Программа дополнительного образования естественно-научной направленности по опытно-экспериментальной деятельности обучающихся 5-6 лет «Хочу все знать»
рабочая программа (старшая группа)
Программа
дополнительного образования естественно-научной направленности по
опытно-экспериментальной деятельности обучающихся 5-6 лет
«Хочу все знать»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – Детский сад № 49
г.п.Родники, Раменского городского округа, Московской области
Принято на Педагогическом совете № Протокол № | УТВЕРЖДЕНО: заведующий МДОУ № 49 Серяпина Ю.А.__________________ |
Программа
дополнительного образования естественно-научной направленности по
опытно-экспериментальной деятельности обучающихся 5-6 лет
«Хочу все знать»
на 2020-2021 учебный год
Разработала: воспитатель первой квалификационной категории
Тимакова С. Р.
п.Родники
2020
Содержание
- Пояснительная записка.
- Сетка занятий и режим работы.
3. Содержание педагогической работы по освоению детьми программы.
4. Литература.
Пояснительная записка.
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Детское экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Цель:
1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Задачи:
1. Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.
2. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
3. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода и т.д.).
4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
5. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
В основе курса лежат следующие принципы:
- доступность, познавательность и наглядность;
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание теоретических и практических форм деятельности.
Программа «Хочу все знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Сетка занятий и режим работы.
Работа проводится вне занятий во вторую половину дня.
Длительность занятий 20 минут.
Категория обучаемых: 5-6 лет.
Режим работы: с 15.50 - 16.20.
Сетка занятий: пятница.
Форма занятий: тематическая совместная исследовательская деятельность.
Методы, используемые на занятиях кружка:
- Беседы
- Дидактические игры
- Занятия
- Игровые упражнения
- Игры - экспериментирование
- Наблюдения
- Объяснение
- Поисково-творческие задания
- Проблемные ситуации
- Рассматривание иллюстраций
- Ситуативные разговоры
- Ситуационная задача
- Упражнения по развитию мелкой моторики рук
- Чтение художественной литературы
- Экспериментирование и исследования
- Индивидуальная работа
- Обсуждение
- Обучение
- Опыты
- Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение)
- Экспериментирование
Методика работы с детьми строится на следующих принципах:
- Отбор содержания доступного детям 5-6 лет;
- Постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью,
- Индивидуального подхода к детям.
Ожидаемые результаты:
дети умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать выводы, связанные с различными природными явлениями, предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Составление фотоальбома занятий.
• Проведение выставок детских исследований для родителей .
Тематическое планирование:
№ п/п
| Тема
| Цель занятия | Используемый материал | Источник | ||||||
Сентябрь | ||||||||||
Экспериментирование с песком и глиной | ||||||||||
1. | Посадим дерево. | Помочь определить свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость). | Песок, глина. Емкости, палочки. | № 7, с. 158 | ||||||
2. | Где вода? Волшебный материал. | Помочь определить, что песок и глина по – разному впитывают воду. Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании. | Сухой песок, сухая глина, вода. Прозрачные емкости, мерные стаканчики. Емкости с песком, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики, клеенка. | № 7, с. 159 № 3, с. 45 № 7, с. 160 № 3, с.45-46
| ||||||
Наблюдения за жизнью растений | ||||||||||
3. | Что любят растения? Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении? | Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. Помочь определить, что срезанные растения раскрываются позже, чем оставшиеся с корнем. | 2-3 одинаковых растения. Предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности. Растение с бутонами. | № 7, с. 174-175 № 7, с. 177 | ||||||
4. | Где живут зернышки? | Познакомить со строением колоска. | Колоски, подносы. | № 7, с. 175 | ||||||
Октябрь | ||||||||||
1. | 1. Где прячутся детки? 2. Хитрые семена. | 1. Помочь выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения. 2. Познакомить со способом проращивания семян. | 1. Почва, лист и семена клена (или другого растения), овощи. 2. Семена бобов, кабачков, земля. | № 7, с. 175- 178
№ 3, с. 40 | ||||||
2. | 1.Соревнование. 2. Что есть в почве. | 1. Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность, любознательность. 2. Помочь установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений) | 1. Почва (рыхлая и уплотненная), черенок традесканции. Две стеклянные банки, палочка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка). 2. Комочек земли, остатки сухих листочков, металлическая тарелочка, спиртовка, лупа, пинцет. | № 7, с. 178-179, С. 115-116 | ||||||
