методическая разработка организованной образовательной деятельности во 2 младшей группе по теме: " Друзья для рыбки"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Булынкина Марина Алексеевна

Данное занятие проводится с детьми 2 мл. гр. по теме " Рыбы" . проводя данное занятие мы знакомим детей с окружающим миром . Материал направлен на уточнение знаний детей о рыбах, развитие мыслительных процессов, воспитание самостоятельности, воспитании экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx32.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Шатовский детский сад»

Методическая разработка

организованной образовательной деятельности во второй младшей группе

по теме :« Друзья для рыбки»

Булынкина М.А.

 воспитатель 1 категории

Шатовка 2022г.

                                                 Анотация

Данное занятие проводится с детьми 2 младшей группы по теме : « Рыбы».

Проводя данное занятие  мы знакомим детей с окружающим миром . Материал  направлен на уточнение знаний детей о рыбах, развитие мыслительных процессов, воспитании самостоятельности, воспитании экологической культуры. Образовательная деятельность строится в форме игры.

                                                       ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: окружающий нас мир велик и разнообразен. Он включает в себя предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы. Ознакомление детей дошкольного возраста с фактами и явлениями окружающего мира- одна из задач умственного воспитания. В общих чертах процесс познавательного развития, приобретен6ия знаний об окружающем мире непосредственно связан с тем, что знания и опыт не только приобретаются, но и увеличиваются, модифицируются, трансформируются в морально – нравственные императивы. При этом чувственная, эмоциональная сторона представляет собой итог воспитания, поскольку у личности в его процессе закладываются правильные представления об отношениях природы и социума. В настоящее время, перед педагогической наукой и практикой определяются новые задачи, отличившиеся обновлением знаний, методик, форм организации деятельности, а также требованиям к ним. Данные требования регламентируются действующим в нашей стране Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), определяющего значительный потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Анализ научной и методической литературы позволяет установить, что в современной дошкольной образовательно-воспитательной деятельности приобретает проблема умственного воспитания дошкольников, ядром, которого устанавливается ознакомление дошкольника с окружающим миром в ходе познавательного развития. В п. 2.6. ФГОС ДО отмечено, что содержание программ детских дошкольных образовательных учреждений должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы., представляющие определенные направления развития и образования детей: а) социально-коммуникативное развитие; б) 4 познавательное развитие; в) речевое развитие; г) художественноэстетическое развитие; д) физическое развитие. Достижение перечисленных задач развития и образования детей представляется достижимым через применение различных способов и методов обучения и воспитания дошкольников. И в первую очередь через экологическое воспитание ребенка, ФЭМП, экспериментирование. При этом, в соответствии с ФГОС ДО, любые воспитательно – образовательные задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей дошкольников (ведущий вид деятельности, уровень сформированности психических характеристики т.д.), а также в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка. При этом ребенок не только знакомится с окружающим миром, не только познает его реалии в области растительного, животного, мира живой и неживой природы, социума, но и учится с ним взаимодействовать , оперируя полученным опытом. В работах И.Б. Дуденко, А.Н. Захлебного и И.Д. Зверева отмечается, что современный критерий воспитанной и образованной личности включает в себя не только заниня об окружающем мире, но и умение жить в гармонии с самим собой и окружающим миро Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду на мир, дать представить неполную, но целостную картину мира. Ребёнок познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. В процессе ознакомления с окружающим происходит развитие дошкольника в познавательной сфере; развивается способность видеть мир с точки зрения других, развивается речь. Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова.

Конспект совместной деятельности в форме игры на тему «Друзья для рыбки» во второй младшей группе

Цель: Обобщение, уточнение и расширение знаний детей о рыбах в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых.

Задачи:

 Образовательные:

Уточнить и расширить представления детей о рыбах (об особенностях проживания, питания и строения). формировать понимание того, что рыбы могут существовать только в чистой воде; развивать память, мелкую и общую моторику рук, координацию движений;

Развивающие:

Развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.

Развивать мышление, познавательный интерес. развивать речь, умение размышлять;

продолжать учить отвечать на вопросы, формировать способность к диалоговой речи;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к окружающему миру и живой природе. поддерживать доброжелательные отношения между детьми, воспитывать экологическую грамотность детей.

ОО « Познавательное развитие»:

- формировать умение анализировать структуру объекта: узнавать и называть части тела рыбки (голова, тело, плавники, хвост), отличительные ее признаки (чешуя), закреплять эти признаки с помощью моделей;

- закрепить знание геометрических фигур с помощью плоскостного моделирования рыбок;

- поддерживать и развивать интерес к совместному с взрослым обследованию предметов, развивать исследовательские умения;

- продолжать учить детей «читать» простейшие алгоритмические схемы;

- развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию.
ОО «Речевое развитие»:

- стимулировать желание выражать свои мысли, впечатления, используя проблемный диалог;

- продолжать учить отвечать на вопросы взрослого, использовать в речи вопросительные предложения;

- обогащать словарьдошкольников по лексической теме «Рыбы», активизировать в речи новые слова: плавники, чешуя, хвост, аквариум, ребристая, меховая, блестящая и т.д.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

- учить составлять декоративный образ из готовых силуэтов(геометрические фигуры), украшать силуэты рыб, используя разные материалы (цветная бумага, бобы);

- развивать чувство цвета, формы, размера;

- способствовать развитию детского творчества;

- развивать эстетическое восприятие, самостоятельность.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

- формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

- побуждать детей доброжелательно относиться к окружающему миру, проявлять эмоциональную отзывчивость, вызвать желание оказать помощь при необходимости, делать добрые дела.

Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие» в тесной интеграции с другими ОО.

Оборудование: бумажный аквариум, образцы рыб, образцы рыб из геометрических фигур, бумажные геометрические фигуры, разрезная картинка рыбы, невод, заготовки для аппликации рыбки, бумага и материал для исследования, алгоритмические схемы.

 

Содержание образовательной деятельности детей

1. Организационный момент

Утренний сбор(эмоциональный настрой детей)

Нежные, добрые девочки, (воспитатель зовёт девочек)

Сильные, смелые мальчики (обращаясь к мальчикам)

Встанем в круг, за руки все возьмемся (берутся за руки)

И радостно друг другу улыбнемся! (улыбаются)

Всем доброго утра!

2. Введение в проблему

(введение в игровую ситуацию, используя приём «яркое пятно»)

Выходит дед к морю и закидывает невод, вытаскивает невод с картинками и говорит: «Что такое? Ничего не понимаю. Опять старуха будет ругаться…»

- Ребята, что - то у дедушки случилось, давайте узнаем, (дети подходят, здороваются и спрашивают)

Старик: Пришёл я к морю, закинул невод, а что поймал, не знаю…(достаёт разрезанные картинки)

- Ребята, поможем старику? (дети предлагают помощь)

А чтобы узнать, что он поймал, надо собрать картинку (дети собирают)

- Кого поймал старик? (золотую рыбку)

Старик: Спасибо ребята! Пойду, обрадую свою старуху (уходит)

- Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить? (о рыбах). А вы хотите поближе познакомиться с нашей рыбкой?

Выявление знаний детей о рыбах (дети садятся на коврик)

Тогда садитесь на коврик и расскажите, что вы уже знаете о рыбах? (ответы детей)

У меня есть карточки, которые помогут вам рассмотреть части тела рыб? (тело, покрытое чешуёй, голова, глаза, рот, хвост, плавники). Выкладываются карточки.

- А где живут рыбки? (в прудув речке, в море, в ручейках)

Рыбы – это животные, тело которых покрыто скользкой чешуёй. Рыбы – водные обитатели. Передвигаться им помогают плавники. С помощью жабр (активизация) рыбы дышат. А чем мы с вами дышим? (дыхательная гимнастика). Рыбки бывают большими и маленькими, разноцветными, пятнистыми, полосатыми. Рыбки живые, потому что они как и мы, едят, двигаются, только рыбки плавают, а мы ходим, бегаем, прыгаем. Они плавают в воде в разные стороны: вверх, вниз, вправо, влево.

