Технологическая карта занятия "Внимание! Экологическая проблема!"
план-конспект занятия (старшая группа)
Образовательная(ые) область(и): познавательное развитие.
Возрастная группа: старшая группа, 5-6 лет.
Цель занятия: Формирование навыков исследовательского поведения дошкольников при освоении правила существования животного и растительного мира «Пищевая цепочка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.doc | 322.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
Образовательная(ые) область(и): познавательное развитие
Тема занятия: «Внимание! Экологическая проблема!»
Возрастная группа: старшая группа, 5-6 лет.
Цель занятия: Формирование навыков исследовательского поведения дошкольников при освоении правила существования животного и растительного мира «Пищевая цепочка».
Задачи занятия:
- обучающие:
- создать условия для понимания детьми взаимосвязи существования животного и растительного мира
- способствовать освоению способа составления модели «Пищевая цепочка».
- побуждать детей к анализу и синтезу возможных ситуаций экологических проблем леса
- воспитательные:
- воспитывать чувства гордости за выполненное дело и помощь взрослым;
- воспитывать положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.
- развивающие:
способствовать развитию:
- наглядно-образного мышления;
- зрительного внимания;
- умения устанавливать причинно-следственные связи;
- мыслительных операций: синтез, анализ.
- умения составлять модель 3 - х составляющих;
Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания):
Словарная работа: пищевая цепочка,
Планируемые результаты занятия:
- ориентация в системе норм жизни представителей животного мира и отношений к ней человека;
- умение использовать критерии для обоснования своего суждения;
- активно взаимодействует с сверстниками и взрослыми
Подготовительная работа: Проведение тематической недели «Дикие животные средней полосы России»
Материалы и оборудование: макеты размещения животных по типу питания, напечатанные на бумаге – 4 шт (Приложение 1), карточки с изображением животных леса (Приложение 2), карточки с изображением растительности (Приложение 3), стрелки (Приложение 4), презентация для занятия, видео «Лесная рапсодия».
№ | Этапы, продолжи-тельность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия | - Ребята, сегодня к нам пришли гости. Подойдите к ним, спросите, как у них дела, какое у них настроение (заведующий ДОУ, педагоги) Ребята, подойдите ко мне, встаньте в круг. -Ребята, скажите, как называется город, в котором мы живем? -Правильно. Посмотрите, пожалуйста, это карта нашего Красноярского края. Какие на карте присутствуют цвета? -Какого цвета больше? -Как вы думаете, что обозначает на карте зеленый цвет? -Правильно, это леса, луга. К Ребята, как вы думаете, природе нужно столько лесов и лугов? - Почему? - Правильно, ребята, молодцы. Вы знаете, к нам в детский сад, в нашу группу пришло письмо. Прочтем его? Читает письмо: - «Ребята, я ученый – зоолог Соколова Наталья Петровна. Ко мне поступает очень много писем от жителей деревень, которые расположены рядом с лесом. Они жалуются на то, что зайцы нападают на растения деревни, в том числе на плодовые деревья садов. Ребята, я предлагаю вам приехать ко мне на передвижную научную станцию и помочь мне разобраться с этой проблемой». Ребята, как Вы считаете сможете ли помочь Наталье Петровне? - Для этого нам нужно отправиться в путь…. Готовы? Тогда вперед, на самолет. Самолёт Руки в стороны — в полёт Отправляем самолёт, Правое крыло вперёд, Левое крыло вперёд. Раз, два, три, четыре — Полетел наш самолёт. | Методы: информационно – рецептивный, репродуктивный. | Подходят к гостям, беседуют с ними. Встают в круг перед педагогом. -Наш город называется Красноярск. -Больше зеленого цвета. - Зеленый цвет обозначает леса, луга, поля. -Да, нужно. Леса – это дом для животных… -Да. | Знание названия своего города, некоторых сведений о природных и географических особенностях своей Малой Родины. Знание места проживания диких животных, как нормы их жизни – лес. |
2. | Основной этап | |||||
