Проект "В мире удмуртских мифов и сказок"
проект (старшая группа) на тему

Светлакова Светлана Вячеславовна

Данный материал для воспитателей ДОУ с этно-культурным компонентом. Проект  "В мире удмуртских мифов и сказок" проводится с детьми 5-6 лет. Отлично помогает изучать героев из удмуртских сказок и мифов, также большая работа проводится как с воспитанниками, так и с их родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uzey-tuklya.docx275.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Узей-Туклинский детский сад»

Администрации муниципального образования

«Увинский район» Удмуртской Республики

Проект

«В мире удмуртских сказок и мифов»

                                       Автор: воспитатель МДОУ

                                             «Узей-Туклинский детский сад»

                                                      Светлакова Светлана Вячеславовна

д.Узей-Тукля

2013 г.

Содержание.

  1. Информационная карта ……………………………………………………3

  1. Актуальность проекта……………………………………………………...4

  1. Проблема…………………………………………………………………4-5

  1. Идея, цель, задачи. Ожидаемые результаты…………………………………………………………………..5

  1. Опыт работы и возможности расширения проекта……………………6-7

  1. Результативность. Библиография…………………………………………7

  1. План по реализации проекта…………………………………………...8-11

Информационная карта проекта.

Полное наименование проекта.

 В мире удмуртских сказок и мифов

Автор проекта.

Воспитатель МДОУ «Узей-Туклинский детский сад»: Светлакова Светлана Вячеславовна, вторая  квалификационная категория, стаж педагогической работы 12 год.

Кадровое обеспечение проекта.

Кадровый ресурс МДОУ:

- специалисты ДОУ:

музыкальный руководитель: Шиляев В.И.

руководитель по физической культуре: Гук В.И.

воспитатель Светлакова С.В.

воспитатель Колесникова Г.А.

-кадровый ресурс сельской библиотеки

библиотекарь Бекчурина Е.В.;

- кадровый ресурс Дома ремёсел

мастер Темкина Л.В..

мастер Сидорова Н.Р.

Организация, на базе которой реализуется проект.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Узей-Туклинский  детский сад».

Адрес: д. Узей-Тукля,  ул. Центральная, 31,

Рабочий телефон: 6-61-23

Количество детей: 100

Срок реализации проекта.

Март  2013г. – май 2013г.

Социальный статус, возраст и число участников проекта.

20 воспитанников детского сада с 5 до 6 лет,

 38 родителей  от 27  до 47 лет.

 4 педагога ДОУ от 33 до 49  лет.

Актуальность проекта

Мифы – величайшее культурное наследие человечества, интерес к которому не угасает на протяжении многих столетий. Не утратился интерес к ним и в наше время. Мифы продолжают сопровождать человека в современное нам время. Чтение мифов представляет огромный интерес для детей. Увлекательные предания тысячелетий помогают детям лучше понять культуру и историю минувших эпох. Таким образом, следует считать, что мифология является историческим типом мировоззрения.

Удмуртский народ имеет богатое культурное наследие.  Много людей – ученые, краеведы, учителя, студенты и школьники – собирали и описывали устное народное творчество удмуртов для того, чтобы сохранить и донести его будущим поколениям.

Удмуртская мифология – это чрезвычайно интересная система героев, духов, великанов и богатырей. Удмуртская мифология  - это культурное наследие удмуртского народа, которое является источником тем и вдохновения для художников, драматургов, скульпторов и целым миром для изучения филологами, этнографами и лингвистами.

Проблема.

Среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная удмуртская  культура. Необходимо  донести до сознания детей, что они являются носителями удмуртской  народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к  истокам удмуртской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь удмуртского народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Удмуртский танец, удмуртская песня, музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.  Культура удмуртского  народа огромна и разнообразна.  

Идея:

 Знакомство с удмуртскими мифами и сказками.

Цель: 

Приобщение детей к национальной культуре в условиях двуязычной      среды.

