Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию "Знать о Родине, должны!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мария Сергеевна Воропаева

Цель занятия расширить представления детей о понятии Родина. В занятии представлены дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_znat_o_rodine_dolzhny.docx31.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АЛТАЙСКАЯ средняя ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

№ 1им.П.К.Коршунова

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК» __________________________________________________________________

659650 Россия, Алтайский край, Алтайский район, с. Алтайское, ул.В.И. Ленина 87 б

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию и нравственно-патриотическому воспитанию

 Тема: «Знать о родине, должны!»

Выполнила: воспитатель первой

квалификационной категории

Воропаева Мария Сергеевна

с. Алтайское  2022

Цель: Расширить представления детей о понятии Родина. Познакомить детей с Алтайским краем. Формировать у детей любознательность и интерес к своему родному селу Алтайское.

Задачи: - дать детям представления об Алтайском крае, селе Алтайское – как о частях большой страны Россия.

- обогатить детский словарь (названия городов, названия достопримечательностей).

- развивать внимание и память (дидактические упражнения).

- воспитывать ценностное отношение к объектам своего села, любознательность, желание узнать новое.

Предварительная работа: беседа с детьми о своем селе Алтайское. Игры с карточками МЕМО и др.

Материалы: Россия-пазлы; картинки - ближайшие города Алтайского края; картинки с достопримечательностями; карточки МЕМО «с. Алтайское»; чудесный мешочек с предметами (колосок, камень, кедровая шишка, мех, игрушка оленя, корешок); мультимедиа презентация; песня «С чего начинается Родина», матрешка 3 ш.т., бумажные матрешки - раскрасьте.

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечания

Вводная  часть

- Ребята сегодня мы свами поговорим о Родине. Родина – это то место где мы родились, растём или выросли.  Родину мы не только любим, но и должны ценить, беречь, хранить. Чем больше знаем мы о тех местах, где живем, тем больше эти места любим и ценим, храним. Но  Родина - это понятие очень широкое. Разобраться  в этом понятии нам помогут игры. Я сегодня для вас приготовила несколько игр и упражнений. Они вас ждут. А вам интересно узнать какие это игры? Начнём.

Дети сидят на стульчиках

Отвечают на вопрос.

- Хотим узнать. Интересно.

В группе расположены: стол с фрагментами- пазлами, стол с карточками «Мемо», два маленьких столика с большими пазлами-картинками.

Основная  часть

Первая игра «Соберем Россию!»

- Первая игра очень похожа на пазлы. Умеете собирать пазлы? Давайте соберем вместе, у меня плохо получается. Пока мы занимаемся я включу песенку «С чего начинается Родина»

- Ребята, что получилось? Кто из вас узнал очертания этого рисунка?

- Да, это получилась наша страна Россия, Российская Федерация.

- Дети мне кажется, что кусочки этого пазла неслучайны. Что-то мне они напоминают. А, вспомнила. Наша страна делится на несколько частей - регионов. Каждый регион здесь определен цветом.

- Ребята, найдите самый не обычный кусочек - регион.

- Странно, почему этот регион (край) такой расцветки? Сердечки. Почему именно сердечки? Что может означать символ - сердце?

 - Это - Алтайский край. Край наш находится на юге Сибири. Эта наша малая Родина.

Ирина Cереброва «МНОГОЛИКИЙ АЛТАЙ» (слайд, музыка автоматически включается)

Алтай — это звёздное небо над степью,

Украшенной гладью озёр;

Алтай — облака, уходящие цепью

По склонам синеющих гор.

Бурливые реки и песнь водопада,

Живительный воздух лесов,

Полуденный зной и ночная прохлада,

Цветы как из радужных снов.

Алтай! Будет сложено множество песен

О дивной твоей красоте!

Ты так многолик и настолько чудесен,

Как сказка о светлой мечте!

- А сейчас я вам расскажу легенду, откуда появилось такое слово Алтай. Сравните - «Алтай» и «Алтын», эти слова похожи. «Алтыном» в старину называли золото. Значит Алтайский край – это золотой край.

1. В Алтайском крае много бескрайних пшеничных полей. (слайд) Пшеница очень ценное растение, т. к. из неё производят самый главный продукт – хлеб. В нашем крае выращивают лучшие сорта пшеницы.

2. Есть в Алтайском крае одно местечко. Здесь расположены рудники, известные во всём мире, где добывают золото и серебро; здесь расположены месторождения серого, белого, фиолетового, золотистого мрамора. Такой мрамор идёт на строительные нужды. (слайд) Им облицовывают здания. А ещё в крае есть месторождение яшмы – очень красивый камень. Из него изготавливают красивые вазы, шкатулки для украшений. Их изготавливают специальные мастера – камнерезы. Такие вазы заказывала царица и сейчас они находятся в музее. Так же в нашем Алтайском крае добывают песок, глину, и соль.

3. На Алтае есть горы – это Горный Алтай и наше село является предгорьем. (слайд)

Здесь растут великие деревья, очень ценные – это кедры. (слайд) 

В каждой кедровой шишке пригоршня орешков, не простые они, а золотые. Кедровые орехи очень вкусные и полезные.

4. В кедровых лесах живут соболи - «п0ушистое золото Алтая». Соболи обладают очень ценным мехом. (слайд) обитают и другие ценные животные.

5. А под кедрами, глубоко в земле, похожие на человечков - корни. Это «Радиола-розовая» - золотой корень. (слайд)  Корень используют для изготовления лекарственных настоек, чтобы лечить людей от разных болезней.

6. Обитают в Алтайском крае, в частности  у нас в селе Алтайском «Золотые олени». Это не простые олени – это маралы, благородный олень. Их специально разводят на маральниках, потому, что их рога обладают лечебными свойствами. Когда рога отрастают, их спиливают и перерабатывают на лекарства. А у оленя отрастают новые рога.

- Вот сколько тайн скрывает наш родной Алтай!

-Ребята, а давайте теперь поиграем? «Чудесный мешочек»

У меня в мешочке лежат некоторые предметы. Вы не глядя просовываете туда руку, пробуете узнать, называете и объясняете, почему этот предмет связан с алтайским краем.

Динамическая пауза

- Молодцы! Теперь предлагаю вам немного подвигаться и поиграть. У меня для вас есть вот такие пазлы, с картинками. Но они мне нужны на другой стороне группы. Ходить нельзя. Предлагаю мне помочь. Делитесь на две команды. Вставайте в шеренги. И пока музыка играет, передаёте каждый фрагмент друг другу. Так пока не закончатся фрагменты или музыка.

Третья игра «Города Алтая» - подбери картинку

- Хорошо, ребята игра закончилась. Присядьте на стульчики.

- Ребята, посмотрите тут картинки городов Алтайского края. Край, в котором проживаем и мы с вами. Возможно, вы какие-то города уже знаете.

- Есть картинки с достопримечательностями города. Необходимо соединить город и его достопримечательность. И мы узнаем, что интересного можно увидеть найти в этих городах. Вы предполагайте, а я вам подскажу, если  что-то будет не так.

- город Белокуриха – Памятник медицинским работникам, санаторий, мемориал великой отечественной войны.

- город Барнаул – монумент Победы, музей камня,

- город Бийск – памятник Петра Первого, музей Чуйского тракта, мемориал Воинам-Бийчанам.

- Хорошо ребята, но ведь Алтайский край это не только города, но и села. Много сёл и деревень в нашем крае. Одно из них это наше село Алтайское. Давайте вернемся к нашей карте. Вот наша страна Россия. Этот кусочек – Алтайский край. А вот, посмотрите, я отделила одно маленькое сердечко -  это наше село Алтайское. Присаживайтесь на стульчики. Поиграем ещё в одну игру. И проверим, что вы знаете о нашем селе и о том, что находиться рядом.

Четвертая игра «Найди пару»

- На столе лежат картинки. По одному подходим к столу и ищем глазками две одинаковые картинки. Если знаете, назовите. Например: - это мостик через речку Каменка. Я часто прохожу через него.

- Молодцы. Закончим. Не расстраивайтесь, кто не успел сходить. Ведь эти карточки остаются в группе. И мы сможем поиграть ещё. И я вас научу другим играм с ними.

Дети собирают фрагменты – пазлы  (регионы страны).

После выполнения задания дети садятся на стульчики

Дети обращают внимание на кусочек с сердечками.

Отвечают:

- Любовь, радость, что-то родное, красота, близкое, моё.

Дети слушают стихотворение.

Дети слушают рассказ педагога.

Рассматривают города, запоминают названия.

Дети с помощью осязания, наощупь определяю предметы, и отвечают на вопрос.

- Это олень (марал). Он ценен потому, что его рога имеют целебные свойства.

-  Это колосок. На Алтае много полей с пшеницей. Из неё готовят хлеб. И т.п.

Дети встают и строятся в две шеренги. Подходят к маленьким столам.

Выполняют действия.

Рассматривают картинки с достопримечательностями.

Соединяют картинки городов и достопримечательностей.

Дети поочередно выполняют задание, по возможности называют, что знают.

Дети вместе с воспитателем подходят к столу с «Россией».

Дети проходят на стулья.

Дети выполняют задание парами и возвращаются на стульчики.

Играет музыка

дети совместно с воспитателем собирают «Россию». Детали сразу фиксируют.(Клей, скотч)

Педагог демонстрирует «Россию». Обращает внимание на Алтайский край.

Стихотворение и рассказ сопровождается слайдами мультимедиа презентации.

Педагог обращает внимание на ответы детей. Стимулирует их к полным ответам.

Игра сопровождается песней «С чего начинается Родина»

Педагог дополняет ответы детей. Просит повторить.

Заключительная

- Время игр подходит к концу.  Мне было очень с вами интересно, я очень довольна, как мы с вами поработали. Что вам запомнилось?

Давайте обобщим. Родина – это наша страна Россия. Она большая, как эта матрешка. В ней поменьше – Алтайский Край – это тоже наша Родина. А там внутри маленькая матрёшечка – это наше село – малая Родина.

- Для вас последнее задание. Кому было интересно – возьмите матрешечку. Потом вы их раскрасите в яркие радостные цвета.

Дети отвечают на вопросы.

Педагог задает наводящие вопросы.

Делает паузы, чтобы дети продолжали.

Используемая литература

  1. Е. Ф. Козина; Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте;  изд.: "Прометей", 2011 .( https://mir-knig.com/read_173536-1 )
  2. Нравственное воспитание в детском саду. (Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет); Петрова В.И., Стульник Т.Д., М.: Мозаика-Синтез, 2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственно - патриотическому воспитанию "Большая и малая - Родина"

Программное содержание:Расширять представление детей о Родине, его животном мире, о главных природных богатствах родного края.Развивать способности действовать по образцу и самостоятельно;Воспит...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию С чего начинается Родина

Задачи: - формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к государственным символам;- закрепить названия народных промыслов;- воспитывать любовь к ...

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию: «Моя малая Родина»

Продолжаю знакомить с символикой Республики Татарстан, родного поселка, любить свой край....

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию"С чего начинается Родина"

- формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к государственным символам;- закрепить названия народных промыслов;- воспитывать любовь к Ро...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая родина» для детей подготовительной к школе группы

Конспект  занятия  по нравственно-патриотическому  воспитанию  «Моя   малая   родина»для   детей  подготовительной  к  школ...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей «Россия – Родина моя» (в подготовительной группе).

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей «Россия – Родина моя» ( подготовительная группа)....