Программа кружка естественно-научной направленности "Хочу всё знать"
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)

Молокова Галина Дмитриевна

Программа кружка естественно-научной направленности "Хочу всё знать" реализует общеиннтеллектуальное направление и предназначена для развития исследовательских способностей дошкольников, расширения знаний о мире, включения в самостоятельный,  исследовательский поиск. Программа разработана на основе программы С.Н. Николаевой "Юный эколог"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образовательной науке

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №30 «Аист» города Смоленска

Принята на  заседании                                                      Утверждаю

Педагогического совета                                           Заведующий МБДОУ

от  «___»__________20___ г.                                 «Детский сад №30 «Аист»

Протокол №_______                                                      ______ Гапон О.А.

                                                                                    «___»________20_____г

Дополнительная общеобразовательная    

общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Хочу всё знать»

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

 Молокова Г.Д., воспитатель

Г. Смоленск, 2020г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.  Пояснительная записка…………………………………………………. 3

2. Учебный план……………………………………………………………..9

3. Содержание учебного плана………………………………………….….9

4. Календарный учебный график……………………………………….…10

5. Методическое обеспечение программы………………………………..12

6. Список литературы…………………………………………………….…14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

Экологическое воспитание - это довольно сложный и длительный социально-педагогический процесс. Он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, воли  подрастающего поколения  их деятельности по защите, уходу и улучшению природной средыСовременные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.

Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни животных, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому - стало целью моей педагогической работы.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская познавательная активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивация на отношение к природе.

Быстро  меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека.

Становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются каждому человеку.

Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни.

Таким образом, познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать  и  обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.

Дошкольный возраст — период, когда происходит активное формирование нравственных качеств и отношений, норм морали и поведения. Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Поэтому, в работе с дошкольниками важно развивать представления о ценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков  экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
      Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Актуальность  программы

Актуальность программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей  - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”,      к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность,

затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Особенности   программы

Особенности  программы заключаются в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивация развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для огорода или  цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.

      Настоящая программа разработана на основе программы С.Н.Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и  объектам, которые окружают их, с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Адресат программы - дети дошкольного возраста 4-5 лет

Объём программы.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения.

В год проводятся занятия:

- 1 занятие в неделю, 4 занятия – в месяц, 36 занятий – в год;

продолжительность  каждого занятия не более 20 минут (1 академический час).

График проведения:  среда - 15:50-16:10 ( 2  раза в месяц)

                                    четверг- 15.50 — 16. 10 (2 раза в месяц)

Основная форма организации образовательного процесса – очная, а также «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» ФЗ №273, ст.17,п.4.

Работа по экологическому воспитанию ведётся в форме кружковой работы.

Каждая тема раскрывается при помощи комплекса занятий различного типа.

Основные виды занятий:

  • Экскурсии  в природу
  • Занятия в игровой форме
  • Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия
  • Экспериментальная деятельность
  • Досуги,  развлечения

Методы проведения:

  • рассматривание картин и иллюстраций;
  • демонстрация фильмов и презентаций;
  • труд в природе;
  • коллективный труд;
  • индивидуальные поручения.

Наглядные

Словесные

Практические

Экскурсии

Целевые прогулки

Наблюдения

Показ сказок

Рассматривание иллюстраций, репродукций

Эксперименты (кратковременные,  длительные)

Рассказывание

Беседа

Чтение художественной и научно-популярной литературы

Продуктивная деятельность детей

Оформление гербариев, коллекций

Дидактические игры (словесные, настольно-печатные)

Игра

Подвижные игры

Творческие игры

Изготовление наглядных пособий

В план включаются физкультминутки, чтобы снизить утомление и поддержать умственную работоспособность детей.

Каждая тема программы раскрывается при помощи комплекса занятий различного типа.

Основные направления системы работы:

  • Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  • Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
  • Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).

Рекомендации, необходимые для проведения организованной образовательной деятельности

  • Добровольное участие детей.
  • Наполняемость кружка: 15 детей дошкольного возраста.
  • Учебная и развивающая нагрузка сочетается с динамической паузой.
  • Продолжительность  организованной  образовательной деятельности  - 20 минут.
  • Регулярность проведения организованной образовательной деятельности – 4 раза в месяц, во второй половине дня.
  • Всего организованных образовательных деятельностей –36
  • Мониторинг уровня знаний и умений детей проводится два раза в год: вводный (сентябрь), итоговый (май).
  • Создание и поддержание в ходе непосредственной организованной

образовательной деятельности эмоционально-позитивного фона.

  • Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещение, проветривание, время проведения).
  • Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
  • Создание  мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы

Сроки освоения программы

Данная программа рассчитана на 1 год обучения.

Режим занятий.

График проведения:  среда - 15:50-16:10 ( 2  раза в месяц)

      четверг- 15.50 — 16. 10 (2 раза в месяц)

Цели программы:

Основная цель программы: привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.

Основные задачи программы:

Образовательные:

  • Формирование основ экологического мировоззрения и культуры в процессе ознакомления дошкольников с миром через практическую деятельность с живыми объектами
  • Формирование экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.
  • Дать первоначальные представления о животном мире.
  • Познакомить детей с отличительными особенностями животных.
  • Расширение и обобщение знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.

Развивающие:

  • Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
  • Формировать у детей навыки наблюдения в процессе познавательной деятельности.
  • Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи.
  • Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.
  • Формирование осознанного и бережного отношения детей к природе родного края.

Воспитательные:

  • Воспитание гуманного отношения к природе
  • Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
  • Воспитание гармоничной, грамотной, творчески активной и социально адаптированной личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе, ценить и беречь её.

Учебный план работы в средней группе

№,

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

всего

Теория/

практика

1

Явления  природы

14

6/8

2

Животный мир

8

4/4

3

 Растительный мир

9

4/5

4

Приобщение к миру искусства

5

1/4

        Итого:

36

15/21

Содержания учебного плана

Раздел 1. Явления природы

Теория. Расширять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе

Практика. Знакомство с усложнённым календарём наблюдений. Знакомить детей со свойствами веществ, развивать наблюдательность, умение пользоваться простыми приспособлениями для опытов. Наблюдения, экскурсии, экспериментирование6 раскраска листьев и сбор листьев для поделок из природного материала.

Раздел 2. Животный мир

Теория. Расширять представления о животных, характерных признаках, их среде обитания

Практика. Продолжать знакомить  детей с  представителями животного мира (домашними и дикими животными, птицами, насекомыми), уточнять представления детей о внешнем виде, где живут, чем питаются, какую пользу приносят. Ознакомление с основными правилами поведения в природе.

Раздел 3. Растительный мир

Теория. Формировать представления о растениях, знакомить с новыми растениями

Практика. Знакомство с новыми деревьями и кустарниками. Учить различать и называть части растения, учить ухаживать за комнатными растениями, уточнение строения растений, значение органов растения для их развития. Самостоятельное выращивание лука.

Раздел 4. Приобщение к миру искусства

Теория. Вызывать у детей интерес к  явлениям  природы. Развивать зрительную наблюдательность,  способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить  увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.

Практика. Продолжаем учить  отражать полученные впечатления используя доступные средства;  закреплять приёмы рисования, лепки, аппликации; развиваем умение передавать характерные особенности предметов и явлений; воспитываем самостоятельность, активность.

Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

(академичес-кий час)

Тема занятия

Место проведения

1

Сентябрь

2

15.50-16.10

группа

1

Осень в природе

групповая

2

Сентябрь

9

15.50-16.10

группа

1

Цветы на участке осенью

Территория детского сада

3

Сентябрь

16

15.50-16.10

группа

1

Мы ходили в огород

Огород детского сада

4

Сентябрь

23

15.50-16.10

группа

1

Осень в гости к нам пришла

Групповая, участок группы

5

Сентябрь

30

15.50-16.10

группа

1

В лес по грибы

Групповая

6

Октябрь

7

15.50-16.10

группа

1

Экскурсия «Золотая осень»

Территория детского сада

7

Октябрь

14

15.50-16.10

группа

1

Наблюдения и опыты с осенними листьями

Территория детского сада

8

Октябрь

21

15.50-16.10

группа

1

Куда исчезают насекомые

Участок группы

9

Октябрь

28

15.50-16.10

группа

1

Перелётные птицы

групповая

10

Ноябрь

11

15.50-16.10

п/группа

1

Экспериментирование с водой «Поможем Каркуше узнать новое о свойствах воды»

групповая

11

Ноябрь

18

15.50-16.10

группа

1

Знакомство с народно-прикладным искусством «Семья Петушка»

групповая

12

Ноябрь

25

15.50-16.10

группа

1

Первый  снег

Групповая, Участок

13

Декабрь

2

15.50-16.10

группа

1

Зима в природе

групповая

14

Декабрь

9

15.50-16.10

группа

1

В гости к лесным зверюшкам

групповая

15

Декабрь

23

15.50-16.10

группа

1

Наблюдение за долготой дня.

