Технологическая карта занятия по экологическому развитию «Юные экологи»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Технологическая карта занятия по экологическому развитию«Юные экологи»

Цель: Расширение представлений детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи  человека и природы.

Задачи:

*развивать познавательный интерес к миру природы;

*формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

*формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;

*обобщить представления детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое»;

*воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по экологическому развитию 

Тема занятия: «Юные экологи»

Тип занятия: открытие нового знания

Форма: интегрированная непосредственно образовательная деятельность

Методы: словесный, наглядный, практический; репродуктивный.

Оборудование: проектор, ноутбук, магнитофон.

Цель: Расширение представлений детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи  человека и природы.

Задачи:

*развивать познавательный интерес к миру природы;

*формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

*формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;

*обобщить представления детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое»;

*воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Ход занятия:

Содержание деятельности воспитателя

Содержание деятельности детей

  1. Организационный и мотивационный момент. Введение в тему.

1.Приветствует детей, представляется, вводит в тему занятия.

-  Здравствуйте ребята, я – Эколог – человек, который изучает природу и заботится о ней!

Ребята, а как вы думаете, что такое природа?

2.Предлагает поиграть в игру.

         Д/и «Живая и неживая природа».

Посмотрите внимательно на картинки с изображением живой и неживой природы и разместите их на мольберте. Справа картинки с объектами живой природы, слева - неживой.

Высказывают предположения

Выполняют задание

  1. Создание проблемной ситуации

Звучит голос. На первом слайде презентации фото природы.

-    Много жалоб накопилось

У природы на людей.

Воды речек замутились

Пересох в лесу ручей.

Стали чахнуть липы, клены

На обочинах дорог.

Скоро свои птичьи трели

Соловей нам не споет.

3.Создаёт проблемную ситуацию.

 – Ребята, это голос Природы-матушки, так её часто называют люди. Она нам прислала видеопослание... Люди порой ведут себя неправильно в природе и неосторожно наносят ей вред. Сейчас она обращается к вам, потому, что кто-то из лесных жителей нуждается в помощи. Что же делать?

Боюсь, что мне одной не справиться.  Где же мне найти помощников? А вы, могли бы мне помочь?

 – Ой, как я рада, спасибо! Но попасть в мир Природы могут только добрые и отзывчивые люди, умеющие ее ценить и любить. Посмотрите мне в глаза и улыбнитесь. Я вижу, что вы настоящие друзья природы.

Смотрят слайды

Слушают стихотворение

Отвечают на вопрос, решают проблемную ситуацию.

4. Открытие нового материала. Воспроизведение нового в типовой ситуации

4.Сообщает о первой проблеме

А теперь давайте посмотрим на видеопослание Природы, кто же первый написал свою жалобу-просьбу (изображение муравейника).

Муравей: Ой, беда, беда, беда

              Пропала моя муравьиная  нора,

              На муравейник кто-то наступил,

              Потом камнями завалил!

5.Мотивирует детей к действию. Предлагает поиграть в игру (актуализация знаний)

 Ребята, давайте муравьям поможем,

           Камни снова на тропинку сложим.

Д/и  «Тропинка» (от 1 до 10 и наоборот)

6. Сообщает о второй проблеме, предлагает решить её посредством д/и

            – Шум и гам в лесу стоит,

               В норках весь лесной народ сидит.

               Почему их  обижают,

               И в лесу спокойно жить мешают?

Ребята, в лесу появился злой волшебник, он вредит лесу и его обитателям.

Злой волшебник Противняк

 Заявил сегодня так:

- Кто сегодня в лес придет,

Никого здесь не найдет.

Я с утра пораньше встал,

Всех зверей заколдовал.

Очень надо постараться,

Чтобы в этом разобраться.

Д/и Заколдованные картинки.

7. Сообщает о третьей проблеме

Слайд - изображение лесного ручейка.

–  Ребята, вы слышите? Что это за звук? Это нас на помощь зовет ручеек. Посмотрите внимательно, что с ним случилось?

         Люди на природе отдыхали,

         Веселились, загорали.

         И не думая, бросали

         И обертки от конфет,

         И разорванный пакет,

         И коробочки от сока,

         От банана кожуру,

         От орехов скорлупу.

8.Предлагает игровую ситуацию с элементами экспериментирования

«Помочь ручейку»

Перед детьми стоит таз с водой, в котором различный мусор, жирные пятна.

–  Здесь были туристы, которые не умеют себя правильно  вести в природе. Они разбросали мусор, бросили в ручей корягу, которая мешает течению ручья, на воде появились масляные пятна. Как вы думаете, откуда на воде масляные пятна? (от консервной банки).  Что нужно сделать, чтобы помочь ручейку? Очистить воду от масляной пленки. Чем мы можем очистить воду? Здесь разбросано много бумаги, давайте попробуем ей убрать масло с воды. Как вы думаете, какая бумага будет лучше впитывать масло? Давайте попробуем. Салфетками получается гораздо лучше. Посмотрите, поверхность воды стала гораздо чище, нам осталось освободить течение ручейку и убрать мусор на его берегу.

 Ребята, а что может произойти с мусором, если его не убрать?

7. Сообщает о четвёртой проблеме

Следующий слайд - изображение пожара в лесу.

 Ребята, вы чувствуете запах? Где-то в лесу начался пожар. Давайте поможем лесным жителем потушить пожар!

Подвижная игра  «Тушение пожара»

У нас есть ведерки, берем их и бежим до дерева, затем возвращаемся назад.

8.Предлагает проанализировать проблему

 Молодцы! А что произошло с деревом?!

Давайте ему поможем? Вы согласны?

 Посмотрите, у меня есть зеленая бумага и клей, нужно сделать очень много шариков -листиков и приклеить их

Посмотрите наше дерево снова  зазеленело! Как красиво стало в лесу!

9.Проводит физминутку «Дует ветер нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше (повторить три раза)

10. Сообщает о пятой проблеме

Вы такие молодцы! Я хочу, чтобы мы все вместе отдохнули и послушали голоса птиц! (тишина)

 Вы кого-нибудь слышите? Что же случилось? Почему не слышно птичьего пения? Как вы думаете? Давайте посмотрим на экран…

        Звучит голос из видеопослания:

Надо птиц в лесу любить,

И не надо их ловить.

Птичьих гнезд не разорять,

В руки птенчиков не брать!

 Ребята, посмотрите, здесь птенцы выпали из гнезда. Надо помочь птицам вернуть птенцов в гнездо. Но, помните, что руками их трогать нельзя! Что будем делать?

                            Д/и «Посади птенчика в гнездо»

Вот и запели птицы в нашем лесу (звучит фонограмма) Слушайте внимательно, голоса каких птиц вы услышали?

11.Проверяет, знают ли дети, как вести себя в лесу

                        Д/и «Как правильно вести себя в лесу»    

 Давайте поможем животным и установим в лесу знаки, которые помогут людям вести себя правильно в лесу

        Знают все взрослые, знают все дети

        Что вместе с нами живут на планете

         Птицы и звери, леса, много рек,

         И доверяют тебе человек.

         Ты – самый умный, а значит в ответе

         За все живое, что есть на планете.

Дети смотрят видеопослание

Дети берут камни, рассматривают их, на них цифры

Дети смотрят слайды

Дети угадывают и называют «заколдованных» животных по ушам…

Дети смотрят слайды,

предполагают, что могло случиться.

Дети исследуют, отвечают на вопросы,

Дети убирают мусор

Делают выводы

Дети смотрят слайды,

предполагают, что могло случиться.

Решают проблему, тушат пожар

Продуктивная деятельность,

дети выполняют коллективно задание

Выполняют физминутку

Дети подходят к макету дерева, на нём гнездо, под деревом сидит птенец

Решают проблему, помогают птицам.

Отвечают на вопросы

Рассматривают и обсуждают знаки: почему нельзя так поступать, к каким последствиям могут привести разжигание костра, разбрасывание мусора, что станет с детенышами диких животных, если их забрать домой. Дети расставляют знаки.

5. Организация рефлексии и самооценки собственной и коллективной деятельности, осмысление достижений.

12.Проводит рефлексию.

Ребята, «Что нового вы узнали?», «Где можно применить новое знание?», «Можете ли вы научить кого-либо делать так же?», «Зачем мы отправились помогать Природе-Матушке?»

13.Подводит итоги занятия.

Посмотрите, как рада Природа-матушка, что закончились жалобы в лесу. Наведен порядок, и все это благодаря вашему труду и участию, ребята. Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы не только не будете нарушать правила поведения в природе, но и научите этому других.

В благодарность, за вашу помощь природе я хочу вам подарить на память фотографии, на которых изображены мои любимые уголки леса.

Дети фиксируют в речи:

а) Что нового узнали?

б) Где новое пригодится?

Дети соотносят изученный материал и свой субъективный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия "Внимание! Экологическая проблема!"

Образовательная(ые) область(и): познавательное развитие.Возрастная группа: старшая группа, 5-6 лет.Цель занятия: Формирование навыков исследовательского поведения дошкольников при освоении правила сущ...

Технологическая карта занятия по экологическому воспитанию

Технологическая карта занятия по экологическому воспитанию...

Технологическая карта занятия по экологическому воспитанию Квест "Кладоискатели"

Технологическая карта занятия по экологическому воспитаниюТема занятия: «Кладоискатели»Образовательная область: Познавательное развитиеВозрастная группа: СтаршаяЦель занятия: Развитие у де...

Технологическая карта занятия по экологическому развитию тема: "Виртуальная экскурсия по зоопарку"

Технологическая карта занятия по экологическому развитию Тема занятия: «Виртуальная экскурсия по зоопарку»Образовательная область: Познавательное развитиеВозрастная группа: СтаршаяЦел...

Технологическая карта занятия по речевому развитию Тема занятия: «Деление слов на слоги»

Технологическая карта занятия по речевому развитию Тема занятия: «Деление слов на слоги»...

Технологическая карта занятия по экологическому развитию в старшей группе

Технологическая карта занятия по экологическому развитию в старшей группе Образовательная область: познавательное развитие.Тема занятия: «Черепаха».Возрастная группа: старшая группа.Цель з...

Технологическая карта занятия по познавательному развитию. Тема занятия: «В мире комнатных растений»

Технологическая карта занятия  по познавательному развитию. Тема занятия: «В мире комнатных растений»...