ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет
рабочая программа (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._prog_st._vozrast.docx | 59.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БОРИСОГЛЕБСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
- ДЕТСКИЙ САД №11
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей
к истокам русской народной культуры
кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет
Составили воспитатели:
Каратаева И. М. (1 К.К.)
Шелест Н. А. (В. К.К.)
2017г.
Структура
I. Пояснительная записка…………………………………………………...3-4 стр. | |
1.1 Общая цель данной программы………………………….…………….…4 стр. 1.2 Основные направления программы ………………………………….….4 стр. 1.3 Задачи рабочей программы………………………………………….……5 стр. 1.4 Принципы и подходы к формированию программы...............................5 стр. 1.5 Ожидаемые результаты освоения программы……………………….6-7 стр. | |
II. Учебно-тематический план 5-6 лет………………………………..…...7-9 стр. 2.1 Учебно-тематический план ……………. …………………….…...…..7-9 стр.
III. Календарный учебный график 5-6 лет ..…………………………..……..9 стр. 3.1 Календарный план 5-6 лет…………………………………………….…..9 стр. IV. Учебный план 5-6 лет……………………………………………..……..9 стр. 4.1 Учебный план занятий на год………………………………….………….9 стр. V. Рабочая программа…………………………….………………….…….9-12 стр. 5.1 Особенности познавательного развития детей 5-6лет....................... 9-10 стр. 5.2 Методы обучения и формы работы с детьми…………………….…10-11 стр. 5.3 Особенности построения образовательного процесса по достижению целей и задач……………………………………………………………..11-12 стр. |
|
VI.Оценочный и методический материал………………………..…………12стр. 6.1 Диагностический материал (см. приложение 1) ……………………….12 стр 6.2 Способы определения результатов освоения программы (см. приложение 2)……………………………………………….…………12 стр. 6.3 Дидактические игры………………………………………………….12-19 стр. 6.2 Материально техническое оснащение..……………………………..19-21 стр. 6.3 Программно методическое обеспечение………………………………..21 стр. |
- Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.
Известно, что восприятие ребенком социальной действительности основано на его предствлениях о базовых ценностях оружающего мира, которые формируются в раннем возрасте на этапах первичной социализации и овладения элементами культурного наследия.
Патриотизм – это чувство любви к Родине.понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, осебенности языка и быта, однако к ним не сводится.
Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно- творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.
Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными, блоками по каждому виду народных промыслов. Занятия расположены от простого к сложному. В приложении есть краткие сведения о самих промыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки о них. В работе с детьми используются технические средства обучения.
Программа рассчитана на детей с 4 до 7 лет. Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.
- Общая цель данной программы
Активное приобщение детей к культурным традициям русского народа через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.
1.2 Основные направления программы
Программа направлена на формирование у ребенка устойчивой ценностной ориентации на самоидентификацию в качестве творческой личности, хранящей и развивающей традиции национальной культуры. Приобщение детей к традиционной русской культуре рассматривается как деятельность, отвечающая потребностям современного человека, открывающая пути к познанию и самореализации собственной личности, содействующая освоению позитивной модели поведения в качества гражданина, патриота, продолжателя национальной культурной традиции.
1.3 Задачи рабочей программы
- ознакомление детей с бытом, традициями и обычаями русской деревни;
- ознакомление с фольклорными произведениями, национальным бытом, обрядами праздников, народной психологией;
- создать у детей определенный запас русских народных песен, стихов, потешек, хороводных игр;
- ознакомление с предметным миром русского крестьянства; обучение народным играм, праздничным обрядам;
- расширение кругозора дошкольников;
- развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей.
- формирование у детей уважительного отношения к народной культуре, традициям, обычаям русского народа, народному творчеству;
- развитие навыков общения, культуры поведения в среде сверстников;
- воспитание коллективизма;
- воспитание усидчивости, аккуратности, ответственности
1.4 Принципы и подходы к формированию программы
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – предполагает учёт возрастных, личностных особенностей детей, уровень их психического и физического развития.
- Принцип целостности – формирование у дошкольников целостного понимания современных проблем нравственно-патриотического воспитания и интеграции знаний о русской национальной культуре.
- Принцип доступности – предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональнуюокраску. Не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.
- Принцип комплексности и интегрированности – решение задач нравственно-патриотического воспитания в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности.
- Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса;
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологическихособенностей, возможностей и интересов;
- Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- Принцип конструктивизма – особо важен при отборе содержания нравственно-патриотического образования именно дошкольников, однако, не всегда реализуется на практике. Его применениеозначает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или трицательно-положительная информация.
1.5 Ожидаемые результаты освоения программы
- Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины;
- Формирование устойчивого интереса детей к истории и культуре нашего народа;
- Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения их различать;
- Приобретение детьми практических умений по работе с различными изобразительными материалами;
- Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию;
- Расширение кругозора детей через музей «Русская изба»;
- Широкое использование всех видов фольклора.
- Учебно-тематический план 5-6 лет
2.1 УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (5-6 л.)
№ п/п | Название темы | Вид знятия | |||
Традиционное | Практическое | Игровое | |||
Сентябрь
| 1 | Знакомство с работой кружка «В горнице» | 1 | ||
2 | «Гуляй, да присматривайся» | 1 | |||
3 | «Вершки да корешки» | 1 | |||
4 | «Хлеб — всему голова» | 1 | |||
Октябрь | 5 | «Октябрь пахнет капустой» | 1 | ||
6 | «Зайчишка- трусишка» | 1 | |||
7 | «У страха глаза велики» | 1 | |||
8 | «Друг за дружку держаться – ничего не бояться» | 1 | |||
Ноябрь | 9 | «Знаешь ли ты сказки?» | 1 | ||
10 | Гончарные мастеровые | 1 | |||
11 | Дикие животные | 1 | |||
12 | 14 ноября – Кузьминки (праздник) | 1 | |||
13 | «Хороший город Городец» | 1 | |||
Декабрь | 14 | «Здравствуй, зимушка-зима!» | 1 | ||
15 | «Проказы старухи зимы» | 1 | |||
16 | «Лиса-обманщица» | 1 | |||
17 | 19 декабря - «Николины посиделки» | 1 | |||
18 | «С Новым годом, со всем родом!» | 1 | |||
Январь | 19 | «Пришла коляда — отворяй ворота» | 1 | ||
20 | «Морозко» | 1 | |||
Февраль | 21 | «Гуляй, да присматривайся» | 1 | ||
22 | Русские потешки | 1 | |||
23 | «Дымковская сказочная страна» | 1 | |||
24 | «Дымковская сказочная страна» (раскрашивание с элементами росписи) | 1 | |||
Март | 25 | «Весна, весна, поди сюда!» | 1 | ||
26 | «Нет милее дружка, чем родимая матушка!» | 1 | |||
27 | «Мудреному и счастье к лицу» | 1 | |||
28 | «Ой ты, Масленица!» | 1 | |||
29 | «Шутку шутить — людей насмешить» | 1 | |||
30 | «Небылица в лицах, небывальщина» | 1 | |||
Апрель | 31 | «Апрель ленивого не любит, проворного голубит.» | 1 | ||
32 | «Весна красна цветами» | 1 | |||
33 | «Подарки белоствольной красавицы» | 1 | |||
34 | Красная горка | 1 | |||
Май | 35 | «А за ним такая гладь- ни морщинки не видать» | 1 | ||
36 | «Победа в воздухе не вьется, а руками достается» | 1 | |||
37 | Прощание с «избой» | 1 | |||
ИТОГО В ГОД | 19 | 7 | 11 |
III. Календарный учебный график (5-6 лет)
3.1 Календарный план (5-6 лет)
Месяцы | IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V |
Кол-во Занятий | 4 | 4 | 5 | 5 | 2 | 4 | 6 | 4 | 3 |
IV. УЧЕБНЫЙ ПЛАН (5-6 лет)
4.1 Учебный план (5-6 лет)
Виды занятий | Количество занятий | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Предполагаемое количество детей в группе |
Игровые | 11 | 1 | 4-5 | 15-20 |
Традиционные | 19 | |||
Занятия-развлечения | 7 | |||
Время | 30 минут | |||
Всего | 37 занятий |
V. Рабочая программа.
5.1 Особенности познавательного развития детей 5-6 лет.