3. | 1. Знакомство с микроскопом. 2.Увеличительное стекло, бинокль, очки. | 1. Познакомить детей с микроскопом, вызвать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп, сравнивать увеличение предмета через микроскоп и через лупу. 2. Выявить особенности увеличительных приборов, познакомить детей с результатом взаимодействия увеличительного стекла с солнечными лучами. | 1. Микроскоп, лупа, листочек, скальпель или бритва, предметные стекла, клеенка, игрушка Незнайка. 2. Увеличительные стекла по количеству детей, бинокль, очки с увеличением, спички, пучок сухой травы, настольная лампа. | № 3, с. 60, 59-60 | ||||||
Экспериментирование с воздухом | ||||||||||
4. | 1. Танец горошин. 2. Поиск воздуха. | 1. Познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку. 2. Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя. | 1. Вода, горошины. Баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка). 2. Вода. Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость. | № 7, с. 168-169 № 7, с. 169 № 3, с. 56-57 | ||||||
5. | 1. Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него? 2. Веселая полоска. | 1. Показать способ, при котором можно проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул. 2. Познакомить со свойствами бумаги и действием на нее воздуха; развивать наблюдательность. | 1. Воздушный шарик, скотч, игла. 2. Полоска мягкой бумаги, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка). | № 7, с. 170-171 | ||||||
Ноябрь | ||||||||||
1. | Подводная лодка из винограда. | Показать, как всплывают и поднимаются подводная лодка, рыба. | Свежая газированная вода (лимонад), виноградинка, стакан. | № 7, с. 171-173 | ||||||
2. | Делаем облако. | Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь. | Горячая вода, кусочки льда, трехлитровая банка, противень. | № 7, с. 173-174 | ||||||
Экспериментирование с водой | ||||||||||
3. | 1. Свойства и признаки воды. 2. Откуда берется вода. | 1. Познакомить со свойствами воды; помочь понять особенности организмов, обитающих в воде, их приспособленность к водной среде обитания. 2. Познакомить детей с процессом конденсации. | 1. Вода, молоко, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега. Горячая вода, стекло (зеркальце), акварельные краски. 2. Стаканчики, палочки (чайные ложки), соломинки для коктейля, термос (кипятильник), охлажденная металлическая крышка. | № 7, с. 97-100 | ||||||
4. | 1. Пар – это тоже вода. 2. Вода бывает теплой, холодной, горячей. | 1. Познакомить детей с одним из состояний – паром. 2. Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные. | 1. Термос (емкость с кипятильником. 2. Вода – холодная, теплая, горячая, три кусочка льда. Три стаканчика, водный термометр. | № 7, с. 100-101, 166-168
| ||||||
Декабрь | ||||||||||
1. | 1. Замерзание жидкостей. 2.Разноцветные сосульки. | 1. Познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессе замерзания различных жидкостей. 2. Помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре). | 1. Одинаковое количество обычной и соленой воды, молоко, сок, растительное масло. Емкости, алгоритм деятельности. 2. Краски, формы для замораживания льда, нитки. | № 7, с. 101-103
№ 3, с. 44-45 | ||||||
2. | 1.Окрашивание воды. 2. Играем красками. | 1. Помочь выявить свойства воды. 2. Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость. | 1. Вода (холодная и теплая), кристаллический ароматизированный краситель. Емкость, палочки для размешивания, мерные стаканчики. 2. Прозрачная вода, краски, де баночки, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка). | № 7, с. 161-163
№ 3, с. 43-44 | ||||||
3. | 1. Водяные весы. 2. Реактивный кораблик. 3. Друзья. | 1. Познакомить с изготовлением и работой водяных весов; закрепить знания о том, что при погружении в воду предметов, уровень воды поднимается. 2. Помочь определить, как с помощью воды можно придать ускорение кораблику. 3. Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательность, любознательность. | 1. Высокая стеклянная банка, круглая палка длиной 20-30 см из легкого дерева (сосны, липы, осины), гайка, картон. 2. Вода, дощечка в форме кораблика, пустая жестяная банка с отверстием в дне. 3. Вода, стакан, бутылка, закрытая пробкой, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка). | № 7, с. 164-166 | ||||||
Январь | ||||||||||
Человек | ||||||||||
1. | 1. Наши помощники – органы чувств. 2. Потеря воды во время дыхания. | 1. Познакомить с органами чувств и их назначением, воспитывать потребность в уходе за органами чувств. 2. Дать понятие о том, что человек теряет воду во время дыхания. | 1. Лимон, яблоко, сахар, вода. «Чудесная» коробочка (с дырочками), коробочка с бубном, «чудесный» мешочек, непрозрачный чайник. 2. Холодное стекло. | № 7, с. 120-121, 179-180
№ 3, с. 28-29 | ||||||
2. | 1. Язычок – наш помощник. 2. Вкусовые зоны языка. 3. Отгадай на вкус. | 1. Познакомить со строением и значением языка, выполнить упражнения в определении вкуса продуктов. 2. Помочь определить вкусовые зоны языка; поупражнять в определении вкусовых ощущений; доказать необходимость слюны для ощущения вкуса. 3. Помочь определить пищу на вкус (не глядя на нее). | 1. Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус), схематичное изображение языка с вкусовыми зонами. 2. Сахар, соль, горчица, кусочки лимона, вода. Зеркала, 4 блюдца, деревянные палочки (с ваткой на конце), стаканы (для смачивания палочек) по количеству детей. 3. От 3-5 до 10-12 контрастных по вкусу продуктов. | № 7, с. 124-126, 180-181, 182-183
№ 3, с. 55 | ||||||
3. | 1. Носарий. 2. Угадай по запаху.
