Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая родина» для детей подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию
«Моя малая родина»
для детей подготовительной к школе группы
Автор-составитель:
Александрова Л.А.
Дата проведения:
20 мая 2016 года
Программное содержание:
- Продолжить знакомить детей с крестьянской избой и домашней утварью, занятиями сельских жителей, с пословицами и поговорками, прибаутками о русском гостеприимстве;
- Закрепить знакомые русские народные частушки, колыбельные песенки, загадки и прибаутки;
- Развивать память, внимание, формировать интерес и уважение к русской народной культуре;
- Закрепить навыки культуры поведения в музее «Русская изба» МДОУ детский сад № 9;
- Познакомить с понятием «деревянная Русь»;
- Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, нежность, щедрость, гостеприимство);
- Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к русской старине, к своей малой Родине.
Активизация словаря:
- предметы домашней утвари: ухват, чугунок, рубель, кочерга, колыбель (люлька), очип, колыбельная, самовар;
- географические названия: река Кинель, село Чёрновка, посёлок Отрада, город Отрадный, Русь;
- признаки предметов: деревянный, медный, сладкий, расписной.
Оборудование:
- экспозиции в музее «Русская изба» МДОУ детский сад № 9;
- русский сарафан;
- самовар, пироги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.05 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 4 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ОТРАДНЫЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЕТСКИЙ САД № 9
446300, Самарская область, г. Отрадный, ул. Гайдара 32
т/факс 8(84661) 2-14-24, 2-44-96
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию
«Моя малая родина»
для детей подготовительной к школе группы
Автор-составитель:
Александрова Л.А.
Дата проведения:
20 мая 2016 года
2015 – 2016
учебный год
Программное содержание:
- Продолжить знакомить детей с крестьянской избой и домашней утварью, занятиями сельских жителей, с пословицами и поговорками, прибаутками о русском гостеприимстве;
- Закрепить знакомые русские народные частушки, колыбельные песенки, загадки и прибаутки;
- Развивать память, внимание, формировать интерес и уважение к русской народной культуре;
- Закрепить навыки культуры поведения в музее «Русская изба» МДОУ детский сад № 9;
- Познакомить с понятием «деревянная Русь»;
- Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, нежность, щедрость, гостеприимство);
- Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к русской старине, к своей малой Родине.
Активизация словаря:
- предметы домашней утвари: ухват, чугунок, рубель, кочерга, колыбель (люлька), очип, колыбельная, самовар;
- географические названия: река Кинель, село Чёрновка, посёлок Отрада, город Отрадный, Русь;
- признаки предметов: деревянный, медный, сладкий, расписной.
Оборудование:
- экспозиции в музее «Русская изба» МДОУ детский сад № 9;
- русский сарафан;
- самовар, пироги.
Ход занятия:
1. Экскурсия в музей «Русская изба» МДОУ детский сад № 9 .
Воспитатель: Ребята, мы впервые пришли в музей нашего детского сада. Сегодня я расскажу вам об основании нашего города в очень далёкое время. Вы узнаете, почему Русь называли деревянной, откуда взялось название «Отрадный».
2. Беседа в музее «Русская изба» МДОУ детский сад № 9.
Воспитатель: В местах, где на земле работали волжские пахари, раскинулись деревеньки Чёрновка, Алтуховка, Осиновка, Алексеевка и среди них – посёлок Отрадный.
Старожилы рассказывают о происхождении этого красивого названия: «В 1925 г. группа чёрновских граждан решила переселиться из села ближе к лесу и лугам, чтобы удобнее было пасти скот. Сказано – сделано.
Весной десять человек поехали выбирать место для поселения и остановились у опушки леса вблизи реки Кинель. Стали думать, как назвать будущий посёлок. И тогда один из них воскликнул: «Смотрите-ка, ребята, как здесь хорошо! Всё рядом: лес, вода, рыба. Настоящая отрада».
Остальные подхватили это словечко и решили назвать посёлок Отрадным.
Сначала он был небольшим… и деревянным. На Руси люди давным-давно строили себе жилища из брёвен. Такие дома назвали избами.
Посмотрите на первую экспозицию нашего музея. Это восстановленная изба давних времён. Всё-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и стол, и лавки, и кровати, и сундуки, и посуда. И в нашей избе много деревянных предметов. Посмотрите на этот предмет (воспитатель указывает на прялку), может кто-то из вас знает, как он называется?
Правильно, ребята. Это прялка. Она тоже сделана из дерева. К прялке привязывали овечью шерсть и вытягивали в тонкую нить, наматывая её на деревянное веретено (показывает). Прошло время, и прялка изменила свой внешний вид, её стали называть самопрялкой. И она была сделана из дерева.
Но самой главной в избе была печь. В печи можно было готовить. Печь согревала. На печи можно было спать, а можно было лежать и слушать сказки, которые рассказывала бабушки, пока в долгие зимние вечера пряла шерсть.
В каждой русской избе были деревянные полочки, на которых хранилась посуда, тоже деревянная (показывает): вот миски, солонка, ложки, бочонки, ковши. А вот кадушка для воды. Она сделана из узких дощечек, скреплённых железными ободами. Вёдра и коромысло, на котором носили воду из реки, тоже были деревянными.
Деревянный пол в русских избах застилали разноцветными половиками. Полюбуйтесь – какие они были яркие и красочные! Половики ткали на деревянном ткацком станке (показывает рисунок ткацкого станка).
Ну, а если в семье был младенец, то укладывали его спать в колыбель (зыбку, люльку), сделанную тоже из дерева. Подвешивали её на палку «очип» и пели малышу колыбельную:
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок.
И потащит во лесок
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу детку не буди.
Игрушки для детей тоже были деревянными. Из обыкновенного полена русские умельцы вырезали вот таких красавиц матрёшек.
Теперь вам понятно, почему Русь называют деревянной?
А теперь послушайте мою загадку:
Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар).
Этот предмет не деревянный – медный. Но он был в каждой русской избе (берёт самовар в руки):
Я иду, иду, иду, самовар в руках несу,
Самовар в руках несу, прибауточки пою.
Воспитатель ставит самовар на стол и подходит к русской печи со словами:
Ой, ты печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня.
Ты свари, испеки, обогрей, освети,
Полечи и спаси, в дом богатства принеси.
Воспитатель достаёт из печки пироги и приглашает всех к столу.
Как для вас, мои друзья, пирогов я напекла.
Хозяйку потешьте – пирогов поешьте!
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Разливает чай, угощает детей и приговаривает: «Чай пить – не дрова рубить!»
Дети, выходя из-за стола, прощаются и в знак благодарности поют частушки.
Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно.
Пропоём мы вам частушки
Очень замечательно!
У меня на сарафане
Косолапы петухи.
Только мы не косолапы –
Косолапы женихи.
Эх, топну ногой
Да притопну другой,
Сколько я не топочу,
Всё равно плясать хочу.
Я надену платье бело,
Буду в нём красавица.
Пусть лентяи не подходят,
Пока не исправятся.
Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
3. Итог:
Воспитатель: Вот, ребята, и подошла к концу наша экскурсия в музей нашего детского сада. Ещё раз посмотрите внимательно на «Русскую избу» и ответьте мне, пожалуйста:
- Понравилась вам наша экскурсия?
- Почему нашу страну с древних времён называли деревянной?
- Почему наш город назвали Отрадный?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский
Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»
Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...