Квест-игра по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы «В гостях у групповёнка Кузи»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Людмила Владимировна Ваврик

Цель:

 Развивать познавательную активность детей в процессе детской квест-игры с экспериментированием (наблюдательность,умение,сравнивать,анализироват,обобщать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад №53 «Рябинка» р.п. Чунский

Квест-игра по опытно-экспериментальной деятельности

 для детей старшей группы

«В гостях у групповёнка Кузи»

                                                                  Выполнила: Ваврик Л.В.

2024

Цель:

 Развивать познавательную активность детей в процессе детской квест-игры с экспериментированием (наблюдательность,умение,сравнивать,анализироват,обобщать.

Обучающие задачи:

1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, прозрачность и т. д.);

3. Расширять представление детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода – ее различные состояния; воздух — его давление и сила; почва — состав, влажность, сухость).

Развивающие задачи:

4. Развивать представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода - для удовлетворения своих потребностей;

5. Развивать представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

Воспитательные задачи:

6. Воспитывать правила соблюдения техники безопасности при проведении физических экспериментов.

7. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Ожидаемый результат:

1. Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.

2. Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.

3. Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.

    Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная.

Методические приемы:

Мотивационно-побудительный этап:

Игровая мотивация (проблемная ситуация)

Организационно-поисковый этап:

Познавательная и практическая мотивация

Наглядный метод (показ образца, демонстрация)

Практический (работа с карточками, работа с раздаточным материалом, работа со схемой, игровые упражнения, тактильные ощущения, сравнение)

Словесный (напоминание, пояснение заданий, вопросы, хоровые ответы, индивидуальные ответы)

Рефлексивно-корригирующий этап:

Поощрение, анализ заданий, получение сюрприза.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые (квест-технология).

Ход квест-игры:

Воспитатель: Собрались все дети в круг,

                       Я – твой друг и ты – мой друг.

                       Вместе за руки возьмемся

                       И друг другу улыбнемся!

Ребята у нас в группе живет групповенок Кузя, он следит за порядком в группе, и у него есть своя лаборатория в которой он проводит свои исследования. и он оставил вам сюрприз. Хотите  его узнать?

" Я знаю, что вы очень умные и сообразительные, и легко справитесь со всеми  заданиями которые приведут вас к сюрпризу "

-Воспитатель: Ребята, вы хотите найти сюрприз? (Да).

-Воспитатель: Для этого нам нужно выполнить задания групповёнка Кузи.

Организационно-поисковый этап:

Воспитатель: Посмотрите, наше задание представлено в виде карты с картинками и стрелками. 

«Старт» - это вход в нашу группу, далее мы двигаемся по стрелкам и подходим к столу, картинка которого соответствует картинке в карте по ходу движения.

 «Финиш» - возвращение в нашу группу.

                           Лаборатория «ВОЗДУХА»

-Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли в лабораторию «ВОЗДУХА». Здесь мы проводим опыты с воздухом! А вы знаете, что воздух это не «невидимка»? – это реально существующий газ, и этот газ-воздух очень значим в жизни человека, растений и животных! Проведем эксперименты? (ДА).

                                   Эксперимент "Поиск воздуха"

           Через нос проходит в грудь

           И обратно держит путь.

           Он невидимый, и все же

           Без него мы жить не можем !(Воздух)

- Что мы вдыхаем носом?

- Что такое воздух?

-Для чего он нужен?

-Можем ли мы его увидеть?

-Где находится воздух?

-Как узнать, есть ли воздух вокруг?

Игровое упражнение «Почувствуй воздух» 

 Дети машут листом бумаги возле своего лица. 

-Что чувствуем? (Воздуха мы не видим, но он везде нас окружает)

-Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить?

Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. 

-Что происходит?

- Почему из горлышка выходят пузырьки? (Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.)

- А сейчас  с помощью трубочек для коктейля,мы с вами докажем, что вокруг нас есть воздух.

-Воспитатель: Молодцы Ребята! Вы выполнили все задания на этом этапе.                           НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

           • Столы;

           • Тазы с водой;

           • Пластиковые бутылочки;

           • Трубочки для коктейля.

                               Лаборатория «ПЕСОЧНАЯ»

-Воспитатель: Следующий этап – это лаборатория «Песочная», здесь мы проводим опыты с песком. Проведем эксперименты? (ДА).

                               Эксперимент 1. «Песочные часы»

Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Даю детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить их набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свои кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой «Время как песок», «Время как вода» - сравнить!

                             Эксперимент 2. «Песочная страна»

Задачи: Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость.

Описание:

А сейчас предлагаю вам рассмотреть песок:

-Какого цвета?

-Попробовать на ощупь (сыпучий, сухой).

-Из чего состоит песок?

-Как выглядят песчинки?

-С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.)

Вывод: Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу.

-Воспитатель: Молодцы Ребята! Вы выполнили все задания на этом этапе. НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

            • песок в контейнерах, лупы;

            • песочные часы.

                    Физкультминутка 

Вот у нас физкультминутка

Наклонились,ну-ка,ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись,

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два!

Думай, думай голова!

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка!

                          Лаборатория «ВОДЫ»

-Воспитатель: Ребята, мы с вами находимся в лаборатории «Воды», где проводятся опыты с водой. Проведем эксперименты? (ДА).

                               Эксперимент 1. «Прозрачная вода»

Задача: Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Описание: На столе две прозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой до краев.

Как вы думаете, что в этих банках? Но банки открывать нельзя.

- Одинаковы ли они по весу.

-Какая легче?

-Какая тяжелее?

-Почему она тяжелее?

   Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой.

-Как вы догадались, что это вода?

-Какого она цвета?

-Чем пахнет вода? (выводы детей).

Когда банка заполнена водой, предлагаю поиграть в игру.

«Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). 

-Что увидели?

-Почему так хорошо видно картинку?

-Какая вода? (Прозрачная.) 

-Что мы узнали о воде? (ответы детей)

                            Эксперимент 2. «Вода принимает форму»

Задача: Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Описание: Перед детьми — таз с водой и различные сосуды.

-Воспитатель: Однажды я гуляла под дождем, увидела лужи,  и у меня возник вот такой вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? (ответы детей).

- Какой формы эти сосуды? (Давайте заполним их водой.)

-Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) 

Дети наливают во все сосуды воду и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита.

- Воспитатель: Молодцы Ребята! Вы выполнили все задания на этом этапе. Вы получаете картинку для отгадки.

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

           • две прозрачные банки (одна заполнена водой)

           • маленькие ковшик

           • таз с водой, поднос, воронка

           • предметные картинки

           • узкий высокий стакан, широкая миска.

 

                           

Лаборатория «СВЕТА»

-Воспитатель: В лаборатории «Света» проводятся опыты со светом. Проведем эксперимент? (ДА).

                                   Эксперимент «Свет повсюду»

Задача: Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Описание: Предлагаю детям определить, темно сейчас или светло

-Какое сейчас время суток? (объяснить свой ответ)

-Что сейчас светит? (Солнце.) 

-Что еще может осветить предметы, когда в природе темно? (Луна, костер.)

    Игра «Свет бывает разный»

 Предлагаю детям разложить картинки на две группы: природный свет и искусственный свет — изготовленный людьми.

-Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа?

(Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов) 

-Что светит ярче — солнце, луна, костер?

Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).

-Воспитатель: Молодцы Ребята! Вы выполнили все задания на этом этапе.

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

• иллюстрации событий, происходящих в разное время суток;

• картинки с изображениями источников света;

• несколько предметов, которые дают свет (фонарик, свеча, настольная лампа);

-Воспитатель: Молодцы Ребята! Теперь  двигаемся к финишу.

где мы складываем все картинки вместе и узнаем, что за сюрприз наш ждет.

Дети складывают эмблему «Юный исследователь» 

- Воспитатель: 

В каждом маленьком ребенке есть по тысячу вопросов

«Что?»«зачем?» и «почему?»!

Надо всё ему измерить,

И на опыте проверить.

Пересыпать и понюхать,

Чтоб узнать все «почему»!

То, что в жизни неизвестно- это очень интересно,

Сделать опыт, догадаться,

И ответом удивить!

И вы ребята теперь настоящие исследователи.

Рефлексия и подведение итогов:

– Ребята вам понравилось наше путешествие в лабораторию? (Ответы детей.)

– А что интересного вы узнали и что больше всего вам понравилось? (Ответы детей.)

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружка «Юный эколог» по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы.

Перспективный план кружка «Юный эколог»  по опытно-экспериментальной деятельности с объектами не живой природы для детей старшей группы. МесяцЭксперименты, наблюдения, опытыЗадачиМатериалСен...

Развлечение по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы

Предлагаю вашему вниманию развлечение по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы....

Перспективный план работы по опытно - экспериментальной деятельности для детей старшей группы.

Перспективный план работы по опытно - экспериментальной деятельности для детей старшей группы....

Совместная опытно – экспериментальная деятельность для детей старшей группы. Тема «Почва»

Цель:Через экспериментальную деятельность познакомить детей с составом почвы.Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода.Показать значение почвы для растений и живых организмов.Разв...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы. На тему: «Сохраним здоровье нашей планеты» для детей старшей группы.

Жизнь наша неотделима от природы. Она кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, и требует взамен лишь одного, чтобы люди были к ней добры....