Групповая

16

Декабрь

30

15.50-16.10

п/гр

1

«Цветные льдинки»

групповая

17

Январь

13

15.50-16.10

группа

1

Следы на снегу

Участок  детского сада

18

Январь

20

15.50-16.10

группа

1

Экскурсия в картинную галерею детского сада «Зима в произведениях русских художников»

Картинная галерея ДОУ

19

Январь

27

15.50-16.10

группа

1

Продуктивная деятельность «Зимний пейзаж»

групповая

20

Февраль

3

15.50-16.10

группа

1

 Экскурсия «В гостях у зимующих птиц»

Территория детского сада

21

Февраль

10

15.50-16.10

группа

1

Поделки из снега

Участок детского сада

22

Февраль

17

15.50-16.10

группа

1

Экспериментирование

со снегом

групповая

23

Февраль

24

15.50-16.10

группа

1

Огород на подоконнике: выращивание лука

групповая

24

Март

3

15.50-16.10

группа

1

Весна в природе

групповая

25

Март

10

15.50-16.10

группа

1

Звенит капель: экспериментирование с сосульками

Групповая, участок группы

26

Март

17

15.50-16.10

группа

1

Птицы прилетели

Участок группы

27

Март

24

15.50-16.10

группа

1

Животные весной

групповая

28

Март

31

15.50-16.10

группа

1

Первоцветы

Групповая, участок группы

29

Апрель

7

15.50-16.10

группа

1

Экскурсия                  « Прогулка по ручью»

Территория ДОУ

30

Апрель

14

15.50-16.10

группа

1

«Деревья и кустарники весной»

Групповая, участок  

31

Апрель

21

15.50-16.10

группа

1

«Вода, кругом вода!»

групповая

32

Апрель

28

15.50-16.10

подгруппа

1

 Весенние работы в уголке природы

Огород ДОУ

33

Май

5

15.50-16.10

группа

1

«Этажи леса»

групповая

34

Май

12

15.50-16.10

группа

1

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Групповая

35

Май

19

15.50-16.10

группа

1

«Весенний пейзаж»

Групповая

36

Май

26

15.50-16.10

группа

1

Итоговое занятие-развлечение «В мире природы»

Музыкальный зал

Планируемые результаты работы:

К концу  обучения дети могут :

- называть времена года;

- выделять наиболее характерные изменения в живой и неживой   природе;

- знает основные признаки диких и домашних животных;

- называть животных и их детёнышей;

- различать и называть растения ближайшего окружения;

К концу года дети умеют:

 - знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе.

- обеспечивать уход за растениями цветников (полив);

- оказывать помощь окружающей помощи природе (подкормка птиц зимой, уборка мусора).

Условия реализации программы

Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:

Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада:

- групповой  уголок  природы: подобраны и размещены растения в соответствии с их биологическими особенностями;

- зимний сад: представлены экзотические растения;  

- на территории садика: экологическая тропа, огород, зона лекарственных растений;   метеоплощадка (при помощи  оборудования можно  проводить опыты).

Специально организованный процесс освоения ребёнком дошкольного возраста новых знаний реализуется в двух направлениях, которые носят системный характер:

  • теоретический — овладение универсальными знаниями о жизни человека и законах окружающего мира;
  • практический — активизация познавательной деятельности посредством спонтанного экспериментально-практического способа обретения новых знаний.

Мониторинг  по экологическому воспитанию

1.Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений

2.Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения,

3.Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира.

4.Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов

5.Имеет представления о правилах поведения в природе

6.Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении

7.Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями

Оценка уровня развития:

1 балл – не  называет  или называет 1 признак, вид

2 балла –  называет  самостоятельно или с помощью взрослого 1 или 2 вида, признака, свойства

3 балла называет  самостоятельно 2-3 вида или явления, свойства

От 21 до 15-высокий уровень

От 15 до 7-средний уровень

От 7 до 0-низкий уровень

Методическое обеспечение программы.

Теоретический материал:

-  С.Н. Николаева «Юный эколог» - М. Мозаика-синтез, 2010.

- С. Н Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».

- Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: Книга для воспитателя детского сада.

- Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.

- Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания.

- Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах детского сада; Сост. Нищева Н.В.

Практический материал

 Развивающая экологическая среда представлена в группе, в помещениях детского  сада  следующими центрами:

     «Уголок природы»

  • Календарь природы, модель календаря природы
  • Различные ёмкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов  

          бутылки)

  • Воронки
  • Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и  

          древесины)

  • Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
  • Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…)
  • Экологические наборы «Пруд», «Лес»,  (коробки с необходимыми        

          материалами для моделирования среды обитания)

«Маленький ученый»

  • Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла,

          магниты, микроскопы, лупы;

  • Сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
  • Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
  • Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки,      

          вата, бинт;

  • Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха,  

          опилки, стружка;

  • Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
  • Детские халаты, фартуки;
  • Схемы для проведения опытов;
  • Журнал для фиксирования результатов.
     

  «Огород на подоконнике»

  • Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)
  • Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)

   «Умелые ручки»        

Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами.

Детям предложены различные материалы:

  • Для рисования (гуашь,  ц/карандаши, акварель, кисти)
  • Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
  • Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты)

Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по

темам, по сезонам) и работ самих детей, выполненных в различных

техниках.

      «Зимний сад»

Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта  растений)

 «Экологическая тропа»

Центр организован на территории детского сада.

Созданы экологические паспорта растений, а также в каждой группе есть

экологический паспорт участка.

             «Метеоплощадка» -  организована на  территории детского сада.

  Воспитанникам предоставляется детский набор для  проведения наблюдений за ветром, за погодными изменениями.

          «Огород» - организован на территории детского сада.

Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь:

лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для

рассады.

Список используемой литературы

  1. С.Н. Николаева «Юный эколог» - М. Мозаика-синтез, 2010.
  2. С. Н Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», -  Москва: Новая школа, 1995 г.
  3. С. Н Николаева «Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта» / Дошкольное воспитание.- 2014.-№6.- с.17-21
  4. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.
  5. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. – 2-е издание, доработанное. – М.: Просвещение, 1989. – 144 с.: ил.
  6. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах детского сада; Сост. Нищева Н.В.- Спб: ООО «Издательство «Детство-Пресс»2009.- 144с.
  7. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.
  8. Л.И. Грехова «В союзе с природой» - эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ИГЛ «Ставрополь, 2002 г.
  9. «Мы»: Программа экологического образования детей. Н.Н. Кондратьева и др.  – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 240 с.
  10. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) – М.: ВАКО, 2005 г.
  11. Аксёнова З.Ф. «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников».- Москва: ТЦ Сфера, 2011.-с.128
  12.  Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-Синтез
  13. Н.А. Рыжова « Не просто сказки» - М. « Линка – пресс», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка естественно-научной направленности "Юный орнитолог"

Привить бережное отношение к природе и научить дошкольников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.Орнитология ...

дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!»

Рабочая программа естественно-научной направленности «Хочу всё знать!»  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного о...

Рабочая программа кружка по экспериментированию «Хочу все знать» (Средняя группа)

Рабочая программа кружка по экспериментированию, созданнная мною направлена ра развитие у детей любознательности, наблюдательности, самостоятельности, фантазии. Опытв и эксперименты очень интересны ре...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Хочу все знать!"

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем, ученым, первооткрывателем. Формируются представления о пр...

Программа дополнительного образования естественно-научной направленности по опытно-экспериментальной деятельности обучающихся 5-6 лет «Хочу все знать»

Программадополнительного образования естественно-научной направленности поопытно-экспериментальной деятельности обучающихся 5-6 лет«Хочу все знать»...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Городской фермер» относится к естественно-научной направленности. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Понятие «сити-фермерство» и, соответственно, профессия «сити-фермер» возникли в Сингапуре в 2012 году, где впервые была применена система вертикального озеленения на крыше небо...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Маленькие исследователи» относится к естественно-научной направленности. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 4-5 лет.

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышл...