющих пищевой цепочки.

Скажите, что изображено на них?

- Какие именно животные, если делитьих по типу питания?

- Правильно.

Эту пищевую цепочку вам предстоит

выстроить.

-Ребята, у вас получилось составить

пищевую цепочку?

- Как вы думаете, почему?

Что вы делаете, когда испытываете

затруднение?

Правильно, но сейчас я предлагаю

справится с затруднением нам вместе- Для начала давайте рассмотрим

карточки: 1) сколько составляющих в

пищевой цепочке; 2) какой знак

помогает понять зависимость питания?;

3) с какой стороны читается цепочка.

Растения травоядное животное

 хищник

Как вы думаете, какая карточка будет

первая?

Правильно, начать надо с растения.

Растения обязательно кому – то нужны

в качестве питания. Назовите этого

обитателя природы!

Правильно, травоядное животное в

свою очередь тоже служит для кого –

то пищей. Подумайте и ответьте для

кого?

Вот это и есть последовательность

связей, возникающих в экосистеме

между хищниками и их жертвами.

Это правило существования животного

и растительного мира. Называется

«Пищевая цепочка».

Глядя на эту последовательность,

можно сделать предположение.

Начните его со следующих слов: «Если

исчезнет …» Продолжите фразу!

Если дети не сделают вывод, то одну

из составляющих пищевой цепочки,

обозначенной на экране исключить (с

помощью ЭОР) и задать вопрос:

«Смогут ли животные жить друг без

друга?»

- Теперь вы сможете правильно, в

нужной последовательности составить

пищевую цепочку?

- Приступайте

- Теперь у вас получилось выполнить

задание? Почему?

-Я вместе с учёными зоологами

горжусь вами . Вы справились с

заданием.

-Ребята, теперь вы сможете выстроить

пищевые цепочки животных этого

леса. Приступайте.

- Справились?

-Уверена у вас получилось. Каким

правилом Вы пользовались, решая

экологическую проблему?

Каким источником информации вы

воспользовались для того, чтобы

получить это правило?

Обладая такими знаниями, вы сможете

объяснить, почему гибнет

растительность в этом лесу?

- Какой же выход из сложившейся

ситуации в этом лесу вы сможете

предложить?

- Правильно, ребята. Что будет когдахищников станет достаточно в лесу?

Спасибо, ребята, что помогли

разобраться в нашей экологической

проблеме. А сейчас я предлагаю Вам

посмотреть видео, которое сняли мои

коллеги из жизни животных.

- За вашу помощь я сделаю вам

подарок, вот вам диск с этим видео, для

того чтобы вы смогли посмотреть его с

вашими товарищами в группе.

А теперь вам пора обратно в детский

сад. До свидания.

Занимаем места в самолёте

Самолёт

Руки в стороны — в полёт

Отправляем самолёт,

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре —

Полетел наш самолёт

Проблемный вопрос

Коммуникативная деятельность

(ответы)

(слушают)

 Рассматривают

Рассматривают

лежащие на столе

картинки животных

(выполняют

задание

индивидуально)

Смотрят видео (…)

Берут диск и

отправляются в

детский сад.

Умение

анализировать

собственную

деятельность,

необходимую

для разрешения

проблемы

Умение

строить модель

«Пищевая

цепочка» через

анализ её

составляющих

и синтез, как

способ её

получения

Умение

пользоваться

при помощи

взрослых

источниками

информации.

Умение

применять

знания для

построения

пищевой

цепочки для

конкретных

животных леса

3.

Заключительный этап

•        Закрепить сформированные представления (умения).

•        Обобщить сформированные представления.

•        Формировать элементарные навыки самоконтроля и самооценки.

- Вам понравилось путешествие,

ребята?

-Скажите, где мы с вами были сегодня?

-Что вы делали на станции? Кому помогали?

Ребята, скажите, где может пригодится

информация, которую вы сегодня

узнали? -Ребята, я горжусь вами! Вы молодцы!

Вопросы

Прием подведение итогов

Рефлексия

Поощрение

Коммуникативная деятельность

(отвечают)

закрепили полученные знания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД по экологическому воспитанию «В гостях у Лесовичка»

Продолжать формировать у дошкольников представления о жизни растений и животных, о взаимосвязи между поведением людей в природе и состоянием окружающей среды, педагогу необходимо на протяжении всего в...

Технологическая карта НОД по экологическому воспитанию "Дикие животные и их детёныши" для детей раннего возраста

Технологическая карта НОД по экологическому воспитаниюТема занятия: «Дикие животные и их детеныши»Приоритетная образовательная область: познавательное развитиеМетоды и приемы: Словесный - ...

Технологическая карта занятия по экологическому развитию «Юные экологи»

Технологическая карта занятия по экологическому развитию«Юные экологи»Цель: Расширение представлений детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи  ч...

Технологическая карта занятия "Внимание! Экологическая проблема!"

Образовательная(ые) область(и): познавательное развитие.Возрастная группа: старшая группа, 5-6 лет.Цель занятия: Формирование навыков исследовательского поведения дошкольников при освоении правила сущ...

Методическая разработка: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА "Подводный мир". (экологическое воспитание)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАОрганизованной образовательной деятельностиТема: Подводный мир. (экологическое воспитание)Возраст: подготовительная группаЦель: закрепление знаний детей о море и морских обитателя...

Технологическая карта занятия по экологическому воспитанию Квест "Кладоискатели"

Технологическая карта занятия по экологическому воспитаниюТема занятия: «Кладоискатели»Образовательная область: Познавательное развитиеВозрастная группа: СтаршаяЦель занятия: Развитие у де...

Технологическая карта НООД по экологическому воспитанию в младшей группе с помощью моделирования

Цель: Познакомить детей с частями и строением растения (Стебель, лист, цветок). Задачи:Образовательные:- Закрепить знание названий частей растения с помощью модели;Развивающие:...