- А хотите, чтобы наша рыбка ожила?

- Тогда давайте скажем волшебные слова:

«Да-да-да наливается вода,

Ла-ла-ла наша рыбка ожила»

Не забудьте взмахнуть руками и дунуть

- А где живут рыбы в домашних условиях? (В аквариуме.)

Посмотрите, какой я вам сделала красивый аквариум. Давайте скорей поместим в аквариум нашу золотую рыбку, а то она погибнет. Рыбы без воды жить не могут. Они погибают. (Дети прикрепляют рыбку.)

Рыбка: Спасибо, ребята, что вы меня спасли (говорит грустным голосом)

- Спросите у рыбки, почему она грустит? (дети спрашивают)

- Вы меня поселили в очень красивый аквариум, но мне одной здесь очень скучно и играть не с кем.

- Что же, ребята, нам делать? Как найти нашей рыбке друзей? (дети предлагают – нарисовать, слепить, сделать из фигур…)

3. Формулирование проблемы

Постановка цели:

- Ребятки, в вы согласны помочь рыбке, найти новых друзей? Тогда приступим к делу – с помощью различных материалов сделаем рыбке новых друзей.

Но сначала давайте превратимся в рыбок и попробуем поплавать.

Физкультминутка.

Рыбки плавали, плескались,
Расправляя плавнички, 
Все поплавали немножко?
За работу, умницы!

4.Выбор центров и презентация центров.

У нас сегодня работают 3 центра, где мы найдем нашей рыбке друзей. В центре «Умелые руки» вы можете украсить рыбку, используя разные материалы, в центре «Почемучки» вам нужно определить рыбок на ощупь и в центре «Умняшки» из геометрических фигур вам надо собрать необычных рыбок. В центрах лежат карты – подсказки и сидят взрослые помощники, которые вам будут помогать. Для того, чтобы узнать в каком центре вы будете заниматься, я предлагаю выбрать карточку и с помощью её найти свой центр.

Но сначала давайте вспомним правила работы в центрах: громко не разговаривать, не спорить, уметь договариваться, помогать друг другу. Ребята, как только я позвоню в колокольчик, значит, все заканчивают работу и выходят ко мне на коврик.

5.Самостоятельная деятельность детей в центрах

ети берут карточки и расходятся по центрам.)

1 центр «Умелые руки»

Какие материалы вы видите на столе? (Бобы, фасоль и круги из цветной бумаги.)

- Скажите, чем вы сегодня будете украшать рыбок? (бобами, фасолью и цветными кругами).

Посмотрите, в тарелочке лежат большие бобы и маленькая фасоль, потрогайте их. – А как называется эта фигура? (круг, развернуть согнутый пополам круг), а если мы его сложим пополам, то получим (полукруг).

Выберите тот материал, который вам больше понравился, а так же рыбку и начнём её украшать.

Давайте посмотрим на алгоритм. С чего начнём? (берём бобы и фасоль), а ты (имя)….. полукруги, дальше мажем клеем и приклеиваем.

Итог: Чем ты украсил свою рыбку? (Я в своём центре украшал рыбку фасолью, …и т.д.)

2 центр «Почемучки»

Посмотрите, какие у меня есть красивые разные рыбки. Сегодня мы их будем украшать разными материалами. Давайте рассмотрим и обследуем наши материалы. Потрогайте руками, какая бумага? (гладкая, холодная). Посмотрите, как она переливается на солнышке, какая она? (блестящая, яркая).

- А сейчас потрогайте вот эту бумагу. Проведите пальчиками по ней, какая она? (ребристая, неровная). Посмотрите, она тоже блестит. Значит, какая она? (тоже блестящая).

- А этот материал блестит? (показать кусочек меха, нет).

- Как называется этот материал? (мех). Прижмите к своей щёчке, какой он? (мягкий, пушистый)

- Выберете рыбку и материал, из которого вы будете украшать её.

