Рабочая программа кружка по экспериментированию «Хочу все знать» (Средняя группа)
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Рабочая программа кружка по экспериментированию, созданнная мною направлена ра развитие у детей любознательности, наблюдательности, самостоятельности, фантазии. Опытв и эксперименты очень интересны ребятишкам, помогают познать окружающий нас мир и относиться бережно ко всему, что нас окружает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hochu_vse_znat.docx160.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ДСКВ № 118»

Рабочая программа

кружка по экспериментированию

«Хочу все знать»

(Средняя группа)

                                                                                         Автор: Амирова Х.

Пояснительная записка

     Рабочая программа составлена для детей 4-5 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивает целостность воспитательно – образовательного процесса.

     Актуальность программы состоит в том, что в основе её лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.

     Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

     В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Цель:

развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования.

Задачи: 

Познавательные:

  • Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.
  • Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие:

  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
  • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  • Стимулировать желание детей экспериментировать.
  • Формировать коммуникативные навыки.

Организация работы идёт по следующим взаимосвязанным направлениям:

  • О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
  • О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром).
  • О мире растений (способы выращивания из семян, условия роста).
  • О человеке.
  • О предметном мире.

Оборудование детской лаборатории:

Приборы - «помощники:

  • лабораторная посуда, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  • разные виды бумаги, ткани;
  • медицинские материалы: ватные диски, пипетки;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

Форма организации кружковой деятельности

Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.

Программа разработана для детей среднего дошкольного возраста.

Возраст детей: 4-5 лет.

Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 20 минут.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования

Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей

будет проводиться в 2 раза в год: октябрь и май

Направления работы

Познавательно-экологическое направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

Экспериментально- исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)

Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга.

Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми

Метод наблюдения:

  • распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
  • за изменением и преобразованием объектов;

Игровой метод:

  • опыт

Словесные методы:

  • рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
  • рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
  • художественное слово
  • загадки
  • напоминание о последовательности работы
  • совет
  • беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

Информационно-коммуникативные технологии:

  • компьютер
  • мультимедийный проектор

Формы работы с детьми:

  • фронтальные;
  • групповые;
  • индивидуальные.

Формы реализации программы:

  • целевые экскурсии;
  • тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
  • чтение художественной литературы;
  • конкурсы и викторины;
  • сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;
  • открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными
  • персонажами.

Ожидаемые результаты:

Ребенок знает

  • Явления неживой природы (солнце, воздух, вода, песок, глина);
  • Правила охраны природы;
  • Правила личной безопасности;
  • Графические и практические способы фиксирования результатов наблюдений

Имеет представление

  • о неживой природе, как факторе жизни для всего живого;
  • о приспосабливании растений к условиям жизни;
  • о свойствах металла;
  • о построении простейших гипотез
  • предвидеть последствия действий, выполняемых впервые

Умеет

  • выслушивать инструкции и запоминать;
  • проводить элементарные исследования и эксперименты;
  • уметь спланировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде;
  • формулировать выводы, делать небольшие заключения

Перспективный план экспериментальной деятельности

в средней группе.

ОКТЯБРЬ

1-я неделя

«Прозрачная вода»

Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

2-я неделя

«Нюхаем, пробуем, трогаем»

Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши - слышать, узнавать различные звуки; нос - определять запах; пальцы - определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус).

3-я неделя

«Почему все звучит?»

Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

4-я неделя

«Какие предметы могут плавать?»

Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

НОЯБРЬ

1-я неделя

«Делаем мыльные пузыри»

Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.

2-я неделя

«Вода принимает форму»

Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

3-я неделя

«Подушка из пены»

Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).

4-я неделя

Тема разноцветные шарики

Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

ДЕКАБРЬ

1-я неделя

«Взаимодействие воды и снега»

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

2-я неделя

«Как согреть руки»

Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).

3-я неделя

«Что отражается в зеркале?»

Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

4-я неделя

«Каждому камешку свой домик»

Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

ЯНВАРЬ

2-я неделя

«Испытание магнита»

Познакомить детей с магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими

3-я неделя

«Замерзшая вода»

Выявить, что лед -  твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

4-я неделя

«Волшебное сито»

Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность

ФЕВРАЛЬ

1-я неделя

«Взаимодействие воды и снега»

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

2-я неделя

«Свойства песка»

Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

3-я неделя

«Дерево и его свойства»

Познакомить детей со свойствами дерева. Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала (структуру поверхности, не тонет, удерживает тепло, горит)

4-я неделя

 «Растения»

Познакомить с различными способами размножения растений

МАРТ

1-я неделя

 «Условия, необходимые для роста растений»

Провести опыт по проращиванию в

различных условиях картофеля, лука,

гороха.

2-я неделя

«Поиск воздуха»

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.

3-я неделя

«Что растворяется в воде»

Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

4-я неделя

«Воздух работает»

Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).

АПРЕЛЬ

1-я неделя

«Волшебный мешочек»

Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

2-я неделя

«Здравствуй, солнечный зайчик»

Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

3-я неделя

«Цветной песок»

Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой

4-я неделя

«Фонтанчики»

Развивать любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

МАЙ

«Пластмасса» 

Продолжать знакомить детей со свойствами материалов: помочь детям в процессе опытов выявить основные свойства пластмассы; учить узнавать предметы, сделанные из пластмассы; уточнить представление детей о том, что можно делать из пластмассы.

«Необычные кораблики»

Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.

«Свет и тень»

Показать детям способы использования различных материалов и инструментов для исследования тени

«Чудеса, фокусы, эксперименты»

(открытое занятие для родителей)

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности.

Работа с родителями

  • Привлечение к изготовлению, сбору материала, оборудования для уголка экспериментирования.
  • Оформление наглядной информации в родительском уголке.
  • Консультация «Детские вопросы- взрослые ответы».
  • Фоторепортажи о кружковой работе.
  • Рекомендации родителям о проведении экспериментов в домашних условиях.
  • Рекомендации: «Проведите с детьми дома».
  • Развлечение «Чудеса, фокусы, эксперименты» (открытое занятие для родителей).

Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию "Цветные ладошки" Средняя группа

Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию рассчитана на детей 4-5 лет. Содержит в себе перспективное планирование, в соответсвии с тематическим планом ДОУ. Срок реализации 1 год....

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для средней группы «Волшебные пальчики»

Цель программы:- развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования....

Рабочая программа Кружок по экспериментированию «Хочу все знать» старшая группа

Программа направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Ч...

рабочая программа кружка по экпериментальной деятельности для детей средней группы

Данная программа рассчитана на детей средней группы и имеет познавательную направленность....

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики «Ладушки» (средняя группа)

laquo;Источники  способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»      ...

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для средней группы «Радужные краски» на 2022-2023 учебный год

Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Нужно от...

Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию «Цветные ладошки» Средняя группа (возраст детей 4-5 лет)

Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию «Цветные ладошки» Средняя группа(возраст детей  4-5 лет)...