ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Человек красен трудом»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Познакомить детей с профессиями людей сельской местности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_krasen_trudom.docx | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Человек красен трудом
Цели: познакомить детей с профессиями людей сельской местности.
Задачи: расширять знания детей об оберегах: Дид, спорынья, прокуда. Приобщать дошкольников к русской национальной культуре, обычаям и традициям. Развивать у детей чувство любознательности, зрительное и слуховое внимание. Формировать нравственно-эстетический вкус. Воспитывать уважение к человеку труда, культуру поведения и партнерские взаимоотношения. Способствовать пониманию, что значит ребенок и взрослый.
Материал: кукла Баюнок, деревянный оберег Дид, тряпичные куклы - спорынья, прокуда. Макет русской избы, скамейки. Клубок шерсти. Картины с изображением людей сельских профессий: доярка, птичница, тракторист, землепашец, продавец сельского магазина. Куклы, одетые в национальные костюмы: дедушка, бабушка и девочка Аленушка.
1.Упражнение «Клубок».
Раздается стук в дверь и заходит домовой Баюнок с клубочком. Он приветствует детей и задает вопрос: «Вы догадались, куда я вас сегодня хочу пригласить? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что Баюнок приглашает их отправиться в прошлое, к нашим предкам)
Баюнок вместе с детьми берется за ниточку клубка, идут друг за другом, и оправляются в русскую избу.
2. Беседа о том, как жили на Руси.
Педагог обращает внимание на вырубленную фигурку пожилого человека возле избы: «Посмотрите на эту фигурку, кого она вам напоминает? (дедушку) Это Дид, так называется деревянная фигурка. Раньше возле каждого дома устанавливали такую фигурку, и считалось, что она оберегает семью, которая живет в этом доме. И еще раз напоминает
нам, что главный в доме ... кто? (самый старший мужчина в доме) Давайте зайдем в дом, поздороваемся и поклонимся хозяевам этого дома. Как вы думаете, зачем это надо делать? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что так желали здоровья и выражали
свое уважение тем, к кому пришли в гости). В доме хозяева встречают дорогих гостей хлебом с солью (куклы одетые в национальные костюмы) - дедушка, бабушка, внучка
Аленушка. Такой обычай на Руси - встречать дорогих гостей с хлебом и солью. Это значит - мы рады вам и поделимся с вами самым дорогим. А хлеб на Руси наши предки почитали более всего. И пословицы об этом говорят: «Хлеб всему голова!», «С хлебом быть - знать, не тужить!», «Если голова на плечах, значит и хлеб будет в печах!».
Хозяева приветствуют гостей, знакомятся:
- Меня зовут Иван Сергеевич.
- Меня зовут Марфа Петровна.
- Меня зовут Аленушка.
Хозяева рады гостям и приглашают их присесть на стульчики. Педагог начинает свой рассказ: «Наши бабушки и дедушки жили вот в таких маленьких домах.
В семье самый главный был ...кто? (самый старший мужчина) Кто же в этой семье самый старший? (Иван Сергеевич) Кого можно назвать хозяйкой этого дома? (Марфу Петровну) Почему? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что Марфа Петровна готовит обед, убирает, стирает, встречает всех гостей, кормит их и т.д.)
Педагог показывает детям тряпичную куклу в платочке и фартуке и спрашивает, кого она напоминает детям и почему? (хозяйку этого дома, потому что она тоже в платке и фартуке). Педагог: «Вы совершенно правы. Она очень похожа на хозяйку дома и называют эту тряпичную куклу спорыньей. А называют ее так, потому
что у хозяйки все в руках должно спориться, т.е. она должна делать все быстро и хорошо. Как вы думаете, почему хозяйка должна была быстро все делать по дому? (ответы детей обсуждаются) Какую работу выполняла хозяйка по дому? (готовила обед,
стирала белье, кормила малых детей, шила одежду, вязала разные
вещи и т.д.) Раньше в каждой семье была такая тряпичная кукла спорынья,
которая не только оберегала свою хозяйку, но и напоминала ей, что пора браться за работу. Кем приходится Аленушка нашим Ивану Сергеевичу и Марфе Петровне? (внучкой) Вся работа по дому выполнялась всеми членами семьи. Каждый выполнял свою работу. Как вы думаете, какую работу по дому могла выполнять внучка Аленушка? (ответы детей обсуждаются) Ребята, в каждой семье была и такая тряпичная кукла, а звали ее прокуда. Эту куклу родители давали детям, чтобы она их оберегала и напоминала, что проказничать – это плохо. Вы догадались, почему эту куклу назвали прокуда? Да он любил проказничать и играть.
