Конспект занятия по экспериментированию на тему «Секреты веселых человечков» с элементами ТРИЗ
план-конспект занятия по окружающему миру

Конспект занятия по экспериментированию на тему «Секреты веселых человечков» с элементами ТРИЗ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_eksperimentirovaniyu.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию на тему «Секреты веселых человечков» с элементами ТРИЗ

(подготовительная к школе группа)

Цель: создать условия для становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста через развитие общения и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Задачи:

  • закреплять правила поведения при работе с лабораторным инвентарем;
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
  • обобщить и закрепить знания детей о воде;
  • развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире;
  • развивать навыки проведения лабораторных опытов;
  • развивать логическое мышление, воображение, фантазию детей;
  • воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
  • воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;

Словарная работа: закрепить в речи детей слова: твёрдое, жидкое, газообразное, пар.

Материалы и оборудование: сосуды с жидкостями; твёрдые предметы (камень, кубик); полиэтиленовый мешочек; салфетки, карандаши; лист бумаги на каждого ребенка с тремя полосками, для зарисовки человечков.

Ход занятия:

Приветствие.

Солнышко лучики к нам в окошко светит,

Самые лучшие дети мы на свете,

Пусть ладошки хлопают вот так: хлоп, хлоп,

Каблучки потопают вот так: топ, топ,

Целый день играть, нам совсем не лень,

Говорим с улыбкой: Добрый день!

Воспитатель: 

Фантастическая гипотеза:

Ребята, что было бы, если перестало светить солнце?

(возможные ответы детей)

Воспитатель: да вы много перечислили последствий!

Воспитатель: предлагаю вам послушать сказку.

В одной сказочной стране жили весёлые человечки. Они жили в красивых домиках, были они очень дружны и трудолюбивы. Всегда ходили эти человечки, взявшись за руки, и любая работа была им не почём, их трудно было разлучить. (Рисунок с человечками крепко держатся за руки). Но вот однажды. Случилось несчастье. На эту страну напал злой колдун. (Рисунок с жидкими человечками). Он хотел стать владыкой этой страны. И поэтому решил рассорить всё население этой страны. Колдун стал нашёптывать человечкам всякую неправду, и они стали сориться, их дружба стала рушиться и поэтому они не так крепко стали держаться за руки и расцепили руки. А те, которые поверили всем небылицам колдуна, вообще разбежались в разные стороны. (Рисунок с бегущими человечками). С тех пор эта страна превратилась из сказочной в обычную. И человечки стали жить среди нас людей. Но они так и остались одни дружны. Другие не очень, а третьи сами по себе.

Воспитатель: вы, ребята уже знаете этих человечков, мы с вами знакомились с ними.

Дети: знаем.

Воспитатель: эти частицы крошки, увидеть их нельзя, их так много, когда они соединяются между собой, получается, то камень, то вода, то воздух. Это маленькие человечки, жидкие, твердые, газообразные.

Эти человечки живут в окружающих нас предметах.

Те человечки, которые дружные. Крепко держаться за руки живут в твердых предметах и образуют твёрдые вещества.

Воспитатель:

А какие вы можете назвать предметы, в которых бы жили эти человечки?

Дети:

Камень, дерево, железо, стол, стул, столы, ступени и т.д.

Воспитатель:

Правильно, молодцы! У вас на тарелочках лежат камень, кубики. Давайте убедимся, возьмите карандаш и попробуйте проткнуть эти предметы, постучите по ним, можно постучать по столу.

Опыт №1(с карандашом)

Воспитатель:

Ребята, какие предметы?

Дети:

Твердые, они крепко держатся за руки.

Воспитатель:

У вас на столах лежат листочки, нарисуйте на верхней полоске человечков, которые образуют твердые тела.

Воспитатель:

А как вы думаете, где живут человечки, которые, не очень крепко держаться за руки?

Дети: 

В нетвердых предметах.

Воспитатель:

Ребята, перед вами баночка с водой, возьмите карандаш, опустите его в воду и помешайте.

Опыт №2(с карандашом и баночкой с водой)

Воспитатель:

Легко мешается?

А что вы ещё знаете жидкое?

Дети:

Сок, чай, кисель, молоко, кефир и т.д.

Воспитатель:

Что скажите про эти вещества?

Воспитатель:

Что делают человечки?

Дети:

Стоят посвободнее друг от друга.

Воспитатель:

У вас на столах лежат листочки, нарисуйте на второй полоске человечков, которые образуют жидкие тела.

Воспитатель: Правильно, молодцы!  

Воспитатель: Ребята, а какие человечки живут в воздухе? Можно ли их увидеть, потрогать?

Дети: 

Газообразные человечки, бегущие.

Воспитатель:

Где могут жить эти человечки?

Дети: 

В дыме, паре, воздухе, можно увидеть, когда кипит чайник или горит костёр. Потрогать нельзя.

Воспитатель:

Да их не всегда можно увидеть, эти человечки непоседы они прыгучие, бегущие, они газообразные.

Опыт №3 (с полиэтиленовым мешочком)

Воспитатель:

Ребята, давайте попробуем поймать воздух. Откройте пакеты.

Воспитатель:

Пакеты раздуваются? Что там внутри?

Дети: 

Воздух, он невидимый.

Воспитатель:

Какие человечки живут в воздухе?

Дети: 

Бегущие, газообразные.

Воспитатель:

У вас на столах лежат листочки, нарисуйте на третьей полоске человечков, которые образуют газообразные вещества.

Воспитатель: Правильно, молодцы!  

Физкультурная минутка

Как живешь? – Вот так! А плывешь? – Вот так! Как бежишь? – Вот так! Вдаль глядишь? – Вот так! Ждешь обед? – Вот так! Машешь вслед? – Вот так! Утром спишь? – Вот так! А шалишь? – Вот так!

Воспитатель:

Сейчас мы с вами поиграем, я буду называть вещество, а вы должны будете показать его состояние своим телом (камень, лужа, дым, дерево, дождь, стена).

Молодцы!

Воспитатель:

Ребята вам понравилось, чем мы сегодня занимались? Мы каждый день будем встречаться с человечками и ещё узнаем много интересного. Спасибо за внимательность, за сообразительность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ

Тема занятия: "Путешествие в осенний лес"Цель занятия: ознакомление дошкоьников с миром животных, развитиесвязной монологической речи.На занятии использовала элементы ТРИЗ технологии....

Конспект занятия по развитию речи В школе Веселых человечков

Конспект занятия по развитию речи В школе Веселых человечков...

«Познавательная гостиная с одарёнными детьми», По теме: «Секреты маленьких человечков с элементами ТРИЗ» Для детей от 5 до 6 лет

Посредством элементов ТРИЗ формировать представления  о свойствах материалов неживой природы. Расширять представления о многообразии веществ неживой природы; Используя метод моделирования...

«Секреты маленьких человечков» с элементами ТРИЗ

Мастер – класс по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе...

Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников среднего возраста с использованием элементов ТРИЗ-технологии «ВСТРЕЧА. МАЛЕНЬКИЕ ЧЕЛОВЕЧКИ».

Задачи:- Создать эмоционально теплую творческую атмосферу встречи для раскрепощения детей.- Познакомить с игрой «Маленькие человечки», подводящей к осознанию изменения агрегатных состояний...