| 1. Познакомить с функцией носа, его строением. 2. Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. | 1. Рисунки (контурные) профилей, изображающих разную форму носа (орлиный, пуговкой, курносый и др.), схематичное изображение носа. 2. Продукты – лимон, шоколад, хлеб и т.д. | № 7, с. 122-123, 183-184
№ 3, с. 39 - 40 | ||||||
Февраль | ||||||||||
1. | 1. Ухо – орган слуха. 2. Значение расположения ушей. 3. Откуда берется голос? | 1. Познакомить с органом чувства (ухом), его назначением, с охраной органов чувств. 2. Помочь определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека. 3. Помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. | 1. Коробочка с бубном, музыкальные инструменты, знаки, запрещающие действия, которые могут привести к опасности для ушей.
| № 7, с. 128 – 129, 181-182 | ||||||
2. | 1. Глаза – орган зрения. 2. Поверка зрения. | 1. Познакомить с органом чувств – глазами, их назначением, правилами ухода и охраной глаз. 2. Выявить зависимость видения объекта от расстояния до него. | 1. Вода, непрозрачный чайник. 2. Картинки с изображением предметов. | № 7, с. 126-128 | ||||||
3. | 1. Рукам своим не верю. 2. Ящик ощущений. 3. Тайный похититель варенья. | 1. Показать разницу в ощущениях рук при опускании в воду разной температуры. 2. Развивать тактильную чувствительность. 3. Познакомить с понятием «отпечатки пальцев», показать способ их получения.
| 1. Вода – холодная, комнатная и горячая. Три миски. 2. Коробка, закрывающаяся со всех сторон. Разнообразные предметы природного происхождения. 3. Измельченный ножом карандашный грифель. | № 7, с. 185-186, 187-189 | ||||||
Экспериментирование с солнечным светом | ||||||||||
4. | 1. Черное и белое. 2. Солнечные зайчики. 3. Радуга. | 1. Познакомить с влиянием солнечных лучей на черный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку. 2. Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность. 3. Показать способ, как можно увидеть радугу в комнате. | 1. Салфетки из ткани черного и белого цвета, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка). 2. Вода, зеркало, баночка, пластина из нержавеющей стали (для каждого ребенка). 3. Вода, миска, зеркало, белый лист бумаги. | № 7, с. 189-192 | ||||||
Март | ||||||||||
Наблюдение за жизнью растений | ||||||||||
1. | 1. На свету и в темноте. 2. В тепле и в холоде. 3. Может ли растение дышать? | 1. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. 2. Выделить благоприятные условия для роста и развития растений. 3. Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; помочь понять, как происходит процесс дыхания у растений. | 1. Лук, земля, коробка из прочного картона. 2 емкости. 2. Модель зависимости растений от тепла. 3. Комнатное растение, вазелин, трубочки для коктейля, лупа. | № 7, с. 108-110, 113-114
№ 3, с. 62-63 | ||||||
2. | 1. Что внутри? 2. Как увидеть движение воды через корни? | 1. Помочь установить, почему стебель может проводить воду к листьям; подтвердить, что строение стебля обусловлено его функциями. 2. Доказать, что корень растения всасывает воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции. | 1. Стебель петрушки, вода, растение, деревянные бруски, лупа, емкость, алгоритм деятельности. 2. Черенок бальзамина (герани) с корнями, вода с пищевым красителем. | № 7, с. 111-113 | ||||||
Экспериментирование с предметами | ||||||||||
3. | Бумага, ее качества и свойства. | Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). | Вода, писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости. Алгоритм описания свойств материала. | № 7, с. 140-141 | ||||||
4. | Ткань, ее качества и свойства. | Научить узнавать вещи, сделанные из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, рвется, режется, намокает, горит). | Образцы хлопчатобумажной ткани 2-3 цветов, вода. Ножницы, спиртовка, спички, емкости, алгоритм описания свойств материала. | № 7, с. 141-142 | ||||||
Апрель | ||||||||||
1. | Пластмасса, ее качества и свойства. | Научить узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (толщина, структура поверхности, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность). | Вода, пластмассовые стаканчики, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. | № 7, с. 142-143 | ||||||
2. | 1. Резина, ее качества свойства. 2. Узнай все о себе, шарик. | 1. Учить узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). 2. Познакомить с резиной, ее качествами и свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления. | 1. Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки. Спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. 2. Воздушные шары (2 надутых. 1 сдутый), резиновые перчатки, резинка для волос. | № 7, с. 143-144, 199-201 | ||||||