В 5-6 лет ребенок смело «пересекает пространство и время», ему все интересно, его все манит и привлекает. Он с одинаковым рвением пытается освоить как то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, так и то, что пока не в состоянии глубоко и правильно осознать.
Однако имеющиеся у ребенка старшего дошкольного возраста возможности упорядочивания информации пока еще не позволяют ему полностью переработать поток поступающих сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными фактами и сведениями, многие из которых дети 5-6 лет не в состоянии осмыслить и понять. Это наносит вред процессу создания в сознании ребенка элементарной целостности мира, часто ведет к угасанию познавательных процессов.
У детей 5-6 лет наблюдается:
- Стремление расширить свой кругозор;
- Желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения;
- Потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру;
Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания, потребности, в арсенале 5-летию ребенка имеются различные средства и способы познания:
- Действия и собственный практический опыт (этим он овладел достаточно хорошо) ;
- Слово, т. е. рассказы взрослых (этот ему уже знаком, продолжается процесс его совершенствованию) ;
- Книги, телевизор и пр. как новые источники знаний.
Уровень интеллектуальных умений ребенка 5-6 лет (анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление закономерностей) помогают ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и разбираться в имеющихся и поступающих сведениях о нашем мире.
В отличие от возрастного периода 2-4 года, где так же шло накопление информации, содержания, интересующие детей 5-ти лет, касается не ближайшего окружения, а отдельного, большого мира.
5.2 Методы обучения и формы работы с детьми.
Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:
- Беседы с использованием наглядности;
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;
- Экскурсии;
- Дидактические игры;
- Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
- Использование народных игр, в том числе хороводов.
Методы и приемы:
- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов);
- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
- практический (выполнение детьми с помощью воспитателя декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов в работе);
- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
мотивационный (убеждение, поощрение)..
5.3 Особенности построения образовательного процесса по достижению целей и задач программы.
Занятия носят интегрированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач. На занятиях детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенного. Во время занятий широко используются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области приобщения детей к истокам русской народной культуры. Игровая оболочка занятий привлекает детей, вызывает у них интерес активность, помогает преодолеть различные затруднения, повышает их самостоятельность. Таким образом, поставленная учебная задача в игровой форме становится для детей более близкой и понятной, а результат эффективнее.
Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребёнку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
Занятия традиционные чередуются с развлечениями и игровыми.
Структура занятия:
1. Вводная часть. Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения. Во время вступительной беседы у ребенка создается рабочее настроение, он знакомится с новым учебным материалом и повторяет старый. Предполагается активное участие ребенка в разговоре: он не только выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями.
2. Основная часть. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
3. Заключительная часть. Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ. Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога.На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка. по теме занятия.
Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности. Предполагается и интегрированность, дающая возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа.
VI. Оценочный и методический материал.
6.1 Диагностический материал
(см. приложение 1)
6.2 Способы определения результатов освоения программы
(см. приложение 2)
6.3 Дидактические и народные игры по приобщению детей к русской народной культуре
Дидактические игры | Народные игры |
«Обведи элемент» Цель: учить детей элементам росписи, технике исполнения элементов. Материал: листы бумаги с нарисованными элементами росписи (Дымка, Городец, Гжель, Хохлома и др.), кисть. Ход игры: педагог предлагает детям сухой кистью обвести элементы, учит детей правильно держать кисть: тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги, если нужно провести тонкую линию или поставить точку-горошинку. | «Бабка Ежка» Описание: В середину круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее: Бабка Ежка – Костяная ножка С печки упала, ногу сломала, А потом и говорит: - У меня нога болит. Пошла она на улицу – Раздавила курицу. Пошла на базар – Раздавила самовар. Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот замирает. |
«Обведи и раскрась» Цель: продолжать знакомить с народными росписями декоративно-прикладного искусства; учить расписывать силуэт; развивать мелкую моторику пальцев рук, эстетический вкус. Материал: бумажные силуэты, краски, кисти. Ход игры: предложить детям выбрать силуэт по желанию и расписать его.
| «Башмачник» Описание: Играющие становятся в круг и берутся за руки. В середину круга садится на скамеечку «башмачник» и делает вид, будто шьет сапоги, напевая: - Хорошенькие ножки, хорошенькие ножки, примерьте сапожки! В это время играющие быстро ходят по кругу, произнося слова: - Примеривай, примеривай! После этого «башмачник» должен, не вставая со своего места и не передвигая скамейки, протянув руку, поймать кого-нибудь из участников игры. Пойманный и «башмачник» меняются местами. |
«Найди пару» Цель: учить детей ориентироваться в различных видах росписи, развивать мышление, внимание. Материал: чайные пары (чашка с блюдцем), расписанные под Дымку, Городец, Гжель, Хохлому. Ход игры: педагог предлагает подобрать для каждого блюдца чашку (или наоборот) и назвать вид росписи. | «Бабка» Описание: Играющие загадывают друг другу загадки, причем загадка произносится вслух, но отгадывать ее должен только рядом стоящий, который в свою очередь загадывает загадку своему соседу и так далее. Не отгадавший три загадки штрафуется. Ему назначают выполнить какое-либо задание (спеть, сплясать и т.д.) |
«Декоративное домино» Цель: закреплять знания детей о народных росписях, об элементах росписей; развивать внимание, зрительную память, умение анализировать. Материал: карточки с изображением элементов различных росписей. Ход игры: предложить детям рассмотреть карточки с элементами различных росписей и собрать их по принципу домино. | «Гуськи» Описание: Играющие становятся в круг. В середине круга – «дедка». В руках у него бумажка или платок. «Дедка» машет платком, остальные поют: Сошлись гуси-гусаки вокруг дедки у реки. Стали гоготати, дедкекричати: - Дедка, дедка пощади, нас, гусяток, не щипли. Дай нам платочек, денег мешочек. «Дедка» дает одному из играющих бумажку и говорит: На, сумочку подержи, денежку не оброни. Другому он дает платочек и говорит: На, платочек подержи, Мне головку завяжи, Раз пятнадцать поверни. Получивший платок завязывает «дедке» глаза, подталкивает его, чтобы «дедка» вертелся. В это время дети передают друг другу бумажку. Верчение «дедки» и передача бумажки прекращаются одновременно. Дети кричат: Дедка, дедка! Бумажка пропала, Кому попала? «Дедка» старается угадать. Если угадывает, то «дедкой» становится тот, у которого в руках бумажка, если нет, то он опять выполняет роль «дедки». |
«Собери целое» Цель: учить ориентироваться в различных видах росписи; закрепить знания об истории некоторых видов народного промысла. Материал: плоскостные силуэты изделий, расписанные разными видами росписей и разрезанные на несколько частей. Ход игры: педагог предлагает детям собрать изделия (вариант: кто быстрее), назвать вид росписи. | «Прялица» Описание: Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених». Играющие ходят по кругу, приговаривая: Прялица, кокорица моя. С горя выброшу на улицу тебя; Стану прясть, да попрядывать, На беседушку поглядывать. После этих слов «жених» выбирает себе «невесту». Игра продолжается (другой «жених» выбирает себе «невесту»). |
«Дорисуй рисунок» Цель: учить детей рисовать элементы росписи, совершенствовать технику исполнения элементов. Материал: листы бумаги с частично нарисованными элементами росписей, кисти, краски. Ход игры: Педагог предлагает продолжить рисунок, соблюдать порядок рисования, делать одинаковые промежутки между элементами орнамента.
