Проект "В мире удмуртских мифов и сказок"
проект (старшая группа) на тему
Данный материал для воспитателей ДОУ с этно-культурным компонентом. Проект "В мире удмуртских мифов и сказок" проводится с детьми 5-6 лет. Отлично помогает изучать героев из удмуртских сказок и мифов, также большая работа проводится как с воспитанниками, так и с их родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uzey-tuklya.docx | 275.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Узей-Туклинский детский сад»
Администрации муниципального образования
«Увинский район» Удмуртской Республики
Проект
«В мире удмуртских сказок и мифов»
Автор: воспитатель МДОУ
«Узей-Туклинский детский сад»
Светлакова Светлана Вячеславовна
д.Узей-Тукля
2013 г.
Содержание.
- Информационная карта ……………………………………………………3
- Актуальность проекта……………………………………………………...4
- Проблема…………………………………………………………………4-5
- Идея, цель, задачи. Ожидаемые результаты…………………………………………………………………..5
- Опыт работы и возможности расширения проекта……………………6-7
- Результативность. Библиография…………………………………………7
- План по реализации проекта…………………………………………...8-11
Информационная карта проекта.
Полное наименование проекта. | В мире удмуртских сказок и мифов |
Автор проекта. | Воспитатель МДОУ «Узей-Туклинский детский сад»: Светлакова Светлана Вячеславовна, вторая квалификационная категория, стаж педагогической работы 12 год. |
Кадровое обеспечение проекта. | Кадровый ресурс МДОУ: - специалисты ДОУ: музыкальный руководитель: Шиляев В.И. руководитель по физической культуре: Гук В.И. воспитатель Светлакова С.В. воспитатель Колесникова Г.А. -кадровый ресурс сельской библиотеки библиотекарь Бекчурина Е.В.; - кадровый ресурс Дома ремёсел мастер Темкина Л.В.. мастер Сидорова Н.Р. |
Организация, на базе которой реализуется проект. | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Узей-Туклинский детский сад». Адрес: д. Узей-Тукля, ул. Центральная, 31, Рабочий телефон: 6-61-23 Количество детей: 100 |
Срок реализации проекта. | Март 2013г. – май 2013г. |
Социальный статус, возраст и число участников проекта. | 20 воспитанников детского сада с 5 до 6 лет, 38 родителей от 27 до 47 лет. 4 педагога ДОУ от 33 до 49 лет. |
Актуальность проекта
Мифы – величайшее культурное наследие человечества, интерес к которому не угасает на протяжении многих столетий. Не утратился интерес к ним и в наше время. Мифы продолжают сопровождать человека в современное нам время. Чтение мифов представляет огромный интерес для детей. Увлекательные предания тысячелетий помогают детям лучше понять культуру и историю минувших эпох. Таким образом, следует считать, что мифология является историческим типом мировоззрения.
Удмуртский народ имеет богатое культурное наследие. Много людей – ученые, краеведы, учителя, студенты и школьники – собирали и описывали устное народное творчество удмуртов для того, чтобы сохранить и донести его будущим поколениям.
Удмуртская мифология – это чрезвычайно интересная система героев, духов, великанов и богатырей. Удмуртская мифология - это культурное наследие удмуртского народа, которое является источником тем и вдохновения для художников, драматургов, скульпторов и целым миром для изучения филологами, этнографами и лингвистами.
Проблема.
Среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная удмуртская культура. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями удмуртской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к истокам удмуртской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь удмуртского народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Удмуртский танец, удмуртская песня, музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка. Культура удмуртского народа огромна и разнообразна.
Идея:
Знакомство с удмуртскими мифами и сказками.
Цель:
Приобщение детей к национальной культуре в условиях двуязычной среды.
Задачи:
1. Прививать интерес к национальной культуре и удмуртского народа;
2. Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки;
3. Прививать умение прийти на помощь в трудную минуту;
4. Обогатить знания детей о мифах и сказках удмуртского народа;
5. Расширить представления о героях удмуртских мифов и сказок;
6. Воспитывать уважение и любовь к удмуртскому народу.