2.1. | Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме | Всё, мы приехали. Это передвижная научная станция. Педагог переодевается в ученого-зоолога. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Петровна, я - ученый-зоолог. Спасибо, что согласились помочь мне. В этом лесу происходят непонятные события. От этого страдают животные. (Показ фото через проектор экологических проблем животных леса). Подойдите, пожалуйста, к столу. - Здесь лежат изображения животных этого леса. Я знаю, что вы много знаете. Помогите распределить этих животных по типу питания на группы и соответственно разместить их на макетах. На зеленое поле вы поместите травоядных животных, на красное - хищников, на синее - всеядных животных (в перечне изображений животных нет заведомо не предлагается изображение хищников) Работать предлагаю в парах. Выберете себе пару, для того, чтобы вам было удобно и комфортно работать. Приступайте! - Вы заметили что-нибудь необычное? Правильно. Эту пищевую цепочку вам предстоит выстроить. | Методы: Информационно – рецептивный, метод проблемного изложения материала, репродуктивный. | Встают перед педагогом. Станция условна. Смотрят фото с помощью ЭОР Подходят к столу распределяются по парам и выполняют задание. (Самостоятельная работа детей) -Да - На красном поле нет животных, а на зеленом много зайцев. Дети делают вывод: -Это означает, что в этом лесу нет хищников. - Посмотреть в книге, интернете, спросить у взрослых, подумать и найти решение самостоятельно. Взрослый человек, интернет. -Трава, животные. -Травоядные и хищники. Каждый ребенок пробует составить пищевую цепочку. | Умение анализировать экологическую проблему. Умение делать вывод. Умение обращаться к источникам информации, пользоваться найденной информацией. |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о… | -Ребята, у вас получилось составить пищевую цепочку? - Как вы думаете, почему? Что вы делаете, когда испытываете затруднение? Правильно, но сейчас я предлагаю справится с затруднением нам вместе. - Для начала давайте рассмотрим карточки: 1) сколько составляющих в пищевой цепочке; 2) какой знак помогает понять зависимость питания?; 3) с какой стороны читается цепочка. Растения травоядное животное хищник? Как вы думаете, какая карточка будет первая? Правильно, начать надо с растения. Растения обязательно кому – то нужны в качестве питания. Назовите этого обитателя природы! Правильно, травоядное животное в свою очередь тоже служит для кого – то пищей. Подумайте и ответьте для кого? | Методы: метод проблемного изложения материала. | -Нет. Пробуют делать вывод. -Мы не знаем последовательности. У нас затруднение. Обращаемся к источникам информации (книге, взрослому человеку… ) 1) в пищевой цепочке три составляющих; 2) зависимость питания обозначено стрелками; 3) читается цепочка слева направо. Растения С растения Травоядное животное для хищных животных. Делают вывод Если исчезнет одно звено цепочки, исчезнут все животные… Нет –Да. Выполняют задание | Умение анализировать собственную деятельность, необходимую для разрешения проблемы. |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Овладение действиями, способами решения проблемы | Вот это и есть последовательность связей, возникающих в экосистеме между хищниками и их жертвами. Это правило существования животного и растительного мира. Называется «Пищевая цепочка». Глядя на эту последовательность, можно сделать предположение. Начните его со следующих слов: «Если исчезнет …» Продолжите фразу! Если дети не сделают вывод, то одну из составляющих пищевой цепочки, обозначенной на экране исключить (с помощью ЭОР) и задать вопрос: «Смогут ли животные жить друг без друга?» - Теперь вы сможете правильно, в нужной последовательности составить пищевую цепочку? - Приступайте. - Теперь у вас получилось выполнить задание? Почему? -Я вместе с учёными зоологами горжусь вами . Вы справились с заданием. -Ребята, теперь вы сможете выстроить пищевые цепочки животных этого леса. Приступайте - Справились? -Уверена у вас получилось. Каким правилом Вы пользовались, решая экологическую проблему? Каким источником информации вы воспользовались для того, чтобы получить это правило? Обладая такими знаниями, вы сможете объяснить, почему гибнет растительность в этом лесу? - Какой же выход из сложившейся ситуации в этом лесу вы сможете предложить? - Правильно, ребята. Что будет, когда хищников станет достаточно в лесу? - Спасибо, ребята, что помогли разобраться в нашей экологической проблеме. А сейчас я предлагаю Вам посмотреть видео, которое сняли мои коллеги из жизни животных. - За вашу помощь я сделаю вам подарок, вот вам диск с этим видео, для того чтобы вы смогли посмотреть его с вашими товарищами в группе. А теперь вам пора обратно в детский сад. До свидания. Занимаем места в самолёте. Самолёт Руки в стороны — в полёт Отправляем самолёт, Правое крыло вперёд, Левое крыло вперёд. Раз, два, три, четыре — Полетел наш самолёт. | Методы: Исследовательский, эвристический, информационно – рецептивный, репродуктивный, эвристический. | -Да. Мы знаем правило последовательности расположения животных и растений в пищевой цепочке. Рассматривают лежащие на столе картинки животных (выполняют задание индивидуально) Правило существования животного мира. «Пищевая цепочка». Сначала получили информацию из интернета, потом думали самостоятельно. -Да, сможем. Растительность гибнет в этом лесу, потому что здесь нет хищников, и поэтому развелось много зайцев. А они уничтожают деревья и кусты. - Вернуть хищников в лес. Когда хищники вернутся, восстановится пищевая цепочка и будет соблюдено правило существования животного и растительного мира. Смотрят видео «Лесная рапсодия». Берут диск и отправляются в детский сад. | Умение строить модель «Пищевая цепочка» через анализ её составляющих и синтез, как способ её получения. Умение пользоваться при помощи взрослых источниками информации. Умение применять знания для построения пищевой цепочки для конкретного животного леса. |
3. | Заключительный этап | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки | - Вам понравилось путешествие, ребята? -Скажите, где мы с вами были сегодня? -Что вы делали на станции? Кому помогали? Ребята, скажите, где может пригодится информация, которую вы сегодня узнали? -Ребята, я горжусь вами! | Методы: Информационно – рецептивный. | - Да, интересное. -Мы были на передвижной научной станции. - Мы помогали ученому -зоологу разбираться в проблеме. Мы можем поделиться с родными, успешно играть в настольные игры… | Знание нормы жизни представителей экологической системы «Лес» |
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром и формированию экологических представлений детей во II младшей группе «А снег идет…»
Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром и формированию экологических представлений детей во II младшей группе «А снег идет…»...
Технологическая карта проведения интерактивного решения проблемы методом КВАДРО
Современные формы взаимодействия с педагогами позволяют создать условия для глубокого и качественного осмысления предлагаемого материала. Одной из таких технологий является решение проблемы методом КВ...
Технологическая карта образовательного учреждения (квест – игра) по проблемам этнокультурного образования детей.
Конспект квест – игры «Из какой я сказки?»Цель: продолжать знакомить детей с устным народным творчеством малой Родины; развивать наблюдательность, внимание, смекалку, логику, быстрот...
Технологическая карта образовательной деятельности по проблемам этнокультурного образования детей.
Технологическая карта образовательной деятельности по проблемам этнокультурного образования детей....
Технологическая карта педагогического мероприятия с детьми дошкольного возраста «Внимание! Экологическая проблема леса!» (на примере освоения правил существования животного и растительного мира «Пищевая цепочка»)
Конспект занятия с использованием технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон...
Технологическая карта по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста
Целью экологического воспитания дошкольников, является воспитание экологической культуры, т. е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодейств...
Технологическая карта по экологическому образованию детей среднего дошкольного возраста
Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоци...