Квест "В гости к героям удмуртских мифов"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель квеста-воспитание интереса к истории и культуре родного края с помощью героев удмуртских мифов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest.docx | 932.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Кожильская средняя общеобразовательная школа
сельскохозяйственного направления»
Квест – игра в подготовительной группе на тему
«В гости к героям удмуртских мифов»
Бушмакина Надежда Леонидовна, воспитатель
д. Кожиль 2018г.
Цель: воспитание интереса к истории и культуре родного края с помощью героев удмуртских мифов.
Задачи:
Образовательные: упражнять детей в составлении связных рассказов о героях удмуртских мифов, обогатить детей знаниями об их семьях; закреплять навык здороваться, прощаться и благодарить на удмуртском языке. Применять полученные знания о способах отчистки воды. Закреплять навык звукового анализа слов.
Развивающие: развивать мышление посредством складывания целого из частей, составления слова из букв, отгадывания загадки, сравнения с образцом. Развивать мелкую моторику в процессе собирания бус. Формировать познавательную активность; совершенствовать исследовательские навыки.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, отзывчивость на чужую беду, уважение и любовь к культуре родного народа.
Оборудование: изображения Коркакузё, Нюлесмурта, Вумурта, Лудмурта, Обыды. Карточки с изображением дерева, рыбы, цветка, избушки на курьих ножках (по 2 экземпляра). Разрезные картинки (волк, утка, медведь, улитка, рысь, тетерев). Два стакана, банка с грязной водой, воронка с фильтрованной бумагой. Карточки с цифрами, буквами. Книга «Грибы», картинки со съедобными и ядовитыми грибами. Бусинки, леска. Круги разных размеров по количеству детей (лепешки).
Предварительная работа: чтение удмуртских легенд, мифов, сказок, книги «Край удмуртский», просмотр видеоролика «Удмуртия» (ТРК Удмуртии); разучивание удмуртских подвижных, хороводных игр.
Ход
Воспитатель: Ойдолэ, пиналъёс, шудыны потоме! Ребята, кто любит игры, подойдите ко мне! Сегодня мы оправляемся в игру-путешествие «Герои удмуртских мифов».
Показ игрушки – Коркакузё.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, как зовётся этот персонаж удмуртских мифов?
Дети: Это Коркакузё.
Воспитатель: Правильно.Что вы о нем знаете?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает высказывания детей: Коркакузё – это хозяин дома. По представлениям удмуртов, это - «мужик пожилых лет, всегда ходящий в тулупе, вывернутом наружу». У него есть семья: жена и многочисленные дети, любящие шалить в пустой избе или поиграть с хозяйскими детьми, когда взрослые отсутствуют. Коркакузё живет за печью или в подполье. В древности удмурты считали, что духи и боги сопровождают человека везде и всегда, помогая или мешая ему.
Воспитатель: В нашем детском саду живёт добрый Коркакузё. Он очень любит детей. Давайте позовём Коркакузё, скажем вместе закличку.
Воспитатель вместе с детьми: Батюшка-домовой, не гневись,
Средь бела дня покажись.
Призываю тебя не потехи ради,
А для дела важного.
Приди, отзовись,
Всем ребятам покажись
Из – за печки появляется Коркакузё.
Воспитатель: Здравствуй, зеч бур, Коркакузё!
Коркакузё: Умоесь, пиналъёс. У меня скоро должен быть день рождения, а когда - не помню. Обыда мою память украла. Она оставила мне загадку. Сказала: «Отгадаешь – вернёшь свою память». Помогите мне, пожалуйста!
Читает:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
Дети: Это лес.
Воспитатель:Ребята,что вы понимаете под словом «лес»?
Дети:
- Лес – это наше богатство.
- Лес – это всегда свежий воздух.
- Лес – это дом для птиц и зверей.
- Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Воспитатель: Какой герой мифов охраняет лесные богатства?
Дети: Охраняет свои владения и лесные богатства Нюлэсмурт.
Воспитатель: Коркакузё, где же нам найти Нюлэсмурта?
Коркакузё: Выйдете из дверей, идите направо. Нюлэсмурта вы найдёте по изображению дерева. Вот оно.
Зеч луэ!
Дети находят кабинет, на двери которого приклеено изображение дерева. Их встречает Нюлэсмурт.
Воспитатель и дети: Зеч бур, Нюлэсмурт.
Нюлэсмурт: Зеч буресь, пиналъёс! Я – Нюлэсмурт. Что вы обо мне знаете?
(дети говорят: «Нюлэсмурт — хозяин леса, хозяин зверей. Он распоряжается, где какому медведю лежать в берлоге, к нему обращаются охотники за помощью и содействием в охоте. Нюлэсмурт (нюл — лес, чаща) живет в лесу, имеет собственное хозяйство и семью. По одежде и образу жизни он похож на людей. Как люди, Нюлэсмурты устраивают браки и пируют. От людей Нюлэсмурты отличаются высоким ростом (рост самых высоких деревьев)».
Нюлэсмурт: Умоесь, пиналъёс. Зачем пожаловали?
Дети: Нас прислал Коркакузё. Он потерял память, даже не помнит, когда у него день рождения. А ты помнишь?
Нюлэсмурт: Вот беда! Обыда и мою память украла. А что у меня в лесу творится?! Обыда всех моих зверей перепутала. Как порядок навести, не знаю.
Воспитатель: Мы можем чем–нибудь помочь?
Нюлэсмурт: Надо собрать изображения лесных животных из отдельных частей в целое.
Дети собирают картинки из частей.
Нюлэсмурт: Тау, навели порядок. Из первых звуков названий животных составьте имя того, кто вам может помочь.
В У М У
Р Т
Дети из первых звуков составляют слово «Вумурт».
Воспитатель: Ребята, кто охраняет реки, озёра и пруды Удмуртии?
Ответ детей: «Вумурт».
Воспитатель: Нюлэсмурт, как нам его найти?
Нюлэсмурт: Поднимитесь на второй этаж, поверните налево и ищите вот такой знак(Дает детям картинку с изображением рыбы).
Зеч луэ!
Дети: Тау!
Дети находят дверь кабинета с этим изображением, заходят, их встречает Вумурт.
Воспитатель и дети: Зеч бур, Вумурт.
Вумурт: Зеч буресь, пиналъёс! А что вы про меня знаете?
(Дети говорят: «Вумурт (удмуртское «ву» - "вода", «мурт» - "человек") - в удмуртских мифах водяной дух с длинными черными волосами, иногда в виде щуки. Живет в глубине больших рек и озер, но любит появляться в ручьях и мельничных прудах. Может топить людей и насылать болезни, смывать плотины, истреблять рыбу, но иногда и помогает человеку. В воде у него свой дом, большие богатства и много скота, красавицы жена и дочь. Вумурт очень богат и награждает богатством тех людей, кого он полюбит: к мельнику, например, приводит помольщиков, к рыбаку загоняет в сети рыбу. Если же он не возлюбит кого, то не только топит в болоте или реке скотину того человека, но и нагоняет на него и его домашних разные болезни»).
Вумурт: Умоесь, пиналъёс, зачем пожаловали?
Дети: Нас прислал Коркакузё. Он забыл свой день рождения. Может, ты помнишь?
Вумурт: Обыда и у меня память украла. Она еще и все мои воды загрязнила. Что теперь делать, не знаю.
Воспитатель: Ну, это не беда, воду можно очистить. Ребята тебя научат.
Дети предлагают способы очистки воды:
-очистить от крупного и плавающего мусора - с помочью сачка;
-с помощью магнита - поднять металлический мусор;
-очистить поверхность воды от маслянистых загрязнителей –
с помощью бумаги;
-с помощью фильтров - профильтровать воду от крупных и мелких частиц.
Дети экспериментируют: берут воронку, вкладывают в нее марлю, воронку вставляют в пустой стакан. Пропускают грязную воду через воронку.На марле остаются крупные частички мусора. Повторно эту же воду пропускают через воронку с ватным диском, вода становится чище.
Воспитатель: Вумурт, грязную воду можно очистить. Такое свойство воды применяют на заводах и фабриках. Прежде чем сбрасывать воду в реки, её пропускают через очистительные фильтры. Очень грязную воду сбрасывают в специальные отстойники, там крупные частицы оседают, а оставшиеся мелкие отфильтровывают через большое количество фильтров.
Вумурт: Тау, пиналъёс, обязательно очистные сооружения поставлю.
Мои рыбки подскажут, к кому вам идти. Надо только сложить их в порядке возрастания от самой большой до самой маленькой и прочитать имя нашего друга.
Дети выкладывают рыб, читают слово «Лудмурт».
Воспитатель: Как же нам его найти?
Вумурт: Выйдете из дверей, налево свернёте, прямо пойдете, такой знак найдёте (карточка с изображением цветка). Зеч луэ!
Дети находят значок на двери, заходят в кабинет заместителя директора, их встречает Лудмурт.
Воспитатель и дети: Зеч бур, Лудмурт.
Лудмурт: Зеч буресь, пиналъёс! Я – Лудмурт. А что вы обо мне знаете?
(Дети отвечают: «Лудму́рт (удм. «Луговик», «Полевик») — в удмуртской мифологии существо, отвечающее за луга и поля. Он также охранял животных, следил за посевами. Это маленький человек, ростом не выше пятилетнего ребенка, одетого в белое. Рост его может изменяться в зависимости от места, на котором Лудмурт находится: между высокими колосьями Лудмурт выше, в молодой траве луга он очень мал).
Лудмурт: Умоесь, пиналъёс, зачем пожаловали?
Дети: Нас прислал Коркакузё, он забыл свой день рождения. Может, ты помнишь?
Лудмурт: Так и у меня Обыда память стерла. Вдобавок все грибы перепутала: где съедобные, где ядовитые, не могу разобрать.
Воспитатель: Не расстраивайся, мы тебе поможем.