Задачи:

1. Прививать интерес к национальной культуре  и      удмуртского               народа;

 2. Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки;

3. Прививать умение прийти на помощь в трудную минуту;

4. Обогатить знания детей о мифах и сказках удмуртского народа;

5. Расширить представления о героях  удмуртских мифов и сказок;

6. Воспитывать уважение и любовь к удмуртскому народу.

Ожидаемые результаты

Для повышения интереса к книге, привитию уважения и любви к культуре удмуртского народа,  любви к чтению сказок, мифов удмуртского народа  мной был разработан  данный проект «В мире удмуртских сказок и мифов».

 Мы  ожидаем следующие результаты:

  1. Развитие устойчивого интереса к мифу и сказке, как к произведению искусства;
  2. Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей;
  3. Желание детей и родителей обучаться  удмуртскому языку.

Опыт работы и возможности расширения проекта.

 Данная работа по приобщению детей к национальной культуре не достигнет своей цели, без взаимодействия с семьей, библиотекой, с Домом ремёсел. Работа, осуществляемая нами с учетом принципа сотрудничества, велась в четырёх  направлениях: работа детского сада и библиотеки с педагогами, родителями, детьми, с Домом ремёсел. Она была направлена на решение задач по всем направлениям. Для этого использовались разнообразные  формы работы.

                Большую роль в приобщении детей к национальной культуре играют сказки, мифы и легенды удмуртского народа. Они знакомят детей с бытом удмуртского народа. Поэтому в группе имеются книги для детского чтения.

         Интерес к чтению закладывается в раннем детстве и очень многое тут зависит от родителей. Именно семья является той средой, где происходит развитие личности ребенка, формируется устойчивая потребность в чтении, интерес и любовь к книге. Поэтому мы большую работу проводим с родителями. Для ознакомления с проектом было проведено родительское собрание.

               Подготовлены и проведены консультации: «Родителям о мифических героях», «Советы по изготовлению кукол». Активное участие родители принимают  в совместных мероприятиях и выставках «Герои удмуртских сказок и мифов  глазами родителей и детей», «Рисуем вместе». В ходе участия в выставке «Герои удмуртских сказок и мифов глазами родителей и детей», руками родителей и детей были созданы оригинальные куклы, которые очень полюбились малышам.

 Формирование представлений об удмуртских мифах и героях велась посредством интеграции образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество». На занятиях по художественному творчеству дети изображали мифических героев разными способами: акварелью, гуашью, маркерами, цветными карандашами. В завершении проекта проведены такие мероприятия:

- Презентация  в форме НОД с интеграцией  образовательных областей «Путешествие к Вумурту»

- Изготовление альбома с изображениями мифических героев.

Наш детский сад – это большая семья со своими ценностями, взглядами, традициями, но, несомненно, наш опыт работы по приобщению детей к национальной культуре удмуртского народа, может быть использован педагогами других детских садов.

Результативность.

 В ходе работы над проектом создаётся комфортная, радостная от процесса познания атмосфера, используются разнообразные приёмы, учитывающие потребности ребёнка. Педагоги, родители и воспитанники являются активными участниками различных мероприятий проводимых в детском саду. Результаты диагностики по ознакомлению с художественной литературой и обучению детей удмуртскому языку, стабильно показывают высокие результаты. И самое главное, дети приобщаются к национальной культуре удмуртского народа, а также появляется интерес к изучению удмуртского языка.

Библиография

  1. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1991.
  2. Долганова Л.Н. Игры и хороводы южных удмуртов // Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья.- Ижевск: Удм. ИИЯЛ УрО АН СССР, 1989.
  3. Кузнецова Р.А. Этнокультуроведческая лексика удмуртского языка в раннем языковом образовании: Учебно-методическое пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. – Ижевск: ООО «Альбус». 2007.

           

План работы  по реализации проекта.

                                «В мире удмуртских сказок и мифов»

Срок

Участники

Мероприятие

Место проведения

Ответственный

Март

Дети старшей группы

Беседа «Путешествие в мир сказок и мифов»

Выставки рисунков

по темам «Палэсмурт»(рисование гуашью), «Нюлэсмурт» (рисование акварельными красками) ;

Библиотека

Детский сад

Заведующий сельской библиотекой

Бекчурина Е.В.

