Квест "В гости к героям удмуртских мифов"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Бушмакина Надежда Леонидовна

Цель квеста-воспитание интереса к истории и культуре родного края с помощью героев удмуртских мифов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest.docx932.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Кожильская средняя общеобразовательная школа

сельскохозяйственного направления»

Квест – игра в подготовительной группе на тему

«В гости к героям удмуртских мифов»

Бушмакина Надежда Леонидовна, воспитатель

                                          д. Кожиль 2018г.

Цель: воспитание интереса к истории и культуре родного края с помощью героев удмуртских мифов.
Задачи:
Образовательные: упражнять детей в составлении связных рассказов о героях удмуртских мифов, обогатить детей знаниями об их семьях; закреплять навык здороваться, прощаться и благодарить на удмуртском языке. Применять полученные знания о способах отчистки воды. Закреплять навык звукового анализа слов.  
Развивающие: развивать мышление посредством складывания целого из частей, составления слова из букв, отгадывания загадки, сравнения с образцом. Развивать мелкую моторику в процессе собирания бус. Формировать познавательную активность; совершенствовать исследовательские навыки. 
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, отзывчивость на чужую беду, уважение и любовь к культуре родного народа.
Оборудование: изображения Коркакузё, Нюлесмурта, Вумурта, Лудмурта, Обыды. Карточки с изображением дерева, рыбы, цветка, избушки на курьих ножках (по 2 экземпляра).  Разрезные картинки (волк, утка, медведь, улитка, рысь, тетерев).  Два стакана, банка с грязной водой, воронка с фильтрованной бумагой. Карточки с цифрами, буквами. Книга «Грибы», картинки со съедобными и ядовитыми грибами. Бусинки, леска. Круги разных размеров по количеству детей (лепешки).
Предварительная работа: чтение удмуртских легенд, мифов, сказок, книги «Край удмуртский», просмотр видеоролика «Удмуртия» (ТРК Удмуртии); разучивание удмуртских подвижных, хороводных игр.

Ход
Воспитатель:
 Ойдолэ, пиналъёс, шудыны потоме! Ребята, кто любит игры, подойдите ко мне! Сегодня мы оправляемся в игру-путешествие «Герои удмуртских мифов».
Показ игрушки – Коркакузё.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, как зовётся этот персонаж удмуртских мифов?
Дети: Это Коркакузё.
Воспитатель: Правильно.Что вы о нем знаете?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает высказывания детей: Коркакузё – это хозяин  дома. По представлениям удмуртов, это - «мужик пожилых лет, всегда ходящий в тулупе, вывернутом наружу». У него есть семья: жена и многочисленные дети, любящие шалить в пустой избе или поиграть с хозяйскими детьми, когда взрослые отсутствуют. Коркакузё  живет за печью или в подполье. В древности удмурты считали, что духи и боги сопровождают человека везде и всегда, помогая или мешая ему.
Воспитатель: В нашем детском саду живёт добрый Коркакузё. Он очень любит детей. Давайте позовём Коркакузё, скажем вместе закличку.

Воспитатель вместе с детьми: Батюшка-домовой, не гневись,

                                                       Средь бела дня покажись.

                                                       Призываю тебя не потехи ради,

                                                       А для дела важного.

                                                       Приди, отзовись,

                                                       Всем ребятам покажись                              
Из – за печки появляется Коркакузё.
Воспитатель: Здравствуй, зеч бур, Коркакузё!
Коркакузё: Умоесь, пиналъёс. У меня скоро должен быть день рождения, а когда - не помню. Обыда мою память украла. Она оставила мне загадку. Сказала: «Отгадаешь – вернёшь свою память».  Помогите мне, пожалуйста!

Читает:https://i.pinimg.com/474x/51/2c/cb/512ccb7b63dea31b672a9828bd56fc89--short-stories-gnomes.jpg

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
                                        Заходи в зеленый дом,
                                        Чудеса увидишь в нем.
Дети: Это лес.
Воспитатель:Ребята,что вы понимаете под словом «лес»?
Дети:
- Лес – это наше богатство.
- Лес – это всегда свежий воздух.
- Лес – это дом для птиц и зверей.
- Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

Воспитатель: Какой герой мифов  охраняет лесные богатства?
Дети: Охраняет свои владения и лесные богатства Нюлэсмурт.
Воспитатель: Коркакузё, где же нам найти Нюлэсмурта?
Коркакузё: Выйдете из дверей, идите направо. Нюлэсмурта вы найдёте по изображению дерева. Вот оно.  http://illustrators.ru/uploads/illustration/image/796432/main_796432_original.jpghttp://mzayat.com/images/tree-clipart-clip-art-trees-3126_3842.pnghttp://mzayat.com/images/tree-clipart-clip-art-trees-3126_3842.png

Зеч луэ!
Дети находят кабинет, на двери которого приклеено изображение дерева. Их встречает Нюлэсмурт.

Воспитатель и дети: Зеч бур, Нюлэсмурт.

Нюлэсмурт: Зеч буресь, пиналъёс! Я – Нюлэсмурт. Что вы обо мне знаете? 

(дети говорят: «Нюлэсмурт — хозяин леса, хозяин зверей.  Он распоряжается, где какому медведю лежать в берлоге, к нему обращаются охотники за помощью и содействием в охоте. Нюлэсмурт (нюл — лес, чаща) живет в лесу, имеет собственное хозяйство и семью. По одежде и образу жизни он похож на людей. Как люди, Нюлэсмурты устраивают браки и пируют. От людей Нюлэсмурты отличаются высоким ростом (рост самых высоких деревьев)».

Нюлэсмурт: Умоесь, пиналъёс. Зачем пожаловали?
Дети: Нас прислал Коркакузё. Он потерял память, даже не помнит, когда  у него день рождения. А ты помнишь?
Нюлэсмурт: Вот беда! Обыда и мою память украла. А что у меня в лесу творится?! Обыда всех моих зверей перепутала. Как порядок навести, не знаю.
Воспитатель: Мы можем чем–нибудь помочь?
Нюлэсмурт: Надо собрать изображения лесных  животных из отдельных частей в целое.
Дети собирают картинки из частей.
Нюлэсмурт: Тау, навели порядок. Из первых звуков названий животных составьте имя того, кто вам может помочь.

http://www.rabstol.net/uploads/gallery/comthumb/71/rabstol_net_wolf_08.jpgУтка — неуклюжий пешеход, умный пловецhttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8a43f422973b5f4b150efbd38f53bd8b-l&n=13http://img-fotki.yandex.ru/get/2713/chubaoleg.0/0_1f79c_4a3ebd43_L

                     В                                     У                                  М                          У

https://www.nastol.com.ua/large/201603/169534.jpgТетерев — птица, которая любит покрасоватьсяhttps://killtime.su/wp-content/uploads/2017/10/vodyanoj.jpg

                   Р                                      Т

Дети из первых звуков составляют  слово «Вумурт».
Воспитатель: Ребята, кто охраняет реки, озёра и пруды Удмуртии?
Ответ детей: «Вумурт».
Воспитатель: Нюлэсмурт, как нам его найти?
Нюлэсмурт: Поднимитесь на второй этаж, поверните налево и ищите вот такой знакhttps://just-tea.ru/image/data/22/628/628-106.jpg(Дает детям картинку с изображением рыбы).

Зеч луэ!

Дети: Тау!

Дети находят дверь кабинета с этим изображением, заходят, их встречает Вумурт.
Воспитатель и дети: Зеч бур, Вумурт.
Вумурт: Зеч буресь, пиналъёс! А что вы про меня знаете?

(Дети говорят: «Вумурт (удмуртское «ву» - "вода", «мурт» - "человек") - в удмуртских мифах водяной дух с длинными черными волосами, иногда в виде щуки. Живет в глубине больших рек и озер, но любит появляться в ручьях и мельничных прудах. Может топить людей и насылать болезни, смывать плотины, истреблять рыбу, но иногда и помогает человеку. В воде у него свой дом, большие богатства и много скота, красавицы жена и дочь. Вумурт очень богат и награждает богатством тех людей, кого он полюбит: к мельнику, например, приводит помольщиков, к рыбаку загоняет в сети рыбу. Если же он не возлюбит кого, то не только топит в болоте или реке скотину того человека, но и нагоняет на него и его домашних разные болезни»).
Вумурт: Умоесь, пиналъёс, зачем пожаловали?
Дети: Нас прислал Коркакузё. Он забыл свой день рождения. Может, ты помнишь?
Вумурт: Обыда и у меня память украла. Она еще и все мои воды загрязнила. Что теперь делать, не знаю.
Воспитатель: Ну, это не беда, воду можно очистить. Ребята тебя научат.
Дети предлагают способы очистки воды:
          -очистить от крупного и плавающего мусора - с помочью сачка;

          -с помощью магнита - поднять металлический мусор;

-очистить поверхность воды от маслянистых загрязнителей –

 с помощью бумаги;

-с помощью фильтров - профильтровать воду от крупных и мелких частиц. 

Дети экспериментируют: берут воронку, вкладывают в нее марлю, воронку вставляют в пустой стакан. Пропускают грязную воду через воронку.На марле остаются крупные частички мусора. Повторно эту же воду пропускают через воронку с ватным диском, вода становится чище.
Воспитатель: Вумурт, грязную воду можно очистить. Такое свойство воды применяют на заводах и фабриках. Прежде чем сбрасывать воду в реки,  её пропускают через очистительные фильтры. Очень грязную воду сбрасывают в специальные отстойники, там крупные частицы оседают, а оставшиеся мелкие отфильтровывают через большое количество фильтров.

Вумурт:  Тау, пиналъёс, обязательно очистные сооружения поставлю.
Мои рыбки подскажут, к кому вам идти. Надо только сложить их в порядке возрастания от самой большой до самой маленькой и прочитать имя нашего друга.
Дети выкладывают рыб, читают слово «Лудмурт».C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\depositphotos_10014872-Set-of-tropical-fish (1).jpgC:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\depositphotos_10014872-Set-of-tropical-fish (2).jpgC:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\depositphotos_10014872-Set-of-tropical-fish (3).jpgC:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\depositphotos_10014872-Set-of-tropical-fish (4).jpgC:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\depositphotos_10014872-Set-of-tropical-fish (5).jpgC:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\depositphotos_10014872-Set-of-tropical-fish (6).jpgC:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\depositphotos_10014872-Set-of-tropical-fish.jpg


Воспитатель: Как же нам его найти? http://bogislavyan.ru/wp-content/uploads/2016/12/1-lugovoy.jpg

Вумурт: Выйдете из дверей, налево свернёте, прямо пойдете, такой знак найдёте (карточка с изображением цветка). http://img-fotki.yandex.ru/get/9827/89808626.7d/0_c3172_504f72ef_orig.pngЗеч луэ!

Дети находят значок на двери, заходят в кабинет заместителя директора, их встречает Лудмурт.
Воспитатель и дети: Зеч бур, Лудмурт.
Лудмурт: Зеч буресь, пиналъёс! Я – Лудмурт. А что вы обо мне знаете?

(Дети отвечают: «Лудму́рт (удм. «Луговик», «Полевик») — в удмуртской мифологии существо, отвечающее за луга и поля. Он также охранял животных, следил за посевами. Это маленький человек, ростом не выше пятилетнего ребенка, одетого в белое. Рост его может изменяться в зависимости от места, на котором Лудмурт находится: между высокими колосьями Лудмурт выше, в молодой траве луга он очень мал).  

Лудмурт: Умоесь, пиналъёс, зачем пожаловали?
Дети: Нас прислал Коркакузё, он забыл свой день рождения. Может, ты помнишь?
Лудмурт: Так и у меня Обыда память стерла. Вдобавок все грибы  перепутала: где съедобные, где ядовитые, не могу разобрать.
Воспитатель: Не расстраивайся, мы тебе поможем.
Дети, используя энциклопедию, сортируют грибы.
Лудмурт: Спасибо вам, ребята. По этой подсказке вы поймете, к кому вам надо идти.
Дети выкладывают цифры по порядку и читают слово «Обыда».

