Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности «Почему, зачем и как?” (опыты и эксперименты с веществами и материалами)
материал по окружающему миру
Дополнительная образовательная программа
по познавательному развитию детей
(развитие познавательно-исследовательской деятельности
«Почему, зачем и как?”
(опыты и эксперименты с веществами и материалами)
Срок реализации: 9 месяцев
Возраст воспитанников: 4-5 лет
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 332»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
___________________________________________________________________________
443087, г. Самара, пр. Кирова, д. 278, тел. 953-27-25, тел./факс 953-09-72, e-mail:mdou332@inbox.ru
Принято: Утверждаю
на педагогическом совете № Заведующий МБДОУ “ЦРР-
МБДОУ “ЦРР-детский сад №332” детский сад №332” г.о. Самара
г.о. Самара Е.Г. Грибанова
“ “ 2021 г. “ “ 2021 г.
Дополнительная образовательная программа
по познавательному развитию детей
(развитие познавательно-исследовательской деятельности
«Почему, зачем и как?”
(опыты и эксперименты с веществами и материалами)
Срок реализации: 9 месяцев
Возраст воспитанников: 4-5 лет
Автор: Степанова Е.А., воспитатель первой квалификационной категории
Мельник У.В., воспитатель
г. Самара, 2021
Оглавление
Пояснительная записка стр 3
Содержание программы стр 6
Учебно-тематический план стр 7
Календарно-тематический план стр 10
Методическое обеспечение стр 16
Список литературы стр 16
Пояснительная записка.
Особенности развития познавательно-исследовательской деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность предоставляет дошкольникам возможность самостоятельно найти ответы на вопросы “Почему?”, “Как?”, “Зачем?”. Ребенок стремиться познать мир, все узнать, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное. Эффективным методом познания явлений окружающего мира являться экспериментирование. Оно дает детям представление о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами и происходит на глазах у ребенка, при осуществлении им самим практических действий. Следствием является не только ознакомление с новыми фактами , но и развитие умственных процессов. В ходе опытно-экспериментальной деятельности происходит развитие памяти дошкольника, активизируются мыслительные процессы.Необходимость представления словесного отчета о результате опыта стимулирует развитие речи.
У дошкольников 4-5 лет познавательное развитие становиться более целенаправленным: развивается умение принимать и правильно понимать информацию. Познавательная деятельность усложняется, дети активно реагируют на зрительную и осязательную информацию, могут оперировать ею. Благодаря накоплению личного опыта действия детей становятся более целенаправленными и обдуманными. Появляются попытки работать самостоятельно.Дети средней группы можно предлагать по 2-3 указания сразу, если действия просты и знакомы детям. В этом возрасте можно начинать проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. При фиксации итогов рекомендуют использовать готовые формы, в конце года - карточки-схемы.
Основные направления познавательного развития в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников 4-5 лет.
-знакомство с предметами и явлениями находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;установление между предметами, явлениями и событиями связей и зависимостей, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;
-удовлетворение первых проявлений интереса и формирование положительного отношения к явлениям окружающей действительности.
Цели познавательно исследовательской деятельности.
- Создать условия для удовлетворения любознательности детей, их стремления к эксперименту, желания саммостоятельно находить решения в проблемной ситуации;обеспечить безопасность детей в ходе экспериментальной деятельности.
- Способствовать развитию у детей наблюдательности как необходимого условия исследовательской деятельности. Поощрять самостоятельные наблюдения ребенка, умение подмечать в предмете новые стороны и специфические особенности, не просто фиксировать объект, а формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
- Поддерживать самостоятельный поиск проблемы и выдвижение гипотезы, а также поиск путей решения проблемы в ходе исследований, способствовать развитию мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение); формировать способы познания путем сенсорного анализа, развивать самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Методы и приемы руководства
познавательно-исследовательской деятельностью.
