Методическая разработка "Кузбасс - моя малая Родина!"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Бранькова Анна Александровна

Методическая разработка "Кузбасс - моя малая Родина!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_kuzbass_-_moya_malaya_rodina_.docx39.61 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка "Кузбасс - моя малая Родина!"

Выполнила:

Бранькова А.А.

воспитатель

Кемерово, 2020

Возрастная категория: дети старшего дошкольного возраста.

Содержание

1.Цель и задачи

2.Предметно-развивающая среда по краеведению

3.Методические рекомендации педагогам

4.Методические разработки по краеведению:

-Конспекты занятий из опыта работы

-Развивающие игры по краеведению

5.Работа с родителями

-Альбом для родителей по краеведению «К 300-летию Кузбасса»

  1. Цель: создание предметно - развивающей среды способствующей формированию патриотических чувств и любви  к прошлому, настоящему, будущему родного края, к жизни народов родного края в разное историческое время, к его истории и культуре,  природе края и России на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.  Создание образовательной среды, способствующей полноценному духовному и нравственному воспитанию дошкольников.

Задачи:

- формировать интерес к своей «малой Родине»;

- формировать представление о родном крае, который называется Кузбассом или Кемеровской областью, дать представление о том, что столицей Кузбасса является город Кемерово;

- формировать  чувство любви к своему городу, уважение к его обычаям и традициям;

- развивать  представления о природных богатствах недр Кузбасса;

-продолжать развивать у детей географические представления, знакомить с картой Кемеровской области;

- знакомить с флагами и гербами Кемеровской области и города Кемерово;

- формировать и расширять первоначальные представления об истории и культуре, традициях родного края;

- приобщать к культуре и традициям русского народа, воспитывать лучшие качества присущие ему: трудолюбие, доброту, сочувствие, взаимовыручку;

-  учить детей понимать, что у людей и у вещей есть своя история;

- развивать способность наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать;

- обогащать социальный опыт ребенка, помогать осознавать нормы и правила поведения;

- создавать условия для эмоционального, насыщенного, содержательного общения детей с взрослыми и друг другом в различных видах деятельности;

- учить планировать совместную деятельность, согласовывать свои действия и мнения с партнерами, способствовать развитию чувства ответственности за общее дело.

- развивать творческие и интеллектуальные способности детей, речевую культуру.

- пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость к окружающему миру и помочь осознать ребенку свое место в нем;

Основные принципы работы, на которых базируется данный проект:

- учёт возрастных особенностей детей при отборе материала;

- обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;

- уважение к личности ребенка.

2. Предметно-развивающая среда:

Центром патриотического воспитания старших дошкольников является уголок краеведения «Кузбасс-моя малая Родина!», в который входят следующие дидактические материалы и экспонаты:

  1. Альбомы:
  • «История Кузбасса».
  •  «Кузбасс – шахтёрский край».
  • «Природа Кузбасса».
  • «Животный мир Кузбасса».
  • «Символика Кузбасса».
  • «Символика города Кемерово» .
  • «Кемерово: вчера и сегодня (история в фотографиях)».
  •  «Кузбасс в годы ВОВ»
  • «Коренные народы Сибири»
  • «Герои Кузбасса»
  • « К 300-летию Кузбасса» (для родителей/законных представителей)
  1. Художественная литература о родном крае.
  2. Символика Кемеровской области, города Кемерово, Российской Федерации.
  3. Макеты:
  • «Мой Кузбасс»(флора и фауна Сибири, объемный).
  • «Мой детский сад» (объемный).
  • «Природное  богатство Кузбасса -уголь» (объемный).
  • Стенд «Кемерово - наш город».
  • «Животный мир Сибирской тайги»
  1. Карта Кемеровской области, карта - схема г. Кемерово, карта Мира.
  2. Фотографии Красной Горки, Томской писанницы, реки Томь, памятников г. Кемерово, парков и скверов г.Кемерово и др.
  3. Рисунки и творческие работы детей на тему «Моя Родина Кузбасс».
  4. Дидактические игры:
  • «Собери флаг»,
  • «Загадки о Кемерово»
  • «Где я живу?»
  • «Кем быть?»;
  • Лото «Гербы Кузбасса».
  • «Достопримечательности города»
  • «Собери картинку «Мой район»»
  • Игра-путешествие по Родному Кузбассу
  • Пазлы
  • Кроссворды, ребусы
  • «Так или не так»
  1. Художественная литература, сказки, фольклор, репродукции картин, видеотека, аудиотека.