- Давайте рассмотрим алгоритм работы. С чего начинаем?

Итог: Какая у тебя получилась рыбка? (блестящая, …). Какую рыбку ты подаришь? (Я хочу подарить рыбке нового друга – блестящую рыбку.)

3 центр «Умняшки»

- Мы будем собирать рыбок из геометрических фигур. Давайте рассмотрим наш алгоритм работы.

- Какого цвета будут наши фигуры? (красного, синего, зелёного, жёлтого).

- Из каких геометрических фигур мы будем собирать рыбок? (квадрата, треугольника, круга, овала)

- У нас есть карточки с геометрическими рыбками. Выберите себе рыбку, которая вам понравится (дети выбирают). Посмотрите, в правом верхнем углу есть значок, какого цвета будет ваша рыбка. (Спросить у детей: каким цветом будет твоя рыбка? Значит, фигуры какого цвета ты будешь брать?)

- Ищите свои геометрические фигуры и приступайте к работе.

Итог: Какая у тебя получилась рыбка? (Я сделал рыбку из треугольников красного цвета; Моя рыбка синяя из квадрата и треугольников и т.д.)

6. Презентация результатов деятельности

(Общий сбор на коврике.)

- Расскажите, чем вы занимались в своих центрах. (Рассказы детей). Чему научились? Кому было трудно заниматься? Кому было легко работать? Кому было интересно?

Ребята, наши центры будут открыты до вечера, и вы сможете научить друг друга тому, чему нас научили взрослые.

- А сейчас давайте скорей заселим новых друзей к нашей рыбке в аквариум (заселяют).

Ребята, мы сумели помочь нашей рыбке? Как вы думаете, она довольно результатами нашей работы? Спросите у нее! Почему она рада? (У нее появились друзья, ей стало не скучно.)

Рефлексия «Улыбки»

Мы с вами сегодня сделали доброе дело. Какое? А если люди совершают хорошие поступки, то у них всегда хорошее настроение. А какое настроение у вас? Возьмите улыбки и покажите их нашим друзьям. Молодцы! Мне понравилось заниматься с такими дружными и трудолюбивыми ребятами. У меня вот какое настроение! Спасибо всем!

 

Самоанализ совместной деятельности в форме группового сбора на тему «Найдем рыбке друзей» во второй младшей группе

Сегодня вашему вниманию была представлена совместная деятельность в форме группового сбора на тему «Найдем рыбке друзей» во второй младшей группе.

В самоанализе я постараюсь раскрыть данную технологию и проанализировать совместную деятельность детей и взрослых.

Цель и задачи образовательной деятельности у вас на руках.

Технология группового сбора предполагает определенную структуру. Давайте ее проследим:

  1. Организационный момент – приветствие друг друга в кругу друзей. Каждый раз приветствие проходит по – разному. Это позволило мне настроить детей на позитивный лад, создать атмосферу доверия друг к другу и к взрослому.
  2. Введение в проблему началось через подводящий к теме диалог, с использованием приёма «яркое пятно» - это драматизация - старик у моря, которая позволила детям самостоятельно сформулировать общую тему совместной деятельности: говорить будем о рыбках. Побуждающий диалог учит детей использовать вопросительные предложения: обращение с вопросами к рыбке, старику. На этом же этапе прошла актуализация знаний детей о рыбах с использованием карточек - моделей. Дети так же получили новое знание – рыбки дышат жабрами, без воды рыба погибает.
  3. Формулирование проблемы (уже более конкретной цели - с помощью различных материалов сделаем рыбке новых друзей) – позволила детям выдвинуть свои предположения: нарисовать, слепить, сделать из фигур… т.е. самостоятельно поэтапно решить проблему. Данные навыки формируют у малышей предпосылки проектной деятельности. Мы этому еще только учимся.
  4. Выбор центров и презентация центров. Этот прием позволяет детям сделать собственный выбор, договариваться друг с другом, и к тому же ограничивает количество детей в каждом из центров, равномерно распределив их по всему помещению группы.
  5. Самостоятельная деятельность детей в центрах развивает у детей самостоятельность, умение принимать решение, творческие способности, закрепляет полученные ранее знания. В помощь ребенку была предложена простейшая операционная карта, которая подсказывает алгоритм деятельности. В центрах детям предоставлялась возможность выбора - выбор материалов (по цвету, форме, качеству). Каждый ребенок выбирал задание по сложности, т.е. осуществлялся дифференцированный подход. В каждом центре обязательно есть резерв заданий, что позволяет дошкольникам не ждать друг друга, а рационально использовать учебное время.

