Квест-игра по опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего возраста «В гостях у домовёнка Кузи»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Квест-игра по опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего возраста «В гостях у домовёнка Кузи»
Подготовили и провели воспитатели:
Галюк Юлия Викторовна
первая квалификационная категория
Шашкова Светлана Александровна
высшая квалификационная категория
г. Бердск 2021г.
Цель:
развивать познавательную активность детей в процессе детской квест-игры с экспериментированием (наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать);
Задачи:
- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, прозрачность и т. д.);
- расширять представление детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода – ее различные состояния; воздух — его давление и сила; почва — состав, влажность, сухость).
- развивать представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода - для удовлетворения своих потребностей;
- развивать представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
- воспитывать правила соблюдения техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Ожидаемый результат:
- Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.
- Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.
- Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная.
Методические приемы:
Мотивационно-побудительный этап:
Игровая мотивация (проблемная ситуация)
Организационно-поисковый этап:
Познавательная и практическая мотивация
Наглядный метод (показ образца, демонстрация)
Практический (работа с карточками, работа с раздаточным материалом, работа со схемой, игровые упражнения, тактильные ощущения, сравнение)
Словесный (напоминание, пояснение заданий, вопросы, хоровые ответы, индивидуальные ответы)
Рефлексивно-корригирующий этап:
Поощрение, анализ заданий, получение сюрприза.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые (квест-технология).
НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- Столы;
- Тазы с водой;
- Пластиковые бутылочки;
- Трубочки для коктейля.
- песок в контейнерах, лупы;
- песочные часы.
- тарелка,
- миски с горячей водой и холодной водой,
- краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики;
- кубики льда.
- иллюстрации событий, происходящих в разное время суток;
- картинки с изображениями источников света;
- несколько предметов, которые дают свет (фонарик, свеча, настольная лампа).
Ход квест-игры:
Воспитатель: Ребята вы же знаете, что у нас в группе живет групповенок Кузя, он следит за порядком в группе, но иногда он любит пошалить. Так вот сегодня мы вдвоем со Светланой Александровной приготовили для вас сюрприз, а Кузя его спрятал где-то и оставил нам сообщение. Давайте его послушаем: "Здравствуйте ребята, я знаю, что вы очень умные и сообразительные, и легко справитесь с моими заданиями, которые приведут вас к сюрпризу. Удачи вам. Ваш групповенок Кузя. "
Воспитатель: Ребята, вы хотите найти сюрприз?
Дети: (ответ).
Воспитатель: Для этого нам нужно выполнить задания Кузи.
Организационно-поисковый этап:
Воспитатель: Посмотрите, наше задание представлено в виде карты с картинками и стрелками. «Старт» - это наша группа, далее мы двигаемся по стрелкам и заходим в зал, ищем картинку, которая соответствует картинке на карте по ходу движения. «Финиш» - возвращение в нашу группу.
Лаборатория «ВОЗДУХА»
Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли в лабораторию «ВОЗДУХ». Здесь мы проводим опыты с воздухом! А вы знаете, что воздух — это не «невидимка»? – это реально существующий газ, и этот газ-воздух очень значим в жизни человека, растений и животных! Проведем эксперименты? (ответ детей).
Эксперимент "Поиск воздуха"
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем!
(Воздух)
Воспитатель: Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?
Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде нас окружает.
Воспитатель: Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
- Предложить детям доказать с помощью трубочек для коктейля, что вокруг нас есть воздух.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим сколько воздуха в надутом шарике.
(Сдуть шарик)
Воспитатель: Молодцы Ребята! Вы выполнили все задания на этом этапе. Вы получаете картинку для отгадки.
Лаборатория «ПЕСОЧНАЯ»
Воспитатель: Следующий этап – это лаборатория «Песочная», здесь мы проводим опыты с песком. Проведем эксперименты? (ответ детей).
Эксперимент 1. «Песочные часы»
Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой «Время как песок», «Время как вода» - сравнить!
Эксперимент 2. «Песочная страна»
Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость.
Описание. Воспитатель предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу.
Воспитатель: Молодцы Ребята! Вы выполнили все задания на этом этапе. Вы получаете картинку для отгадки.
Лаборатория «ВОДЫ»
Воспитатель: Ребята, мы с вами находимся в лаборатории «Воды», где проводятся опыты с водой. Проведем эксперименты? (ответ детей).
Эксперимент 1. «Прозрачная вода»
Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).
Описание: На столе две прозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой до краев. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу. Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода? (ответы детей).
Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?
Какая вода? (Прозрачная.) Что мы узнали о воде? (ответы детей)
Эксперимент 2 «Окрашивание воды».
Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Воспитатель и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Воспитатель предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).
Эксперимент 3. «Тающий лёд».
Воспитатель предлагает отгадать, где быстрее растает лёд — в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лёд, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью песочных часов.
Лаборатория «СВЕТА»
Воспитатель: В лаборатории «Света» проводятся опыты со светом. Проведем эксперимент? (ответ детей).
Эксперимент «Свет повсюду»
Задача: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
Описание. Воспитатель предлагает детям определить, темно сейчас или светло (какое время суток, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно? (Луна, костер.)
Игра «Свет бывает разный» — воспитатель предлагает детям разложить картинки на две группы: природный свет и искусственный свет — изготовленный людьми. Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).
Воспитатель: Молодцы Ребята! Вы выполнили все задания на этом этапе. Вы получаете картинку для отгадки.
Воспитатель: Молодцы Ребята! Теперь мы двигаемся к финишу, где мы складываем все картинки вместе и узнаем, что за сюрприз наш ждет и где его искать!
Друг без друга мы скучаем,
Вместе с радостью играем.
И нам ссориться не нужно.
Ведь всего сильнее. (Дружба).
Воспитатель: Правильно Ребята – это дружба! Давайте скорее возьмемся за руки и цепь дружбы замкнется!
Сюрприз – это угощение в коробке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД на игровой основе по развитию математических представлений у детей среднего возраста «В гостях у Домовёнка»
Цели НОД:количественный и порядковый счёт; умение ориентироваться в пространстве и времени; выделять основные признаки предметов: цвет, форма, величина; умение разрешать проблемно поисковы...
План – конспект ООД по формированию у детей средней группы основ ЗОЖ «Советы домовёнку Кузе» (ОО "Познание")
Цель: способствовать формированию сознательного отношения и поведения,направленного на охрану и укрепление собственного здоровья.Задачи:- расширять представления детей о гигиенических мерах и о природ...
Тема самообразования: Квест игра, как средство развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Квест - это командная игра в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и не стандартное мышление....
Сценарий квест-игры для родителей "Развитие связной речи для детей среднего дошкольного возраста"
Повышение родительской компетентности в вопросах развития связной речи детей среднего дошкольного возраста....
«КВЕСТ- ИГРА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ».
Консультация для педагогов...
Квест-игра «Путешествие в страну здорового питания» для детей среднего дошкольного возраста
Цель: формировать представления о правильном питании, как основе здорового образа жизни.Задачи:Формирование представлений у детей о витаминах и продуктах их содержащих, о полезных продуктах, приносящи...
Квест - игра «Мы – за здоровый образ жизни» для детей среднего дошкольного возраста.
Квест «Мы - за здоровый образ жизни!» Цель: создать среду для весёлого и активного знакомства с правилами здорового образа жизни.Задачи:-закрепить знания о необходимых культурно...