Дети, используя энциклопедию, сортируют грибы.
Лудмурт: Спасибо вам, ребята. По этой подсказке вы поймете, к кому вам надо идти.
Дети выкладывают цифры по порядку и читают слово «Обыда».
5 - А | 2 - Б | 4 - Д | 1 - О | 3 - Ы |
Воспитатель: Ребята, кто такая Обыда?
Ответы детей: Баба Яга!
Воспитатель обобщает высказывания детей: Лудмурт, как нам к Обыде попасть?
Лудмурт: От меня налево пойдёте, на двери подсказку найдёте (дает карточку с изображением избушки на курьих ножках).
Дети находят нужную дверь, их встречает Обыда.
Воспитатель: Зеч бур, Обыда. Ты почему безобразничаешь? Память у всех удмуртских героев украла!
Обыда: А почему они меня не пригласили на корка пырон - новоселье? Сами веселились, а я скучала.
Воспитатель: Коркакузё хотел тебя на день рождения пригласить, только не помнит, когда он. Сможешь ему память вернуть? А мы тебе красивые бусы соберем.
Дети из бусинок собирают украшение и дарят Обыде. Она их надевает.
Обыда: Вот такая нарядная я и пойду на день рождения. Так и быть, расколдую всех героев. Тара–бара-барабысь, ко всем героям память вернись! А день рождения у Коркакузё сегодня.
Воспитатель: Спасибо, тебе, Обыда. Пойдёмте все вместе поздравим Коркакузё с Днём рождения! А в подарок возьмём то, что Коркакузё очень любит: медные монетки и лепёшки.
В каждом доме есть Барабашка,
Маленький веселый домовой.
Мы дадим ему лепешки,
Чтоб он всегда хранил покой.
Дети и все герои мифов идут в группу, встречают Коркакузё.
Коркакузё: Ребята, я вспомнил, когда у меня день рождения, спасибо вам!
Воспитатель: Поздравляем тебя с днём рождения! Дарим тебе лепёшки и медные монеты!
Благодарим тебя, батюшка наш,
Оставайся у нас.
А мы про тебя не забудем,
Угощенье будем приносить,
В группе порядок поддерживать.
Коркакузё: Тау, тау, будем вместе жить и дружить.
Воспитатель: А теперь давайте дружно споём Коркакузё «Каравай».
Коркакузё угощает детей конфетами.
Воспитатель: Спасибо всем участникам игры!
Литература
1.Волкова Л. А. Современная жизнь языческих верованийудмуртов
Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2004. стр. 104-105
2. Верещагин Г.Е.Удмуртские божества. Яр, 2007. стр. 1-5.
4.Край удмуртский. – Ижевск: Удмуртия, 1974
Интернет – ресурсы
1. Гриф Петр «Удмуртская мифология», режим доступа: http://www.symbolarium.ru/index.php?title=Удмуртская_мифология&mobileaction=toggle_view_mobile, дата обращения: 08.02.2018
2. Неклюдов Юрий «Удмуртский фольклор», режим доступа: http://www.goldmuseum.ru/folklor-udm/, дата обращения: 08.02.2018
3. Кузьмина Екатерина «Удмуртская легенда о сотворении мира», режим доступа: http://www.legendami.ru/bod/ural/ural12.htm, дата обращения: 08.02.2018
4. Матилинский Матвей «Инмар», режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BC%D0%B0%D1%80, дата обращения: 08.02.2018
6. Христолюбова Светлана «Пантеон Богов», режим доступа: http://vorshud.unatlib.ru/index.php/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BE%D0%BD_%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2, дата обращения: 08.02.2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: "В гостях у героев сказок"
Конспект итогового занятия по обучению детей средней группы ориентировке в пространстве...
Литературный досуг «В гостях у героев К.И. Чуковского»
Цели:- Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о произведениях К.И. Чуковского.- Способствовать формированию познавательного интереса к творчеству К. И. Чуковского.- Воспитывать ува...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего возраста по теме "В гостях у героев сказок"
Цель: развитие фонематических процессов, грамматического строя речи....
Конспект занятия по рисованию. Тема «В гостях у героев телепередачи «Спокойной ночи, малыши».
1. Закреплять умения детей рисовать методом «штрих» гелевой ручкой, используя беглый набросок графитным карандашом «Т», в тоновом рисунке....
"В гости к героям русских народных сказок"
Методическая разработка по театрализованной деятельности. Очень интересное занятие для деток средней группы...
Проект "В мире удмуртских мифов и сказок"
Данный материал для воспитателей ДОУ с этно-культурным компонентом. Проект "В мире удмуртских мифов и сказок" проводится с детьми 5-6 лет. Отлично помогает изучать героев из удмуртских сказок и ...
Конспект образовательного мероприятия по познавательному развитию во второй младшей группе на тему: "В гостях у героев сказки "Заюшкина избушка""
Цель: Создать условия для формирования элементарных математических представлений у младших дошкольников на основе игрового сказочного сюжета....