Методическое пособие «Моя малая Родина – Волгоград »
методическая разработка (младшая группа)
Методическое пособие "Моя малая Родина-Россия" по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Данное пособие направлено на формирование нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом, его достопримечательностями и его историей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое пособие «Моя малая Родина – Волгоград»
Автор: Калинина Марина Николаевна,
воспитатель МДОУ д/с № 310
Цель: Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
Задачи:
- Уточнить и расширить знания детей о родном городе, районе, улице (история, символика, достопримечательности, промышленные объекты).
- Познакомить с именами и жизнью тех, кто основал и прославил наш город.
- Познакомить с историей создания детских садов в Волгограде, с положением (состоянием) детских садов во время Великой отечественной войны.
- Воспитывать интерес к истории, чувство гордости за свой город.
- Воспитывать гуманное, заботливое отношение к ветеранам Великой отечественной войны, пожилым людям. Прививать чувство гордости за тех, кто защищал наше будущее от врагов.
- Формировать чувство уважения к профессиям и труду взрослых.
- Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где родились.
- Прививать чувство дружбы и толерантное отношение к представителям других национальностей. Расширять знания о культуре и традициях народностей нашего края.
- Прививать здоровый образ жизни.
- Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком.
Формы и методы реализации:
- Игровые.
- Проектные.
- Интегрированные.
- ИКТ (ресурсы сети Интернет, авторские фильмы и презентации).
- Совместная деятельность с партнерскими организациями.
Результаты проведенной работы:
- Повышение уровня знаний у дошкольников об истории родного города, известных людях, улицах, памятных местах Волгограда.
- Сформированность системы понятий духовных, семейных ценностей
- Уважительное отношение к ветеранам, пожилым людям.
- Повышение роста познавательной активности детей путем участия в проектной деятельности.
- Повышение уровня социализации дошкольников, интереса к совместной творческой деятельности.
- Возрастание заинтересованности родителей в успехах своих детей.
- Повышение эффективности патриотического воспитания, через использования новых форм и методов работы.
- Повышение профессиональной компетентности и реализации творческого потенциала педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания.
Содержательная часть:
В течение последних трех лет наш педагогический коллектив уделял большое внимание формированию у дошкольников нравственных качеств личности. Почему мы выбрали тему нравственно-патриотического воспитания? Мы считаем, что самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в политических процессах, а в разрушении личности. В наше время материальные ценности все более доминируют над духовными. Поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, терпимости, гражданственности, патриотизме.
Дошкольный возраст – важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими знаний о своей малой Родине – родном городе, своей семье. Быть патриотом – значит ощущать себя полноценным членом общества, быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим устанавливать контакт с другими людьми, уважать их права, мнение, быть терпимым к различиям между людьми. Все эти качества закладываются уже в дошкольном детстве и являются составляющими гражданского воспитания.
В основу работы легли следующие принципы:
- Принцип историзма
- Принцип гуманизма
- Принцип дифференцированного подхода к каждому воспитаннику
- Принцип интегративности
- Принцип наглядности
- Принцип развивающего обучения
Работа велась по следующим направлениям:
- Волгоград – уникальный.
- Волгоград – труженик.
- Волгоград – город памяти.
- Волгоград – многообразный.
При этом использовались разнообразные приемы и методы работы, некоторые из них были для нас достаточно новыми: проектная деятельность, использование ресурсов сети интернет, авторские дидактические и интерактивные игры, презентации, фильмы, совместные мероприятия с музеями, библиотеками, гимназией, семьями воспитанников. Именно эти методы стали наиболее эффективными. Был разработан перспективный помесячный план по направлениям, отражающим различные формы работы с дошкольниками, их родителями, ветеранами Великой отечественной войны, партнерскими организациями и учреждениями города (приложение 1.)
В начале своей деятельности столкнулись с проблемой неохотного участия родителей в мероприятиях. Многие из них мотивировали это занятостью на работе, отсутствием свободного времени. Однако заинтересованность детей не оставила родителей равнодушными и они уже сам стали предлагать свою помощь, проявляли инициативу в организации экскурсий, прогулок, изготовление поделок.
Заметив, что дети не всегда логично и полно составляют рассказы об увиденном, мы стали использовать больше наглядности, а так же приемы мнемотехники и моделирования.
Полученные результаты проведенной работы:
- У дошкольников повысился уровень знаний о родном городе, его истории, народностях населяющих наш город, достопримечательностях и известных людях города Волгограда.
- Формировалось чувство уважения и любви к своей малой Родине, к родной семье, к ветеранам Великой отечественной войны, чувство дружбы и уважения к другим народностям, проживающим в нашем городе.
- Активизировались творческие способности педагогов, были использованы и наработаны инновационные методы и технологии в решении задач нравственно-патриотического воспитания.
- Расширены рамки партнерства с образовательными учреждениями города, музеями, библиотеками, промышленными предприятиями.
- Возросла заинтересованность родителей в повседневной деятельности ребенка в детском саду.
- На базе сада создан мини-музей «Уголок памяти».
Литература
- Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» М.: УЦ «Перспектива», 2011;
- Н.А. Виноградова, Е.П Панкова «Образовательные проекты в детском саду» АИРИС –пресс 2008;
- Е.С. Евдокимова, Н.В. Езубова, Н.В. Додокина, И.В. Сластенова «Игры детей Поволжья: традиции и современность». Волгоград-Саратов: ЦОП, 2004
- Н.Г. Зеленова , Л.Е. Осипова «Мы живем в России» . М. 2007;
- Л.А. Кондрикинский «С чего начинается Родина?» М. 2005;
- М.Ю. Нолвицкая «Патриотическое воспитание в детском саду», М., 2003;
- Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических заданий и сценарии мероприятий Волгограда: Учитель, 2007;
- О.Г. Тихонова «Дошкольники о музейной культуре». М. АРКТИ. 2006;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие «Моя малая Родина»
Развивающее пособие, предназначенное как для совместных игр ребенка и взрослого, так и для самостоятельной игры одного или нескольких детей дошкольного возраста 5-7 лет, может использовать...
Методическая разработка "Моя малая Родина".
Методическая разработка по патриотическому воспитанию "Моя малая Родина!"...
Мультимедийное дидактическое пособие "Моя малая Родина"
Город Ломоносов - моя малая Родина...
Методическая разработка. Моя малая родина
Цель: воспитывать патриотические чувства к своему городу.Задачи: дать обширное представление о красоте своего города; вызывать гордость и уважение быть петербуржцем; развивать воображение присутс...
Мастер-класс по изготовлению наглядно-дидактического пособия «Моя малая Родина»
Мастер-класс по изготовлению наглядно-дидактического пособия «Моя малая Родина»...
Методическое пособие "Наша малая Родина - Кубань"
Методическое пособие для педагогов по приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры...
Методическая разработка - Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование методического пособия М. И. Родиной «Бусоград».
Содержание «Волшебные игры феи Бусинки» рассчитано в одинаковой мере и на сильного ребёнка, и на слабого, ориентирована на развитие личности ребёнка и носит деятельный характер, направлена...
- Мне нравится (1)