3.Методические рекомендации педагогам:

  1. Сформировать в группе предметно-развивающую среду по краеведению, включающую наглядно -дидактические пособия о родном крае и городе.
  2. Рекомендательно использовать следующие формыи методы  работы с детьми по краеведению:
  • разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок,
  • привлечение детей к посильному общественно-полезному труду (например, сезонный труд на участке детского сада),
  • экскурсии, прогулки, дидактические игры,
  • чтение детских художественных произведений, сказок,
  • рассматривание и обсуждение документальных фильмов, диафильмов, альбомов,  репродукций картин, иллюстраций,
  • поощрение за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненное поручение, хорошее поведение,
  • личный пример воспитателя, любящего свою работу, улицу, город.
  1. Систематически использовать традиции своей программы и группы, («За нашим круглым столом», «Дни рождения», «Вечер народного фольклора», «Расскажи о своей улице, городе крае» и др.)
  2. Создавать проблемные ситуации для детей и пути их совместного решения с педагогом.
  3. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач как нравственных, так и трудовых, умственных, эстетических, а также физического воспитания.
  4. Воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края. Формировать бережное отношение к природе. Пробудить желание трудиться в природе, стремиться к её созиданию.
  5. Важно в воспитании патриотических чувств дать возможность детям выразить их в своих творческих работах – то есть в продуктивных видах деятельности.
  6. Самообразование педагогов по теме краеведения и родного края.

4.

Конспект занятия "Наш родной Кузбасс"

Цель:

 Формирование представления детей о малой Родине - о родном городе.

Воспитание любви и уважения к Малой родине, развитие познавательного интереса к истории Кузбасса. 

Задачи:

1.Продолжать знакомить детей с малой родиной;
2. Расширять представления детей о родном крае, формировать первоначальные представления об истории родного края;

3.Формировать представление о том, что наш край называется Кузбассом.

4.Познакомить детей с богатством недр родной Кузбасса и славой своего региона – углём – чёрным золотом.

5. Воспитывать патриотические чувства к своей малой родине;

Материалы и оборудование:

  • глобус
  • карта России
  • макет «Мой Кузбасс»
  • макет «Природное богатство Кузбасса – уголь»
  • ноутбук для презентации
  • альбом «Кузбасс шахтёрский край»
  • столы для экспериментов (4)
  • фартуки (по счёту детей)
  • кусочки каменного угля (по 2 на каждого ребёнка)
  • лупы (по счёту детей)
  • одноразовые стаканчики с водой. (по счёту детей)
  • влажные салфетки
  • бумага (картон)

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций и  макета «Мой  Кузбасс», заучивание стихов, потешек, пословиц, рассматривание герба и географической карты Кемеровской области.

Мотивация

Воспитатель:

Ребята, скажите, что такое у меня в руках (ответ)

Правильно – это глобус, или макет нашей планеты Земля.

На глобусе много морей и океанов, разных стран, но самая удивительная и любимая - наша Родина. А как называется наша родина? (ответ)

А где ещё можно увидеть изображение России?(ответ)

Давайте подойдем к карте. (карта России)

Карта какой страны перед нами?

А почему она разноцветная (синий цвет - …, зеленый и коричневый - …)

А кто знает, где живем мы с вами? (ответ)

Как называется наш край? (ответ)

Если дети не сказали про КУЗБАСС = объяснить, КОРОТКО

Откуда это слово- Кузбасс? Нашу область называют Кузбассом, потому что в самом центре ее расположен Кузнецкий угольный бассейн, принесший славу нашему краю. Этот край богат главным богатством Кузбасса - каменным углем.

Воспитатель читает стихотворение:
Кому - то снится южный берег Крыма.

Кого - то манят пальмы и моря.

А мне Сибирь, как мать - неповторима.

Здесь отчий дом, здесь родина моя

Кузнецкий край - жемчужина Сибири.

Кузнецкий край - горняцкая земля.

Народ Кузбасса - мощь его и сила,

Богатство недр и хлебные поля.

Мне по душе сибирская природа,

Ее просторы, реки и луга,

Напевный говор русского народа

И летний зной, и зимние снега.

Беседа

Ребята, давайте присядем на стульчики.

У каждой области есть свои символы. Какой главный символ у Кузбасса? (ответ - уголь, показатьсинонимы-определения: черное золото, богатство края, мощь и могущество кемеровской области)

А кто занимается добычей черного золота Кузбасса? (ответ)

Какая главная профессия в угольном крае, промышленности?

Рассматривание макета  «Природное богатство Кузбасса – уголь»

Презентация

Ребята, а сейчас я предлагаю поближе познакомиться с профессией шахтер (просмотр альбома  «Кузбасс шахтёрский край»)

Сейчас мы с вами немного побудем шахтерами

Физминутка

Крепильщики, забойщики, (Дети шагают на месте)

Профессий много здесь, (Делают большой круг руками)

Откатчики, проходчики, (Изображают “богатырей”)

Вам всем сегодня честь! (Размахивают руками над головой)

Воспитатель: Ребята, в моём сундучке лежит необычный камень

– слушайте загадку:

С виду неприглядный камень, 
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его поднять, 
Надо в шахте побывать.
Под землёю огоньки – 
Это в шахте горняки.
Отбивают молотками
Этот очень нужный камень.
Он имеет чёрный цвет, 
Всем даёт тепло и свет.

Воспитатель. Хотите поближе познакомиться со свойствами угля?

 Сейчас мы познакомимся с некоторыми свойствами угля. Для этого нам нужно пройти в лабораторию (экспериментальную зону), а стало быть, наденем СПЕЦОДЕЖДУ (одевается вместе с детьми).

Сейчас с вами мы станем юными исследователями.

 Дети берут кусочки угля, рассматривают их.

Воспитатель. Какого цвета уголь?

Дети. Он чёрный, блестящий.

Воспитатель. Как вы думаете, почему уголь называют каменным? (Уголь твёрдый как камень.) Как вы поняли, что каменный уголь твёрдый?

Дети. Пробовали надавить на него или сжать в руке.

Воспитатель. Как вы думаете, каменный уголь прочный? (ответы детей выслушать). Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт. Уголь рассыпался на несколько мелких кусочков. Какой вывод можно сделать?

Дети. Каменный уголь твёрдый, но не прочный.

Воспитатель. Что будет, если провести углём по листу бумаги? (На бумаге останется чёрная линия.) Возьмите кусочек сухого угля.

Попробуйте углём провести линию на листе бумаги. 

Что вы видите?

Дети. Углём можно рисовать.

Попробуйте что-нибудь нарисовать. Солнышко, дом,  облако.

Молодцы. (вытерли руки, сняли одежду)

Воспитатель. Возьмите лупу и рассмотрите уголь. Что вы видите (ответы детей).

Дети. - Он слоистый.

Воспитатель. - Каменный уголь - это не простой камень, это полезное ископаемое. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют, превращаются в торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь.

Воспитатель. Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду (предположения). - Давайте опустим его в стакан с водой. Уголь утонул. Почему?

Дети. Он тяжёлый.

Воспитатель. Как вы думаете, он растворяется или нет? Как это можно проверить?(помешать воду палочкой). - Меняет ли цвет вода? Так растворяется уголь или нет?

Дети. Не растворяется.

Воспитатель. Запомните, каменный уголь не растворяется ни в одной из жидкостей. Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов?

Дети. Уголь чёрный, блестящий, он твёрдый, но при ударе рассыпается на мелкие куски. Уголь оставляет след (пачкает), он слоистый. Уголь тяжёлый, не растворяется в воде и других. А самое главное и ценное свойство угля – он горючий.

Воспитатель:

 Ребята, наши исследования закончились

Рефлексия.

Что сегодня вам запомнилось, понравилось на занятии?

 Расскажите, что нового для себя вы сегодня узнали? (Выслушиваю ответы детей). Что для вас было самым интересным? 

Умницы, вы многое запомнили, ваши ответы меня очень радуют. Занятие наше окончено.

Викторина   «Красная книга - Кузбасса».

Цель: Обобщение знаний детей о растительном и животном мире, занесенных в Красную книгу Кемеровской области.

Задачи:

  • Уточнить и закрепить знания детей о редких животных, птицах и растениях Кузбасса;
  • Развивать внимание, мышление, память.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

  • Знакомство с Красной Книгой Кемеровской области и редкими животными, занесёнными в неё;
  • Беседы с детьми о пользе и важности природоохранной деятельности человека;

Материалы и оборудование: макет  «Мой Кузбасс» (флора и фауна),  макет «Животный мир Сибирской тайги», альбомы «Природа Кузбасса» и «Животный мир Кузбасса».

Ход викторины

Ребята,  я вам предлагаю совершить  интересное и увлекательное путешествие.

О чудесном нашем крае. Будет разговор,

О прекрасном милом крае, где мы все живём.

 Предлагаю его посвятить нашему родному краю.

Мы с вами живём в Кузбассе, Кузнецком крае, Кемеровской области- замечательном крае, богатом и славном своей историей, природными богатствами, людьми, её населяющими. Сегодня занятие мы проведём в виде викторины: «Красная книга - Кузбасса». Вам  предстоит ответить на интересные вопросы. За правильный ответ –  вы будете получать  жетон.

 Ребята, а вы знаете что такое

Красная книга – это книга, в которую занесены редкие животные и растения, которые охраняются законом потому, что она подобна красному сигналу светофора и должна предупреждать людей, что наша природа в опасности.

1 ТУР - Животные (Макет и альбом)

1 ТУР – Животные.

Конкурс 1. Загадки.

1. Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том?
(Медведь) 

2. Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.
(Заяц)

3. Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (еж)

4. Без крыльев,

А быстрее птицы.

С дерева на дерево

Перепрыгивает. (Белка)

 

5. Кто на своей голове

Рога носит? (Олень)

 

6. Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живёт,

 В деревне кур крадёт. (Лиса)

 

7.Всё время по лесу он рыщет,  

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щёлк,  

Кто скажите это ... (волк)

 

8. Очень сильный и высокий
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый.
(Лось)

9. Работящие зверьки 
Строят дом среди реки. 
Если в гости кто придет, 
Знайте, что из речки вход! 
(Бобры)

10. Из малых кошек, из пятнистых,
А на ушах, представьте, кисти!
Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,
Она ведь хищник грозный …
(Рысь)


2 ТУР – Растения

Молодцы! Здорово! Мне понравилось, как вы дружно отвечали. А теперь предлагаю вам немного передохнуть, а заодно и мнепомочь. У меня есть конвертики с картинками растений, который я случайно разрезала, а собрать не могу. Но я знаю, что вы ловко собираете пазлы и легко справитесь с этим заданием. Так вот кто быстрее соберет картинку, тот и получит жетон.

Купальница (огоньки)

Прострел (Подснежник)

 Ну, а мы подходим к 

3 ТУРУ – Птицы

- Какой аист занесён в Красную Книгу Кузбасса? (чёрный)

- Кто в беретки ярко-красной, в черной курточке атласной? На меня он не

глядит все по дереву стучит. (дятел)

- Чернокрылый, красногрудый, и зимой найдет приют: не боится он простуды

с первым снегом тут как тут. (снегирь)

- Назовите птицу, которая с легкостью заменит охотничью собаку.

(Сокол сапсан) 

Ну а теперь ребята давайте же узнаем победителя сегодняшней игры?

Подсчитаем жетоны! (Награждение).

Закончить занятие мне хотелось бы вот этими замечательными строчками

Люблю, Кузбасс, твои просторы

И красоту лесных озер,

И шорскую тайгу, и горы,

И дымом пахнущий костер,

И на рассвете - травы в росах,

И на закате – тишину,

Твою чарующую осень

И благодатную весну.

Кузбасс былинный, величавый,

Одной мы связаны судьбой.

Седые Писаные скалы

Оберегают твой покой.

Кузбасс, Кузбасс – моя держава,

Мой отчий дом, мой край родной!

5. Работа с родителями по краеведению

 - Для пополнения краеведческого и познавательного материала привлекать родителей

- Подготовить для родителей  папку - передвижку «С любовью к городу» и альбом « К 300-летию Кузбасса».

- Организовывать совместное участие детей и  родителей в конкурсах рисунков «Город, что сердцу дорог», в совместных с детьми выставках работ к фольклорным праздникам.

- Проводить анкетирование родителей о знакомстве детей с родным краем.

- Проводить для родителей дни открытых дверей, праздники, развлечения.

- Проводить туристические походы на природу, прогулки, экскурсии по городу.

- Консультирование родителей на тему краеведения характера.

- Привлекать родителей к организации и участию в групповых праздниках, занятиях на тему  Викторина «Красная книга Кузбасса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Моя малая Родина»

Развивающее пособие, предназначенное как для совместных игр ребенка и взрослого, так и для  самостоятельной игры одного или нескольких детей дошкольного возраста 5-7 лет, может использовать...

Методическая разработка "Моя малая Родина".

Методическая разработка по патриотическому воспитанию "Моя малая Родина!"...

Методическая разработка. Моя малая родина

Цель: воспитывать патриотические чувства к своему городу.Задачи: дать обширное представление о красоте своего города; вызывать гордость и уважение быть петербуржцем; развивать воображение присутс...

Учебно-методическая разработка "Моя малая Родина-Санкт Петербург"

                                                ....

Методическое пособие "Наша малая Родина - Кубань"

Методическое пособие для педагогов по приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры...

Методическая разработка игры «Малая родина - Металлострой».

Это игра разрабтана на основе настольно игры Мемо, адаптирована для детей живущих в посёлке Металлострой...

Методическое пособие «Моя малая Родина – Волгоград »

Методическое пособие  "Моя малая Родина-Россия" по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Данное пособие направлено на формирование нравственных качеств личности через оз...