Конспект занятия по окружающему миру (природа) тема: «Путешествие в Тундру»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цели: дать детям представление о природных условиях тундры (холодно, полярная ночь, короткое прохладное лето, полярный день), о животном и растительном мире;
расширять словарный запас детей: мох, тундра, яранга, северное сияние, чукчи, пурга, полярная ночь;
развивать внимание, логическое мышление, любознательность, эстетический вкус;
воспитывать интерес к разнообразию природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_puteshestvie_v_tundru.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 958 г. Москвы
Конспект занятия
тема: «Путешествие в Тундру»
(подготовительная группа)
Провела:
Воспитатель группы № 5
Костомарова Л. В.
2014г.
Цели: дать детям представление о природных условиях тундры (холодно, полярная ночь, короткое прохладное лето, полярный день), о животном и растительном мире;
расширять словарный запас детей: мох, тундра, яранга, северное сияние, чукчи, пурга, полярная ночь;
развивать внимание, логическое мышление, любознательность, эстетический вкус;
воспитывать интерес к разнообразию природы.
Задачи: Сформировать у детей первоначальные представления о природе тундры, её климатических и географических особенностях, тундровых растениях, животных, их взаимосвязях между собой и с неживой природой
Оборудование: глобус, карта России, иллюстрации животного и растительного мира тундры, аудио запись мелодии, альбомные листы, цветные карандаши.
Ход занятия.
(Дети стоят вокруг воспитателя, в руках которого глобус.)
- Что это такое?
- Сколько материков на нашей планете Земля? (Америка, Африка, Австралия, Евразия, Антарктида.)
- В какой стране мы живём? (Россия)
- На каком материке она находится? (Евразия)
- Вот он материк Евразия, и здесь находится наша страна Россия.
Россия--- самая большая страна в мире. Чтобы пересечь её из конца в конец, надо лететь на самолёте целый день, а на поезде ехать несколько дней! Вот в какой большой стране мы живём! Сегодня мы совершим путешествие на Крайний Север нашей Родины.
- На чём отправимся в путешествие?
- Давайте на самолёте. Чтобы побыстрее. Занимайте свои посадочные места (садятся за столы.)
- Посмотрите ещё раз на карте, где находится Россия. А вот здесь вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров тянется Тундра.
- Ну, что ж отправляемся в путешествие (включаю аудио запись мелодии.)
- Пока мы летим, я прочитаю вам стихотворение.
На севере снега, мороз,
Суровая природа.
На небе хороводы звёзд,
А солнца нет полгода.
Н. Забила.
- Вот мы и в тундре. (открываю иллюстрации на доске.)
- Как вы думаете, какой климат на севере? Почему? (Холодный)
- Правильно, на севере нашей страны очень холодно. Север - это царство льдов и снегов. Там долгие суровые снежные зимы, а лето короткое и холодное. Зимой в тундре совсем не бывает солнца, наступает полярная ночь. Дуют сильные ветры, бушуют вьюги. Лето короткое и прохладное. Весь день и всю ночь светит солнце - полярный день.
- Как вы думаете, можем мы встретить здесь растения? Они будут высокими или низкими? Почему?
- Почва не успевает прогреваться, а растения не успевают вырастать. В основном в тундре растут мох, лишайники, грибы, ягоды, очень маленькие деревца, которые называются карликовыми. Но, несмотря на короткое холодное лето, есть в тундре и своя прелесть. Весной, когда пригреет солнышко, вся тундра вдруг расцветает и становится похожей на прекрасный цветущий ковёр. Поспевают вкусные ягоды. Например, голубика. Почему её так назвали? Правильно, она голубого цвета. (показ иллюстраций растительного мира)
- А теперь подумайте, как животные приспосабливаются к жизни в тундре?
- Правильно, они имеют густую шерсть, толстый подкожный слой жира, птицы - пушистое оперение, светлую окраску. Каких животных тундры вы знаете? (белый медведь, олень, моржи, тюлени, песец, волк.)
- А теперь разделимся на команды, и каждая команда будет собирать разрезные картинки (северный олень, белый медведь.)
- Что у вас получилось? (рассказ одного ребёнка об олене, другого о медведе.)
- Белый медведь - самый крупный хищник. Превосходно плавает и ныряет, быстро передвигается по льду. Питается детёнышами моржей, тюленями, рыбой, реже - ягодами, мхом и лишайниками. Детёнышей медведица выращивает одна до двухлетнего возраста.
- Северный олень - крупное животное, имеет широкие копыта, они позволяют ему бегать по снегу, не проваливаясь, ими же он разгребает снег, чтобы достать себе корм - траву, ягель. Олени помогают песцам, совам и куропаткам найти корм. Они находят его там , где копытами олень разгребает снег. Олени прекрасно плавают. Оленей преследуют волки.
- А эти животные вряд ли вам знакомы. Их можно встретить только на севере, они нигде больше не водятся. Это полярная сова, лемминг - маленький зверёк, похожий на мышь, песец - зверёк с очень ценным красивым мехом.
- Летом в тундре очень много насекомых: комаров, оводов, которые тучами носятся в воздухе. Почему много насекомых? (заболоченность)
- Такое большое количество насекомых привлекает птиц. На лето сюда прилетает много птиц, но на зиму остаются полярные совы и полярные куропатки, так как они могут и зимой найти себе пищу (мышей-пеструшек).
- На Крайнем Севере живут чукчи, ненцы, коми. Посмотрите на этих мужественных людей. Они живут в очень тяжёлых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую-то другую. Потому что Крайний Север - это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем. Посёлки на Крайнем Севере небольшие, там расположены школы, детские сады, больницы, магазины. А вот живут чукчи в тундре. Как же дети добираются до школы и детского сада? А по-разному: на оленьей упряжке, на вездеходе в сильную пургу и даже на вертолёте (показ иллюстраций) Живут чукчи в специальных удобных домах, похожих на палатки, сделанных из оленьих шкур, называются эти дома яранги. Такие дома хорошо защищают от ветра и холода, легко собираются и разбираются. Чукчам это нужно для того, чтобы переезжать с места на место. Ведь их основное занятие - оленеводство. Чукчи разводят оленей и кочуют вместе с ними по тундре. Когда в одном месте мох, который едят олени, заканчивается, чукчи переезжают на новое место.
- Давайте повторим, как называется дом чукчей?
- Когда в тундре наступает короткое лето, чукчи занимаются рыболовством, охотой. Местные жители называют тундру милым краем. Есть на Крайнем Севере и свои чудеса: когда тёмное синее небо вдруг озаряется разноцветными всполохами. Нигде больше нельзя наблюдать такое красивое явление.(дети садятся на ковёр) (видео запись)
- А теперь возвращаемся в детский сад. Займите свои посадочные места. (включаю музыку)
- Ну, вот мы и возвратились из Крайнего Севера в детский сад. Расскажите, где мы с вами сегодня побывали?
- Что особенного в природе Крайнего Севера?
- Как называется коренное население тундры?
- Как называется их жилище?
- Чем занимаются чукчи зимой? Летом?
- Каких животных Крайнего Севера вы знаете?
- Какие растения?
- А теперь предлагаю вам нарисовать, что особенного вам понравилось в тундре. (рисуют под музыку.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру на тему «Путешествие в Тундру»
обогащение сознания детей таким содержанием, которое способствует формированию представлений о природной зоне Земли - тундра...
План-конспект занятия по окружающему миру на тему "Путешествие капельки"
Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе....
Конспект занятия Ознакомление с миром природы. Тема "Покормите птиц зимой"
Конспект НОД Ознакомление с миром природы...
Конспект занятия по окружающему миру на тему: " Путешествие в мир комнатных растений
Цель: Учить узнавать и правильно называть комнатные растения. Рассказывать о профессиях связанных с выращиванием цветов. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений. Воспитывать бере...
Конспект занятия по окружающему миру на тему: "Путешествие в прошлое счетных устройств" в подготовительной группе
конспект занятия...
Конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) "Путешествие в лес"
Конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) Путешествие в лес.Цель: уточнить и расширить знания о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе.Задачи: Обобщить и конкретизировать знания де...
Конспект занятия по окружающему миру на тему «Путешествие во Францию» для подготовительной группы. Занятие проводится с использованием интерактивной доски и презентации. Дополнительно используются звуковые эффекты.
Цель: это формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора. Задачи: Обучающая: познакомить детей с Францией и элементами её культуры. Учить понимать значение слов &laq...