Программа кружка естественно-научной направленности "Хочу всё знать"
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)
Программа кружка естественно-научной направленности "Хочу всё знать" реализует общеиннтеллектуальное направление и предназначена для развития исследовательских способностей дошкольников, расширения знаний о мире, включения в самостоятельный, исследовательский поиск. Программа разработана на основе программы С.Н. Николаевой "Юный эколог"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка естественно-научной направленности | 32.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образовательной науке
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №30 «Аист» города Смоленска
Принята на заседании Утверждаю
Педагогического совета Заведующий МБДОУ
от «___»__________20___ г. «Детский сад №30 «Аист»
Протокол №_______ ______ Гапон О.А.
«___»________20_____г
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Хочу всё знать»
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Молокова Г.Д., воспитатель
Г. Смоленск, 2020г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка…………………………………………………. 3
2. Учебный план……………………………………………………………..9
3. Содержание учебного плана………………………………………….….9
4. Календарный учебный график……………………………………….…10
5. Методическое обеспечение программы………………………………..12
6. Список литературы…………………………………………………….…14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экологическое воспитание - это довольно сложный и длительный социально-педагогический процесс. Он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, воли подрастающего поколения их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни животных, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому - стало целью моей педагогической работы.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская познавательная активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивация на отношение к природе.
Быстро меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека.
Становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются каждому человеку.
Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни.
Таким образом, познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.
Дошкольный возраст — период, когда происходит активное формирование нравственных качеств и отношений, норм морали и поведения. Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Поэтому, в работе с дошкольниками важно развивать представления о ценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность,
затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Особенности программы
Особенности программы заключаются в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивация развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для огорода или цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.
Настоящая программа разработана на основе программы С.Н.Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Адресат программы - дети дошкольного возраста 4-5 лет
Объём программы.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
В год проводятся занятия:
- 1 занятие в неделю, 4 занятия – в месяц, 36 занятий – в год;
продолжительность каждого занятия не более 20 минут (1 академический час).
График проведения: среда - 15:50-16:10 ( 2 раза в месяц)
четверг- 15.50 — 16. 10 (2 раза в месяц)
Основная форма организации образовательного процесса – очная, а также «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» ФЗ №273, ст.17,п.4.
Работа по экологическому воспитанию ведётся в форме кружковой работы.
Каждая тема раскрывается при помощи комплекса занятий различного типа.
Основные виды занятий:
- Экскурсии в природу
- Занятия в игровой форме
- Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия
- Экспериментальная деятельность
- Досуги, развлечения
Методы проведения:
- рассматривание картин и иллюстраций;
- демонстрация фильмов и презентаций;
- труд в природе;
- коллективный труд;
- индивидуальные поручения.
Наглядные | Словесные | Практические |
Экскурсии Целевые прогулки Наблюдения Показ сказок Рассматривание иллюстраций, репродукций Эксперименты (кратковременные, длительные) | Рассказывание Беседа Чтение художественной и научно-популярной литературы | Продуктивная деятельность детей Оформление гербариев, коллекций Дидактические игры (словесные, настольно-печатные) Игра Подвижные игры Творческие игры Изготовление наглядных пособий |
В план включаются физкультминутки, чтобы снизить утомление и поддержать умственную работоспособность детей.
Каждая тема программы раскрывается при помощи комплекса занятий различного типа.
Основные направления системы работы:
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).
Рекомендации, необходимые для проведения организованной образовательной деятельности
- Добровольное участие детей.
- Наполняемость кружка: 15 детей дошкольного возраста.
- Учебная и развивающая нагрузка сочетается с динамической паузой.
- Продолжительность организованной образовательной деятельности - 20 минут.
- Регулярность проведения организованной образовательной деятельности – 4 раза в месяц, во второй половине дня.
- Всего организованных образовательных деятельностей –36
- Мониторинг уровня знаний и умений детей проводится два раза в год: вводный (сентябрь), итоговый (май).
- Создание и поддержание в ходе непосредственной организованной
образовательной деятельности эмоционально-позитивного фона.
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещение, проветривание, время проведения).
- Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
- Создание мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы
Сроки освоения программы
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий.
