Конструкт познавательно - исследовательской деятельности "Экологический поход в лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Козьякова Маргарита Рафитовна

Материал поможет обогатить представления воспитанников о природном мире Урала, закрепить знания о взаимосвязи живой и неживой природы; правилах поведения в лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_zanyatiya_s_detmi.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт организации непрерывной образовательной деятельности (НОД)  

Тема (проект, событие): познавательно-исследовательская деятельность «Экологический поход в  лес»  

Возрастная группа: подготовительная группа (7-й год жизни)

Форма НОД:  развивающие, познавательные игры

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная): подгрупповая

Программно-методический комплект:Николаева С.Н. Познаем природу – готовимся к школе (6-7 лет).- М.: Просвещение, 2011; Организация экспериментальной деятельности дошкольников/Под ред. Л.Н. Прохоровой.- М.: АРКТИ, 2005.

Средства:

наглядные – карточки с изображением  живой и неживой природы,  учебное пособие «Загадочный мир природы», бросовый материал из пластмассы, дерева и металла, пакеты (желтого, синего и черного цветов), «фиолетовая река», змейки и квадраты В.В. Воскобовича, схемы (по количеству детей),

мультимедийные     - слайды Презентации MicrosoftPowerPoint (интерактивная игра «Правила поведения в лесу», «Собираемся в поход»).

музыкальные – музыка для сопровождения двигательной активности (физминутки).

Словарная работа – компас, рюкзак, палатка, коврик, спальный мешок, котелок, выхухоль.

Материал: пластмассовые стаканы с водой, пластилин, салфетки (на каждого  ребенка), картофель, магниты, лампочка.

Цель: формирование основ экологического сознания и экологической культуры путем решения игровых задач.

Задачи:

образовательные

- обогащать представления воспитанников о природном мире Урала, закрепить знания о взаимосвязи живой и неживой природы; правилах поведения в лесу.

- формировать умение использовать приемы сужения поля поиска, какого – либо объекта по выясненным признакам, загадывать и отгадывать загадки, делать выводы в соответствии с результатами опыта,

- формировать умение осуществлять порядковый счет, узнавать и называть геометрические фигуры, объекты живой и неживой природы;

развивающие

-  стимулировать воспитанников на проявление познавательного интереса, инициативы,

- развивать умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач, творчество, пространственное мышление,    

- стимулировать речь детей, развивать умение подбирать точные слова для выражения мысли, обогащать словарный запас: компас, рюкзак, палатка, коврик, спальный мешок, котелок,выхухоль.

воспитательные

- гуманно-ценностное отношение к природе (воде) на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей с деятельностью человека.

Этапы

(последовательность)

деятельности, приемы

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Планируемый результат

Мотивация на совместную деятельность.  

Педагог знакомится с детьми, настраивает ихна НОД, задает вопросы, демонстрирует слайд «Уральский лес»

- Скажите, пожалуйста, как называется край, в котором мы живём? Чем знаменита Уральская земля?

- Одно из главных богатств нашего края это лес. Предлагаю вам отправиться в поход по волшебной реке, где нас ждут необычные  приключения.

Дети сосредотачивают внимание, проявляют эмоциональную заинтересованность. Отвечают на вопросы взрослого.

Готовность к общению со взрослым и совместной деятельности.

Актуализация знаний

Игровая ситуация, направленная на актуализацию знаний, активизацию словаря

(интерактивные игры)

Педагог предлагает воспитанникам интерактивные игры «Правила поведения в лесу», «Собираемся в поход»

- А что же мы возьмем с собой в поход?

- Вспомним правила поведения в лесу.

- Отправляемся в путь!

Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность. Выстраивают предложения,  

выполняют самостоятельно задание в соответствии с установленными требованиями.

Активно взаимодействует со сверстниками ивзрослыми, участвует всовместных играх.  Обладают начальными знаниями о  природном  мире.  

Игровая ситуация, направленная на актуализацию знаний

(проблемный вопрос, коллективный труд)

Воспитатель вводит детей в проблемную ситуацию, создание условия для деятельности экологической направленности,способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешили возникшую проблему, предлагает принять участие в коллективном труде, поощряет

-  Что же случилось с нашей рекой? Кто бы это мог сделать? Что может произойти с рекой? Как нам поступить в данной ситуации? Предлагаю убрать мусор из реки и рассортировать его по разным пакетам, в желтый - предметы из бумаги, в синий – из пластмассы, в черный – из металла.