Самостоятельная деятельность в центрах позволила детям самостоятельно добывать знания: исследовать материалы, активизировать в речи трудные слова, получить навыки работы с новым материалом: наклеить бобы, мех.

Роль педагога на данном этапе – объяснить малышу задание, помочь «прочитать» карту, побуждать к речевой активности, оказать адресную помощь ребенку в случае затруднений, т.е. проводилась индивидуальная работа, создавалась атмосфера поддержки и сотрудничества.

  1. Презентация результатов деятельности проходит в кругу друзей и учит младших дошкольников соотносить результат деятельности с целью – мы смогли найти рыбке новых друзей, радоваться своим успехам и успехам товарищей, активизирует речевую деятельность. На круге можно было проследить элементы взаимо обучения: знакомство с разными видами бумаги, необычным материалом для творчества –бобы, фасоль, повторение и закрепление цветов и геометрических форм. Нацелила детей на то, что центры будут работать до конца дня и уже ребята сами смогут научить друг друга тому, чем там занимались. Рефлексия «Улыбка» позволила выявить эмоциональное состояние детей в ходе совместной деятельности.

Для повышения мотивации к участию в предстоящей деятельности, на каждый игровой момент были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной и речевой деятельности. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве.

Для сохранения и укрепления здоровья детей деятельность проходила в различных формах: сидя, стоя, использовалась физкультминутка, дыхательная гимнастика

Использование технологии группового сбора соответствует принципу развивающего обучения, позволяет учитывать возрастные особенности детей.

На протяжении организуемой деятельности решались задачи ОО «Познавательное развитие» в интеграции с ОО «Речевое развитие», ОО «Социально – коммуникативное развитием» и ОО «Художественно-эстетическое развитие», так же решались оздоровительные задачи ОО «Физическое развитие»

Таким образом, можно сделать вывод, что содержание совместной деятельности носит практико – ориентированный характер, соответствует поставленным целям и задачам. Дети в центрах занимались с желанием, с заданием справились, смело высказывали свои мысли, делали выводы, порадовали достаточной активностью.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка организованной образовательной деятельности детей на тему: ГДЕ ЖИВУТ ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ? Во второй младшей группе

Методическая разработкаорганизованной образовательной деятельности детей на тему:Где живут домашние птицы? Во второй младшей группе...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности «Познавательное развитие» по теме «Мой город» (старший дошкольный возраст)

В документе представлен конспект занятия по закреплению знаний о своем городе с детьми подготовительной группы....

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по апплекации, средняя группа Тема: «Друзья для Снеговичка»

Конспект занятия в средней группе по апплекации, уаствовавший в конкурсе "Лучший урок"....

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по развитию речи. Тема: "Беседа о труде рабочих России"

Уточнить знания детей о труде рабочих нашей страны; обогатить представлениями о рабочих профессиях людей Ленинского района города Нижнего Новгорода: строят заводы, работают на этих заводах; что изгота...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшей группы детского сада на тему: « Мишка в гости к нам пришел"

      Методическая разработка  организованной образовательной деятельности по  познавательному развитию детей  младшей группы детского сада на тему:« Мишка в...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (конструирование) на тему: «Мост через ручеёк» (II младшая группа)

Организованная образовательная деятельность: Познавательное развитие (конструирование)Тема: «Мост через ручеёк»Цель занятия: Создание элементарной конструкции моста....