Программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Мы - исследователи» (познавательно-исследовательская деятельность)
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Принято педагогическим советом МБДОУ «Детский сад №11» Протокол № 1 от 29.08.2016г.
| «Утверждаю» Заведующий МБДОУ «Детский сад №11» _________ Э.И.Нуриахметова Приказ № 58 от 29.08.2016г.
|
Программа
дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию
детей старшей группы
«Мы - исследователи»
(познавательно-исследовательская деятельность)
Составили:
Сафина М.Р.,
воспитатель, 1 квалификационная категория
Ханиева Г.Г.
воспитатель, 1квалификационная категория
Оглавление
Оглавление ………………………………………………………………...1
I.Целевой раздел………………………………………………………….......2
Пояснительная записка ……………………………………………………2
Возрастные особенности психофизического развития воспитанников……………………………………………………………….6 Планируемые результаты освоения программы…………………………..8
II. Содержательный раздел……………………………………………….....10
Содержание программы дополнительной образовательной деятельности…………………………………………………………………...10
Календарно-тематическое планирование…………………………………………………………………..10
Сотрудничество ДОУ с семьями воспитанников…………………………………………………………………12
III. Организационный раздел………………………………………………..12
Расписание дополнительной образовательной деятельности……………………………………………………………………12
Особенности организации предметно-пространственной среды………………................................................................................................13
Диагностические материалы по освоению программы………………………......................................................................15
Использованная литература……………………………………………..17
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Рабочая общеобразовательная программа дополнительной образовательной деятельности «Мы - исследователи» для детей старшего дошкольного возраста разработана в соответствии со следующими документами:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от29.12.2012г.;
2.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013
№ 30038);
4.Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 гола № 706 «Правила оказания платных образовательных услуг»;
5. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.3049-13», утвержденные 15.05.2013г.;
6.Письмо № 08-249 МО и Н РФ «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» от 28.02.2014г.;
7. Примерная основная образовательная программа, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15);
8.Устав МБДОУ «Детский сад №11».
9."Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №11 г. Лениногорска» муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район»».
Ведущей целью рабочей общеобразовательной программы ДОД является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Китайское изречение
Ежедневно в своей практической деятельности мы, педагоги, сталкиваемся с приемами и методами изучения экологии. Но было замечено, что в практике недостаточно широко используется метод экспериментирования. А ведь именно через экспериментирование, особенно в старшем дошкольном возрасте, ребенок самостоятельно может вывести причинно – следственные связи рассматриваемого явления.
Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы.
Как узнать, что происходит с каждым из окружающих ребёнка предметов? Всё надо обследовать по всем анализаторам, а все полученные при этом данные вносятся в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную. Однако, как доказал Н.Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Очень жаль, что долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи – это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования – дома и в детском саду.
Цель и задачи программы
Цели:
- Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
- Развитие словаря
- Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира;
- Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.
Задачи:
- Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
- Научить сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.).
- Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений
- Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью
- Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия
Образовательные задачи:
- Познакомить детей со свойствами предмета исследования;
- Формировать умение делать открытия и выводы;
- Обучать плавному направленному выходу на предмет.
Развивающие задачи:
- Развивать экспериментальную деятельность;
- Развивать речь детей;
- Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
- Развивать внимание, мышление, память
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
- Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
- Воспитывать аккуратность в работе.
Методы:
- Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.
- Наблюдения за объектом
- Просмотр иллюстраций
- Беседа с элементами дискуссии
- Познавательный рассказ воспитателя
- Чтение художественной литературы
- Проведение опыта, эксперимента
Основные принципы:
- 1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- 2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- 3.поддержка инициативы детей в опытно-экспериментальной деятельности;
- 4. сотрудничество с семьей;
- 5.формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка;
- 6.возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- Для достижения цели и задач программы первостепенное значение имеют следующие факторы:
- • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
- • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- • уважительное отношение к результатам детского творчества;
- • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ «Я».
Планируемые результаты освоения программы
Опытно-экспериментальная деятельность эффективна для развития познавательной активности детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Отмечается положительная динамика по всем критериям овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью:
-умение детей фиксировать результаты опытов, рисуя увиденное,
-умение пользоваться опорными схемами,
-использование воспитанниками результатов проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности,
- определение последовательности проводимого опыта и эксперимента.
Применение экспериментирования оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности, исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы), что способствовало развитию словесно-логическому мышлению детей;
- повышение уровня развития познавательных процессов;
- совершенствование речевого развития старших дошкольников (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
- углубление и расширение знаний детей о неживой природе;
- повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.
Систематическая образовательная деятельность по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах становится необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развития познавательного интереса, воспитания потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Ребенок знает и умеет:
Умеет сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.
Знает название предметов по его обследованию.
Называет свойства предметов.
Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.
Знает о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений.
Бережно относится к природе.
Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения.
Знает и соблюдает элементарные правила поведения.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание дополнительной образовательной деятельности
по познавательному экспериментированию
«Мы - исследователи» - такая познавательная потребность, проявлением которой и являются познавательные интересы, во многом определяет развитие личности. Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать эту потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.
Кружок «Мы - исследователи» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Цель |
Декабрь 1 неделя | «Снег, какой он?» | Познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле). |
2 неделя | «Снег. Какой он?» | Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится) |
3 неделя | «Как из снега получить воду» | Формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле) |
Январь 2неделя | «Мороз и снег» | Закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха. |
3 неделя | «Свойства льда» | Познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности. |
4неделя | «Изготовление цветных льдинок» | Познакомить с одним из свойств воды. |
5 неделя | Откуда берётся иней? | Дать детям доступное объяснение происхождения осадков. |
Февраль 1 неделя | «Плавает - тонет» | Учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут) |
2 неделя | «Поплывет не поплывет» | Развивать представление о весе предметов |
3 неделя | «Бумага, ее качества и свойства» | Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). |
4 неделя | «Посадка лука» | Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений. |
Март 1 неделя | «Ткань, ее качества и свойства» | Учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). |
2 неделя | «Здравствуй, солнечный зайчик» | Дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности. |
3 неделя | «Веточка тополя» | Наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду. |
4 неделя | «Вот какая пена» | Познакомить детей со свойствами мыла. Развивать навыки самостоятельности. Воспитывать желание соблюдать гигиену. |
Апрель 1 неделя | «Поиграем с тенью» | Познакомить детей с особенностью появления теней. Развивать творческое воображение. Воспитывать наблюдательность. |
2 неделя | «Почему тёмный камень теплее?» | Продолжать с детьми экспериментирование с неживой природой. Развивать сенсорное восприятие. Развивать мелкую моторику. |
3 неделя | «Сушим платочки» | Познакомить детей с температурой. Учить сравнивать разные температуры. Развивать любопытство. |
4 неделя | «Весёлые путешественники» | Познакомить детей с различными материалами (резина, дерево.) и их свойствами. Развивать сенсорное восприятие. Воспитывать аккуратность. |
Май 1 неделя | «Древесина, ее качества и свойства» | Учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). |
2 неделя | Земля и её свойства | Познакомить со свойствами земли |
3 неделя | Посадка цветов в клумбу | Познакомить с правилами посева |
4 неделя | Игра «Я-юный исследователь» | Диагностика детей по пройденным темам |
Сотрудничество с семьями воспитанников
Месяц | ООД | Работа с родителями |
Декабрь | «Волшебный снег» | Совместная постройка снежных игровых фигур на зимней игровой площадке |
Январь | «Плавающее перо» | Выставка фотографий «Мои домашние питомцы» |
Февраль | "Удивительные камни" | Выставка «Камни» |
Март | «Волшебница вода» | Совместный познавательно-игровой вечер |
Апрель | "Ах, этот удивительный песок!" | Выставка фотографий «Моя семья в лесу» |
Май | "Лимон!" | Создание книги семейных рецептов |
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Расписание дополнительной образовательной деятельности
«Мы – исследователи»
на 2016-2017 учебный год:
№ | День недели | Время проведения |
1 | Вторник | 15.30 – 15.55 |
Список детей: 8 человек
1. Гилазова А.
2. Гарифов Д.
3. Киямов А.
4.Касимов А.
5.Лапаскина Д.
6.Лысак А.
7.Новосаденко М.
8.Таймухин Б.
Особенности организации
предметно-пространственной среды
Особую роль в развитии познавательной мотивации и поисковой активности детей играет развивающая предметно-пространственная среда. Предметная среда в группе доступна для самостоятельной деятельности. Воспитанники сами проводят эксперименты с водой, воздухом, со звуком. Дети с высокой познавательной активностью придумывают эксперименты, фиксируют свои замыслы в рисунках, картинках-схемах. Затем проверяют предположения в группе и дома, делают выводы, делятся результатами.
Лучшему пониманию причинно-следственных связей в природе, развитию познавательной мотивации и поисковой активности дошкольников способствует хорошо продуманный подбор материалов и оборудования.
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
Оборудование детской лаборатории:
В группе создан Центр экспериментирования. который включает мини-лабораторию: технические средства, оборудование, приборы и материалы.
№ |
Основное оборудование
| Количество |
1 | Приборы – помощники: -увеличительные стекла -весы -песочные весы -компас -магниты |
6 1 3 2 10 |
2 | разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы |
10 |
3 | разнообразный природный материал; утилизированный материал: -проволока - кусочки кожи -ткани -пластмассы |
8 3 8 8
|
4 | технические материалы: -гайки -скрепки - болты -гвозди |
8 8 8 8
|
5 | разные виды бумаги, красители (пищевые и непищевые) |
|
6 | медицинские материалы: -пипетки, -мерные ложки, -шприцы |
8 8 6 |
7 | прочие материалы: -зеркала -мука -соль - сахар -сито
|
6 1б 1б 1б 8 |
8 | Ноутбук Картотеки: «Опытов и экспериментов в старшей группе» «Опытов и экспериментов» «Игр – экспериментов с водой» | 1 1 1 1 |
Дополнительное оборудование:
- специальную одежду (халаты, головные уборы);
- контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
- карточки-схемы проведения эксперимента
- правила работы с материалом.
Диагностика
Функции диагностики:
- выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменения образовательных ситуаций, в отношении которых будет выработан курс действий на будущее;
- устанавливает отношения со всеми участниками образовательного процесса, обеспечивая обратную связь, в отношении предыдущих удач и неудач в реализации образовательных задач, стоящих перед воспитателем.
Результаты диагностики позволяют:
- ориентироваться на дальнейшее продвижение и успех ребенка;
- уточнять и закреплять определенные знания, умения, навыки ребенка;
- диагностировать причины слабых и сильных сторон личности;
- развивать умения и навыки в новой ситуации для ребенка;
- воспитывать чувство ответственности, настойчивости в достижении цели, формирование навыков самостоятельной работы и др.;
- контролировать соответствие уровня достижений, к принятым нормам;
- стимулировать результаты деятельности ребенка.
Пользуясь разработанными показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью (таблица 1), заношу данные в таблицу 2.
Таблица 1
Высокий | Познаватель-ное отноше-ние устойчи-во. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных вопросов | Самостоятель-но видит проблему. Активно вы-сказывает предположенияВыдвигает гипотезы, пред-положения способы их решения, ши-роко пользуясь аргументацией и доказатель-ствами | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самосто-ятельной деятельности в соответ-ствии с их качествами, свойствами, назначением | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. | Формулирует в ре-чи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полу-ченного результа-та гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.
|
Средний | В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. | Видит проб-лему иногда самостоятельноиногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположениявыстраивает гипотезу самостоятельно или с неболь-шой помощью других (сверстников или взрослого). | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит мате-риал для экспе-риментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. | Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого |
Низкий | В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес. | Не видит проб-лему самостоя-тельно. Ребе-нок не выска-зывает пред-положения, не может выст-роить гипотезу самостоятельно или с неболь-шой помощью других (сверст-ников или взрослого) | Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым | Самостоятельно готовит мате-риал для экспе-риментирова-ния, но не учи-тывает их ка-чества и свой-ства. Не прояв-ляет настой-чивость в дос-тижении ре-зультатов. | Не может сформулировать выводы самостоя-тельно. только по наводящим вопросам |
Таблица 2
№ | Ф.И. ребёнка | Уме-ние ви-деть и выде-лять проб-лему | Уме-ние принимать и ста-вить цель | Уме-ние ре-шать проб-лемы | Умение анализировать объект или явление | Уме-ние выде-лять существенные признаки | Уме-ние сопостав-лять раз-лич-ные фак-ты | Умение выдви-гать гипоте-зы, предпо-ложения | Уме-ние Де-лать выво-ды | ||||||||||||||||||
Уровни | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | |||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Использованная литература
1. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», опыты и эксперименты для дошкольников, М., ТЦ «Сфера», 2010г
2. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
3. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
4. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. ; Детство – Пресс, 2008. -128с.
6. Все обо всем популярная энциклопедия для детей. Москва 1997.
7. Все обо всем популярная энциклопедия для детей. Москва 1997
8. Все обо всем популярная энциклопедия для детей. Москва 1997
9. Туристко - краеведческая деятельность с детьми дошкольного возраста .Йошкар-Ола, 1994г.
10. Эйнон Д., Творческая игра., Москва, «Педагогика – Пресс», 1995
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dod_my_-_issledovateli_2.docx | 69.91 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Принято педагогическим советом МБДОУ «Детский сад №11» Протокол № 1 от 29.08.2016г. | «Утверждаю» Заведующий МБДОУ «Детский сад №11» _________ Э.И.Нуриахметова Приказ № 58 от 29.08.2016г. |
Программа
дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию
детей старшей группы
«Мы - исследователи»
(познавательно-исследовательская деятельность)
Составили:
Сафина М.Р.,
воспитатель, 1 квалификационная категория
Ханиева Г.Г.
воспитатель, 1квалификационная категория
Оглавление
Оглавление ………………………………………………………………...1
I.Целевой раздел………………………………………………………….......2
Пояснительная записка ……………………………………………………2
Возрастные особенности психофизического развития воспитанников……………………………………………………………….6 Планируемые результаты освоения программы…………………………..8
II. Содержательный раздел……………………………………………….....10
Содержание программы дополнительной образовательной деятельности…………………………………………………………………...10
Календарно-тематическое планирование…………………………………………………………………..10
Сотрудничество ДОУ с семьями воспитанников…………………………………………………………………12
III. Организационный раздел………………………………………………..12
Расписание дополнительной образовательной деятельности……………………………………………………………………12
Особенности организации предметно-пространственной среды………………................................................................................................13
Диагностические материалы по освоению программы………………………......................................................................15
Использованная литература……………………………………………..17
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Рабочая общеобразовательная программа дополнительной образовательной деятельности «Мы - исследователи» для детей старшего дошкольного возраста разработана в соответствии со следующими документами:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от29.12.2012г.;
2.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013
№ 30038);
4.Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 гола № 706 «Правила оказания платных образовательных услуг»;
5. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.3049-13», утвержденные 15.05.2013г.;
6.Письмо № 08-249 МО и Н РФ «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» от 28.02.2014г.;
7. Примерная основная образовательная программа, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15);
8.Устав МБДОУ «Детский сад №11».
9."Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №11 г. Лениногорска» муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район»».
Ведущей целью рабочей общеобразовательной программы ДОД является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Китайское изречение
Ежедневно в своей практической деятельности мы, педагоги, сталкиваемся с приемами и методами изучения экологии. Но было замечено, что в практике недостаточно широко используется метод экспериментирования. А ведь именно через экспериментирование, особенно в старшем дошкольном возрасте, ребенок самостоятельно может вывести причинно – следственные связи рассматриваемого явления.
Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы.
Как узнать, что происходит с каждым из окружающих ребёнка предметов? Всё надо обследовать по всем анализаторам, а все полученные при этом данные вносятся в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную. Однако, как доказал Н.Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Очень жаль, что долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи – это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования – дома и в детском саду.
Цель и задачи программы
Цели:
- Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
- Развитие словаря
- Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира;
- Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.
Задачи:
- Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
- Научить сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.).
- Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений
- Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью
- Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия
Образовательные задачи:
- Познакомить детей со свойствами предмета исследования;
- Формировать умение делать открытия и выводы;
- Обучать плавному направленному выходу на предмет.
Развивающие задачи:
- Развивать экспериментальную деятельность;
- Развивать речь детей;
- Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
- Развивать внимание, мышление, память
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
- Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
- Воспитывать аккуратность в работе.
Методы:
- Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.
- Наблюдения за объектом
- Просмотр иллюстраций
- Беседа с элементами дискуссии
- Познавательный рассказ воспитателя
- Чтение художественной литературы
- Проведение опыта, эксперимента
Основные принципы:
- 1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- 2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- 3.поддержка инициативы детей в опытно-экспериментальной деятельности;
- 4. сотрудничество с семьей;
- 5.формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка;
- 6.возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- Для достижения цели и задач программы первостепенное значение имеют следующие факторы:
- • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
- • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- • уважительное отношение к результатам детского творчества;
- • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ «Я».
Планируемые результаты освоения программы
Опытно-экспериментальная деятельность эффективна для развития познавательной активности детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Отмечается положительная динамика по всем критериям овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью:
-умение детей фиксировать результаты опытов, рисуя увиденное,
-умение пользоваться опорными схемами,
-использование воспитанниками результатов проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности,
- определение последовательности проводимого опыта и эксперимента.
Применение экспериментирования оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности, исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы), что способствовало развитию словесно-логическому мышлению детей;
- повышение уровня развития познавательных процессов;
- совершенствование речевого развития старших дошкольников (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
- углубление и расширение знаний детей о неживой природе;
- повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.
Систематическая образовательная деятельность по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах становится необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развития познавательного интереса, воспитания потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Ребенок знает и умеет:
Умеет сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.
Знает название предметов по его обследованию.
Называет свойства предметов.
Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.
Знает о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений.
Бережно относится к природе.
Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения.
Знает и соблюдает элементарные правила поведения.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание дополнительной образовательной деятельности
по познавательному экспериментированию
«Мы - исследователи» - такая познавательная потребность, проявлением которой и являются познавательные интересы, во многом определяет развитие личности. Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать эту потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.
Кружок «Мы - исследователи» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Цель |
Декабрь 1 неделя | «Снег, какой он?» | Познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле). |
2 неделя | «Снег. Какой он?» | Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится) |
3 неделя | «Как из снега получить воду» | Формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле) |
Январь 2неделя | «Мороз и снег» | Закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха. |
3 неделя | «Свойства льда» | Познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности. |
4неделя | «Изготовление цветных льдинок» | Познакомить с одним из свойств воды. |
5 неделя | Откуда берётся иней? | Дать детям доступное объяснение происхождения осадков. |
Февраль 1 неделя | «Плавает - тонет» | Учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут) |
2 неделя | «Поплывет не поплывет» | Развивать представление о весе предметов |
3 неделя | «Бумага, ее качества и свойства» | Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). |
4 неделя | «Посадка лука» | Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений. |
Март 1 неделя | «Ткань, ее качества и свойства» | Учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). |
2 неделя | «Здравствуй, солнечный зайчик» | Дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности. |
3 неделя | «Веточка тополя» | Наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду. |
4 неделя | «Вот какая пена» | Познакомить детей со свойствами мыла. Развивать навыки самостоятельности. Воспитывать желание соблюдать гигиену. |
Апрель 1 неделя | «Поиграем с тенью» | Познакомить детей с особенностью появления теней. Развивать творческое воображение. Воспитывать наблюдательность. |
2 неделя | «Почему тёмный камень теплее?» | Продолжать с детьми экспериментирование с неживой природой. Развивать сенсорное восприятие. Развивать мелкую моторику. |
3 неделя | «Сушим платочки» | Познакомить детей с температурой. Учить сравнивать разные температуры. Развивать любопытство. |
4 неделя | «Весёлые путешественники» | Познакомить детей с различными материалами (резина, дерево.) и их свойствами. Развивать сенсорное восприятие. Воспитывать аккуратность. |
Май 1 неделя | «Древесина, ее качества и свойства» | Учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). |
2 неделя | Земля и её свойства | Познакомить со свойствами земли |
3 неделя | Посадка цветов в клумбу | Познакомить с правилами посева |
4 неделя | Игра «Я-юный исследователь» | Диагностика детей по пройденным темам |
Сотрудничество с семьями воспитанников
Месяц | ООД | Работа с родителями |
Декабрь | «Волшебный снег» | Совместная постройка снежных игровых фигур на зимней игровой площадке |
Январь | «Плавающее перо» | Выставка фотографий «Мои домашние питомцы» |
Февраль | "Удивительные камни" | Выставка «Камни» |
Март | «Волшебница вода» | Совместный познавательно-игровой вечер |
Апрель | "Ах, этот удивительный песок!" | Выставка фотографий «Моя семья в лесу» |
Май | "Лимон!" | Создание книги семейных рецептов |
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Расписание дополнительной образовательной деятельности
«Мы – исследователи»
на 2016-2017 учебный год:
№ | День недели | Время проведения |
1 | Вторник | 15.30 – 15.55 |
Список детей: 8 человек
1. Гилазова А.
2. Гарифов Д.
3. Киямов А.
4.Касимов А.
5.Лапаскина Д.
6.Лысак А.
7.Новосаденко М.
8.Таймухин Б.
Особенности организации
предметно-пространственной среды
Особую роль в развитии познавательной мотивации и поисковой активности детей играет развивающая предметно-пространственная среда. Предметная среда в группе доступна для самостоятельной деятельности. Воспитанники сами проводят эксперименты с водой, воздухом, со звуком. Дети с высокой познавательной активностью придумывают эксперименты, фиксируют свои замыслы в рисунках, картинках-схемах. Затем проверяют предположения в группе и дома, делают выводы, делятся результатами.
Лучшему пониманию причинно-следственных связей в природе, развитию познавательной мотивации и поисковой активности дошкольников способствует хорошо продуманный подбор материалов и оборудования.
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
Оборудование детской лаборатории:
В группе создан Центр экспериментирования. который включает мини-лабораторию: технические средства, оборудование, приборы и материалы.
№ | Основное оборудование | Количество |
1 | Приборы – помощники: -увеличительные стекла -весы -песочные весы -компас -магниты | 6 1 3 2 10 |
2 | разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы | 10 |
3 | разнообразный природный материал; утилизированный материал: -проволока - кусочки кожи -ткани -пластмассы | 8 3 8 8 |
4 | технические материалы: -гайки -скрепки - болты -гвозди | 8 8 8 8 |
5 | разные виды бумаги, красители (пищевые и непищевые) | |
6 | медицинские материалы: -пипетки, -мерные ложки, -шприцы | 8 8 6 |
7 | прочие материалы: -зеркала -мука -соль - сахар -сито
| 6 1б 1б 1б 8 |
8 | Ноутбук Картотеки: «Опытов и экспериментов в старшей группе» «Опытов и экспериментов» «Игр – экспериментов с водой» | 1 1 1 1 |
Дополнительное оборудование:
- специальную одежду (халаты, головные уборы);
- контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
- карточки-схемы проведения эксперимента
- правила работы с материалом.
Диагностика
Функции диагностики:
- выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменения образовательных ситуаций, в отношении которых будет выработан курс действий на будущее;
- устанавливает отношения со всеми участниками образовательного процесса, обеспечивая обратную связь, в отношении предыдущих удач и неудач в реализации образовательных задач, стоящих перед воспитателем.
Результаты диагностики позволяют:
- ориентироваться на дальнейшее продвижение и успех ребенка;
- уточнять и закреплять определенные знания, умения, навыки ребенка;
- диагностировать причины слабых и сильных сторон личности;
- развивать умения и навыки в новой ситуации для ребенка;
- воспитывать чувство ответственности, настойчивости в достижении цели, формирование навыков самостоятельной работы и др.;
- контролировать соответствие уровня достижений, к принятым нормам;
- стимулировать результаты деятельности ребенка.
Пользуясь разработанными показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью (таблица 1), заношу данные в таблицу 2.
Таблица 1
Высокий | Познаватель-ное отноше-ние устойчи-во. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных вопросов | Самостоятель-но видит проблему. Активно вы-сказывает предположенияВыдвигает гипотезы, пред-положения способы их решения, ши-роко пользуясь аргументацией и доказатель-ствами | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самосто-ятельной деятельности в соответ-ствии с их качествами, свойствами, назначением | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. | Формулирует в ре-чи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полу-ченного результа-та гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы. |
Средний | В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. | Видит проб-лему иногда самостоятельноиногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположениявыстраивает гипотезу самостоятельно или с неболь-шой помощью других (сверстников или взрослого). | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит мате-риал для экспе-риментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. | Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого |
Низкий | В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес. | Не видит проб-лему самостоя-тельно. Ребе-нок не выска-зывает пред-положения, не может выст-роить гипотезу самостоятельно или с неболь-шой помощью других (сверст-ников или взрослого) | Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым | Самостоятельно готовит мате-риал для экспе-риментирова-ния, но не учи-тывает их ка-чества и свой-ства. Не прояв-ляет настой-чивость в дос-тижении ре-зультатов. | Не может сформулировать выводы самостоя-тельно. только по наводящим вопросам |
Таблица 2
№ | Ф.И. ребёнка | Уме-ние ви-деть и выде-лять проб-лему | Уме-ние принимать и ста-вить цель | Уме-ние ре-шать проб-лемы | Умение анализировать объект или явление | Уме-ние выде-лять существенные признаки | Уме-ние сопостав-лять раз-лич-ные фак-ты | Умение выдви-гать гипоте-зы, предпо-ложения | Уме-ние Де-лать выво-ды | ||||||||||||||||||
Уровни | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | |||
1 | |||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||||||
10 |
Использованная литература
1. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», опыты и эксперименты для дошкольников, М., ТЦ «Сфера», 2010г
2. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
3. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
4. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. ; Детство – Пресс, 2008. -128с.
6. Все обо всем популярная энциклопедия для детей. Москва 1997.
7. Все обо всем популярная энциклопедия для детей. Москва 1997
8. Все обо всем популярная энциклопедия для детей. Москва 1997
9. Туристко - краеведческая деятельность с детьми дошкольного возраста .Йошкар-Ола, 1994г.
10. Эйнон Д., Творческая игра., Москва, «Педагогика – Пресс», 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
непосредственно- образовательная деятельность по познавательному развитию в группе с детьми с задержкой психического развития.
данное занятие направлено на развитие патриотических чувств и любви к родине....
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Читайка" в подготовительной школе группе.
рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Читайка" в подготовительной школе группе...
Программа дополнительной образовательной деятельности кружка «Теремок» в средней группе
В программе сформулированы цель, задачи курса театрализованной деятельности с воспитанниками средней группы. Описана модель, формы работы театрального кружка, а также представлен тематический план зан...
Методическое обеспечение рабочей программы: конспекты образовательной деятельности по познавательному развитию
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности (разновозрастная группа)
Конспект на тему "Зима. Домашние животные." Каких домашних животных мы знаем, их внешний вид, чем питаются, где живут?...
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности «Ловкие ручки» в младшей группе
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности «Ловкие ручки» в младшей группе...
Программа дополнительной образовательной деятельности "Сундучок волшебных звуков " Старшая группа
Программа дополнительной образовательной деятельности "Сундучок волшебных звуков " Старшая группа...