5 - А

2 - Б

4 - Д

1 - О

3 - Ы


Воспитатель: Ребята, кто такая  Обыда?
Ответы детей: Баба Яга!
Воспитатель обобщает высказывания детей: Лудмурт, как нам  к Обыде попасть?
Лудмурт: От меня налево пойдёте, на двери подсказку найдёте (дает карточку с изображением избушки на курьих ножках).http://www.playcast.ru/uploads/2016/04/25/18417611.png
Дети находят нужную дверь, их встречает Обыда.
Воспитатель: Зеч бур, Обыда. Ты почему безобразничаешь? Память у всех удмуртских героев украла!
Обыда: А почему они меня не пригласили на корка пырон - новоселье? Сами веселились, а я скучала.
Воспитатель: Коркакузё  хотел  тебя на день рождения пригласить, только не помнит, когда  он. Сможешь ему память вернуть? А мы тебе красивые бусы соберем.
Дети из бусинок собирают украшение и дарят Обыде. Она их надевает.
Обыда: Вот такая нарядная я и пойду на день рождения. Так и быть, расколдую всех героев. Тара–бара-барабысь, ко всем героям память вернись! А день рождения у Коркакузё сегодня.
Воспитатель: Спасибо, тебе, Обыда. Пойдёмте все вместе поздравим Коркакузё с Днём рождения! А в подарок  возьмём то, что Коркакузё очень любит: медные монетки и лепёшки. http://izdania.unatlib.ru/hudozhniki/data/galereia/pict/6277.jpg

В каждом доме есть Барабашка,
Маленький веселый домовой.
Мы дадим ему лепешки,
Чтоб он всегда хранил покой.
Дети и все герои мифов  идут в группу, встречают Коркакузё.
Коркакузё: Ребята, я вспомнил, когда у меня день рождения, спасибо вам!
Воспитатель: Поздравляем тебя с днём рождения! Дарим тебе лепёшки и медные монеты!

Благодарим тебя, батюшка наш,

Оставайся у нас.

А мы про тебя не забудем,

Угощенье будем приносить,

В группе порядок поддерживать.

Коркакузё: Тау, тау, будем вместе жить и дружить.

Воспитатель: А теперь давайте дружно споём Коркакузё «Каравай».

 Коркакузё  угощает детей конфетами.

Воспитатель: Спасибо всем участникам игры!

Литература

1.Волкова Л. А. Современная жизнь языческих верованийудмуртов
Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2004. стр. 104-105
2.
 Верещагин Г.Е.Удмуртские божества. Яр, 2007. стр. 1-5.

3.Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. - Ижевск: Удмуртия, 1994. - стр. 98-100.

4.Край удмуртский. – Ижевск: Удмуртия, 1974

Интернет – ресурсы

1. Гриф Петр «Удмуртская мифология», режим доступа: http://www.symbolarium.ru/index.php?title=Удмуртская_мифология&mobileaction=toggle_view_mobile, дата обращения: 08.02.2018

2. Неклюдов Юрий «Удмуртский фольклор», режим доступа: http://www.goldmuseum.ru/folklor-udm/, дата обращения: 08.02.2018

3. Кузьмина Екатерина «Удмуртская легенда о сотворении мира», режим доступа: http://www.legendami.ru/bod/ural/ural12.htm, дата обращения: 08.02.2018

4.  Матилинский Матвей «Инмар», режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BC%D0%B0%D1%80, дата обращения:  08.02.2018

6. Христолюбова Светлана «Пантеон Богов», режим доступа: http://vorshud.unatlib.ru/index.php/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BE%D0%BD_%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2, дата обращения: 08.02.2018








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "В гостях у героев сказок"

Конспект итогового занятия по обучению  детей средней группы ориентировке в пространстве...

Литературный досуг «В гостях у героев К.И. Чуковского»

Цели:- Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о произведениях К.И. Чуковского.- Способствовать формированию познавательного интереса к творчеству К. И. Чуковского.- Воспитывать ува...

Конспект занятия по рисованию. Тема «В гостях у героев телепередачи «Спокойной ночи, малыши».

1.      Закреплять умения детей рисовать методом «штрих» гелевой ручкой, используя беглый набросок графитным карандашом «Т», в тоновом рисунке....

"В гости к героям русских народных сказок"

Методическая разработка по театрализованной деятельности. Очень интересное занятие для деток средней группы...

Проект "В мире удмуртских мифов и сказок"

Данный материал для воспитателей ДОУ с этно-культурным компонентом. Проект  "В мире удмуртских мифов и сказок" проводится с детьми 5-6 лет. Отлично помогает изучать героев из удмуртских сказок и ...

Конспект образовательного мероприятия по познавательному развитию во второй младшей группе на тему: "В гостях у героев сказки "Заюшкина избушка""

Цель: Создать условия для формирования элементарных математических представлений у младших дошкольников на основе игрового сказочного сюжета....