Методическое пособие «Моя малая Родина – Волгоград »
методическая разработка (младшая группа)

Калинина Марина Николаевна

Методическое пособие  "Моя малая Родина-Россия" по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Данное пособие направлено на формирование нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом, его достопримечательностями и его историей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие «Моя малая Родина – Волгоград»

Автор: Калинина Марина Николаевна,

воспитатель МДОУ д/с № 310

Цель: Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.

Задачи:

  1. Уточнить и расширить знания детей о родном городе, районе, улице (история, символика, достопримечательности, промышленные объекты).
  2. Познакомить с именами и жизнью тех, кто основал и прославил наш город.
  3. Познакомить с историей создания детских садов в Волгограде, с положением (состоянием) детских садов во время Великой отечественной войны.
  4. Воспитывать интерес к истории, чувство гордости за свой город.
  5. Воспитывать гуманное, заботливое отношение к ветеранам Великой отечественной войны, пожилым людям. Прививать чувство гордости за тех, кто защищал наше будущее от врагов.
  6. Формировать чувство уважения к профессиям и труду взрослых.
  7. Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где родились.
  8. Прививать чувство дружбы и толерантное отношение к представителям других национальностей. Расширять знания о культуре и традициях народностей  нашего края.
  9. Прививать здоровый образ жизни.
  10.  Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком.

Формы и методы реализации:

  • Игровые.
  • Проектные.
  •  Интегрированные.
  •  ИКТ (ресурсы сети Интернет, авторские фильмы и презентации).
  •  Совместная деятельность с партнерскими организациями.

Результаты проведенной работы:

  • Повышение уровня знаний у дошкольников об истории родного города, известных людях, улицах, памятных местах Волгограда.
  • Сформированность системы понятий духовных, семейных ценностей
  • Уважительное отношение к ветеранам, пожилым людям.
  • Повышение роста познавательной активности детей путем участия в  проектной деятельности.
  • Повышение уровня социализации дошкольников, интереса к совместной творческой деятельности.
  •  Возрастание заинтересованности родителей в успехах своих детей.
  •  Повышение эффективности патриотического воспитания, через использования новых форм и методов работы.
  • Повышение профессиональной компетентности и реализации творческого потенциала педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания.

Содержательная часть:

        В течение последних трех лет наш педагогический коллектив уделял большое внимание формированию у дошкольников нравственных качеств личности. Почему мы выбрали тему нравственно-патриотического воспитания? Мы считаем, что самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в политических процессах, а в разрушении личности. В наше время материальные ценности все более доминируют над духовными. Поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, терпимости, гражданственности, патриотизме.

        Дошкольный возраст – важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими знаний о своей малой Родине – родном городе, своей семье. Быть патриотом – значит ощущать себя полноценным членом общества, быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим устанавливать контакт с другими людьми, уважать их права, мнение, быть терпимым к различиям между людьми. Все эти качества закладываются уже в дошкольном детстве и являются составляющими гражданского воспитания.

В основу работы легли следующие принципы:

  1. Принцип историзма
  2. Принцип гуманизма
  3. Принцип дифференцированного подхода к каждому воспитаннику
  4. Принцип интегративности
  5.  Принцип наглядности
  6. Принцип развивающего обучения

Работа велась по следующим направлениям:

  • Волгоград – уникальный.
  • Волгоград – труженик.
  • Волгоград – город памяти.
  • Волгоград – многообразный.

При этом использовались разнообразные приемы и методы работы, некоторые из них были для нас достаточно новыми: проектная деятельность, использование ресурсов сети интернет, авторские дидактические и интерактивные игры, презентации, фильмы, совместные мероприятия с музеями, библиотеками, гимназией, семьями воспитанников. Именно эти методы стали наиболее эффективными. Был разработан перспективный помесячный план по направлениям, отражающим различные формы работы с дошкольниками, их родителями, ветеранами Великой отечественной войны, партнерскими организациями и учреждениями города (приложение 1.)

         В начале своей деятельности столкнулись с проблемой неохотного участия родителей в мероприятиях. Многие из них мотивировали это занятостью на работе, отсутствием свободного времени. Однако заинтересованность детей не оставила родителей равнодушными и они уже сам  стали предлагать свою помощь, проявляли инициативу в организации экскурсий, прогулок, изготовление поделок.

         Заметив, что дети не всегда логично и полно составляют рассказы об увиденном, мы стали использовать больше наглядности, а так же приемы мнемотехники и моделирования.

        Полученные результаты проведенной работы:

  1. У дошкольников повысился уровень знаний о родном городе, его истории, народностях населяющих наш город, достопримечательностях и известных людях города Волгограда.
  2. Формировалось чувство уважения и любви к своей малой Родине, к родной семье, к ветеранам Великой отечественной войны, чувство дружбы и уважения к другим народностям, проживающим в нашем городе.
  3. Активизировались творческие способности педагогов, были использованы и наработаны инновационные методы и технологии в решении задач нравственно-патриотического воспитания.
  4. Расширены рамки партнерства с образовательными учреждениями города, музеями, библиотеками, промышленными предприятиями.
  5. Возросла заинтересованность родителей в повседневной деятельности ребенка в детском саду.
  6. На базе сада создан мини-музей «Уголок памяти».

Литература

  1. Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» М.: УЦ «Перспектива», 2011;
  2. Н.А. Виноградова, Е.П Панкова «Образовательные проекты в детском саду» АИРИС –пресс 2008;
  3. Е.С. Евдокимова, Н.В. Езубова, Н.В. Додокина, И.В. Сластенова «Игры детей Поволжья: традиции и современность». Волгоград-Саратов: ЦОП, 2004
  4. Н.Г. Зеленова , Л.Е. Осипова «Мы живем в России» . М. 2007;
  5. Л.А. Кондрикинский «С чего начинается Родина?» М. 2005;
  6. М.Ю. Нолвицкая «Патриотическое воспитание в детском саду», М., 2003;
  7. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических заданий и сценарии мероприятий Волгограда: Учитель, 2007;
  8. О.Г. Тихонова «Дошкольники о музейной культуре». М. АРКТИ. 2006;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Моя малая Родина»

Развивающее пособие, предназначенное как для совместных игр ребенка и взрослого, так и для  самостоятельной игры одного или нескольких детей дошкольного возраста 5-7 лет, может использовать...

Методическая разработка "Моя малая Родина".

Методическая разработка по патриотическому воспитанию "Моя малая Родина!"...

Методическая разработка. Моя малая родина

Цель: воспитывать патриотические чувства к своему городу.Задачи: дать обширное представление о красоте своего города; вызывать гордость и уважение быть петербуржцем; развивать воображение присутс...

Мастер-класс по изготовлению наглядно-дидактического пособия «Моя малая Родина»

Мастер-класс по изготовлению наглядно-дидактического пособия «Моя малая Родина»...

Методическое пособие "Наша малая Родина - Кубань"

Методическое пособие для педагогов по приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры...

Методическая разработка - Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование методического пособия М. И. Родиной «Бусоград».

Содержание «Волшебные игры феи Бусинки» рассчитано в одинаковой мере и на сильного ребёнка, и на слабого, ориентирована на развитие личности ребёнка и носит деятельный характер, направлена...