3. Подвижная игра «Пол, нос, потолок».
Баюнок предлагает детям поиграть в подвижную игру «Пол, нос, потолок».
Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Правой рукой ребенку предлагается показать на пол и назвать: «Пол». Затем показать на нос, скажите: «Нос», а потом поднять руку, вверх и сказать: «Потолок». Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.
Педагог: «Почему мы не видим в доме мамы и папы Аленушки? Как вы думаете, где они могут сейчас быть? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что родители Аленушки на работе) А почему Аленушка не на работе? (Ответы детей). Да ребята, Аленушка еще ребенок, она должна расти, и научится всему, что умеет ее мама и бабушка, а когда она вырастет и станет взрослой, тогда она тоже будет работать. Бабушка, дедушка, Аленушка и ее родители живут в дом, который называется изба. Где можно и сейчас строить такие избы - в городе или деревне? (в деревне)». Педагог показывает детям картины, на которых изображены доярка, птичница, тракторист, землепашец, продавец сельского магазина.
4.Дидактическая игра «Кем я могу быть, если буду жить в деревне?».
Педагог обращает внимание детей на то, землепашцами и трактористами работают мужчины, потому что они сильные. А доярками и птичницами женщины, потому что животные любят ласку, а женщина ласковые.
Дети выбирают себе профессию и рассказывают о ней по образцу воспитателя:
«Если я буду жить в деревне, то я буду землепашцем. Землепашец пашет землю. Он готовит землю к посадке зерна. Надо пахать землю хорошо. Если земля будет вспахана хорошо, будет и хороший урожай зерна».
«Если я буду жить в деревне, я буду дояркой. Доярка доит коров. Коровы дают нам молоко. Из молока можно сделать кефир, йогурт, сметану, творог. Взрослые и дети очень любят молоко и творожные сырки» и т.д.
На Руси всегда уважали человека, если он хорошо трудился. Все в семье старались трудиться хорошо. Учили трудиться младших, с уважением всегда относились к старшим, помогали им. В каждой семье за этим следил, как вы думаете ...кто? (самый старший мужчина в семье)
5. Дидактическая игра, «Какие мои обязанности по дому?»
В конце занятия проводится дидактическая игра, «Какие мои обязанности по дому?». Дети в произвольной форме рассказывают своим сверстникам и Баюнку о своих обязанностях по дому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект фронтальной НОД по образовательной области "Познание", раздел "Ознакомление с окружающим миром" для старшей группы детей с ЗПР и ЗПРР по лексической теме: "1 Мая - день весны и труда "
Занятие может использоваться с дошкольниками старшего возраста с ЗПР и ЗПРР....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе: «Люди труда. Знакомство с профессиями в сельском хозяйстве (тракторист, комбайнер, агроном)»
Познакомить детей с профессиями людей, работающих в сельской местности - тракторист, комбайнер,агроном. Способствовать пониманию значимости сельскохозяйственного труда. Воспитывать уважение к сельскох...
Конспект непосредственной образовательной деятельности Ознакомление с окружающим миром в старшей группе «Я - человек»
Цель:Ознакомление детей с внешним и внутренним строением человеческого организма....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему "Человек"
Познакомить детей со строением тела человека, его органами и его функциями....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Предметы, облегчающие труд человека в быту"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Предметы, облегчающие труд человека в быту"...
Конспект организованной образовательной деятельности «Всякий труд почетен» по образовательной области: Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) в старшей группе
Программное содержание:Цель: Формировать целостные представления дошкольников о профессиях.Задачи:1. - Продолжать знакомить с новыми профессиями. - Обобщ...
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром В старшей группе на тему «Знакомство с трудом Лесничего»
Уточнить и расширить представления детей о профессиях. Сформировать знания о труде лесника и его экологическом значении. Расширять представление об использование леса в жизни человека. Развивать умени...