Ожидаемые результаты
Для повышения интереса к книге, привитию уважения и любви к культуре удмуртского народа, любви к чтению сказок, мифов удмуртского народа мной был разработан данный проект «В мире удмуртских сказок и мифов».
Мы ожидаем следующие результаты:
- Развитие устойчивого интереса к мифу и сказке, как к произведению искусства;
- Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей;
- Желание детей и родителей обучаться удмуртскому языку.
Опыт работы и возможности расширения проекта.
Данная работа по приобщению детей к национальной культуре не достигнет своей цели, без взаимодействия с семьей, библиотекой, с Домом ремёсел. Работа, осуществляемая нами с учетом принципа сотрудничества, велась в четырёх направлениях: работа детского сада и библиотеки с педагогами, родителями, детьми, с Домом ремёсел. Она была направлена на решение задач по всем направлениям. Для этого использовались разнообразные формы работы.
Большую роль в приобщении детей к национальной культуре играют сказки, мифы и легенды удмуртского народа. Они знакомят детей с бытом удмуртского народа. Поэтому в группе имеются книги для детского чтения.
Интерес к чтению закладывается в раннем детстве и очень многое тут зависит от родителей. Именно семья является той средой, где происходит развитие личности ребенка, формируется устойчивая потребность в чтении, интерес и любовь к книге. Поэтому мы большую работу проводим с родителями. Для ознакомления с проектом было проведено родительское собрание.
Подготовлены и проведены консультации: «Родителям о мифических героях», «Советы по изготовлению кукол». Активное участие родители принимают в совместных мероприятиях и выставках «Герои удмуртских сказок и мифов глазами родителей и детей», «Рисуем вместе». В ходе участия в выставке «Герои удмуртских сказок и мифов глазами родителей и детей», руками родителей и детей были созданы оригинальные куклы, которые очень полюбились малышам.
Формирование представлений об удмуртских мифах и героях велась посредством интеграции образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество». На занятиях по художественному творчеству дети изображали мифических героев разными способами: акварелью, гуашью, маркерами, цветными карандашами. В завершении проекта проведены такие мероприятия:
- Презентация в форме НОД с интеграцией образовательных областей «Путешествие к Вумурту»
- Изготовление альбома с изображениями мифических героев.
Наш детский сад – это большая семья со своими ценностями, взглядами, традициями, но, несомненно, наш опыт работы по приобщению детей к национальной культуре удмуртского народа, может быть использован педагогами других детских садов.
Результативность.
В ходе работы над проектом создаётся комфортная, радостная от процесса познания атмосфера, используются разнообразные приёмы, учитывающие потребности ребёнка. Педагоги, родители и воспитанники являются активными участниками различных мероприятий проводимых в детском саду. Результаты диагностики по ознакомлению с художественной литературой и обучению детей удмуртскому языку, стабильно показывают высокие результаты. И самое главное, дети приобщаются к национальной культуре удмуртского народа, а также появляется интерес к изучению удмуртского языка.
Библиография
- Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1991.
- Долганова Л.Н. Игры и хороводы южных удмуртов // Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья.- Ижевск: Удм. ИИЯЛ УрО АН СССР, 1989.
- Кузнецова Р.А. Этнокультуроведческая лексика удмуртского языка в раннем языковом образовании: Учебно-методическое пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. – Ижевск: ООО «Альбус». 2007.
План работы по реализации проекта.
