Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Хочу все знать!"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем, ученым, первооткрывателем. Формируются представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopoln.programma_hochu_vsyo_znat.docx | 59.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
г.Сафоново Смоленской области.
Согласовано: Утверждено:
Педагогическим советом директор МБУ ДО «ДДТ»
протокол №1 ________Новикова О. Ю.
от «31» августа 2020г. приказ № 320
от«31» августа 2020 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
« Хочу всё знать!»
Возраст учащихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Нестерова Татьяна Валерьевна
воспитатель 1 кв.категории
г.Сафоново,2021 г.
Пояснительная записка
Одним из видов деятельности, которая позволит развивать познавательную активность детей, является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающей развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребёнка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент».
Характерная особенность этого возраста – познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растёт, живёт. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.
Актуальность (новизна).
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Формируются представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения. Проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег, песок, стекло, воздух и т.п.) представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знакомясь с доступными явлениями неживой природы, дошкольники учатся самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования. Умение обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отношения, но и на скрытые от непосредственного восприятия причины станет основой для формирования у детей полноценного познавательного интереса для дальнейшего обучения в школе.
Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.
Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие ребенка. · Содержание программы строится на личностно – ориентированном обучении и имеет вариативность и дифференцированный подход.
Адресат программы:
Программа рассчитана для детей младшего старшего дошкольного возраста (5-6лет). Программа доступна для детей, проявивших выдающиеся способности (одаренные), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Срок освоения программы:
Продолжительность обучения 1 год. Форма обучения – очная.
Объем программы:
Годовая нагрузка 1 года обучения 28 часов.
Режим занятий:
Учебная программа предусматривает проведение занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятий 30 минут.
Форма организации ученого процесса:
- фронтальная;
- групповая, коллективная;
- индивидуальная;
- комбинированное.
Формы проведения занятий:
- самостоятельная работа;
- практическая работа;
- игры;
- наблюдения;
- эксперименты.
Основные методы обучения:
Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения, в зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы используем наблюдения разного вида:
· распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
· за изменением и преобразованием объектов.
Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.
Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
Словесные методы:
· рассказы воспитателя, основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях;
· рассказы детей, этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей;
· беседы, применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
Цель программы:
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность
Задачи:
1 .Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон,
выявлять зависимости.
2.Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
3.Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
4.Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
5.Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
Планируемые результаты
- Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);
- Задает вопросы взрослому, в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;
- У детей сформированы умения и навыки самостоятельного проведения исследовательской, опытно-экспериментальной работы.
- Любят экспериментировать;
- Сформированы умения отвечать на вопросы, выдвигать гипотезы; подводить итог
- Формируются коммуникативные навыки.
- Развитие познавательных способностей детей:
- Принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Форма контроля:
Игры, конкурсы, викторины, беседа, наблюдение, опрос, собеседование, опыты.
Виды контроля и формы аттестации:
1. Входной контроль (беседа, опрос).
2. Промежуточная аттестация (экспериментирование).
3. Итоговая аттестация (игры, викторины).
Используемые педагогические технологии:
Использование данных технологий позволяет равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ. Я широко использую современные образовательные технологии, которые развивают продуктивное мышление, креативность, эмоциональную сферу, что сегодня особенно актуально.
Коллективно – творческая деятельность - комплексная педагогическая технология, объединяющая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Ее результат – общий успех, оказывающий положительное влияние как на коллектив в целом, так и на каждого учащегося в отдельности.
Личностно – ориентированное обучение – это такое обучение, которое ставит главным - самобытность ребенка, его самоценность субъектность процессов обучения. Цель личностно – ориентированного обучения состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Игровые технологии в организации учебного процесса позволяют наиболее раскрыться учащемуся, снять напряжение и проявить свои творческие способности, ведь он действует в привычной для него обстановке. Для успешного развития творческих способностей ребенок должен испытать радость умственного напряжения, которое доставляет решение учебных задач. Целью игровых технологий является снижение утомляемости учащихся на занятии. С помощью игры дети учатся наблюдать, анализировать, выражать свои мысли, но лишь в непринужденной, комфортной обстановке. В игре дети получают массу положительных эмоций; радость творчества, сотрудничества, общения, сопереживания, азарта, чувство победы, возможность проявить свои таланты.
Здоровьесберегающие технологии - образовательные технологии» по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Уровни освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
1. Максимальный уровень. Дети умеет работать по образцу. Настойчиво проявляет интерес к экспериментированию. Может сам сделать элементарные опыты. Имеет представления о правилах техники безопасности, соблюдает их, может указать на ошибки других, пытается научить других детей. Следует правилам и нормам.
2. Средний уровень. Старается работать по образцу. Долго думает как сделать простейший опыт. Способен с помощью взрослого экспериментировать, следуя поставленной цели. Имеет нечеткие представления о правилах техники безопасности. Знает о правилах и нормах безопасности, но не следует им.
3. Минимальный уровень. Работает по образцам с трудом. С трудом делает простейшие опыты. Имеет небольшие представления о правилах и техники безопасности. Не указывает на их нарушения другим детям. Не всегда может рассказать о них. Соблюдает технику безопасности только под контролем взрослого.
Условия реализации программы
Для проведения занятий имеется отдельное просторное помещение, которое оборудовано мебелью для занятий с учащимися, шкафами для книг, методических разработок, дидактического материала.
Основное оборудование лаборатории:
∙ приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
∙ природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
∙ утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; ∙ разные виды бумаги;
∙ красители: гуашь, акварельные краски;
∙ медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
∙ прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.
Дополнительное оборудование:
∙ детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов. В уголке экспериментирования необходимо иметь:
∙ карточки-схемы проведения экспериментов, оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента).
∙ индивидуальные дневники экспериментов.
Материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
∙ безопасность для жизни и здоровья детей;
∙ достаточность;
∙ доступность расположения.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
Учебный план
№ п/п | Раздел | Количество минут | Формы контроля, аттестация | ||
теорет | практич | Всего | |||
1 | Вводное занятие | 15 | 10 | 25 | Беседа, опрос |
2 | Песочная страна | 30 | 45 | 75 | Наблюдение, экспериментирование, зарисовки |
3 | Свойства глины | 20 | 30 | 50 | Беседа, исследовательская деятельность, игры. |
4 | Удивительный воздух | 20 | 30 | 50 | Наблюдения, экспериментирование, практические задания |
5 | В воде есть воздух | 20 | 30 | 50 | Беседа, зарисовки, экспериментирование |
6 | Волшебная вода | 20 | 30 | 50 | Наблюдение, исследовательская деятельность, зарисовки |
7 | Наши помощники глаза и уши | 15 | 35 | 50 | Беседа, исследовательская деятельность |
8 | Взаимосвязь органов слуха и запаха | 20 | 30 | 50 | Беседа, исследовательская деятельность |
9 | Тонет – не тонет | 10 | 15 | 25 | Наблюдение, практическое задание |
10 | Посадим деревце | 30 | 45 | 75 | Беседа, наблюдение, практическое задание, зарисовки |
11 | Притягательный магнит | 20 | 30 | 50 | Беседа, наблюдение, экспериментирование |
12 | Волшебное стекло | 20 | 30 | 50 | Беседа, картинки, исследовательская деятельность |
13 | Почва | 20 | 30 | 50 | Исследовательская деятельность, экспериментирование, зарисовка схем |
14 | Что я знаю о себе | 20 | 30 | 50 | Беседа, опрос, викторина |
Содержание учебного плана
- Вводное занятие.
Теоретическая часть:
Режим работы объединения. Ознакомление с планом работы, знакомство с мастерской, инструментами и материалами.
- Рисунок как основа всех видов искусств.
Теоретическая часть:
Рассказать о видах рисунка, дать понятие терминам «композиция», «тон», «цвет», «рисунок», «набросок». Рассматриваем иллюстрации рисунков высших художников.