Воспитатель

Светлакова С.В.

Педагоги

Составление плана-схемы проекта.

Обсуждение проекта с  музыкальным руководителем.

Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

Детский сад

Детский сад

Детский сад

Воспитатель

 Светлакова С.В.

Музыкальный руководитель

Шиляев В.И

Воспитатель

Светлакова С.В.

Родители

Родительское собрание «Ознакомление с проектом»

Детский сад

Воспитатель

Светлакова С.В.

Воспитатель и дети

Беседа о сказочных и мифических героях.

Разучивание небольших рассказов о мифических и  сказочных героях.

Иллюстрирование прочитанных сказок, мифов.

Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам, мифам.

Художественное творчество.

Выставки рисунков детей «Обыда» (рисование цветными карандашами)

Детский сад

Детский сад

Детский сад

Детский сад

Детский сад

Воспитатель

Светлакова С.В.

Воспитатель

Светлакова С.В.

Воспитатель

Светлакова С.В.

Воспитатель

Светлакова С.В.

Воспитатель

Светлакова С.В.

Апрель

Педагоги

Пополнение содержания книжного уголка сказками  и мифами.

Организация выставки поделок, рисунков.

Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

Детский сад

Старшая группа

             

Детский сад

Старшая группа

Детский сад

Старшая группа

Воспитатель

Светлакова С.В.

Воспитатель

Светлакова С.В.

Воспитатель

Светлакова С.В.

Родители и дети

Консультация родителям «Родителям о мифических героях»  

Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам и мифам).

 Чтение сказок и мифов совместно  с детьми.

Придумывание сказок с детьми.

Помощь в пополнении книжного уголка сказками и мифами.

Выставка  «Рисуем вместе»

Детский сад

Детский сад

Детский сад

Детский сад

Детский сад

Детский сад

Воспитатель

Светлакова С.В.

Воспитатель

 Светлакова С.В.

Воспитатель

 Светлакова С.В.

Воспитатель

 Светлакова С.В.

Воспитатель

Светлакова С.В.

Воспитатель и дети

-Художественное творчество. Лепка «Корка кузё»

-Музыкальная деятельность. Разучивание песни «Чукна сайкан»

-Конструирование. Выставка поделок из природного и бросового материала.

-Презентация проекта в форме НОД с интеграцией  образовательных областей «Путешествие к Вумурту»

-Изготовление альбома с изображениями мифических героев

Детский сад

Детский сад

Детский сад

Детский сад

Детский сад

Воспитатель

 Светлакова С.В.

Музыкальный руководитель

Шиляев В.И.

Воспитатель

Светлакова С.В.

Воспитатель

 Светлакова С.В.

Воспитатель

Светлакова С.В.

Май

Воспитатель и дети

Художественное творчество. Лепка «Корка кузё»

Физическая культура

П/и «Вумурт», «Палэсмурт»

Презентация проекта в форме НОД с интеграцией  образовательных областей «Путешествие к Вумурту»

Альбом с изображениями мифических героев.

Детский сад

Детский сад

Детский сад

Детский сад

Воспитатель

Светлакова С.В.

Воспитатель

Светлакова С.В.

Воспитатель

Светлакова С.В.

Воспитатель

Светлакова С.В.

Родители и дети

Выставка « Герои

 удмуртских сказок и мифов  -  глазами родителей и детей»

Детский сад

Воспитатель

Светлакова С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром и воспитанию толерантности «Путешествие по мифам Древней Греции».

Комплексное занятие в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром и воспитанию толерантности  «Путешествие по мифам Древней Греции»....

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом с использованием мифов народов мира.

В данной методической разработке представлен опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом с использованием мифов. Определен круг достопримечательностей, подобран...

Презентация по ознакомлению с окружающим миром "Легенды и мифы о насекомых"

Презентация по ознакомлению с окружающим миром "Легенды и мифы о насекомых" познакомит дошкольников с интересными фактами о насекомых, расширит кругозор детей....

Квест "В гости к героям удмуртских мифов"

Цель квеста-воспитание интереса к истории и культуре родного края с помощью героев удмуртских мифов....

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...