| «В каравай» Описание: Встав в круг, играющие поют: Шел павлин горою, все люди за мною. Одного нет у нас (имя одного из играющих). У его маменьки печка истопленная, Блины испеченные, каравай состряпанный, Этакий высокий, этакий широкий, Этакий низенький. Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывают вышину, ширину и т.д. |
«Поможем художнику» Цель: научить детей воображать элементы хохломской росписи, составлять узор на основе заданной им схемы основного узора. Материал: силуэты посуды, краски, кисти. Ход игры: Педагог рассказывает, что один художник не успел расписать изделие и попросил ребят помочь ему закончить роспись. Затем показывает детям схематичное изображение основного элемента росписи и говорит, что сейчас они вместе это сделают. Варианты: 1.Дети придумывают, как это лучше сделать, глядя на образцы элементов хохломской росписи, а педагог рисует все, что дети придумывают. 2.То же самое, но без образцов. 3.Дети сами придумывают и рисуют, глядя на образцы. 4.То же самое, но без образцов. | «Черного» и «белого» не говорить, «да» и «нет» не повторять. Описание: Суть игры состоит в том, чтобы не употреблять слова: «черный», «белый», «да», и «нет». Тот, кто произнесет какое-нибудь из них дает фант (платочек, заколку и т.д.). Один из играющих подходит к другому и спрашивает: - Какая у тебя шляпа? Тот отвечает: - Синяя. - Какая там синяя, она белая. - Зеленая. - Какая зеленая, да она черная. -Голубая. - Вот как! Голубая! Шляпа – то голубая? Да посмотрите, можно ли ее назвать голубой? Совершенно белая. - Нет, не белая, а черная. Или спрашивают так: - Есть ли у тебя рога? - Есть. - Неужели есть? - Имею. - Так стало быть и хвост у тебя есть? - Хвоста не имею. - Хвоста нет, а рога есть, так кто же ты такой? - Человек. - Нет, не человек, животное с рогами и без хвоста. - Нет, человек. Отвечающий плати штраф. |
«Кто больше знает слов на тему «Земледелие» Цель: закрепить знания о жизнедеятельности Древней Руси. Материал: фишки-кружки с изображением колосков. Ход игры: Педагог предлагает вспомнить слова по теме «Земледелие». За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Кто больше наберет «колосков», тот – победитель. Примерные ответы детей: пашня, борозда, соха, грабли, плуг, лошадь, крестьянин, пахарь, семена, земля, сеять, пахать и т.д. | «Водить козла» Описание: Дети берутся попарно за руки, образуя вереницу. Передние пары образуют ворота, через которые последняя пара пробегает так, что первая оказывается за ней и т.д. В конце концов первая пара становится последней. Поется песня: Вскочил козел в огород, Потоптал козел лук – чеснок. Хватили козла за рожок, Повезли козла на торжок, Продали козла за три рубля, За три рубля купили три узла! Ура! После этого дети бегут через ворота, образованные передней парой. |
«Что это?» Цель: учить детей правильно называть предметы одежды; расширять словарный запас; развивать внимание. Материал: карточки с изображением предметов одежды. Ход игры: вниманию детей предлагаются карточки с нарисованными элементами и предметами одежды. Детям надо правильно назвать предмет или элемент одежды и рассказать о назначение. Аналогично можно проводить игру на закрепление знаний об оружии.
| «Летят – не летят» Описание: Выбирают двух водящих. Остальные играющие стоят, образуя круг. Водящие – в центре круга. Играющие должны или поднимать руки вверх и говорить «летят», или махать руками, приговаривая «не летят», отвечая тем самым на слова водящих. 1. Грачи летят, на всю Русь кричат: - Гу-гу-гу! Мы несем весну! 2. Журавли летят, на всю Русь кричат: - Гу-гу-гу! Недогнать нас не кому! 3. Пчелы летят, бунчат, гудят: - Жу-жу-жу! Медову несу еду! 4. Поросята летят, поросята визжат: - Хрю-хрю-хрю! Надоело нам в хлеву! 5. Медведи летят, во все горло кричат: - Ры-ры-ры! Не пустим вас в боры! 6. Комары летят, звенят, пищат: - Зы-зы-ps! Наточим наши носы! Ответивший неправильно выбывает из игры. |
«Герои русских былин» Цель: упражнять детей в составление целого из частей; развивать внимание, мышление, память. Материал: картинки с изображением былинных героев, разрезанные на части. Ход игры: дети составляют целую картинку из частей. | «Пирог» Описание: Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»: Вот он какой высоконький, Вот он какой мякошенький, Вот он какой широконький, Режь его да ешь. После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. |
«Угадай сказку, пословицу, поговорку» Цель: Уточнить знание народных сказок, пословиц, поговорок загадок,иллюстраций) Материал: Подборка иллюстраций и картинок с изображениями персонажей сказок; поговорок, пословиц. Подборка загадок по сказкам Ход игры: .Дети угадывают сказку, поговорку, пословицу: – по иллюстрации, картинке с изображением сюжета сказки, поговорки, пословицы или персонажа; – по отрывку из сказки; – по загадке. 2. Ребенок описывает по картинке героев сказки. Другие дети должны узнать, из какой сказки герой. 3. Группа детей выбирает картинку, распределяет между собой роли и разыгрывают фрагмент сюжета сказки, поговорку, пословицу изображѐнную на картинке (можно с помощью игрушек) так, чтобы другие дети еѐ узнали. | «Дед» Описание: Играющие выбирают «деда», а сами отходят в сторону и договариваются о какой-нибудь полевой работе и производят характерные для нее движения. Затем подходят к «деду» и говорят: - Здравствуй, дед! «Дед» отвечает: - Здравствуйте, дети ! Где вы были? - На работе. - Что делали? Дети повторяют движения, изображающие работу. «Дед» угадывает, что обозначают эти движения. Дети ведут хоровод и поют про свою работу: У нас серпы-то золотые, А мы работники-то молодые! Время жито жать. Или что- то про другие действия. Кончив петь, убегают, а «дед» догоняет. Пойманный становится «дедом». |
«Что будет, если...?» Цель: Обогащать связную речь развѐрнутым диалогом, развивать умение чередовать прямую и косвенную речь Материал: Подборка иллюстраций к сказкам. Ход игры: . Детям демонстрируют иллюстрацию с изображением сюжетных ситуаций из 2 сказок и предлагают подумать над тем, как бы развивался сюжет в связи с изменившейся ситуацией. /Приѐм изменения сюжета можно использовать на любом этапе его развѐртывания./ | «Воробей» Описание: Играющие называются кустарниками или деревьями (например, яблоня, береза). Водящий говорит: - Чив-чив сидел воробей на малине, слетел воробей на яблоню. «Яблоня» продолжает говорить. И так далее. За медлительность и рассеянность с прозевавшего берется фоант. |
«Нарисуй и расскажи сказку» Цель: Совершенствовать понимание контекстной речи и умения соотносить слова с соответствующим материальным объектом и графическим изображением, формировать умение выделять характерные признаки внешнего облика героев сказки, наделять их эпитетами, развивать образное восприятие сказки. Материал: Листы бумаги, цветные карандаши мелки, краски, фломастеры) Ход игры: Детям предлагают любую геометрическую фигуру. Путѐм дорисовывания характерных признаков внешнего облика они должны получить задуманный образ человека или животного. Например, беря за основу овал, нарисуем персонажей сказки «Рукавичка». | Солнышко – ведрышко» Описание: Выбирают водящего – «солнце». Остальные дети – «спящие». Они поют: Гори, солнце, ярче – Лето будет жарче, А зима теплее, А весна – милее. На две первые строчки песенки играющие идут хороводом. На следующие две – поворачиваются друг к другу лицом и делают поклон. Затем подходят ближе к «солнцу». Оно говорит: «Горячо», затем догоняет детей. «Солнце», догнав «спящего», дотрагивается до него. Он «просыпается» (выбывает из игры). |
6.4 Материально-техническое оснащение.