Необходимо учитывать при организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста:
-должна проводиться еженедельно, в группе, на прогулке, длительностью 20 минут;
- стараться стимулировать детей действовать самостоятельно, при постоянном контроле со стороны взрослого ( в целях безопасности);
- необходимо подводить детей к самостоятельному анализу; обобщению увиденного в ходе эксперимента, учить формулировать выводы, излагаиь свою точка зрения; в процессе экспериментирования каждый ребенок должен получить возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем.
Основные сведения о сроках реализации программы
Программа «Почему, зачем и как?” рассчитана на 1 год (средний дошкольный возраст.) и реализуется в 2021 – 2022 учебном году.
Режим работы: 1 занятие в неделю (20 мин.-1 занятие)
Возраст детей: 4 -5 лет.
Содержание дополнительной образовательной программы.
Совместная организационная деятельность воспитателя с детьми была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Часть первая: мотивационно-организационная.
Цель: настроить группу детей на совместную работу, заинтересовать их.
Часть вторая: поисково-исследовательская.
Цель:стараться стимулировать детей действовать самостоятельно, при постоянном контроле со стороны взрослого ( в целях безопасности).
Часть третья: итоговая ( анализ и обобщение результатов экспериментирования).
Цель: необходимо подводить детей к самостоятельному анализу; обобщению увиденного в ходе эксперимента, учить формулировать выводы, излагаиь свою точка зрения; в процессе экспериментирования каждый ребенок должен получить возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем.
Учебный план дополнительной образовательной программы
по познавательному развитию детей
(развитие познавательно-исследовательской деятельности)
«Почему, зачем и как?”
(опыты и эксперименты с веществами и материалами)
Цель программы: Продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, помогать осваивать перцептивные действия. перцептивные действия-помогают изучить основные свойства и качества воспринимаемого предмета, выделив из них главные и второстепенные. На основе такого выделения ребенок воспринимает информативные точки в каждом из предметов окружающего мира, что помогает при повторном восприятии быстро узнать этот предмет, относя его к определенному классу — кукла, машинка. Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования. Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности. Учить понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельности модели, предложенные взрослым.
Месяц | Всего занятий | Всего часов | Теоретич. | Практич. |
сентябрь | 3 | 1ч | 15мин | 45мин |
октябрь | 4 | 1ч 20мин | 20мин | 1ч |
ноябрь | 4 | 1ч 20мин | 20мин | 1ч |
декабрь | 4 | 1ч 20мин | 20мин | 1ч |
январь | 3 | 1ч | 15мин | 45мин |
февраль | 4 | 1ч 20мин | 20мин | 1ч |
март | 4 | 1ч 20мин | 20мин | 1ч |
апрель | 4 | 1ч 20мин | 20мин | 1ч |
май | 7 | 2 ч 20 мин | 35 мин | 1ч 45 мин |
итого | 36 учебных часов |
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы познавательному развитию детей
«Почему, зачем и как?”
(опыты и эксперименты с веществами и материалами)
Категория слушателей: дети среднего дошкольного возраста (4-5лет)
Срок обучения: 1 год
Режим работы: 1 занятие в неделю (20 мин.-1 занятие)
№ п/п | Название разделов и дисциплин | Всего часов | В том числе | |
Беседы | Практические | |||
Сентябрь | 1ч | 15мин | 45мин | |
1. | Тема 1: «Сыщики» | 20мин | 5мин | 15мин |
2. | Тема 2: «Вода растворяет соль, сахар, песок, крупу? » | 20мин | 5мин | 15мин |
3. | Тема 3: «Земля в цветочном горшке твердая или рыхлая » | 20мин | 5мин | 15мин |
Октябрь | 1ч20мин | 20мин | 1ч | |
4. | Тема 4: “Куда пропала вода (испарение часть 1)” | 20мин | 5мин | 15мин |
5. | Тема 5: “Откуда грязь на сапогах?” | 20мин | 5мин | 15мин |
6. | Тема 6: “Вода исчезла! (испарение часть 2)” | 20мин | 5мин | 15мин |
7. | Тема 6: “Фокус-покус (магниты)” | 20мин | 5мин | 15мин |
Ноябрь | 1ч20мин | 20мин | 1ч | |
8. | Тема 8: “ Запах воды” | 20мин | 5мин | 15мин |
9. | Тема 9: “ Песок или глина. Что лучше?” | 20мин | 5мин | 15мин |
10. | Тема 10: “Что умеет картонная коробка?” | 20мин | 5мин | 15мин |
11. | Тема 11: “Как зимняя шубка зверей греет?” | 20мин | 5мин | 15мин |
Декабрь | 1ч20мин | 20мин | 1ч | |
12. | Тема 12: “Замерзшая вода (гололедица)” | 20мин | 5мин | 15мин |
13 | Тема 13: “Чудо камень” | 20мин | 5мин | 15мин |
14 | Тема 14: “ Что сделано из дерева?” | 20мин | 5мин | 15мин |
15 | Тема 15: “Фокусы с водой” | 20мин | 5мин | 15мин |
Январь | 1ч | 15мин | 45мин | |
16 | Тема 16: “Воздух! Где ты прячешься?” | 20мин | 5мин | 15мин |
17 | Тема 17: “Песок сухой и мокрый (заморозка)” | 20мин | 5мин | 15мин |
18 | Тема 18: “Что умеет стекло?” | 20мин | 5мин | 15мин |
Февраль | 1ч 20мин | 20мин | 1ч | |
19 | Тема 19: “Как вода очищает?” | 20мин | 5мин | 15мин |
20 | Тема 20: “Сравнение песка, глины и почвы” | 20мин | 5мин | 15мин |
21 | Тема 21: “Из чего сделаны игрушки? ( пластик и резина)” | 20мин | 5мин | 15мин |
22 | Тема 22: “Плавает или тонет?” | 20мин | 5мин | 15мин |
Март | 1ч 20мин | 20мин | 1ч | |
23 | Тема 23: “Переливаем и наливаем” | 20мин | 5мин | 15мин |
24 | Тема 24: “Мыльные сказки” | 20мин | 5мин | 15мин |
25 | Тема 25: “Из чего сделаны игрушки? (резина и древесина)” | 20мин | 5мин | 15мин |
26 | Тема 26: “ Во саду ли в огороде (сажаем лук)” | 20мин | 5мин | 15мин |
Апрель | 1ч 20мин | 20мин | 1ч | |
27 | Тема 27: “Где прячется вода? (впитываемость)” | 20мин | 5мин | 15мин |
28 | Тема 28: “Магнитная сила - фокусы без рук” | 20мин | 5мин | 15мин |
29 | Тема 29: “Воздух, ты где?” | 20мин | 5мин | 15мин |
30 | Тема 30: “Чистая вода- всегда нужна!” | 20мин | 5мин | 15мин |
Май | 40мин | 10мин | 30мин | |
31 | Тема 31: “Облако в банке” | 20мин | 5 мин | 15 мин |
32 | Тема 32: “Клад в песке сухом и мокром” | 20 мин | 5 мин | 15мин |
33 | Тема 33: “Свойства песка, почвы, глины” | 20 мин | 5 мин | 15мин |
34 | Тема 34: “Свойства веществ и материалов” | 20 мин | 5 мин | 15мин |
35 | Тема 35: “История воды и воздуха” | 20 мин | 5 мин | 15мин |
36 | Тема 36: “Мы юные ученые” | 20 мин | 5 мин | 15мин |
Итого академических часов
| 36 | - | - |
Календарно – тематическое планирование
Месяц | № занятия | Занятия |
Сентябрь | 1.
2. 3. | Вводное «Сыщики» Цель: Познакомить детей с познавательно-исследовательской деятельностью. Рассказать как проведя опыты и эксперименты можно узнать о свойствах , качествах того или иного явления или вещества, материала. Заинтересовать детей. Поддерживать стремление к самостоятельному поиску проблемы, выдвижению гипотезы,поиску решения. «Вода растворяет соль, сахар, песок, крупу? » Цель: развивать представления о свойствах воды, растворимости воды; учить формулировать вывод в ходе практических действий. «Земля в цветочном горшке твердая или рыхлая » Цель: развивать умение выявлять свойства почвы (определять отличия рыхлой и твердой почвы); закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; развивать интерес к практическим действиям. |
Октябрь
| 4. 5. 6. 7. | “Куда пропала вода(испарение часть 1)” Цель: расширять представления о свойствах воды (испарение); совершенствовать умение делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес. “Откуда грязь на сапогах?” Цель: формировать представление о свойстве почвы впитывать воду; продолжать обучать способам исследования; развивать мыслительные процессы (анализ, обобщение, сравнение). “Вода исчезла!(испарение часть 2)” Цель: продолжать знакомить со свойствами воды (испарение); совершенствовать умение делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес.“Фокус-покус (магниты)” Цель: познакомить с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы; учить обобщенным способам исследования различных объектов; развивать интерес к исследованиям. |
Ноябрь |
8. 9. 10. 11. | “ Запах воды” Цель: познакомить со свойствами воды ( в чистом виде запаха, но может приобретать его в результате растворения ароматных веществ); привлекать к совместным со взрослыми практическим познавательным действиям экспериментального характера. “ Песок или глина. Что лучше?” Цель: познакомить с некоторыми свойствами песка и глины в сравнении (водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования. “Что умеет картонная коробка?” Цель: познакомить со свойствами картона; совершенствовать умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес. “Как зимняя шубка зверей греет?” Цель: познакомить с особенностями приспособления животных к зиме (теплая шерсть); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий. |
Декабрь | 12. 13. 14.
15. | “Замерзшая вода (гололедица)” Цель: закреплять знания детей о свойствах различных состояний воды (жидкое-твердое); продолжать учить устанавливать взаимосвязь между объектами неживой природы; учить детей формулировать вывод в ходе совершения практических действий. “Чудо камень” Цель: продолжать учить детей выявлять свойства веществ и материалов (камней); закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; развивать интерес к практическим действиям. “ Что сделано из дерева?” Цель: продолжать знакомить детей со свойствами древесины; учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта;самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес. “Фокусы с водой” Цель: формировать у детей представление о том, что уровень воды повышается при помещении в емкость с водой посторонних предметов; развивать интерес к экспериментальной деятельности. |
Январь | 16. | “Воздух! Где ты прячешься?” Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; выявить его повсеместное присутствие; продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес. |
Январь | 17. 18. | “Песок сухой и мокрый (заморозка)” Цель: продолжать знакомить детей со свойствами сухого и влажного песка (при его замораживании); обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы; развивать любознательность. “Что умеет стекло?” Цель: познакомить со свойствами стекла, продолжать учить детей обобщенным способам обследования объектов; развивать интерес к исследовательской деятельности. |
Февраль |
19. 20. 21. 22. | “Как вода очищает?” Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды (обладает очищающим свойством); продолжать включать детей в совместные практические познавательные действия экспериментального характера. “Сравнение песка, глины и почвы” Цель: продолжать учить детей выявлять свойства и качества материалов в сравнении, обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы; развивать интерес к объектам исследования. “Из чего сделаны игрушки?( пластик и резина)” Цель: продолжать учить выявлять свойства и качества материалов в сравнении, закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес. “Плавает или тонет?” Цель: учить детей выделять определенные свойства предметов (тонет-не тонет в воде), используя практические действия; развивать интерес к объектам исследования. |
Март | 23. 24. 25. 26. |
“Переливаем и наливаем” “Мыльные сказки” Цель: учить детей выявлять свойства исследуемого объекта (мыла), закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования (вода и мыло); развивать интерес к практическим действиям. “Из чего сделаны игрушки? (резина и древесина)” Цель: закрепить знания детей о свойствах резины и древесины в сравнении; учить выделять и обобщать свойства исследуемых объектов, продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия. “ Во саду ли в огороде (сажаем лук)” Цель: продолжать формировать у детей понятие о том, что растениям для роста необходима вода и свет; закреплять знания о росте и развитии растений, учить устанавливать взаимосвязи между объектами исследования. |
Апрель | 27. 28. 29. 30. |
“Где прячется вода? (впитываемость)” Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды (впитываемость); продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий, развивать познавательный интерес. “Воздух, ты где?” Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха заполнять все окружающее пространство; обучать способам обследования, развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение.
“Чистая вода- всегда нужна!” Цель: продолжить знакомить детей со свойствами воды, способами ее очистки; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические познавательные действия экспериментального характера. |
Май | 31 32. | “Облако в банке” “Клад в песке сухом и мокром” Цель:продолжать знакомить детей со свойствами песка; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследований. |
33 | “Свойства песка, почвы, глины” Цель:обобщить знания детей о свойствах песка, почвы и глины; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследований. Итоговое занятие. | |
34 | “Свойства веществ и материалов” Цель:обобщить знания детей о свойствах стекла, магнитов и других материалов; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследований. Итоговое занятие. | |
35 | “История воды и воздуха” Цель:обобщить знания детей о свойствах воды и воздуха; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследований. Итоговое занятие. | |
36 | “Мы юные ученые” Цель:закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследований. Итоговое занятие. |
Материально-техническое обеспечение программы
Материалы и инструменты для занятия.
Особенность программы в том , что специальное оборудование не требуется. Можно обойтись без пробирок и колб и реагентов и прочего. Все что необходимо для экспериментов есть в любом доме и в группе детского сада. Это столы и стулья, клеенка накрыть столы, различная посуда от пластиковых стаканчиков до мисок и тазов. Природный материал так же общедоступен и его можно собрать на прогулке в парке или на участке ( песок и глина, шишки, камушки, снег и вода, веточки, листья). Часть материалов можно попросить ребят принести на время из дома, например увеличительные стекла ( лупу). Дети познают окружающий их мир доступными и простыми средствами. Все опыты и эксперименты молышь смоет повторит дома с родителями или старшими братьями и сестрами.
Литература:
- Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов.М.-М.:Мозаика-Синтез, 2013.
- Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова.-М.:Сфера, 2004.
- Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет:тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. - Волгоград : Учитель, 2013.
- Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : метод. рекомендации / Л.Н. Прохорова. -М.: Аркти, 2008.
- Соловьева, Е. Как организовать поисковую деятельность детей /Е. Соловьева //Дошкольное воспитание.-2005.-№1.
- Тугушева, Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : метод. пособие / Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова.-СПб.: Детство-Пресс, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию "АБВГД-йка"
Цели,задачи,перспективный и календарный планы программы...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет
Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...
Программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Мы - исследователи» (познавательно-исследовательская деятельность)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарст...
Обобщение опыта. Дополнительная образовательная программа «Формирование и развитие правильной и чистой речи у детей 6-7 лет при подготовке к обучению в школе»
Дополнительная образовательная программа «Формирование и развитие правильной и чистой речи у детей 6-7 лет при подготовке к обучению в школе»Срок реализации 1 год. Целью ...
Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Песочная фантазия»
- Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. - Развитие воображения, творческого мышления. - Развитие высших психических функций. - Развитие двух полушарий головного мозга...
Конспект непрерывно-образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Путешествие в лабораторию к Зимушке-зиме»
Цель: Создать условия для формирования представлений о свойствах снега и льда, обогащать знания детей по теме «Зима»....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «Мир головоломок»
Программа направлена на комплексное развитие различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения; сенсорной и двигательной сфер ребенка; формирование нестандартного мышления и логики....