Технологическая карта занятия "Внимание! Экологическая проблема!"
план-конспект занятия (старшая группа)

Леонова Ирина Евгеньевна

Образовательная(ые) область(и): познавательное развитие.

Возрастная группа: старшая группа, 5-6 лет.

Цель занятия: Формирование навыков исследовательского поведения дошкольников при освоении правила существования животного и растительного мира «Пищевая цепочка».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.doc322.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Образовательная(ые) область(и): познавательное развитие

Тема занятия: «Внимание! Экологическая проблема!»

Возрастная группа: старшая группа, 5-6 лет.

Цель занятия: Формирование навыков исследовательского поведения дошкольников при освоении правила существования животного и растительного мира «Пищевая цепочка».

Задачи занятия:

- обучающие:

  • создать условия для понимания детьми взаимосвязи существования животного и растительного мира
  • способствовать освоению способа составления модели «Пищевая цепочка».
  • побуждать детей к анализу и синтезу возможных ситуаций экологических проблем леса

- воспитательные:

  • воспитывать чувства гордости за выполненное дело и помощь взрослым;
  • воспитывать положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.

- развивающие:

способствовать развитию:

  • наглядно-образного мышления;
  • зрительного внимания;
  • умения устанавливать причинно-следственные связи;
  • мыслительных операций: синтез, анализ.
  • умения составлять модель 3 - х составляющих;

Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания):

Словарная работа: пищевая цепочка,

Планируемые результаты занятия:

  • ориентация в системе норм жизни представителей животного мира и отношений к ней человека;
  • умение использовать критерии для обоснования своего суждения;
  • активно взаимодействует с сверстниками и взрослыми

Подготовительная работа: Проведение тематической недели «Дикие животные средней полосы России»

Материалы и оборудование: макеты размещения животных по типу питания, напечатанные на бумаге – 4 шт (Приложение 1), карточки с изображением животных леса (Приложение 2), карточки с изображением растительности (Приложение 3), стрелки (Приложение 4), презентация для занятия, видео «Лесная рапсодия».

Этапы, продолжи-тельность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Подойдите к ним, спросите, как у них дела, какое у них настроение (заведующий ДОУ, педагоги) Ребята, подойдите ко мне, встаньте в круг.

-Ребята, скажите, как называется город, в котором мы живем?

-Правильно. Посмотрите, пожалуйста, это карта нашего Красноярского края. Какие на карте присутствуют цвета? -Какого цвета больше?

 -Как вы думаете, что обозначает на карте зеленый цвет?

-Правильно, это леса, луга. К Ребята, как вы думаете, природе нужно столько лесов и лугов? - Почему?

- Правильно, ребята, молодцы. Вы знаете, к нам в детский сад, в нашу группу пришло письмо. Прочтем его? Читает письмо: - «Ребята, я ученый – зоолог Соколова Наталья Петровна. Ко мне поступает очень много писем от жителей деревень, которые расположены рядом с лесом. Они жалуются на то, что зайцы нападают на растения деревни, в том числе на плодовые деревья садов. Ребята, я предлагаю вам приехать ко мне на передвижную научную станцию и помочь мне разобраться с этой проблемой».

Ребята, как Вы считаете сможете ли помочь Наталье Петровне?

- Для этого нам нужно отправиться в путь…. Готовы? Тогда вперед, на самолет.

Самолёт

Руки в стороны — в полёт Отправляем самолёт,

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре — Полетел наш самолёт.

Методы: информационно – рецептивный, репродуктивный.

Подходят к гостям, беседуют с ними. Встают в круг перед педагогом.

-Наш город называется Красноярск.

-Больше зеленого цвета.

- Зеленый цвет обозначает леса, луга, поля.

-Да, нужно. Леса – это дом для животных…

-Да.

Знание названия своего города, некоторых сведений о природных и географических особенностях своей Малой Родины. Знание места проживания диких животных, как нормы их жизни – лес.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

Всё, мы приехали. Это передвижная научная станция. Педагог переодевается в ученого-зоолога.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Петровна, я - ученый-зоолог. Спасибо, что согласились помочь мне. В этом лесу происходят непонятные события. От этого страдают животные. (Показ фото через проектор экологических проблем животных леса).

Подойдите, пожалуйста, к столу.

 - Здесь лежат изображения животных этого леса. Я знаю, что вы много знаете. Помогите распределить этих животных по типу питания на группы и соответственно разместить их на макетах. На зеленое поле вы поместите травоядных животных, на красное - хищников, на синее - всеядных животных (в перечне изображений животных нет заведомо не предлагается изображение хищников) Работать предлагаю в парах. Выберете себе пару, для того, чтобы вам было удобно и комфортно работать. Приступайте!

- Вы заметили что-нибудь необычное?

Правильно. Эту пищевую цепочку вам предстоит выстроить.

Методы: Информационно – рецептивный, метод проблемного изложения материала, репродуктивный.

Встают перед педагогом. Станция условна.

Смотрят фото с помощью ЭОР Подходят к столу распределяются по парам и выполняют задание. (Самостоятельная работа детей)

-Да

- На красном поле нет животных, а на зеленом много зайцев.

Дети делают вывод:

 -Это означает, что в этом лесу нет хищников.

- Посмотреть в книге, интернете, спросить у взрослых, подумать и найти решение самостоятельно. Взрослый человек, интернет.

-Трава, животные.

-Травоядные и хищники. Каждый ребенок пробует составить пищевую цепочку.

Умение анализировать экологическую проблему.

Умение делать вывод. Умение обращаться к источникам информации, пользоваться найденной информацией.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о…

-Ребята, у вас получилось составить пищевую цепочку?

