Рабочая программа кружка по экспериментированию «Хочу все знать» (Средняя группа)
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Рабочая программа кружка по экспериментированию, созданнная мною направлена ра развитие у детей любознательности, наблюдательности, самостоятельности, фантазии. Опытв и эксперименты очень интересны ребятишкам, помогают познать окружающий нас мир и относиться бережно ко всему, что нас окружает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hochu_vse_znat.docx | 160.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ДСКВ № 118»
Рабочая программа
кружка по экспериментированию
«Хочу все знать»
(Средняя группа)
Автор: Амирова Х.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для детей 4-5 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивает целостность воспитательно – образовательного процесса.
Актуальность программы состоит в том, что в основе её лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Цель:
развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования.
Задачи:
Познавательные:
- Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.
- Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие:
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Стимулировать желание детей экспериментировать.
- Формировать коммуникативные навыки.
Организация работы идёт по следующим взаимосвязанным направлениям:
- О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
- О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром).
- О мире растений (способы выращивания из семян, условия роста).
- О человеке.
- О предметном мире.
Оборудование детской лаборатории:
Приборы - «помощники:
- лабораторная посуда, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Форма организации кружковой деятельности
Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Программа разработана для детей среднего дошкольного возраста.
Возраст детей: 4-5 лет.
Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 20 минут.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования
Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей
будет проводиться в 2 раза в год: октябрь и май
Направления работы
Познавательно-экологическое направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Экспериментально- исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)
Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга.
Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми
Метод наблюдения:
- распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
- за изменением и преобразованием объектов;
Игровой метод:
- опыт
Словесные методы:
- рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
- рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
- художественное слово
- загадки
- напоминание о последовательности работы
- совет
- беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
Информационно-коммуникативные технологии:
- компьютер
- мультимедийный проектор
Формы работы с детьми:
- фронтальные;
- групповые;
- индивидуальные.
Формы реализации программы:
- целевые экскурсии;
- тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
- чтение художественной литературы;
- конкурсы и викторины;
- сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;
- открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными
- персонажами.
Ожидаемые результаты:
Ребенок знает
- Явления неживой природы (солнце, воздух, вода, песок, глина);
- Правила охраны природы;
- Правила личной безопасности;
- Графические и практические способы фиксирования результатов наблюдений
Имеет представление
- о неживой природе, как факторе жизни для всего живого;
- о приспосабливании растений к условиям жизни;
- о свойствах металла;
- о построении простейших гипотез
- предвидеть последствия действий, выполняемых впервые
Умеет
- выслушивать инструкции и запоминать;
- проводить элементарные исследования и эксперименты;
- уметь спланировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде;
- формулировать выводы, делать небольшие заключения
Перспективный план экспериментальной деятельности
в средней группе.
ОКТЯБРЬ | ||
1-я неделя | «Прозрачная вода» | Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). |
2-я неделя | «Нюхаем, пробуем, трогаем» | Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши - слышать, узнавать различные звуки; нос - определять запах; пальцы - определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус). |
3-я неделя | «Почему все звучит?» | Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. |
4-я неделя | «Какие предметы могут плавать?» | Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. |
НОЯБРЬ | ||
1-я неделя | «Делаем мыльные пузыри» | Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку. |
2-я неделя | «Вода принимает форму» | Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. |
3-я неделя | «Подушка из пены» | Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести). |
4-я неделя | Тема разноцветные шарики | Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. |
ДЕКАБРЬ | ||
1-я неделя | «Взаимодействие воды и снега» | Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. |
2-я неделя | «Как согреть руки» | Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла). |
3-я неделя | «Что отражается в зеркале?» | Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. |
4-я неделя | «Каждому камешку свой домик» | Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях. |
ЯНВАРЬ | ||
2-я неделя | «Испытание магнита» | Познакомить детей с магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими |
3-я неделя | «Замерзшая вода» | Выявить, что лед - твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. |
4-я неделя | «Волшебное сито» | Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность |
ФЕВРАЛЬ | ||
1-я неделя | «Взаимодействие воды и снега» | Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. |
2-я неделя | «Свойства песка» | Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения. |
3-я неделя | «Дерево и его свойства» | Познакомить детей со свойствами дерева. Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала (структуру поверхности, не тонет, удерживает тепло, горит) |
4-я неделя | «Растения» | Познакомить с различными способами размножения растений |
МАРТ | ||
1-я неделя | «Условия, необходимые для роста растений» | Провести опыт по проращиванию в различных условиях картофеля, лука, гороха. |
2-я неделя | «Поиск воздуха» | Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость. |
3-я неделя | «Что растворяется в воде» | Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. |
4-я неделя | «Воздух работает» | Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.). |
АПРЕЛЬ | ||
1-я неделя | «Волшебный мешочек» | Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. |
2-я неделя | «Здравствуй, солнечный зайчик» | Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). |
3-я неделя | «Цветной песок» | Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой |
4-я неделя | «Фонтанчики» | Развивать любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение. |
МАЙ | ||
«Пластмасса» | Продолжать знакомить детей со свойствами материалов: помочь детям в процессе опытов выявить основные свойства пластмассы; учить узнавать предметы, сделанные из пластмассы; уточнить представление детей о том, что можно делать из пластмассы. | |
«Необычные кораблики» | Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла. | |
«Свет и тень» | Показать детям способы использования различных материалов и инструментов для исследования тени | |
«Чудеса, фокусы, эксперименты» (открытое занятие для родителей) | Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности. |
Работа с родителями
- Привлечение к изготовлению, сбору материала, оборудования для уголка экспериментирования.
- Оформление наглядной информации в родительском уголке.
- Консультация «Детские вопросы- взрослые ответы».
- Фоторепортажи о кружковой работе.
- Рекомендации родителям о проведении экспериментов в домашних условиях.
- Рекомендации: «Проведите с детьми дома».
- Развлечение «Чудеса, фокусы, эксперименты» (открытое занятие для родителей).
Литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию "Цветные ладошки" Средняя группа
Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию рассчитана на детей 4-5 лет. Содержит в себе перспективное планирование, в соответсвии с тематическим планом ДОУ. Срок реализации 1 год....
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для средней группы «Волшебные пальчики»
Цель программы:- развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования....
Рабочая программа Кружок по экспериментированию «Хочу все знать» старшая группа
Программа направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Ч...
рабочая программа кружка по экпериментальной деятельности для детей средней группы
Данная программа рассчитана на детей средней группы и имеет познавательную направленность....
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики «Ладушки» (средняя группа)
laquo;Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» ...
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для средней группы «Радужные краски» на 2022-2023 учебный год
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Нужно от...
Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию «Цветные ладошки» Средняя группа (возраст детей 4-5 лет)
Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию «Цветные ладошки» Средняя группа(возраст детей 4-5 лет)...