Конспект занятия по окружающему миру.на тему: "Б А Б О Ч К И"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лутина Любовь Леонидовна

Расширить знания детей о бабочках. Формирование у детей познавательного интереса к знаниям об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon babochki.doc823.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Б А Б О Ч К И

Цель:

Расширить знания детей о бабочках. Формирование у детей познавательного интереса к знаниям об окружающем мире.

Задачи:

Образовательные:

Учить понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять её.

Расширить представления детей о бабочках и их характерных особенностях. Вызвать у детей интерес к окружающему миру.

Развивающие:

Формировать действия, направленные на познание окружающего мира, на развитие сознательной деятельности.

Развивать творческие задатки, воображение, внимание, мышление, любознательность, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе, к миру насекомых.

Речевые: Обогащать и активизировать словарь в процессе расширения представления об окружающем мире.

Развивать у детей разговорную речь, грамматически правильно строить предложения при ответе на вопрос.

Оборудование:

Картинки и фотографии бабочек, силуэтное изображение бабочек. Цветные силуэтные картинки.

Ход занятия:

Сегодня мы продолжим знакомиться с удивительным миром насекомых. Отгадайте загадку, и узнаете с кем именно.

             Спал цветок и вдруг проснулся –

             Больше спать не захотел.

             Шевельнулся, встрепенулся,

             Взвился вверх и улетел.

 Бабочек очень много разных видов. Есть ночные, есть дневные. Попробуйте сами разобраться, каких бабочек называют дневными, а каких ночными. (Ответы детей).  

Дневные бабочки активны днем и имеют более яркую окраску, чтобы быть незаметными на цветах.  

Ночные бабочки днем отдыхают, а ночью летают. Им не нужна такая яркая окраска крыльев, как дневным бабочкам.

  Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами. Вот они то и придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраните красоту.

  Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка.

Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи издалека. 

  Давайте вспомним, как проходит детство насекомых на примере бабочек.

-- Сначала бабочка откладывает яички.

-- Из яичек вылупляются личинки-гусеницы. 

 

Они в большом количестве поедают листву растений. Некоторые личинки настолько прожорливы, что могут съесть всю листву на каких-то растениях.

-- Наевшись, гусеница подрастает и из отверстия на брюшке начинает выделять тонкую нить. Этой нитью она обматывает себя, превращаясь в кокон или куколку.  

Куколка прикрепляется к коре дерева, прячется под листьями и замирает.

-- Хотя куколка кажется совершенно неподвижной, внутри нее растет насекомое.

-- Наконец, из куколки вылупляется бабочка.

  Физминутка:

Утром бабочка проснулась.           Плавные взмахи руками.

Потянулась, улыбнулась.              Выполнять движения в

Раз – росой она умылась.               соответствии с текстом. 

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

А сколько всего ног у бабочки? (Ответы детей). Бабочка – насекомое, а у всех насекомых по шесть ног. Бабочки попробуют пищу и, если придется она по вкусу, то бабочка развернет свой хоботок и начнет кушать.

  Хотя говорить, что бабочки без дела порхают с цветка на цветок, нельзя. Иногда о человеке безответственном и ленивом говорят – «порхает по жизни, как мотылек». Такое сравнение обидно всем бабочкам. Жизнь их коротка, и за это время надо успеть сделать многое: найти кормовые растения, разыскать себе пару для супружеской жизни, позаботиться о зимовке, отложить яйца. А кроме того, во время всех этих хлопот, надо постараться увернуться от хищников, которые так и норовят склевать.

  Вы знаете, кто питается бабочками? (Ответы детей). Птицы,  звери, пауки, другие, более крупные насекомые.

  Выходит то, что нам кажется беззаботным порханием, на самом деле ежедневная работа.

  Хочу предложить вам интересную игру « Птицы и бабочки».

Выбираются четыре игрока, взявшись за руки они изображают птицу. Остальные дети – бабочки. На слова «Бабочки, бабочки на лужок полетели» дети-бабочки легко бегают, взмахивая руками.

На лова «Птицы летят» дети-птицы, держась за руки пытаются поймать бабочку: окружить ее, соединив руки. Пойманные выбывают из игры. За один раз можно поймать только одну бабочку.

Итог занятия:

  Среди всех обитателей нашей планеты Земля семейство насекомых самое многочисленное. Бабочек много, конечно. Но многим бабочкам уже никогда не порхать над землей. Исчезли они навсегда, человеком загубленные. И ядохимикатами человек насекомых травит, а бабочки еще и за красоту свою страдают – ловят их и для коллекций и просто так, для баловства. И взрослые, и дети, увидев красивую бабочку, тут же кидаются ее ловить. Их осталось немного и потому они нуждаются в защите.

  Некоторые могут возразить: «Ну и пусть. Ведь гусеницы бабочек вредят нам, объедают листья, повреждают плоды». Во-первых, таких злостных вредителей немного. Во-вторых, все бабочки полезны как опылители. А если растение не опылят насекомые, сможет оно дать плоды? (Ответы детей). Нет.

  Пусть же наши бабочки, наши красавицы радуют нас живыми.

Вопросы:

1. Чем отличаются дневные и ночные бабочки?

2. Чем покрыты крылья бабочек? Для чего?

3. Расскажите о хоботке и усиках бабочки.

4. Как появляются на свет бабочки?

5. Сколько всего ног у бабочки?

6. Чем заняты бабочки в хорошую погоду?

7. Кто питается бабочками?

8. Кокой вред бабочкам наносит человек?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру на тему "Поможем кукле Кате убрать комнату"

Конспект для аттестации на соответствие занимаемой должности по окружающему миру во второй младшей группе...

План- конспект занятия по окружающему миру на тему: " Солнышко- колоколнышко"

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и рисовании в нетрадиционной техники " принт"....

План-конспект занятия по окружающему миру на тему: "Уж верба вся пушистая".

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим....

Конспект занятия по окружающему миру на тему: "Внимание ,дети!"

В данном материале представлен конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группе на тему: "Внимание, дети", в котором в доступной для дошкольников форме рассказывается о правилах дор...

Конспект занятия по окружающему миру по теме: Транспорт.

Программное содержание: Уточнять и закреплять знания де­тей о транспорте (наземный, воздушный, водный, подзем­ный); профессиях людей, которые работают на транспорте. Упражнять в согласовании существит...

Конспект занятия по окружающему миру (природа) тема: «Путешествие в Тундру»

Цели: дать детям представление о природных условиях тундры (холодно, полярная ночь, короткое прохладное лето, полярный день), о животном и растительном мире...

Конспект занятия по окружающему миру на тему "В мире животных" в средней группе

Конспект занятия про жавотных холодных и жарких стран....