Конструкт познавательно - исследовательской деятельности "Экологический поход в лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Материал поможет обогатить представления воспитанников о природном мире Урала, закрепить знания о взаимосвязи живой и неживой природы; правилах поведения в лесу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_zanyatiya_s_detmi.docx | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт организации непрерывной образовательной деятельности (НОД)
Тема (проект, событие): познавательно-исследовательская деятельность «Экологический поход в лес»
Возрастная группа: подготовительная группа (7-й год жизни)
Форма НОД: развивающие, познавательные игры
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная): подгрупповая
Программно-методический комплект:Николаева С.Н. Познаем природу – готовимся к школе (6-7 лет).- М.: Просвещение, 2011; Организация экспериментальной деятельности дошкольников/Под ред. Л.Н. Прохоровой.- М.: АРКТИ, 2005.
Средства:
наглядные – карточки с изображением живой и неживой природы, учебное пособие «Загадочный мир природы», бросовый материал из пластмассы, дерева и металла, пакеты (желтого, синего и черного цветов), «фиолетовая река», змейки и квадраты В.В. Воскобовича, схемы (по количеству детей),
мультимедийные - слайды Презентации MicrosoftPowerPoint (интерактивная игра «Правила поведения в лесу», «Собираемся в поход»).
музыкальные – музыка для сопровождения двигательной активности (физминутки).
Словарная работа – компас, рюкзак, палатка, коврик, спальный мешок, котелок, выхухоль.
Материал: пластмассовые стаканы с водой, пластилин, салфетки (на каждого ребенка), картофель, магниты, лампочка.
Цель: формирование основ экологического сознания и экологической культуры путем решения игровых задач. | |||
Задачи: образовательные - обогащать представления воспитанников о природном мире Урала, закрепить знания о взаимосвязи живой и неживой природы; правилах поведения в лесу. - формировать умение использовать приемы сужения поля поиска, какого – либо объекта по выясненным признакам, загадывать и отгадывать загадки, делать выводы в соответствии с результатами опыта, - формировать умение осуществлять порядковый счет, узнавать и называть геометрические фигуры, объекты живой и неживой природы; развивающие - стимулировать воспитанников на проявление познавательного интереса, инициативы, - развивать умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач, творчество, пространственное мышление, - стимулировать речь детей, развивать умение подбирать точные слова для выражения мысли, обогащать словарный запас: компас, рюкзак, палатка, коврик, спальный мешок, котелок,выхухоль. воспитательные - гуманно-ценностное отношение к природе (воде) на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей с деятельностью человека. | |||
Этапы (последовательность) деятельности, приемы | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей | Планируемый результат |
Мотивация на совместную деятельность. | Педагог знакомится с детьми, настраивает ихна НОД, задает вопросы, демонстрирует слайд «Уральский лес» - Скажите, пожалуйста, как называется край, в котором мы живём? Чем знаменита Уральская земля? - Одно из главных богатств нашего края это лес. Предлагаю вам отправиться в поход по волшебной реке, где нас ждут необычные приключения. | Дети сосредотачивают внимание, проявляют эмоциональную заинтересованность. Отвечают на вопросы взрослого. | Готовность к общению со взрослым и совместной деятельности. |
Актуализация знаний Игровая ситуация, направленная на актуализацию знаний, активизацию словаря (интерактивные игры) | Педагог предлагает воспитанникам интерактивные игры «Правила поведения в лесу», «Собираемся в поход» - А что же мы возьмем с собой в поход? - Вспомним правила поведения в лесу. - Отправляемся в путь! | Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность. Выстраивают предложения, выполняют самостоятельно задание в соответствии с установленными требованиями. | Активно взаимодействует со сверстниками ивзрослыми, участвует всовместных играх. Обладают начальными знаниями о природном мире. |
Игровая ситуация, направленная на актуализацию знаний (проблемный вопрос, коллективный труд) | Воспитатель вводит детей в проблемную ситуацию, создание условия для деятельности экологической направленности,способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешили возникшую проблему, предлагает принять участие в коллективном труде, поощряет - Что же случилось с нашей рекой? Кто бы это мог сделать? Что может произойти с рекой? Как нам поступить в данной ситуации? Предлагаю убрать мусор из реки и рассортировать его по разным пакетам, в желтый - предметы из бумаги, в синий – из пластмассы, в черный – из металла. - Все дружно постарались и легко справились с заданием. | Высказывают предположения, выход из создавшейся ситуации. Демонстрируют экологические знания. Сосредотачивают внимание, выполняют задание в соответствии с установленными требованиями, сортируют предметы по материалу. Работают все вместе, оказывают помощь природе. | Участвует всовместной трудовой деятельности. Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли. Проявляет инициативу и самостоятельность. Обладает начальными знаниями о предметном мире.Осознает актуальность и цели деятельности экологической направленности. |
Актуализация знаний, творческое задание (самостоятельное выполнение или по образцу. со змейками и квадратами В. Воскобовича) | Воспитатель предлагает осуществить порядковый счет и творческое задание - Чтобы привести нашу реку в движение нам необходимо посчитать от 3 до 8. - Ребята, случилось несчастье. В реке исчезла вся рыба, из – за оставленного туристами мусора. Волшебная река просит вас о помощи: вернуть рыбу в водоем. Поможем? Для этого вам необходимо отыскать волшебные «подводные камни» и превратить их в рыбок. Если вам кажется задание трудным, вы можете воспользоваться схемами. | Выполняют творческое задание самостоятельно или по образцу, практикуются в конструировании | Умеет самостоятельно находить способы решения конструктивных задач. |
Физкультинутка | Воспитатель предлагает выполнить дыхательную гимнастику - Мы с вами хорошо потрудились, можно и отдохнуть, выполнить дыхательную гимнастику. | Выполняют дыхательную гимнастику. | Может контролировать свои движения и управлять ими. |
Игровая ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию, самостоятельной деятельности (проблемный вопрос, опыт) | Педагог стимулирует любознательность, интерес, задает вопросы стимулирующие процесс мышления, поощряет детей к высказыванию, проявляет уважение к детским высказываниям, предоставляет возможность обсудить, вводит элемент новизны - Как вы думаете, чем дышит человек? А чем же дышат рыбы в воде? А теперь проверим наши предположения на опыте. Пройдите за столы. Что нам понадобится для проведения опыта? Положите в воду кусочек пластилина. | Высказывают свои предположения, проверяют на опыте. | Обладает начальными знаниями о природном мире, естествознании. Проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно дать объяснения. Умеет решать поставленную задачу в команде. Склонен наблюдать, экспериментировать. Умеет делать выводы по результатам опыта. Умение решать поставленную задачу в парах |
Игровая ситуация, направленная на актуализацию знаний (дидактическая игра) | Педагог предлагает дидактическую игру «Живая и неживая природа», задает вопросы, стимулирующие мышление - Оставим ненадолго наш опыт и поиграем. Разделитесь на 2 команды. 1-й команде необходимо выбрать картинки, на которых, по вашему мнению, изображена живая природа, а 2-я выберет картинки с изображением неживой природы. Чья команда быстро и правильно справится с заданием, та и победит. Проверьте друг у друга правильно ли выполнено задание? Скажите, почему вы выбрали эти картинки? Как взаимосвязаны живая и неживая природа? - Вернемся к нашему опыту. Что же произошло с пластилином? Чем же дышит рыба в воде? Вывод: В воде есть воздух. Рыбы, как и человек, дышат воздухом. | Выполняют задание по инструкции взрослого. Рассказывают, объясняют. Участвуют в групповых действиях. Активно играют. Осуществляют взаимоконтроль. Наблюдают за преобразованием. Выражают свое мнение, объясняют, обобщают, делают выводы. | |
Игровая ситуация, направленная на актуализацию знаний, осуществление (учебное пособие «Этот загадочный мир природы») | Педагог предлагает составить загадки, поощряет - Обратите внимание, какие здесь необычные дома. Какой формы дома? Как вы думаете, кто здесь живет? Проверим наши догадки и поиграем в игру «Что за житель отгадай» и я с вами с удовольствием поиграю. Возьму карточку, посмотрю на нее, но вам не покажу, а расскажу, кто на ней изображен. А вы отгадайте. А сейчас загадку предлагаю загадать кому-нибудь из вас. - Усложним игру. Водящий выбирает любую карточку, рассматривает ее и прячет за спину. Вам необходимо отгадать, кого выбрал водящий, задавая ему вопросы, на которые он будет отвечать «да» или «нет». | Называют геометрические фигуры. Высказывают предположения. Сосредотачивают внимание, делают выбор, упражняются в составлении загадок. | Знает и называет геометрические фигуры. Обладает начальными знаниями о природном мире. Может сочинять загадки. |
Игровая ситуация, направленная на получение нового знания, расширение словаря (ТРИЗ – метод «Системный оператор», автор Г.С. Альтшулер) | Педагог использует наглядные средства и прием ТРИЗ при ознакомлении с новым животным (выхухоль) - Ребята, хотите, я вас познакомлю с редким, уникальным животным, которое жило в одно время с мамонтами? Это выхухоль. - Картинку с изображением какого животного мы можем поместить в домик? В какой домик мы его поселим? Почему? | Сосредотачивают внимание. Слушают. Самостоятельно высказывают предположения, фантазируют. | Обладает начальными знаниями о природном мире, естествознании. Проявляет познавательный интерес. |
Игровая ситуация, направленная на получение нового знания (проблемная ситуация, эксперимент) | Педагог использует наглядные средства, демонстрирует опыт - Пока мы с вами гуляли по лесу, стало смеркаться, включим фонарик. Что такое? Не работает, сели батарейки, что делать? Посмотрим, что есть у нас в рюкзаке. Достаем картофель, магниты с проволокой, лампочку. Интересно, есть ли в картофеле электричество? Давайте проверим. Вырезаем в картофеле отверстие, вставляем магниты с проволокой с противоположных сторон и лампочку. Поверяем! Горит! У нас получилось! Вывод: оказывается, картофель может питать электроприборы при помощи своего сока. | Высказывают предположения,выстраивают полный ответ, наблюдают, делают выводы. | Интересуется причинно-следственными связями. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения. Проявляют познавательный интерес. |
Рефлексия | Педагог предлагает детям подвести итог, активизирует обсуждение поощряет детей за положительное достижение результата - Подойдем к реке. Что было самым интересным в нашем походе? Что вы узнали нового? Что было трудным? Вы довольны своей работой? Кому бы вы хотели рассказать о том, что узнали сегодня? | Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности. | Может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказыванияв ситуации общения. Обладает начальными знаниями о природном мире. Обладает установкой положительного отношения к миру. |
Открытость – ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах | Педагог предоставляет возможность осуществлять самостоятельную деятельность, стимулирует интерес - Вы замечательные экологи, легко справились со всеми заданиями, я получила огромное удовольствие от совместного похода в лес и общения с вами и хочу подарить книгу, которая называется «Я выхухоль», автор Оксана Коростышевская. Прочтите ее и узнайте, почему шубка выхухоли не намокает, как она заботится о своих малышах, чем и для чего выхухоли пахнут. | Выражают благодарность. | Может использовать речь для выражения благодарности. Обладает установкой положительного отношения к миру. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт занятия по познавательно - исследовательской деятельности с воспитанниками подготовительной группы ДОО
Конструкт занятия по технологии экологического образования детей дошкольного возраста, задачей которого является формирование у детей навыков поисково - познавательной деятельности экологической напра...
Конструкт организации образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 7-го года жизни "Как добыть воду?".
В конструкте представлена организация образовательной познавательно - исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему: "Как добыть воду?". Образовательная область: по...
Конструкт организации совместной познавательно-исследовательской деятельности
Конструкт организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с использованием технологии проблемного обучения на тему: «Такие разные птицы» Шестой год жизни...
конструкт интегрированной познавательно - исследовательской деятельности "Волшебная река музыки"
целью данного конструкта является формирование основ естественно - научных понятий о природном явлении - ветер, развитие логико - математических представлений и представлений о музыкальных шумовых инс...
Конструкт непрерывной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности с детьми седьмого года жизни
Конструкт непрерывной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности с детьми седьмого годаТема: "Мой город Краснотурьинск"...
Конструкт занятия по познавательно-исследовательской деятельности(сенсорному развитию)
Возрастная группа- дети 2-3 лет...
Конструкт познавательно-исследовательской деятельности "Природные и декоративные камушки в жизни человека" с детьми 3-4 лет
Материал направлен на формирование у детей элементарных представлений о природных и декоративных камушках, на формирование навыков исследовательской деятельности....