3. | 1. В мире стекла. 2. Необычные кораблики. 3. Естественная лупа. | 1. Помочь выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность. 2. Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла. 3. Показать способ увеличения насекомых без помощи лупы. | 1. Небольшие стеклянные предметы (бутылочки от духов, шарики, камешки разной формы), палочки для проверки звонкости стекла, стеклянный стакан. 2. Вода, 2 стеклянные бутылочки, пробка, ванночка, салфетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка). 3. Насекомое, трехлитровая банка, пищевая пленка. | № 7, с. 206-207, 193-194, 205-206 | ||||||
4. | 1. Мой веселый, звонкий мяч. 2. На чем полетят человечки? | 1. Дать понятие о том, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность. 2. Научить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности, сравнивать резину с тканью, доказывать зависимость пользы предметов от материала, из которого они сделаны. | 1. Вода, ванночка, маленький резиновый мячик, салфетка, карандаши, лист бумаги (для каждого ребенка). 2. Вода, резиновые шары и маленькие резиновые мячи по числу детей; шар, сшитый из ткани, набор резиновых предметов (игрушки, коврик, автомобильные покрышки, обувь); емкость; набивные мячи из ткани по числу детей. | № 7, с. 198-199, 201-203 | ||||||
5. | 1. Чудесные спички. 3. Секрет сосновой шишки. | 1. Показать, что дерево впитывает воду; познакомить с понятием капиллярности. 2. Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку. | 1. Вода, 5 спичек, пипетка. 2. Две сосновые шишки, теплая вода, ванночка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка). | № 7, с. 194-195, 210-211 | ||||||
Май | ||||||||||
1. | 1. Мыло – фокусник. 2. Умывальников начальник. | 1. Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом. 2. Показать способ изготовления умывальника. | 1. Кусочек мыла туалетного или хозяйственного, ванночка, губка, трубочка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка). 2. Пластиковая бутылка, гвоздь или шило. | № 7, с. 196-197, 209 | ||||||
2. | 1. Волшебная рукавичка. 2. Волшебные зеркала. | 1. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. 2. Познакомить со свойством зеркала. | 1. Мелкие предметы из разных материалов. Магнит, рукавичка с вшитым внутри магнитом. 2. Яблоко, два зеркала. | № 7, с. 208-209, 210
№ 3, с. 60-61 | ||||||
3. | 1.Почему все звучит? 2. Угадай – ка (опыты № 1, 2). | 1.Помочь выявить причины возникновения звука. 2. Наглядно показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. Помочь детям понять зависимость веса предмета от материала. | 1. Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан. 2. Предметы из одного материала разных размеров: большие и маленькие машины, матрешки, мячи, мешочек, непрозрачные коробки разных размеров. Предметы одинаковых формы и размера из разных материалов: дерева (без пустот внутри), металла, поролона, пластмассы, емкость с водой, емкость с песком. Шарики одинакового цвета из разных материалов. | № 7, с. 212-213, 204-205
№ 3, с. 57-58, с. 50-51 | ||||||
4. | Необычное рисование. | Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов. | Кусочек чистой светлой однотонной ткани – белой, голубой, розовой, светло – зеленой (для каждого ребенка); лепестки цветков разных растений: желтые, оранжевые, красные, синие, голубые, а также зеленые листья разного оттенка. | № 7, с. 211-212 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования естественно – научного направления «Наша Вселенная»
Использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориентироваться в ценно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования естественно-научной направленности для детей 6-7 лет "Друзья природы"
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы ...
ПРОГРАММА дополнительного образования естественно – научной направленности для детей старшего дошкольного возраста «МИР ВОЛШЕБСТВА»
Актуальность программы заключается в том, что детскоеэкспериментирование как форма деятельности используется в практикенедостаточно широко, хотя является эффективным средством разв...
Программа дополнительного образования естественно – научной направленности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Экспериментариум»
СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1 Пояснительная записка...
Рабочая программа дополнительного образования Естественно – научного направления «Природа и малыши»
Рабочая программа гаправлена на формирование у детй экологической культуры ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ «ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»
Экологическое воспитание – это процесс образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.Отсутствие ...
«Фитбол - гимнастика» ПРОГРАММА дополнительного образования естественно - научной направленности для детей дошкольного возраста (5 - 7 лет)
Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. В этом возраст...