Практическая часть:
Рисуем набросок пейзажа, натюрморта, соблюдая приемы композиций. Рисуем красками.
Форма контроля; опрос, наблюдение, творческое задание, выставка, конкурс, беседа.
3 . Лепка из глины. Способ ручной лепки.
Теоретическая часть:
Учить различными способами выполнять формы животных и птиц. Показать приемы вытягивания и приклеивание разных форм с помощью шликера. Прививать любовь к труду, эстетическому вкусу, терпению. Развивать творческие способности и пространственное мышление.
Практическая часть:
Выполнение простейших форм «птичек», «гусениц» и животных.
- Метод вытягивания
- Метод склеивания отдельных частей с помощью шликера.
- Обжиг, роспись игрушек (гуашь, акварель, лак).
Форма контроля; наблюдение, выставка.
4. Подарки – своими руками.
Теоретическая часть:
Выполнение эскизов несложных предметов. Ознакомить с методами лепки из пластилина с помощью глиняного жгута и другими формами изготовления.
Практическая часть:
- лепка сувениров
- подсвечник
- символ года
- лепка Деда Мороза
- лепка Снегурочки
Форма контроля; наблюдение, конкурс.
5. Промежуточная аттестация
Текущая диагностика должна определить степень усвоения учащимися учебного материала, повысить ответственность и заинтересованность учащихся в усвоении материала, своевременно выявить отстающих, Позволяет корректировать и наиболее эффективно подбирать методы и средства обучения.
Форма контроля; практическое задание.
6 .Творческий проект «Лесные зверята».
Теоретическая часть:
Научить различными способами, выполнять простейшие формы животных и птиц. Показать приемы вытягивания и приклеивания разных форм с помощью шликера. Развивать творческие способности. Беседа о скульпторах Смоленщины.
Практическая часть:
Лепка животных. Обжиг и роспись игрушек.
Презентация проекта.
Выставка детского рисунка «Кто в лесу живёт».
Форма контроля: опрос, викторина, кроссворд, презентация проекта, выставка.
7. Декоративно – прикладное искусство.
Теоретическая часть:
Беседа о художниках, декоративно – прикладного искусства, лаковой живописи Палеха, Хохломы, Гжели, Жостово.
Практическая часть:
Рисуем эскиз орнамента. Познакомить и применить на практике элементы росписи Хохломы, Гжели, Жостово.
Форма контроля; беседа, творческое задание, наблюдение, выставка.
8. Мои любимые цветы.
Теоретическая часть
Беседа о разнообразии видов цветов.
Дать понятие термина «натюрморт».
Беседа о художниках натюрморта. Воспитывать эстетический вкус. Рассказать о красках и инструментах.
Практическая часть:
Изображаем цветы в технике графики. Рисуем эскиз натюрморта. Работаем с красками (гуашь, акварель)
Форма контроля: опрос, наблюдение, конкурс.
9. Кожаная пластика.
Теоретическая часть:
Беседа о кожаных изделиях, о материалах и инструментах. Рассказать о приемах декорирования изделий из кожи.
Практическая часть:
Изготовление декоративного панно и подвески, применяя знания о приемах декорирования изделий из кожи.
Выставка изделий из кожи.
Форма контроля; собеседование, выставка, конкурс.
10. Народная глиняная игрушка.
Теоретическая часть:
Познакомить учащихся с центрами народного мастерства (Дымково, Филимоново, Абашево, Каргополь и т.д.), показать различия в изготовлении игрушек. Учить выполнять и различать игрушки различных районов России, а также познакомить с керамикой других народностей (Грузия, Молдова, Беларусь и др), привить любовь к наследию своего края. Воспитывать любовь к труду, привить эстетические навыки и умения.
Практическая часть:
На практических занятиях выполнить «Дымковскую барышню», любую другую игрушку по выбору. Выполнить роспись готовых изделий акриловыми красками
Форма контроля; собеседование, наблюдение, выставка.
11.Творческий проект «Изготовление панно «Фруктовые фантазии».
Теоретическая часть:
Правильное составление композиции и выполнение эскизов. Ознакомление с новыми понятиями плоскостной, выпуклой и комбинированной лепнины.
Практическая часть :
Лепка фруктов, корзины, вазочки.
Роспись и декорирование панно.
Форма контроля: Презентация проекта, наблюдение.
12. Итоговое занятие. Оформление выставки по итогам года.
Теоретическая часть:
Анализ творческих работ за год.
Награждение и поощрение, отличившихся за учебный год учащихся.
13. Итоговая аттестация
Итоговая диагностика проводится для определения степени достижения предполагаемых результатов обучения, закрепления знаний, умений, а также получения сведений для совершенствования педагогом программы и методик обучения.
Форма контроля; творческое задание.
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Форма занятий | Количество минут | Тема занятий | Форма контроля |
1 | октябрь | Комбинированное | 25 | Вводное занятие | Опрос |
2-4 | Комбинированное | 75 | Песочная страна | Наблюдение, экспериментирование, зарисовки | |
5,6 | ноябрь | Комбинированное | 50 | Свойства глины | Беседа, исследовательская деятельность, игры. |
7,8 | Комбинированное | 50 | Удивительный воздух | Наблюдения, экспериментирование, практические задания | |
9,10 | декабрь | Комбинированное | 50 | В воде есть воздух | Беседа, зарисовки, экспериментирование |
11, 12 | Комбинированное | 50 | Волшебная вода | Наблюдение, исследовательская деятельность, зарисовки | |
13, 14 | январь | Комбинированное | 50 | Наши помощники глаза и уши | Беседа, исследовательская деятельность |
15, 16 | Комбинированное | 50 | Взаимосвязь органов слуха и запаха | Беседа, исследовательская деятельность | |
17 | февраль | Комбинированное | 25 | Тонет - не тонет | Наблюдение, практическое задание |
18-20 | Комбинированное | 75 | Посадим деревце | Беседа, наблюдение, практическое задание, зарисовки | |
21, 22 | Комбинированное | 50 | Притягательный магнит | Беседа, наблюдение, экспериментирование | |
23, 24 | Комбинированное | 50 | Волшебное стекло | Беседа, картинки, исследовательская деятельность | |
25, 26 | апрель | Комбинированное | 50 | Почва | Исследовательская деятельность, экспериментирование, зарисовка схем |
27, 28 | Комбинированное | 50 | Что я знаю о себе | Беседа, опрос, викторина |
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1. Вводное занятие
Ознакомить учащихся с режимом работы творческого объединения. Провести инструктаж по технике безопасности и охране труда.
Формы занятий: беседа.
Методы: информационно – сообщающий, экскурсия.
2. Рисунок – как основа всех видов искусств.
Познакомить детей с навыками овладения рисунком.
Форма занятий: групповая.
Методы:объяснительный, иллюстрированный, репродуктивный.
Форма подведения итогов: выставка детских работ.
3. Лепка из глины.
Способы ручной лепки. Познакомить детей со способами ручной лепки.
Форма занятий:групповая, индивидуальная.
Методы:объяснительный, иллюстрированный, упражнение.
Форма подведения итогов:выставка творческих работ.
4. Подарки – своими руками.
Форма занятий: групповая, индивидуальная.
Методы занятий: показательный, иллюстрированный, репродуктивный,упражнение,личный пример.
Форма подведения итогов: выставка творческих работ.
5. Промежуточная аттестация
Текущая диагностика должна определить степень усвоения детьми учебного материала, повысить ответственность и заинтересованность учащихся в усвоении материала, своевременно выявить отстающих, позволяет корректировать и наиболее эффективно подбирать методы и средства обучения.
Форма занятия; групповая
Методы занятия; показательный, информационно – сообщающий, упражнение.
Форма подведения итогов; выставка творческих работ.
6. Творческий проект «Лесные зверята».
Форма занятий: творческое задание.
Методы занятий: иллюстрированный, информационно – сообщающий, репродуктивный.