Материалы мини-музея «Русская изба»
№№ | Наименование | Количество |
1. | Забор деревянный | 2 |
2. | Плетень | 1 |
3. | Скамейка высокая | 1 |
4. | Скамейка низкая | 2 |
5. | Полка расписная «Городец» | 2 |
6. | Крынка глиняная | 2 |
7. | Сахарница плетеная | 2 |
8. | Дымковская игрушка «Козлик» | 2 |
9. | Матрешка | 2 |
10. | Горшок глиняный | 1 |
11. | Люлька детская | 1 |
12. | Кровать взрослая | 1 |
13. | Простыня с подзором | 1 |
14. | Подушка | 2 |
15. | Одеяло лоскутное | 2 |
16. | Накидка на подушку | 2 |
17. | Полотенце-рушник с вышивкой и кружевом | 3 |
18. | Костюм русский народный женский сарафан | 1 |
19. | Костюм русский народный мужская рубаха-косоворотка | 1 |
20. | Часы настенные ходики с кукушкой | 1 |
21. | Зеркало в деревянной оправе | 1 |
22. | Лапти | 1 |
23. | Лавка | 1 |
24. | Прялка | 1 |
25. | Веретено | 4 |
26. | Столик | 1 |
27. | Самовар | 2 |
28. | Поднос деревянный расписной «Хохлома» | 1 |
29. | Цветочница плетенная | 1 |
30. | Соломенная кукла-оберег | 1 |
31. | Печь русская | 1 |
32. | Ухват | 3 |
33. | Чугун | 6 |
34. | Веник голыш | 1 |
35. | Занавески оконные с кружевами | 2 |
36. | Гармонь | 1 |
37. | Балалайка | 1 |
38. | Коромысло | 1 |
39. | Рубель | 3 |
40. | Умывальник | 1 |
41. | Корыто | 1 |
42. | Корзина берестяная - туесок | 1 |
43. | Палица | 1 |
44. | Ступка | 1 |
45. | Сундук | 1 |
46. | Половик тканный | 3 |
47. | Половик вязанный | 1 |
48. | Демонстрационный материал «Городецкая роспись» | 1 |
49. | Демонстрационный материал «Золотая хохлома» | 1 |
50. | Демонстрационный материал «Гжель» | 1 |
51. | Демонстрационный материал «Полхово-майданская роспись» | 1 |
52. | Демонстрационный материал «дымковская игрушка» | 1 |
53. | Демонстрационный материал «Русский народный костюм» | 1 |
6.5 Программно – методическое обеспечение.
- М.Д.Маханёва, О.Л. Князева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2016.
- Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России», Москва, ООО «Издательство Скрипторий» 2007г.
- Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова Патриотическое воспитание детей 4-6 лет, Москва, Сфера 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по непосредственно образовательной деятельноси в старшей группе на тему "Приобщение детей к истокам русской народной культуре" (из истории о мужской и женской одежде0
Знакомство детей с русскими народными костюмами , их историей, традициями, приобщение детей к духовной культуре на основе использования фольклора (загадки, пословицы, поговорки), воспитание...
“Ладушки” Программа кружка духовно – нравственное воспитание для детей старшего дошкольного возраста (на основе приобщения к истокам русской народной и православной культуры)
Во славу Божию!Дорогие педагоги детских садов, с большой любовью и огромной надеждой посвящаю вам свою работу: «Программа кружка «Ладушки»! Над ней я работала больше 15 лет, когда...
Презентация программы дополнительного образования Горница по приобщению детей к истоками русской народной культуры
Программа Горница...
ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница»
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...
Перспективный план работы с родителями детей средней группы на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Перспективный план работы с родителями детей средней группы на тему «Приобщение детей к истокам русской народно культуры»...
Картотека дидактических игр для детей 4 – 5 лет по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Картотека дидактических игр для детей 4 – 5 летпо приобщению детейк истокам русской народной культуры...
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: Народная культура и традиции русского народа.
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возрастаТема: Народная культура и традиции русского народа.Образовательные задачи: совершенствовать знания о культуре и традиция...