Конструкт по исследовательской деятельности "В гостях морская свинка!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конструкт по исследовательской деятельности "В гостях морская свинка!" для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конструкт по исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста | 31.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Смирнова Татьяна Петровна,
воспитатель МАДОУ детский сад 15
городской округ Красноуфимск
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема: В гостях морская свинка!
Возрастная группа: подготовительная группа
Форма НОД: познавательно – исследовательская деятельность
Форма организации: фронтальная, групповая, подгрупповая
Учебно – методический комплект: разработано в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Средства:
- наглядные: животное – морская свинка, ограждение для морской свинки, карта растительного и животного мира, книги – энциклопедии, изображение телевизора, тарелочки с кормом морской свинки, схема – план для составления рассказа о морской свинке.
- раздаточный материал: карточки «Чем питается морская свинка?»
- мультимедийные: ноутбук, проектор.
- музыкальные: фоновое сопровождение заданий, звук морской свинки.
- Планируемый результат:
- умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы в подгруппах;
- умение отвечать на поставленные вопросы;
- умение внимательно слушать и активно обсуждать тему;
- умение характеризовать животное;
- знание морских свинок, питания, среды обитания;
- умение работать по карте;
- умение самостоятельно получать информацию с помощью наблюдения, работы с книгой.
Задачи образовательной программы | Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Обучающие: •учить детей самостоятельно добывать информацию о морской свинке; •сформировать представления детей о морской свинке; •учить детей наблюдать за животным – морской свинкой. Развивающие: •развивать познавательный интерес в процессе наблюдения, экспериментирования; размышлять, отвечать на вопросы; обобщать результаты; •развивать связную речь; •развивать познавательную активность в процессе познавательной деятельности; •развивать психические процессы – мышление, речь, воображение. Воспитательные: •воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи; •воспитывать любовь и бережное отношение к животному миру природы. |
Этапы деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей | Планируемый результат |
1.Мотивация к деятельности Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне | Добрый день, друзья! Я рада вас видеть. Давайте познакомимся: меня зовут Татьяна Петровна, а как зовут вас, я прочитала на бейджиках и буду обращаться к вам только по имени. А сейчас давайте поздороваемся друг с другом ладошками, а сейчас локоточками. Я пришла к вам с коробочкой, а в ней сюрприз. Вы хотите узнать, что в ней? Тогда поиграем в игру «Да – нет». Вы мне будете задавать вопросы, а я буду на них отвечать «да – нет». А о каком животном, вы узнаете, отгадав загадку. Отгадать загадку вам поможет издаваемый звук этого животного, послушайте. И в море не купаются, И нет у них щетинки, Но всё же называются Они морские…(свинки) Морские свинки издают звук будто бы хрюкают, как и свиньи, поэтому их и назвали свинками. | Создать игровую, проблемную, мотивационную ситуацию Приветствие с детьми Показ коробочки Проведение игры «Да – нет» Загадывание загадки Знакомит с историей названия животного | Дети знакомятся с педагогом Приветствуют друг друга Дети отгадывают, что находится в коробке и играют в игру «да – нет» Дети сами задают вопросы Отгадывают загадку при помощи картинки и звука животного | Умение использовать в речи вежливые слова. Умение приветствовать друг друга Умение задавать вопросы и отгадывать загадки |
2.Актуализация имеющихся знаний. «Открытие» ребёнком нового знания, освоения умения, способа деятельности Цель: формирование представлений о морской свинке | -Ребята, а вы знаете, где живут морские свинки? -Как вы думаете, в наших лесах они живут? -А хотите узнать, где живут и обитают морские свинки? -Где мы можем узнать о Родине морских свинок? -Как вы думаете, что поможет нам узнать Родину морской свинки? -Найдите на карте место, где обитает морская свинка. -А кто знает, как называется эта страна? (если дети не могут ответить, воспитатель читает) -Ребята, а вы были в Южной Америке? -Хотели бы там побывать? Сегодня мы с вами учёные – исследователи, нам предстоит собрать как можно больше сведений о морской свинке. Мы совершим путешествие в Южную Америку. Но во время путешествия мы можем на пути кого – нибудь встретить. Как вы думаете, что нам может встретиться по дороге в Южную Америку? Давайте посмотрим на карте. А сейчас укажем путь нашего путешествия на карте при помощи стикеров. В каком мы городе живём? От пункта отбытия Красноуфимск прокладываем путь до пункта прибытия Южная Америка (путь отмечаем стикером) Посмотрите, какой длинный путь. На чём мы сможем добраться до Южной Америки? Решили на самолёте. Заводим моторы. (Звук самолёта) -Вот мы и в Южной Америке. Посмотрите, какие растения и животные нас окружают. (презентация ) А вот и морская свинка. | Воспитатель задаёт вопросы и выслушивает ответы детей Воспитатель задаёт проблемный вопрос Воспитатель задаёт вопросы Предлагает отметить путь путешествия Предлагает на каком транспорте дети совершат путешествие Предлагаю рассмотреть растительный мир Южной Америки | Ответ детей Дети отвечают Дети дают ответы Дети решают проблему Ответ детей Дети прокладывают путь самостоятельно Дети рассуждают на чём они отправятся Дети совершают полёт в Южную Америку Проговаривают слова Дети называют растения, которые знают | Умение детей вступать в диалог Умение детей ориентироваться по карте Умение фиксировать проделанный путь Умение внимательно слушать |
3. Анализ – сравнение материала, активное обсуждение. Цель: совместное определение конкретных действий | Рассматривание морской свинки: А вот и морская свинка. -Ребята, давайте рассмотрим морскую свинку. -Какого цвета морская свинка? -Что есть у свинки? -Какую форму имеет тело свинки? -Чем покрыто тело морской свинки? Давайте погладим морскую свинку и узнаем, какая у неё на ощупь шёрстка? -Что есть ещё у свинки? -Какую форму имеют уши морской свинки? -Какие по величине уши? Посмотрите на глазки морской свинки, какого они цвета, размера? - На что похожи глазки у морской свинки? -Что ещё есть на голове у морской свинки? Мордочка. -А что есть на мордочке у свинки? -Как вы думаете, зачем морской свинке нужны усы? При помощи усов морские свинки обнюхивают, обследуют пищу и всё вокруг, они очень осторожные. -Что есть ещё у морской свинки? -Какие лапки? -Сколько пальчиков на передней лапке? -Сколько пальчиков на задней лапке? -А есть у морской свинки хвост? -Ребята, посмотрите, чем занята морская свинка? -А как вы думаете, чем питается морская свинка? Ответить на этот вопрос вам помогут карточки с изображением разного корма. Вам нужно выбрать только тот корм, которым питается морская свинка. Вывод: Морская свинка – травоядное животное. Она питается травами, сеном. -Ребята, сейчас мы с вами проведём небольшой эксперимент «Что больше всего любит одомашненная (живущая дома) морская свинка? (в тарелочка лежит корм для морской свинки) Проверьте, есть ли среди выбранных вами карточек, лишние? -Что больше всего любит морская свинка? - А что вы еще знаете о морских свинках? Как вы думаете, где еще можно добыть информацию о свинках? Ребята, о морских свинках много пишут в книгах – энциклопедиях. Я вам предлагаю подойти к столу, взять книги и попробовать самостоятельно найти интересные факты о морской свинке. | Воспитатель предлагает рассмотреть морскую свинку Задаёт по ходу наблюдения вопросы Стимулирует интерес детей Проявляет уважение к детским высказываниям Знакомит с понятием мордочка Задаёт вопрос Сообщает новое о морской свинке Задаёт вопросы Предлагает выбрать нужные карточки с изображением корма Создаёт условия и предлагает провести эксперимент Предлагает ещё раз вернуться к карточкам с кормом и проверить есть ли среди них лишние Задаёт вопрос о способах добычи другой информации Предлагает работу с энциклопедиями | Ответ детей: рыжая Ответы детей: голова Ответы детей Дети гладят – тактильный способ Дети отвечают на задаваемые вопросы Сравнивают глаза морской свинки с другими предметами Рассуждают по поводу усов, делают предположения Наблюдают за животным Считают пальчики на лапках Рассуждают, чем может питаться морская свинка Выбирают нужные карточки Дети делают вывод: чем питаются морские свинки Дети проводят эксперимент с кормом Проверяют есть или нет среди выбранных карточек с кормом лишние Дети думают и размышляют о способах добычи информации Дети рассматривают и ищут самостоятельно информацию в книгах | Умение рассматривать предметы окружающего мира и описывать их Умение детей сравнивать Тренировка логического мышления ФЭМП Умение детей проводить эксперименты Умение работать с картинками, выделять нужные среди них Умение работать с книгой, добывать информацию Умение работать подгруппами |
4.Закрепление, обобщение. Цель: опора на опыт детей, необходимый для «открытия», освоения нового способа, умения, выработка навыка | -Ребята, мы сегодня узнали много интересного о морской свинке. Полученные нами сведения, предлагаю занести в книгу – энциклопедию для детей. -Как назовём нашу книгу? Выберите картинки, которые помогут рассказать о жизни морской свинки. Вот и завершилось наше путешествие, пора возвращаться обратно. Заводим моторы. Взлетаем. (звук самолёта) Пора совершить посадку. Прилетели! | Вводит детей в продуктивную деятельность Предлагает придумать название книги и оформить книгу | Дети предлагают свои варианты ответов Придумывают название наколенной книги Дети подбирают нужные им картинки и оформляют книгу Дети возвращаются на самолёте обратно. | Умение заносить полученные знания в книгу, изготавливать книгу |
5.Рефлексия. Цель: осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы | -Ребята, вам понравилось путешествие? -Где мы побывали? -Что вы увидели в Южной Америке? -Что вам понравилось больше всего на Родине морской свинки? | Стимулирование детей к самоанализу и самооценке своей работы. | Рассуждают, вспоминают что они видели в Южной Америке. | Умение аргументировать свой ответ |
6.Открытость | Сегодня вы сделали книгу. Где вам может пригодиться эта книга? Хотели бы вы рассказать о морской свинке? Кому бы вы хотели рассказать о свинке? | Задаёт вопрос о пользе книги Благодарит ребят за проделанную работу | Дети предлагают свои варианты использования книги. | Осознание пользы книги |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности. Тема "Морская свинка"
Образовательная деятельность с внесением живого объекта....
План конспект занятия по опытно - исследовательской деятельности тема: "Морское путешествие".
Занятие с использованием технологии "Сендплей". Формирование внимания, жизненной компетенции детей, развитиеэмоционально – волевой сферы, монологической речи и словесноготворчества в игровой и ...
Конструкт познавательно - исследовательской деятельности "Экологический поход в лес"
Материал поможет обогатить представления воспитанников о природном мире Урала, закрепить знания о взаимосвязи живой и неживой природы; правилах поведения в лесу....
Занятие по исследовательской деятельности в старшей группе "Морская свинка заболела"
Детям представляется проблема - у морской свинки выпадает шерсть.предлагается выяснить почему это может происходить. дети исследуют внешний вид животного, особенности жизни, питания. проведя некоторые...
Конспект познавательной исследовательской деятельности "Спасем морских жителей".
Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. На...
Конструкт опытно-исследовательской деятельности "Ищем воздух" в группе компенсирующей направленности воспитанников от 4 до 7 лет
Конструкт опытно-исследовательской деятельности "Ищем воздух" в группе компенсирующей направленности воспитанников от 4 до 7 лет...
Конструкт познавательно-исследовательской деятельности "Природные и декоративные камушки в жизни человека" с детьми 3-4 лет
Материал направлен на формирование у детей элементарных представлений о природных и декоративных камушках, на формирование навыков исследовательской деятельности....