- Все дружно постарались и легко справились с заданием.

Высказывают предположения, выход из создавшейся ситуации. Демонстрируют экологические знания. Сосредотачивают внимание, выполняют задание в соответствии с установленными требованиями,  сортируют предметы по материалу. Работают все вместе, оказывают помощь природе.

Участвует всовместной трудовой деятельности. 

Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли. 

Проявляет инициативу и самостоятельность.  

Обладает начальными знаниями о  предметном   мире.Осознает актуальность  и цели деятельности экологической направленности.

Актуализация знаний,

творческое задание (самостоятельное выполнение или по образцу. со змейками и квадратами В. Воскобовича)

Воспитатель предлагает осуществить порядковый счет и творческое задание

- Чтобы привести нашу реку в движение нам необходимо  посчитать от 3 до 8.  

-  Ребята, случилось несчастье. В реке исчезла вся рыба, из – за оставленного туристами мусора.  Волшебная река просит вас о помощи: вернуть рыбу в водоем. Поможем? Для этого вам необходимо отыскать волшебные «подводные камни» и превратить их в рыбок.  Если вам кажется задание трудным, вы можете воспользоваться схемами.

Выполняют творческое задание самостоятельно или по образцу, практикуются в конструировании

Умеет самостоятельно находить способы решения конструктивных задач.

Физкультинутка

Воспитатель предлагает выполнить дыхательную гимнастику

- Мы с вами хорошо потрудились, можно и отдохнуть, выполнить дыхательную гимнастику.

Выполняют дыхательную гимнастику.

Может контролировать свои движения и управлять ими.

Игровая ситуация, побуждающая интерес

детей к новому знанию,   самостоятельной деятельности

(проблемный вопрос, опыт)

Педагог стимулирует любознательность, интерес, задает вопросы стимулирующие процесс мышления, поощряет детей к высказыванию, проявляет уважение к детским высказываниям, предоставляет возможность обсудить, вводит элемент новизны

- Как вы думаете, чем дышит человек? А чем же дышат рыбы в воде? А теперь проверим наши предположения на опыте. Пройдите за столы. Что нам понадобится для проведения опыта? Положите в воду кусочек пластилина.

Высказывают свои предположения, проверяют на опыте.

Обладает начальными знаниями о природном  мире, естествознании.

Проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно дать объяснения.

Умеет решать поставленную задачу в команде. Склонен наблюдать, экспериментировать.

Умеет делать выводы по результатам опыта.

Умение решать поставленную задачу в парах

Игровая ситуация, направленная на актуализацию знаний

(дидактическая игра)

Педагог предлагает дидактическую игру «Живая и неживая природа», задает вопросы, стимулирующие мышление

- Оставим ненадолго наш опыт и поиграем. Разделитесь на 2 команды. 1-й команде необходимо выбрать картинки, на которых, по вашему мнению,   изображена живая природа, а 2-я выберет картинки с изображением неживой природы. Чья команда быстро и правильно справится с заданием, та и победит. Проверьте друг у друга правильно ли выполнено задание? Скажите, почему вы выбрали эти картинки? Как взаимосвязаны живая и неживая природа?  

- Вернемся к нашему опыту. Что же произошло с пластилином? Чем же дышит рыба в воде?

Вывод: В воде есть воздух. Рыбы, как и человек, дышат воздухом.

Выполняют задание по инструкции взрослого. Рассказывают, объясняют.

Участвуют в групповых действиях. Активно играют. Осуществляют взаимоконтроль.

Наблюдают за преобразованием. Выражают свое мнение, объясняют, обобщают, делают выводы.

Игровая ситуация, направленная на актуализацию знаний, осуществление

(учебное пособие «Этот загадочный мир природы»)

Педагог предлагает составить загадки, поощряет

- Обратите внимание, какие здесь необычные дома. Какой формы дома?   Как вы думаете, кто здесь живет? Проверим наши догадки и поиграем в игру «Что за житель отгадай» и я с вами с удовольствием поиграю. Возьму карточку, посмотрю на нее, но вам не покажу, а расскажу, кто на ней изображен. А вы отгадайте. А сейчас загадку предлагаю загадать кому-нибудь из вас.

- Усложним игру. Водящий выбирает любую карточку, рассматривает ее и прячет за спину. Вам необходимо отгадать, кого выбрал водящий, задавая ему вопросы, на которые он будет отвечать «да» или «нет».

Называют геометрические фигуры. Высказывают предположения. Сосредотачивают внимание,  делают выбор, упражняются в составлении загадок.

Знает и называет геометрические фигуры.

Обладает начальными знаниями о  природном  мире. Может сочинять загадки.

Игровая ситуация, направленная на получение нового знания,  расширение словаря

(ТРИЗ – метод «Системный оператор», автор Г.С. Альтшулер)

Педагог использует наглядные средства  и прием ТРИЗ при ознакомлении с новым животным (выхухоль)

- Ребята, хотите, я вас познакомлю с редким, уникальным животным, которое жило в одно время с мамонтами? Это выхухоль.

- Картинку с изображением какого животного мы можем поместить в домик? В какой домик мы его поселим? Почему?

Сосредотачивают внимание. Слушают.  Самостоятельно высказывают предположения, фантазируют.

Обладает начальными знаниями о природном   мире,  естествознании.  

Проявляет познавательный интерес.

Игровая ситуация, направленная на получение нового знания  

(проблемная ситуация, эксперимент)

Педагог использует наглядные средства, демонстрирует опыт

- Пока мы с вами гуляли по лесу, стало смеркаться, включим фонарик. Что такое? Не работает, сели батарейки, что делать? Посмотрим, что есть у нас в рюкзаке. Достаем картофель, магниты с проволокой, лампочку. Интересно, есть ли в картофеле электричество? Давайте проверим. Вырезаем в картофеле отверстие, вставляем магниты с проволокой с противоположных сторон и лампочку. Поверяем! Горит! У нас получилось!

Вывод: оказывается, картофель может питать электроприборы при помощи своего сока.

Высказывают предположения,выстраивают полный ответ,   наблюдают, делают выводы.

Интересуется причинно-следственными связями.   Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Проявляют познавательный интерес.

Рефлексия

Педагог предлагает детям подвести итог, активизирует обсуждение поощряет детей за положительное достижение результата

- Подойдем к реке. Что было самым интересным в нашем походе? Что вы узнали нового? Что было трудным? Вы довольны своей работой? Кому бы вы хотели рассказать о том, что узнали сегодня?

Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности.

Может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказыванияв ситуации общения. Обладает начальными знаниями о природном   мире. Обладает установкой положительного отношения к миру.

Открытость – ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах

Педагог предоставляет возможность осуществлять самостоятельную деятельность, стимулирует интерес

-  Вы замечательные экологи, легко справились со всеми заданиями, я получила огромное удовольствие от совместного похода в лес и общения с вами и хочу подарить книгу, которая называется  «Я выхухоль», автор Оксана Коростышевская. Прочтите ее и узнайте, почему шубка выхухоли не намокает, как она заботится о своих малышах, чем и для чего выхухоли пахнут.

Выражают благодарность.

Может использовать речь для выражения благодарности. Обладает установкой положительного отношения к миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт занятия по познавательно - исследовательской деятельности с воспитанниками подготовительной группы ДОО

Конструкт занятия по технологии экологического образования детей дошкольного возраста, задачей которого является формирование у детей навыков поисково - познавательной деятельности экологической напра...

Конструкт организации образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 7-го года жизни "Как добыть воду?".

В конструкте представлена организация образовательной познавательно - исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему: "Как добыть воду?". Образовательная область: по...

Конструкт организации совместной познавательно-исследовательской деятельности

Конструкт организации совместной познавательно-исследовательской деятельности  с использованием технологии проблемного обучения на тему: «Такие разные птицы» Шестой год жизни...

конструкт интегрированной познавательно - исследовательской деятельности "Волшебная река музыки"

целью данного конструкта является формирование основ естественно - научных понятий о природном явлении - ветер, развитие логико - математических представлений и представлений о музыкальных шумовых инс...

Конструкт непрерывной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности с детьми седьмого года жизни

Конструкт непрерывной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности с детьми седьмого годаТема: "Мой город Краснотурьинск"...

Конструкт познавательно-исследовательской деятельности "Природные и декоративные камушки в жизни человека" с детьми 3-4 лет

Материал направлен на формирование у детей элементарных представлений о природных и декоративных камушках, на формирование навыков исследовательской деятельности....