Методическое пособие «Моя малая Родина»
методическая разработка по окружающему миру (старшая,подготовительная группа) по теме

 

Развивающее пособие, предназначенное как для совместных игр ребенка и взрослого, так и для  самостоятельной игры одного или нескольких детей дошкольного возраста 5-7 лет, может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях по развитию речи и занятиях познавательного цикла.

Согласно требованиям программы, в старшем дошкольном возрасте в совместную деятельность детей и взрослых вводятся игры, связанные с ориентированием по схеме, модели, карте, плану. Такие игры способствуют формированию коммуникативных навыков и умений – интересу к общению со сверстниками и коллективной деятельности, желанию работать в команде, самостоятельно объединяться в подгруппы согласно взаимным интересам. Происходит  активизация речевой активности детей (расширение словарного запаса, совершенствование связной речи), а также поддерживается положительный эмоциональный настрой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

Детей с первых  шагов учат добру, состраданию к своим близким, друзьям. Но не мало важно с первых же шагов учить их любить родной город.

Данная работа актуальна потому, что, прививая ребенку, любовь к родному краю, педагог воспитывает в нем чувство патриотизма. Кроме того, происходит всестороннее развитие личности ребенка.

Перед Вами полифункциональное, развивающее пособие, предназначенное как для совместных игр ребенка и взрослого, так и для  самостоятельной игры одного или нескольких детей дошкольного возраста 5-7 лет, может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях по развитию речи и занятиях познавательного цикла.

В пособие входят: карта города Воркуты с набором моделей, коллекция игр - «Собери картинку», «Покажи и назови», «О чем рассказывают здания города?» (приложение 1, 2, 3 соответственно), методические разработки – «Охраняемые природные территории воркутинского района» и «Азбука тундры» (приложение 4 и 5 соответственно), занимательные вопросы о флоре  и  фауне родного края (приложение 6 и 7 соответственно),.

Данное пособие развивает у ребенка:

- восприятие (тактильное, пространственное – справа, слева, вверху, внизу и т.п.);

- внимание, память, воображение, мышление;

- мелкую моторику пальцев рук.

  Преимуществом  такого пособия являются:

- содержательность и разнообразие тематики;

- возможность включения игр в повседневную жизнь, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

- максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;

- сотрудничество детей друг с другом и взрослыми во время подготовки к игре и в самой игре.

Пособие изготовлено в соответствии с рекомендациями программы «Детство», по которой работает наше образовательное учреждение. Согласно требованиям программы, в старшем дошкольном возрасте в совместную деятельность детей и взрослых вводятся игры, связанные с ориентированием по схеме, модели, карте, плану. Такие игры способствуют формированию коммуникативных навыков и умений – интересу к общению со сверстниками и коллективной деятельности, желанию работать в команде, самостоятельно объединяться в подгруппы согласно взаимным интересам. Происходит  активизация речевой активности детей (расширение словарного запаса, совершенствование связной речи), а также поддерживается положительный эмоциональный настрой.

Работа с представленным материалом способствует эффективному усвоению детьми знаний о родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все изучаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о малой Родине.

Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях. У детей формируется чувство гордости за свою малую Родину, желание сделать ее лучше.

Игра «Собери картинку» предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Может использоваться как совместно с пособием при закреплении знаний о государственной символике родного города, так и самостоятельно.

На первых этапах ознакомления с игрой детям в качестве зрительного образца предлагается карта с закрепленными на ней гербом и флагом города (5-6 лет). Детям более старшего возраста карта предлагается по окончании выполнения задания для проверки результата.

Игра «Покажи и назови» предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Игра может использоваться как в самостоятельной деятельности, так и в совместной деятельности с воспитателем. При параллельной работе с картой игровые карты могут использоваться в качестве листов заданий, когда детям к имеющимся правилам добавляют задание найти здание или сооружение на карте города.

Знакомство с игрой проводится по принципу от простого к сложному, то есть дети сначала используют в игре карты с видами зданий, сооружений и памятников, находящихся рядом с детским садом, постепенно с усвоением детьми знаний материал обогащается, за счет расширения территории, на которой располагаются здания, сооружения и памятники.

Игра «О чем рассказывают здания города» предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

I вариант игры рассчитан на детей 5-6 лет, II вариант игры рассчитан на детей 6-7 лет.

Знакомство с игрой происходит постепенно, сначала дети называют 1-2 учреждения, скрывающиеся за фасадом, позже количество учреждений увеличивается до полного списка. В ходе освоения детьми игры, она постепенно может усложняться, могут добавляться такие задания, как «покажи на карте, где расположено здание, о котором ты рассказываешь».

Для закрепления имеющихся у детей знаний об архитектуре города и его достопримечательностях, детям предлагается разместить на карте модель архитектурного сооружения или достопримечательности, обосновать, почему именно это место было выбрано, что находится рядом, что дети знают об истории данного сооружения, достопримечательности, района.

Приложение 4 «Охраняемые природные территории воркутинского района» используется в предварительной работе с детьми 6-7 лет при ознакомлении детей с природными особенностями родного города.

Приложение 5 «Азбука тундры» может использоваться как в предварительной работе при ознакомлении с флорой и фауной, так и на занятиях познавательного цикла при работе с картой. Дети знакомятся с новым представителем флоры или фауны и сразу прикрепляют нужную модель на карту.

Детям даются различные задания, в ходе выполнения которых необходимо решить кроссворды о представителях флоры и фауны с опорой на наглядность. Затем, ребенку необходимо классифицировать животных, птиц или растительность, то есть выбрать из многообразия тех представителей, которые встречаются в нашей местности и прикрепить на карту и дополнить свои действия рассказом об отличительных признаках животного, птицы или растения.

Используемые в данном пособии игры классифицированы по возрастам.

Классификация игр методического комплекта «Моя малая Родина»

Название игры

5-6 лет

6-7 лет

«Собери картинку»

1 вариант

Цель: обобщение и закрепление знаний детей о государственной символике города Воркуты

Правила:

Детям предлагаются разрезные картинки с изображением герба и флага  города. Собрав изображение, дети соотносят его с заданным образцом, затем прикрепляют флаг и герб на карту и рассказывают о значении государственной символики.

2 вариант

Цель: обобщение и закрепление знаний детей о памятниках и архитектурных сооружениях города Воркуты.

Правила:

Детям предлагаются разрезные картинки с изображением памятников и архитектурных сооружений. Собрав изображение, дети соотносят его с заданным образцом, затем прикрепляют макет на карту, объясняя свой выбор.

«Отгадай и покажи»

Цель: Закрепление знаний детей о флоре и фауне родного города

Правила:

Детям предлагается ответить на загадки о животных, птицах и растениях и показать на карте правильный ответ

«Покажи и назови»

Цель: обобщение и закрепление знаний детей об архитектурных сооружениях, памятниках и зданиях г. Воркуты, расположенных рядом с детским садом.

Правила:

Детям  предлагают карты с видами сооружений расположенных в районе детского сада и просят назвать, что на них изображено, где расположено это сооружение и закрепить модель на карте города (с опорой на вспомогательный материал. Пример: Фонтан, расположен на площади Мира напротив находится ДКШ).

Цель: обобщение и закрепление знаний детей об архитектурных сооружениях, памятниках и зданиях г. Воркуты.

Правила:

Детям  предлагают карты с видами сооружений различных районов города и просят назвать, что на них изображено, где расположено это сооружение, назвать достопримечательности, расположенные рядом и закрепить модель на карте города (без опоры на вспомогательный материал.).

«О чем рассказывают здания города»

Цель: обобщение и закрепление знаний детей о социальном назначении различных городских зданий.

Правила:

Детям предлагается назвать, какие вывески и названия они видели, прогуливаясь по городу. Дети объясняют, что скрывается за вывеской, для чего предназначено заведение. При правильном ответе на карту закрепляется соответствующая модель.

Цель: обобщение и закрепление знаний детей о социальном назначении различных городских зданий.

Правила:

Детям задаются загадки. Ответив на них дети выбирают необходимую карточку, и называют социальное назначение данного заведения и закрепляют на карте соответствующую модель.

При правильном ответе должна  получиться следующая логическая цепочка:

изображение здания → вывеска → объяснение ребенка о назначении данного заведения →  модель здания, размещенная на карте.

«Говорящие знаки»

Цель: учить находить на карте место расположения знакомых зданий, а также классифицировать здания по признаку жилые и нежилые помещения. Обозначать здании по заданному символу ( - жилые дома, ∆ - нежилые дома).

Правила:

Детям предлагается показать все знакомые здания, определить какие из них относятся к жилым и нежилым помещениям и закрепить соответствующие символы на карте.

«Реши ребус»

Цель: активизировать речевую деятельность детей, посредством решения ребусов

Правила:

Детям предлагаются карточки с зашифрованными словами, разгадав, их дети выбирают из полученных ответов, те модели, которые можно разместить на карте.

Кроссорды

Цель: закрепление знаний детей о флоре и фауне, природных особенностях, видовом разнообразии учреждений родного города.

Правила:

Детям предлагаются карты с кроссвордами.

1 вариант

Необходимо посмотреть на картинку и ответить на вопрос «Что это?» (педагог заносит правильный ответ в кроссворд).

2 вариант

Необходимо ответить на вопрос педагога без опоры на наглядность (педагог заносит правильный ответ в кроссворд)

Методическая разработка - «Охраняемые природные территории Воркутинского района»

Цель: обобщение знаний детей о природных особенностях родного города.

Правила:

Детям предлагаются изображения заказников и природных памятников. Рассказав о необходимости и способах охраны заказников и памятников, их отличительных особенностях и обитателях, дети закрепляют модели животных и растений на карте.

Методическая разработка – «Азбука тундры»

Цель: ознакомление с флорой и фауной родного города.

Правила:

В предварительной работе дети знакомятся с изображениями представителей флоры и фауны, обитающих в нашем районе и их особенностями.

При работе с картой дети размещают модели представителей флоры и фауны (в пределах города и за чертой города) и объясняют свой выбор.

Цель: закрепление знаний о флоре и фауне родного города

Правила:

Детям предлагается выбрать модели представителей местной флоры и фауны из набора моделей с представителями других регионов и разместить их на карте, объяснив свой выбор.

Необходимо помнить, что с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, семье, улице, городу начинается формирование того фундамента, на котором будет  вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Моя малая Родина".

Методическая разработка по патриотическому воспитанию "Моя малая Родина!"...

Методическая разработка. Моя малая родина

Цель: воспитывать патриотические чувства к своему городу.Задачи: дать обширное представление о красоте своего города; вызывать гордость и уважение быть петербуржцем; развивать воображение присутс...

Мастер-класс по изготовлению наглядно-дидактического пособия «Моя малая Родина»

Мастер-класс по изготовлению наглядно-дидактического пособия «Моя малая Родина»...

Методическое пособие "Наша малая Родина - Кубань"

Методическое пособие для педагогов по приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры...

Методическое пособие «Моя малая Родина – Волгоград »

Методическое пособие  "Моя малая Родина-Россия" по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Данное пособие направлено на формирование нравственных качеств личности через оз...

Методическая разработка - Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование методического пособия М. И. Родиной «Бусоград».

Содержание «Волшебные игры феи Бусинки» рассчитано в одинаковой мере и на сильного ребёнка, и на слабого, ориентирована на развитие личности ребёнка и носит деятельный характер, направлена...