Квест-игра по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы «В гостях у групповёнка Кузи»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель:
Развивать познавательную активность детей в процессе детской квест-игры с экспериментированием (наблюдательность,умение,сравнивать,анализироват,обобщать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад №53 «Рябинка» р.п. Чунский
Квест-игра по опытно-экспериментальной деятельности
для детей старшей группы
«В гостях у групповёнка Кузи»
Выполнила: Ваврик Л.В.
2024
Цель:
Развивать познавательную активность детей в процессе детской квест-игры с экспериментированием (наблюдательность,умение,сравнивать,анализироват,обобщать.
Обучающие задачи:
1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, прозрачность и т. д.);
3. Расширять представление детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода – ее различные состояния; воздух — его давление и сила; почва — состав, влажность, сухость).
Развивающие задачи:
4. Развивать представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода - для удовлетворения своих потребностей;
5. Развивать представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
Воспитательные задачи:
6. Воспитывать правила соблюдения техники безопасности при проведении физических экспериментов.
7. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Ожидаемый результат:
1. Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.
2. Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.
3. Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная.
Методические приемы:
Мотивационно-побудительный этап:
Игровая мотивация (проблемная ситуация)
Организационно-поисковый этап:
Познавательная и практическая мотивация
Наглядный метод (показ образца, демонстрация)
Практический (работа с карточками, работа с раздаточным материалом, работа со схемой, игровые упражнения, тактильные ощущения, сравнение)
Словесный (напоминание, пояснение заданий, вопросы, хоровые ответы, индивидуальные ответы)
Рефлексивно-корригирующий этап:
Поощрение, анализ заданий, получение сюрприза.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые (квест-технология).
Ход квест-игры:
Воспитатель: Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Ребята у нас в группе живет групповенок Кузя, он следит за порядком в группе, и у него есть своя лаборатория в которой он проводит свои исследования. и он оставил вам сюрприз. Хотите его узнать?
" Я знаю, что вы очень умные и сообразительные, и легко справитесь со всеми заданиями которые приведут вас к сюрпризу "
-Воспитатель: Ребята, вы хотите найти сюрприз? (Да).
-Воспитатель: Для этого нам нужно выполнить задания групповёнка Кузи.
Организационно-поисковый этап:
Воспитатель: Посмотрите, наше задание представлено в виде карты с картинками и стрелками.
«Старт» - это вход в нашу группу, далее мы двигаемся по стрелкам и подходим к столу, картинка которого соответствует картинке в карте по ходу движения.
«Финиш» - возвращение в нашу группу.
Лаборатория «ВОЗДУХА»
-Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли в лабораторию «ВОЗДУХА». Здесь мы проводим опыты с воздухом! А вы знаете, что воздух это не «невидимка»? – это реально существующий газ, и этот газ-воздух очень значим в жизни человека, растений и животных! Проведем эксперименты? (ДА).
Эксперимент "Поиск воздуха"
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем !(Воздух)
- Что мы вдыхаем носом?
- Что такое воздух?
-Для чего он нужен?
-Можем ли мы его увидеть?
-Где находится воздух?
-Как узнать, есть ли воздух вокруг?
Игровое упражнение «Почувствуй воздух»
Дети машут листом бумаги возле своего лица.
-Что чувствуем? (Воздуха мы не видим, но он везде нас окружает)
-Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить?
Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться.
-Что происходит?
- Почему из горлышка выходят пузырьки? (Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.)
- А сейчас с помощью трубочек для коктейля,мы с вами докажем, что вокруг нас есть воздух.
-Воспитатель: Молодцы Ребята! Вы выполнили все задания на этом этапе. НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
• Столы;
• Тазы с водой;
• Пластиковые бутылочки;
• Трубочки для коктейля.
Лаборатория «ПЕСОЧНАЯ»
-Воспитатель: Следующий этап – это лаборатория «Песочная», здесь мы проводим опыты с песком. Проведем эксперименты? (ДА).
Эксперимент 1. «Песочные часы»
Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Даю детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить их набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свои кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой «Время как песок», «Время как вода» - сравнить!
Эксперимент 2. «Песочная страна»
Задачи: Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость.
Описание:
А сейчас предлагаю вам рассмотреть песок:
-Какого цвета?
-Попробовать на ощупь (сыпучий, сухой).
-Из чего состоит песок?
-Как выглядят песчинки?
-С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.)
Вывод: Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу.
-Воспитатель: Молодцы Ребята! Вы выполнили все задания на этом этапе. НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
• песок в контейнерах, лупы;
• песочные часы.
Физкультминутка
Вот у нас физкультминутка
Наклонились,ну-ка,ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись,
Голова устала тоже,
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два!
Думай, думай голова!
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка!
Лаборатория «ВОДЫ»
-Воспитатель: Ребята, мы с вами находимся в лаборатории «Воды», где проводятся опыты с водой. Проведем эксперименты? (ДА).
Эксперимент 1. «Прозрачная вода»
Задача: Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).
Описание: На столе две прозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой до краев.
Как вы думаете, что в этих банках? Но банки открывать нельзя.
- Одинаковы ли они по весу.
-Какая легче?
-Какая тяжелее?
-Почему она тяжелее?
Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой.
-Как вы догадались, что это вода?
-Какого она цвета?
-Чем пахнет вода? (выводы детей).
Когда банка заполнена водой, предлагаю поиграть в игру.
«Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку).
-Что увидели?
-Почему так хорошо видно картинку?
-Какая вода? (Прозрачная.)
-Что мы узнали о воде? (ответы детей)
Эксперимент 2. «Вода принимает форму»
Задача: Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Описание: Перед детьми — таз с водой и различные сосуды.
-Воспитатель: Однажды я гуляла под дождем, увидела лужи, и у меня возник вот такой вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? (ответы детей).
- Какой формы эти сосуды? (Давайте заполним их водой.)
-Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.)
Дети наливают во все сосуды воду и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита.
- Воспитатель: Молодцы Ребята! Вы выполнили все задания на этом этапе. Вы получаете картинку для отгадки.
НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
• две прозрачные банки (одна заполнена водой)
• маленькие ковшик
• таз с водой, поднос, воронка
• предметные картинки
• узкий высокий стакан, широкая миска.
Лаборатория «СВЕТА»
-Воспитатель: В лаборатории «Света» проводятся опыты со светом. Проведем эксперимент? (ДА).
Эксперимент «Свет повсюду»
Задача: Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
Описание: Предлагаю детям определить, темно сейчас или светло
-Какое сейчас время суток? (объяснить свой ответ)
-Что сейчас светит? (Солнце.)
-Что еще может осветить предметы, когда в природе темно? (Луна, костер.)
Игра «Свет бывает разный»
Предлагаю детям разложить картинки на две группы: природный свет и искусственный свет — изготовленный людьми.
-Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа?
(Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов)
-Что светит ярче — солнце, луна, костер?
Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).
-Воспитатель: Молодцы Ребята! Вы выполнили все задания на этом этапе.
НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
• иллюстрации событий, происходящих в разное время суток;
• картинки с изображениями источников света;
• несколько предметов, которые дают свет (фонарик, свеча, настольная лампа);
-Воспитатель: Молодцы Ребята! Теперь двигаемся к финишу.
где мы складываем все картинки вместе и узнаем, что за сюрприз наш ждет.
Дети складывают эмблему «Юный исследователь»
- Воспитатель:
В каждом маленьком ребенке есть по тысячу вопросов
«Что?», «зачем?» и «почему?»!
Надо всё ему измерить,
И на опыте проверить.
Пересыпать и понюхать,
Чтоб узнать все «почему»!
То, что в жизни неизвестно- это очень интересно,
Сделать опыт, догадаться,
И ответом удивить!
И вы ребята теперь настоящие исследователи.
Рефлексия и подведение итогов:
– Ребята вам понравилось наше путешествие в лабораторию? (Ответы детей.)
– А что интересного вы узнали и что больше всего вам понравилось? (Ответы детей.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружка «Юный эколог» по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы.
Перспективный план кружка «Юный эколог» по опытно-экспериментальной деятельности с объектами не живой природы для детей старшей группы. МесяцЭксперименты, наблюдения, опытыЗадачиМатериалСен...

Развлечение по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы
Предлагаю вашему вниманию развлечение по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы....

Перспективный план работы по опытно - экспериментальной деятельности для детей старшей группы.
Перспективный план работы по опытно - экспериментальной деятельности для детей старшей группы....

опытно-экспериментальная деятельность для детей старшей группы
Опыты и эксперименты для дошкольников...
Совместная опытно – экспериментальная деятельность для детей старшей группы. Тема «Почва»
Цель:Через экспериментальную деятельность познакомить детей с составом почвы.Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода.Показать значение почвы для растений и живых организмов.Разв...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы. На тему: «Сохраним здоровье нашей планеты» для детей старшей группы.
Жизнь наша неотделима от природы. Она кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, и требует взамен лишь одного, чтобы люди были к ней добры....