График проведения: среда - 15:50-16:10 ( 2 раза в месяц)
четверг- 15.50 — 16. 10 (2 раза в месяц)
Цели программы:
Основная цель программы: привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.
Основные задачи программы:
Образовательные:
- Формирование основ экологического мировоззрения и культуры в процессе ознакомления дошкольников с миром через практическую деятельность с живыми объектами
- Формирование экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.
- Дать первоначальные представления о животном мире.
- Познакомить детей с отличительными особенностями животных.
- Расширение и обобщение знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
Развивающие:
- Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
- Формировать у детей навыки наблюдения в процессе познавательной деятельности.
- Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи.
- Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.
- Формирование осознанного и бережного отношения детей к природе родного края.
Воспитательные:
- Воспитание гуманного отношения к природе
- Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
- Воспитание гармоничной, грамотной, творчески активной и социально адаптированной личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе, ценить и беречь её.
Учебный план работы в средней группе
№, п/п | Название раздела, темы | Количество часов | |
всего | Теория/ практика | ||
1 | Явления природы | 14 | 6/8 |
2 | Животный мир | 8 | 4/4 |
3 | Растительный мир | 9 | 4/5 |
4 | Приобщение к миру искусства | 5 | 1/4 |
Итого: | 36 | 15/21 |
Содержания учебного плана
Раздел 1. Явления природы
Теория. Расширять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе
Практика. Знакомство с усложнённым календарём наблюдений. Знакомить детей со свойствами веществ, развивать наблюдательность, умение пользоваться простыми приспособлениями для опытов. Наблюдения, экскурсии, экспериментирование6 раскраска листьев и сбор листьев для поделок из природного материала.
Раздел 2. Животный мир
Теория. Расширять представления о животных, характерных признаках, их среде обитания
Практика. Продолжать знакомить детей с представителями животного мира (домашними и дикими животными, птицами, насекомыми), уточнять представления детей о внешнем виде, где живут, чем питаются, какую пользу приносят. Ознакомление с основными правилами поведения в природе.
Раздел 3. Растительный мир
Теория. Формировать представления о растениях, знакомить с новыми растениями
Практика. Знакомство с новыми деревьями и кустарниками. Учить различать и называть части растения, учить ухаживать за комнатными растениями, уточнение строения растений, значение органов растения для их развития. Самостоятельное выращивание лука.
Раздел 4. Приобщение к миру искусства
Теория. Вызывать у детей интерес к явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.
Практика. Продолжаем учить отражать полученные впечатления используя доступные средства; закреплять приёмы рисования, лепки, аппликации; развиваем умение передавать характерные особенности предметов и явлений; воспитываем самостоятельность, активность.
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов (академичес-кий час) | Тема занятия | Место проведения |
1 | Сентябрь | 2 | 15.50-16.10 | группа | 1 | Осень в природе | групповая |
2 | Сентябрь | 9 | 15.50-16.10 | группа | 1 | Цветы на участке осенью | Территория детского сада |
3 | Сентябрь | 16 | 15.50-16.10 | группа | 1 | Мы ходили в огород | Огород детского сада |
4 | Сентябрь | 23 | 15.50-16.10 | группа | 1 | Осень в гости к нам пришла | Групповая, участок группы |
5 | Сентябрь | 30 | 15.50-16.10 | группа | 1 | В лес по грибы | Групповая |
6 | Октябрь | 7 | 15.50-16.10 | группа | 1 | Экскурсия «Золотая осень» | Территория детского сада |
7 | Октябрь | 14 | 15.50-16.10 | группа | 1 | Наблюдения и опыты с осенними листьями | Территория детского сада |
8 | Октябрь | 21 | 15.50-16.10 | группа | 1 | Куда исчезают насекомые | Участок группы |
9 | Октябрь | 28 | 15.50-16.10 | группа | 1 | Перелётные птицы | групповая |