«В мире удмуртских сказок и мифов»
Срок | Участники | Мероприятие | Место проведения | Ответственный |
Март | Дети старшей группы | Беседа «Путешествие в мир сказок и мифов» Выставки рисунков по темам «Палэсмурт»(рисование гуашью), «Нюлэсмурт» (рисование акварельными красками) ; | Библиотека Детский сад | Заведующий сельской библиотекой Бекчурина Е.В. Воспитатель Светлакова С.В. |
Педагоги | Составление плана-схемы проекта. Обсуждение проекта с музыкальным руководителем. Сбор информации, литературы, дополнительного материала. | Детский сад Детский сад Детский сад | Воспитатель Светлакова С.В. Музыкальный руководитель Шиляев В.И Воспитатель Светлакова С.В. | |
Родители | Родительское собрание «Ознакомление с проектом» | Детский сад | Воспитатель Светлакова С.В. | |
Воспитатель и дети | Беседа о сказочных и мифических героях. Разучивание небольших рассказов о мифических и сказочных героях. Иллюстрирование прочитанных сказок, мифов. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам, мифам. Художественное творчество. Выставки рисунков детей «Обыда» (рисование цветными карандашами) | Детский сад Детский сад Детский сад Детский сад Детский сад | Воспитатель Светлакова С.В. Воспитатель Светлакова С.В. Воспитатель Светлакова С.В. Воспитатель Светлакова С.В. Воспитатель Светлакова С.В. | |
Апрель | Педагоги | Пополнение содержания книжного уголка сказками и мифами. Организация выставки поделок, рисунков. Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов. | Детский сад Старшая группа
Детский сад Старшая группа Детский сад Старшая группа | Воспитатель Светлакова С.В. Воспитатель Светлакова С.В. Воспитатель Светлакова С.В. |
Родители и дети | Консультация родителям «Родителям о мифических героях» Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам и мифам). Чтение сказок и мифов совместно с детьми. Придумывание сказок с детьми. Помощь в пополнении книжного уголка сказками и мифами. Выставка «Рисуем вместе» | Детский сад Детский сад Детский сад Детский сад Детский сад Детский сад | Воспитатель Светлакова С.В. Воспитатель Светлакова С.В. Воспитатель Светлакова С.В. Воспитатель Светлакова С.В. Воспитатель Светлакова С.В. | |
Воспитатель и дети | -Художественное творчество. Лепка «Корка кузё» -Музыкальная деятельность. Разучивание песни «Чукна сайкан» -Конструирование. Выставка поделок из природного и бросового материала. -Презентация проекта в форме НОД с интеграцией образовательных областей «Путешествие к Вумурту» -Изготовление альбома с изображениями мифических героев | Детский сад Детский сад Детский сад Детский сад Детский сад | Воспитатель Светлакова С.В. Музыкальный руководитель Шиляев В.И. Воспитатель Светлакова С.В. Воспитатель Светлакова С.В. Воспитатель Светлакова С.В. | |
Май | Воспитатель и дети | Художественное творчество. Лепка «Корка кузё» Физическая культура П/и «Вумурт», «Палэсмурт» Презентация проекта в форме НОД с интеграцией образовательных областей «Путешествие к Вумурту» Альбом с изображениями мифических героев. | Детский сад Детский сад Детский сад Детский сад | Воспитатель Светлакова С.В. Воспитатель Светлакова С.В. Воспитатель Светлакова С.В. Воспитатель Светлакова С.В. |
Родители и дети | Выставка « Герои удмуртских сказок и мифов - глазами родителей и детей» | Детский сад | Воспитатель Светлакова С.В. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром и воспитанию толерантности «Путешествие по мифам Древней Греции».
Комплексное занятие в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром и воспитанию толерантности «Путешествие по мифам Древней Греции»....
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом с использованием мифов народов мира.
В данной методической разработке представлен опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом с использованием мифов. Определен круг достопримечательностей, подобран...
Конспект игрового занятия: "«В мире много сказок грустных и смешных и прожить на свете нам без них нельзя. Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро навеки побеждает зло».
Конспект игрового занятия...
Презентация по ознакомлению с окружающим миром "Легенды и мифы о насекомых"
Презентация по ознакомлению с окружающим миром "Легенды и мифы о насекомых" познакомит дошкольников с интересными фактами о насекомых, расширит кругозор детей....
Квест "В гости к героям удмуртских мифов"
Цель квеста-воспитание интереса к истории и культуре родного края с помощью героев удмуртских мифов....
Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).
Вся образовательная деятельность этого занятия была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...