Форма подведения итогов: выставка творческих работ.
7. Декоративно – прикладное искусство.
Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством. Провести беседу: Дымково- центр мастеров. Рассказать историю возникновения народных игрушек Дымково, Городец, Филимоново.
Форма занятий: творческое задание.
Методы занятий: показательный,иллюстрированный, информационно – сообщающий, репродуктивный, упражнение, личный пример.
Форма подведения итогов: выставка творческих работ.
8. Мои любимые цветы.
Познакомить детей с миром цветов. Учить рисовать цветы.
Форма занятий: групповая.
Методы занятий: иллюстрированный, информационно – сообщающий, личный пример.
Форма подведения итогов: выставка творческих работ.
9. Кожаная пластика.
Рассказать об истории возникновения промысла. Учить детей делать изделия из кожи.
Форма занятий: групповая, индивидуальная.
Методы занятий: иллюстрированный, показательный, репродуктивный, личный пример.
Форма подведения итогов: выставка творческих работ.
10. Народная глиняная игрушка.
Познакомить детей с историей возникновения народной глиняной игрушки. Рассказать о различии между Абашевской, Дымковской и Филимоновской глиняной игрушке.
Форма занятий: групповая, индивидуальная.
Методы занятий: иллюстрированный, информационно – сообщающий, репродуктивный.
Форма подведения итогов: выставка детских игрушек.
11. Творческий проект «Изготовление панно «Фруктовая фантазия».
Научить правильно выбирать тему, составлять эскиз к работе, соблюдая законы композиции. На основе эскиза выполнить работу из глины, используя различные стеки и дополнительные материалы.
Форма занятий: творческое задание, практическое.
Методы занятий: показательный, иллюстрированный, информационно – сообщающий, упражнение, личный пример.
Форма подведения итогов: творческий проект
12. Итоговое занятие.
Оформление выставки по итогам года.
Форма занятия; групповая.
Методы занятия; информационно –сообщающий.
Форма подведения итогов; выставка по итогам года.
13. Итоговая аттестация.
Мониторинг предполагает отслеживание параметров деятельности, а также наблюдение за изменением состояния объекта мониторинга в специально созданных образовательных условиях.
- Анализ творческих работ
- Оформление итогов выставки
- Награждение и поощрение учащихся
- Дальнейшая перспектива учащихся
Форма занятий: выставка, творческое задание.
Методы занятий: диалогический, информационно – сообщающий.
Форма подведения итогов: выставка с награждением.
Список рекомендуемой литературы:
Для педагога:
- Диана Фишер. «Расписываем керамику» -
Москва «Астрель-АСТ» 2006г.
- Носик Б.М. фотоальбом – «Народное искусство»
Художественные промыслы СССР. Москва: «Планета» 1987г.
3. Радионов А.И. «Красная книга ремесел» - «Барнаул» 1999г.
Для учащихся:
- Геннадий Федотов. «Послушная глина. Основы художественного ремесла»: Москва «АСТ-ПРЕСС», 1997г
- Русские народные сказки.
- Хоким Чаввара «Ручная лепка»: Москва «АСТ-Астрель» 2006г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная,общеразвивающая программа естественно научной направленности "Познавайка"
Программа кружковой работы естественно научной направленности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа естественно-научной направленности «Азбука природы»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма естественно-научной направленности«Азбука природы»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Маленькие Эйнштейны"
Содержание представленной программы предназначено для реализации работы по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации в дополнение к о...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юные исследователи»
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о е...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно научной направленности"Ступеньки творчества"
Программа разработана на основе развивающих игр семьи Никитиныхдля детей 3-5 лет...
Календарно- тематическое планирование на 2020-2021 учебный год к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественно-научной направленности "Эколята"
Календарно- тематическое планирование на 2020-2021 учебный год к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественно-научной направленности "Эколята"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно - научной направленности «Цветик семицветик»
Комплекс познавательных занятий программы составлен с различной тематикой с участием сказочных героев.Реализация программы позволит сформировать современную практико-ориентированную образователь...