10 | Ноябрь | 11 | 15.50-16.10 | п/группа | 1 | Экспериментирование с водой «Поможем Каркуше узнать новое о свойствах воды» | групповая |
11 | Ноябрь | 18 | 15.50-16.10 | группа | 1 | Знакомство с народно-прикладным искусством «Семья Петушка» | групповая |
12 | Ноябрь | 25 | 15.50-16.10 | группа | 1 | Первый снег | Групповая, Участок |
13 | Декабрь | 2 | 15.50-16.10 | группа | 1 | Зима в природе | групповая |
14 | Декабрь | 9 | 15.50-16.10 | группа | 1 | В гости к лесным зверюшкам | групповая |
15 | Декабрь | 23 | 15.50-16.10 | группа | 1 | Наблюдение за долготой дня. | Групповая |
16 | Декабрь | 30 | 15.50-16.10 | п/гр | 1 | «Цветные льдинки» | групповая |
17 | Январь | 13 | 15.50-16.10 | группа | 1 | Следы на снегу | Участок детского сада |
18 | Январь | 20 | 15.50-16.10 | группа | 1 | Экскурсия в картинную галерею детского сада «Зима в произведениях русских художников» | Картинная галерея ДОУ |
19 | Январь | 27 | 15.50-16.10 | группа | 1 | Продуктивная деятельность «Зимний пейзаж» | групповая |
20 | Февраль | 3 | 15.50-16.10 | группа | 1 | Экскурсия «В гостях у зимующих птиц» | Территория детского сада |
21 | Февраль | 10 | 15.50-16.10 | группа | 1 | Поделки из снега | Участок детского сада |
22 | Февраль | 17 | 15.50-16.10 | группа | 1 | Экспериментирование со снегом | групповая |
23 | Февраль | 24 | 15.50-16.10 | группа | 1 | Огород на подоконнике: выращивание лука | групповая |
24 | Март | 3 | 15.50-16.10 | группа | 1 | Весна в природе | групповая |
25 | Март | 10 | 15.50-16.10 | группа | 1 | Звенит капель: экспериментирование с сосульками | Групповая, участок группы |
26 | Март | 17 | 15.50-16.10 | группа | 1 | Птицы прилетели | Участок группы |
27 | Март | 24 | 15.50-16.10 | группа | 1 | Животные весной | групповая |
28 | Март | 31 | 15.50-16.10 | группа | 1 | Первоцветы | Групповая, участок группы |
29 | Апрель | 7 | 15.50-16.10 | группа | 1 | Экскурсия « Прогулка по ручью» | Территория ДОУ |
30 | Апрель | 14 | 15.50-16.10 | группа | 1 | «Деревья и кустарники весной» | Групповая, участок |
31 | Апрель | 21 | 15.50-16.10 | группа | 1 | «Вода, кругом вода!» | групповая |
32 | Апрель | 28 | 15.50-16.10 | подгруппа | 1 | Весенние работы в уголке природы | Огород ДОУ |
33 | Май | 5 | 15.50-16.10 | группа | 1 | «Этажи леса» | групповая |
34 | Май | 12 | 15.50-16.10 | группа | 1 | «Что такое облака, дождь, гроза?» | Групповая |
35 | Май | 19 | 15.50-16.10 | группа | 1 | «Весенний пейзаж» | Групповая |
36 | Май | 26 | 15.50-16.10 | группа | 1 | Итоговое занятие-развлечение «В мире природы» | Музыкальный зал |
Планируемые результаты работы:
К концу обучения дети могут :
- называть времена года;
- выделять наиболее характерные изменения в живой и неживой природе;
- знает основные признаки диких и домашних животных;
- называть животных и их детёнышей;
- различать и называть растения ближайшего окружения;
К концу года дети умеют:
- знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе.
- обеспечивать уход за растениями цветников (полив);
- оказывать помощь окружающей помощи природе (подкормка птиц зимой, уборка мусора).
Условия реализации программы
Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:
Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада:
- групповой уголок природы: подобраны и размещены растения в соответствии с их биологическими особенностями;
- зимний сад: представлены экзотические растения;
- на территории садика: экологическая тропа, огород, зона лекарственных растений; метеоплощадка (при помощи оборудования можно проводить опыты).
Специально организованный процесс освоения ребёнком дошкольного возраста новых знаний реализуется в двух направлениях, которые носят системный характер:
- теоретический — овладение универсальными знаниями о жизни человека и законах окружающего мира;
- практический — активизация познавательной деятельности посредством спонтанного экспериментально-практического способа обретения новых знаний.
Мониторинг по экологическому воспитанию
1.Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений
2.Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения,
3.Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира.