- Как вы думаете, почему? Что вы делаете, когда испытываете затруднение? Правильно, но сейчас я предлагаю справится с затруднением нам вместе.

- Для начала давайте рассмотрим карточки:

1) сколько составляющих в пищевой цепочке;

2) какой знак помогает понять зависимость питания?;

3) с какой стороны читается цепочка. Растения травоядное животное хищник? Как вы думаете, какая карточка будет первая? Правильно, начать надо с растения. Растения обязательно кому – то нужны в качестве питания. Назовите этого обитателя природы! Правильно, травоядное животное в свою очередь тоже служит для кого – то пищей. Подумайте и ответьте для кого?

Методы: метод проблемного изложения материала.

-Нет.

Пробуют делать вывод.

-Мы не знаем последовательности. У нас затруднение. Обращаемся к источникам информации (книге, взрослому человеку… )

1) в пищевой цепочке три составляющих; 2) зависимость питания обозначено стрелками; 3) читается цепочка слева направо. Растения С растения Травоядное животное для хищных животных.

Делают вывод

Если исчезнет одно звено цепочки, исчезнут все животные… Нет –Да.

Выполняют задание

Умение анализировать собственную деятельность, необходимую для разрешения проблемы.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

Вот это и есть последовательность связей, возникающих в экосистеме между хищниками и их жертвами. Это правило существования животного и растительного мира. Называется «Пищевая цепочка». Глядя на эту последовательность,

можно сделать предположение. Начните его со следующих слов: «Если исчезнет …» Продолжите фразу! Если дети не сделают вывод, то одну из составляющих пищевой цепочки, обозначенной на экране исключить (с помощью ЭОР) и задать вопрос: «Смогут ли животные жить друг без друга?» - Теперь вы сможете правильно, в нужной последовательности составить пищевую цепочку?

- Приступайте.

- Теперь у вас получилось выполнить задание? Почему? -Я вместе с учёными зоологами горжусь вами . Вы справились с заданием. -Ребята, теперь вы сможете выстроить пищевые цепочки животных этого леса. Приступайте

- Справились?

-Уверена у вас получилось. Каким правилом Вы пользовались, решая экологическую проблему? Каким источником информации вы воспользовались для того, чтобы получить это правило? Обладая такими знаниями, вы сможете объяснить, почему гибнет растительность в этом лесу? - Какой же выход из сложившейся ситуации в этом лесу вы сможете предложить? - Правильно, ребята. Что будет, когда хищников станет достаточно в лесу?

- Спасибо, ребята, что помогли разобраться в нашей экологической проблеме. А сейчас я предлагаю Вам посмотреть видео, которое сняли мои коллеги из жизни животных.

- За вашу помощь я сделаю вам подарок, вот вам диск с этим видео, для того чтобы вы смогли посмотреть его с вашими товарищами в группе. А теперь вам пора обратно в детский сад. До свидания. Занимаем места в самолёте.

Самолёт

Руки в стороны — в полёт Отправляем самолёт,

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре — Полетел наш самолёт.

Методы: Исследовательский, эвристический, информационно – рецептивный, репродуктивный, эвристический.

-Да. Мы знаем правило последовательности расположения животных и растений в пищевой цепочке. Рассматривают лежащие на столе картинки животных (выполняют задание индивидуально)

Правило существования животного мира. «Пищевая цепочка». Сначала получили информацию из интернета, потом думали самостоятельно. -Да, сможем. Растительность гибнет в этом лесу, потому что здесь нет хищников, и поэтому развелось много зайцев. А они уничтожают деревья и кусты. - Вернуть хищников в лес. Когда хищники вернутся, восстановится пищевая цепочка и будет соблюдено правило существования животного и растительного мира. Смотрят видео «Лесная рапсодия».

Берут диск и отправляются в детский сад.

Умение строить модель «Пищевая цепочка» через анализ её составляющих и синтез, как способ её получения.

Умение пользоваться при помощи взрослых источниками информации. Умение применять знания для построения пищевой цепочки для конкретного животного леса.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

- Вам понравилось путешествие, ребята? -Скажите, где мы с вами были сегодня?

-Что вы делали на станции? Кому помогали? Ребята, скажите, где может пригодится информация, которую вы сегодня узнали?

-Ребята, я горжусь вами!

Методы: Информационно – рецептивный.

- Да, интересное. -Мы были на передвижной научной станции. - Мы помогали ученому -зоологу разбираться в проблеме. Мы можем поделиться с родными, успешно играть в настольные игры…

Знание нормы жизни представителей экологической системы «Лес»

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром и формированию экологических представлений детей во II младшей группе «А снег идет…»

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром и формированию экологических представлений детей во II младшей группе «А снег идет…»...

Технологическая карта проведения интерактивного решения проблемы методом КВАДРО

Современные формы взаимодействия с педагогами позволяют создать условия для глубокого и качественного осмысления предлагаемого материала. Одной из таких технологий является решение проблемы методом КВ...

Технологическая карта образовательного учреждения (квест – игра) по проблемам этнокультурного образования детей.

Конспект квест – игры «Из какой я сказки?»Цель: продолжать знакомить детей с устным народным творчеством малой Родины; развивать наблюдательность, внимание, смекалку, логику, быстрот...

Технологическая карта образовательной деятельности по проблемам этнокультурного образования детей.

Технологическая карта образовательной деятельности по проблемам этнокультурного образования детей....

Технологическая карта по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста

Целью экологического воспитания дошкольников, является воспитание экологической культуры, т. е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодейств...

Технологическая карта по экологическому образованию детей среднего дошкольного возраста

Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоци...