Рабочая программа кружка естественно-научной направленности "Юный орнитолог"
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Привить бережное отношение к природе и научить дошкольников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.
Орнитология – самая «удобная» из зоологических наук для занятий юных натуралистов. Интерес к биологии у детей нередко начинается с увлечения птицами. Птицы встречаются везде. Даже в большом городе их можно изучать в естественной обстановке. Птицы живут повсюду, они, как правило, ведут дневной открытый образ жизни, их мир разнообразен – на Земле существует почти 10 000 видов птиц, в России — около 800. Именно на птицах, как на модельном объекте, начала развиваться экология как наука. Птицы – один из важнейших элементов экологических систем и привлекательный для людей компонент биоразнообразия. Людям и птицам одинаково необходима здоровая окружающая среда. Обеспечивая сохранение мест обитания птиц, люди сохраняют живую природу в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕЩЕРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «СВЕТЛЯЧОК» ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка естественно-научной направленности
«Юный орнитолог»
возраст: дошкольная группа с 4 до 7 лет
общеразвивающей направленности
Автор программы:
Зам. зав. по ВМР
Коновалова О.В.
Мещерино – 1
2018 год
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1. | Направленность работы | 4 |
1.2. | Актуальность | 4 |
1.3. | Новизна программы | 4 |
1.4. | Педагогическая целесообразность | 4 |
1.5. | Цели и задачи | 5 |
1.6. | Отличительные особенности программы | 6 |
1.7. | Возраст обучающихся | 6 |
1.8. | Срок реализации | 6 |
1.9. | Формы, виды и режим деятельности | 6 |
1.10. | Ожидаемые результаты | 6 |
2. | Календарно – тематическое планирование | 9 |
3. | Материально-техническое обеспечение программы | 11 |
4. | Список литературы | 12 |
- Пояснительная записка
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия: миром людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.
МАДОУ «Мещеринский детский сад общеразвивающего вида «Светлячок» реализует в своей педагогической деятельности программу «От рождения до школы», которая ставит перед педагогами задачу придания обучению развивающего характера, обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе познания. В связи с этим настоящая рабочая учебная программа базируется на таких ключевых концептуальных понятиях, как «деятельность» и «развитие». В данном случае под «развитием» понимается изменение, представляющее собой процесс продвижения от простого к сложному, от низшего к высшему. Это процесс накопления количественных и качественных изменений в сознании ребенка-дошкольника. Деятельность ребенка организуется так, что развивающая среда, окружающая ребенка, обеспечивает его развитие не только в деятельности, а посредством ее самой.
Рабочая учебная программа ориентируется на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми; ценностного и нормативного компонента.
Привить бережное отношение к природе и научить дошкольников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.
Орнитология – самая «удобная» из зоологических наук для занятий юных натуралистов. Интерес к биологии у детей нередко начинается с увлечения птицами. Птицы встречаются везде. Даже в большом городе их можно изучать в естественной обстановке. Птицы живут повсюду, они, как правило, ведут дневной открытый образ жизни, их мир разнообразен – на Земле существует почти 10 000 видов птиц, в России — около 800. Именно на птицах, как на модельном объекте, начала развиваться экология как наука. Птицы – один из важнейших элементов экологических систем и привлекательный для людей компонент биоразнообразия. Людям и птицам одинаково необходима здоровая окружающая среда. Обеспечивая сохранение мест обитания птиц, люди сохраняют живую природу в целом.
1.1.Направленность программы:
Естественно-научная направленность.
1.2. Актуальность:
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для обучающегося разнообразный мир птиц, а ознакомление с разными видами птиц – важная составляющая экологической культуры. Птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Программа построена так, что дошкольники, пополняя и актуализируя представления о птицах, их повадках и образе жизни формируют любовь к птицам родного края. У детей формируются учебные умения практического и исследовательского характера.
1.3. Новизна программы:
Программа нацелена на создание условий для формирования экологического мышления, необходимого для установления гармоничных отношений с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле.
1.4.Педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием личности воспитанника, способной к позитивному самовыражению через включение в естественно-научное творчество.
1.5. Цель и задачи программы
Цель: развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе исследовательской деятельности, использование их в процессе изучения биологии и экологии.
Задачи:
Обучающие задачи:
научить видеть и понимать красоту живой природы;
сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
расширить знания по орнитологии, познакомить детей с условиями жизни птиц в естественных условиях и домашних условиях, с охраняемыми птицами, вошедшими в красную книгу;
познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека;
познакомить детей с технологией изготовления кормушек, искусственных гнездовий.
Воспитательные задачи:
воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
воспитывать у детей своевременное, аккуратное и тщательное выполнение и соблюдение всех правил ТБ.
Развивающие задачи:
развивать потребности общения с природой;
развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Обучение основывается на принципах экологического образования:
принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства окружающего мира;
принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;
принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;
принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению детей в практическую деятельность;
принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.
1.6. Отличительные особенности программы
Отличительная особенность программы заключается в том, что позволяет обучающимся в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность наблюдения и исследования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей открывает возможности для реализации новых концепций обучающихся, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
1.7.Возраст обучающихся участвующих в реализации программы дополнительного образования детей
Обучающиеся 4-7 лет
1.8.Срок реализации программы: 1 год.
1.9.Формы, виды и режим ОД:
Образовательная деятельность по программе проводится в режимных моментах во второй половине дня, длительность 25 минут.
Виды деятельности:
лекционные занятия;
игры и викторины по птицам;
практические занятия по определению птиц, их голосов, гнездовий;
практические занятия по изготовлению кормушек, искусственных гнездовий, заготовке кормов и подкормка птиц;
экскурсии;
тренинг по определению птиц в природе по голосам, внешнему облику и поведению;
участие в акциях по охране птиц;
исследовательская деятельность;
участие в конкурсах по экологии;
работа по проведению мероприятий в детском саду.
1.10. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
Обучающиеся должны знать:
предмет и задачи орнитологии, многообразие птиц с зоогеографической точки зрения, основные виды птиц региона, виды птиц, занесенных в красную книгу,
существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека; роль птиц в пищевых цепях биогеоценозов,
формы и методы охраны птиц, основные методы учета птиц,
правила написания научных работ
технологию изготовления кормушек, искусственных гнездовий.
правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
правила безопасности в кабинете, на экскурсиях, при работе в полевых условиях.
Обучающиеся должны уметь:
общаться с природой; видеть и понимать красоту живой природы; воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
проводить самостоятельно наблюдения в природе и вести дневник наблюдений; распознавать в окружающем мире птиц, которые изучали;
пользоваться определителями, работать с дополнительной литературой
самостоятельно организовать исследования, оформлять и представлять доклады, оформлять исследовательские работы
Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:
любовь к людям и природе;
ответственное отношение к окружающей среде;
доброжелательность к живым существам;
стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
- Календарно-тематическое планирование
месяц | тема |
сентябрь | Вводное занятие. Что такое фенологическое наблюдение |
Птицы в народном календаре. Запас корма на зиму. | |
Подготовка и проведение праздника «День журавля» | |
«Птицы перелётные вы куда летите» | |
октябрь | Международные осенние наблюдения |
Фенологические наблюдения | |
Исследовательская работа по изучению видового разнообразия птиц г.о. Ступино | |
Биологические особенности птиц | |
ноябрь | Заготовка кормов, изготовление кормушек |
Проект «Птицы» | |
Зимующие птицы Фенологические наблюдения | |
Выставка поделок «Птичья столовая» | |
декабрь | Подготовка и проведение праздника «Синичкин день» |
Приспособительные особенности разных групп птиц: образ жизни и строение | |
Зимующие птицы Акция «Покорми птиц» | |
Фенологические наблюдения Привлечение птиц и изготовление кормушек | |
январь | Всероссийские Рождественские наблюдения |
Зимующие птицы Акция «Покорми птиц» | |
Исследовательская работа по изучению видового разнообразия зимующих птиц г.о. Ступино | |
День осведомленности о пингвинах | |
февраль | День орнитолога в России |
Зимующие птицы Акция «Покорми птиц» | |
Игра «Уроки живой природы» | |
Птицы Красной книги Московской области | |
март | Перелётные птицы «Куда они летят» |
Приспособительные особенности разных групп птиц, образ жизни и строение | |
Праздник «Герасим-грачевник» | |
Фенологические наблюдения | |
апрель | Международный день птиц |
«Весна идет» | |
Знакомство и изучение весеннего пролёта птиц | |
Необычные птицы | |
май | Всемирный день перелётных (мигрирующих) птиц |
Весенние дни наблюдений | |
Исследовательская работа по изучению видового разнообразия мигрирующих птиц | |
Птицы Красной книги Московской области | |
июнь | Всемирный день окружающей среды (День эколога) |
Акция «Тише! Птицы на гнездах» | |
Игра-викторина «Птицы нашего края» | |
Фенологические наблюдения | |
июль | Что? Где? Когда? (интересные факты) |
Исследовательская работа по изучению видового разнообразия птиц г.о. Ступино | |
Жизнь птиц летом | |
Самые, самые… | |
август | Наблюдения за подрастающими птенцами |
Птица и её любимый корм | |
Почемучкины беседы | |
Подведение итогов работы |
3.Материально-техническое обеспечение программы
№ п/п | Наименование | Количество |
Развивающие настольные игры | ||
1. | «Угадай птиц по описанию» | 1 |
2. | Чей хвост? | 1 |
3. | Кто что ест? | 1 |
4. | Угадай по голосу? | 1 |
5. | Что едят птицы? | 2 |
6. | «Разрезные картинки | 2 |
Наглядные пособия | ||
1. | Зимующие птицы | 1 |
2. | Перелетные птицы | 1 |
3. | Красивые птицы | 1 |
4. | Редкие птицы | 1 |
5. | Птицы разных климатических зон | 1 |
Оборудование | ||
1. | Магнитофон | 1 |
2. | Интерактивная доска | 1 |
3. | Фонограммы с голосами птиц | 1 |
Другие материалы | ||
1. | Картотека дидактических игр по теме «Птицы» | 1 |
2. | Сборник пословиц и поговорок по теме «Птицы» | 1 |
3. | Методические пособия по наблюдениям в природе |
4.Список литературы
1. Анашкина Е.Н. «О чем поет кукушка? Наблюдаем за птицами», Ярославль: «Академия развития: Академия Холдинг», 2004
2. Асташина Н.И. Экологическая орнитологическая тропа: Методическое пособие. – Н. Новгород: Деловая полиграфия, 2010.
3. Бакка С.В., Киселёва Н.Ю., Комаров Л.П. Методические рекомендации по проведению наблюдений за пролётом птиц. – Н.Новгород, 2000.-16с.
4. Осмелкин Е.В. Изучение и охрана птиц: методическое пособие. / Е.В. Осмелкин, О.Н. Маскинская /. – Чебоксары, 2004. – 64с.
5. «Энциклопедия для детей. Птицы и звери», М.: «Аванта», 2002.
6. Я познаю мир. Птицы: Детская энциклопедия. /В.В. Иваницкий. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2009
7 . Интернет сайты:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/08/picture-682618-1444296019.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования естественно-научной направленности для детей 6-7 лет "Друзья природы"
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/23/picture-409384-1393145848.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/09/picture-945711-1504979375.jpg)
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/09/picture-945711-1504979375.jpg)
"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы
Данная программа разработана с целью: снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/12/picture-965999-1634022853.jpg)
Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования
Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/25/picture-1192397-1574677956.jpg)
Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"
Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/19/picture-314170-1634662308.jpg)
Программа кружка естественно-научной направленности "Хочу всё знать"
Программа кружка естественно-научной направленности "Хочу всё знать" реализует общеиннтеллектуальное направление и предназначена для развития исследовательских способностей дошкольников, рас...