4.Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов
5.Имеет представления о правилах поведения в природе
6.Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении
7.Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями
Оценка уровня развития:
1 балл – не называет или называет 1 признак, вид
2 балла – называет самостоятельно или с помощью взрослого 1 или 2 вида, признака, свойства
3 балла называет самостоятельно 2-3 вида или явления, свойства
От 21 до 15-высокий уровень
От 15 до 7-средний уровень
От 7 до 0-низкий уровень
Методическое обеспечение программы.
Теоретический материал:
- С.Н. Николаева «Юный эколог» - М. Мозаика-синтез, 2010.
- С. Н Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».
- Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: Книга для воспитателя детского сада.
- Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.
- Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания.
- Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах детского сада; Сост. Нищева Н.В.
Практический материал
Развивающая экологическая среда представлена в группе, в помещениях детского сада следующими центрами:
«Уголок природы»
- Календарь природы, модель календаря природы
- Различные ёмкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов
бутылки)
- Воронки
- Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и
древесины)
- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
- Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…)
- Экологические наборы «Пруд», «Лес», (коробки с необходимыми
материалами для моделирования среды обитания)
«Маленький ученый»
- Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла,
магниты, микроскопы, лупы;
- Сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
- Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
- Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки,
вата, бинт;
- Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха,
опилки, стружка;
- Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
- Детские халаты, фартуки;
- Схемы для проведения опытов;
- Журнал для фиксирования результатов.
«Огород на подоконнике»
- Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)
- Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)
«Умелые ручки»
Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами.
Детям предложены различные материалы:
- Для рисования (гуашь, ц/карандаши, акварель, кисти)
- Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
- Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты)
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по
темам, по сезонам) и работ самих детей, выполненных в различных
техниках.
«Зимний сад»
Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)
«Экологическая тропа»
Центр организован на территории детского сада.
Созданы экологические паспорта растений, а также в каждой группе есть
экологический паспорт участка.
«Метеоплощадка» - организована на территории детского сада.
Воспитанникам предоставляется детский набор для проведения наблюдений за ветром, за погодными изменениями.
«Огород» - организован на территории детского сада.
Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь:
лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для
рассады.
Список используемой литературы
- С.Н. Николаева «Юный эколог» - М. Мозаика-синтез, 2010.
- С. Н Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», - Москва: Новая школа, 1995 г.
- С. Н Николаева «Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта» / Дошкольное воспитание.- 2014.-№6.- с.17-21
- Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.
- Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. – 2-е издание, доработанное. – М.: Просвещение, 1989. – 144 с.: ил.
- Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах детского сада; Сост. Нищева Н.В.- Спб: ООО «Издательство «Детство-Пресс»2009.- 144с.
- Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.
- Л.И. Грехова «В союзе с природой» - эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ИГЛ «Ставрополь, 2002 г.
- «Мы»: Программа экологического образования детей. Н.Н. Кондратьева и др. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 240 с.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) – М.: ВАКО, 2005 г.
- Аксёнова З.Ф. «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников».- Москва: ТЦ Сфера, 2011.-с.128
- Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-Синтез
- Н.А. Рыжова « Не просто сказки» - М. « Линка – пресс», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка естественно-научной направленности "Юный орнитолог"
Привить бережное отношение к природе и научить дошкольников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.Орнитология ...
дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!»
Рабочая программа естественно-научной направленности «Хочу всё знать!» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного о...
Рабочая программа кружка по экспериментированию «Хочу все знать» (Средняя группа)
Рабочая программа кружка по экспериментированию, созданнная мною направлена ра развитие у детей любознательности, наблюдательности, самостоятельности, фантазии. Опытв и эксперименты очень интересны ре...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Хочу все знать!"
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем, ученым, первооткрывателем. Формируются представления о пр...
Программа дополнительного образования естественно-научной направленности по опытно-экспериментальной деятельности обучающихся 5-6 лет «Хочу все знать»
Программадополнительного образования естественно-научной направленности поопытно-экспериментальной деятельности обучающихся 5-6 лет«Хочу все знать»...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Городской фермер» относится к естественно-научной направленности. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
Понятие «сити-фермерство» и, соответственно, профессия «сити-фермер» возникли в Сингапуре в 2012 году, где впервые была применена система вертикального озеленения на крыше небо...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Маленькие исследователи» относится к естественно-научной направленности. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 4-5 лет.
Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышл...